Зпр в 9 классе психологич сопров


Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития в общеобразовательной организации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра специального и инклюзивного образования

Дополнительная профессиональная программа

(повышение квалификации)

«Реализация ФГОС начального общего образования

обучающихся с ОВЗ в Московской области »

Самостоятельная внеаудиторная работа №3.

Тема «Психолого-педагогическое сопровождение

обучающихся с задержкой психического развития

в общеобразовательной организации»

Выполнила:

Яблочкина В.А.

учитель начальных классов

МОУ «Дедовская СОШ № 4»

Истринск. муниц. р – на

Проверил: к.п.н.,доцент Гайфуллина Л.К.

2017 г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………...3-4

1. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся

с задержкой психического развития

в общеобразовательной организации……………………………………….………5-9

Список литературы……………………………………………………………………………...10

ВВЕДЕНИЕ

В 2011-2012 учебном году образовательные учреждения Истринского района посещало 199 детей с различными диагнозами и степенью инвалидности из них: 113 детей в общеобразовательных учреждениях, 54 в специальных коррекционных школах, 51 из них находятся на домашнем обучении, 32 ребенка посещало дошкольные образовательные учреждения. Наблюдается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.

В образовательных учреждениях района созданы все условия для поддержки доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность и учеба приносила ребенку-инвалиду радость. Все дети обеспечены бесплатными учебниками. Педагоги постоянно осуществляют индивидуальный подход, не допускают учебной перегрузки учащихся, следят за состоянием здоровья. В лицеях района психологи регулярно проводят беседы с учителями о приемах и методах создания ситуации успеха детей-инвалидов на уроке и перемене для правильного формирования психики и сохранения здоровья.

Классные руководители и учителя предметники хорошо знают особенности этих детей и учитывают их в своей работе, постоянно осуществляют индивидуальный подход, не допускают учебной перегрузки, предоставляются этим детям дополнительные динамические паузы и отдых, облегченный вариант домашних заданий. Педагоги находятся в постоянном контакте с родителями, дают им консультации по выполнению заданий. Дети, посещающие группы продленного дня, обеспечены бесплатным горячим питанием. Все обучающиеся вовлечены во внеклассную и внеурочную деятельность, принимают активное участие в школьных творческих конкурсах

Детям – инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможность посещать образовательное учреждение, создаются необходимые условия для получения образования по индивидуальной программе на дому. Проводятся уроки согласно индивидуальному расписанию и допустимыми нормами нагрузки. Они имеют возможность посещать классные часы и внеклассные мероприятия. Дети-инвалиды, обучающиеся на дому, получают компенсацию за питание.

  1. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся

с задержкой психического развития в общеобразовательной организации.

Педагогическая интеграция предполагает совместную деятельность детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников в условиях общеобразовательного учреждения.

Выбор этой темы мною не случаен. Начиная с 2010 года в нашей школе ведётся обучение детей с ЗПР. В связи с тем, что количество детей с ЗПР не позволяет открыть для их обучения специальный класс, эти дети обучаются интегрировано в условиях массовых классов по специальным программам.

В настоящее время в начальных классах школы обучаются 5 детей с ЗПР;

3 — с лёгкой умственной отсталостью. Обучение этой категории детей осуществляется в соответствии с рекомендациями районной ПМПК.
Одним из наиболее распространённых нарушений является ЗПР. Такие дети нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания, ориентированных на учёт особенностей их развития, их познавательных возможностей.

В городских школах дети указанной категории могут получить помощь дефектолога, логопеда и т.д. При этом педагог-психолог выступает центральной фигурой в организации психолого-педагогического сопровождения, обеспечивая консультативную помощь по индивидуальному и дифференцированному подходу к ребёнку.
В своей работе опираюсь на научно-методологические исследования отечественных педагогов и психологов Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, Л. М. Шипициной, Н. Д. Шматко, А. В. Семенович. За теоретическую основу своей деятельности по психолого-педагогическому сопровождению учащихся с интеллектуальными нарушениями беру следующие положения:
— ранняя диагностика проблем ребёнка способствует более полноценной их коррекции;
— коррекция проблем наиболее эффективна на фоне успехов ребёнка в какой-либо сфере деятельности;
— коррекция проблем ребёнка предполагает одновременную коррекцию поведения семьи и педагогов, взаимодействие семьи и школы.
Психолого-педагогическое сопровождение выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребёнку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.
Цель психолого-педагогического сопровождения ребёнка — сохранение психического и социального благополучия учащихся во время учебно-воспитательного процесса; оказание различного вида психологической помощи детям, родителям, педагогическому коллективу школы (коррекционно-развивающей, консультативной).
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
1. Отслеживание особенностей психологического развития ребёнка.
2. Создание условий для полноценного развития учащихся в рамках их возрастных и индивидуальных возможностей.
3. Создание специальных условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, имеющим проблемы в развитии.
Опыт моей работы по оказанию психолого-педагогической помощи формировался в процессе реализации следующих этапов:
1) Диагностический, который предполагает определение особенностей психофизического развития учащихся, уровня познавательных способностей и потенциальных возможностей (ПМПК). Диагностируя личностное развитие ребёнка, я провожу целостное изучение личности, при этом, обращаю внимание на такие критерии, как степень депрессивности, уровень агрессивности и тревожности, акцентуации характера, что очень важно учитывать при планировании профилактической и психокоррекционной работы.

Психологические особенности личности отслеживаются в динамике, поэтому на каждого ребёнка создаётся карта психологического развития. 
Результаты психологической диагностики обсуждаются на заседаниях ШПМПк, дополняют результаты педагогической и медицинской диагностики, что позволяет составить наиболее целостное представление о познавательных способностях, личностных особенностях каждого ребёнка с нарушениями интеллектуального развития. И на этой основе определяются его особые образовательные потребности. 
Это дает возможность составлять индивидуальные образовательные маршруты на каждого ребенка, выделив его сильные стороны, на которые можно опереться, а также подвести итоги мониторинга, определив эффективность проделанной работы. 
2) Коррекционно-развивающий, который дифференцируется по направлениям: психокоррекция основных психических процессов (память, внимание, мышление) и девиантного поведения учащихся.
Психологическая помощь учащимся с интеллектуальными нарушениями осуществляется мною на индивидуальных и групповых занятиях, которые направлены на включение ребёнка в систему социальных отношений, приобретение им навыков межличностного общения, формирования чувства адекватного восприятия окружающего мира. Содержание занятий позволяет мне активно использовать различные виды помощи (стимулирующую, организующую, обучающую). Организовывается и стимулируется деятельность ребёнка побуждающими вопросами, привлечением внимания к образцу, совместным формулированием правил, поощрением правильных действий. На детей с интеллектуальными нарушениями благоприятное влияние оказывает работа в группе. Прежде всего повышается мотивация.
Занятия строю таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Основное содержание таких коррекционно-развивающих занятий составляют игры и упражнения, направленные на оптимизацию общения, способствующие целостному развитию и решению конкретных проблем каждого ребёнка в соответствии с индивидуальными программами развития. 
На занятиях с детьми создаю атмосферу доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ученика, положительного эмоционального настроя на работу в течение всего занятия, стараюсь создавать искреннее обучение и желание в деловом контакте. Все это повышает интерес, внимание, активность учащихся. 
Важный момент в групповой форме работы — психопрофилактический, развитие адекватного отношения нормально-развивающихся ребят к проблемам учащегося с интеллектуальными нарушениями в развитии.
3) Считаю очень важной мою работу с педагогами, включёнными в психолого-педагогическое сопровождение, с целью обеспечения психологически грамотной организованной деятельности. С одной стороны, чтобы коллеги понимали образовательные потребности учащихся с интеллектуальными нарушениями в развитии. С другой стороны, компетентно строить взаимоотношения между учащимися в классе.
4) Значительным элементом психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ЗПР является работа с родителями в форме индивидуальных консультаций, в ходе которых решаю следующие задачи:
— информирование родителей о динамике коррекционно-развивающей работы, достижениях и успехах ребёнка;
— получение от родителей информации об особенностях поведения ребёнка дома, об его эмоциональном состоянии, об особенностях общения и взаимодействия с родителями;
— выработка в процессе совместного обсуждения с родителями оптимальной тактики взаимодействия и общения с ребёнком в семье.
Считаю достаточно эффективной формой повышения психолого-педагогической грамотности родителей. Опыт моей работы в этом направлении свидетельствует о том, что просветительские материалы побуждают родителей чаще обращаться к психологу, видеть больше проблем и лучше их формулировать.

