Ребенок пошел в садик


Ребенок пошел в садик - ошибки адаптации » Женский Мир

  • Главная
  • Форум
  • Помощь новичкам
  • Картинки Аватарки Картины и картинки Открытки Смайлики Узоры и орнаменты Шаблоны и трафареты
  • Администрация
  • Обратная связь

☰ Меню

  • Главная
  • Разделы сайта
    • Помощь новичкам
    • Досуг
        Игры и загадки Тесты
    • Живой мир
        Дикая фауна Домашние любимцы Обитатели морей и рек Природа Фотовыставка живности Болезни животных Птицы
    • Звёзды
        Гороскопы, нумерология Мистика, гадания, приметы
    • Красота
        Мода Волосы. Прически Секреты красоты Худеем!
    • Кулинария
        Выпечка. Тесто Десерты Заготовки на зиму Закуски и салаты Мясо Овощи Рыба Супы Напитки Новогодние блюда Пасхальные блюда Праздничные блюда Для микроволновки Для мультиварки
    • Отношения
        О любви Семья и дети Советы для родителей
    • Поэзия и проза
        Притчи и сказки Рассказы и истории Русский язык. Наша речь Стихи Цитаты, афоризмы, пословицы
    • Рукоделие
        Бисер Бросовый материал Букеты и цветы Вышивка Вязание и плетение Идеи для дома Декупаж Детские поделки Канзаши Копилка творческих идей Куклы и игрушки Лепка Новогоднее рукоделие Пасхальное рукоделие Поделки из бумаги Похвастушки Природный материал Роспись Шитьё Костюмы Самоделкин
    • Сад-огород
        Дачный дизайн Советы дачникам Овощи на грядке Цветы комнатные Цветы садовые Ягоды и фрукты
    • Советы
        Компьютеры и телефоны Осторожно, мошенники Советы для дома Советы по кулинарии Советы на все случаи Советы для водителей Советы для фотографов Чистка и стирка
    • Это интересно
        Искусство и ремёсла Уникальные места Интересные факты
    • Юмор
        Анекдоты, байки, приколы Говорят дети Прикольные картинки Юмор в стихах
    • Вера и религия
        Приметы и суеверия Вера Церковные праздники и посты Церковные обряды Иконы и молитвы
    • Знаменитости
        Великие люди Великие истории любви Из жизни известных
    • Праздники
        Все праздники
  • jenskiymir.com

    Ребенок пошел в садик: адаптация малыша в первые дни

     

    У родителей нет возможности приглядывать за подрастающим ребёнком до его совершеннолетия. Ведь кроме заботы о малыше у родителей есть иные обязанности в социуме и желание самореализации, также им регулярно необходим отдых от всех проблем.

    Поэтому для деток, достигших определённого возраста, предусмотрены детские ясли (для малышей 1-3 лет) и детские сады (для деток 3-6 лет).

    Если у малыша есть бабушки и дедушки – это решает многие проблемы родителей и ребёнка. В этом случае за ребёнком всегда есть присмотр, ему обеспечено нормальное питание, а вопрос о том, отдавать его в детский сад или нет, может вообще не рассматриваться. Бабушки обычно охотно берут на себя роль воспитателя и готовы заменить ребёнку маму, пока она находится на работе. Однако не всякая бабушка готова на такое самопожертвование, да и не всегда есть такая возможность.

    Зачем нам нужен детский сад?

    Не всем деткам везёт вырасти, минуя детский садик, потому что не в каждой семье есть бабушка, готовая заниматься воспитанием внуков и подготовкой их к школе. Но появление ребёнка в семье не означает, что жизнь родителей должна останавливаться и зацикливаться исключительно на его воспитании. Поэтому в определенный

    момент малышу подыскивают подходящий детский сад и начинают готовить его к тому, что скоро в его жизни произойдут изменения. Адаптация к новым условиям важна для здоровья малыша и спокойствия родителей.

    Родители определяют малышей в детские дошкольные учреждения по двум причинам, которые крайне важны.

    1. Родителям необходимо свободное время для того, чтобы иметь возможность учиться, ходить на работу или заниматься домашним хозяйством.
    2. Ребёнку нужно приобретать личный жизненный опыт и адаптироваться к жизни в социуме. Он должен научиться понимать многие вещи. Например, ему необходимо знать, что:
    • рядом живут такие же люди, как и он, с такими же желаниями, правами и обязанностями;
    • люди должны уметь находить общий язык между собой и договариваться;
    • следует считаться с чужим мнением и уметь отстаивать свою точку зрения;
    • никто не будет ничего делать в этой жизни за него – он должен всему научиться сам;
    • родители не всегда будут рядом – свои проблемы нужно научиться решать, так как жаловаться будет некому;
    • коллектив – это большая семья, построенная на взаимном уважении и терпении, в которой определены обязанности для каждого и оговорены конкретные правила;
    • за свои поступки человек всегда отвечает сам и т.д.

    Сложно найти хороший детский садик, ещё сложнее – устроить туда своего ребёнка. и очень трудной задачей для родителей будет привести и оставить малыша в детском саду, особенно когда он не готов к этому шагу и протестует. Родители должны понимать, что даже подготовленному к детсаду малышу необходимо адаптироваться

    к новым условиям пребывания, к людям, которые появятся в его жизни.

    Большую ошибку совершают родители, которые считают, что ребенок должен самостоятельно справиться с этой проблемой. Мотивируя свою точку зрения тем, что так малыш станет только сильнее духом, решительнее и смелее, они забывают, что психика ребёнка очень ранима. Если у него не хватит силы духа, чтобы побороть свои страхи и адаптироваться к новой среде пребывания, его психике может быть нанесён серьёзный урон. Сложная адаптация и негативный опыт непременно скажутся на его взрослой жизни.

    Почему малыш не любит детский сад?

    Если ребёнок протестует против посещения детского сада, постарайтесь не приказывать ему, не ругать и не запугивать малыша, а разобраться в причинах его протеста. Попытайтесь поговорить с ним откровенно, как с взрослым человеком, чтобы помочь ему разобраться в его проблеме и найти выход из сложившихся обстоятельств. Дайте

    ему понять, что он уже не маленький, а вы – его семья, в которой всё должно решаться сообща.

    С практической стороны, детский садик – это место, где малыш быстрее научиться самостоятельности, режиму дня и дисциплине. Он овладеет новыми навыками общения, поймёт, что нужно убирать за собой и уметь быстро раздеваться/одеваться. В детском саду его ждут интересные игры, развивающие занятия и веселые праздники. У него появятся новые друзья и интересы, а значит, своя личная жизнь. Наряду с этими позитивными моментами, в первые дни посещения детсада у ребёнка могут возникать и негативные эмоции.

    Что лежит в основе стресса и кризиса при адаптации?

    Психологи полагают, что уровень стресса малыша, впервые посещающего детский садик, сопоставим с тем стрессом, который испытывает космонавт, отправляясь в космический полёт. Когда ребенок переступает в первый раз порог дошкольного учреждения, его организм в ближайшие дни начинает переживать многоуровневый кризис, где основу каждого уровня составляют конкретные факторы. В таблице ниже можно увидеть, какие факторы и на каком уровне отвечают за адаптацию ребёнка к новым условиям пребывания:

    Уровень

    адаптации

    Факторы, лежащие в основе Функции факторов
    I иммунологические отвечают за приспособление иммунной системы ребёнка к новым условиям пребывания
    II социальные отвечают за способность ребёнка подчиняться требованиям новой системы (коллектива), выполнять определённые правила и не забывать о своих обязанностях
    III психологические обусловливают необходимость привыкнуть к отсутствию мамы рядом

    При всём этом у ребёнка есть ещё и главная задача – научиться оставаться на некоторое время без мамы и самостоятельно решать свои текущие проблемы. Он должен сам себя утешать, когда ему грустно или скучно, и защищаться, когда кто-либо из детей проявляет к нему агрессию.

    Основная задача есть и у родителей – она включает несколько подпунктов:

    • Подготовить ребёнка (на биологическом, физическом, психологическом и эмоциональном уровне) к пребыванию в детском саду.
    • Научиться отпускать его «без слёз».
    • Понимать, что малышу ничего не грозит, чтобы иметь возможность сосредоточиться на учёбе, работе или любой другой жизненной проблеме.

    Сколько времени занимает адаптация?

    Малыши растут в разных семьях и условиях, обладают разными характерами, а потому и период адаптации к детсаду у каждого проходит по-разному. Специалисты выделяют средний адаптационный период для большинства малышей. Он составляет 1,5-2 месяца. В первые дни посещения детского сада даже неподготовленный ребенок, если у него отсутствует страх перед новыми событиями, с интересом воспринимает всё,

    что происходит вокруг. Он присматривается, пытается понять ситуацию, лучше узнать людей, которые его окружают.

