Во сколько лет должен ребенок разговаривать


во сколько дети начинают говорить?

Прежде чем ответить на вопрос «Во сколько дети начинают говорить? » стоит сказать, что развитие речи ребенка имеет два основных направления: пассивное (понимание) и активное (произнесение слов и предложений) владение словом. Развитие пассивной речи у ребенка Пассивная речь опережает в своем развитии активную. Так, на 7 - 8 месяце жизни ребенок обычно понимает многие слова и узнает название тех предметов, которые произносит взрослый. В 8 - 9 месяцев дети начинают увязывать слова не только с предметами, но и с отдельными действиями. До определенного возраста число понимаемых слов значительно превосходит число активно произносимых. Бывают случаи, когда ребенок в год не говорит или в этом возрасте ребенок плохо говорит. У некоторых детей этот период развития только пассивной речи сильно затягивается. Если ребенку 2 года и он не говорит, не о чем беспокоиться. Ребенок вплоть до 2-х лет, понимая все, что говорят ему взрослые, и хорошо выполняя их простые инструкции («Дай» , «Сядь» , «Возьми») , может не произносить ни одного слова — либо вообще молчать, либо объясняться с помощью лепетного разговора. И все-таки речь при этом развивается. Ребенок не говорит, что делать? На этот вопрос родителей есть один ответ: ждать и продолжать общаться с ребенком. Нельзя заранее предсказать, когда это вдруг произойдет. Обычно у таких детей переход к обычной речи происходит внезапно. И это понятно, ведь достаточно богатый запас слов становится активным словарем ребенка. И бывает так, что дети, упорно молчавшие до 2-х лет, уже в 3 года догоняют и перегоняют в своем развитии тех, у кого первые слова появились еще в 9 месяцев. Ребенку 2 года, а он не говорит Не стоит беспокоиться, если до 2-х лет в активном словаре ребенка всего 2-3 слова. Если он понимает обращенную к нему речь, с интересом слушает взрослых и узнает по названиям предметы, значит, его речевое развитие идет нормально и рано или поздно он заговорит. А вот как рано или поздно — зависит от условий жизни малыша.

Не, пока нормально. Мой заговорил в 2,5 года, до этого много молчал. Зато потом как прорвало.... Единственное - были проблемы с произношением некоторых букв - ходили к логопеду. Тем более - мальчики начинают говорить позже, чем девочки.

Мой брат вообще в 3 года начал говорить внятно. А теперь голова пухнет - КАК много он говорит: ) Не беспокойтесь, это от каждого малыша зависит по разному)

у меня старшая дочь в 11 месяцев довольно четко произносила некоторые слова, в том числе и сложные. У знакомой сын в 1,5 года гимн России пел и стихи рассказывал. Моя средняя в два года только-только начала более-менее разговаривать. Все дети индивидуальны. Знаю случай, в садик ребенок 4-х лет пошел - только мычать мог. В саду быстро научился говорить.

у каждого свой темп развития мозга и речи один вырастет лектором, другой - сталеваром или водителем до двух лет не особенно переживайте, но речь стимулируйте играми и общением

У меня двойняшки, один начал говорить в 2-а года, другой пораньше, а у подруги -3,5 года сыну, так он до сих пор толком не говорит. До трех лет можно подождать, а затем, если будут проблемы дальше, обращаться к специалисту...

не обязательно, дети начинают разговаривать у кого то позже, у кого то раньше, успеет наговориться)) ) у друга вообще в полтора года начал ток говорить так что я думаю это нормально!

нет, не стоит обращать внимания. всему свое время. моя в семь мес сказала слово "дя-дя", потом постепенно стала дальше звуки и слоги произносить, тоже читали, разговаривали сней, потом в год и восемь стала слова говорить полностью, в год и девять по два слова были словосочетания, в год и десять - предложения по больше были и в год и 11 - говорила все. только букву "Р" так и не говорит (нам 2,6).

По разному. Один-как партизан, до трёх лет молчит, а болтун и до года разговорится. Обычно в дет. саду разговариваются.

мой вообще в три года заговорил, сказал. что раньше всё было в порядке. смысла не было рот открывать

Скоро начнем на это обращать внимание как только родятся. Все дети в разное время начинают разговаривать. Кто то и до 2,5 лет даже мама не говорит. У меня племянница мама только в 2,5 года сказала, а через месяц уже предложениями говорила. Дочка в год начала разговаривать понемногу.

когда ребёнку захочется - тогда и начнёт говорить а вообще-то, когда его перестают понимать взрослые не советую обращать внимание на деток подруг. Вы же не говорить, едите и одеваетесь, как подруга? почему Ваш ребёнок должен кого-то копировать? и вообще - ВАш ребёнок самый лучший!!!!

Звукоподражание, лепет-это не есть речь, это её начало. Речь развивается в индивидуальном порядке. Старший начал понятно говорить в 2.3 года, а младший -в 2,8 г.

прошло 6 лет но начали говорить или нет мне чет интересно стало

зависит от того, как родители учат и учат ли вообще

touch.otvet.mail.ru

Когда ребенок начинает говорить? - Солнечный Город

Как устроена речь

Чтобы понять, со скольки лет дети начинают говорить и что предшествует этому процессу, нужно сначала узнать побольше о нашей речи.  Речь – это форма общения с помощью определенных языковых конструкций, то есть звуков, слов, словосочетаний и предложений. Процесс, сопровождающий это общение, очень сложный и состоит из двух механизмов, тесно взаимодействующих между собой: понимание (внутренняя речь) и собственная (внешняя) речь человека.

 

Восприятие и понимание обращенных слов становится возможным благодаря речевому слуху – способности различать и анализировать звуки. Именно с помощью речевого слуха, который вырабатывается в первый год жизни, ребенок начинает узнавать и различать слова. А впоследствии на этой базе происходит развитие внешней речи – малыш пытается воспроизвести слова, которые слышит от кого-то. Он делает это снова и снова, пытаясь добиться более точного произношения, и таким образом постепенно учится говорить.

Этапы речевого развития

Существуют определенные стадии становления речи, через которые проходит каждый ребенок. Однако важно понимать, что все показатели – когда ребенок начинает лепетать, произносит слова и фразы – являются приблизительными, а само понятие норма может несколько отличаться у разных детей за счет индивидуальных особенностей. Большую роль играет наследственность: если кто-то из родителей заговорил поздно, то и от ребенка первых слов придется подождать. Кроме того, время, когда начинает говорить девочка и мальчик, чаще всего отличается.

Ученые выяснили, что активное формирование речи начинается с первого месяца жизни ребенка. Как уже было замечено, первым появляется восприятие и понимание, а затем уже и собственная осознанная речь.

Возраст

Речевые умения и навыки общения

1-2 месяца

Ребенок способен отличить человеческую речь от каких-либо других звуков. С помощью рефлекторного крика он может сообщить о дискомфорте, что является первым проявлением внешней речи. Ближе ко второму месяцу появляется улыбка, а затем смех.

3 месяца

Узнает знакомый голос матери, может различать интонации. Появляется гуление – ребенок протяжно произносит гласные в сочетание с другими звуками: А-А, А-ГУ.

5-6 месяцев

Понимает некоторые наиболее часто используемые обращения. Возникает лепет – многократное повторение слогов и произнесение других, более сложных звуков: БА-БА-БА, МА-МА-МА и т.д.

7 месяцев

Во втором полугодии жизни малыш произносит цепочки звуков, напоминающие слова. Сознательно имитирует звуки речи.

12 месяцев

Это тот возраст, когда ребенок начинает говорить МАМА и другие первые простые слова: БАБА, ДАЙ. Пытается произносить более сложные слова, чаще в виде их усеченных форм.

1,5 года

В полтора года ребенок способен понимать обращенные к нему слова, произносить простые фразы (действие плюс предмет). Допускается пропуск членов предложения и неполное произношение слов.

2 года

Время, когда ребенок начинает говорить предложениями из трех-четырех слов и начинает использовать грамматические конструкции (употреблять окончания, приставки и т.д.). Он хорошо понимает речь, когда к нему обрашаются, может выполнить несложные инструкции.