В ходе деятельности мы столкнулись со стойкими трудностями, связанными с речевым недоразвитием, характерным для детей с ЗПР. У большинства детей этой категории имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения устной и письменной речи, неполноценность речи. Данные трудности затрудняют формирование универсальных учебных достижений (УУД).

В период с сентября 2010 г. психолого-педагогическим сопровождением было охвачено 12 учащихся с диагнозами различной сложности, такими как: умственная отсталость лёгкой степени, задержка психического развития, минимальная мозговая дисфункция, синдром дефицита внимания.

В результате диагностики у 70% учащихся зафиксированы стабильные показатели уровня развития основных психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, а также эмоционально-волевых особенностей.

Положительная динамика отмечается у 30% детей. Это те учащиеся, которые на протяжении всего указанного периода находятся на психолого-педагогическом сопровождении.

Список литературы

  1. Красулина Я. Д. Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Инновационные условия развития науки и образования в межкультурном взаимодействии : комплексный подход : материалы II междунар. науч.-практ. конф. – Екатеринбург, 2015. – С. 86-88.

  2. Лещева Я.Е. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения // Науч. дискуссия: вопр. педагогики и психологии. - 2016. - № 3-2 (48), ч. 2. - С. 140-143 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.internauka.org/authors/leshcheva-yana-evgenevna

infourok.ru

Рабочая программа: Рабочая программа психологического сопровождения детей с ЗПР

Пояснительная записка

      Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития. Проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в неумении сосредоточиться на выполняемом задании, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности не соответствуют возрасту).

 Причины возникновения ЗПР.

   Основной причиной является слабовыраженные органические повреждения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникли при родовом или раннем периоде жизни ребенка, могут быть неблагоприятные течения беременности, патология родов, социальные факторы: педагогическая запущенность, ограниченные эмоциональные контакты с ребенком на ранних этапах развития, двуязычие.

   ЗПР не передается по наследству, но в некоторых случаях наблюдается генетическая обусловленность недостаточности ЦНС.

    Выделяют два варианта: медицинский и педагогический.

1. Медицинский.

   На основе неврологического анализа у детей раннего возраста предложили выделить 2 типа ЗПР исходя из недоразвития.

   Доброкачественное или неспецифическое. Оно не связано с повреждением мозга и с возрастом компенсируется при благоприятных условиях внешней среды даже без специфических мероприятий. Проявляется в запаздывании двигательных функций.

   Специфическая или церебрально-органическая задержка развития связанная с повреждением мозговых структур и частичном отставании их функций.

2.  Педагогический.

     Конституционального происхождения – состояние задержки определяется наследственностью семейной конституции. В своем замедленном темпе развития ребенок, как бы повторяет жизненный сценарий отца и матери.

     Генетическая предрасположенность проявляется в высокой чувствительности к средовым факторам развития. К поступлению в школу у этих детей наблюдается несоответствие психического возраста его паспортному возрасту, у семилетнего ребенка он может быть соотнесен с детьми 4 – 5 лет. Незрелость психического облика проявляется в эмоционально-волевой сфере при относительно сохраненной познавательной деятельности, т.е. незрелость эмоционально-волевой сферы приводит к недоразвития познавательной. Для детей с конституциональной ЗПР характерен благоприятный прогноз развития при условии целенаправленного педагогического воздействия, доступных ребенку занятий в игровой форме, положительном контакте с учителем. Такие дети компенсируются к 10 – 12 годам. Особое внимание необходимо уделить на развитие эмоционально-волевой сферы.

   Соматогенного происхождения – длительные хронические заболевания, стойкие астении (нервно-психическая слабость клеток головного мозга) приводят к ЗПР. Такие дети рождаются у здоровых родителей, а задержка развития – следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний: хронические инфекции, аллергии и т.д. первичный интеллект не снижается, но в силу своей истощенности оказывается крайне нетрудоспособным в процессе школьных занятий. У всех детей с данной формой ЗПР имеет место выраженные астенические симптомы в виде головной боли, повышенной утомляемости, снижение работоспособности, на этом фоне расстройство, переживание, внимание снижается, память и интеллектуальное напряжение удерживается на очень короткое время.. Эмоционально-волевая сфера отличается не зрелостью при относительно сохраненном интеллекте. В состоянии работоспособности могут усваивать учебный материал. В упадок работоспособности могут отказаться от работы. Склонны фиксировать внимание на своем самочувствии и могут воспользоваться этими способностями для того, чтобы избежать трудностей. Испытывают трудности в адаптации к новой среде. Дети с соматогенной ЗПР нуждаются в систематической психолого-педагогической помощи.

       ЗПР психогенного происхождения. Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, функционально полноценные мозговые системы, соматически здоровы. ЗПР обусловлено неблагоприятными условиями воспитания.

       ЗПР церебрально-органического происхождения. Причиной нарушения темпа развития интеллекта и личности становятся грубые и стойкие локальные разрушения созревания мозговых структур (созревание коры головного мозга) токсикоз беременной, перенесенные вирусные заболевания во время беременности, грипп, гепатит, краснуха, алкоголизм, наркомания, матери, недоношенность, инфекция, кислородное голодание. У детей этой группы отмечается явление церебральной астении которое приводит к повышенной утомляемости, непереносимости дискомфорта, снижение работоспособности, слабая концентрация внимания, снижение памяти и, следствие этого, познавательная деятельность значительно снижена Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетаются у этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы. Им необходима систематическая комплексная помощь медика, психолога, дефектолога.

       Разработка коррекционной программы, направленной на формирование адекватной самооценки ребенка. Навыки выражения себя с помощью творчества и игровых форм деятельности; формирование активной жизненной позиции. Осознание ценности собственной личности.

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР.

      С учетом сложной структуры эмоциональных проблем у детей с ЗПР выделены четыре основные фазы процесса групповой психокоррекции.

      Динамика групповой психокоррекции детей с задержкой психического развития:

1.  Установочная        

- Образование группы как целого.

-  Формирование положительного настроя на занятие.

