Уроки математики для детей 5 6 лет


План-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему: Конспект занятия по ФЭМП для детей 5-6 лет

Конспект занятия по ФЭМП для детей 5-6 лет

 «Математические приключения»

Цели:

- закрепить счет в пределах десяти (прямой, обратный);

- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля.

Задачи:

- тренировать умение считать в пределах десяти в прямом и обратном порядке, умение составлять числовой ряд;

- закреплять знания о геометрических фигурах;

- упражнять в решении логических задач и задач на смекалку;

- воспитывать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях.

- тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование.

- развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность;

- развивать мелкую моторику рук.

-- воспитывать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях

- воспитывать доброжелательное  отношение друг к другу.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

Демонстрационный материал: картинки «старичок-Лесовичок», пазлы «гусеница», «муравей»; карточки для физкультминутки, магнитная доска, поднос, цветы из картона красного, жёлтого и зелёного цвета.

Раздаточный материал: карточки-цифры с 1 до 10; цветные карандаши, листы бумаги  для графического диктанта, рабочие тетради методического пособия «Занимательная логика» (авторы: Антошина Ю.А., Чичварина Т.В.)

Методы и приемы: объяснение, указание, пояснение, вопросы, показ, игровой прием, поощрение, педагогическая оценка

Содержание занятия:

Воспитатель:Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня у нас будет необычное путешествие по математическим тропинкам. С нами пойдет Старичок – лесовичок, он все тропинки в математическом лесу знает. Нам много придется сегодня пройти и много задачек решить по пути. Итак, отправляемся в сказочное путешествие.

1.А вот и первый привал. А называется он «Трудные задачки».

  • Сколько пальцев на одной руке?
  • Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?
  • Сколько концов у двух палок?
  • У бабушки Даши был внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у нее внуков?
  • У какой фигуры нет ни начала, ни конца?
  • На дереве сидели 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон?
  • Коля прибежал из школы домой первым, а Оля второй. Кто бегает быстрее, а кто медленнее?

- Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, и мы отправляемся дальше.

2.Шли мы,  шли, шли мы, шли, на второй привал «Сосчитай-ка» пришли.  А здесь все цифры разбежались, на поляне заигрались. Попрошу я всех ребят построить числа быстро в ряд! У вас на столах лежат тарелочки с цифрами, разложите их  от 1 до 10. (Дети выполняют задание).

Саша, посчитай числа по порядку, так, как ты их расставил.

Маша, посчитай  по-другому, в обратном порядке (обратный счёт от10 до 1).

Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5.

  • какое число вы поставили между числами 7 и 9
  • какое число вы поставили между числами 1 и 3
  • какое число вы поставили между числами 4 и 6
  • назовите соседей числа 6, 2, 4, 9-Молодцы, вы отлично справились с заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду. Пойдемте за Старичком - лесовичком по тропиночке дальше.

3.Шли мы, шли, шли мы, шли и на третий привал пришли. А называется он «Геометрические загадки».

Ребята, попробуем отгадать загадки Старичка - лесовичка?

1) Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо. (Круг.)

2) Моя загадка коротка:

Три стороны и три угла.

Кто я? (Треугольник.)

3) С детства я знакомый твой,

Каждый угол здесь прямой.

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам представиться я рад.

А зовут меня … (Квадрат.)

4) Нет углов у меня,

Нет сторон у меня.

И похож на дыню я.

Ну и кто же отгадал,

Что зовут меня … (Овал.)

5) Есть четыре стороны -

Противоположные равны.

Еще четыре прямых угла

Похож на холодильник я.

Ну, подумайте, друзья

Как же все зовут меня? (Прямоугольник.)

-А сейчас игра «Волшебные фигуры».

-Ребята посмотрите внимательно на экран: что вы видите?

Дети: Геометрические фигуры.

Воспитатель: Назовите фигуру, которая находится в центре? Какого цвета? (Квадрат, красного цвета).

Назовите фигуру, которая находится в правом верхнем углу? Какого цвета? (Треугольник, зелёного цвета).

Назовите фигуру, которая находится в левом верхнем углу? Какого цвета? (Круг, жёлтого цвета).

Назовите фигуру, которая находится в правом  нижнем углу? Какого цвета? (Прямоугольник, синего цвета).

Назовите фигуру, которая находится в левом нижнем углу? Какого цвета? Овал, оранжевого  цвета).

Фигуры хотят с вами поиграть: они прячутся, а вы рисуете их по памяти на своих листочках. Ещё несколько секунд посмотрите на фигуры…. Приступайте к выполнению задания.

4.Шли мы, шли, шли мы, шли, а вот привал впереди. А называется он «Физкультминутка».  Старичок-Лесовичок хочет с нами поиграть.

Физминутка

Дружно встали! Отдыхаем!

(Подъем с места, выход из-за столов)

Все сейчас пересчитаем!

Мы подпрыгнем столько раз, сколько солнышек у нас! (2)

Наклонимся столько раз, сколько ласточек у нас! (3)

И присядем столько раз, сколько гнездышек у нас! (6)

Сядем на пол столько раз, сколько луговых, садовых и лесных цветов у нас! (0)

Топнуть левою ногой, столько раз,  сколько хлопну я в ладоши!

Топнуть правою ногой, столько раз,  сколько хлопну я в ладоши!

Надо-надо разминаться!

(Ходьба на месте)

Продолжаем заниматься!

(Возвращение на рабочие места.

5.Вот наша следующая остановка. Готовы к выполнению заданий?