3 года

Достаточно развита фразовая речь - ребенок может построить полноценную фразу из нескольких слов с использованием местоимений, предлогов, наречий, прилагательных и других частей речи. Неправильное произношение некоторых звуков считается вариантом нормы для этого возраста.

 
Примерно к трем годам процесс становления речи считается практически завершенным. Все основы уже заложены, а дальнейшее речевое развитие – это лишь совершенствование уже сложившихся навыков.

Первое слово

Время, когда малыш произносит первое слово, чаще всего приближено к первому дню рождения. В этот период ребенок пробует соединять однотипные слоги, и на смену лепету приходят полноценные слова. Из МА-МА-МА получается МАМА – чаще всего именно это слово становится первым. Данному факту есть очень простое объяснение: мама находится с малышом большую часть времени, он видит ее постоянно и именно с ней связаны все основные эмоции и переживания. Мгновение, когда ребенок говорит «мама», запоминается на всю жизнь и становится определенной вехой в развитии и взрослении крохи.

С помощью слов ребенок обозначает для себя не только близких ему людей, но и интересные объекты, вещи, события. Чуть позже появляются слова, обозначающие чувства, состояние или эмоции, например АЙ-АЙ, БО-БО. Затем начинается активное расширение словарного запаса. Необходимо отметить, что на речевое развитие оказывают влияние многие факторы, как внешние, так и физиологические. Если обратить внимание, когда начинают разговаривать девочки, то становится понятно, что они на два-три месяца опережают противоположный пол.

Первая фраза

Приблизительно к полутора годам слова начинают объединяться между собой – так получаются первые фразы, которые сперва больше напоминают словосочетания. В этом возрасте ребенок уже способен объяснить простые вещи: «МАМА, ДАЙ», «ЭТО МОЕ», «ИДЕМ ДОМОЙ». В два года в лексиконе появляется больше местоимений и простых прилагательных: «МНЕ БОЛЬНО», «Я ПОШЕЛ», «КИСКА БЕЛАЯ». Общий словарный запас включает в себя от 50 до 100 слов.

К тому моменту, когда ребенку исполнится 2,5 года, он должен знать около 200-300 слов, уметь называть свое имя, использовать в разговоре прилагательные и некоторые другие части речи. В этом возрасте малыши начинают активно интересоваться окружающим миром и задавать вопросы. Поэтому, когда дети начинают говорить, мама должна всячески поощрять этот интерес. В 3 года у ребенка обязательно должна присутствовать фразовая речь, более того, он должен уметь составить небольшой рассказ, связывая между собой несколько предложений и правильно употребляя местоимения, прилагательные, наречия, глаголы. Разговор малыша должен быть понятен не только родителям, но и посторонним людям.

Ранние признаки нарушения речи

Процесс овладения языком достаточно сложный, и случается, что он не всегда идет гладко. Когда ребенок начинает говорить, мама должна пристально следить за процессом освоения речи. Ведь по мере роста и развития могут проявляться те или иные нарушения речи. Как правило, они дают о себе знать в раннем возрасте – до трех лет, и очень важно вовремя распознать эти признаки и принять меры к их устранению. Можно заподозрить, что у ребенка имеются проблемы с речевым развитием, если:

  • гуление и лепет появились очень поздно или вовсе отсутствуют;
  • нет реакции на обращенную речь;
  • к полутора годам ребенок не произносит ни одного слова;
  • после двух лет не развита фразовая речь;
  • ребенок не реагирует на прикосновения близких и не смотрит в глаза во время разговора.

Проблемы с речью могут возникать при некоторых неврологических патологиях, а также при заболеваниях лор-органов и недоразвитии речевого аппарата. В этом случае возможны следующие симптомы:

  • когда ребенок говорит, невозможно распознать звуки и слова – речь является нечленораздельной;
  • после перехода на твердую пищу отсутствуют навыки жевания;
  • во время бодрствования рот не закрыт, язык высунут наружу, возможно повышенное слюноотделение.

Не стоит надеяться, что подобного рода проблемы разрешатся сами собой. При любых сомнениях лучше обратиться к врачу – детскому неврологу, отоларингологу, психологу, дефектологу. Иногда может потребоваться консультация другого специалиста.

Три года считается критическим возрастом, когда дети начинают говорить предложениями достаточно связно. Если к этому времени малыш не умеет общаться с помощью фраз, может идти речь об общем недоразвитии речи. Такая ситуация требует обязательной консультации логопеда и дальнейшей коррекции. В противном случае велика вероятность того, что речь и дальше будет развиваться с большим опозданием.

Причины задержки и нарушений речевого развития

Все причины речевых нарушений можно разделить на физиологические и социальные. Первые обусловлены проблемами со здоровьем, наличием одного или нескольких заболеваний. Вторые включают в себя особенности воспитания, окружающей среды, отношений в семье. Все эти причины могут влиять на то, со скольки дети начинают говорить.

Среди физиологических факторов наиболее распространены следующие:

  • различные нарушения слуха;
  • неврологические патологии;
  • органические поражения мозга;
  • нарушения развития органов артикуляции;
  • травмы, в том числе родовые;
  • некоторые врожденные заболевания;
  • наследственность.

Если говорить о социальных факторах, то определяющим является та речевая среда, в которой ребенок обитает с момента рождения. Это понятие включает в себя не только процесс общения взрослых с малышом, но и все обстоятельства, окружающие его и способные изменить его речевое развитие в лучшую или худшую сторону. Другими словами, то, со скольки лет дети говорят, напрямую связано с их окружением.

  1. Недостаточное внимание и общение: с ребенком не разговаривают, ему уделяют мало внимания.
  2. Невостребованность речи: малыша не стимулируют к разговору, угадывая его желания по жестам.
  3. Слишком быстрая речь у взрослых членов семьи, при которой ребенок не успевает уловить суть и выделить для себя отдельные слова.
  4. Завышенные требования родителей: стремление научить разговаривать путем постоянного повторения одних и тех же слов и фраз, не создавая комфортную, эмоционально положительную для малыша атмосферу.
  5. Психологические проблемы или стрессовая ситуация в семье – развод родителей, частые ссоры, алкогольная или другая зависимость.
  6. Посторонний шум: постоянно работающий телевизор или громко звучащая музыка, особенно песенная. Слова в ней звучат неразборчиво, поэтому у ребенка не формируется умение отличать одни речевые единицы от других.
  7. Достаточно часто логопедические нарушения возникают у детей, воспитывающихся в двуязычных семьях. Когда дети говорят «мама» на одном языке, а «папа» на другом, это во многих случаях приводит к путанице и проблемам с развитием речи.

Как помочь ребенку начать говорить

Задача родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку в своевременном и правильном становлении речи, предотвратить отклонения в речевом развитии, а если они уже появились – попытаться преодолеть их как можно раньше.

Необходимое условие для развития речи – это общение. Сразу после рождения и до года объектом общения становятся члены семьи, в дальнейшем – сверстники. В результате контакта и совместных игр у ребенка появляется необходимость выразиться – это наилучшим образом стимулирует его к речевым высказываниям. Поэтому момент, когда ребенок заговорит, наступает быстрее.

Разговаривая с детьми, нужно соблюдать определенные правила. Во-первых, лицо взрослого должно находиться на одном уровне с лицом ребенка – это помогает хорошо рассмотреть артикуляционные движения и быстрее освоить произношение звуков. Во-вторых, речь должна быть медленной и внятной. Тогда у малыша появляется возможность вычленить в потоке речи отдельные звуки.

В окружении важно создать относительную тишину, особенно в то время, когда начинают говорить и общаться. У маленького ребенка абсолютно не сформировано внимание, поэтому любые посторонние звуки будут отвлекать – мешать сосредоточиться, вслушаться и вникнуть в речь, проанализировать и понять ее.

Нужно строго дозировать время просмотра телевизора, а лучше полностью отказаться от него. Экранная речь оказывает негативное влияние на речевое развитие – она обладает ускоренным темпом, не наполнена интонациями, не обращена конкретно к ребенку и не побуждает к словесной реакции и ответу. Такое времяпрепровождение вырабатывает непроизвольное (вынужденное) внимание, а для обучения речи требуется способность сознательно переключаться с одного объекта на другой, то есть внимание произвольное.