  -  Диагностика поведения и особенностей общения детей        

Спонтанные игры: игры на невербальные коммуникации. Коммуникативные игры.        

      Дети с ЗПР всех форм: конституциональная, соматогенная, психогенная, церебрально-органического генеза

2. Подготовительная        

- Структурирование группы.

- Формирование активности и самостоятельности

- Формирование эмоциональной поддержки членами группы        

       Сюжетно-ролевые игры. Игры-драматизации для снятия эмоционального напряжения.        Для детей с ЗПР соматогенной формы и церебрального генеза со снеженным социальным опытом — игры-драматизации. С психогенной формой, конституциональной, без выраженных нарушений социального опыта - сюжетно-ролевые игры

Реконструктивная        

       1. Коррекция неадекватных эмоциональных реакций на дефект.

       2. Проработка негативных переживаний.

       3.Обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования в различных ситуациях        Разыгрывание конкретных жизненных проблемных ситуаций        Для детей с ЗПР с тяжелой церебрально-органической недостаточностью, возможно привлечение родителей.

3. Закрепляющая        

1. Закрепление адекватных форм эмоционального реагирования на конфликт. 2.Формирование адекватного отношения к себе и окружающим.        

    Специальные сюжетно-ролевые игры, предложенные детьми.        Детям с ЗПР необходима помощь психолога в выборе игры. Рекомендуется включать в игру родителей и здоровых сверстников или сверстников с ЗПР с более легкими формами.

     На основе выделенных выше структуры и этапов групповой динамики разработаны планы-схемы психокоррекционных занятий для детей с ЗПР.

Заключение

     Психический детский медицинский психокоррекция. Желательно, чтобы возраст детей - участников группы был одинаковым, допустима небольшая разница: плюс-минус один год. Необходимо, чтоб в группе были разнополые дети. Число участников группы не должно превышать 5 - 7 человек ( малые группы). Для детей младшего школьного возраста 7-10 лет. 

    Перед началом групповых занятий необходимо предварительно побеседовать с каждым родителем, разъяснить им необходимость и значение занятий, раскрыть им основные принципы работы группы.

    В процессе групповой психокоррекции каждый участник моделирует свою реальную жизненную ситуацию, использует привычные для него типы эмоционального реагирования на ситуацию, реализует конкретные эмоциональные установки и отношения. В атмосфере откровенности и доверия ребенок свободно раскрывает свои эмоциональные проблемы, получает эмоциональную поддержку, модифицирует свои эмоциональные отношения и переживания и способы реагирования.

План

психологического сопровождения  детей с ЗПР

Месяц

Содержание работы

Ответственные

Сентябрь

1

Создание банка детей с ЗПР

соцпедагог

2

Изучение состояния здоровья, возможностей детей с ЗПР.

Кл .рук-ль,

соцпедагог

3

Составление индивидуального плана работы с детьми ЗПР.

Кл. рук-ль

4

Составление программы индивидуального изучения учащихся, организация обучения на дому.

Зам.дир. по УВР

5

Индивидуальные и групповые консультации для педагогов, работающих с детьми ЗПР.

Педагог-психолог, администрация

Октябрь

1

Изучение личности учащихся.

Кл. рук-ль, соцпедагог

2

Изучение семьи (семейных отношений) детей с ЗПР.

Кл. рук-ль, соцпедагог

3

Изучение интересов и способностей учащихся.

Педагог-психолог

4

Беседа для родителей «Роль семьи в развитии способностей ребенка»

Педагог-психолог

Ноябрь

1

Контроль за организацией питания учащихся.

Кл. рук-ль, соцпедагог

2

Индивидуальные консультации для родителей детей с ЗПР «Как организовать учебную деятельность детей с ЗПР»

Педагог-психолог

3

Организация группы здоровья для детей с ограниченными возможностями.

Учителя физкультуры, соцпедагог

Декабрь

1

Вовлечение детей в общешкольные и классные дела (по возможности)

Кл. рук-ль, организатор

2

Изучение микроклимата в классных коллективах, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями.

Педагог-психолог

3

Работа с учащимся на милосердия  и сострадания к людям с ограниченными возможностями.

Кл. рук-ль, организатор

Январь

1

Контроль за успеваемостью детей с ЗПР. .

Кл. рук-ль, соцпедагог

2

Мониторинг развития психических функций  и учебных достижений учащихся.

Кл. рук-ль, педагог-психолог

3

Встреча родителей учащихся (детей с ЗПР) с узкими специалистами.

Соцпедагог

Февраль

1

Индивидуальная работа с учащимся, нуждающимися в психологической поддержке.

Педагог-психолог

2

Производственное совещание состояния индивидуальной работы с учащимися в педагогической поддержке.  

Кл. рук-ль, зам. дир. по УВР

3

Контроль за организации питания учащихся.

Кл. рук-ль, соцпедагог

Март

1

Работа по развитию коммуникативных способностей учащихся.

Педагог-психолог

2

Работа с родителями детей с ЗПР «Как развить коммуникативные способности ребенка»

Педагог-психолог

Апрель

1

Организация выставки работ и поделок детей с ЗПР.

Соцпедагог, организатор

2

Индивидуальная и консультационная  работа с родителями детей с ЗПР.

Педагог-психолог

Май

1

Помощь в организации отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями.

Кл. рук-ль, соцпедагог

2

Подведение итогов работы

Схема занятий по коррекции эмоциональных нарушений с ЗПР:

Психотехнические приемы        

Занятие 1. 

Цель: знакомство детей друг с другом; формирование позитивного настроя на занятие.

Игра I. «Знакомство» с воздушными шарами

Дети располагаются в круге и поочередно бросают надувной шар друг другу, при этом называя свое имя. Через некоторое время предлагается кинуть шар тому, с кем хочешь поиграть, поговорить.

Игра 2. «Угадай, кто это» Ребенок с завязанными или закрытыми глазами ощупывает других детей и называет их имена.

Игра 3. «Ворвись в круг» Группа детей образуют круг, взявшись за руки. Один из желающих пытается проникнуть в круг, но группа его не пускает        

Отношение ребенка к занятию

Коммуникативные навыки

   Эмоциональные реакции на препятствия. Предпочтения в выборе партнера. Специфические реакции (уход от игры, активное стремление быть лидером, отношение к неуспехам).        

   Спонтанное, естественное поведение ребенка. Проявление активности на этапе занятий. Положительный эмоциональный фон в процессе занятий.

Занятие 2.

Цель: сплочение группы, снятие напряженности, скованности

Приветствие

Разминка: дети вспоминают имена друг друга в процессе игры с мячом.

Игра 1. «Кто громче крикнет» Детям предлагается издавать громкие звуки. Но крик должен постепенно превратиться в общую мелодию (хор).

Игра 2. Создание коллективного рисунка.Психолог предлагает детям подойти к доске, на которой прикреплен большой ватман, и фломастерами нарисовать то, что желает каждый, но сделать это так, чтобы получился общий рисунок. После выполнения задания рисунок коллективно просматривается и обсуждается        Включенность ребенка в процесс занятий Естественность поведения детей. В процессе выполнения коллективных занятий необходимо проследить, какая позиция у каждого участника коррекции: не подчиняется групповому влиянию; быстро подчиняется; стремится к лидерским позициям.        Проявление выраженного интереса к занятию

     Охотное включение в процесс занятий Положительный эмоциональный фон. В процессе беседы с родителями выяснить, как ребенок отзывался о занятии.

