Нейрогимнастика упражнения для мозга


Комплекс кинезиологических упражнений, которые объединяют тело и ум

Группа упражнений, направленных на энергетизацию тела, то есть обеспечивающих нужную интенсивность и скорость протекания процессов между нервными клетками головного мозга.

Нейрогимнастика — гимнастика для мозга универсальная для детей и взрослых, а также ее теоретическое обоснование — образовательная кинезиология.

Образовательная Кинезиология – это учение о развитии человека через естественные, обычные для него физические движения. Она предлагает нам определенным образом организованные движения, направленные на оптимизацию деятельности мозга и тела.

Вся наша жизнь проходит в движении, и во время этого движения в течение всей своей жизни человек переживает множество различных проблем. Психологи долгое время пытались найти способ помочь людям, часто сталкивающимся с различными экстремальными ситуациями и испытывающими нервно-мышечные перегрузки. И решение было найдено после разработки образовательной кинезиологии, которая как раз и была направлена на изучение связей ум-тело.

Образовательной ее назвали потому, что в процессе занятий мы узнаем самих себя, получаем знания о собственных проблемах и о том, что же нам делать дальше, чтобы компенсировать перенесенный ранее стресс. С помощью специально подобранных упражнений наш организм балансирует процессы, происходящие в нем, координирует работу правого и левого полушарий, развивает взаимодействие тела и интеллекта.

Разработана нейрогимнастика была более сорока лет назад американским психологом Полом Деннисоном. А в начале 90-х годов прошлого века совместно с доктором Гейлом Деннисоном была создана программа «Гимнастика Мозга», посвященная естественному развитию человека и методике активации созданных природой механизмов работы мозга посредством физических движений тела.

Пол и Гейл Деннисоны увидели огромный потенциал, заложенный в физические движения и который можно использовать для развития человека. Ими были выявлены два типа движений:

Первый тип – это движение, пересекающее среднюю линию тела. Эти движения наиболее полно объединяют мысль и движение, активизируют естественные механизмы нашего тела и в десятки раз ускоряют передачу информации, способствуя оптимизации работы нервной системы, открывая возможность непроизвольности, непосредственности психофизических функций и обеспечивая легкость обучения.

Второй тип – это одностороннее движение тела. Эти движения наоборот способствуют разъединению мысли и движения. Они требуют напряженной работы ума, приложение значительных усилий и затрат энергии тела и мозга. Этот тип движения приводит к статическому поведению, требующему сосредоточения и концентрации сознания, а также к стрессу.

Нам необходимы оба вида движения, поскольку обеспечивают механизмы, стоящие в основе познавательной деятельности мозга. Механизм, направленный на разъединение мысли и движения, используется на начальном этапе создания любого навыка. Затем, когда наступает этап автоматизации, он уступает место механизму объединения мысли и движения. К сожалению, сейчас чаще всего практикуется обучение, ориентированное на обездвиженность и линейную абстрактную логику. Мы забываем о природных способах формирования навыка  и  чаще всего используем механизм разъединения движения и мысли.

Исследования, проведенные авторами, позволили им создать программу «Гимнастика Мозга», в которой они представили ряд упражнений, направленных на активацию механизма объединения движения и мысли.

Каждое из упражнений для мозга, способствует возбуждению определенного его участка и механизма объединения мысли и движения. В результате этого, новое учение становится более естественным и лучше запоминаемым. Помимо этого, упражнения для мозга способствуют развитию координации движений и психофизических функций.

Упражнения для мозга собраны в группы.

Первая группа объединяет движения, которые пересекают среднюю линию тела. Они оказывают стимулирующее действие на крупную и мелкую моторику. Механизм, объединяющий движение и мысль, заложенный в основу этих движений, способствует повышению эффективности связей между правым и левым полушариями мозга, качества восприятия материала.

Вторая группа движений – это упражнения, направленные на растягивание мышц тела. Эти упражнения способствуют снятию напряжения с мышц и сухожилий. В результате применения этих упражнений мышцы принимают нормальное состояние и посылают в мозг сигнал о том, что они находятся в спокойном расслабленном состоянии и человек готов к познавательной работе. Если рассматривать это с точки зрения работы мозга, это означает возможность свободного перехода информации из задних отделов мозга (зон выживания) в передние (причинно-обусловливающие) через лимбическую систему, пропускающую знание в высшие отделы мозга.