Стоит уделить время развитию мелкой моторики – она напрямую связана с умственным и речевым развитием ребенка и от нее зависит то, со скольки лет ребенок начинает говорить. Массаж и специальная гимнастика помогут повысить активность речи и помочь сформировать правильное произношение. А пальчиковые игры будут способствовать созданию благоприятного эмоционального фона между взрослым и малышом, развитию других умений – подражать кому-то, вслушиваться и понимать смысл речи.

Чтобы помочь ребенку заговорить, нужно всего лишь придерживаться этих правил, сделав их частью своего образа жизни. Выделите время в ежедневном расписании для общения с крохой, совместных игр и занятий, и непременно помните, что любовь и внимание близкого человека – самый важный развивающий трамплин.

sunny-town.org

Ребенок в 2 года не говорит. Во сколько начинают говорить дети? Когда ребенок говорит первое слово?

Что делать, если ребенок в 2 года не говорит? Как реагировать родителям? Есть ли методики обучения, направленные на развитие речи? Когда ребенок говорит первое слово? К каким специалистам обращаться? Читайте об этом в нашей статье.

Во сколько начинают говорить дети?

Обычно к году малыши уверенно произносят простейшие слова: «дай», «мама», «баба», «папа». Это время, когда ребенок говорит свое первое слово, пусть даже неосознанно. К двум с половиной годам ребенок по идее должен не только пополнить свой словарный запас, но и научиться складывать из слов простые предложения: «Дай мишку!», «Пойдем гулять!», «Купи мячик!», «Дай ручку!» и т. п. Но что делать, если ребенок в 2 года не говорит вообще или произносит невнятные, понятные лишь маме звуки? Почему у малыша «во рту каша», когда ровесники его уже вовсю «щебечут?» Стоит ли говорить в этом случае о какой-то отсталости, или такая упорная молчаливость — лишь индивидуальная особенность? И главное — как научить малыша, достигшего двух-трехлетнего возраста, говорить?

Причины молчания

Причин, по которым ребенок в 2 года не говорит, много.

  1. Поражение слуха. Когда кроха не очень хорошо слышит, то, соответственно, он и речь окружающих будет воспринимать плохо. При более тяжелых случаях (вплоть до глухоты) малыш может не говорить вообще либо сильно искажать звуки и слова в целом.

  2. Наследственность. Если вы, к примеру, сами произнесли первые внятные слова поздно, то в том, что ребенок в 2 года не говорит, нет ничего странного. Хотя, если малыш и к трем годам не овладел простыми предложениями, стоит побеспокоиться и обследовать чадо.

  3. Ослабление организма. Недоношенность или серьезная болезнь, например, могут вызвать задержку созревания (развития) нервной системы и, следовательно, самой речи.

  4. Гипоксия.

  5. Травмы (в т. ч. и родовые).

  6. Сильная интоксикация.

  7. Испуг.

  8. Перенесенная операция.

  9. Неправильное воспитание (например, излишняя опека, когда желания ребенка буквально предугадываются).

  10. Нарушения развития в целом.

Между родителями ходят слухи, что девочки якобы начинают ходить и говорить раньше, чем мальчики. На самом деле теория эта не имеет обоснованных подтверждений. Бывает, что ребенок не хочет говорить два, а то и три года, а потом его вдруг «прорывает» на цельные, правильно составленные предложения. Если малыш прекрасно понимает, что говорят ему родители и окружающие и при этом даже выполняет какие-то несложные инструкции («подойди», «возьми», «положи», «сядь» и т.д.), то беспокоиться, скорее всего, не о чем.

Активная речь может возникнуть внезапно

Если малыш и повторяет за вами слова, которые вы ему говорите, это совсем не означает, что он их действительно усваивает. Не мучайте, не заставляйте его произносить то, что вы хотите слышать. У некоторых деток подражание может носить отсроченный характер. Старайтесь вызывать малыша на разговор. Например, почаще задавайте своему чаду вопросы, не спешите исполнять желания (пусть он их озвучит). У детей свои собственные ритмы развития. Конечно, существуют так называемые «нормы», но об индивидуальности забывать нельзя. У кого-то позже показываются зубки, кто-то пропускает период ползания и сразу начинает бегать. Поэтому, если ребенок мало говорит, не впадайте в панику. Просто дайте крохе время. Не спешите. Не делайте за него то, что он мог бы сделать самостоятельно (надеть тапочек, или выпить молоко, или покушать). Не получается? Помогите. Но только так, чтобы было это ненавязчиво. Подтолкните своего кроху к самостоятельности.

А еще многие психологи советуют пореже включать телевизор, поскольку ваша речь практически сливается со звуками из телевизора, соответственно, ваше чадо воспринимает ваш голос как общий шум. Поэтому от родителей в большинстве случаев зависит, во сколько начинают говорить дети.

Какие специалисты могли бы помочь?

Если ребенок в два года не говорит, выясните причину молчания. Каких специалистов потребуется пройти? В первую очередь — педиатра. Он не только проведет общий осмотр, но и даст направления к узким детским специалистам: лору, логопеду, неврологу, психиатру.

Логопед, проведя тестирование, определит соответствие уровней речи и умственного развития. Для подтверждения или опровержения он, возможно, направит малыша на осмотр к психоневрологу.

Задача лора — проверить, есть ли взаимосвязь между задержкой речи и проблемами с артикуляционным аппаратом (к примеру, укороченная подъязычная уздечка) и слухом. Врач проведет осмотр ротовой полости, сделает аудиограмму.

Чем раньше выяснится проблема, тем проще с ней справиться. Но как быть, если малыш здоров и интеллектуально развит? Часть специалистов утверждают, что родителям стоит подождать лет до трех, поскольку это возраст, при котором происходит резкий скачок во всем развитии, и ребенок после долгого молчания может заговорить не просто отдельными фразами, а и целыми предложениями. Кстати, такие детки не только не отстают от сверстников в учебе, но иногда и превосходят их. Разумеется, если ребенок в 2 года не говорит, просто ждать этого чудесного скачка нельзя. Нужно помогать ему развиваться по простым и довольно увлекательным методикам.

Когда стоит начать учить своего малыша разговаривать?

Однозначно на этот вопрос не ответить. Собственно, процесс обучения, по сути, начинается еще в утробе. Доказано, что ребенок воспринимает звуки и реагирует на них, находясь еще в мамином животике. Он затихает, «прислушиваясь», когда женщина напевает песенку или, напротив, «воюет», когда она ругается. Психология — наука тонкая, и то,что заложено до рождения, обязательно проявится после. Активные занятия с малышом стоит начинать, когда малыш:

  • пытается звуками (либо жестами) что-то объяснить;

  • не просто все слышит, но и понимает речь;

  • наедине с собой говорит белиберду, однако достаточно четко выговаривает практически все звуки.

Взаимосвязь между развитием речи и мелкой моторикой

До полугода ребенок увлеченно повторяет мимику мамы, которая с ним разговаривает. Однако месяцев с семи имитация эта ослабевает. Малыш активно изучает столь богатый внешний мир, и внимание его на родителях уже не так заострено.

Замечено, что речевое развитие проходит параллельно с развитием моторики. Особенное значение лежит в противопоставлении большого пальчика всем другим. Давайте крохе катать мячик, приучайте работать с пластилином, купите ему разноцветные деревянные бусы (покрупнее). К полутора годам начинайте осваивать уже более сложные манипуляции:

  • застегивание замков и пуговичек;

  • завязывание узлов;

  • шнуровка (речь пока не об умении завязывать шнурки на ботиночках, учите малыша просовывать шнурки в небольшие отверстия) и т.д.

Движения левой руки отвечают за развитие правого полушария и наоборот. Очень полезны те совместные игры, в которых содержатся элементы сгибания пальчиков.