Занятие 3. 

Цель: Формирование эмоциональной поддержки членов группы созданием условий для выбора и принятия коллективных решений. Формирование инициативы.

Приветствие.

    Игра I. По выбору детей. Психолог предлагает детям выбрать игру из тех, которые были на прошлых занятиях, и принять коллективное решение.

    Игра 2. «Испорченный телефон» Психолог выбирает ведущего, который называет первое слово и «запускает испорченный телефон».

    Игра 3. «Реши задачу» Ведущий предлагает детям задачи из матриц Равена, тестов Айзенка. Дети коллективно находят правильный ответ.

    Игра 4. Дети сами придумывают задачу и предлагают се группе.        

    Сплоченность группы при решении коллективных задач Уровень самостоятельности и активности каждого ребенка Лидерские позиции членов группы

   Дети, имеющие проблемы группового взаимодействия, нуждаются в эмоциональной поддержке психолога.        Активность и самостоятельность детей в процессе занятий. Проявление инициативы.

Занятие 4.

Цель: формирование навыков самоконтроля в процессе группового взаимодействия.

Приветствие

       Игра 1. «Моргалки» Дети разбиваются на пары. Задача — пристально смотреть друг на друга как можно дольше, не моргая. Победитель выбирает, с кем он продолжит игру.

       Игра 2. «Зеркало» Ведущий изображает кого-то из животных. Члены группы угадывают. Ведущие поочередно меняются.

       Игра 3. «Все наоборот» Психолог предлагает детям разделиться на пары. Каждой паре вручаются карточки, где символически изображены движения. Например, руки вверх, вправо, влево. Играющие как можно быстрее должны выполнить эти движения, но наоборот. Ведущий оценивает число ошибок Затем дети меняются ролями        Симпатии детей друг к другу (выбор пары) Способность детей конструктивно общаться Развитие навыков самоконтроля.        Интерес детей к занятию. Желания группового взаимодействия. Адекватная оценка своих неуспехов.

.

nsportal.ru

Индивидуальный маршрут педагога-психолога по сопровождению воспитанника с ЗПР

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Грязовецкого муниципального района Вологодской области

«Центр развития ребенка - детский сад №1»

Индивидуальный маршрут педагога-психолога

по сопровождению воспитанника 4/2♀

Педагог-психолог:

Громцева Елена Валентиновна

г.Грязовец

2018 г.

Содержание

1. Целевой раздел

1.1. Общие сведения о ребенке…………………………………………………………..3 стр.

1.2. Пояснительная записка………………………………………………………..……….3 стр.

1.3. Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства:

Классификация детей с ЗПР………………………………………………...………...…3 стр.

1.4. Актуальность маршрута ……..………….…………………………………….........5 стр.

1.5. Целевые ориентиры………………...…………………………………………..........5 стр.

1.6. Задачи……………………………………………………………………………..…..5 стр.

1.7.Принципы разработки индивидуального маршрута дошкольника……………….6 стр.

2. Содержательный раздел.

2.1. Научные, методологические и методические основания программы…………….6 стр.

2.2. Продолжительность сопровождения……………………………………………..…9 стр.

2.3. Учебно-тематический, календарный план сопровождения………………………..9 стр.

3. Организационный раздел

3.1. Требования к условиям реализации маршрута……………………………….……16 стр.

3.2. Ожидаемые результаты……………………………………………………………...16 стр.

3.3. Система оценки достижения планируемых результатов………………………….16 стр.

Список литературы……………………………………………………………………...…..17 стр.

1. Целевой раздел

1.1. Общие сведения о ребенке

Ребенок посещает младшую группу дошкольного образовательного учреждения с сентября 2018 года. Согласно Индивидуальной программе реабилитации или абилитации ребенка-инвалида ФКУ ГБ МСЭ по Вологодской области от 02.10.2018 ребенок нуждается в социально-средовой реабилитации, социально-психологической реабилитации, социокультурной реабилитации, социально-бытовой адаптации.

Социально-средовая реабилитация – нуждается

Социально-психологическая реабилитация – нуждается

Социокультурная реабилитация – нуждается

Социально-бытовая адаптация– нуждается

Цели на текущий период (учебный год)

Содействие социализации ребенка с ОВЗ и максимального развития потенциала ребенка.

1.2.Пояснительная записка

Индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в развитии (далее «Маршрут») предназначен для специалистов МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад №1», разработан для конкретного ребенка 4/2♀. «Маршрутом» предусматривается коррекционно-развивающая работа по исправлению и доразвитию, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.

«Маршрут» разработан в дополнение к «Адаптированной основной образовательной программе для дошкольников»,

1.3.Особенности и новообразования дошкольного детства

Классификация детей с ЗПР

К. С. Лебединской в 1980 г. был предложена классификация ЗПР. В основу данной классификации легла этиопатогенетическая систематика. Выделяют 4 основных типа ЗПР:

- конституционального характера;

- соматогенного характера;

- психогенного характера;

- церебрально-органического характера.

Все 4 типа имеют свои особенности. Отличительная черта данных типов состоит в их эмоциональной незрелости и нарушении познавательной деятельности. Кроме того, нередко могут возникать осложнения в соматической и неврологической сферах, но основное отличие — в особенности и характере соотношений двух важных составляющих этой аномалии развития: структуры инфантилизма и особенностей развития всех психических функций.

ЗПР конституционального происхождения

При этом виде задержки психического развития эмоционально-волевая сфера ребенка находится на более раннем этапе физического и психического становления. Наблюдается преобладание игровой мотивации поведения, поверхностность представлений, легкая внушаемость. У таких детей даже при обучении в общеобразовательной школе сохраняется приоритет игровых интересов. При этой форме ЗПР гармонический инфантилизм можно считать главной формой психического инфантилизма, при которой наиболее ярко выражено недоразвитие в эмоционально-волевой сфере. Ученые отмечают, что гармонический инфантилизм нередко можно встретить у близнецов, это может указывать на связь данной патологии с развитием многоплодности. Обучение детей с данным типом ЗПР должно происходить в специальной коррекционной школе.

ЗПР соматогенного происхождения

Причинами данного типа задержки психического развития являются различные хронические заболевания, инфекции, детские неврозы, врожденные и приобретенные пороки развития соматической системы. При этой форме ЗПР у детей может присутствовать стойкое астеническое проявление, которое снижает не только физический статус, но и психологическое равновесие ребенка. Детям присуща боязливость, стеснительность, неуверенность в себе. Дети этой категории ЗПР мало общаются со сверстниками из-за опеки родителей, которые стараются оградить своих детей от лишнего, на их взгляд, общения, поэтому у них занижен порог межличностных связей.

При этом виде ЗПР дети нуждаются в лечении в специальных санаториях. Дальнейшее становление и обучение этих детей зависит от их состояния здоровья.

ЗПР психогенного характера

Центральным ядром данной формы задержки психического развития является семейное неблагополучие (благополучная или неполная семья, различного род психические травмы). Если с раннего возраста на психику ребенка оказывалось травмирующее влияние неблагоприятных социальных условий, то это может привести к серьезному нарушению в нервно-психической деятельности ребенка и, как следствие, к сдвигам вегетативных функций, а следом и психических. В этом случае можно говорить об аномалии в развитии личности. Данную форму ЗПР нужно правильно дифференцировать от педагогической запущенности, которая патологическим состоянием не характеризуется, а возникает на фоне недостатка знаний, умений и интеллектуального недоразвития.