    Спустя 2-3 недели малыш может начинать капризничать, отказываясь идти в садик и мотивируя свой отказ самыми нелепыми причинами. Если при этом ваш ребенок начинает болеть, значит, он пребывает в стрессовой ситуации, а его адаптация к детсаду принимает затяжную форму. Его организм, измученный переживаниями, страхами, свойственными детсадам сквозняками и вирусными заболеваниями, слишком ослаблен, он нуждается в хорошем лечении и отдыхе.

    Признаки стресса у малыша

    В семьях, где детям уделяют достаточно внимания, родителям несложно будет заметить, насколько малыш изменился после определения в детский сад. Но бывает, что родители вовремя не заметили перемен в ребёнке или что он скрывает свои переживания – в этом случае ориентируйтесь на следующие изменения в его поведении и характере.

    • Он стал плаксивым и капризным.
    • Он игнорирует ваши просьбы и не выполняет ваши требования.
    • Он проявляет агрессию и открыто протестует против того, что ему не нравится.
    • Его мучают кошмары по ночам, он с трудом засыпает, часто просыпается, кричит во сне, у него наблюдается ночной энурез.
    • Он ест без аппетита, отказывается от любимых лакомств.
    • У него возникли дефекты речи.

    • Он мало играет и двигается, предпочитая забиться где-нибудь в уголке, чтобы его не трогали.
    • Он чаще болеет и жалуется на недомогание.

    Всё это свидетельствует о том, что ваш ребёнок переживает стресс. Его страхи и  нежелание посещать детский сад в первые несколько недель вполне объяснимы и считаются нормой. Они являются своего рода свидетельством того, что ребенок адаптируется в новом коллективе и процесс этот протекает естественно.

    Опасение может вызывать затянувшаяся адаптация, когда по истечении первого, второго и последующих месяцев малыш всё так же протестует, капризничает, болеет и не желает ходить в детсад. Вероятно, что он испытывает там некий психологический дискомфорт – чтобы выявить его причину, родителям необходимо быть внимательнее к малышу или обратиться к психологу за помощью. Что же может причинять ребёнку неудобства и вызывать такой дискомфорт, что он начинает протестовать против садика? На это существует несколько причин – ниже описаны основные из них.

    Ребенка пугает отсутствие мамы

    С мамой малыш всегда как за каменной стеной. Что бы ни произошло, он знает, что мама всегда рядом и поможет ему в любой ситуации. В садике же он целый день вынужден быть без мамы, –эта ситуация его пугает больше всего. А ещё ему не даёт покоя мысль, что мама может уйти и не вернуться за ним. Если с ним

    поговорить и объяснить, для чего нужны садики, почему ему необходимо ходить туда и что будет делать мама в это время, малыш немного успокоится.

    Безотказно действует такой трюк: напомните ему об игрушке, о которой он мечтает, и объясните, что вам необходимо ходить на работу, зарабатывать деньги, чтобы можно было купить ему эту игрушку, а также еду для семьи и т.д.

    Ему не нравится окружающая обстановка

    Малыш пошел в детсад, но с трудом приспосабливается к новым условиям. Отсутствие привычной домашней обстановки выбивает его из психологического и эмоционального равновесия. Раздражителем для него может стать любая мелочь, на которую он бы даже не обратил внимания, если бы был постарше. К примеру, в садике ему может не понравиться постельное бельё, одеяло, тарелки и ложки, горшок, игрушки или то, что окна в группе выходят не на улицу, а во внутренний дворик детсада.

    Ему не нравится распорядок дня в детском саду

    Дома малыш привык к вольному режиму – ложиться спать, просыпаться, кушать и играть, когда ему захочется. А в садике есть строгий распорядок дня, которого должны придерживаться все дети. Естественно, что раннее пробуждение будет

    вызывать у него протест, как и еда, прогулка, дневной сон «по звонку». Он не понимает, почему ему нужно идти на прогулку, если он хочет играть с игрушкой или рисовать.

    Психологи рекомендуют начинать подготовку малыша к детсаду за месяц до поступления, установив режим, аналогичный тому, что ожидает его в детском дошкольном учреждении. Обычно этого времени вполне достаточно, чтобы малыш полностью и безболезненно перешёл на новый режим. Это несложный шаг, но очень эффективный – он поможет малышу легче адаптироваться и уменьшит ваши проблемы.

    Он считает, что его права ущемлены

    Дома малыш привык делать все тогда и так, как хочется ему. Если дома ребенок может изменить для себя режим дня, то в садике этого сделать нельзя. Кроме того, здесь нужно добавить и об ущемлённом эго малыша. Если дома он является «центром вселенной», то в садике он всего лишь один из многих. Это положение не приносит ему каких-либо привилегий и бонусов, что и вызывает в нём досаду и  внутренний протест. Задача родителей – объяснить малышу, что, например, мама находится в таком же положении у себя на работе. Если дома она – «мама», важнейший человек, то на работе она просто подчиненная или коллега, а в магазине и транспорте – обычная женщина.

    Его пугает окружение

    Привыкший к лицам близких людей, малыш тяжело переносит знакомство с новыми детками и персоналом детсада. Рядом с ним оказывается много новых лиц, но нет никого из родных и любимых людей. Эта ситуация ребёнка пугает, он теряется, не знает, кто они, кому можно доверять, а кого опасаться. Со временем ваш малыш будет знать каждого ребёнка в детском саду и каждого человека из обслуживающего персонала.

    Чтобы он легче перенёс расставание, нужно найти ему человека «вместо мамы»

    и лично его с ним познакомить. Обычно в этой роли выступает воспитательница группы. Подведите ребёнка к ней, познакомьте их и объясните малышу, что в садике этот человек будет заменять ему маму. Любые вопросы, которые будут его волновать, он может решить с воспитателем, а в случае необходимости воспитатель может связаться с мамой. После этого дети, как правило, успокаиваются и стараются держаться ближе к воспитателю.

    Ещё быстрее эту проблему можно решить, если до поступления в детсад договориться с администрацией, чтобы приводить своего малыша во время прогулки группы. Так он заранее познакомится с детьми и привыкнет к своему будущему воспитателю.

    Неизвестность и отсутствие стабильности

    Нестабильность и неизвестность способна выбить из равновесия даже взрослого человека – что говорить о ребёнке с его несформированной психикой? Узнайте у воспитателя распорядок дня на каждый день в течение всей недели и ежедневно рассказывайте малышу, чем он завтра будет заниматься в садике. Опишите ему, как пройдёт его день, какие интересные игры и занятия его ждут. Заранее осведомлённый, малыш не будет бояться идти в детский сад и не будет выглядеть там растерянным. Вечером, перед ночным сном, поговорите с ним о том, как прошёл его день, и расскажите, какие события его ожидают завтра.

    Причины, вызывающие страх у ребёнка

    Родителям, которые внимательны к ребенку, несложно будет увидеть изменения в поведении, характере или психике малыша. Если он обделён вниманием в семье, адаптация к детсаду для него

    будет проходить сложно. Ему придётся самостоятельно переживать этот трудный период со всеми вытекающими негативными последствиями.

     

    Самый большой страх маленького ребёнка – это внезапно потерять маму и остаться одному. Поэтому, когда мама оставляет его в детском саду и уходит, страх малыша приобретает, пусть и временно, реальные черты. В момент расставания он испытывает сильнейший стресс, опасаясь, что за ним больше не придут и он останется один. Ему кажется, что его предали, променяли на «какую-то» работу или учёбу. Совсем недавно он был самым главным в жизни мамы, а теперь его как будто отодвинули на второй план. В детском саду он не чувствует себя кому-нибудь нужным, до него никому нет никакого дела.

    На фоне этих страхов малыш может по-разному реагировать на расставание. Психологи выделяют три основных типа реакции у детей:

     

    Тип Проявление Характеристика
    1 Ребенок громко кричит, привлекая внимание посторонних. Он сильно плачет, крепко держится своими маленькими ручками за маму, а после её ухода не может успокоиться. В группе он не играет с другими детьми, отказывается от еды, не засыпает во время дневного сна, не идёт на диалог с воспитателем. Малыш насторожен и беспокоен, каждую минуту ожидает чуда – что мама вот-вот вернётся за ним. Это реакция на катастрофу в жизни: мир для него рухнул, когда ушла мама.

     

    2 Малыш не испытывает огорчения в момент расставания, он не плачет, а с обречённым видом уходит в группу, не махнув маме ручкой. В группе он играет с некоторыми детьми, но чаще предпочитает сидеть одиноко в сторонке с какой-нибудь игрушкой в руках. Мало смеётся, не умеет радоваться, всё время насторожен и насуплен. Данная реакция не считается нормальной и свидетельствует о потере эмоциональной связи между ребёнком и матерью.