Критические периоды в развитии речевой функции

Врачи выделяют несколько периодов:

  1. Между первым и вторым годом в речевом развитии прослеживаются четкие предпосылки речи. Это время "лепетных" слов: «ля-ля», «ня-ня», «ла-ла», «ба-ба» и т. д. Уже в это время надо думать о том, как научить ребенка правильно говорить. Почаще просите кроху показать птичку, лошадку, коровку, собачку, кошечку и т. д. Побуждайте его к произношению (озвучиванию) действий. Идеальный пример для подражания — собственный. Учите кроху новым движениям: «сядь», «дай», «ложись», «возьми». Используйте игры, в которых действия производятся по команде взрослых: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Топ-топ» и т. п.

  2. В промежуток между 1,5 и 2,2 годами дети пытаются связывать два, а то и три слова. Что в таком возрасте обычно может сказать малыш? Например, такие фразы, как: «Де баба?», «Дай пи» и т. д. К этому возрасту ребенком усваиваются обобщенные понятия. Слово «нельзя», например, используется в разного рода ситуациях. Начинайте увеличивать количество и сужать значение понимаемых малышом слов: называйте детали одежды (шапочка, носочек, кофточка, колготки и т. п.), мебели, игрушек. Важно комментировать и применяемые действия: «возьми игрушку», «одеваем рубашечку», «застегиваем пуговичку» и т. д. Желательно любое действие малыша сопровождать обращением.

  3. К 2,6 годам словарный запас крохи начинает стремительный рост. Он уже сам спрашивает, показывая пальчиком на незнакомый предмет: «Это что?» Сложно сказать, во сколько начинают говорить дети. Если имеется в виду уже осознанная речь (не период подражания), то, пожалуй, именно в этом возрасте. Ребенок не выговаривает слова достаточно четко, часто коверкает их. А взрослые, пытаясь «спуститься до уровня» ребенка, тоже начинают коверкать свой разговор, затормаживая становление речи малыша. Действительно, для чего ребенку учиться произносить слова четко и правильно, если понимают и так? Помните: малыш должен слышать все слова в правильной подаче! Тогда к трем - трем с половиной годам он и сам будет говорить достаточно ладно. К этому возрасту слова будут изменяться по падежам и числам, а предложения станут более сложными. Однако и завышать требования нельзя, иначе ребенок просто замкнется. Кстати это одна из причин того, почему ребенок не говорит.

  4. Три года — время, когда ребенок переходит к контекстной речи. Здесь уже требуется согласованность внимания, памяти, анализа, речедвигательного аппарата. Рассогласованность работы ЦНС может вызвать упрямство и негативизм со стороны малыша. Система эта еще довольно ранима, поэтому на фоне стресса (даже небольшого) возможен так называемый мутизм и заикание. Кстати, срывы возможны и в 6-7 лет, когда приходит время начать развитие письменной речи. В это время ЦНС подвержена сильной нагрузке и находится на грани стресса.

Если задержка речевого развития не связана с заболеваниями ЦНС...

Если ребенок в 2 года не говорит, если он отказывается повторять за вами слова, если не обращается за помощью и решает свои детские проблемы самостоятельно, помощь в развитии речи однозначно нужна. Некоторые родители списывают такое поведение на упертость или раннюю самостоятельность и не слышат «первых звоночков». Игнорирование приводит к отставанию в речевом развитии. Это, в свою очередь, чревато усугублением упрямства и своеволия. Могут усилиться и истерические реакции. Если ребенок 2,5 года не говорит, а взрослые бесконечно пристают с просьбой «повтори», «скажи», можно дождаться еще и усиления негативизма. В итоге ваше чадо не только не захочет дублировать слова, но и замолчит вообще. Забудьте о таких просьбах. Хотя бы на время.

Что делать?

Во-первых, создайте условия, в которых ребенок вынужден будет общаться. Отличный вариант — игровые площадки, идеальный — детский садик. Дети там развиваются быстрее, поскольку не только вынуждены брать пример с уже вовсю общающихся сверстников, но и как-то изъявлять желания и потребности. Многие детки, молчавшие лет до трех, вдруг начинают «выдавать» такие сложные слова, как «бронетранспортер», «синхрофазотрон» и т. д. Кстати, зачастую они начинают говорить наедине с собой, напрочь отказываясь общаться со взрослыми.

Постарайтесь разнообразить впечатления ребенка. Он должен ежедневно получать новые эмоции и знания. Пусть это будут походы в цирк, в парк, на природу. Вы ведь испытываете бурю эмоций, когда ребенок говорит первое слово? Представьте — у вашего крохи тоже океан чувств, и ему захочется поделиться ими с вами.

И обязательно занимайтесь. Развитие речи — процесс кропотливый, требующий упорства, режима, терпеливости. Приготовьтесь к тому, что занятиями с логопедом вы не ограничитесь.

Обязанности родителей

Занимайтесь с малышом. Но уроки превратите в игру. Произносите названия тех предметов, которые вы вместе увидите. Если малыш не повторяет их — не настаивайте, пусть обучение будет незаметным, ненавязчивым. Искренне радуйтесь, если ваше чадо произнесет новое слово. Хвалите его. Не предупреждайте все желания крохи, ставьте наводящие вопросы: «Какого цвета?», «Хочешь кушать?», «Что коровка делает?» Причем сложность ответов увеличивайте постепенно, начав с простого. Читайте малышу детские стишки, сказки, напевайте песенки. Причем обязательно воспроизводите звуки (мяукание, жужжание), поощряя попытки повторить только что произнесенное вами. Не сюсюкайте — слова должны произноситься правильно, четко. Комментируйте действия (и его, и свои). Научите кроху кривляться (растягивать губы, вытягивать их в трубочку, щелкать язычком), это отличная зарядка для артикуляционного аппарата. Если малыш выражает желания какими-то жестами, поправляйте его, озвучивая его желания в вопросительной форме: «Ты пить хочешь?», «Игрушка упала?» и т. п. Заведите дневник, в который вы будете вносить все изменения: новые звуки, слова, звукоподражания. Так будет проще проследить рост речевого развития.

Говорящие игры для детей

Это еще одна весомая монетка в копилочку. Такой вид занятий понравится детям, которые любят смотреть телевизор. Если ребенок в 2 года не говорит, подберите ему диски с такими играми. Обучение превратится в настоящее веселье!

Игры разработаны с учетом характерных возрастных особенностей детей. Здесь и развитие речи, и расширение кругозора в целом. Для каждого возраста — своя программа, которая так же делится по темам: звукопроизношение («Пожужжим», «Тик-так» и др.), развитие кругозора («Домашние животные», «Дикие животные», «Кто здесь сказал «му» и др.), развитие внимания, памяти, слуха («Загадки звуков», «В гостях у жучка», «Волшебник», «Фея» и др.), развитие дыхания (преимущественно игры с микрофоном: «Вертолет», «Пчелка», «Торт и свечи»), говорящий алфавит для детей и даже совместное творчество (можно придумывать большие и маленькие истории, сравнивать, называть, повторять). Дети воспринимают такие занятия гораздо лучше, поскольку они действительно проходят в игровой форме. С одной стороны, не давят взрослые, с другой — малышу предоставлена самостоятельность (разумеется, под вашим присмотром, но ведь он об этом и не догадывается). Есть и артикуляционная гимнастика, которая в какой-то степени может заменить логопеда. Вся эта коллекция проходит под названием «Учимся говорить» для детей от 2 до 7 лет.

fb.ru

Когда ребенок начинает говорить предложениями?

Каждый маленький ребенок индивидуален. Каждый человек индивидуален. Несмотря на это каждая мама рано или поздно начинает интересоваться вопросом: «Когда же заговорит мой сынок/дочка?». «Сколько пройдет времени?» Разные детские специалисты определяют разные возрастные нормы развития речи, поэтому довольно сложно сразу сориентироваться в этом вопросе, тем более, если ребенок первый.

СодержаниеСвернуть

У педиатров свои показатели, у неврологов другие. Логопеды же говорят, что первые слова малыш начинает произносить в 7-8 месяцев (при условии нормального физического и умственного развития).

Как правило, каждая мама ориентируется на то, что зарождение речи начинается уже после появления на свет младенца – первый крик, плач, гуление, лепет, звуки.

