Правила поведения в лесу для школьников


Инструкция по правилам безопасного поведения в лесу для обучающихся, воспитанников МБОУ СОШ№36

ИНСТРУКЦИЯ № 13

по правилам безопасного поведения в лесу для обучающихся, воспитанников

МБОУ СОШ №36.

Чтобы общение с природой оставило только хорошие воспоминания, рассмотрим основные правила, помогающие избежать опасных непредвиденных ситуаций:

- не ходите в лес одни, только со взрослыми;

- возьмите с собой телефон для связи с родственниками;

- вернуться из леса нужно до наступления темноты;

- не уходите вглубь леса;

- не стоит въезжать в лес на транспорте, это вредит растительности;

- запрещено разжигать костер без взрослых, ведь огонь опасен, как для человека, так и для обитателей леса, очень трудно остановить его распространение;

- не сжигайте высохшую траву или листья;

- не бросайте мусор, нельзя загрязнять природу, это дом для зверей и птиц;

- не бейте стекло, поранитесь сами и нанесете вред обитателям леса;

- нельзя шуметь в лесу: кричать, слушать громкую музыку, такое поведение вызывает беспокойство у лесных жителей;

- не обижайте диких животных, они опасны в разъяренном состоянии, если появилась опасность нападения, не показывайте страх и не стойте спиной, лучше потихоньку постоять и подождать, когда животное уйдет;

- не следует забирать детенышей животных, они могут быть переносчиками очень опасных заболеваний;

- не трогайте гнезда птиц, птенцов, яйца, ведь птицы могут оказаться в опасности, вы можете привлечь внимание хищников, также никогда не уносите с собой птенцов, они не смогут выжить в неволе;

- не разрушайте муравейники, муравьи – это санитары леса, своей работой они приносят огромную пользу;

- не ловите шмелей, бабочек, стрекоз, божьих коровок, они опыляют растения и уничтожают вредителей, погубив их, вы поставите под угрозу природу;

- не вылавливайте лягушек и головастиков;

- не убивайте пауков, не рвите паутину;

- ходите в лесу только по тропинкам, не вытаптывайте растительность и почву, ведь могут пострадать травы и многие насекомые;

- не ломайте ветки кустарников и деревьев, не делайте памятных надписей на них, не отрывайте кору, не собирайте сок с берез (если не имеете нужных навыков), берегите их, не наносите вред;

- не срывайте цветы, тем более с корнем, ведь они не вырастут снова, среди них могут быть редкие, занесенные в Красную книгу, лесные цветы должны радовать своей красотой, а не вянуть в букетах;

- разрешается сбор знакомых лекарственных трав, ягод, орехов, если в лесу их много;

- никогда не пробуйте на вкус незнакомые ягоды, растения и грибы, велика вероятность, что они ядовиты;

- собирать съедобные грибы можно только под присмотром взрослых, ни в коем случае не вырывая их, пользуйтесь ножичком, чтобы не повредить грибницу;

- не топчите несъедобные грибы, ведь они являются едой для животных. Помните, правильное поведение в лесу – залог вашей безопасности.

Что делать, если заблудился в лесу

В данной ситуации не стоит поддаваться панике и бежать без оглядки. Необходимо успокоиться, оставаться на том же месте и позвать на помощь. Вас не нашли, значит, пришло время звонить родственникам, друзьям, если нет связи, то следует набрать номер службы спасения – 112, она доступна всегда. Сообщите о том, что вас окружает, вам подскажут, как выйти из леса.

Правила поведения в лесу для школьников подразумевают знание частей света. В полдень встаньте спиной к солнцу, ваша тень будет указывать на север, восток окажется по правую руку, а запад – по левую. Следуйте указаниям специалиста МЧС.

Если у вас нет телефона, то прислушайтесь к звукам вокруг, заслышав людские голоса, звук машин или другие признаки цивилизации, идите в том направлении. Если нет таких звуков, то следует отыскать ручей, он обязательно приведет к реке, если есть река, значит, поблизости будут люди. По пути следования оставляйте зарубки на деревьях или заламывайте веточки, это укажет ваше направление спасателям и поможет вам, если вы будете ходить по кругу. Природа меняется, поэтому не стоит полагаться на расположение мха и муравейников. Попробуйте вспомнить с какой стороны вы вошли в лес, в каком направлении двигались. Оглядитесь, если увидели линии электропередач, то следуйте вдоль них.

Не удалось выйти из леса и темнеет, готовьтесь к ночлегу. Необходимо сделать шалаш из веток, развести небольшой костер (соблюдая меры предосторожности), и лечь спать возле костра. Думайте только о хорошем, наступит новый день, и вас обязательно найдут.

infourok.ru

Как нужно вести себя в лесу детям и школьникам: памятка

Главная » Дети » Свод правил поведения в лесу: для детей и школьников

Нет ничего важнее для ребёнка, чем походы на природу с друзьями, родными или одноклассниками. Эти моменты остаются в памяти навсегда, формируя мировоззрение.

Природа действует успокаивающе, это естественная среда для человека. А для детей это целый мир, полный неизведанного.

Что приходит на ум, когда ребёнку сообщают о предстоящем походе в лес? Приключения, опасность, дикие животные, костёр и пикник. Азарт в глазах малыша зашкаливает.

Важно! Существуют правила поведения на природе для школьников и дошкольников. Их придумали не для ограничения свободы действий.

Много походов на природу заканчивались печально: дети и взрослые получали травмы, попадали в опасные для жизни ситуации.

Зафиксировано много случаев летальных исходов в результате таких мероприятий. Изучите правила, и помогите запомнить их ребёнку.

Свод правил поведения в лесу для детей:

Правила Пояснение
1 Ходите в лес только со взрослыми На ребёнка или группу детей должен приходиться хотя бы один взрослый. Если детей много, взрослых должно быть несколько. В случае опасности, это скоординирует действия детей, поможет избежать травм
2 Обязательно наличие мобильного телефона для связи с родными в случае опасности Даже если телефон не может поймать связь, есть экстренный вызов. Можно позвонить в службу спасения
3 Из леса следует выйти до захода солнца Ночью в лесу опасно и детям, и взрослым
4 Оставляйте транспорт перед лесом, если внутри нет проезженной дороги для него Берегите природу
5 Выбирая место, не уходите в самую глубь Вы можете потеряться на обратном пути, зайти в места, где живут дикие звери. Лучше выбрать место, где раньше уже отдыхали люди
6 Не поджигайте сухую траву Разводя костёр, оградите его от остальной травы, сложите ветви и аккуратно подожгите. Над костром не должно быть веток деревьев.
 
Уходя, костёр необходимо затушить водой. Убедитесь, что не осталось углей. Под влиянием ветра они могут разгореться, что спровоцировать пожар
7 Не оставляйте мусор на природе. Уходя, соберите весь мусор в пакет и довезите его до ближайшей урны. Это касается и вашего, и чужого мусора Помните, природа — это дом зверей и птиц. Заходя в гости, ведите себя цивилизованно, ведь вы не животные
8 Не создавайте шума, не включайте музыку, или делайте это тихо Птицы и звери, живущие в лесу, испугаются. У них есть гнёзда, норы и другие формы жилища. Спугнув самку, вы можете оставить её детёнышей на голодную смерть
9 Не разбивайте стеклянные предметы Вы можете пораниться. Другие люди, которые придут после вас, могут пораниться. Если порез будет глубоким, и придётся на вену или артерию, он будет смертелен для человека. Думайте о последствиях
10 Не дразните диких животных Ваше присутствие для них и без того — стресс. Загнанный зверь может повести себя агрессивно.
 
Многие звери переносят бешенство, которое смертельно опасно для человека. Столкнувшись с агрессивным животным, замрите, дождитесь, пока оно уйдёт

Эти правила помогут вам сохранить жизнь и здоровье.

Следуя правилам, вы сможете избежать многих опасностей:

  1. Получение травм, увечий.
  2. Потеря ориентации на местности без возможности выбраться из леса.
  3. Нападение дикого животного.
  4. Гибель леса в пожаре.
  5. Разрушение жилья животных и птиц.
  6. Засорение леса.