Вам необходимо ответить на вопросы.

  • Какой день недели сегодня?
  • Какой день недели был вчера?
  • Какой день недели будет завтра?
  • Назовите первый месяц лета.
  • Назовите третий месяц весны.
  • Какой день недели до вторника?
  • Какое время суток сейчас?
  • А когда мы вы идете домой, какое время суток?
  • Какое время года сейчас?
  • А когда идет снег, то какое время года?

6. А вот и следующий привал «Собирай-ка»

Воспитатель: Для выполнения следующего задания вам необходимо разделиться на 2 команды. Каждая команда подойдите к первому столу. Выполнив задание, мы узнаем, кто помогает Старичку-Лесовичку путешествовать по математическим тропинкам.

1 команда собирает из пазлов гусеницу,   вторая- муравья.

Гусеница и муравей  дают детям своё задание (рабочие тетради)

7.Подведение итогов:

-Ребята, вам понравилось наше путешествие?

-Что вас удивило?

-Что запомнилось?

Итог занятия.

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. Ребята если вам понравилось наше путешествие, и вы справились со всеми заданиями, то возьмите  красный цветок и приклейте его на полянку. Если вы допускали ошибки, то возьмите зеленый цветок. А если вам не понравилось путешествие и с заданиями вы не справились, то возьмите желтый цветок. (Дети приклеивают цветы на полянку). Спасибо вам за активность на занятии, занятие окончено.

 

nsportal.ru

Математика ☀ ☀ для детей 5-6 лет ☀ с чего начать занятие ☀ мнение экспертов

Дети в возрасте 5-6 лет начинают активно познавать и осваивать окружающий их мир. Они становятся почемучками, стремятся разобрать каждую вещь «по винтикам», чтобы понять, как она устроена, пытаются установить причинно-следственные связи между событиями. Так что к этому возрасту, и даже уже раньше — с 4 лет, можно начинать учить ребенка основам математических знаний. Поскольку ведущей деятельностью старших дошкольников все еще остается игра, ее элементы и нужно использовать при обучении.

С чего начинать занятия математикой?

Совсем не нужно, так как это делала Мальвина, сразу же усаживать детей за стол и учить их писать цифры, складывать яблоки и т.д. Лучше просто, разговаривая с ребенком, обращать его внимание на свойства различных предметов, сравнивать их между собой: арбуз тяжелее, чем яблоко, кошка ростом меньше папы. Потом, не спеша, начните упоминать простые числа: принеси мне три тарелки, в вазочке осталось еще две конфеты.

Одновременно с числами по такому же принципу нужно знакомить детей с основными понятиями геометрии – показывать и рассказывать, что значит круглый, треугольный, длинный и короткий. Для детворы 5-6 лет уже не составит большого труда осознать эти понятия, особенно если родители будут подкреплять эти, в общем-то, абстрактные понятия практическими будничными примерами: этот дом выше, а тот ниже, дорога к бабушке длиннее, чем дорога в детский сад.

Как проводить почти школьные занятия по математике

Уже после того, как дошкольник овладеет этими основными представлениями, можно переходить к «вратам математики» — усвоению понятий «число» и «цифра», что представляет для детей в возрасте 5 лет наибольшую сложность.

Главный принцип проведения математического занятия для детей 5-6 лет – это наглядность, т.е. объяснение каждого понятия или термина должно сопровождаться конкретными примерами и выполнением «домашнего задания». Конечно же, задания для детей нужно выбирать в соответствии с их возрастом – интересные, больше похожие на игру.

Чтобы родителям будущих школьников не приходилось самим изобретать велосипед и придумывать математические примеры одновременно и занимательные, и обучающие, педагогами совместно с психологами разработаны программы подготовки детей к школе, включающие в себя немало методов игрового обучения детей основам математических знаний. В этих программах используются и тематические раскраски, карточки с цифрами, обучающие мультфильмы, различные логические головоломки, веселые арифметические упражнения, математические прописи и многие другие задания.

Теперь немного подробнее.

Математические раскраски

Раскраски-пособия для занятий математикой очень эффективны для обучения дошкольников цифрам. В процессе раскрашивания ребенок запомнит, как цифра выглядит, и как она называется, и поймет ее «числовое содержание». Кроме начертания цифр такие раскраски могут содержать в себе и элементы геометрии – из кругов, квадратов, треугольников ребенок может складывать различные орнаменты и окрашивать их в различные цвета. Более того, есть раскраски, которые могут научить ребенка порядковому счету – это раскраски из серии «Нарисуй по цифрам», в которых, последовательно чертя ломаную линию от цифры к цифре, малыш сам может нарисовать достаточно сложную картинку. Раскраски могут содержать и различные упражнения. Пример такого задания – в большом круге изображена цифра, ребенку нужно нарисовать и раскрасить в нем такое количество маленьких кружочков, которое эта цифра обозначает.

Карточки с цифрами

Занятия с цифровыми карточками помогут в короткие сроки познакомить ребятишек со всеми необходимыми математическими понятиями. Карточки с цифрами и смешными картинками можно использовать в качестве домино, можно искать в них сходства и отличия, можно составлять из них различные примеры. Конечно, главная роль в таких занятиях, по крайней мере, поначалу принадлежит родителям – они должны придумать задания и научить ребенка, как «играть» в карточки.