Третья группа – это группа упражнений, направленных на энергетизацию тела, то есть обеспечивающих нужную интенсивность и скорость протекания процессов между нервными клетками головного мозга.

Четвертая группа представляет собой позовые упражнения, которые оказывают влияние на лимбическую и эмоциональную системы мозга. Они оказывают ритмическое и стабилизирующее действие на нервные процессы, способствуя эффективному обучению.

Каждое упражнение выполняется не более 2-х минут. Их можно делать в различных сочетаниях.

Упражнения для мозга универсальны для детей и взрослых. Они просты и не требует какой-либо специальной физической подготовки. При регулярном выполнении они снимают усталость, повышают концентрацию, умственную и физическую активность.

Первая группа упражнений для мозга – движения, пересекающие среднюю линию тела

1. Перекрестные шаги

Шагайте на месте касаясь правым предплечье левого бедра и наоборот. При этом стараемся нести плечо к бедру, а не локоть к коленке, а голова немного поворачивается по ходу движения. При выполнении упражнения не зажимаем рот, губы должны быть свободны и расслаблены.

Для детей скорость выполнения упражнения не важна. Взрослым на первых порах необходимо делать упражнение медленно, чтобы хорошо прочувствовать и услышать свое тело.

2. Ленивые восьмерки

Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельны. Вытяните перед собой правую руку сжатую в кулак с выпрямленным большим пальцем. Взгляд направлен на кончик пальца. Начиная движение вправо-вверх рисуем перед собой в воздухе ленивую (горизонтальную) восьмерку. Середина восьмерки должна быть на одном уровне с срединной линией вашего тела. Старайтесь рисовать максимально круглую восьмерку. Неважно будет ли она у вас большой или маленькой, главное чтобы она была круглой. Взгляд все время направлен на кончик большого пальца. Выполнив упражнение несколько раз меняем руки. Левая рука начинает движение влево-вверх. Также делаем несколько раз. После этого сцепляем две руки вместе в замок, большие пальцы перекрещены и делаем ленивую восьмерку двумя руками. Взгляд не отрываем от перекрестья больших пальцев. Головой не вертим, следим только глазами.

Дети могут тоже упражнение рисуя карандашом на бумаге или доске.

3. Слон

Встаньте прямо, немного согните ноги в коленях, прижмите правое ухо к правому плечу и вытяните правую руку вперед. Вытянутой рукой рисуем в воздухе горизонтальную восьмерку начиная от центра и вправо-вверх. Глаза следят за кончиками пальцев. Двигается только верхняя часть туловища. Выполнив упражнение несколько раз меняем руки.

4. Колпак для думания

Берем себя за уши. Большой палец сзади, а указательный впереди. Массируем себя как бы слегка растягивая уши и выворачивая их назад, каждую точку на кромке ушной раковины. Затем поворачиваем голову максимально вправо, снова берем себя за уши и продолжаем массировать позволяя своей голове поворачиваться все дальше и дальше вправо. Как только голова остановиться, поворачиваем ее до упора влево и снова массируем уши позволяя голове поворачиваться, но на этот раз уже влево.

5. Рокер

Это упражнение нейрогимнастики является вариантом ленивых восьмерок, но выполняется на полу и ногами. Для выполнения упражнения необходимо сесть на пол или на коврик. Откиньтесь назад и обопритесь на руки. Ноги согните в коленях. Коленями выполняйте движение по восьмерке, рисуя ее в горизонтальной плоскости.

6.Энергизатор

Последнее в этой группе упражнение для мозга хорошо выполнять в конце рабочего дня для расслабления. Сядьте и положите руки на стол ладонями вниз. Опустите голову между вашими руками, коснувшись стола лбом. Сделайте выдох, а затем глубокий вдох, наполняя воздухом всю грудную клетку. Затем, легко не напрягаясь, поднимите голову, начиная со лба, шею и верхнюю часть туловища. Плечи и нижнюю часть туловища держите расслабленными. Выдохните и опустите подбородок на грудь, стараясь максимально расслабить и как бы удлинить задние мышцы шеи и спины. Оставайтесь расслабленными и дышите ровно и спокойно.