     

    3 Ребенок плачет при расставании, но быстро успокаивается, кивает головкой, обещая «быть умничкой», и уходит в группу, оглядываясь и маша маме ручкой. Ему грустно расставаться с мамой, но он не боится, потому что знает: мама за ним обязательно вернётся. Он хорошо кушает, активен в играх, быстро засыпает во время дневного сна и хорошо спит. Малыш контактен, охотно общается с детками, воспитателем и остальным персоналом детсада. У малыша есть определённая база доверия к миру, есть прочная эмоциональная связь с мамой и необходимые внутренние ресурсы, чтобы самостоятельно справляться с переживаниями.

     

    Причиной возникновения реакции 1 и 2 типа часто оказываются сами родители, непроизвольно сформировавшие у малыша негативное мнение относительно детсада. Детские психологи разделяют детей дошкольного возраста по трём группам адаптационного периода, учитывая особенности его течения для каждой группы.

     

    Группа Особенности течения адаптационного периода Характеристика группы
    I Тяжёлая адаптация.

    Ребенок быстро слабеет, утомляется и с первых дней пребывания в детском саду начинает болеть. Его болезни сложно связать с сезонностью. Малыш плаксив, капризен, плохо спит и ест, с игрушками играет мало.

    Часто у таких детей психологи отмечают те или иные виды нервно-психических расстройств.
    II Адаптация среднего уровня.

    Ребенок начинает болеть сезонными вирусными и инфекционными заболеваниями. Развитие нормальное. Если не болеет, то с аппетитом ест, спокойно спит и активно играет с игрушками.

    Наличия нервно-психических расстройств не отмечается.
    III Адаптация в норме.
    Дети активны, контактны, спокойно приходят утром в садик, играют со сверстниками, хорошо кушают и спокойно спят.
    Уравновешенная психика, позитивный эмоциональный фон, гармоничное развитие.

     

    В череде факторов, способных спровоцировать у ребенка проблемы в адаптационный период, психологи и педиатры отмечают ранний возраст, настаивая на том, чтобы родители не отдавали детей в детсад ранее трёх лет. В противном случае им необходимо быть готовыми к тому, что малыш тяжело перенесёт адаптацию к детскому саду, его иммунная система ослабнет, он станет чаще болеть. Лёгкой и быстрой адаптация для него и для вас не будет.

    Противопоказания к посещению детского сада

    В этом разделе мы не будем учитывать тяжёлые заболевания, врождённую патологию или инвалидность ребёнка, которые являются прямыми противопоказаниями к посещению детского дошкольного учреждения. Мы поговорим о тех противопоказаниях, которые могут быть и у визуально здоровых, нормально развитых детей.

    Если ребенок очень долго протестует против посещения детского сада, при этом с каждым днём его психоэмоциональное состояние и самочувствие ухудшаются, лучше и далее воспитывать его дома. Есть дети, нуждающиеся в индивидуальном воспитании, даже если прямых противопоказаний к детсаду у них нет.

    Если родители не будут учитывать этот факт, вскоре они могут столкнуться с куда более серьёзными проблемами, такими как:

    • затянувшееся течение адаптационного периода;
    • изменения со стороны психики ребёнка в худшую сторону;
    • нервный стресс, который может сопровождаться энурезом и ночными кошмарами, страхами;
    • ослабление организма и повышенную заболеваемость;
    • плохой аппетит и апатию;
    • некоммуникабельность и отсутствие желания общаться со сверстниками;
    • боязнь чужих людей и другие фобии.

    В случае, когда малыша крайне необходимо определить в детский сад, а при посещении садика процесс адаптации у него протекает тяжело, родителям рекомендуется обратиться за помощью к психологу.

    Подготовка ребёнка к детсаду

    В этом разделе мы поговорим о том, что должны знать родители перед тем, как определять ребёнка в детский садик, и как правильно подготовить малыша к этому событию. Вам необходимо будет решить несколько важных вопросов, касающихся:

    • места расположения и режима функционирования детского садика;
    • пригодности вашего ребёнка к детсаду по состоянию здоровья;
    • общего уровня развития и подготовки малыша к детсаду.

    Как найти подходящий детский сад?

    В поисках детсада ориентируйтесь на его близость к дому: чем ближе, тем лучше. Во-первых, вам не нужно будет рано вставать, ехать несколькими видами транспорта, чтобы малыш вовремя пришёл в садик и не опоздал на завтрак. Раннее пробуждение всегда вызывает недовольство ребёнка, а близость детсада к дому позволит ему немного больше поспать. Забирая его из детсада, вам также после тяжёлого рабочего дня захочется быстрее оказаться дома. Долгая дорога утомительна для него с утра, а для вас – вечером.

    Важным моментом является режим работы детсада. Одни садики открываются раньше, другие на полчаса позже, но дневной график у них почти ничем не отличается.

     

    Время Событие
     в 800 или 830 Открытие детсада
    в 830 или 900 Завтрак
    с 830 или 900 до 930 или 1000 Занятия в группе
    с 930 или 1000 до 1130 или 1200 Прогулка, игры на улице
    в 1130 или 1200 Обед
    с 1200 или 1230 до 1500 или 1530 Дневной сон
    в 1500 или 1530 Подъём, полдник
    с 1530 или 1600 до 1630 или 1700 Игры в группе
    в 1700 или 1730 Ужин
    в 1730 или 1800 Уход домой

    Важно, чтобы родители точно знали режим работы детского сада, в который намерены отдать своего ребёнка, а также распорядок дня для малышей. Постарайтесь дома придерживаться такого же распорядка дня, чтобы посмотреть, насколько ваш ребёнок готов к изменениям в его жизненном графике. Когда он будет посещать детский сад, этот навык поможет ему легче пройти адаптационный период.

    Пригоден ли ребёнок физически к детскому саду?

    Сегодня невозможно устроить ребёнка в детсад без медицинского заключения о том, что он здоров. Обычно детей, страдающих врождённым или другим серьёзным заболеванием, родители в детский садик не отдают.

    На практике также часто случается, что во время медицинской комиссии у малыша обнаруживается какое-нибудь заболевание, которое протекало скрыто и не выдавало себя симптомами. Если болезнь легко лечится, малыш получает курс лечения,

    после чего повторно проходит медкомиссию – если он здоров, ему открыт путь в детсад.

    Кроме особенностей физиологического характера или физических недостатков, могут обнаруживаться отклонения в психике малыша. В этом случае родителям следует обратиться к психологу. Возможно, несколько занятий с детским психологом решат проблему, и ребёнка можно будет отвести в детский сад.

    Закаливание ребёнка в раннем возрасте играет важную роль в его жизни, поскольку у таких деток выработан хороший иммунитет – они здоровые и активные, легко адаптируются к условиям детского сада.

    Малыш должен быть самостоятельным

    Отдавая ребёнка в детский сад, убедитесь, что он готов к нему не только с точки зрения здоровья, но и на бытовом уровне. Если малыш пошел в детсад, он должен уметь самостоятельно кушать ложкой, одеваться и раздеваться после игры, и

    мыть руки,складывать игрушки, умываться ходить на горшок. Он также должен уметь хорошо разговаривать – разборчиво и членораздельно.

    На этапе подготовки к детсаду ребенка не следует дома кормить с ложечки. Во время семейного обеда позвольте ему кушать самостоятельно. Конечно, с непривычки он будет протестовать, раскидывать и размазывать еду по столу, пачкаться сам и измазывать кашей окружающих его людей. Поймите, что всё это временно – раз за разом его навык будет совершенствоваться, и вскоре он научиться кушать быстро и аккуратно.

    Воспитательный процесс у детей лучше проходит на примерах – обратите его внимание на то, как ведёт себя за столом, например, папа, сестра или бабушка. Малыш будет смотреть на них, и стараться повторять все их движения. Дети любят похвалу и всегда стараются её получить. Если он будет плохо кушать и не успевать за другими детьми, то будет недоедать, начнёт худеть и болеть вследствие ослабления организма и понижения иммунитета.

    В садике воспитательница в группе одна – докормить одного-двух малышей она ещё успеет, но кормить из ложечки каждого ребёнка она физически не в состоянии.

    Крайне важно отучить малыша от памперсов и научить проситься на горшок. Ведь в садике никто не будет ему менять памперсы, и максимум, на что можно рассчитывать – это что вашего ребёнка вовремя высадят на горшок. В любом случае, смену белья для малыша – маечку, запасные трусики и

    колготки – вам всё равно нужно будет принести в садик.

    Научите малыша самостоятельно одеваться на прогулку, переодеваться перед сном. Пусть сначала у него это будет получаться плохо, но опыт приходит на практике – не забывайте об этом. Чтобы ребёнку было легче одеваться, не выбирайте для него сложную и узкую одежду. Старайтесь, чтобы на ней не было пряжек, змеек и прочих застёжек, с которыми ребёнку сложно справиться самостоятельно.