Логические задачки и дидактические игры

Примеры логических задачек можно встретить на каждом шагу, например, все народные загадки – это, в сущности, задачи на развитие логического мышления. Классический образец веселой логической задачки по математике – «Что тяжелее: один килограмм пуха или один килограмм железа?». Что же касается дидактических игр, то пусть слово «дидактический» родителей не пугает – это всего лишь обучающие игры, например такие как посчитать, сколько желтых треугольников находится в комнате. В такую игру можно поиграть с малышом даже, например, сидя в очереди к врачу или возвращаясь из детского сада.

Математические прописи

Если у мамы нет возможности купить готовые прописи в магазине, их можно сделать самим. Это несложно – на бумаге пунктирной линией рисуется контуры любой цифры или фигуры, которые затем малыш должен будет обвести. Такие занятия очень рекомендуются во всех программах подготовки к школе, начиная с 5 лет. При работе с любыми прописями нарабатываются навыки аккуратного письма, развивается внимательность и усидчивость.

Что должен знать ребенок

Математика – довольно сложная наука, и чтобы с самого начала школьного обучения ребенок не испытывал трудностей в ее изучении, ему необходимо иметь основные математические навыки. Так что же должен знать и уметь будущий школьник?

  1. считать до десяти;
  2. знать цифры;
  3. рисовать основные геометрические фигуры – круги, квадраты, прямоугольники, треугольники;
  4. делить круг и квадрат две или четыре равные части;
  5. измерять длину, высоту и ширину предметов;
  6. знать, что такое выше-ниже, больше-меньше, шире-уже;
  7. решать самые простые арифметические задачки в одно действие.

Подсказки для родителей

При всей серьезности данных выше рекомендаций, сложности в них нет никакой. Любой маме или папе по силам научить свое чадо главным азам математической науки. Главное, соблюдать несколько правил, чтобы не превратить веселые занятия в тоскливую повинность.

  • Не заставляйте – в возрасте 5-6 лет ребенок может сосредоточить свое внимание на одной задаче не более чем на 30-40 минут.
  • Не спешите подсказывать.
  • Используйте задания разного типа.
  • Хвалите – это, наверное, самое главное.

( Пока оценок нет )

detki.guru

Конспект занятия по математике для детей 5-6 лет

Конспект занятия по математике в старшей группе «Геометрические фигуры»

Цель: Продолжать формировать элементарные математические представления. 

Задачи

Обучающие: Совершенствовать навыки счёта в пределах 10. Сравнивать предметы по длине. Совершенствовать знания о геометрических фигурах. Формировать умения ориентироваться на листе бумаги. Закреплять знания о последовательности дней недели и частях суток. Формировать навыки сотрудничества на занятиях, формировать навыки самооценки. 

Развивающие: Развивать у детей внимание, логическое мышление, воображение, любознательность, взаимопомощь. 

Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес к математике

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие. 

Предварительная работа с детьми:

отгадывание загадок, индивидуальные занятия дидактическая игра «Неделька», игровое упражнение «Дорисуй». 

Демонстрационный материал: лепестки семи цветов, вагончики разной длины, вазы для цветов, цветы, мяч, сундучок. 

Раздаточный материал: наборы геометрических фигур, конверты с набором цифр, карточки для графического диктанта, конверт с набором Цветиков –Семицветиков. 

Ход НОД 

Дети вместе с воспитателем становятся в круг. 

Встало солнышко давно, 

Заглянуло к нам в окно. 

Собрало друзей всех в круг 

Я твой друг и ты мой друг. 

Мы сейчас пойдем направо, 

А теперь пойдем налево, 

В центре круга соберемся, 

И на место все вернемся. 

Улыбнемся, подмигнем, 

Путешествовать пойдём. 

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом. 

Воспитатель : Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие. А путешествие будет не простое, а волшебное. Далеко-далеко есть волшебная страна, там растёт необыкновенный цветок, он может исполнить любое желание. Как вы думаете, что это за цветок? 

Дети: Это Цветик-Семицветик. 

Воспитатель: Правильно, Цветик-Семицветик. Однажды в ту страну ворвался озорной ветер и разбросал лепестки волшебного цветка. А вы, хотели бы иметь такой цветок? (Ответы детей). 

Давайте тогда мы с вами отправимся в путь и соберём все-все лепестки волшебного цветка. Но путь будет не лёгким. Вы готовы (ответы детей) 

Я вижу, что вы готовы к путешествию. 

Нужно в путь нам отправляться. 

Ума, разума набраться, 

Лепестки все отыскать, 

Чтоб желанье загадать. 

А на чём мы отправимся - отгадайте загадку. 

Братцы в гости снарядились, 

Друг за друга зацепились 

И помчались в путь – далёк, 

Лишь оставили гудок. 

Дети: Это поезд. 

Воспитатель: Правильно, это поезд. Давайте приготовим наш поезд и оправимся в путь. Вот перед вами вагоны, их необходимо расставить от самого короткого до самого длинного. 

- Сколько всего вагонов у поезда? 

- Каким по порядку стоит голубой? 

- Вагон, какого цвета, стоит между красным и жёлтым? 

- Каким по порядку стоит зелёный вагон? 

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы справились с заданием. А теперь пора отправляться в путь. 

Вправо-влево посмотри, 

Что увидишь – назови! 

Всё в пути случиться может 

Надо быть внимательным. 

Всё у нас получится, 

Будет замечательно! 

Воспитатель: Ой, посмотрите, а вот и первый лепесток. Какого он цвета? 

Дети: Лепесток красного цвета. 

Вагончики весёлые 

Бегут, бегут, бегут. 

Их круглые колёсики 

Всё тук, да тук, да тук. 