Время выполнения каждого упражнения не более минуты.

Вторая группа упражнений для мозга – движения, направленные на растягивание мышц тела

1. Сова

Это упражнение хорошо расслабляет мышцы плеч, которое возникает при длительном сидении. Левой рукой сожмите мышцы правого плеча. Поверните голову вправо, широко раскройте (вытаращите) глаза и смотрите прямо. Затем, сделав вдох начинайте поворачивать голову влево и одновременно вытягивайте шею вперед ухая как сова. За время поворота сделайте несколько таких движений. Затем поворачивайте также голову обратно. Пальцами левой руки сжимайте в это время плечо. Сжимаете на выдохе, отпускаете на вдохе.

Повторите упражнение, сжав правой рукой левое плечо.

2. Активизация руки

Хорошо выполнять, перед тем как вам предстоит много писать. Поднимите вверх вытянутую правую руку, прижав ее к уху. Вдохните через сомкнутые губы и схватите правую руку за головой согнутой левой. Двигайте правую руку левой к себе  — от себя и вперед – назад.

3.Сгибание стопы

Способствует быстрому включению языковых функций мозга. Упражнение выполняется сидя на стуле. Положите правую стопу на левое колено. Массируйте места напряжений мышц в лодыжке, икре под коленом оттягивая их, одновременно с массажем сгибайте ступню к себе и от себя. Повторите с другой ногой.

4.Помпа

Встаньте прямо, держась за спинку стула. Левую ногу выставите вперед, а правой отступите назад. У вас должен получиться выпад на левую ногу. Тело не наклоняйте. Пятка правой ноги плотно прижата к полу. Глубоко вдохните и поднимите пятку, на выдохе вновь прижмите ее к полу. Повторите несколько раз для каждой ноги.

5.Гравитационное скольжение

Особенно эффективно это упражнение после длительного сидения за столом или долгой езды в автомобиле. Сядьте, скрестив вытянутые ноги в лодыжках. Выдыхая, наклонитесь вперед, опуская вытянутые руки плавно вниз. На вдохе выпрямитесь, поднимая руки вверх. Повторите несколько раз, делая наклоны вперед, вправо и влево. Поменяйте местами лодыжки и повторите упражнение.

6.Заземлитель

Это упражнение нейрогимнастики хорошо помогает сосредоточится на выполняемой работе. Поставьте ноги намного шире плеч, так чтобы левая ступня смотрела вперед, а правая была повернута вправо. Руки на поясе. На выдохе согните правое колено, на вдохе распрямите. Повторите три раза. Затем поверните правую ступню вперед, а левую влево и повторите упражнение для левой ноги.

Третья группа упражнений для мозга – движения, направленные на повышение энергии тела

1. Кнопки мозга

Пальцы правой руки – большой и указательный, положите под ключицы, там, где ямочки. Левая рука – ладонью на пупок. Круговыми движениями массируйте точки под ключицами. Затем поменяйте руки и помассируйте подключичные области уже пальцами левой руки.

2. Кнопки Земли

Перед выполнением упражнения прикоснитесь двумя пальцами правой руки к точкам, находящимся под нижней губой. А левая рука должна коснуться верхнего края лобовой кости. Сделай те вдох, и постарайтесь ощутить, как энергия проникает в центр вашего тела. Дышите ровно и глубоко, продолжая удерживать руки на точках.

3.Кнопки Баланса

Левую руку положите в область пупка. Пальцем правой руки надавите на углубление за правым ухом в основании черепа. Сделайте медленный глубокий вдох, чувствуя, как наполняетесь энергией. Затем надавите на углубление за левым ухом и сделайте медленный выдох.

4. Кнопки космоса

Пальцем правой руки коснитесь точки над верхней губой. Ладонь левой руки положите на крестец сзади. Делай глубокий вдох представляйте, как энергия поднимается по позвоночнику, расслабляя каждый позвонок.

Сделайте 5-6 циклов вдох-выдох. Затем поменяйте руки и повторите весь цикл.