Формирование речи ребенка

В последние годы отмечается стабильная тенденция – дети начинают позже говорить. Это связано с плохой экологией, наличием хронических заболеваний у матери, экстренными или затяжными родами. Многие детки уже рождаются с неврологической патологией, незрелой нервной системой – а ведь именно в головном мозге находятся речевые центры, недоразвитие которых вызывает различные нарушения речи, а также полное ее отсутствие.

Овладение речью – довольно сложный процесс. Он включает не только сами фразы, но также понимание речи, обращенных слов, предложений, разговорный язык, выражение собственных мыслей и эмоций. Как правило, девочки начинают говорить быстрее мальчиков.

Нормы развития речи

Нормы развития речи довольно условное понятие, так как они зависят от множества факторов − влияния окружающей среды, особенностей семейного и образовательного воспитания, наличия каких-то заболеваний и т. д.

Первый год жизни ребенка известный отечественный психолог А. Леонтьев подразделяет на 3 периода: первый крик, гуление (ближе к 6 месяцам), лепетную речь. На данном этапе раннее развитие подразумевает знакомство с окружающим миром, тренировку дыхания, голосовых связок, артикуляционного аппарата.

От года до трех лет появляются первые слова. Ребенок, произнося одно и то же слово, может иметь в виду различные понятия, например, машиной будет любое транспортное средство и т. д.

С трех до семи лет идет активное развитие речи, увеличивается словарный запас, усложняются проговариваемые предложения, формируются все звуки, которые до этого времени искажались или опускались при произношении.

Возможные отклонения

Есть некоторые моменты, на которые важно и нужно обращать внимание ближайшему окружению уже после появления на свет маленького человека:

  • Слабый монотонный крик младенца – сразу после рождения.
  • Отсутствие крика при любом дискомфорте – 1 месяц.
  • Младенец не улыбается при общении с мамой или папой – 4-й месяц.
  • Отсутствие единичных звуков, слогов – 5-й месяц.
  • Не стремится привлечь к себе внимание с помощью издаваемых звуков – 7-й месяц.
  • В 9 месяцев отсутствуют слоги «ма-ма», «па-па» и пр.
  • К годовалому возрасту не говорит ни одного слова.
  • К полутора годам нет осмысленного произнесения «папа», «мама».
  • К трем годам не понимает значения противоположных слов.

Если вы заметили многие из этих проблем, то желательно выяснить причину их возникновения, и при необходимости проконсультироваться у некоторых детских специалистов.

Диагностика и коррекция

Диагностикой уровня речевого развития занимаются логопеды. Однако отдельные детские специалисты, такие как отоларинголог, невролог, педиатр, могут заметить и обратить внимание на отставание от нормы. Поэтому стоит всегда прислушиваться к рекомендациям профессионалов своего дела.

В зависимости от того, какой специалист выявил определенные проблемные моменты, можно начинать комплексное лечение и развивающие занятия.

Как помочь ребенку без каких-либо отклонений начать разговаривать

Не у всех родителей есть возможность обеспечить своего ребенка занятиями с нужным специалистом (территориальное проживание или финансовое благосостояние семьи), поэтому существует несколько техник или способов, как помочь ребенку заговорить.

  • Не зацикливайтесь на таких словах, как «скажи» или «повтори». Многие логопеды утверждают, что такое усиленное стремление взрослого «заставить» малыша повторить сказанное слово или фразу, ни к чему хорошему не приводит, а лишь вызывает в ответ негативное отношение (так называемый речевой негативизм). Как же быть? Что делать в таком случае? Ответ прост – в процессе игры с сыном или дочерью, просто произносите все то, что делаете, озвучивайте действия игрушечных героев, их фразы. Старайтесь быть эмоциональными, используйте различные интонации.
  • Максимально используйте произносимые ребенком звукоподражания и лепетные слова. Для этого необходимо вести блокнот или тетрадь и записывать их туда. С течением времени вы заметите, что они легко вводятся в игру и превращаются в слова, которые он будет повторять.
  • Тактильный контакт – обнимашки! Этот прием отлично работает, так как позволяет стать эмоционально и физически ближе. Взрослый таким образом подает пример, как можно выражать свои эмоции, как действовать в той или иной ситуации и др. Малыш чувствует доверие, положительные эмоции, начинает испытывать гордость и уверенность в том, что делает, а, следовательно, появляются успехи в речи.
  • Игрушки – наши помощники. С их помощью можно изучать новые слова, части речи, предметы и действия с ними. Тем самым увеличивается словарный запас.

Речевые занятия и игры

Существует огромное количество упражнений и игр на развитие речи. Их можно комбинировать, изменять, перемешивать, лишь бы они работали на благо и приносили пользу. Некоторые родители и логопеды стараются сами придумать и разнообразить существующие игры, ведь главное − привлечь внимание ребенка, заинтересовать его. Начинаться и проводиться любая игра должна в увлекательной форме. По ходу действия можно вносить изменения и дополнения, все будет зависеть от возраста и особенностей каждого ребенка.

Упражнения с логопедом в домашних условиях

Специальные логопедические упражнения можно делать

дома. Они могут включать:

  • пальчиковую гимнастику;
  • артикуляционные упражнения;
  • игры на формирование слухового восприятия, звукоподражания;
  • логоритмические игры.

Для того чтобы домашние занятия были эффективны, необходимо заниматься каждый день. Однако, важный момент – они должны быть интересными и увлекательными, а не однообразными. Ребенку монотонность быстро надоест, пропадет энтузиазм и ему просто не захочется к чему-то дальше стремиться. Поэтому нужно продумывать каждое занятие, а впоследствии можно будет ориентироваться уже на «ходу».

И пожалуй, самое важное – запаситесь терпением!

Полезные советы:

  • Старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком, акцентируйте внимание на всех деталях, любых изменениях. Таким образом увеличивается общий кругозор, развивается память, запоминаются слова, действия.
  • Совместные занятия и времяпровождение сближает детей с родителями – вместе играйте, делайте домашние дела, готовьте, изучайте окрестности и т. д.
  • Поощряйте любую речевую активность – пусть кроха сначала говорит неправильно, не стоит сразу исправлять неправильное звукопроизношение, со временем недостающие звуки появятся.
  • Если ваш сын или дочь готовится что-то сказать, не перебивайте, не пытайтесь сделать это за него, а дайте возможность выполнить должным образом.

Таким образом, чтобы ваша маленькая радость заговорила как можно быстрее целыми предложениями, общайтесь, проводите как можно больше времени с ней, разговаривайте обо всем, что видите и слышите!

logopediacentr.ru

В каком возрасте ребенок начинает говорить первые слова: со скольки месяцев

С появлением на свет новорожденного каждая мамочка с нетерпением ожидает первых слов. По мере взросления и развития ребенок говорит все больше и сложнее. Простые звуки складываются в короткие словосочетания. Когда нужно ожидать от маленькой личности осмысленных фраз? Во сколько начинают разговаривать мальчики, и есть ли разница в речевом развитии с девочкой? Почему возникают проблемы с разговором у детей?

Ребенок говорит

Основные этапы речевого развития

В возрасте около двух месяцев новорожденные начинают агукать, еще через 8 недель появляется лепет. Родителям нужно понимать, что показатели речевого развития индивидуальны и значительно отличаются даже между детьми в одной семье. Наследственный фактор занимает не последнее место: в случае, если один из родителей начал поздно говорить, то первые слова у наследника будут позже, чем у сверстников.

Первые уроки родителей

Исследования специалистов по развитию речевого аппарата выделяют основные этапы. У малыша первично восприятие с пониманием, с течением времени слова складываются в осознанную речевую фразу.