    Запомните, что одежда, изготовленная из синтетических материалов, не согревает малыша в холодную пору года, а в тёплый и жаркий сезон не способствует нормальному теплообмену и терморегуляции. Выбирайте для своего ребёнка одежду, изготовленную из натуральных материалов: хлопка, шерсти, льна и т.д.

    Уделяйте особое внимание закаливанию. Утренняя гимнастика, воздушные и водные процедуры, соблюдение режима дня, сна и питания – залог здоровья вашего ребёнка.

    Несколько рекомендаций родителям

    Утром, перед тем, как вести малыша в детсад, покормите его завтраком. Обычно дети в первые дни отказываются завтракать в саду.

    В обед, проголодавшись и глядя на других малышей, которые охотно едят, ваш ребёнок тоже возьмётся за ложку.

    1. В первую неделю не оставляйте малыша в садике на весь день – желательно, чтобы вы забирали его с обеда (до дневного сна). Во вторую неделю вы можете забирать его после дневного сна и полдника, а с третей недели он может находиться в саду полный рабочий день.
    2. На первое время ребёнку можно дать с собой в сад его любимую игрушку: она напомнит ему о доме и маме и успокоит его.
    3. Никогда не обсуждайте проблемы детсада в присутствии ребёнка. Также не следует угрожать ему в наказание отвести его в детский сад. Это место должно ассоциироваться у ребёнка с весельем, играми, друзьями, праздниками. В его памяти об этом времени на всю

      жизнь должны остаться только хорошие воспоминания.

    4. Не забывайте вне сада гулять с ребёнком на детских площадках. Ходите с ним в гости к другим деткам и приглашайте гостей к себе домой. Возможно, малышу повезло, и в одну с ним группу ходят соседские дети – тогда в первые дни посещения детсада ему не будет так страшно и одиноко.
    5. Наблюдайте за ребёнком, когда он общается с другими детьми: так вы сможете лучше понять его характер, вовремя пресечь дурные привычки, дать полезный совет. Никогда не вмешивайтесь в игру детей! Ваша задача – помочь ему в общении с другими, сгладить конфликтные ситуации, объяснить малышу, где он был прав, а где повёл себя некрасиво.
    6. Периодически поднимайте его самооценку, отмечая, какой он стал взрослый и самостоятельный, серьёзный и аккуратный.
    7. Если вы даёте ребёнку обещания и не выполняете их, то не удивляйтесь, что он поступает так же по отношению к вам.
    8. Если ваш ребёнок отличается некоторыми особенностями (в характере, питании и т.д.), необходимо сообщить об этом воспитателю группы, медсестре и психологу.
    9. Когда забираете ребёнка из садика, не демонстрируйте ему свое беспокойство о нём. Напротив, поинтересуйтесь: как прошёл день в группе, чем занимались детки, что ему понравилось сегодня? Информацию, касающуюся поведения вашего малыша, вы можете узнать у воспитателя.
    10. В те дни, когда малыш не посещает детский сад, постарайтесь придерживаться обычного режима, иначе с начала недели можете столкнуться с капризами и нежеланием малыша идти в детсад.

    Водить в детсад ребёнка или нет – индивидуальное дело каждой семьи. Если же вы на семейном совете решили, что ему пора идти в садик, убедитесь, что ваш малыш здоров, достаточно хорошо развит и самостоятелен.

    В случае, когда у него есть противопоказания к посещению детсада, обратитесь к своему участковому педиатру или психологу.

    Если проблема решаема, ваш малыш скоро будет в норме и его можно будет отвести в сад. Если же врачи решат, что ребёнку противопоказано посещение детского дошкольного учреждения, вам придётся найти возможность для его дальнейшего воспитания в домашних условиях.

    Источник

    snovenie.ru

    В садик не пойду! 7 признаков, что ребёнку не нравится в детском саду   

    Конечно, все дети проходят период адаптации к детскому саду. Но, похоже, в вашем случае адаптация затянулась, и малыш категорически отказывается привыкать к садиковскому режиму. Как понять, что ему там совсем не нравится — и пора принимать меры?

    Ребенок плачет.

    Утром он начинает плакать еще до того, как вы вышли из дома, в садике плачет и не хочет вас отпускать. Когда вы за ним приходите, вы снова застаеет его заплаканным, а воспитатель сообщает, что малыш был расстроен и в течение дня. Слезы в первые две-три недели посещения детского сада — это нормально, и хороший воспитатель обязательно найдет способ успокоить малыша и вовлечь его в общие игры и занятия (разумеется, без угроз и запугиваний). Если прошло уже больше месяца, а каждый поход в детский сад означает расстройство и плач, стоит поискать причину: может, малыш очень привязан к маме и не готов оставаться в садике полный день, или ему тут скучно, или воспитательница слишком строгая?

    Ребенок разучился делать то, что раньше умел.

    Например, он категорически отказывается есть самостоятельно, ложкой или вилкой, хотя еще вчера вполне успешно это делал. Он сообщает вам, что еще маленький, и предлагает покормить его с ложечки — ведь малышам не нужно ходить в садик! Или, например, ребенок вдруг разучился одеваться, путается в штанинах и рукавах, не может сам надеть носки. Могут появиться «туалетные» промахи или сосание пальца. Конечно, он не издевается и не делает это специально, просто в состоянии стресса действительно происходит регресс. Постарайтесь не обращать на такое поведение внимания, не ругать и не стыдить за него.

    Ребенок дерется.

    В садике воспитательница жалуется, что малыш агрессивный — задирает других детей, отнимает у них игрушки, не может спокойно играть — сразу начинаются конфликты. Да и дома вы заметили изменения: он может замахнуться на вас или бабушку, часто сердится, кричит. У маленьких детей пока маловато опыта, и им сложно разобраться в своих эмоциях, так что агрессия и драки — просто доступный способ выразить свои разочарование, злость и бессилие.

    Он отказывается рассказывать, что было в садике.

    Вы спрашиваете, что было интересного, он отвечает односложно. Вкусный ли был обед? С кем играл? Какие были занятия? Похоже, ребенок совсем не хочет обсуждать с вами события дня, даже кажется, что он не говорит про садик, потому что хочет поскорее забыть о нем. Скорее всего, что-то интересное все-таки происходило, но он так занят своими переживаниями, что просто не успевает этого заметить.

    У него не появились друзья.

    Ребенок ходит в садик уже около двух месяцев, но, похоже, так и не обзавелся там компанией. По крайней мере, когда вы спрашиваете, с кем ему нравится играть, он может буркнуть «ни с кем» или «со всеми», но не называет никаких конкретных имен. Когда вы забираете его с прогулки, вы можете заметить, что он и правда играет в стороне от других детей, а утром одногрупники не прибегают его поприветствовать.

    Ребенок стал часто болеть.

    Конечно, осень. возрастает риск простуд, но, похоже, у малыша что-то с иммунитетом: он часто простужается, у него постоянно то насморк, то кашель. Дома он жалуется на боль в животе, голове, ноге, выглядит при этом бледным и утомленным. Приходится часто оставлять его дома — похоже, это именно то, к чему он и стремится? Скорее всего, он не притворяется, а правда легко простужается, для периода адаптации это нормально, дети «обмениваются» вирусами и бактериями. Но и стресс от новых остоятельств тоже играет важную роль.

    Ребенок стал хуже спать.

    Вы стараетесь придерживаться режима, класть его спать в одно и то же время, но это не помогает: малыш стал хуже засыпать, просит подольше посидеть с ним перед сном, а утром встрает с большим трудом. Он может жаловаться на плохие или «странные» сны, приходить к вам в постель среди ночи. Возможно, его пугают тени или «монстры» — так выражается неосознанная тревога.

    Что делать?

    Иногда достаточно будет попросить воспитателя уделить ребенку больше внимания. Например, привлекать его к подготовке занятий — раскладывать материалы для творчества, наливать воду для занятий рисованием. Вовлекать малыша в общие игры, стараться его заинтересовать — это тоже задача воспитателя: он может предложить групее детей какую-то совместную игру, но убедиться, что ваш ребенок тоже в ней задействован и не остался в стороне. Если воспитатель замечает, что малыш загрустил — он тоже предложит ему какое-то занятие, игру, или, скажем, нарисовать для мамы рисунок.

    Попросите воспитателя наблюдать, как ведет себя ребенок в течение дня, какие занятия ему нравятся, а в какие периоды он особенно расстроен. Может быть, стоит вернуться к сокращенному дню в детском саду, или, например, приводить ребенка во время прогулки, чтобы он мог сразу включиться в игру.

    Привлеките садовского психолога: попросите его провести диагностику и дать рекомендации по адаптации.

    Дома задавайте ребенку вопросы про детский сад. Лучше не спрашивать «Кто тебя обижает?» или «А воспитательница строгая?», а, например, «Что у вас обычно делает воспитательница, если Миша и Витя дерутся?».