5. Энергетическая зевота

Примите удобную для вас позу, положите ладони на щеки. Откройте и закройте рот имитируя зевоту. Найдите под руками точки соединения верхней и нижней челюсти. Поместите пальцы рук на эти точки. Теперь вновь откройте рот имитирую зевок и когда рот будет максимально открыт помассируйте пальцами найденные точки. Постарайтесь одновременно с эти мпроизнести длинный звук «а-а-а-а-у-у-у». Повторить упражнение 4-6 раз.

Четвертая группа упражнений – упражнения, повышающие настроение

Крюки Деннисона

Встаньте прямо, ноги скрещены. Руки вытяните перед собой, перекрестите и соедините ладони в замок. Согните локти, вывернув кисти вовнутрь и прижав их к груди таким образом, чтобы ваши локти были направлены вниз. Язык прижмите к небу за верхними зубами. Взгляд направлен вверх. Дышим ровно, спокойно. Тело расслаблено. Стойте так столько, сколько сочтете нужным.

Затем, расставляете ноги на ширину плеч. Голову немного наклонили вперед, глаза опустили, язык там же за верхними зубами. Руки лодочкой внизу. Пальцы рук касаются друг друга. Потояли так немного полностью отпуская напряжение.

Время выполнения каждого упражнения, также не более 1 минуты. Опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

упражнения для детей для дошкольного возраста

Содержание статьи

Люди получают информацию при помощи органов чувств, которые, в свою очередь, передают сведения в мозг. Его продуктивная работа является залогом внимания, хорошей памяти, умения быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. И самое интересное – мозг можно тренировать, поэтому предлагаем родителям познакомиться с комплексом нейрогимнастики для детей, полезными упражнениями, которые позволят развивать мозг и совершенствовать его деятельность.

Определение

Гимнастика для мозга в педагогике называется также кинезиологическими упражнениями. Кинезиология (от греческих «кинезис» — движение и «логос» — знание) – это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. Она помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мозга. Направление возникло в 60-е годы прошлого века, поэтому может считаться довольно молодой наукой.

Сама гимнастика состоит из ряда несложных для выполнения упражнений, поэтому ее могут смело включать в свой режим дня и дети, и взрослые. Удобно и то, что проводить тренировки можно практически в любое время без привязки к месту. Этот комплекс упражнений направлен на усиление взаимодействия полушарий головного мозга. Развитие интеллектуальных способностей и творческого начала ребенка происходит при помощи выполнения определенных движений, именно в этом и состоит суть гимнастики для мозга.

Коротко об особенностях мозга

Мозг сложен по структуре. Его составляют два полушария, каждое из них отвечает за определенные виды деятельности.

  • Правое регулирует координацию движений, восприятие пространства, гуманитарное развитие и креативные способности.
  • Левое носит аналитический характер, ответственно за развитие математических способностей, логики, речи.

Деятельность полушарий координируется так называемым мозолистым телом (системой нервных волокон), которое передает данные из одного в другое. При возникновении какой-либо проблемы с этим элементом полушария работают без взаимосвязи, одно из них – ведущее – берет на себя основную нагрузку, блокируя второе. Это приводит к нарушению пространственной ориентации, а также к тому, что одно полушарие активно используется, второе же перестает развиваться.

Исследования выявили, что становление межполушарных связей происходит у детей до определенного возраста:

  • у девочек – до 7 лет;
  • у мальчиков – до 8 – 8,5 лет.

Это необходимо учитывать при разработке собственной программы гармоничного развития дошкольника, чтобы дать ребенку возможность использовать данный ему потенциал обоих полушарий, улучшить их взаимодействие, что станет основой интеллектуального развития.

Как тренировки влияют на мозг

Ни у кого не вызывает сомнения, что регулярное выполнение утренней гимнастики очень полезно и со временем укрепляет тело. Это же можно сказать и про комплекс упражнений для мозга – они постепенно заставляют обе «половинки» функционировать в тесной взаимосвязи, что помогает лучше воспринимать информацию.