Первые звуки и эмоции

Этапы речевого развития

Возраст ребенкаОсновные характеристики по общению
От 1 до 2 месяцевСпособность дифференцировать звуки вокруг, различать речь окружающих людей. Карапуз в состоянии криком указать взрослым на дискомфорт. К концу 8 недели от рождения малыш учится улыбаться, может рассмеяться
3 месяцаОтлично распознает родной голос мамы, понимает по интонации настроение. С помощью протяжных гласных начинает гулить, появляются первые сочетания гласных и согласных (А-ГУ, А-А, У-А)
От 5 до 6 месяцевРебенок воспринимает обращенные к нему слова и фразы. Может лепетать, повторяя несколько раз слоги друг за другом ( БА-БА-БА, ВА-ВА-ВА и другие)
7 месяцевГрудничок начинает говорить длинными цепочками слогов и звуков, слегка похожими на слова. Осознанно повторяет различные звуки
1 годКроха в состоянии повторять или самостоятельно говорить первые слова: МАМА, ПАПА, ДАЙ. Сложные слова произносить трудно, поэтому она уменьшает количество слогов
18 месяцевРеагирует в ответ на обращение к нему, легко общается простейшими словами. Ребенок способен сформировать предложение из неполных слов
2 годаПериод, когда идет активное общение между крошкой и окружающими. Предложения состоят из 3 или 4 слов, используются окончания и приставки для разговора. С пониманием слушает взрослых, при объяснении слушается
3 годаРечь у ребенка развита, разговор состоит из фраз. Задействованы разные части речи (местоимения, предлоги, прилагательные и другие). Если определенные звуки малыш говорит неправильно, это норма для возрастной категории

Особенности развития к 3 годам

Важно! Трехлетний возраст – это период, когда ребенок должен начать говорить предложениями и вести диалог с окружающими. Специалисты считают, что становление речи в три года – это завершенный процесс. Основные понятия усвоены, последующее совершенствование зависит от индивидуальных навыков и способностей.

Когда произносят первые слова

Чаще всего к 1-му году жизни дети, независимо от половой принадлежности, способны сказать от двух-трех до 15 слов. В этом количестве специалисты учитывают упрощенные детские сокращения:

  • вместо слова собака «ава»;
  • слово кошка заменяют на простое «мя» или «мяу»;
  • если ребенок хочет спать, чаще ребенок произносит протяжно «тяяяяя».

Знакомство с питомцем

Не все дети могут одинаково разговаривать, молчуны чаще или вообще не говорят или произносят минимум слов. Родителям нужно учитывать пассивный словарный лексикон. Даже если малыш вслух слова не произносит, значение фраз мамы он должен однозначно понимать. У разных детей состав запаса слов отличается. Один усвоит название игрушки, другому понятно слово велосипед, третий начинает стягивать одежду при фразе мамы «а теперь идем купаться».

Когда начинают говорить мальчишки

Обычно будущие мужчины произносят первые слова и осознанные фразы позже, чем девочки. Педиатры считают, что нормой будет появление связной речи к 2.5 годам или чуть позже. Если в три года и старше сынок может выговорить до 15 слов или не может соединить слова в законченную фразу, это расценивают как задержку развития. Необходима консультация детского врача.

Во сколько разговаривают девочки

По данным статистики, навыком разговора овладевают в среднем к полутора годам жизни. Не все детки способны четко и ясно выражать свои эмоции и желания словами. Известно, что девочки быстрее развиваются в целом, поэтому и говорить отчетливо начинают раньше.

Важно! Ребенок, независимо от гендерной принадлежности, может научиться проговаривать слова только при активном участии взрослых.

Когда ребенок скажет фразу

Карапуз может заговорить, если в наличии четыре составляющие:

  • органы слуха без патологии;
  • работающий речевой аппарат;
  • общение и речь воздействуют на ребенка;
  • желание малыша вступить в диалог.

В каком возрасте ребенок говорит первые слова? Доктор Комаровский советует развивающие упражнения, в которых мама последовательно показывает и озвучивает части тела: лицо, нос. Нормальное физиологическое развитие и два других психологических фактора стимулируют начало разговора. Дите будет впитывать все звуки и слова из внешнего окружения. Уже после года возможен быстрый рост словарного запаса.

Внимание! Мало просто любить своего ребенка, нужно постоянно заниматься и общаться с крошкой. Никто не может дать больше, чем близкие и родные люди.

К полутора годам маленький человечек способен самостоятельно построить фразу «Мама дай». Двухлетний карапуз говорит достаточно много. Он способен обозначать свои действия и озвучивать события вокруг него.

В промежутке от одного до двух лет в речи больше существительных и глаголов. Ребенок осмысливает на слух несложные рассказы. Слова начинают соединяться в первые простые фразы. Мама может услышать «Это мое», «Идем домой». После двух лет лексикон стремительно увеличивается за счет местоимений и прилагательных:

  • «мне больно»;
  • «я иду»;
  • «хочу кушать»;
  • «красный шарик».

Сформированный пассивный запас слов, слогов и звуков позволяет воспринимать сюжеты мультиков и разговоры сказочных героев.

К какому возрасту произносят словосочетания

Возраст, когда ребенок говорит первые слова, зависит от среды воспитания и индивидуальных особенностей. Примерно в два года и старше малыш может высказываться грамотными предложениями, состоящими из двух или трех слов. В его распоряжении – от 250 до 300 единиц речи. Появление в разговоре предлогов, прилагательных помогает проговаривать словосочетания.

К 2.5 и старше речевые функции достаточно развиты. Сложные звуки еще тяжело подчиняются ребенку («Р», «З», «Л» и другие), но с ним интересно общаться, он легко строит предложение из словосочетаний. К трем годам родители часто отдают своих подросших чад в детские коллективы. В окружении детей увеличивается словарный запас, речь становится уверенной и более совершенной.

Особенности развития и речи до 3 лет

Дальнейшее развитие в норме приводит к появлению у 4-х летнего ребенка огромного числа вопросов. Родители должны отвечать максимально грамотно и полно. Не нужно в разговоре с малышом упрощать названия предметов и понятий. Ребенок должен услышать правильные термины. Это стимулирует пополнение словарного запаса и в дальнейшем поможет избежать проблем при общении со сверстниками и старшими.

Почему возникает задержка речи

Когда ребенок начинает говорить, не все идет гладко и без проблем. Родные малыша, особенно мама, обязаны внимательно наблюдать за процессом речи. Иногда могут проявляться нарушения при попытке произнести слова. Важно их распознать, чтобы вовремя оценить ситуацию и принять соответствующие меры. Проблемы реальны, если у малыша:

  • отсутствуют частично или полностью гуление и лепет;
  • нет ответной реакции на прямое обращение к нему;
  • к 18 месяцам не произнес ни одного слова;
  • в 2 года нет фразовых сочетаний;
  • нет ответа на касания родных, не поворачивает голову и глаза при разговоре или звуках.

Проблемы с речью

При патологиях невралгического характера могут сформироваться проблемы с речевым воспроизведением. Если у малыша заболевания лор-органов или их врожденное недоразвитие, возникают симптомы:

  • звуки и слова невозможно понять из-за нечленораздельного произношения;
  • ребенок не может жевать твердую пищу;
  • когда малыш не спит, у него открыт рот, язык снаружи, обильное выделение слюнной жидкости.

Перечисленные проблемы не могут пройти без соответствующего лечения. Нужны консультации невролога, лор-врача, психотерапевта, логопеда и других специалистов для постановки правильного диагноза. Если в три года малыш не способен сказать фразу самостоятельно, есть риск недоразвития речевого аппарата.

Занятие с логопедом

Причины нежелания ребенка говорить

Замечено, что, чем больше времени и общения уделяют родители своему крошке, тем быстрее он осваивает новые слова, складывает их в предложения. Родители делают ошибку, считая своего ребенка несмышлёным и ничего не понимающим. Начинать читать нужно как можно раньше. Доктор Комаровский указывает много факторов, от которых зависит речевое развитие:

  1. Если малыш много времени предоставлен самому себе или сидит перед экраном телевизора или планшета, это может затормозить развитие речи.
  2. У детей с короткой уздечкой возможно отставание в разговорчивости. В ситуации, когда проблема становится выраженной, уздечку под языком лучше подрезать.
  3. Эмоциональные малыши часто начинают говорить позже сверстников. Они просто не успевают называть словами то, что чувствуют или хотят.
  4. Невозмутимые и спокойные карапузы могут долго молчать. У них нет причин звать или просить, они всегда всем довольны.
  5. У очень внимательных родителей дети молчат от того, что взрослые предугадывают все желания.