ЗПР церебрально-органического происхождения.

Этот тип задержки психического развития встречается чаще других. Часто обладает яркостью и стойкостью нарушений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности ребенка. У этой категории детей преобладает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы. На этот вид ЗПР могут оказать свое патологическое влияние токсикозы беременных, инфекционные заболевания, травмы, резус-конфликт и т. п. Дети с этим видом ЗПР характеризуются эмоционально-волевой незрелостью.

Развитие представляет собой изменение анатомии и физиологии головного мозга в зависимости от возраста. В это понятие входит биохимическое и неврологическое развитие. Под развитием можно также понимать приобретение новых навыков и знаний, которые помогают ребенку адекватно приспосабливаться к внешнему миру, совершать самостоятельные действия и принимать решения. Каждый вид обучения, в особенности, приобретение речевых навыков, происходит параллельно с аффективным развитием. В младшем возрасте аффективное, моторное и речевое развитие фактически представляют собой единое целое.

Развитие поведенческих реакций не может объясняться только развитием ЦНС. Для того чтобы определенные тенденции развились, необходима стимуляция извне. Для усовершенствования инструмента необходимо его постоянное использование. Центральная нервная система развивается тремя путями: от подкорковых структур к коре, по горизонтали межполушарно и сзади наперед.

У маленьких детей речь, память и мышление являются одним целым, в то время как с возрастом эти три функции отграничиваются друг от друга. Эта тенденция является одной из основных в процессе развития центральной нервной системы. Одновременно происходит становление символизации и ассоциации. Объединение всех функций головного мозга в единое целое предполагает участие более глубинных нервных образований, рассредоточена в разных структурах, а потому эта функция менее подвержена патологии.

1.4.Актуальность маршрута

  Актуальность маршрута заключается в возможности оказания психолого-педагогической помощи обучающимся с обозначенными трудностями в формировании высших психических функций.

1.5.Целевые ориентиры

Цель данного маршрута – развитие восприятия (сенсорных эталонов), внимания, памяти, мышления, воображения, речи, тонкой моторики рук.

1.6.Задачи

Зрительное восприятие

Развивать восприятие цвета (красный, желтый, синий, зеленый)

Развивать восприятие формы (круг, квадрат, треугольник, шар, куб)

Развивать восприятие величины (большой-малый, длинный- короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, толстый – тонкий)

Слуховое восприятие

Развивать слуховое восприятие (молоточек и дудочка, колокольчик и свисток)

Тактильное восприятие

Развивать тактильное восприятие

Пространственное восприятие

Развивать восприятие пространства (высоко – низко, далеко – близко)

Пространство времени

Развивать пространство времени

Развивать объем внимания

Развивать концентрацию внимания

Развивать устойчивость внимания

Развивать слуховую

память (4 слова, 3-4 звука)

Развивать зрительную память(4-5 предметов)

Развивать обобщение/конкретизация

Развивать анализ

Развивать синтез

Развивать сравнение

Развивать систематизацию

Развивать репродуктивное воображение

Импрессивная речь

Развивать лексические категории

- понимание конкретных существительных

- понимание обобщающих слов

- понимание действий

- понимание поручений (по речевой инструкции)

Развивать грамматические категории

- понимание форм ед. и мн. числа

существительных

- понимание форм ед. и мн. числа глаголов

- понимание падежных конструкций

- понимание существительных в уменьшительно-ласкательной форме

- понимание предложений (по содержанию знакомых сказок)

Развивать артикуляционную моторику

Слоговая структура

Развивать слоговую структуру слова

Фонематический слух

- развитие оппозиционных звуков

- развитие дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении

- развитие дифференциации оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении

Лексика

- развивать номинативный словарь

- развивать предикативный словарь

(стоит, сидит, играет, рисует)

- развивать атрибутивный словарь

-антонимы

- предлоги

Грамматический строй речи

- ед. и мн. число существительных

- ед. и мн. число глаголов

- развивать умение согласовывать прилагательные с существительными

- развивать умение согласовывать местоимения с существительными

Словообразование

- развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Связная речь

- развивать умение составлять предложения по отдельным ситуативным картинкам

- развивать умение пересказывать текст знакомой сказки. рассказа

Развивать тонкую моторику

1.7. Принципы разработки индивидуального маршрута дошкольника

Диагностика.

Индивидуальный подбор педагогических технологий.

Систематический контроль и корректировка.

Наблюдение.

Пошаговая фиксация.

2.Содержательный раздел

2.1. Научные, методологические и методические основания программы

Данная программа построена на основе возрастного, культурно-исторического и структурно-системного подходов к пониманию закономерностей развития психики и личности ребенка, которые были разработаны Л.С. Выготским, А.Р.Лурия, Д.Б. Элькониным. Основные идеи, являющиеся методологическими основаниями маршрута:

  • психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определённым возрастным закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста;

  • состояние развития никогда не определяется только его актуальным уровнем, необходимо учитывать и созревающие функции, или зону ближайшего развития, причём последней отводится главная роль в процессе обучения, т.к. сегодняшняя зона ближайшего развития завтра станет для ребёнка уровнем его актуального развития;

  • среда является источником развития ребёнка;

  • одно и то же воздействие по-разному сказывается на детях разного возраста в силу различных возрастных особенностей обучение является движущей силой развития ребёнка, или «обучение ведёт за собой развитие», но лишь такое обучение, которое связано с зоной ближайшего развития ребёнка;

  • психика ребёнка обладает качественно другими характеристиками, чем психика взрослого человека, и лишь в процессе онтогенетического развития она начинает обладать характеристиками взрослого;

  • психика имеет свою логику развития: более поздние структуры возникают в филогенезе и онтогенезе в результате качественного преобразования более ранних структур;

  • психика человека - феномен культурного происхождения;

  • активность, инициативность и субъектность - важнейшие условия полноценного развития ребёнка.

Несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР:

1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения,

5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.

6. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.

7. В качестве основного метода положительного воздействия на ЗПР можно выделить работу с семьей этого ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.

С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах( даже если его речь невнятна), рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребенка играть с игрушками и другими детьми. Главное - родители должны оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.

8. Любое сопровождение детей с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности.

Каждое занятие строится по определенной постоянной схеме: гимнастика, которая проводится с целью создания хорошего настроения у детей, кроме того, способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка,

Основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (3-4 задания), и 1-2 упражнения, направленных на другие психические функции. Предлагаемые упражнения разнообразны по способам выполнения, материалу (подвижные игры, задания с предметами, игрушкам, спортивными снарядами).

Заключительная часть - продуктивная деятельность ребенка: рисование, аппликация, конструирование из бумаги и т.д.