Каждое полушарие регулирует выполнение определенных действий и операций, при этом распределение активности постоянно чередуется. Но максимальная продуктивность достигается только тогда, когда они оба работают слаженно. И именно этой цели и позволяет добиться гимнастика для мозга. Чем лучше развито межполушарное взаимодействие у детей, тем проще им будет даваться выполнение заданий учителя, тем лучше у них будет успеваемость.

Сам комплекс появился в 70-х годах XX века, идея принадлежит Полу Денисону – американскому исследователю, который 20 лет занимался выявлением причин неуспеваемости в процессе обучения. Суть комплекса, включающего в себя 26 упражнений, заключается в идее теснейшей взаимосвязи мышления и движения: первое помогает улучшить второе, то есть движение влияет на способность ребенка к обучению.

Польза упражнений

Нейродинамическая гимнастика для дошкольников дает возможность решить массу конкретных задач, а не только усилить межполушарное взаимодействие и когнитивные способности. Польза ее в следующем:

  • стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности;
  • помогает получить энергию, необходимую для обучения;
  • снижает утомляемость;
  • улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;
  • благоприятно сказывается на процессе письма и чтения;
  • повышает продуктивную работоспособность;
  • формирует уверенность в себе при публичных выступлениях, что непременно потребуется в школе, когда ребенку нужно будет читать доклад перед аудиторией, а также сдавать экзамены.

Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими.

Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности. Кроме того, гимнастика для мозга – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения.

Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, тогда в школе и во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем, связанных с работой на компьютере, управлением автомобилем, каким-либо иным сложным устройством; он сможет полностью раскрыть свой внутренний потенциал и стать успешным.

Гимнастика учитывает пластичность мозга дошкольников и помогает «настроить» его таким образом, чтобы оба полушария работали активно и продуктивно. Занятия активируют те участки, которые ранее бездействовали.

Лучший возраст

Приступать к выполнению гимнастики для мозга необходимо в среднем дошкольном возрасте, то есть в 4-5 лет. В 5-6 лет ребенку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе, ведь для успешной учебной деятельности необходимо нормальное развитие мозолистого тела, чего и позволяет добиться нейродинамическая гимнастика.

К 7-8 годам у детей уже полностью сформируется межполушарное взаимодействие и что-либо изменить станет гораздо сложнее, поэтому приступать к занятиям лучше всего именно в 4-5 лет.

Рекомендации для родителей

Для детей дошкольного возраста следует проводить тренировки так, чтобы участникам было весело и интересно. На занятиях должна царить доброжелательная атмосфера, поэтому можно включать музыку, которая нравится малышу.

Специалисты советуют придерживаться следующих несложных правил.

  • Заниматься каждый день, не пропуская, но без принуждения. Лучше сделать меньше, но качественнее.
  • Продолжительность гимнастики – не более 5-7 минут.
  • Не стоит ограничиваться стандартными рамками. Ребенку будет гораздо интереснее, если сегодня упражнения будут выполнены на улице, а завтра, например, во время помощи маме. Удобство комплекса и состоит в том, что тренировка не привязана к месту и временному промежутку.
  • В зависимости от индивидуальных способностей ребенка следует постепенно усложнять задание – например, ускорить темп выполнения.
  • Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно.
  • Чтобы дети не утрачивали интерес, упражнения можно комбинировать и менять местами. В одну тренировку не надо включать «все и сразу», 5-6 качественно выполненных заданий вполне достаточно.

Взрослым следует помнить, что не все получится с первого раза (чтобы в этом убедиться, достаточно самим попробовать выполнить несколько упражнений), поэтому на малыша нельзя кричать, нервничать, оскорблять его, обзывать. Такое отношение навсегда уничтожит стремление к обучению новым видам деятельности. Лучше всего посмеяться вместе над неудачей, похвалить за старание и попробовать еще раз.

Классификация упражнений

Нейрогимнастика включает 4 группы упражнений, которые представлены в таблице.