Факторов, тормозящих возраст, во сколько  лет ребенок начинает говорить, немало. Самое главное – нужно активно разговаривать с малышом, разносторонне его развивать. Чтение книжек, показ и повторение новых предметов, занятия по мелкой моторике дадут обязательный результат. Ребенок станет говорить и будет удивлять родных.

Занятие для развития речи

Видео

kpoxa.info

Когда ребенок начинает говорить первые слова и какие нормы?

Многим молодым и неопытным родителям нередко свойственна беспричинная тревога на почве элементарного незнания этапов становления малыша. Бытует множество мнений по поводу того, когда именно ребенок начинает говорить свои первые слова.

Все дети индивидуальны, однако, если признаки зарождения речи на определенных этапах развития малыша отсутствуют, то стоит обратиться к специалисту.

Содержание статьи:

Общепринятые нормы и возрастные особенности

Ожидания родителей бывают разными и часто не совпадают с действительными возможностями малыша.  Поэтому специалисты разработали нормы, в которых прописаны способности среднестатистического ребенка в соответствии с возрастом:

Возраст, мес.Речевые возможности
1Способом коммуникации выступает крик, которым ребенок оповещает о потребности во внимании. Спустя месяц младенец начинает улавливать посторонние звуки, проявляет реакцию на обращенную к нему речь.
2-3Наблюдается «комплекс оживления». Лица родителей вызывают бурю эмоций, которые он проявляет дерганьем ручек или ножек, а также агуканьем.
3-5Ребенок гулением (сочетание звуков в неправильном порядке), улыбкой или взглядом привлекает внимание взрослых.
6Наступает период невнятного лепета, который отличен от гуления. Если чадо пребывает в хорошем расположении духа, то длительное время может повторять звуки «ма-ма-ма» и другие.
7Появляется реакция на собственное имя, начинаются попытки контроля голосовой интонации.
8Стартует формирование активного словарного запаса. Ребенок старается повторить простые фразы, услышанные от родителей.
9-10Овладевает жестами и может указать на заинтересовавшую вещь. В запасе имеется до 10 односложных звукоподражаний.
11-12Время, когда в лексиконе появляются слова «мама», «папа» и другие. Ребенок отзывается на обращенную к нему речь, в состоянии указать на части тела и или животных.
15В активном словарном запасе находится уже до 15 слов. Начинает расширяться пассивный, а именно появляется возможность понимать обращенную к нему речь.
18Осознанное произношение не менее 20 слов. Его не затрудняют двусложные инструкции: возьми мячик и дай его мне.

Во сколько ребенок произносит свои первые слова

Установить четкие рамки, в которые дети обязаны произносить тот или иной набор слов, довольно сложно. Врачами выработаны определенные закономерности, но нужно в первую очередь ориентироваться на индивидуальные особенности своего чада.

Элементарные слова

Специалисты утверждают, что простые слова должны появиться в лексиконе малыша с 10 месяцев до года. Однако стоит помнить, что каждый ребенок индивидуален, на него влияет окружающая среда. Поэтому первое слово появится в момент, когда к этому будет готова сама кроха.

Самый ранний возраст, когда ребенок начинает говорить «мама» — 4-5 месяцев

Пополнение пассивного словаря

Годовалый малыш начинает активно накапливать в своей памяти названия тех или иных предметов. Не имея возможности озвучить их, он уже точно знает, о чем идет речь. Ребенок спокойно выполняет несложные задачи.

Смотрите также:

Развитие активной речи

Становление речи происходит скачкообразно. Это связано с тем, что его способности к запоминанию слов развиваются постепенно. Годовалый ребенок усваивает не более 6 новых слов в месяц.

Такой этап продолжается довольно длительный период времени, а затем наблюдается рывок, после которого 12 слов усваиваются уже за неделю. Процесс длится до того времени, пока малыш не начнет повышать уровень знаний ежедневно.

Правда ли, что мальчики начинают говорить позже

Специалисты отмечают тенденцию задержки речи среди мальчиков. В среднем они начинают говорить на 2 месяца позже девочек. На это влияет анатомическая особенность головного мозга. Левое и правое полушарие у обоих полов развито одинаково, а вот соединительные волокна у мальчиков тоньше.

Это не патология, так распорядилась природа. Однако разницу достаточно трудно уловить, если нет дополнительных проблем со здоровьем.

Смотрите также:

Когда начинает формироваться осознанная речь

Малыш начинает осознанно произносить слова при достижении годовалого возраста. Элементарные слова («мама», «папа») начинают употребляться в контексте (например, «мама дай»). Но это только начальный этап на пути к становлению осознанной речи. Затем наступает период активного развития пассивного и активного словарного запаса, которые позволит малышу ассоциировать предметы, четко выражать свое мнение или желание.

Постановку простых предложений ребенок осваивает в возрасте полутора лет. У него уже достаточно знаний, чтобы составить простые фразы (например, «кукла упала»). Наблюдается появление первых глаголов, которые могут неправильно сопоставляться с родами существительных и местоимениями. Вполне нормально услышать из уст своего крохи предложение: «Саша играет» (вместо: «я играю»).

При достижении ребенком двухлетнего возраста в его активном запасе уже 50 слов, которые он выстраивает в предложения (например, «я пошел гулять» или «я хочу играть»).

При этом малыш прекрасно понимает речь взрослых, запоминает и воспроизводит короткие стишки, потешки. Далее его словарный запас будет стремительно пополняться, что позволит облекать свои мысли в более полной форме.

Смотрите также:

Признаки задержки речевого развития

Специалисты выделяют несколько причин, провоцирующих задержку речевого развития:

  1. Генетическая предрасположенность. Если один из родителей с запозданием начал говорить, то ребенку вероятнее всего передастся такая особенность.
  2. Неврологические нарушения. В первую очередь задержка речи может стать следствием гипоксии, которая развивается при тяжелых родах.
  3. Индивидуальные особенности. Активные и эмоциональные дети намного быстрее начинают произносить слова, чем флегматичные.
  4. Проблемы в семье. Дети интуитивно ощущают напряженность, царящую между родителями. Они замыкаются в себе и плохо идут на контакт.

Существует несколько признаков, которые указывают на проблему с речью:

  • годовалый малыш не произнес ни единого слова, отсутствует звукоподражание;
  • в 1,5 года не реагирует на собственное имя и игнорирует просьбы показать (принести) что-нибудь;
  • при достижении двух лет не повторяет слова, сказанные старшими, не составляет словосочетания;
  • в 2,5 года не может идентифицировать цвета или части тела;
  • к 3 годам не в состоянии составить простое предложение, не улавливает суть простого рассказа.
При отсутствии двухсловных фраз в возрасте 2,5 лет нужно обратиться к логопеду

Как помочь малышу заговорить

Период, в который начнет говорить малыш, зависит не только от его физиологических особенностей. Большую роль играют родители, взаимодействующие с ним с самого рождения.

Их задача помочь ребенку сформировать сначала пассивный, а затем активный словарный объем. После чего помогать в оттачивании полученных навыков.

Родителям стоит взять на вооружение несколько рекомендаций:

  1. С ребенком нужно постоянно разговаривать, непрерывно озвучивая все выполняемые действия. Его пассивный словарный запас будет стремительно пополняться. Ежедневные занятия стоит подкреплять песенками и потешками, которые легче воспринимаются сознанием малыша.
  2. Обращаясь к ребенку лучше использовать простые фразы. На длинные предложения он просто не отреагирует.
  3. Активно подражать агуканью и лепету малыша. Причем, в этот момент желательно установить с младенцем зрительный контакт. Так он научится проводить параллель между звуками и их правильным произношением.
  4. Специалисты рекомендуют свести к минимуму сюсюканье. Речь должна быть внятной и понятной. Можно произносить полное название предмета и одновременно звукоподражательное (например, кошка и мяу-мяу).
  5. Ежедневно читать книги, которые подбираются в соответствии с возрастной категорией.
  6. Развивать мелкую моторику, которая помогает воспринимать предметы и ассоциировать их с названиями.

Смотрите также:

Наиболее популярные вопросы

Может ли ребенок просто молчать, даже если он здоров?