Дыхательная гимнастика. Дети произносят звук - ту-туууууууууууу 

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая цветочная поляна. Я предлагаю вам, сорвать по три цветка и поставить в вазы такое количество цветов, какое число написано на вазе. 

(Дети собирают цветы и ставят в вазы, замечают среди цветов оранжевый лепесток) 

Дети: Посмотрите, вот ещё один лепесток – оранжевый. 

Воспитатель: Здорово ребята, у нас уже два лепестка. 

Вот болотце на пути 

Тут ребятам не пройти! 

Надо мост построить нам, 

Чтоб проехали мы там. 

Дидактическая игра «Мост из геометрических фигур» 

Дети продолжают логическую цепочку из геометрических фигур. Каждому даются наборы геометрических фигур, которые детям необходимо разложить. Дети располагают свои узкие «мостики» рядом, чтобы получился широкий «мост». У каждого ребёнка свой вариант логической цепочки. 

Дети строят мост и находят третий – жёлтый лепесток. 

Воспитатель: Дети, что-то ветер опять начинает дуть. 

Ветер, ветер, дуй сильнее, чтобы стало веселее 

Ну-ка, ветер, не зевай, лучше с нами поиграй. 

Игра с мячом «Бросай – лови, быстро назови» 

Воспитатель бросает детям мяч и задаёт вопрос. 

- Спим мы ночью, а делаем зарядку….(утром) 

- Солнце светит днём. А луна….(ночью) 

- Когда ваши мамы и папы приходят с работы? (Вечером) 

- Ужинаем мы вечером, а спим…(ночью) 

- Какой сегодня день недели? (Среда) 

- Какой день недели был вчера? (Вторник) 

- Как называется первый рабочий день? (Понедельник) 

- Как называются выходные дни? (Суббота, воскресенье) 

Воспитатель: Дети посмотрите, пока мы играли, ветер нам принёс ещё один лепесток. Какого он цвета? 

Дети: Лепесток зелёного цвета. 

Воспитатель: Ой, слышите, кто-то спорит. Да это же зайки, у каждого из них номер и им надо стать по порядку. Они никак не могут разобраться. 

Дети, вы сможете им помочь? (Ответы детей) 

Каждый ребёнок получает конверт с набором зайчиков с номерами от 1 до 10 и на столе раскладывают их по порядку. 

Беритесь, ребята, скорей за работу – 

Учитесь считать, чтоб не сбиться со счёту. 

В одном из конвертов дети находят ещё один лепесток голубого цвета. 

Воспитатель: Дети, кто посчитает, сколько лепестков мы уже нашли? 

Дети: Мы нашли пять лепестков. 

Воспитатель: А сколько всего лепестков у Цветика – Семицветика? 

Дети: У Цветика – Семицветика всего семь лепестков. 

Воспитатель: Так сколько ещё нам надо найти лепестков? 

Дети: Нам надо найти ещё два лепестка. 

Воспитатель: Отправляемся дальше в волшебную страну. 

Посмотрите, как на этой полянке весело, сколько там зверей, птиц и насекомых. 

Тут затеи, и задачи, игры, шутки, всё для вас! 

Пожелаем вам удачи – за работу, в добрый час! 

Математические загадки. 

Высоко задравши нос 

Заяц шесть морковок нёс, 

Спотыкнулся и упал – 

Две морковки потерял. 

Сколько морковок у зайца осталось? (4) 

В сад девять пчёлок прилете 

Одна из них на клумбу села, 

Все остальные через сад 

К себе на пасеку спешат. 

Так сколько ж пчёл летит из сада? 

Нам сосчитать тех пчёлок надо. (8) 

Три зайчонка, пять ежат 

Ходят вместе в детский сад. 

Посчитать мы вас попросим, 

Сколько малышей в саду?(8) 

Под кустами у реки 

Жили майские жуки: 

Дочка, сын, отец и мать. 

Кто их может сосчитать? (4) 

Пять ворон на крышу сели, 

Две еще к ним прилетели, 

Отвечайте быстро, смело: 

Сколько всех их прилетело? (7) 

Воспитатель: А вот и ещё один лепесток. Он прилетел на эту поляну.Какого он цвета. 

Дети: Лепесток синего цвета. 

Воспитатель: Дети, сколько лепестков нам ещё не хватает. 

Дети: Нам не хватает одного лепестка, фиолетового. 

Воспитатель: Дети посмотрите, а здесь ещё какой –то сундучок. Как же его нам открыть? 

Дети: Надо найти ключ и открыть сундучок. 

Что за чудо-чудеса: 

Раз рука и два рука! 

Вот ладошка правая, 

Вот ладошка левая! 

И скажу вам не тая – 

Руки всем нужны друзья. 

Графический диктант «Ключик» 

8 клеточек вправо, 2 – вверх, 4 – вправо, 5 – вниз, 4 – влево, 2 – вверх, 4 – влево, 3 – вниз, 1 – влево, 1 – вверх, 1 – влево, 1 – вниз, 1 – влево, 3 – вверх, 1 – влево, 1 – вверх. 

Воспитатель: Вот и ключик отыскали, можем сундучок открыть. 

Дети открывают сундучок и находят там последний фиолетовый лепесток. 

Они складывают из всех лепестков Цветик – Семицветик. 

Воспитатель: Вот и отыскали мы с вами все лепестки. Посмотрите, здесь в сундучке лежит, ещё какой – то конверт, что там может быть? 