    Если адаптация и правда затянулась, и улучшения ситуации вы не замечаете, возможно, стоит сделать перерыв, или сменить группу или детский сад.

    Читайте также:

    Как понять, готов ли ребенок к детскому саду

    Идём в детский сад: 5 шагов к успешной адаптации

    «Я боюсь!» 10 причин для детских страхов

    Фото: Ekaterina Pokrovsky, Anastassiya Bezhekeneva/Shutterstock

    www.kanal-o.ru

    Психолог рассказал, как тревожным мамам отпустить малыша в детский сад

    Почему не все дети легко адаптируются к детскому саду? У многих этот процесс растягивается на месяцы, а то и годы. Бывает так, что маме приходится отказываться от полноценного рабочего дня, забирая ребенка из детсада до дневного сна, то есть через четыре часа пребывания в нем.

    Читайте также:

    Говоря об этом, мамочки порой признаются: «Мы так сложно привыкаем к детскому саду». А почему это происходит? Психолог Екатерина Якушева знает ответ, и он может удивить многих родительниц.

    Скажу честно, я очень часто встречаюсь с психологической неготовностью самой мамы отдать ребёнка в сад, – рассказывает специалист. – Такие мамы находят сотни причин не отдавать в сад, но, если всё же ребенок туда пошёл, тысячу причин, чтобы не водить. Конечно, мама этого не осознаёт, она действительно думает, что причина кроется в малыше, а не в её отрицательной установке и не способности отпустить ребенка.

    Поэтому, если малышу предстоит впервые пойти в детский сад, маме нужно к этому правильно подготовиться. Впрочем, это нужно и тем, чьи дети также его посещают, но со слезами. Психолог Екатерина Якушева определила факторы, которые помогут тревожным мамочкам отпустить малыша в детский сад и понять важность этого события для его будущей жизни.

    Социальные связи. В детском саду ребёнок получает навык общения со сверстниками, этот опыт бывает разным, и это абсолютно нормально. Ребёнок конкурирует за понравившуюся игрушку, заводит первых друзей (делает первый социально-коммуникативный выбор), осваивает новые навыки общения. Да, процесс не всегда проходит гладко, будут и ссоры, и драки, и слёзы – всё как в реальной жизни!

    Новые навыки. В мир ребёнка войдут не только новые люди, но и новые знания о мире, его устройстве. Ежедневные занятия с педагогами, подготовка к праздникам, режим дня при должном подходе благоприятно повлияют на вашего малыша.

    Свои интересы. Ваше чадо будет рисовать, петь, танцевать, лепить и из всего разнообразия сможет выбрать себе занятие по душе. Это значительно облегчит вам выбор его дополнительного занятия, хотя бы потому, что это будет выбор ребенка. Вам нужно прислушаться к его мнению и рассказам о происходящем в саду.

    Время для себя. Вот и настал тот момент – пора подумать о себе, заняться собой или домом, или просто полежать часик на диване, порой тонизирует лучше салона красоты.

    Читайте также:

    Мамочки поделились своим опытом, как у них проходил период адаптации к детскому саду:

    В первый день оставила на 2 часа - я места себе не находила. Потом оказалось, что слезы при расставании были только для меня. На второй день оставили до обеда. Теперь я была спокойна. А на 3 день муж повёл малышку в сад. И с тех пор он её отвозит. Через неделю она стала ходить на весь день, а через 1,5 недели перестала плакать при расставании. Я считаю, что все прошло хорошо.

    Я начала много читать про адаптацию и поняла, что нужно самой "отпустить" и тогда сын тоже отпустит меня... Были моменты, когда я долго ждала, чтоб он наигрался. Чтобы понял, что в садике по-особому интересно. Набралась я много терпения... И игрушку даже любимую носили, чтобы привык и связь с домом была.

    Одна из тревожных мамочек призналась:

    ...пугает неизвестность, не знаю, какой воспитатель попадется моей дочери, ведь далеко не все они "люди своего дела"...Очень боюсь, что в группе могут быть не адекватные дети, часто слышу о таких(кусают всех, бьют чем попало, агрессивные и т.д).Наверно, я так сильно еще и волнуюсь, от того, что сама ни дня ни ходила в садик.

    Психолог посоветовала отправиться в детский сад «на разведку», познакомиться с воспитателем.

    Читайте также:

    В ситуации, когда ребенок не любит детский сад и идет туда со слезами, работает простое правило: ребенок сканирует эмоции мамы. Если родительница излучает спокойствие, кроха тоже не волнуется. Но если мама демонстрирует тревогу, даже не говоря о ней, это передается ребенку. Поэтому настраивайте себя на то, что в саду малышу будет хорошо, он найдет новых друзей, быстрее освоит те или иные навыки.

    А какие эмоции были у вас, когда ребенок отправился в детский сад? Требовалась «адаптация»?

    Читайте также:

    Все фото: Depositphotos

    www.baby.ru

    Ребенок пошел в садик - адаптация малыша к коллективу и новым порядкам

    Практически в каждой семье наступает такой момент, когда возникает необходимость отдать ребенка в детский сад.

    Причин такого поступка множество, но чаще всего, родителю, который ухаживает за малышом, необходимо выходить на работу, так как заканчивается время декретного отпуска.

    Когда ребенок пошел в садик каким образом происходит адаптация и какие трудности могут возникнуть. Что делать, если ребенок пошел в садик и стал капризным?

    За время нахождения дома у ребенка складываются свои привычки и темперамент, поэтому, как только он попадает в новый, незнакомый ему коллектив, реакция может быть различна: одни не идут на контакт со сверстниками и воспитателями, тяжело перенося изменения образа жизни; другие, наоборот, отлично вливаются в коллектив, получая удовольствие от общения со сверстниками и нахождения в учреждении.

    Почему родители отдают маленьких детей в садик?

    Декретный отпуск заканчивается в момент исполнения ребенку 3 лет, но иногда, родители принимают решение отдать свое чадо раньше установленного срока.

    Таких причин несколько:

    • В семье не хватает средств для того, чтобы разнообразить питание малыша (в дошкольном учреждении рацион сбалансирован).
    • Родители стараются помочь ребенку в адаптации. Родитель может забирать его из дошкольного учреждения раньше положенного времени (ведь у него еще идет срок декретного отпуска). Так можно постепенно увеличивать время нахождения крохи в детском саду, доводя его до установленной нормы.
    • Малыш сам проявляет огромное желание пойти в дошкольное учреждение, что родители просто не в силах ему отказать.

    Неважно, какая причина явилась толчком для подобного поступка, важен тот факт, что родители должны учитывать адаптацию своего ребенка к новым для него условиям.

    Кто-то проходит адаптацию легко и быстро, другие более затруднительно и долго, но в конечном итоге, приспособятся 97% всех малышей.

    Советы по адаптации

    Перед тем, как отдать малыша в детский сад, родителям необходимо заблаговременно позаботиться о помощи ему в адаптационный период.

    Для этого квалифицированные педагоги и психологи советуют сделать следующее:

    • Перед тем, как отдать ребенка в дошкольное учреждение, его необходимо заранее познакомить с воспитателем, который набирает группу. Чем лучше малыш узнает воспитателя, тем ему будет проще оставаться с ним без родителей. Возможно, он даже сможет привязаться к педагогу, тогда проблем с адаптацией будет еще меньше.
    • Нужно стараться чаще (если есть такая возможность) гулять с малышом по территории детсада. Так он постепенно станет привыкать к новой территории.
    • Необходимо узнать, какой режим дня в учреждении, со всеми подробностями, а также какая программа развития там введена. Нужно создать подобный распорядок дня дома, а также начать знакомить ребенка с основными моментами программы развития. Все это должно выглядеть в виде игры, чтобы у малыша появилось желание посетить детсад.
    • Стараться доходчиво, но ненастойчиво (опять же, в позитивной форме) объяснять малышу: куда и зачем он идет, а также что там необходимо делать, и как себя вести.

    Развивать ребенка нужно с самого рождения. Как развивать ребенка в 5 месяцев – советы родителям.

    О причинах недобора веса у грудничков вы можете почитать тут.

    Какие игрушки нужно купить ребенку в 9 месяцев? Игрушки своими руками, которые могут сделать родители, рассмотрим в этой теме.

    Как облегчить задачу воспитателям?

    Как показывает практика, в адаптационный период страдает не только ребенок и родители, но и воспитатели.

    Для них это тоже очень сложный период работы, поэтому старания родителей в подготовке чада к детсаду, благоприятно сказываются не только на малыше, но и на воспитателях.