9. Монтессори-педагогика – оптимальный выбор для детей с особенностями в развитии, так как эта методика дает уникальную возможность ребенку работать и развиваться по своим внутренним законам. Вальдорфская педагогика как система не очень подходит для таких детей, так как личность ребенка с ЗПР легко подавить, а учитель в данной системе выступает в главенствующей роли. Как единственная оптимальная методика обучения грамоте, до сих пор остается методика Н.А.Зайцева. Многие дети с ЗПР гиперактивны, невнимательны и «Кубики» - единственная на сегодняшний день методика, где эти понятия даны в доступной форме, где придуманы «обходные» пути в обучении, где задействуются все сохранные функции организма.

Игры на базе конструктора ЛЕГО благоприятно отражаются на развитие речи, облегчают усвоение ряда понятий, постановку звуков, гармонизируют отношения ребенка с окружающем миром

Игры с песком или «пескотерапия». Специалисты парапсихологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию, взаимодействие с ним очищает человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

В специально организованных условиях обучения и воспитания у детей с задержкой психического развития положительная динамика в усвоении умений и навыков безусловна, но у них сохраняется низкая способность к обучению.

2.2.Продолжительность сопровождения

Маршрут сопровождения педагога-психолога рассчитан на 34 занятия. Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение учебного года. Продолжительность занятия 10 минут.

2.3.Учебно-тематический, календарный план сопровождения

Задачи

Содержание коррекционно-развивающей работы

Сроки проведения коррекционно-развивающей работы

Развитие восприятия (сенсорных эталонов)

Зрительное восприятие

Развивать восприятие цвета (красный, желтый, синий, зеленый)

Развивать восприятие формы (круг, квадрат, треугольник, шар, куб)

Развивать восприятие величины (большой-малый, длинный- короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, толстый – тонкий)

Слуховое восприятие

Развивать слуховое восприятие (молоточек и дудочка, колокольчик и свисток)

«Подбери по цвету»

«Найди такого же цвета»

«Подбери домик для игрушки»

«Собери букет»

«Покажи шарик красного цвета, синего

цвета…»

«Какого цвета колечко?»

«Назови цвет каждой из улиток»

«Найди такую же фигуру»

«Каждую фигуру на свое место»

«Коробка форм»

«Мебель для кукол»

«Покажи круг, квадрат…»

«Подбери предмет такой же формы»

«Что похоже на квадрат? круг?»

«Матрешки» (разбери и собери)

«Разбери пуговки» ( по величине)

«Расставь всех матрешек по росту»

«Строим лесенку» (палочки Кьюзера)

«Угадай, что звучит?»

декабрь – январь

февраль

март – май

май

декабрь

январь

январь – май

апрель - май

ноябрь – декабрь

январь

март – апрель

май

декабрь - май

Развитие восприятия (сенсорных эталонов)

Тактильное восприятие

Развивать тактильное восприятие

Пространственное восприятие

Развивать восприятие пространства (высоко – низко, далеко – близко)

Пространство времени

Развивать пространство времени

«Чудесный мешочек»

«Найди кубик, шарик…»

«Мячик – далеко, а машинка… – близко»

«Кукла – высоко, а мишка…- низко»

«Что где расположено?»

«Скажи, где кубик», «Что где расположено»

«Назови части суток по картинкам»

декабрь– март

март – май

апрель – май

май

Развитие внимания

Развивать объем внимания

Развивать концентрацию внимания

Развивать устойчивость внимания

«Рассмотри картинки, назови картинки по памяти»

«Парные картинки»

«Найди отличия»

«Найди такую же»

«Найди на картинке всех котят, все чашки», «Раскрась все грибочки»

«Найди на рисунке те предметы, которые стоят на полочке»

«Проведи Ушастика к друзьям» (лабиринт)

«Помогите ежику найти дорожку до грибочков» (лабиринт)

май

февраль

апрель-май

апрель

март-май

май

Развитие памяти

Развивать слуховую

память (4 слова, 3-4 звука)

Развивать зрительную память(4-5 предметов)

«Запомни слова»

«Запомни звуки»

«Послушай и запомни, кто что делает?»

«Что пропало?»

«Угадай, чего не стало?»

«Что изменилось?»

март-апрель

май

март

апрель

май

Развитие мышления

Развивать обобщение/конкретизация

Развивать анализ

Развивать синтез

Развивать сравнение

Развивать систематизацию

«Чей домик?»

«Покажи овощи…фрукты…грибы»

«Назови одним словом»

«Чего не хватает у каждого предмета»

«Что лишнее?»

«Четвертый лишний»

«Покажи все красные предметы, все круглые предметы, все мячи»

«Разрезные картинки»

«Собери картинку» (посуда)

«Кубики с картинками 4 – 6 кубиков»

«Найди отличия»

«Подбери заплатки к коврикам»

«Пустой квадрат»

декабрь– январь

март

май

февраль

апрель - май

май

декабрь

январь - февраль

февраль – апрель

апрель – май

май

Развитие воображения

Развивать репродуктивное воображение

«Дорисуй картинку»

«На что похожи эти фигурки»

«Что держит в руках каждый из детей»

январь – февраль

март

апрель

Развитие речи

Импрессивная речь

Развивать лексические категории

- понимание конкретных существительных

- понимание обобщающих слов

- понимание действий

- понимание поручений (по речевой инструкции)

Развивать грамматические категории

- понимание форм ед. и мн. числа

существительных

- понимание форм ед. и мн. числа глаголов

«Покажи у мишки голову, лапы.уши…»

«Покажи стул, стол, окно, голову, руку…»

«Возьми стул, куклу…»

«Назови, что покажу»

«Покажи на картинках:

Игрушки

Посуду

Одежду

Животных

«Покажи на картинках, где зайчонок рисует, идет, сидит, играет»

«Принеси мне мишку»

«Принеси большой мяч»

«Найди и принеси зайчонка»

«Покажи где на картинках кот – коты, мяч – мячи, дом – дома, кукла – куклы»

«Покажи на картинках, где стоит дом и стоят дома, летит птица – летят птицы»

декабрь- январь

март – май

декабрь

январь

февраль – март

март

декабрь

декабрь – январь

февраль

Развитие речи

- понимание падежных конструкций

- понимание существительных в уменьшительно-ласкательной форме

- понимание предложений (по содержанию знакомых сказок)

Развивать артикуляционную моторику

Слоговая структура

Развивать слоговую структуру слова

Фонематический слух

- развитие оппозиционных звуков

«Покажи, что стоит на полке, на столе, на шкафу»

«Покажи, что стоит в стаканчике, в шкафу…»

«Покажи на картинках мяч – мячик, куклу – куколку, медведя – медвежонка»

«Покажи на картинке, где бабушка и дедушка плачет»

«Покажи как курочка деда и бабушку успокаивала»

Артикуляционная гимнастика

Упражнения:

«Улыбка»

«Хоботок»

«Лопатка»

«Иголка»

«Качели»

«Маятник»

«Лошадка»

«Повтори за мной» (дом, кот, дуб, бык, вата, Дима, Тома, вагоны, бананы)

«Как плачет кукла» (а-а-а)

«Покажи доктору горлышко и скажи а-а-а»

«Вот гудит паровоз у-у-у»

«Как кричит лошадка?» (и-и-и)

Как плачет малыш?» (уа)

«Плачет котенок – мяу»

«Как коровушка мычит?» (му)

«Полаем, как собачка» (ав)

«Как мышки пищат?» (пи-пи-пи)

«Как курочка зовет цыпляток?» (ко-ко-ко)