Это интересно! Уважаемые родители и учителя! Прежде чем вести детей в лес, заставьте их выучить эти 10 правил.
 
Пусть это будет испытанием, которое даёт право ребёнку отправиться с вами в путешествие.
 
Дети лучше воспринимают информацию в форме игры. Выученные правила они запомнят на всю жизнь. Давая детям такие установки, вы растите порядочных и ответственных людей.

Безопасное поведение в пожароопасный сезон

Пожароопасный сезон в лесу — время, когда природные условия позволяют одной непотушенной сигарете сжечь дотла гектары лесов.

Это означает гибель зверей и птиц, уничтожение природных ресурсов, загрязнение атмосферы и возможную гибель людей. Пожар в лесу нередко распространялся на близлежащие постройки.

Для людей, собравшихся посетить лес или сад в пожароопасный период, нужно знать, что нельзя брать с собой, и от каких действий стоит отказаться:

  1. Оставьте дома зажигалки, спички и сигареты и огнестрельное оружие.
  2. Не ходите в лес в пожароопасный период, если на улице гроза.
  3. Не разбивайте бутылки, оставляйте дома лупу для исследования местности. Не оставляйте на траве очки. Эти предметы под действием солнечных лучшей приведут к пожару.
  4. Не проносите в лес топливо, оставляйте автомобиль у дороги.
  5. Не оставляйте бумажек и тряпок, которые легко разгорятся.
  6. Не жгите костры, мусор.

Правила поведения при пожаре в лесу

При возникновении пожара в лесу необходимо принять меры по его ликвидации.

Если пожар только начинается, и вы в силах потушить его, сделайте это самостоятельно:

  • Залейте костёр водой.
  • Затушите с помощью плотной ткани, перекрыв допуск кислорода к пламени.
  • Закидайте место возгорания песком или землёй.

Важно! Если справиться с пламенем самостоятельно не удаётся, немедленно покиньте лес, помогите выбраться оттуда другим людям.
 
Немедленно вызовите пожарных, сообщив точные координаты. Чёткие своевременные действия помогут спасти жизни людей, животных, сохранят лес полностью или частично.

Опасность для человека при пожаре создают факторы, обусловленные горением:

  • Углекислый газ, при высокой концентрации которого человек потеряет сознание. Возможен летальный исход.
  • Отсутствие видимости из-за густого дыма.
  • Пламя, искры.
  • Тепловое излучение.

Если вы находитесь вблизи леса, где пылает пожар, не пытайтесь потушить его самостоятельно. Потерявшись в густом дыму, вы рискуете сгореть или задохнуться газом. Вызовите бригаду пожарных.

Тушить огонь своими силами до их приезда можно, если собралась группа людей, которые будет попутно присматривать друг за другом. У пожарных это называется страховка.

Важно! Помните: нет ничего ценнее человеческой жизни.

Полезное видео

Поделитесь записью

trand-store.ru

Правила поведения в лесу для школьников

Презентация о поведение детей в лесу.

Скачать:

Вложение Размер
pravila_povedeniya_v_lesu.ppt 1.78 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Правила поведения в лесу

Не разоряйте птичьи гнёзда Дети запомнить должны И понять: Гнёзда у птичек Нельзя разорять! Если в траве Увидали яйцо Или услышали Крики птенцов, Не приближайтесь, Не лезьте туда И не тревожьте Ни птиц, ни гнезда.

Не разоряйте муравейники Муравьи – лесные санитары; Так прозвали люди их недаром! Чтобы лес красив был и здоров, Без личинок вредных и жуков, Муравьи на страже день и ночь: Гонят разных короедов прочь! Только ты им, друг мой, не мешай! Муравейники не разоряй! Эти санитары так нужны Для лесов твоей родной страны!

Не забирай из леса домой животных Для ёжиков и белок Лес – это дом родной. Они живут там смело И летом и зимой: Поэтому не стоит Их в город забирать… Поверь: они в неволе Не будут есть и спать… Находят пропитанье Своих детей растят И уходить из леса Нисколько не хотят…

Не обижай лесных насекомых В лесу летают мотыльки, Ползут козявки и жуки… Природа мать им жизнь дала. У них у всех свои дела. Ты их увидишь на пути – Не обижай, а отойди ! Без насекомых лес, друг мой И одинокий, и пустой…

Не рвите полевые цветы Цветы украшают луга и леса Но это не только природы краса- В них пчёлы находят целительный дар, И бабочки пьют из них сладкий нектар. Не надо, друзья, их бессмысленно рвать, Не надо букеты из них составлять… Завянут букеты…Погибнут цветы… И больше не будет такой красоты!

Не рвите редкие цветы Есть цветочки редкие, Белые и нежные: Вам кивнут приветливо Ландыши, подснежники… Только рвать не надо их – С ними лес добрей, светлей. Ведь теперь цветов таких Очень мало на земле…

Не ловите бабочек и стрекоз Бабочка цветная Над тобой порхает… Стрекоза резвится, Пляшет, веселится… Лету все так рады! Их ловить не надо… Пусть себе летают, Землю украшают…

Не шумите в лесу У леса музыка своя… Её послушайте друзья! Вот птичьи трели раздались, Вот белка скачет вверх и вниз, А вот кузнечик затрещал, По ветке дятел застучал… Как много звуков тут и там! В лесу не нужен шум и гам: Нельзя шуметь, галдеть, кричать И громко музыку включать!

Не разжигай костёр в лесу без взрослых Без взрослых с огнём развлекаться опасно – Закончиться может забава ужасно. В лесу очень сухо бывает порой, Костёр обернётся серьёзной бедой! Представьте, что пламя легко разгорится, Начнёт полыхать, разбегаться искриться – Его потушить невозможно тогда… Пожары лесные – большая беда!

Не оставляй мусор в лесу Вы в поход пришли, ребята… Отдохнуть, конечно, надо: Поиграть и порезвиться, И наесться, и напиться… Но вокруг остались банки, Целлофан, железки, склянки… Оставлять их здесь нельзя! Не поленимся, друзья: Мусор тут, в лесу, чужой, Заберём его с собой!

Не бейте стекло в лесу Нельзя стекло в лесу кидать, Нельзя бутылки разбивать; Осколки острые опасны – О них порежешься ужасно! А если вдруг на них свалиться – В больнице можно очутиться! И обитателям лесным Стекляшки тоже не нужны…

Не вырезайте надписи на деревьях Стоят деревья – великаны Их не жалеют хулиганы И режут острыми ножами Слова на дереве – «на память!» Но так жестоко поступать! Нельзя деревья обижать. Пускай они в лесу растут- Добро и красоту несут…

Не вырывайте кустарники с корнем Раз ты собрался по грибы – С собою острый нож бери; Им аккуратно гриб срезай – В земле грибницу оставляй. А если встретил землянику, Куст брусники иль черники – Нежно ягодки сорви, А куст – оставь, побереги.

Не портите несъедобные грибы В лесу грибов различных много… Ты несъедобные не трогай! В корзинку их не собирай, Но и ногами не сбивай… Нужны они лесным зверятам: Лисичкам, ёжикам, зайчатам… Их только люди не едят: В поганках, мухоморах – яд! Но для зверья лесного всё ж Тот гриб полезен и хорош.

Не обижай змей Ты, змею не обижай И, увидев, палку не хватай, Не маши руками, не кричи – Просто отойди и помолчи… Хоть опасны змеи, но нужны: Чистоту беречь они должны; Санитарам леса и воды Ты не делай зла или беды…

Правила поведения в лесу для детей школьников

Правила поведения в лесу для младших школьников

Правила поведения в лесу. Беседа – классный час в начальной школе

Задачи

1. Повторить правила поведения в лесу.

2. Обучить навыкам безопасного поведения. Оборудование: конверты со словами.

Ход классного часа

Вступительная беседа учителя

Ребята, сегодня у нас необычный урок — мы отправимся в очень интересное путешествие по лесу. Летом многие из вас будут ходить в лес. А там тоже свои правила.

— Какие правила поведения в лесу вы уже знаете? Правила:

• Не рви зря цветы.

• Не обижай животных.

• Убирай за собой весь мусор.

• Никогда не пробуй на вкус грибы, ягоды и растения.