    Родителям стоит усвоить несколько правил:

    • Как можно раньше начать развивать ребенка в социальном плане. Для этого его следует обучить правильно обращаться к людям: задавать и отвечать на различные вопросы. В больших городах уже давно существуют кружки и секции раннего развития.
    • Следует начать обучение малыша различным необходимым ему навыкам: выполнению правил личной гигиены, культуре поведения за столом и т.д. Этим должны заниматься родители, но никак не педагоги. Воспитатель только может следить за правильностью выполнения действий, и указывать ребенку, что он делает неправильно. Но он не обязан этому учить малыша.

    Длительность периода адаптации

    Вопрос длительности периода адаптации, пожалуй, больше всего интересует родителей.

    На него нет однозначного ответа. У всех он длиться разное время, это зависит от того, как был настроен и подготовлен ребенок родителями, какой у него психотип и характер, а также как прошло (или пройдет) знакомство с новым коллективом.

    Мы уже упоминали о кружках, которые подготавливают малышей к детсаду.

    Неплохо было бы отдать ребенка в такую секцию за несколько месяцев до посещения детского сада. Важно не затягивать с пребыванием в одном кружке, чтобы малыш не успел привыкнуть к его участникам.

    Несколько советов по выбору:

    • Нужно найти такую секцию, где в группе будет не больше 5-6 детей, приблизительно, одного возраста.
    • Находиться на занятиях не больше трех раз. Это необходимо для того, чтобы ребенок начинал привыкать к отсутствию родителей.
    • В некоторых таких учреждениях имеются видеокамеры, снимающие процесс обучения в реальном времени. За детьми можно наблюдать из соседней комнаты, где установлен монитор. Во время просмотра процесса усвоения информации малышом, можно заметить, в чем у него возникают определенные проблемы, и постараться решить их дома.

    Первый день в детсаде решает многое. Именно от того, как ребенок настроен, воспримет коллектив и проведет его в общем, будет зависеть длительность адаптационного периода.

    Эти кружки учат малыша слушаться взрослых, до этого незнакомых ему, а также находить общий язык со сверстниками. Подобные учреждения помогают постепенно подготовить иммунитет к нахождению в новой микрофлоре детского сада.

    В некоторых случаях, адаптация растягивается на 3-4 месяца, чаще всего проходит в течение 30-40 дней, ну а некоторым малышам, и вовсе, хватает недели.

    Что делать, если поведение изменилось

    Не зависимо от периода адаптации (неделя или несколько месяцев), поведение ребенка начнет меняться, и родителям это будет заметно.

    Это нормальное явление, так как малыш попадает в новый коллектив и избежать этого не получиться.

    Психологи рекомендуют родителям усвоить несколько советов:

    1. В адаптационный период дети могут постоянно плакать, становиться агрессивными. У них меняется манера поведения и общения. Родителям остается только набраться терпения – это временные трудности, возникающие из-за того, что у ребенка изменился привычный образ жизни, его “достали” из безопасной для него домашней среды.
    2. Не стоит покидать детский сад внезапно, ребенок должен видеть, как родитель уходит и смириться с этим. Для этого необходимо его чем-то увлечь, тем, ради чего он пойдет в учреждение без слез и криков (например, новой игрушкой). Видя, что ребенок увлекся, родители часто покидают учреждение, не попрощавшись с ним – это одна из главных ошибок. В последующие дни он просто будет закатывать истерики, при одном только упоминании о детсаде, так как у него сложится ощущение, что мама (или папа) будет постоянно пропадать «бесследно».
    3. Не стоит оставлять малыша в группе сразу на целый день. Несколько первых дней следует отлучаться на 1-2 часа, постепенно увеличивая время до обеда. По истечению одной-двух недель, уже можно пробовать оставить на целый день.

    Подготовительные игры

    В возрасте до трех лет, малыши еще не осознают нотации, объяснения и окрики, которые идут в их сторону.

    Лучшее средство для объяснения чего-то – это игровой процесс, который поможет облегчить адаптационный и подготовительный период.

    Необходимо придумать сценарий на примере любой плюшевой игрушки или куклы.

    Смысл должен заключаться в том, что игрушка идет в детский садик, проводит весело время с друзьями, кушает там, и в конце дня приходит мама (или папа), целует ее и забирает домой. Все должно выглядеть весело и задорно. Обязательно нужно дать игрушке имя (но не то, которое имеет кроха).

    В ходе игры, можно опускать некоторые этапы распорядка дня (прогулку, мытье рук и т.д.), главное – это момент прихода родителя. Нужно увлечь малыша в этот процесс, пусть он тоже пытается показать игрушке, что нужно делать в дошкольном учреждении, как ей там себя вести. Это не только поможет ему осознать факт, что ничего страшного в детсаду нет, но и укажет, какие ошибки допускает сын (или дочь). Малыш, уговаривая игрушку, тем самым раскрывает свои проблемы и переживания, нужно прислушиваться к этому.

    Что должен уметь малыш в 1 год и 4 месяца? Рассмотрим физические и психомоторные навыки.

    Зачем новорожденным показывать картинки? О гармоничном развитии малыша с самого рождения вы узнаете в этом материале.

    Как легче адаптировать ребенка к детскому саду

    Опытные педагоги советуют придерживаться следующего ряда рекомендаций, чтобы помочь ребенку справиться с адаптационными проблемами:

    • Стоит разрешить малышу брать с собой ту игрушку, которая использовалась для игры в детский сад, пусть она будет всегда с ним на занятиях, во время приема пищи или сна. Таким образом, он будет чувствовать рядом друга, частичку домашнего тепла и родительской заботы.
    • Стресс, испытываемый крохой в детсаде, дети часто не показывают внешне при воспитателе. Выплеснуться напряжение может дома, путем капризов, плача и истерик. Для того чтобы подобное не случалось, рекомендуется эмоционально разрядить ребенка. По дороге домой из детсада, необходимо играть с малышом в подвижные игры: с мячом, догонялки и прочие. Это поможет ему избавиться от напряжения, накопившегося внутри, а также появится усталость и он будет крепко спать ночью.

    Зачем нужен сон

    Во время адаптационного периода, следует обратить внимание, сколько спит ребенок.

    Чем больше времени он проводит во сне, тем лучше. Первые несколько дней он может внезапно просыпаться среди ночи и начать плакать.

    Это свидетельствует о его внутренних страхах, он боится, что его не заберут из детского сада (порой их посещают такие сны).

    Не стоит беспокоиться и паниковать, это тоже нормальное явление, которое со временем пройдет. А если таких ситуаций не возникает, и ребенок спит спокойно всю ночь, то и страхов, соответственно, у него нет.

    Крепкий сон – залог стабильного эмоционального состояния.

    Поведение родителей

    От поведения родителей зависит, каким образом будет протекать период адаптации.

    Они часто допускают одну серьезную ошибку – начинают указывать на недостатки детсада, ругать и обсуждать воспитателя нелесными отзывами, при ребенке.

    Это повышает адаптационный период, так как ребенок впитывает подобные разговоры и обсуждения, как губка.

    У него начинает складываться негативный образ детсада и злого воспитателя. Таким образом, адаптационный период проходит для них тяжелее вдвойне, порой затягиваясь на несколько месяцев.

    Необходимо поддерживать кроху, рассказывая всем, в его присутствии, только положительные моменты пребывания в саду. Указывать на успехи, полученные в учреждении, хвалить его (даже, если не за что). Эти меры помогут крохе преодолеть адаптацию с наименьшим раздражением психики.

    Нужно придумать, как необычно прощаться с малышом и встречать его из детского сада. Это должно быть весело и задорно (в виде любой мини-игры), тогда он прекратит капризничать и плакать во время прощания.

    Для того чтобы адаптационный период был успешен, родители должны настроиться и быть уверенными в том, что все пройдет гладко и успешно. Малыш видит, что родители чувствуют себя уверенно и сам становится спокойнее. Поэтому, ребенка должен отводить и первое время оставлять в садике тот член семьи, который более эмоционально устойчив.

    Видео на тему

    momjournal.ru

    4 ошибки родителей при адаптации ребенка в детском саду

    А ваш малыш идет этой осенью в детский сад? Если так, вам наверняка хочется, чтобы ребенок как можно спокойнее принял перемены в своей жизни, ладил с воспитателями и другими детьми и каждое утро шел в садик с радостью и без капризов.
    Но нередко родители ведут себя не совсем правильно и невольно мешают малышу адаптироваться к детскому саду. Как это происходит и как избежать самых распространенных ошибок, рассказывает детский и семейный психолог Екатерина Кес.

    На протяжении многих лет моей психологической практики каждую осень ко мне обращаются родители, детям которых тяжело дается адаптация к детскому саду. В этой статье я хочу рассказать вам о наиболее распространенных ошибках, которые допускают родители, отдавая ребенка в детский садик. Из-за этих ошибок у малыша, как правило, формируется негативное отношение к садику, страхи и тревоги, и адаптация затягивается на долгие месяцы. Об этих ошибках важно знать, чтобы их не совершать и не навредить своему малышу.