«Гуси, гуси- га-га-га»

январь - февраль

март

декабрь– май

ежедневно

декабрь– май

март – май

декабрь- март

Развитие речи

- развитие дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении

- развитие дифференциации оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении

Лексика

- развивать номинативный словарь

- развивать предикативный словарь

(стоит, сидит, играет, рисует)

- развивать атрибутивный словарь

-антонимы

- предлоги

Грамматический строй речи

- ед. и мн. число существительных

- ед. и мн. число глаголов

- развивать умение согласовывать прилагательные с существительными

- развивать умение согласовывать местоимения с существительными

«Покажи картинки: кот – кит»

«Покажи картинки: бак – мак, миска – киска»

«Назови словом части тела, предмета» (по картинкам)

«Назови предметы одним словом» (по картинкам)

«Назови, кто это?» (дом. животные)

«Скажи, кто что делает» (по картинкам)

«Рассмотри и расскажи, что делает мама»

«Расскажи, что ты видишь на картинках»

«Назови, какого цвета»

«Назови, какой формы»

«Сравни рисунки, скажи наоборот» (большой – маленький, сладкий – кислый)

«Скажи, где находиться» (в, на)

«Скажи, что это» (столы, петухи, сумки, дома)

«Скажи, что делают» (Рыбки плавают. Петухи плавают. Мальчики играют.)

«Назови по картинкам» (Синий шар, красная чашка, синяя лопатка, красный мяч)

«Расскажи, чья это вещь»

март

апрель

декабрь- январь

февраль-март

март

март – апрель

март

апрель – май

май

апрель

февраль – март

март – апрель

май

май

Развитие речи

Словообразование

- развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Связная речь

- развивать умение составлять предложения по отдельным ситуативным картинкам

- развивать умение пересказывать текст знакомой сказки. рассказа

«Большой стол – маленький…»

«У кошки – котенок, у лисы - ….»

«Назови животных и их детенышей»

«Расскажи, что ты видишь на картинке»

«Продолжи предложения»

«Ответь на вопрос по картинкам»

«Расскажи сказку по картинкам»

апрель - май

январь - апрель

май

май

Развитие тонкой моторики рук

Развивать тонкую моторику

-

Пальчиковые игры

Самомассаж пальцев и кистей рук

«Пластилинография»

«Собираем бусы»

«Собери картинку» (игры с прищепками)

«Нарисуй пятнышки на жирафе»

«Нарисуй для коровушки много травки»

«Дорисуй котятам усы»

«Нарисуй ежику иголки»

«Помоги Гномикам нарисовать узоры»

ежедневно

декабрь

январь-март

февраль - март

апрель

май

3.Организационный раздел.

3.1.Требования к условиям реализации маршрута:

1. Требование к специалисту. Работа осуществляется педагогом-психологом. Специалист должен иметь психологическое образование; уметь преодолевать не только трудности в процессе обучения детей, но и справляться с поведенческими сложностями детей.

2. Методический инструментарий необходимый для работы.

Развитие восприятия (сенсорных эталонов)- дидактические игры по развитию восприятия цвета, формы, величины, слухового восприятия, тактильного восприятия, восприятия пространства, восприятия времени.

Развитие внимания – дидактические игры по развитию объемавнимания, концентрации внимания, устойчивости внимания.

Развитие памяти- дидактические игры по развитию слуховой памяти, зрительной памяти.

Развитие мышления– дидактические игры по развитиюобобщения, конкретизации,анализа, синтеза, сравнения, систематизации.

Развитие воображения– дидактические игры по развитиюрепродуктивного воображения.

Развитие речи– дидактические игры по развитиюлексических категорий, грамматических категорий, артикуляционной моторики, слоговой структуры слова, оппозиционных звуков и т.д.

Развитие тонкой моторики рук–дидактические игры по развитию мелкой моторики рук.

3. Требования к помещению. Размер помещения должен позволять поставить стулья в круг, допускать быструю перестановку мебели, содержать рабочую зону (столы и стулья), и чистую зону (для подвижных игр). Стулья должны передвигаться свободно, и их количество должно соответствовать количеству участников.

Стены должны быть удобны для размещения схем, надписей в ходе занятий. Художественное оформление стен репродукциями должно быть минимальным и продуманным.

3.2.Ожидаемые результаты

По итогам реализации маршрута предполагается положительная динамика формирования Высших психических функций. Ребенок сможет:

- выполнять определенные движения в соответствии с инструкцией взрослого;

- ориентироваться в восприятии цвета, формы, величины, слухового восприятии, тактильного восприятии, восприятии пространства, времени.

- находить картинки по памяти, находить отличия в картинках, визуально проходить лабиринты.

- конкретизировать и обобщать предметы.

- обводить по контуру картинку

- понимать форм единственного и множественного числа предметов.

3.3.Система оценки достижения планируемых результатов

Для оценки достигнутых результатов использовать методику О.Н. Земцовой «Тесты для детей 3 – 4 лет» серии«Умные книжки» и психодиагностику по В.Л. Шарохиной «Коррекционно-развивающие занятия: младшая, средняя группы».

Список используемой литературы

  1. Куражева Н.Ю. «Цветик – семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. 3-4 года. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

  2. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия: младшая, средняя

группы. — М.: ООО «Национальный книжный центр», 2015. — 144 с.

  1. ЗемцоваО.Н. Тесты для детей 3 – 4 лет. Умные книжки.

  2. «Что должен знать ребенок 3 – 4 лет». Тесты

infourok.ru

Справочный материал «Работа педагога-психолога с детьми ЗПР в общеобразовательной школе»

Из опыта работы педагога-психолога

МБОУ гимназии № 14 им. Ю.А. Гагарина г. Ейска

Ольги Васильевны Лопата

«Работа педагога-психолога с детьми ЗПР в общеобразовательной школе»


 

Проблема трудности в обучении детей, имеющих задержку психического развития,  стала одной из актуальных психолого-педагогических проблем сегодняшнего времени. Процесс развития познавательных способностей при ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка. Дети с задержкой психического развития представляют собой количественно самую большую категорию детей с особыми образовательными потребностями.

Кто эти дети?

Ответы специалистов на вопрос, каких детей следует причислять к группе с ЗПР, весьма неоднозначны. Условно, их можно разделить на два лагеря. Первые придерживаются гуманистических взглядов, считая, что основные причины ЗПР носят прежде всего социально-педагогический характер (неблагополучная обстановка в семье, недостаток общения и культурного развития, тяжелые условия жизни). Дети с ЗПР определяются как неприспособленные, труднообучаемые, педагогически запущенные. Другие авторы связывают отставание в развитии с легкими органическими поражениями мозга и относят сюда детей с минимальной мозговой дисфункцией.

У части детей задержка психического развития преодолевается в условиях обычной школы, однако, большинство из них нуждаются в специально организованном обучении в соответствии с причинами задержки психического развития, особенностями познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения.

Особенности личности детей с задержкой психического развития

У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это обнаруживается в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д.

У детей этой группы недостаточно сформированы и пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства в продолжение довольно длительного периода осуществляется на уровне практических действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации. Поскольку развитие пространственных представлений тесно связано со становлением конструктивного мышления, то и формирование представлений данного вида у детей с ЗПР также имеет свои особенности. Например, при складывании сложных геометрических фигур и узоров дети с ЗПР часто не могут осуществить полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить её в единое целое.