• Не собирай неизвестные тебе растения и грибы — они могут быть ядовиты.

Работа с пословицами

Учитель. Попробуйте собрать из слов пословицы. (Детям раздают конверты со словами, из которых состоят пословицы.

• Не сажал, не поливал, а рвать поспевал!

• От маленькой искры большой пожар бывает!

• Люби природу — она добром ответит! Дети объясняют каждую пословицу.)

Обсуждение рассказа

Перед соловушкой стыдно

Оля и Лида пошли в лес. После долгой дороги они сели обедать. Вынули из сумки хлеб с маслом, яйца. Только закончили обед — рядом запел соловей. Девочки не шевелились, слушали прекрасную песню.

Соловей кончил петь. Оля собрала остатки своей еды, бросила под куст. Лида же завернула в газету яичные скорлупки, хлебные крошки и положила в сумку.

Оля спросила Лиду, зачем она берет с собой мусор. Ведь они в лесу. Их никто не видит.

— Стыдно. перед соловушкой, — ответила Лида.

По В. Сухомлинскому

Учитель. Как вела себя Оля? А что сделала Лида? (Дети отвечают.)

Физкультминутка

Учитель. Когда мы идем по лесу, то аккуратно придерживаем веточку, чтобы она не ударила по глазам следом идущему, не поцарапала лицо, не толкаемся, смотрим вперед и под ноги. На сучья не наступаем, перешагиваем их, ведь они могут повредить ногу.

— У деревьев корешки, а у нас? [Ножки!)

— У деревьев веточки, а у нас? [Ручки!)

Идем в поход

Учитель. А вот некоторые советы юным туристам. 1. Используйте для разведения костра только специально оборудованные места или уже имеющиеся старые кострища. Также сгодятся песчаные или галечниковые косы, места от вывороченных корней или другие, где обнажен минеральный слой почвы диаметром не менее полутора-двух метров.

Если такого места нет, то его нужно подготовить и окопать предполагаемое кострище с помощью лопаты, топора или другого подручного инструмента.

2. Никогда, даже в дождливую погоду, не разводите костер на подстилке из мхов и лишайников, а также посреди высокого травостоя из сухих злаков, легковоспламеняющихся кустарников или рядом с ними.

3. Не разводите большой костер. Небольшой, но хорошо сложенный костер, обложенный камнями, даст достаточно тепла.

4. Раскладывайте костер подальше от нависающих ветвей, крутых склонов, гнилых пней, бревен, сухой травы и листвы. Всегда следует очищать место вокруг костра, убирать с него все легковоспламеняющиеся материалы. Очень важно убедиться, что рядом есть какой-нибудь водоем, позволяющий набрать воды для тушения костра.

5. Никогда не оставляйте костер без присмотра. Даже небольшой ветерок способен вызвать быстрое распространение огня. Немедленно пресекайте любое расползание огня за пределы кострища.

6. Всегда имейте под рукой емкость с водой и держите наготове лопату, чтобы можно было немедленно забросать землей вырвавшееся пламя.

Опасная ситуация

В лес пошли мы за грибами,

Очень весело с друзьями.

Тут грибок и там грибок,

Положили в кузовок.

Учитель. Мы и не заметили, как заблудились. Оглянулись — кругом лес, и мы стоим посередине поляны. Ау! — закричали мы. Но никто не отозвался. Что делать? (Собираясь в лес, можно взять с собой надежного помощника — компас.)

Но компаса может не оказаться, или он потерялся. Что тогда?

Памятка «Если ты заблудился в лесу»

• Не стоит сразу бежать куда глаза глядят.

• Успокойся и внимательно прислушайся, не доносятся ли откуда-нибудь звуки, говорящие о близости людей.

• Уловив звук, иди в этом направлении. Если звук приближается, значит, ты идешь правильно.

Грибная поляна

Учитель. Какие грибы вы знаете? (Дети перечисляют известные им грибы.)

Загадки о грибах

Белка к елке подбежала,

Лапкой веточку достала

И на веточный изгиб

Положила белый. (гриб).

Кто стоит на белой ножке

В красной шапке у дорожки

На пнях в лесу грибы растут,

Да вот забыл, как их зовут.

Помогите мне, ребята!

А вы в ответ — это. (опята).

В толстой шапке он стоит.

Из-под елочки глядит.

Пусть и рос ом невелик –

Лучший гриб здесь. (боровик).

Вырос раннею весной

Этот первый гриб лесной.

Вон забрался под сучок

Весь в извилинах. (сморчок).

Дети хворост собирали

И случайно увидали:

Под кустом, как две сестрички,

Выросли грибы. (лисички).

— Какой гриб в загадках «лишний» и почему? (Это мухомор, потому что он несъедобный, а все остальные съедобные.)

— А какие есть еще несъедобные грибы? (Дети отвечают.)

Бледная поганка знаменита своей ядовитостью. Каждый год из-

. В один из летних дней пятилетняя девочка, отправившись на прогулку в лес со своей 12-летней сестрой, нашла гриб и попробовала его. Через несколько часов у нее началась тошнота, рвота. Девочку срочно поместили в больницу, где ей сделали промывание желудка и кишечника. После этого пациентка почувствовала себя настолько хорошо, что родители, вопреки советам врача, поспешили забрать ее из клиники. А спустя несколько часов произошло резкое ухудшение состояния ребенка, вскоре девочка умерла. Как было установлено, причиной смерти явилось отравление бледной поганкой.

Чтобы избежать тяжелых отравлений бледной поганкой, нужно знать ее отличительные признаки. Некоторые всерьез думают, что ядовитые грибы как-то сигнализируют о своей ядовитости неприятным запахом или вкусом, тем, что их не трогают черви и улитки. Увы, подобные взгляды — опасное заблуждение. Отравившиеся бледной поганкой нередко с похвалой отзывались о ее вкусе, запах этого гриба напоминает запах шампиньона.

Чем же отличается этот гриб от шампиньона? Бледная поганка всегда имеет на нижней части ножки клубневидное вздутие, покрытое пленчатым чехлом. В верхней части ножки есть пленчатое кольцо белого, зеленоватого или бледно-желтоватого цвета. Пластинки на нижней поверхности шляпки частые, белые, не меняющие своей окраски. У шампиньона же эти пластинки имеют различный цвет — от бледно-розового до темно-бурого, отсутствуют кольца, клубневидные утолщения на ножке и пленки. И сыроежку отличают те же признаки: отсутствие клубневидного вздутия с пленчатым чехлом и кольца на ножке, характерных для бледной поганки. Доскональное знание «портрета» бледной поганки, да и других ядовитых грибов, не позволит спутать их со съедобными грибами.

Секрет полного лукошка

(По книге Н. Надеждиной «Полное лукошко».)

Учитель. Я открою вам секрет полного лукошка, но обещайте, что и сами будете беречь нить-невидимку, и других ребят научите охранять грибные угодья.

Что для этого нужно? Когда идешь в лес по грибы, бери с собой ножик. Никогда не вырывай гриб из земли с корнем. В кончике ножки никакого вкуса, только лишний сор в корзинке. А вырывая гриб из земли с корнем, ты разрываешь нить-невидимку, губишь лесной урожай. Ученые говорят, что подземные нити грибницы гуще всего сплетаются возле самого кончика ножки гриба. Но если ты срежешь ножиком гриб под корень, на уровне земли, ни одна подземная нить

не будет затронута и на этом месте снова родятся грибы. И вся твоя забота — запомнить этот лесной тайничок да наведываться сюда после теплого дождя.

Второй секрет полного лукошка. У каждого вида грибов есть свои излюбленные породы деревьев. А когда знаешь, какой гриб с каким деревом дружит, увереннее идешь по лесу, быстрее находишь грибные места. Обо всем этом подробно расскажет книга «Полное лукошко» Н. Надеждиной. (Учитель показывает книгу.) Желаю всем приятного отдыха в лесу и полной корзинки грибов.

Творческое задание

Учитель. Изобразите на листе бумаги одно из правил поведения в лесу. (Дети рисуют, а потом устраивается выставка работ.)

Подведение итогов

Учитель. Закончите предложение: «Теперь я знаю, что. » (Дети вспоминают услышанное на классном часе.)