Название группы Суть Полезный результат
Пересекающие среднюю линию телаНаправлены на одновременную работу двух рук, ног, глаз, то есть на интеграцию деятельности сразу двух полушарий.Улучшение координации движений, навыков чтения, письма. Получение дополнительной энергии. При постоянных занятиях человек развивает навык пространственного ориентирования.
ЭнергетическиеНаправлены на обеспечение определенной скорости нервных процессов. Улучшают эмоции и саморегуляцию.Регулярные тренировки помогают улучшить мышление, способствует повышению скорости осознанного чтения, улучшают внимание.
РастягивающиеПомогают избавиться от мышечного напряжения и расслабить сухожилия. Снимают стресс.Способствуют улучшению внимания, концентрации, полезны для письменной работы.
Повышающие позитивное отношениеНаправлены на стабилизацию нервных процессов. Позволяют в стрессовой ситуации сохранять спокойствие.Перед важными событиями (публичными выступлениями, контрольными) ребенок перестанет нервничать, его память и внимание будут активны.

Таковы основные группы упражнений для мозга. Часть из них вполне успешно может использоваться детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Примеры упражнений для 4-5 лет

Рассмотрим несколько наиболее эффективных заданий для стимулирования межполушарных взаимодействий для ребят среднего дошкольного возраста.

Пересекающие среднюю линию тела

Для усиления взаимодействия левого и правого полушарий мозга следует предложить ребенку простое упражнение «Кулак – ребро – ладонь», которое выполняется так: родитель показывает малышу три движения, которые делаются в заранее продуманной последовательности:

  1. сначала ладонь выпрямлена;
  2. потом – сжимается в кулак;
  3. далее ладонь ставится ребром;
  4. после этого последовательность повторяется.

Первые 10 повторений ребенок делает совместно с родителем, затем – пробует самостоятельно. Сначала работа ведется ведущей рукой, если же ничего не получается, то можно помогать себе, шепотом произнося наименование движения («ладонь», «кулак», «ребро»). Постепенно подсказки отменяются, в работу включаются обе руки, движения должны быть синхронными.

Также такое несложное задание помогает улучшить внимание.

Перекрестные шаги. Очень хорошее упражнение для развития координации движения и бинокулярного зрения, что в дальнейшем благоприятно скажется на навыках письма, чтения и слушания.

Порядок действий таков:

  • ребенок встает прямо;
  • поднимает согнутую в колене правую ногу так, будто хочет сделать шаг на месте;
  • согнутую в локте левую руку тянет к правому колену;
  • далее движения повторяются, но теперь к левому колену стремится правый локоть.

Число повторов – от 5 до 10, в зависимости от индивидуальных способностей дошкольника.

Если включить любимую музыку, поработать вместе с малышом, положительные эмоции гарантированы. Некоторые исследователи считают, что подобные перекрестные движения способствуют развитию речи.

Энергетическое

Для детей в 4-5 лет лучше всего подойдет несложное, но эффективное упражнение «Энергетическая зевота».

Необходимо закрыть глаза и, имитируя зевоту, делать массажные движения в области соединения челюстей. Продолжительность – 1-2 минуты, но начать можно и с меньшего. Регулярное выполнение помогает развить внимание и способность осознанно слушать информацию.

Растягивающее

В 4-5 лет дети могут выполнить задание «Активация рук», которое помогает улучшить внимание. Порядок действий таков:

  1. левая рука вытягивается над головой, ее необходимо как следует потянуть;
  2. правая сгибается в локте и помещается на левую, ниже локтя;
  3. Левой совершаются движения вперед и назад, влево и вправо относительно головы. Правая же создает противовес, препятствует движениям.

Интересно, что если сравнить длину конечностей сразу после выполнения задания, левая будет слегка длиннее. После этого все повторяется, но уже вытягивается правая.

Упражнения для детей 5-6 лет

Среди упражнений нейродинамической гимнастики можно выбрать те, которые без особых затруднений смогут выполнить дети старшего дошкольного возраста.

Пересекающие среднюю линию тела

«Ленивые восьмерки» – очень полезное для глаз упражнение, делать которое можно так: предложить ребенку мысленно «нарисовать» на воздухе горизонтальную восьмерку (значок бесконечности), таким образом, чтобы сама фигура находилась на уровне глаз, а ее «талия» была примерно напротив переносицы. Рисовать следует вытянутой вперед рукой, слегка согнутой в локте. Указательный палец вытянут, остальные сложены в кулак. Направление движения – всегда вверх. Сначала ребенок пробует «нарисовать» одной рукой 3 раза, затем – второй. Далее руки соединяются замком, упражнение повторяется двумя одновременно. Движения при рисовании «восьмерок» должны быть плавными, мягкими.