У детей с ЗПР особенностью внимания отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения.

Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей значительное смысловое и эмоциональное содержание.

Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. У детей с ЗПР отмечается неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания, а так же широкий диапазон индивидуальных и возрастных различий этого качества. Наблюдаются недостатки анализа при выполнении заданий в условиях повышенной скорости восприятия материала, когда дифференцирование сходных раздражителей становится затруднительным. Усложнение условий работы ведёт к значительному замедлению выполнения задания, но продуктивность деятельности при этом снижается мало.

Ещё одним характерным признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти. Отмечаются снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной; заметное преобладание наглядной памяти над словесной; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовывать свою работу; недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; слабое умение использовать рациональные приёмы запоминания; недостаточный объём и точность запоминания; низкий уровень опосредованного запоминания; преобладание механического запоминания над словесно-логическим.

Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности этих детей, начиная с ранних форм мышления — наглядно-действенного и наглядно-образного. Дети могут успешно классифицировать предметы по таким наглядным признакам, как цвет и форма, однако с большим трудом выделяют в качестве общих признаков материал и величину предметов, затрудняются в абстрагировани одного признака и сознательном его противопоставлении другим, в переключении с одного принципа классификации на другой. При анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью. В результате дети с ЗПР выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Ещё одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности. Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов.

У детей данной категории нарушен и необходимый поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу. Эти дети очень редко могут адекватно оценить свою работу и правильно мотивировать свою оценку, которая часто завышена.

Также у детей с задержкой психического развития снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений («хороший мальчик», «молодец»), а так же непосредственное эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание и т. д.). У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а так же низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.

У детей данной категории выделяется слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. Диапазон нравственных норм и правил общения, очень невелик, беден по содержанию. Отмечается большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания своей социальной роли и положения, недостаточную дифференциацию лиц и вещей, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. Всё это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.

Эти особенности развития, присущие в основном младшим школьникам, вызывают значительные трудности в процессе обучения, вследствие чего в исследованиях последних лет для характеристики этой группы учеников нередко используется термин «дети с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития».

Работа педагога-психолога с детьми ЗПР в рамках общеобразовательной школы, осуществляется по следующим направлениям:

1.Диагностическое направление

Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития ребенка.

2. Коррекционно-развивающее направление

В соответствии с особенностями развития ребенка и решением ПМПК психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка или группы детей в целом.

Можно выделить несколько основных направлений коррекционно-развивающей работы психолога.

Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.

Главное в этом направлении - формирование способности управлять эмоциями. Эмоции постепенно становятся более осмысленными и устойчивыми, приобретают большую глубину. У ребенка появляются так называемые высшие чувства - сочувствие, сострадание, умение понимать чувства других людей, сопереживать им. Адекватное эмоциональное реагирование в различных ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению: через мимику, пантомимику, жесты, позы и т.д. При этом ребенок учится за внешними эмоциональными проявлениями угадывать смысл поведенческих реакций и реагировать в соответствии с этим смыслом.

Развитие внутренних психических функций и коррекция ее недостатков.

В процессе работы по развитию познавательной деятельности развиваются мышление, память, внимание, творческое воображение, а также вырабатываются практические умения и навыки, формируется психологическая установка на самостоятельное пополнение знаний.

3. Консультативно-просветительское и профилактическое направление

Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребенка с ЗПР. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции учителей, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

Основными задачами психологического просвещения педагогов, являются раскрытие слабых и сильных сторон когнитивного и личностного развития ребенка, способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия учителя с ребенком при фронтальной и индивидуальной формах организации занятий.

Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы необходимо не только взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, но и активные помощь и поддержка со стороны родителей. Родителям даются специальные рекомендации, например, по активизации осознанной саморегуляции познавательной деятельности их детей при общении с ними дома.

4. Организационно-методическое направление


Данное направление деятельности школьного психолога при работе с детьми ЗПР, включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации.

Таким образом, основное содержание работы психолога в системе работы с детьми ЗПР включает:

1. Осуществление системы коррекционных и развивающих мероприятий.

2. Осуществление комплекса поддерживающих, консультативных и просветительских мероприятий в отношении педагогов и родителей детей.

3. Осуществление социально-диспетчерской функции.

Наиболее важной работой педагога-психолога можно считать коррекционно-развивающую. В своей практике я использую как фронтальную, так и индивидуальную формы работы с детьми ЗПР. Занятия строю используя программу занятий Н.П.Локалова «120 уроков психологического развития младших школьников». Данная психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов состоит из двух частей - книги для учителя (1 часть) и материалов к урокам психологического развития (наглядных и раздаточных) (2 часть). 
Первая часть программы представляет собой книгу для учителя, в которой на базе основного закона психического развития - закона системной дифференциации - подобраны, расположены и поурочно описаны более 350 психологических заданий, направленных на развитие познавательных процессов, пространственных представлений, психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, психологических новообразований младшего школьного возраста. Внутреннее содержание данной программы направлено на всестороннее развитие аналитико-синтетической деятельности учащихся. 
Во второй части программы содержатся иллюстрации и раздаточные материалы, требующиеся к значительному числу заданий, описания по использованию которых содержатся в первой части. 

Основной целью данной программы является познавательно-личностное развитие школьников; на нем формируются умения осуществлять различные умствен­ные действия, развиваются самостоятельность детей, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое, т.е. формируются такие психологиче­ские качества и умения, которые помогают школьникам усваивать учебный программный материал на предмет­ных уроках. Материалы данной программы позволяют организовать деятельность ученика таким образом, чтобы ему были доступны все компоненты самостоятельной деятельности: осмысление цели, планирование своей деятельности, самоконтроль, сопоставление конечного результата работы с заданной целью.

Дети с ЗПР отличаются от нормально развивающихся сверстников особенностями эмоциональных состояний, самооценки, уровня притязаний, что отражается и на характере их социальных контактов. Для развития ЭВС ребенка я включаю элементы занятий из программы психологических занятий Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я». Занятия направлены на формирование самопознания ребенка, на развитие взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками, осознание своих эмоций и эмоций окружающих. Эмоциональный контекст варьируется от самого конкретного до самого общего, требующего максимальной творческой работы фантазии ребенка. Дети учатся показывать определенную эмоцию, оценивать невербальные средства выражения эмоционального воплощения, подмечать тонкие детали в выражении эмоций своих товарищей.

Использование материалов данных программ, в групповой и индивидуальной работе, облегчает наличие рабочих тетрадей. Где каждый учащийся выполняет задание как индивидуально так коллективно.

Таким образом, происходит полноценное развитие личности ребенка, а значит и решение поставленных коррекционно-развивающих задач. Кроме того, мы видим внутреннюю связь между со­вершенствованием на уроках психологического развития интеллектуальных процессов и формированием у млад­ших школьников когнитивных предпосылок начальных форм мировоззрения. Происходит осознание того что, у каждого человека свой внутренний мир, и чем лучше человек понимает себя и других, тем больше надежд на то, что он будет жить в мире с самим собой и будет понят и принят другими людьми.

Спасибо за внимание.

xn--j1ahfl.xn--p1ai


Смотрите также

АСТОК