Беседа «Правила поведения в лесу»

Людмила Радченко
Беседа «Правила поведения в лесу»

Задачи: Продолжать формирование обобщённого представления о лесе, как о доме животных и растений, которые находятся в тесных связях между собой, воспитывать понимание недопустимости разрушения этих взаимосвязях. Уточнить знания о правилах поведения в лесу, учить осознано применять их. Материал: Картинки с изображением леса, схематичные рисунки правил поведения в лесу. Ход НОД Мы недавно получили письмо от старичка-лесовичка. Что он написал в конце письма? Старичок-лесовичок приглашает в гости только тех ребят, которые хорошо знают правила поведения в лесу и выполняют их. Сейчас вспомним правила поведения, с некоторыми познакомимся вновь. Для этого мы отправляемся в лес, но не по-настоящему, а как в сказке. Чтобы попасть в лес, надо закрыть глаза и сосчитать до 10. Положите руки на стол, а голову на руки, закройте глаза и все вместе начинайте считать.

Пока дети считают, повесить картинки с изображением леса и включить музыку.

— Мы с вами в лесу, на лесной тропинке, воздух свежий, кругом высокие деревья и кустарники, поют птицы. Каких птиц по голосам вы знаете?

Мы пришли на лесную поляну. Как много цветов! Какие красивые! Что будем делать? (Полюбуемся) Почему не будем срывать цветы?

Если я сорву цветочек

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я и ты

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Цветок, выросший на поляне, находится у себя дома. К нему прилетают бабочки, пчелы, шмели. Они питаются нектаром и опыляют растения. После цветения появляются семена, попадают в землю, из них вырастут новые цветы. Можем ли мы сорвать цветок только для того чтобы полюбоваться им? Конечно нет! Для букетов люди выращивают специально садовые цветы.

Мы вспомнили одно из правил поведения в лесу, но правил много. Я их нарисовала, чтоб вам было легче их запомнить. Посмотрите на эту картинку. На руке рвущей цветы поставлен знак Х. Все другие правила изображены аналогично. (Назовите правило)

Постояли мы на лесной полянке, полюбовались цветами и дальше пошли. Увидели мухомор — ядовитый гриб. Как поступите: пройдете мимо или собьете ногой, растопчите? Объясните, почему нельзя сбивать в лесу несъедобные грибы? Грибы служат для животных лекарством и пищей. Грибы украшают лес. Среди картинок найдите правило о лесных грибах.

Прошли мимо мухомора, идем дальше и видим на земле у старых елок чей-то домик из иголок. Что это за домик и кто в нем живет? Интересно посмотреть, что делают муравьи в своем муравейнике! Рядом с муравейником валяется шляпа. Может быть, возьмем ее и разворошим муравейник? Обойдем муравейник, чтобы его не разрушить и подумаем: для чего нужны муравьи в лесу? Почему муравьев называют санитарами леса? Найдем среди картинок правило о муравьях.

Мы идем дальше по лесу, слушаем песни птиц. Вот на ветке деревьев птичье гнездо. Оно совсем низко, даже видны птичьи яйца в нем. Побежим к гнезду? Может быть возьмем яйца? Они красивенькие, голубенькие, в крапинку. А вот еще гнездо, в нем голые птенцы. Наверное, замерзли. Подержим в руках, погреем и обратно положим? Можно ли так поступить? Нельзя близко подходить к гнездам. Птицы – родители не бросили птенцов. Они испугались нас и где-то летают поблизости. Как только мы уйдем, они подлетят к гнезду, согреют и накормят птенцов. Найдите рисунок с правилами о птичьих гнездах и послушайте стихотворение.

Гнездо на ветке – птичий дом,

Вчера птенец родился в нем

Ты птичий дом не разоряй

И никому не позволяй!

Ребята, мы все время ходим по тропинке, можно ли в лесу ходить и бегать по траве? Найдите правило, в котором говориться, что в лесу можно ходить по тропинкам. Почему? Потому что в траве живут много насекомых, мы можем их раздавить. Многие птицы делают гнезда на земле в высокой траве, мы можем наступить на гнездо.

Вот на цветок села бабочка. Поймаем ее и рассмотрим, какие у нее красивые крылышки. У кого сочок, ловите их скорее! Можно ли так поступать? Для чего нужны в лесу бабочки, стрекозы, шмели? (Насекомые опыляют цветы, украшают природу, насекомые – корм для птиц, лягушек, жаб, ежей) Рассмотрим картинку с правилом, о чем оно говорит? Правило говорит, что не нужно ловить насекомых.

Пойдем дальше по тропинке. Я вижу паутинку. Это паук натянул сети между кустами. Может быть паук не нужен в лесу? Посмотрите на картинку. О чем говорит эта картинка? Почему нельзя рвать паутину?

Потому — что пауки приносят пользу живой природе. Они едят тлей, комаров, мух.

Не будем сбивать паутину, пусть паук подкарауливает свою добычу. Вот кто-то зашуршал в траве. Отгадайте о нем загадку

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки не одной

Это красивый, симпатичный ежик. Давайте возьмем к себе в группу? Но будет ли ему хорошо у нас? В лесу ежик у себя дома. Он нужен в лесу, так как он приносит пользу. А у нас в группе ежик будет приносить пользу? (Нет). Не будем брать ежа, пусть живет у себя дома. Никаких лесных животных не нужно приносить домой.

Ребята, зачем нужны правила безопасности в лесу? Почему старичок-лесовичок приглашает только тех ребят, которые знают правила? Что случиться, если люди не будут выполнят их?

Исчезнут цветы, погибнут насекомые, улетят птицы, заболеют деревья, разбегутся звери. Лес будет скучным, унылым и некрасивым.

Ребята, вы большие и должны выполнять эти правила и рассказать о низ своим товарищам, малышам и даже взрослым.

Наша прогулка в лесу закончилась. Давайте вернемся в группу. Закройте глаза, сосчитайте до 10. (Пока дети считают, убрать картинки леса) Вот мы и в группе. Эти правила (картинки) мы покажем родителям, детям молод ср. гр. чтобы все их знали и выполняли. И тогда старичок-лесовичок будет с радостью встречать гостей в своем лесу.

Беседа с детьми «Правила поведения в природе» Беседа с детьми: «Правила поведения в природе» Цель: формировать знания детей о правилах поведения в природе. Учить применять полученные.

Дидактическая игра «Правила безопасного поведения» ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ» Цель: Ни для кого не секрет, что в современном обществе родители вынуждены уделять больше.

Конспект НОД «Путешествие в осенний лес. Правила поведения в лесу» Цель: Раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей. Задачи: Учить быть осторожными.

Консультация для родителей «Правила поведения за столом» Правила поведения за столом. Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами, правильно сидеть и аккуратно принимать пищу.

Консультация «Правила поведения в музее» Одной из интересных и эффективных форм работы с детьми в ДОУ является создание мини-музеев. Цель мини-музеев: — расширение представлений.

Настольная игра «Правила поведения на дороге» Уважаемые коллеги!Сегодня наконец-то и я вступила в ряды МААМовцев, с чем себя и поздравляю. Спешу поделиться своим опытом по организации.

НОД «Правила поведения в лесу» для детей старшей группы Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» «Правила поведения в лесу»Для детей старшей группыЦель: воспитывать основы.

Памятка для родителей «Правила поведения в лесу» Правила поведения в лесу Памятка для родителей Уважаемые родители, обучите, пожалуйста, этим правилам ребёнка. • Умей вести себя в лесу,.

Правила поведения дошкольников на улицах города Главную опасность для жизни и здоровья детей представляет улица. С постоянно растущим числом автомобилей, ребёнок даже в собственном дворе.

Правила поведения в опасных ситуациях ПРЕЗЕНТАЦИЯ занятия в подготовительной группе «Правила поведения в опасных ситуациях» Выполнила: Аказина Елена Валерьевна Цель: обучать.

Инструкция по безопасному поведению в лесу

Перед тем, как отправиться в лес, сообщи взрослым, куда ты идешь и как надолго. Это одно из основных правил, которое действует в отношении любого похода в любом составе. Если к назначенному времени ты не вернешься, тебя обязательно начнут искать. Помни об этом.