Дети достают конверт и находят там на каждого ребёнка по волшебному цветку. Теперь у каждого из вас есть Цветик – Семицветик, вы сможете загадать свои заветные желания. 

Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей) 

Что больше всего вам понравилось во время путешествия? (Ответы детей) 

Какое задание для вас оказалось самым сложным? (Ответы детей) 

Спасибо вам. Вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому вы так хорошо справились со всеми заданиями, которые встречались нам во время путешествия. Я думаю, что вы всегда так будете стараться.

infourok.ru

План-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме: Конспект занятия по математике для детей 5-6 лет

Программное содержание:

-Развивать память, логическое мышление, быстроту реакции;

-Прямой и обратный счет от 0-9, порядковый счет, счет на слух;

-Ориентирование на листе бумаги;

-Узнавание и называние геометрических фигур;

-Умение увеличивать и уменьшать число на 1 единицу, называем соседей чисел, решение задач;

-Дни недели, части суток;

Ход занятия: Дети приветствуют друг друга и гостей, слова сопровождаем движениями рук:

«Я, вас - люблю, я всех - люблю и всем привет горячий шлю!»

Ребята поиграем, в математику? (Отв. детей). Посередине группы стоит «Барабан» (стол), со стрелкой на нем  задания. Воспитатель крутит стрелку, она указывает на задание, дети его выполняют.

Задание №1

Дети подходят к «Барабану». «Разминка для гибкости ума» ,Дети сидят на лавочках.

1. Дом для рыбок на столе (Аквариум)

2. Какой сегодня день недели, какой он по счету, какой был вчера, перечислите все дни недели по порядку.

3. Сколько углов у треугольника (три)

4 .У каких геометрических фигур нет углов (круг, овал)

5. Какие части суток вы знаете (утро, день вечер, ночь)

6. На какую цифру похожа цифра 6(9)

7. Поднимите правую руку, возьмитесь за правое ухо, левую руку поставьте на пояс

8. Какие времена года вы знаете (весна, лето, осень, зима)

9. Сколько ног у осьминога (восемь)

10. Какое время года прошло (зима)

11. Сколько хоботов у 4-х слонов (четыре)

12. Папа сорвал 4 яблока,  раздели их поровну между сыном и дочерью, ск. Яблок получили дети?

13. Сколько лучей у звезды (пять)

14. Как называется страна в которой мы живем (Россия)

15. Что это за знаки: «+,-,=» (плюс, минус, равно)

16.  «Мама купила 5 конфет. Как их разделить между братом и сестрой? »

17. По ним сверяют время (часы).

Молодцы,  ребята с заданием справились.

Задание№2 Дети подходят к числовому ряду:

- счет прямой и обратный;

- «Цифра потерялась»;

- назови соседей числа;

- «Посчитай на слух»;

- Увеличь цифру на 1 единицу и уменьши на 1 единицу.

Молодцы, ребята , а сейчас поиграем в игру : «Найди себе пару» Детям раздаются цифры и геометрические фигуры, пока играет музыка, дети двигаются по группе, как только музыка прекращается каждый из детей ищет себе пару (игра повторяется два раза).

Игра: «Отгадай-ка»

Маша прожила уже 4 весны, 4лета, 4осени, 4зимы. А Гриша -4года. Кто из детей старше?

Молодцы.

Подходим к «Барабану»

Крутим стрелку.

Задание№3   Работа за столом.

        Дается 3- разных задания:

           -Раскрась столько клеточек сколько указано цифрой;

           -Примеры на сложение и вычитание;

           -Закрась карточку с нужной цифрой.

Ориентирование на листе бумаги.

1.  Найдите середину листа, нарисуйте – круг;

2.   В   правом верхнем углу напишите цифру-1;

3.  В    правом нижнем углу напишите цифру-5;

4.  В  левом верхнем углу напишите цифру-4;

5.  В  левом нижнем углу напишите цифру  - о.

Молодцы и с этим заданием вы справились.

Дети встают из-за столов.

Физкультурная минутка. Дети руками показывают величину.

                «Мы летаем высоко - руки вверх

                 Мы летаем – низко - руки вниз

                 Мы летаем далеко - руки от себя

                  Мы летаем – близко - руки к себе

                   Будет нужно долетим, мы туда , куда хотим.

Очень сложен человек - указательный палец ко лбу

Двое глаз и двое век – указывают на глаза и веки

И внимательно смотри

Уха два и две ноздри

А вот пальчиков по пять чтобы ими все держать -растопыривают пальчики на двух руках и показывают хватательные движения.

Итог:

Ребята, вы сегодня просто молодцы, хорошо и правильно отвечали.

                 

 

nsportal.ru

План-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме: Открытое занятие по математике для детей 5-6 лет

                                   АОУ   ДОД   «Школа искусств»

                                  ДЕТСКИЙ  КЛУБ «РАДУГА»

            КОНСПЕКТ    ОТКРЫТОГО   ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

                                       ДЛЯ ДЕТЕЙ   5-6 ЛЕТ.

                   « ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ  «МАТЕМАТИКА»

Педагог:  Грек Ольга Александровна

Задачи:

1. Продолжать учить составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. Учить выделять вы задаче условие, решение и ответ.

2.Закреплять знания о составе чисел в пределах 10, о последовательности дней недели, времен года, месяцев; умение ориентироваться на листе бумаги в клетку; различать понятия: выше- ниже шире-уже, толще- тоньше, старше-младше.

3. Развивать смекалку, зрительную память, сообразительность.