    Ошибка № 1 — «Исчезновение мамы»

    Когда мама приходит с ребенком в детский сад впервые, малыш зачастую расслаблен и заинтересован тем, что видит. Дело в том, что у него еще не было опыта пребывания в саду без мамы. Именно поэтому дети часто первый день остаются в садике довольно бодро, а на второй и третий день уже идут с сопротивлением. Как мы знаем, внимание маленького ребенка легко привлечь чем-то новым и интересным. Поэтому малыш смело отходит от мамы и увлекается в группе новыми игрушками и детьми. Скорее всего, он уже слышал от мамы не раз, что мама его оставит в группе, но в его представлении, пока мама ждет его в коридоре. А может быть, он забыл, что мама собирается уходить.

    И вот здесь происходит следующее. Мама очень рада, что ребенок увлекся игрой, и тихонечко, чтобы его «не вспугнуть», сбегает, не попрощавшись с ребенком и не сообщив ему, что уходит. Теперь представьте себе, что чувствует маленький ребенок, мама которого вдруг исчезла непонятно куда, не попрощавшись, и неизвестно, когда она придет и придет ли вообще. Это для ребенка все равно, что потеряться в огромном супермаркете. И даже если 10 самых добрых человек будут успокаивать малыша и предлагать ему сладости и игрушки, он будет ужасно напуган, охвачен страхом и тревогой. Даже если вы много раз рассказывали ребенку, что в садике он станется один, без мамы, никогда не уходите незаметно.

    У ребенка возникает ощущение, что теперь мама может внезапно исчезнуть в любой момент его жизни, не предупредив и не попрощавшись с ним, то есть он может маму попросту потерять. И он буквально «прилепляется» к ней и психологически и физически на долгие месяцы, боясь упустить ее из виду. Во многих случаях садик просто приходится отложить как минимум на полгода, потому что ребенок впадает в истерику при малейшем упоминании о садике, не говоря уже о том, чтобы туда идти.

    Ошибка № 2 — «Долгое пребывание»

    Некоторые родители считают, что ребенка лучше сразу же оставить на полдня или целый день, чтобы он быстрее привыкал к детям и воспитателю. Это является ошибкой. Посещение садика нужно начинать постепенно. Есть разные схемы посещения, которых рекомендуют придерживаться психологи. Общая идея такая: сначала приходить и гулять на той же детской площадке, на которой гуляет группа, затем приводить ребенка в группу на 30 минут — 1 час во время свободной игровой деятельности и ждать ребенка в коридоре и затем забирать. Постепенно ребенок привыкает и к детям, и к воспитателю, и к окружающей обстановке. Затем его можно оставить одного на 1-2 часа, затем с утра и до обеда, затем с обедом, затем забрать уже после прогулки. Через некоторое время оставить на обед и забрать, затем – оставить на дневной сон и забрать. Затем уже оставлять на целый день. Нет четких рекомендаций, сколько времени должна длится каждая стадия. Нужно смотреть по самочувствию ребенка и на свою материнскую интуицию.

    Ошибка № 3 — «Неправильный режим дня»

    Многие родители не задумываются о том, насколько режим дня ребенка сегодня соответствует тому режиму дня, которого нужно будет придерживаться, когда начнется детский сад. Ребенку, который привык ложиться спать после 22.00, крайне сложно будет просыпаться в 7 утра. А в садик, как правило, нужно вставать очень рано. Вспомните, как чувствует себя ваш малыш, когда он не выспался? Он трет глазки, капризничает, сам не понимает, чего хочет, становится плаксивым. Деток, которых родители заранее не перевели на детсадовский режим дня, сразу видно в группе по утрам в первые дни. Они трут сонные глазки, они плаксивы и раздражительны, болезненно воспринимают все, что происходит вокруг.

    То, как ребенок чувствует себя в первые дни в детском саду, накладывает отпечаток на все его последующее отношение к этому месту. Вспомните высказывание: У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Это в полной мере относится и к детскому саду. Чтобы первый опыт ребенка в детском саду был окрашен позитивными красками, не поленитесь заранее перевести вашего малыша на правильный режим. Тогда он сможет просыпаться легко и идти в группу в хорошем настроении!

    Ошибка № 4 — «Быстрые сборы»

    Эта ошибка отчасти перекликается с предыдущей. Так как родителям жалко будить малыша и хочется, чтобы он поспал как можно дольше, его будят практически «впритык» ко времени, когда уже нужно выходить в садик. В итоге, сборы получаются нервные, поспешные, у мамы нет времени дать малышу внимание и нежность, которые ему необходимы, особенно когда он еще нежится в постельке. Ребенок только и слышит: «Давай скорее», «Давай быстрее», «Опаздываем в садик», «Потом поговорим» и т.д. Часто малыш с утра еще не может хорошо соображать и мама раздражается, повышает голос и все утро получается сумбурным и конфликтным. Настроение испорчено у всех, и ребенок отправляется в садик в расстроенных чувствах, как и мама, у которой уже нет моральных сил говорить какие-то добрые напутственные слова.

    Поэтому, просыпайтесь сами и будите малыша заранее, чтобы у вас было достаточно времени на неспешные сборы, чтобы вы могли уделить внимание малышу, пока он в постели – сделать массаж, погладить ножки и головку, спеть песенку, пощекотать, поцеловать и другие нежные слова и действия. Все это так важно для хорошего настроение у вас обоих! Выходите в садик тоже заблаговременно, с большим запасом времени, чтобы вы не нервничали по дороге сами и могли настроить вашего ребенка на позитивный лад.
     

    Что такое «Ритуал прощания»?

    Ну что ж, мы разобрали с вами 4 распространенных ошибки, которые вы теперь точно не совершите! Уверена, вы сможете постепенно перевести вашего малыша на новый режим дня, в садик будете просыпаться и выходить заблаговременно, в группе будете оставлять ребенка постепенно и всегда будете сообщать ему о том, что уходите и прощаться правильно.

    О других распространенных ошибках родителей и о том, как их избежать, вы узнаете из моих бесплатных обучающих видеоуроков «Как быстро и легко подготовить ребенка к детскому саду»

    Чтобы получить эти уроки >> перейдите по этой ссылке.

    P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева.

    И, как всегда, буду рада вашим комментариям к этой статье.

    Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-курс «Отношения с ребёнком без криков и наказаний», который состоится уже совсем скоро.

    Кликните на баннер ниже, чтобы записаться.

    Читайте также:

    ipsyholog.ru

    Ребенок пошел в детский сад...

    Итак, малыш пошел в детский сад. Что нужно знать родителям, чтобы в будущем от посещения крохой этого дошкольного учреждения и у него, и у вас остались только самые радужные воспоминания?

    Права и обязанности

    Настройтесь при взаимодействии с администрацией дошкольного учреждения на конструктивный лад. Попросите ознакомить вас с Уставом детского сада. Заключите Родительский договор. В нем отражаются основные права и обязанности детского сада и родителей. Как правило, среди прав родителей перечислены: участие в работе родительского совета, внесение предложений по улучшению работы с детьми, выбор образовательных программ, организация дополнительных услуг; ходатайство перед управлением образования об отсрочке платежей за содержание ребенка в детском саду при особо трудных жизненных обстоятельствах; нахождение с ребенком в детском саду в период адаптации в течение двух дней по согласованию с детским садом. В договоре может быть также пункт об оказании благотворительной помощи для улучшения предметно-развивающей среды: помещений, оборудования, учебно-наглядных пособий, игр, игрушек (он вносится на основании Закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятого Государственной думой и подписанного Президентом РФ 11.08.1995).

    В одной команде

    Обсудите с заведующей детским садом, врачом и старшей медицинской сестрой организацию индивидуального питания ребенка (в случае, если требуется особая организация питания при аллергии, непереносимости некоторых пищевых продуктов). Обговорите вопросы участия в работе родительского комитета. Став его членом, вы сможете решать многие вопросы воспитания и образования детей в детском саду совместно с воспитателями.

    С тех пор как в детский сад ходили вы сами, в его работе не произошло кардинальных изменений. Но все же, во избежание недоразумений в дальнейшем, поинтересуйтесь заранее, как именно строится работа в выбранном вами садике. Обычно муниципальные дошкольные образовательные учреждения работают в соответствии с едиными требованиями. Там есть обязательные ежедневные занятия: ознакомление с окружающим миром, развитие речи, формирование элементарных математических представлений, занятия по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование), музыкальные занятия и занятия по физической культуре, сенсорному развитию. Узкие специалисты (логопед, инструктор по физическому развитию, дефектолог, учитель иностранного языка и проч.) присутствуют в детском саду по требованию родителей и по направлению работы учреждения.