Возьми все необходимое. Собираясь в поход или просто в лес, обязательно возьми с собой самое необходимое, а именно: компас, нож, спички, соль, небольшой продуктовый паек, легкую запасную одежду. Спички и одежду упакуй в полиэтилен, чтобы они не промокли в случае дождя. Захвати горсть сосательных карамелек. Они помогут заглушить чувство голода в случае, если заблудишься.

Одевайся в яркую одежду! Спасатели советуют одевать в лес одежду ярких цветов, а не камуфлированную, как это делают многие. Дело в том, что камуфляж существенно осложняет поиски потерявшегося, а яркая одежда позволит заметить человека среди зеленых деревьев и кустов. И конечно же надо надеть что-то на голову (с мелких деревьев и кустарников могут падать клещи), длинные брюки (может быть, придется продираться сквозь кусты) и удобную обувь. Но помни, что осенью, пока деревья не сбросили листву, цвета одежды нужно подбирать таким образом, чтобы они не сливались с яркими цветами осенней листвы. В таком случае самый заметный цвет – ярко-голубой.

Осмотрись на местности. Прежде чем войти в лес, выясни, где находятся основные ориентиры: дороги, реки, ручьи, населенные пункты, для того, чтобы схематично представить себе границы местности, в которой будешь ходить. Определи по компасу стороны света, чтобы знать, в каком направлении будешь возвращаться. Если у тебя не оказалось компаса, то запомни, с какой стороны светит солнце. При возвращении оно должно светить с другой стороны.

Что делать, если ты все-таки заблудился

Тогда-то тебе и пригодятся собранность, элементарные знания о поведении в лесу и огромное желание найти выход из ситуации.

ОСТАНОВИСЬ!

Если ты понял, что потерялся, то самое разумное — остановиться. Если начнешь метаться взад-вперед, возникнет чувство, будто лес тебя проглатывает, и ты начнешь паниковать. К тому же от бестолковой беготни ты вспотеешь, а затем можешь и простудиться. Потому-то и нужно остановиться на месте и успокоиться, попытаться удержать себя от паники. Лучший способ успокоиться — это обнять дерево или присесть на корточки. Еще один совет: сними верхнюю одежду, а затем снова надень ее. Это поможет тебе сосредоточиться на конкретной деятельности и успокоит нервы. А теперь можно спокойно поразмыслить о дальнейших планах.

Ни в коем случае не садись на землю или камень, ибо в лесу это главные похитители тепла. Лучше изготовь возвышение из мха и веток и только тогда садись.

ПРИСЛУШАЙСЯ!

Вспомни, где и как ты ходил, прислушайся, не доносятся ли звуки, свидетельствующие о близости людей. Знай, что в тишине (особенно в вечернее время) слышимость различных звуков такова:

  • движение автомашины по шоссе 1 – 2 км;
  • движение автомашины по грунтовой дороге 1 км;
  • ружейный выстрел 2 – 4 км;
  • разговор – 250 м;
  • громкий крик 1 – 1,5 км.

Не торопись идти на звук. Необходимо несколько раз проверить его направление. Звук лучше слышен на горках, когда стихнет ветер.

Вам могут встретиться линейные ориентиры: просеки, тропы, лесные дороги. Особенно удобны для движения квартальные просеки. Они проходят строго с севера на юг и с запада на восток. Искать вас будут в первую очередь на просеках и тропах, поэтому не сходите с них в лесной массив. В большинстве районов нашей республики уже давно ведется или велась лесозаготовка. Древесину с делянок вывозят, как правило, тяжелые гусеничные трактора, след от которых долго заметен на лесном покрове. Обращайте внимание и на пни – если имеются характерные следы спила, значит где-то рядом есть след техники, вывозившей поваленный лес. Эти следы приведут к лесовозной дороге, а значит – к людям. Выйдя в лесу на ручей, небольшую речку – иди вниз по течению, вода приведет тебя к людям. При самостоятельном выходе из леса к населенному пункту или к людям заблудившийся должен сообщить информацию о себе.

БУДЬ СЛЫШЕН И ВИДЕН

Чтобы подать о себе знак, повтори свои действия трижды. Например, дай три продолжительных свистка или окликни три раза. Через какое-то время сделай это еще раз. Не кричи слишком громко и часто. Нет смысла тратить на это силы. А потом есть опасность, что от постоянного крика сорвешь голос, и не сможешь подать искателям звуковой сигнал даже тогда, когда они будут проходить близко от тебя. Подавать звуковые сигналы, кстати, можно и ударами палки о деревья, звук от них далеко расходится по лесу. Ясно, что поисковики сию минуту не появятся, поэтому сделай себя видимым. Прежде всего, найди открытое место, лучше на возвышении. Полезно на ближайшей же полянке выложить три больших (метра три) креста из еловых веток и сучьев. Если у тебя есть спички, можно разжечь три костра.

СОХРАНЯЙ ТЕПЛО

Если ты сделал себя видимым, то разумно соорудить для себя шалаш, где в качестве строительного материала сгодятся еловые ветки и мох. В августе ночи холодные, поэтому для сохранения тепла можно разжечь костер. Неплохо, если ты знаком с лесными растениями, которые можно использовать как пищу.

Запомни: Тебя обязательно будут искать, но спасение во многом зависит от твоего грамотного поведения в лесу!

Напоминаем: при возникновении любой чрезвычайной ситуации необходимо срочно вызвать службу спасения по телефону 101.

С мобильного телефона следует сообщить о случившемся и обратиться за помощью по номеру 112.

Как уберечься от укусов клещей?

  • Находясь в лесу, где можно встретить клещей, защищайте себя от заползания их под одежду и присасывания к телу.
  • При отсутствии специальной одежды необходимо одеваться таким образом, чтобы облегчить быстрый осмотр для обнаружения клещей: носить однотонную и светлую одежду; лучше надеть спортивную куртку на молнии с манжетами на рукавах, рубашку заправить в брюки, брюки – в носки или сапоги, голову повязать платком или надеть плотно прилегающую шапочку; ворот рубашки и брюки должны не иметь застежки или иметь плотную застежку, под которую не может проползти клещ;
  • Находясь в лесу, проводите само- и взаимоосмотры не реже 1 раза в 2 часа, поверхностные осмотры следует проводить каждые 10–15 минут.
  • На опасной территории нельзя садиться или ложиться на траву.
  • Стоянки и ночёвки в лесу предпочтительно устраивать на участках, лишённых травяной растительности. Перед ночёвкой следует тщательно осмотреть одежду, тело, волосы.
  • Не заносите в помещения свежесорванные травы, ветки, на которых могут находиться клещи.
  • Осматривайте собак и других животных после прогулок для удаления с них прицепившихся и присосавшихся клещей.
  • Если планируете на следующий год поездку в район, где регистрировались случаи клещевого энцефалита, обратитесь в лечебное учреждение по месту жительства для проведения вакцинации.
  • Примененяйте специальные химические средства индивидуальной защиты от клещей.

Если клещ присосался

  • если вы обнаружили на коже присосавшегося клеща (в особенности, если пострадавший – ребенок!), лучше обратиться за медицинской помощью, например, в травмпункт. В случае, если медицинская помощь недоступна (ближайшее медицинское учреждение находится очень далеко), можно попытаться удалить клеща самостоятельно, стараясь не оторвать погруженный в кожу хоботок. Захватите клеща пинцетом или петлёй из плотной нити как можно ближе к его ротовому аппарату и, покачивая из стороны в сторону, стараясь не сдавливать, чтобы не выдавить в ранку его содержимое, извлеките его из кожного покрова.
  • не следует пытаться проколоть клеща, капать на него спиртом, травить керосином и поджигать – при этом он выпустит в кожу заразную жидкость;
  • место укуса продезинфицируйте любым пригодным для этих целей средством (70-процентный спирт, 5-процентный йод и др.).
  • если клещ укусил ребенка, необходимо обязательно обратиться в медицинское учреждение – независимо от того, сумели вы самостоятельно справиться с его удалением или нет;
  • в случае отрыва головки или хоботка (случайно или во время удаления) на коже остаётся чёрная точка, которую необходимо обработать 5-процентным йодом.
  • после извлечения насекомого тщательно вымойте руки с мылом.
  • клеща поместить в ёмкость с увлажнённой водой салфеткой, закрыть крышкой, препятствующей выползанию клеща. По возможности живым доставить на исследование в течение не более 2 суток.