4. Воспитывать интерес к математическим занятиям, самостоятельность, умение понимать и выполнять самостоятельно учебную задачу.

Ход занятия:

Педагог: Сегодня утром к нам в центр доставили телеграмму от Феи из страны «Математика»

«Дорогие дети, я приглашаю вас в путешествие по морю, к острову Чудес, на поиски сокровищ старого замка.  В пути вас ждут  интересные задания. Вы должны будете показать свои знания, умения и сообразительность. Желаю Удачи! Фея»

П:  Ну, что примем  приглашение Феи?  Отправимся в путешествие?  Поплывем мы с вами на корабле. Сейчас каждый из вас построит корабль ( из кубиков Дьеныша)

П: Вы оказались умелыми строителями. Итак, отправляемся в путешествие, готовьте пульты управления. Начинаем отсчет  от 1 до 10. Вот мы и в море! Давайте с вами проведем разминку. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать. Готовы?

- Если стол выше стула, то стол (ниже стола)

-Если линейка длиннее карандаша, то карандаш (короче линейки)

-Если веревка толще нитки, то нитка (тоньше веревки)

- Если сестра старше брата, то брат (младше сестры)

П: Молодцы! У нас отличная команда! Ребята, а какое сейчас время года? Сколько месяцев в каждом времени года? Сколько месяцев в году? Сколько дней в неделе?

П: Мы подплываем к острову чудес.  Пойдемте погуляем по острову. Посмотрите, здесь поляна , на которой растут необыкновенные цветы, на них задания Феи.  Чтобы нам достичь цели, необходимо выполнить все задания.

- Пять лисят песок копают, два купаются в золе, сколько всех, скажите мне? (7)

-Три индюка купили сапоги, сосчитать их помоги (6)

- На дереве сидят четыре птицы, два воробья, остальные синицы . Сколько синиц? (2)

П: Молодцы! Нас ждет еще одно испытание, которое называется «Реши примеры». Перед вами примеры которые нужно решить с помощью числовой прямой!

П: Все справились с заданием, А теперь давайте отдохнем и поиграем с мячом, но игра не простая, я буду бросать мяч и называть число, а вы, возвращая мне мяч будете называть соседей этого числа.

Молодцы, мы выполнили все задания Феи и теперь нужно найти клад. Но это сделать не так просто, потому что его охраняют. Сейчас  мы узнаем кто же охраняет клад.

Садитесь за столы и выполним графический диктант, слушайте внимательно и рисуйте под диктовку, не отрывая карандаш от бумаги:

От красной точки 2 клеточки вниз, 2- вправо, 1-вниз, 1-вправо,1-вниз, 1-влево, 1-вниз, 2- вправо  ,2-вверх, 3-вправо. 1-вниз, 1- влево. 1- вниз, 2-вправо, 5-вверх. 1-влево. 1- вниз. 4- влево, 2-вверх,     1-влево,  1-вниз, 2-влево.

 Что у вас получилось?  Правильно, собака! Давайте пройдемся по острову и поищем собаку. Вот она? Но посмотрите,  сокровища спрятаны в сундуке, чтобы его открыть, необходимо разгадать шифр, решив задачи на сложение и вычитание. Готовы?

- Три поросенка гуляли на лужайке. Наступила осень и настала пора строить домики, Наф-на ушел строить домик. Сколько поросят осталось на лужайке (2)

- Под елочкой росло 4 гриба, Прошел дождь  и выросло еще 2 гриба. Сколько всего грибов стало расти под елочкой?  (6)

- Если к этому числу прибавит 1,то получится 8 . (7)

П: Молодцы! Открываем сундук, а там шоколадные монетки.  (угощает детей). А теперь пора возвращаться обратно. Вернемся на наш корабль,  возьмем пульты управления в руки и дадим обратный отсчет от 10 до 0.  Вот мы и вернулись обратно в детский центр. Вам понравилось путешествие по острову? Что понравилось больше всего?  Мне тоже очень понравилось! Спасибо всем, мне очень понравилось, как вы работали!

nsportal.ru

План-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему: «Путешествие в страну Математику» для детей 5-6 лет

Тема «Путешествие  в страну Математику»

для детей 5-6 лет

Цель: активизация  знаний  по формированию элементарных математических представлений; развитие логического  мышления.

Задачи.

Образовательные:

  • Развивать навыки нахождения равенства и неравенства чисел, и определять с помощью знаков «больше», «меньше».
  • Ориентироваться в числах в пределах 10. Совершенствовать представления о числах первого десятка.
  • Продолжать учить определять и называть цифры.
  • Закреплять умение сравнивать предметы по высоте, активизация в словаре детей слов: ниже – выше.
  • Продолжать способствовать развитию пространственных представлений «справа», «слева».

Развивающие:

  • развивать логическое и образное мышление, пространственное воображение;
  • развивать умение точно и ясно излагать свои мысли;
  • развивать умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  • развивать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

Воспитательные:

  • воспитывать у дошкольников навыки общения в совместной деятельности, умение слушать и слышать друг друга и инструкцию педагога, доводить дело до конца;
  • воспитывать  доброту, отзывчивость.

Материалы и оборудование: презентация; мультимедийный проектор;  карандаши; магниты; индивидуальные карточки; знаки; цифры.

Содержание образовательной деятельности.

Воспитатель: (приглашение в страну Математику). Ребята, на чём можно путешествовать?

Дети: На автобусе, самолёте, пароходе, поезде, велосипеде.

Воспитатель: Мы с вами отправимся в наше путешествие на поезде.