    На заметку:

    • Лично передавайте и забирайте ребенка у воспитателя, не передоверяя его посторонним лицам и лицам моложе 18 лет. Если малыша будут забирать не знакомые для педагога люди, предупредите его об этом заранее.
    • Если малыш заболел, оставьте его дома, предупредив об этом воспитателя. После выздоровления принесите медсправку с разрешением посещать дошкольное учреждение.

    Есть контакт!

    Проявляйте инициативу во взаимодействии с педагогом. Установите добрые и конструктивные отношения с воспитателем. Как можно чаще обращайтесь за советом, консультацией. Это всегда повышает самооценку собеседника и располагает его к вам. Никто не знает вашего малыша лучше, чем вы. Расскажите педагогу об индивидуальных особенностях крохи: как ласково вы называете его дома, что любит ребенок, как засыпает, в какие игры предпочитает играть. Чем больше первоначальной информации о своем малыше вы предоставите воспитателю, тем легче ему будет подобрать индивидуальный подход к малышу. Если вас что-то обеспокоило в поведении малыша, посоветуйтесь с воспитателем, как лучше поступить в данной ситуации. Прислушайтесь к его советам. У каждого педагога есть свои приемы и секреты, как помочь ребенку легче адаптироваться в детском саду или справиться с той или иной ситуацией.

    Попытайтесь четко сформулировать для себя, каким вы хотите видеть своего ребенка: что он должен знать, уметь, к чему стремиться, какими качествами обладать. Здесь также нелишним будет совет воспитателя. Узнайте у педагога, по какой образовательной программе работает детский сад, какие дополнительные образовательные и оздоровительные услуги могут быть оказаны вашему ребенку в детском саду. Вы также можете обсудить с воспитателем оснащение группы. Узнайте, какие развивающие игры, пособия, спортивные снаряды необходимы, предложите свою помощь в их приобретении.

    Мирное решение

    Представим такую ситуацию: у малыша хороший аппетит, но ему категорически не нравится вареная морковь, и поэтому из раза в раз кроха «выковыривает» ее из супа. Воспитатель ругает ребенка, заставляет съедать все до конца. Малыш приходит домой и жалуется вам. Как в данной ситуации поступают мудрые родители? Для начала вам стоит подобрать правильную форму общения с воспитателем. Даже если вы очень рассержены, попытайтесь сохранить деловой тон. Обратитесь к педагогу за советом − это всегда повышает самооценку собеседника. Не начинайте с обвинений. Обозначьте факты. Опишите то, что вы видите в поведении ребенка, его эмоциональном состоянии. Выслушайте воспитателя, дайте ему возможность высказаться. Пусть он расскажет, как видит возникшую ситуацию и по каким причинам он заставляет вашего малыша есть морковь. Обязательно обозначьте свою позицию: вы знаете, что ребенок не любит вареную морковь, и хотите, чтобы педагог не заставлял малыша ее есть. А ответственность за то, что ребенок в обед не будет есть суп, берете на себя.

    Если вы не знаете, как самостоятельно разрешить конфликт, обратитесь за помощью к педагогу-психологу. Но не принимайте скоропалительных решений. Помните главное: конфликты взрослых не должны сказываться на малыше.

    Скажи, что не так!

    Обратите внимание на взаимодействие педагога с ребенком. Есть ряд признаков, по которым вы сможете сами определить, есть ли у вашего любимого чада трудности в детском саду или их нет.

    Все в порядке:

    • Ребенок с удовольствием идет в детский сад.
    • Малыш редко болеет, у него редки головные боли и тошнота перед посещением детского сада.
    • Воспитатель с радостью встречает ребенка, называет его ласково, по имени.
    • У крохи хороший аппетит.
    • Ребенок делится впечатлениями о пребывании в детском саду, рассказывает о воспитательнице, о ребятах в группе.
    • Вечером малыш просит у вас возможности «доиграть еще несколько минут» с ребятами в группе.
    • Ребенок приносит в детский сад свои любимые игрушки, делится конфетами со сверстниками, делает поделки для воспитательницы.

    Что-то не в порядке:

    • Малыш часто болеет ОРВИ, даже после завершения процесса адаптации к детскому саду.
    • У него случаются неожиданные приступы головной боли, тошноты, носового кровотечения непосредственно перед выходом из дома в детский сад.
    • В садик малыш идет с капризами или истерикой.
    • Ребенок негативно отзывается о садике, воспитательнице, сверстниках.
    • Появился дневной и ночной энурез.
    • Нарушен аппетит.
    • Появились новые страхи, нервные тики.
    • Малыш регулярно обращается к родителям с просьбой не отводить его в детский сад и забирать раньше.
    • Вы замечаете грубости в стиле общения педагога с ребенком, недостаток внимания воспитателя к потребностям и нуждам малыша, его индивидуальным особенностям.

    На данные показатели следует обращать внимание через 3−6 месяцев после посещения ребенком детского сада, так как в адаптационный период некоторые из них могут быть нормой. В случае если вы видите проблемы в отношениях между педагогом и ребенком, для начала попытайтесь поговорить с воспитателем, затем с психологом и методистом образовательного учреждения, а в завершение − уже с заведующей детским садом. Если же после проведенной работы ваш малыш продолжает чувствовать себя не комфортно, переведите его или в другую группу, или в другой детский сад. Возможно также, что для вашего ребенка предпочтительнее будет домашнее обучение или кратковременное пребывание в дошкольном учреждении.

    Психология комфорта

    Значительную помощь в детском саду можно получить от педагога-психолога. Он будет регулярно следить за тем, как проходит адаптация у ребенка, даст рекомендации и воспитателю, и вам, родителям.

    Работа с ребенком

    Психолог проводит обязательную диагностику психического развития малышей 2 раза в год: определяет уровень психического развития ребенка, выявляет наличие отклонений он нормы. На основе полученных результатов психолог определяет и обсуждает с педагогом и родителями программу индивидуального развития малыша. Вы можете обратиться к психологу и с индивидуальной просьбой продиагностировать вашего малыша, если вас что-то тревожит (внезапные вспышки агрессии, появившийся страх, энурез и проч.) или же вы просто хотите лучше узнать своего ребенка (какими способностями он обладает, в какой кружок его лучше отдать).

    Вы можете отдельно обсудить с психологом ваши пожелания на тему, в какую школу вы хотите отдать малыша, и специалист уже разработает индивидуальную программу работы с крохой. Психолог также осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных детей, содействует их развитию.

    Работа с родителями

    Многие причины нарушений психического развития ребенка лежат в семье. Психолог может провести диагностику особенностей семейного воспитания ребенка с участием родителей и иногда ближайших родственников малыша. Диагностика проходит только с разрешения самих родителей, им обязательно предоставляются результаты исследования. Вы вправе не впускать психолога в семью, но помните, что грамотный специалист не навредит семье и ребенку.

    Узнайте, есть ли в детском саду «школа родителей». Если нет, то можете обратиться с просьбой ее организовать.

    Кто и за что в ответе? (обязанности сотрудников дошкольного образовательного учреждения)

    К кому обратиться? Есть вопрос
    Заведующая детским садом
    • Мне бы хотелось, чтобы в детском саду с ребенком занимался преподаватель иностранного языка.
    • У малыша аллергия, и ему нужен индивидуальный режим питания.
    • Мне кажется, что в детском саду недостаточно развивающих игр и игрушек.
    • У меня возникают разногласия и конфликты с воспитателем.
    Старшая медсестра, врач
    • Мы хотим, чтобы ребенку делали массаж, проводили фитотерапию, ингаляции, закаливающие процедуры.
    • Нам нужно разработать схему индивидуального питания для крохи в связи с проблемами здоровья у него.
    • Мы хотим знать, в норме ли физическое развитие нашего малыша.
    Музыкальный руководитель
    • Хотелось бы отдать в будущем малыша в музыкальную школу, есть ли у него способности и как их развить?
    Педагог-психолог
    • Мы хотим знать, соответствует ли норме психическое развитие нашего ребенка?
    • Наш малыш многого боится, неспокойно спит по ночам.
    • У ребенка проблемы в общении со сверстниками, он замкнут, тяжело идет на контакт.
    • Нам необходимо подготовить ребенка к поступлению в школу-гимназию.
    • Мы хотим, чтобы ребенок быстро и легко привык к детскому саду и воспитательнице.
    • Мы хотим знать, какие у ребенка есть способности и как их развивать.
    Воспитатель
    • Мы хотим, чтобы ребенок не заболевал в детском саду и не получал травм.
    • Наш ребенок будет учиться в школе-гимназии (лицее), и ему нужна дополнительная подготовка к поступлению.
    • Мы хотим, чтобы наш ребенок рано научился читать.
    • Как проводить развивающие занятия с ребенком дома?
    • Как и во что играть с малышом?

    Читать на эту тему:

    www.parents.ru


    Смотрите также