По результатам исследования клеща вам будут даны рекомендации по профилактике заболевания.

ПАМЯТКА
ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАЗВЕДЕНИИ КОСТРА

Статья написана по материалам сайтов: kladraz.ru, www.maam.ru, zkno.mskobr.ru.

»

Отличная статья 0

ec02.ru

Памятка для учащихся "Правила поведения в лесу"

Правила поведения в лесу.

Памятка.

Цели:

  1. познакомить учащихся с правилами поведения в лесу, показать необходимость их соблюдения;

  2. воспитывать у учащихся бережное отношение к лесу и природе в целом;

рРасширить кругозор учащихся, развивать логическое мышление.

  1. Не шумите в лесу! Не включайте на всю мощность приёмник. От вибрации воздуха не могут взлететь шмели, пчёлы, осы, жуки и другие насекомые. Шум так же пугает птиц.

  2. Помните о ядовитых растениях всегда: белена, дурман, цикута, вороний глаз, волчье лыко. Не рвите их, не мните в руках. Ими можно отравиться.

  3. Не рвите без меры и большими охапками лесные цветы. Это приводит к уменьшению их численности. Срывая цветы, вы лишаете природу её естественной красоты и многообразия. Природа исчерпаема. Однажды мы можем не найти цветов в лесу.

    Я сорвал цветок – а он увял.

    Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.

    И тогда я понял, что прикоснуться

    К красоте можно только сердцемю

  4. Будьте предельно осторожны с огнём, не разводите костёр без присмотра, перед уходом тщательно залейте его водой или засыпьте землёй. Помните, что из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одна спичка может уничтожить миллион деревьев.

  5. Не поджигайте сухую траву. Молодая трава не станет от этого лучше расти, а в огне могут погибнуть деревья, семена ценных лекарственных растений, полезные насекомые и другие животные.

  6. Не рубите в лесу деревья и кустарники, не ломайте зелёных веток. От поломок нарушается сокодвижение, а растение принимает уродливый вид.

  7. Не сорите в лесу. Знайте, что брошенная бумага сгнивает через несколько лет, а разбитое стекло может служить причиной пожара, полиэтиленовый пакет разлагается в течение 226 лет. Не забывайте сжигать отходы и мусорпосле пикника или закапывать их в землю.

  8. Птицы – крылатая защита лесов. Не трогайте птичьи гнёзда, не рассматривайте птенцов, птицы не любят, когда нарушают их покой.

    Не разоряйте птичьего гнезда –

    Так счастлива в своём жилище птица!

    Она в гнезде спокойна и тогда,

    Когда над рощей буря злится

  9. Нельзя приучать к себе лесных животных, не зная как за ними ухаживать.

  10. Не разоряйте муравейники. Рыжий лесной мкравей – настоящий санитар, так как обеспечивает надёжную охрану леса от вредителей. Лес не может жить без муравьёв!

  11. Бережно относитесь к полезным насекомым – божьим коровкам, стрекозам, бабочкам, полезным животным – лягушкам, жабам.

  12. Помните, что в настоящее время запрещено собирать коллекцию насекомых! Такие красивые бабочки, как мёртвая голова, чёрный аполлон, голубая орденская лента, махаон, адмирал и другие внесены в Красную книгу. Оберегайте их!

  13. Старайтесь ходить по тропинкам, не вытаптывая растений.

Если не следовать этим правилам, то можно будет увидеть вот такую картину в лесу, как это представил поэт:

Мы в лес пришли –

Там, видно, побывали дикари.

Кругом бутылки, банки

И дымят костры…

Мы тушили, убирали,

С ног свалились – как устали!

Всё так изрезано в лесу,

Как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.

Берёзу ножиком пырнул какой-то живоглот:

Мне кажется из-под коры моя слеза течёт.

От этой чёрствости людской болит моя душа,

Под искалеченным дубком не ветер стонет – я.

Вот муравейник подожжён кощунственной рукой,

Мне кажется: не он, а дом пылает мой.

Ушли, обидев красоту, смутив лесной уют,

Не услыхав, что за спиной все листья слёзы льют.

Вывод:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя.

infourok.ru

Беседа "Правила поведения в лесу"

ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа – интернат»

Беседа

«Правила поведения в лесу»

Составила:

Чайникова М.М.

Цель:

  1. Напомнить учащимся о правилах поведения в природе, о взаимосвязи человека с природой.

  2. Воспитание личностных качеств: развитие ответственного отношения к природе, как будущих хозяев земли, формировать умения увидеть прекрасное в природе.

Оборудование: доска, на плакате девиз урока “Сохранить природу – сохранить жизнь”, на ватмане призывы о лесе, картинки с лекарственными растениями, работы учащихся, таблица “Мы живем в лесу”, четыре плаката о правилах поведения в природе.

I. Организационный момент.

Настрой.

Улыбнитесь друг другу. Желаю вам успешных ответов, высказываний своих мыслей.

II. Сообщение темы.

- Мы часто с вами говорим о правилах поведения в школе, в столовой, о культуре общения, о правилах вежливости.

Сегодня поговорим о правилах поведения в природе. Такие слова “Сохранить природу – сохранить жизнь” – это девиз нашего мероприятия.

III. Основная часть.

1. Беседа.

- Попытайтесь ответить на вопросы:

Что такое природа?
Почему мы дружим с лесом, для чего он нужен людям?

(Примерные ответы учащихся:

- Лес – наше богатство, зеленый наряд нашей Земли, чистый воздух, дом зверей и птиц.
- Без леса, природы человек не может жить, все взаимосвязано.
- Лес – дом для зверей и птиц, а также для растений).

2. Рубрика “Знаете ли вы растения?”.

Учитель показывает картинки растений, учащиеся называют их. (Одуванчик, ландыш, подорожник, ромашка).

- В какую группу их можно отнести?

(Лекарственные растения).

- При каких болезнях помогают эти растения?

Рассматривают плакат, ученик читает, все слушают, запоминают.

- Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в вашей местности. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

Воспитатель:

- Сбор лекарственных растений должен проводиться под руководством медицинского работника или работника аптеки.

3. Проблемная ситуация.

- Приходилось ли вам видеть такое?

Ученица:

- Бом-бом-бом!
Начинается погром
Выезжаем на природу,
Здесь костер и там костер,
Банки, склянки, всякий сор.

- Хорошо ли это?
- Что нужно сделать после того, как закончилась экскурсия или ваша прогулка по лесу?

(Собрать мусор).

- А вот другая ситуация. В лесу вы увидели березу, из ствола которой течет сок. Представьте, что она живая, что бы она нам сказала?

(Ответы учащихся).

Воспитатель:

- А наша березка вот что говорит.

Ученица изображает дерево-березку и говорит:

- Люди добрые! Пожалейте меня! Острыми ножами вы режете мой ствол, через эти капельки сока мои силы покидают меня.

Воспитатель:

- Что вы сделаете? Какой вариант ответа выберете?

На доске:

  1. Пройду мимо.

  2. Закрою ранку глиной или пластилином.

  3. Попью соку и пойду дальше.

Рассматривают плакат, ученик читает, все слушают, запоминают.

- Не собирай березовый сок. Помни, что это вредит дереву.

Учитель рассказывает о плановой вырубке березового сока, о промышленной заготовке березового сока по определенным правилам, с помощью специальных приспособлений. Чтобы ущерб дереву был минимальным, немалую часть сока заготавливают на вырубках из пней. Поэтому в некоторых магазинах бывает в продаже березовый сок. Березовый сок напоминает по вкусу подслащенную водичку. Но этот напиток легко заменить любым соком или морсом, приготовленным из варенья. И природе не будет нанесен ущерб.

4. Станция “Экологические знаки”.

Рассматривают плакаты с иллюстрацией и надписью, ученик читает.

а) Не ломай ветви деревьев и кустарников.

Воспитатель:

- Почему нельзя это делать?

(Ответы учащихся).

б) Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

Воспитатель:

- Почему нельзя рвать цветы?