(Звучит музыка «Паровозик из  Ромашково», дети проходят к доске).

Воспитатель: Вот и доехали мы с вами. Жители страны Математики приготовили для вас задания. Слушайте внимательно, отвечайте на вопросы полным ответом, не выкрикивайте, не перебивайте товарищей. Итак, начинаем.

1 Задание «Цифры перепутались» (на доске расположены цифры вразброс до 10, дети по очереди выполняют задание).

Воспитатель: Посмотрите внимательно, цифры перепутались и вам нужно правильно их расставить. После выполнения задания:

- посчитать прямым и обратным счетом;

- назови соседей числа 3, 5, 7.

- какое число стоит после числа 8;

- какое число стоит перед числом 10;

- какое число стоит после числа 0;

- какое число стоит перед числом 3;

2 Задание  «Соотнесение цифры и числа предметов» (работа за столами с индивидуальными карточками).

Воспитатель: Посчитайте сколько предметов на картинке и обведите нужную цифру. Выполненные  задания положите на край стола.

3 задание «Сравни числа» (работа за столами с индивидуальными карточками).

Воспитатель: Вам нужно правильно поставить знак  ˂,  ˃, =.  Выполненные  задания положите на край стола (каждого спросить  прочитать неравенство).

Физкультминутка «Математическая зарядка»

Воспитатель: Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

До носочков дотянулись,

Вправо, влево повернулись.

Тихо все на место  сели.

Глазки крепко закрываем

Дружно до 8 считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

4 Задание «Расставь матрешек по росту»

Воспитатель: Посмотрите на матрешек, (работа по интерактивной доске) вам нужно сравнить их и правильно расставить по росту (вызываю по 1 человеку).

- Какая по счету самая высокая матрешка?

 - Какая по счету самая низкая матрешка?

- Какая по счету матрешка в красном платке?

- Какая по счету матрешка в бардовом платке?

 - Какая по счету последняя матрешка?

5 Задание «Рисование по точкам»  

Воспитатель: Сейчас я вам раздам необычные рисунки. А чтобы узнать, что изображено на них, вам надо соединить точки по порядку.  С какой цифры вы начнете рисовать? (1)

 

6 Задание «Магазин игрушек» (работа по интерактивной доске)

Воспитатель: А сейчас представьте, что мы находимся в магазине игрушек. Вам надо определить, где находится игрушка.

- Найди игрушку, которая находится в 1 ряду, 3 по счету? (и т.д.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, нам пора возвращаться в детский сад (звучит музыка «Паровозик из  Ромашково»). Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по стране Математике.  Вам понравилось путешествие? Что понравилось? Что интересного было? С какой цифрой и числом познакомились?   Вы молодцы, я хочу подарить вам  наклейки – смайлики, которые вы можете  приклеить на ваши тетради.

nsportal.ru

годовой план упражнений по возрасту

Содержание статьи

Сегодня  требования к уровню знаний будущего первоклассника чрезвычайно высоки.  Для того чтобы ребенок легко осваивал программу начальной школы, родители и воспитатели детских садов проводят подготовительные занятия по математике для детей 5 лет. Основная задача взрослых – сделать правильную выборку тем для изучения, грамотно и в игровой форме объяснить, закрепить полученные знания, перевести их в умения и навыки.  Математика относится к базовым дисциплинам в школе. Ее азам малыша начинают учить в возрасте 4 лет. К 6 годам накапливается багаж знаний, необходимый для успешной адаптации на школьных уроках.

Принципы обучения

При знакомстве маленьких детей с математикой важно следовать нескольким принципам, позволяющим грамотно построить процесс обучения.

  1. Поэтапность. Ребенок только начинает пробовать себя в новой роли ученика – бесполезно требовать от него усвоения всего материала целиком. После каждой пройденной темы следуют занятия на закрепление и повторение ранее пройденного материала. Уровень сложности темы, упражнений также должен быть обоснован.
  2. Комплексность. Математика для детей 5 лет включает в себя не только правила счета, сложение, вычитание, но и задачи на логику, умение ориентироваться в пространстве, знание геометрических фигур и т. д.
  3. Позитивное подкрепление. Похвала важна для малышей. Так они имеют стимул к решению задачи и радуются первым успехам.
  4. Доступность. Не все дети быстро осваивают материал. Если ребенок испытывает трудности при выполнении задания по математике, лучше предложить другое упражнение, с которым он справится.
  5. Предметность и наглядность. Малыши не сразу начинают считать «про себя». Долгое время им необходимо визуальное подкрепление.
  6. Ненавязчивость. Любое упражнение предлагается в форме игры и не носит обязательного характера. Основная цель – заинтересовать и объяснить. Если ребенку неинтересно, он не воспримет информацию должным образом.

Программа обучения

Предлагаем рассмотреть программу обучения математике, разработанную для дошкольников. Занятия рассчитаны на группу учеников. Однако родитель, принявший решение обучать ребенка самостоятельно, также может прибегнуть к данному курсу, адаптировав подвижные игры под одного малыша. Для этого достаточно проявить фантазию и по возможности привлечь к участию остальных членов семьи.

В подготовительной группе детского сада по нормативам проводится 2 развивающих занятия в неделю длительностью 35 и 20 минут, итого 70 уроков за год. Как любая другая дисциплина, математика требует практики. Поэтому мы ввели дополнительные 10 занятий для лучшего освоения особо сложных тем.  Первые и последние пять уроков посвящены повторению ранее изученного материала (1, 14 блоки). Остальные занятия  разделены на блоки в соответствии с  темой.