Индивидуальность малыша не стоит исключать из факторов, которые влияют на начало формирования речи. Существует такой феномен, как позднее созревание речи. Дети, у которых не обнаружены отклонения, могут долго молчать и впитывать информацию. Затем в определенный момент их прорывает и начинается поток не отдельных малопонятных слов, а правильно построенных предложений.

Может ли ребенок быстрее заговорить в детском саду?

Если у малыша наблюдается задержка речи, то его лучше отдавать в детский сад при достижении трехлетнего возраста. В этот период дети становятся более самостоятельными, эмоциональная зависимость с мамой снижается, что уменьшит психологический стресс. Психологи советуют не отказываться от посещения детского сада, так как ребенок попадает в «речевую среду», которая даст толчок, и он быстрее заговорит.

В первые годы жизни малыша родители обеспокоены двумя вопросами, когда он сделает первые шаги и начнет говорить. Эти навыки являются важнейшими из тех, с которыми ребенку придется справиться. Первые слова, фразы и предложения появятся постепенно и при условии, что родители помогут малышу их освоить.

kaknazvat.com

Когда ребенок начинает говорить первые слова? Во сколько месяцев?

С самого рождения ребенка молодые родители мечтают о том времени, когда их малыш начнет произносить свои первые слова. Однако крошка растет, а заветных слов «мама» или «папа» от него не слышно. В этом случае родители начинают беспокоиться, не отстает ли их чадо в развитии. Сейчас речь пойдет о том, когда маленький ребенок должен начать разговаривать.

В каком возрасте ребенок может начать говорить?

 

Речевая активность проявляется у всех детей по-разному. Девочки произносят свои первые слова раньше мальчиков, да и речевые навыки у современных детей проявляются позже, чем у их сверстников еще десять лет назад. Педиатры утверждают, что сроки начала развития речи у ребенка ориентировочные.

Ранние сроки

До 7-8 месяцев детка может научиться имитировать различные звуки, подражает интонации взрослых. Активно развивается понимание речи мамы и папы. До 12 месяцев появляются первые слова, некоторые особенно развитые дети даже могут формировать предложения из двух-трех слов. Проще всего ребенку произносить слова, которые состоят из двух одинаковых слогов: «баба», «мама», «папа», «ляля» и так далее. Развитие речи в возрасте до года считается ранним. Для того чтобы детка рано начал говорить по собственной инициативе, родители должны активно общаться с малышом.

Оптимальные сроки

Большинство детей начинают активно применять весь накопленный словарный запас после года. В норме до двух лет ребенок должен уметь строить фразы хотя бы из пары слов: «Папа, дай!», «Мама пришла» и так далее. Большинство слов составляют имена существительные. Чаще всего малыш повторяет словоформы, которые услышал от взрослых. К концу второго года жизни большое количество детей может строить предложение из существительных и глаголов с одним-двумя предлогами. Возраст от года до двух является оптимальным для формирования речи у малыша.

Когда ребенок начинает говорить предложениями? — К концу второго года.

Поздние сроки

Если от двух до трех лет у ребенка нет желания разговаривать, он чаще прибегает к помощи жестов, предпочитает молчать, а речь использует только в редких случаях, то можно говорить о поздних сроках развития речи. Но и такие признаки не всегда должны становиться причиной для беспокойства мам и пап.

Полагаясь на сравнительную характеристику, которую с легкостью можно обнаружить в специальной литературе и в Интернете, родители могут решить, что у малыша отставание в развитии. Однако стоит учитывать, что у каждого ребенка личный алгоритм становления речи. Все дети уникальны и неповторимы, и чаще всего опасения родителей не оправдываются.

Признаки нарушения речи у ребенка

Когда же мамам стоит начинать бить тревогу, если она заподозрила у своего малыша проблемы с речью? Специалисты выделяют несколько достаточно красноречивых признаков:

  • Слишком позднее гуление, лепет, или полное их отсутствие.
  • Малыш не обращает внимания на прикосновения взрослых, отводит глаза во время разговора.
  • Фразовая речь не развивается и после двух лет.
  • К 18 месяцам малыш не в состоянии произнести ни одного слова.
  • Когда к ребенку обращаются взрослые, он не реагирует.
  • Если к трем годам ваш малыш не может говорить связано предложениями, то речь может идти о недоразвитии речи.

Если вы наблюдаете у своего малыша подобные симптомы, то важно срочно записаться на прием к специалисту – детскому неврологу.

Советы по развитию речи

Для успешного развития речи в первые годы жизни, специалисты советуют:

  1. Развивать мелкую моторику. Как известно, речь и мелкая моторика тесно связаны. Поэтому стоит давать крошке в руки массажный мячик, чтобы крошка катал его в ладошках, делать массаж подушечек пальцев. Не стоит пренебрегать лепкой, играми с крупой, пальчиковой гимнастикой.
  2. Учите дуть. Упражнения для формирования правильного речевого выдоха способствуют развитию речи. Приобретите детке вертушку из фольги, мыльные пузыри или воздушные шарики. Хорошо развивает выдох бульканье жидкостью в чашке через соломинку.
  3. Считайте слоги. Неврологи считают что, сколько лет ребенку, столько слогов он должен произносить в словах. Чтобы избежать «проглатывания» звуков в конце слова, можно поиграть с малышом в следующую игру. Взрослый хлопает в ладоши на каждый слог, а малыш повторяет за ним слова, деля их на слоги, пользуясь хлопками.
  4. Много разговаривать и читать. С помощью общения накапливается пассивный словарный запас, который малыш потом переводит в активный. Совместные игры – один из сильнейших стимулов для выражения собственных мыслей. Поэтому, чаще играйте со своим ребенком.
  5. Общайтесь правильно. Когда вы что-то произносите, постарайтесь, чтобы ваше лицо было на уровне детского. Так малышу будет проще запоминать ваши артикуляционные движения и запоминать их. Проговаривайте слова медленно и внятно. При общении с ребенком, только начинающим говорить, важна относительная тишина. Так детка не будет отвлекаться на посторонний шум, а станет вникать в смысл ваших слов и правильность их произношения. Чаще задавайте вопросы и хвалите за любые успехи.
  6. Избегайте телевизора. Педиатры считают, что речь, которую слышат наши дети из динамиков телевизора или колонок компьютера, негативно воздействует на формирование детской речи. У нее слишком быстрый темп, она практически лишена интонации и не вызывает у крошки желание ответить.
  7. Уменьшите контроль. Позвольте карапузу изучать окружающий его мир самостоятельно. Не сдерживайте его познавательную активность, откажитесь от гиперопеки.

Рекомендации Комаровского: как помочь ребенку начать говорить

Медиа — доктор дает несколько рекомендаций для родителей, которые мечтают, чтобы их ребенок заговорил как можно раньше.

  • Начинайте общаться малышом за три месяца до его рождения. У плода в этом возрасте уже достаточно хорошо развит слух, поэтому стоит разговаривать с малышом вслух, петь песни, комментировать свои действия и не ругайтесь со своей второй половиной.
  • Необходимо активно общаться с младенцем сразу после его появления на свет. Педиатр советует отказаться от радионяни и чаще подходить к манежу новорожденного, чтобы оказать малышу внимание и поговорить с ним.
  • Комаровский считает, что возраст, с которого начинает говорить ребенок, не является наследственным фактором, а целиком и полностью зависит от воспитания малыша и количества уделенного ему родителями времени.
  • Формирование речи – процесс индивидуальный. У одних и тех же родителей при равных условиях развития, речь детей может развиваться по-разному.
  • Читайте книжки. Когда взрослый рассказывает сказку малышу, он постоянно употребляет одни и те же словоформы, которые есть в его активном словаре. Во время чтения книжек родителями, малыш слышит новые слова, которые еще не встречались ему во время общения с родителями. Сопровождайте чтение демонстрацией, показывайте картинки. Используйте пение.
  • Никогда не искажайте слова «сюсюканьем». В противном случае ребенок обязательно будет иметь проблемы с правильным произношением слов.
  • Самое главное в вопросе развития речи у малышей – это желание родителей отыскать силы и время для того, чтобы заниматься со своим ребенком. Постоянное общение – главный стимул к желанию заговорить для малыша.

vospitulya.ru


Смотрите также