(Ответы учащихся).

Воспитатель:

- Выросший на лугу цветок “у себя дома”.

Вывод делает ученик, читая стихотворение:

- Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все мы, я и ты,
Если все сорвем цветы,
Опустеют все поляны и не будет красоты.

5. Учащиеся читают призывы о лесе (с ватмана).

Береги лес от пожара!
Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
Береги лес – кладовую, бесплатно отдающую свои дары: орехи, ягоды и грибы.
Приумножай нашу природу.
Береги лес – дом для зверей и птиц.

6. Рубрика “знаешь ли ты?”

- Что это за травы, которую и слепые узнают? (крапива)
- Какие две ноты растут в огороде? (фасоль)
- У каких растений нет корней, стеблей, листьев, цветов? (у грибов)
- Из какого дерева делают спички? (из осины)
- Какое дерево используют для изготовления лыж? (березу)
- Какой цветок имеет мужское и женское имена одновременно? (Иван-да-Марья)

IV. Подведение итога.

Как нужно вести себя в природе?

- Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму, собрать мусор и все закопать или забрать мусор с собой.
- Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них.
- Не разорять муравейники и птичьи гнезда.
- Не рвать цветы, не делать букеты цветов.
- Не разжигать костры, беречь лес от пожара.

infourok.ru

Классный час "правила поведения в лесу"

Тема Правила поведения в лесу

Цели: ввести учащихся образно, эмоционально в мир леса, определить значение леса в

жизни человека, сформулировать и усвоить ряд правил безопасного поведения в

лесу; развивать речь, логическое мышление, познавательные интересы

учащихся; воспитывать нравственно-культурологические ценности личности:

чувство любви к природе и бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: плакаты «Ядовитые грибы», « Ядовитые растения», изображение дерева, солнца, лесных животных, карта путешествия,

Ход урока:

Орг. момент

2. Сообщение темы и цели урока

_ Ребята, сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие. А вот куда вы сможете узнать, отгадав загадку:

Богатырь стоит богат

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Костеньку – малинкой,

Васю – хворостинкой

- Правильно, мы отправимся с вами в лес вот по этому маршруту (карта на доске)

Но прежде всего, давайте подумаем с вами, какие опасности нас могут подстерегать в лесу? (В лесу можно заблудиться, повстречать диких животных, встретить ядовитые растения, грибы, ягоды и т.д.)

А какое значение имеет лес для человека? Может быть, в лесу совсем не интересно и полезного для здоровья в нем ничего нет?

- Почему мы с лесом дружим,

Для чего он людям нужен?

- Лес – наше богатство

- Лес – это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес- всегда чистый воздух

- Лес – это дом для зверей и птиц

- Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.

- Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

Вывод: Лес необходим всем и каждому. Лес – наш друг.

- Так что же нам делать, как быть - в лесу мы можем попасть в трудную ситуацию, но в лес пойти хочется? Что нужно делать, чтобы наше путешествие было приятным? (Соблюдать правила безопасного поведения в лесу и бережного отношения к природе)

- Ребята, посмотрите на доске изображено дерево, ДЕРЕВО ПРАВИЛ, но оно пока без листочков. Путешествуя по лесу, мы с вами соберем эти листья с правилами поведения и наше дерево, оживет.

-Ну, что, в путь? (Включается фонограмма «Звуки леса»)

Поскольку лес наш друг, мы его должны уважать, а как мы приветствуем того, кого уважаем? (здороваемся)

Я вам предлагаю поприветствовать храм Природы по старинному русскому обычаю:

- поклонимся вправо – царю батюшке Лесу (поклон)

- поклонимся влево – матушке Природе (поклон)

- поклон прямо – Яриле-Солнцу, началу жизни на Земле.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре?

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

- Ребята, нас встречает смотритель за порядком в лесу Лесовичок. Он задает нам первый вопрос:

- Почему в лесу нельзя сильно шуметь и громко включать музыку? (Чтобы не спугнуть птиц в гнездах, всякого зверя)

Послушайте стихотворение как раз об этом.

« Не шумите в лесу»

У леса музыка своя… Как много звуков тут и там!

Ее послушайте, друзья! В лесу не нужен шум и гам:

Вот птичьи трели раздались, Нельзя шуметь, галдеть, кричать

Вот белка скачет вверх и вниз, И громко музыку включать!

А вот кузнечик затрещал,

По ветке дятел застучал…

(Первый листок отправляется на дерево правил)

Остановка №1

- Первая остановка на нашем маршруте называется «Лесная аптека»

С ранней весны и до поздней осени в лесах растут лекарства в большом количестве. Только их надо знать и уметь ими пользоваться. Еще в древние времена наш народ пользовался травами для лечения всяких болезней.

- Давайте попросим Лесовичка дать нам несколько полезных советов. (Один из учащихся берет листок и читает)

- Лес – это настоящая природная аптека.

Например:

- Если болеет сердце, чем его лечить?

- Цветы ландыша идут на изготовление капель, которые успокаивают сильное сердцебиение.

- Если плохой аппетит, что делать? Поможет корень одуванчика.

При ангине поможет лекарственная ромашка. И многие другие цветы очень полезны, но рвать их без пользы не надо.

- Спасибо Лесовичку за совет.

- Ребята, какое следующее правило мы можем найти в советах нашего Лесовичка?

«Не рвите без пользы цветы»

Цветы украшают луга и леса Не надо, друзья, их бессмысленно рвать,

Но это не только природы краса – Не надо букеты из них составлять…

В них пчелы находят целительный дар, Завянут букеты… Погибнут цветы…

И бабочки пьют из них сладкий нектар. И больше не будет такой красоты!

- А еще в лесу есть редкие цветы, цветы, которые занесены в Красную книгу. Это ландыши, подснежники, красные пионы. К сожалению таких цветов, очень мало в наших лесах и их надо беречь, и охранять.

- Следующее наше правило: «Не рвите редкие цветы»

Есть цветочки редкие, Только рвать не надо их -

Белые и нежные: С ними лес добрей, светлей.

Вам кивнут приветливо Ведь теперь цветов таких

Ландыши, подснежники… Очень мало на Земле…

- Да, мы чуть не забыли о ядовитых растениях. Есть в лесах и такие. (Работа с плакатом «Ядовитые растения») Запомните их пожалуйста.

- Ребята, а чем в лесу можно полакомиться? (Ягодами, орехами) По-моему, лесовичок подготовил нам следующий вопрос:

- Если вы нашли ягоды, но они вам незнакомы, можно ли их есть? Почему?

Итак, следующее правило: «Не рвите незнакомые ягоды»

Остановка №2

«Грибная поляна»

- Грибов в лесу много. Все грибы можно разделить на две группы. Как вы думаете какие? (Съедобные и ядовитые)

Назовите пожалуйста съедобные (Маслята, грузди, лисички , подберезовики, сыроежки, опята и т.д.)

- А каких грибов нужно опасаться? (Бледная поганка, мухомор, Ложные опята, и т.д.)

- Дети, Лесовичок вновь просит слова: Что нужно делать в такой ситуации: вы нашли гриб, который вам не знаком. Ваши действия? (Незнакомые грибы рвать нельзя, но и уничтожать тоже. Они могут пригодиться лесным жителям в качестве лекарства)

На грибной поляне мы нашли с вами еще два правила:

«Не рвите ядовитые грибы» и «Не портите несъедобные грибы»

В лесу грибов различных много… Их только люди не едят:

Ты несъедобные не трогай! В поганках, мухоморах – яд!

В корзинку их не собирай, Но доля зверья лесного все ж

Но и ногами не сбивай… Тот гриб полезен и хорош.

Нужны они лесным зверятам:

Лисичкам, ёжикам, зайчатам…

Остановка №3

«Лесные жители»

- Ребята, для каких животных лес является домом?

Давайте поговорим о них, о лесных жителях. Каких правил надо придерживаться, чтобы не обидеть лесных обитателей?

«Не обижайте лесных насекомых»

В лесу летают мотыльки, Ты их увидишь на пути -

Ползут козявки и жуки… Не обижай, а отойди!

Природа мать им жизнь дала. Без насекомых лес, друг мой,

У них у всех свои дела. И одинокий, и пустой…

«Не ловите бабочек и стрекоз»

Бабочка цветная Лету все так рады!