Тематический план занятий на год

БлокТема или вид деятельностиПорядковый номер занятий
1Повторение изученного материала. К 5-летнему возрасту ребенок должен знать и уметь:·         считать до 20 в прямом порядке;·         сравнивать предметы по длине, ширине, высоте;·         узнавать треугольник, круг, квадрат;·         знать левую, правую руку;·         ориентироваться в пространстве – «близко-далеко», «низко-высоко».1-5
2Прямой, обратный порядок чисел от  1 до 20. Считаем любые окружающие предметы.6-8
Подвижная игра. Прятки придутся по вкусу непоседливым ученикам. Так они отработают навык счета в прямом порядке. Впоследствии можно предложить ведущему обратный порядок отсчета.9
Повторение10
3Мало, много. В качестве инвентаря подойдут счетные палочки, мягкие игрушки, пуговицы.11-13
Подвижная игра.14
Повторение15
4Больше, меньше. Методисты рекомендуют ассоциировать этот знак с крокодилом, а числа – с его едой.  Он откроет пасть в сторону большей тарелки.16-19
Повторение20
5Направления движения. Учащиеся уже знают левую и правую руку. Научить их ориентироваться в пространстве с помощью прямых вопросов и команд не составит труда. «Подними левую ногу», «закрой правое ухо», « возьми за руку соседа справа», «сколько машин у ворот слева?»21-24
Подвижная игра. Хороший вариант – поиск сокровищ по нарисованной карте с указателями «Налево» и «Направо», «Вперед», «Назад».25
6Фигуры в геометрии.26-30
Повторение31
7Устный счет от заданного числа. Среди любимых малышами упражнений на закрепление этой темы – расставить по порядку перемешанные числа. На данном этапе можно попробовать расширить знакомый объем чисел с 20 до 30.32-36
Подвижная игра. К примеру, наклейте детям на одежду числа и предложите их встать по порядку, пока играет музыка. Не успевших встать на свое место крадет волк. Оставшиеся обменяются наклейками, затем повторят упражнение.37
Повторение38
8Порядковые и количественные числительные. Глядя на несколько одинаковых предметов, ученики отвечают на вопрос «сколько?». Глядя на несколько предметов разного цвета, отвечают на вопрос «Который из них красный?»39-40
Повторение41-42
9Четное – нечетное. На выручку родителям и воспитателям приходят разные стороны улицы. Во время прогулки или экскурсии обращайте внимание ребенка на порядковые номера домов.43-46
Подвижная игра.47
Повторение48
10Счет по пятеркам. Ребенку интересно понять, как сгруппированы минуты на часах и почему, отсчитывая десять делений, мы говорим «2 часа».49-54
Повторение55
11Групповой счет. Подразумевает счет предметов в отдельных группах и счет количества групп. Например, три яблока в двух корзинках.56-60
Подвижная игра61
Повторение62
12Решение простых задач на сложение и вычитание. Задачи иллюстрируются картинками и игрушками. Например, в гараже было 5 машин, на одной водитель  повез ребят в детский сад. Сколько осталось машин в гараже?63-67
Повторение68-70
13Деление целого числа на части.71-75
14Повторение76-80

Задания и упражнения по возрасту

Приведем несколько примеров подходящих по возрасту  упражнений. По аналогии читатель без труда составит свои игровые задания для прохождения программы обучения.

Ребенка 5 лет заинтересуют следующие виды деятельности.

  • На листе нарисованы цифры. Используя образец, ребенок обводит их определенными цветами.
  • Учиться сложению можно на палочках. Так, для решения примера 3+2 ученик сначала выложит три палочки, потом доложит еще две, внимательно пересчитает общее количество и даст ответ.
  • К концу обучающего курса можно пробовать провести графический диктант. Он требует предварительной подготовки. На тетрадном листе изображается несложный рисунок по клеткам. Учащиеся продублируют его под диктовку: «2 клетки вниз, 4 клетки вправо». Несмотря на свою сложность, упражнение вызывает восторг у дошкольников.

Подвижные игры

В силу возраста дошкольники неусидчивы и шумливы.  Простой способ завоевать их внимание – поиграть. Любое детское развлечение  может включать элементы счета, требовать применения логики, знаний основ геометрии. Достаточно лишь немного изменить правила игры.

  • Игра «Заяц, сколько времени?». Участники находятся на одной линии. Ведущий (заяц) на небольшом расстоянии от них. Цель игры – добраться быстрее остальных до ведущего, затем ударить его по ладошке. Участники по очереди произносят четверостишие:

Заяц, заяц, сколько времени?

Я спешу на день рожденья.

У меня часы стоят,

Ничего не говорят.

Ведущий назначает количество шагов и способ их прохождения: 5 муравьиных шагов, 4 шага великана, 3 прыжка на месте и т. д.

  • Игра «Кис-кис, мяу». От количества сказанного ведущим «гав» зависит количество сделанных прыжков участниками. При слове «мяу» необходимо присесть.
  • «Жмурки» помогут детям лучше ориентироваться в пространстве, если ведущему давать подсказки «вперед», «назад», «вправо», «влево» вместо хлопков.
  • Игра «Съедобное-несъедобное» легко превращается в игру «Четное-нечетное».

Чтобы обучить ребенка математике,  мало объяснить правила и дать несколько веселых заданий. Важно помочь ребенку понять предмет, полюбить его и научиться применять знания в повседневной жизни.

razvivashka.online


Смотрите также

АСТОК