Над тобой порхает… Их ловить не надо…

Стрекоза резвиться, Пусть себе летают,

Пляшет, веселится… Землю украшают…

- По-моему Лесовик хочет нам что-то сказать: Присмотритесь, на опушке на солнышке лежит греется …змея. Ваши действия? (Трогать ее нельзя. Надо осторожно обойти змею стороной)

«Не обижай змей»

Ты, змею не обижай Хоть опасны змеи, но нужны:

И, увидев, палку не хватай, Чистоту беречь он должны;

Не маши руками, не кричи – Санитарам леса и воды

Просто отойди и помолчи… Ты не делай зла или беды…

- Ой, ребята, посмотрите, гнездышко на дереве давайте посмотрим, может там есть яйца? Какие они? (Пытается заглянуть, дети должны остановить) Почему нельзя трогать птичьи гнезда? (Птичка испугается и может не вернуться назад)

«Не разоряйте птичьи гнёзда»

Дети запомнить должны и понять: Не приближайтесь,

Гнёзда у птичек нельзя разорять! Не лезьте туда

Если в траве увидали яйцо И не тревожьте

Или услышали крики птенцов, Ни птиц, ни гнезда.

- Ну, ладно, птиц нельзя трогать, но хоть ёжика я могу взять домой?(Нет )

«Не забирай из леса домой животных»

Для ёжиков и белок Находят пропитанье Поэтому не стоит

Лес – это дом родной. Своих детей растят Домой их забирать…

Они живут там смело И уходить из леса Поверь, они в неволе

И летом и зимой: Нисколько не хотят… Не будут есть и спать…

- Ох, устали мы, ребята, пора отдохнуть и немного размяться..

Физминутка

Ветер лесные деревья качает.

Яркие бабочки всюду порхают.

Скачут по веткам белка с бельчонком.

По лесу бродят медведь с медвежонком.

Ест землянику в лесу детвора.

Вот и закончилась наша игра.

.

Остановка №4

Привал

Лесовичок приготовил для нас целую историю, вот послушайте:

Однажды группа детей пришла в мой лес. Нагулявшись вдоволь, они разожгли костёр. Сели, поели еду, которую принесли с собой, а потом стал играть и веселиться, не прибрав за собой. Костер остался без присмотра. Подул ветерок и огонь перекинулся на сухую траву, затем с ветки на ветку… Получился пожар. Дети испугались и разбежались. Огонь тогда наделал много беды. Какие ошибки допустили дети? Какое самое главное правило в любой опасной ситуации? (Не паниковать)

«Не оставляй мусор в лесу»

Вы в поход пришли, ребята… Оставлять их здесь нельзя!

Отдохнуть, конечно, надо: Не поленимся, друзья:

Поиграть и порезвиться, Мусор тут, в лесу, чужой,

И наесться, и напиться… Заберем его с собой!

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки…

«Не бейте стекло в лесу»

Нельзя стекло в лесу кидать, А если вдруг на них свалиться -

Нельзя бутылки разбивать; В больнице можно очутиться!

Осколки острые опасны – И обитателям лесным

О них порежешься ужасно! Стекляшки тоже не нужны…

«Не разжигай костёр в лесу без взрослых»

Без взрослых с огнём развлекаться опасно – Представьте, что пламя легко разгорится,

Закончиться может забава ужасно. Начнёт полыхать, разбегаться, искриться -

В лесу очень сухо бывает порой, Его потушить невозможно тогда…

Костёр обернётся серьёзной бедой! Пожары лесные – большая беда!

- По какому номеру телефона нужно вызывать пожарных? (103)

- Сколько мы с вами собрали правил. Которые нужно знать, и всегда соблюдать.

А теперь, ребята, давайте посмотрим ещё одну историю.

Хулиган.

- Что-то ни зверей, ни птиц сегодня не видать,

А мне срочно нужно новую рогатку испытать…

Чем заняться? Лес совсем пустой…

Наконец-то! Муравейник! Словно вырос предо мной.

Ну-ка, я для интереса пну его слегка ногой…

Ха! Зашевелились, мураши, А то заспались совсем в лесной тиши!

Ах! Проклятый! Вздумал грызться ты со мной?

Ну, поплатишься своей ты головой! Не позволю издеваться над собой!

Фу, устал, пора передохнуть, подзаправиться, как следует,- и снова в путь!

Славно я устроился! Где ж моя еда? Хорошо поесть люблю всегда!

Вот и отдохнул, могу идти, ну, а мусор – лишний он в пути.

Под сосну-ка брошу я его, на стволе я имя вырежу своё.

Коли здесь бывают зверь и птица иногда, пусть запомнят моё имя навсегда!

А чтоб сам я это место не забыл, ёлку повалю. Пусть будет видно:

Я здесь был

- Какие правила нарушил этот хулиган?

- А какое наказание можно дать такому нарушителю?

Чтобы убедиться, что мы запомнили все правила, Лесовичок подготовил для вас задание в парах.

На листочках нарисованы знаки. Вам необходимо к каждому знаку подобрать и записать правило.

- Сегодня на уроке мы с вами узнали многое, чего нельзя делать в лесу, а мне интересно узнать, а что тогда можно? Постарайтесь дать ответ, одним словом. (Отдыхать, дышать, играть, радоваться, наблюдать, любоваться, наслаждаться, восхищаться)

- Ребята наше путешествие подошло к концу. В завершении урока хочется подвести итог всему сказанному в!ршем А. Костецького:

Метелика ловити я не хочу.

Він- квітка неба, хай живе собі

Хай крильцями барвистими тріпоче,

Щоб радісно було тобі й мені.

і квітку лісову не стану рвати.

!її до дому я не понесу,

Бо вдома їй джмеля не погойдати

і не попити ранками росу.

І ні травинку, пташку чи стеблинку

Я не ображу – це страшенний гріх,

Бо в кожній з них живе тремка живинка,

що світиться довірою до всіх!

- А теперь попрощаемся с лесом:.

Добрый лес, могучий лес

Полный сказок и чудес!

Солнце прячется в тумане,

Лес дремучий, до свиданья!

Защитил ты нас от зноя,

Напоил живой водою.

Дал здоровья, свежих сил

И гостинцем угостил.

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем!

infourok.ru

Правила поведения в лесу. ГУО "Заболотская средняя школа "

Правила поведения в лесу

С наступлением летнего сезона многие люди начинают ходить в лес за грибами и ягодами. Очень часто во время таких прогулок родителей сопровождают дети, которые часто не знают, как правильно вести себя в лесу. Неправильное поведение в лесном массиве может стать причиной возникновения чрезвычайной ситуации.

Правила поведения в лесу

  1. Дети любого возраста должны ходить в лес исключительно со взрослыми.

  2. Во время нахождения в лесу не следует углубляться далеко в чащу. Необходимо обязательно держать в поле зрения тропу или другие ориентиры – железную дорогу, газопровод, высоковольтную линию электропередач, дорогу для движения автомобилей и т.д.

  3. При себе всегда следует иметь компас, бутылку с водой, мобильный телефон с достаточным уровнем заряда батареи, нож, спички и минимальный набор продуктов.

  4. Научитесь сами и научите ребенка пользоваться компасом.

  5. Если ребенок отстал от сопровождающих его взрослых и заблудился, он должен оставаться на месте и кричать как можно громче. При этом во время самой прогулки следует вести себя как можно тише, чтобы в случае возникновения опасности никто не сомневался, что именно произошло.

  6. Находясь в лесу, нельзя кидать на землю любые горящие предметы. В случае воспламенения следует как можно быстрее убегать из лесного массива, стараясь двигаться в том направлении, откуда дует ветер.

  7. Наконец, детям нельзя брать в рот любые незнакомые ягоды и грибы.

Объясняйте ребенку эти правила с самого раннего возраста и постоянно напоминайте о том, что его безопасность это самое главное. Помните, что лесной массив – это место повышенной опасности, в котором очень легко заблудиться, но при этом весьма затруднительно выбраться. Берегите себя и своих близких!

Смолевичский РОЧС

zabolot.schools.by


Смотрите также