«Двойные каракули» – еще одна полезная игра. Задача ребенка – одновременно двумя руками «нарисовать» на воздухе «каракули» (что-то наподобие спирали) так, чтобы каждая часть рисунка находилась на собственной стороне от срединной линии. Движения идут от плеч друг к другу. Постепенно задание можно усложнить, предлагая изобразить сердечки, круги, прямоугольники. При выполнении сидя рисовать можно не только ладонями, но и стопами.

Два упражнения следует чередовать.

«Слон». Это упражнение поможет улучшить гибкость шеи, слух, стимулирует одновременную работу обоих полушарий. Выполняется так:

  • нужно встать, слегка согнув ноги в коленях;
  • одну руку вытянуть вперед, голова кладется на плечо этой руки, глаза смотрят вдаль;
  • теперь необходимо совершать вращательные движения верхней частью тела таким образом, будто ребенок желает нарисовать «ленивую восьмерку» от центра;
  • затем упражнение повторяется с другой рукой в другую сторону.

Если ребенку сложно, то в первое время можно визуализировать образ восьмерки, нарисовав ее в натуральную величину на ватмане и поместив на стене.

Энергетические

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить игру «Кнопки мозга»: одна рука (правая) помещается на область пупка, другая – на правую ключицу, ею совершаются массажные движения основания ключицы, правая же рука неподвижна. Далее руки меняются, а упражнение повторяется.

Еще одно задание – «Кнопки Земли» – делается так: указательный и средний пальцы правой руки помещаются под нижней губой. Левая кисть кладется на низ живота. Теперь необходимо «вдохнуть энергию»: не меняя положения рук делать глубокие вдох и выдох.

Растягивающее

«Сова» – отличное упражнение, помогающее улучшить память, речь, математические способности. С ним справятся дети 5-6 лет и старше. Порядок выполнения таков:

  • левой рукой осуществляется своеобразный «захват» мышц правого плеча;
  • теперь необходимо повернуть голову, чтобы взглянуть назад через левое плечо, сделать вдох, сохраняя плечи прямыми;
  • затем подбородок опускается на грудь, делается вдох, плечи расслабляются;
  • после этого упражнение повторяется на другую сторону.

Интересно, что для развития левого полушария следует как можно чаще тренировать правую сторону – и наоборот.

Таковы некоторые наиболее эффективные упражнения гимнастики для мозга, которые можно выполнять вместе с дошкольниками. Такие тренировки при грамотном подходе родителей не только будут полезными для стимулирования мышления, памяти, умения думать, но и улучшат настроение, подарят уверенность в себе, зарядят малыша энергией.

razvivashka.online

8 эффективных упражнений для развития мозга, нейробика

Чем дольше вы выполняете одну и ту же работу, тем тяжелее вам становится сосредотачиваться и концентрировать свое внимание на чем-то новом. Ваша память постепенно ослабевает, а некоторые привычные для других людей явления и вещи остаются для вас совершенно непонятными.

Но не стоит отчаиваться! Если вы до сих пор думаете, что клетки головного мозга, переставшие полноценно выполнять свои основные функции, невозможно восстановить, то вы ошибаетесь. Сделать это не так уж и тяжело, если вы не будете лениться и начнете регулярно тренировать свой мозг. Не забывайте, что он требует к себе особого внимания! Если вы всегда будете помнить об этом и систематически тренировать свой мозг, то до глубокой старости у вас не возникнет никаких проблем с памятью или концентрацией внимания.

Научно доказано, что систематические умственные нагрузки восстанавливают клетки мозга и укрепляют связи между ними, которые с возрастом начинают ослабевать. Более 10 лет назад весь мир узнал о нейробике, которая сразу же завоевала сердца многих людей, желающих сохранить ясный ум и светлую голову до самой старости.

Что же такое нейробика? Кому она нужна и в чем заключается её польза для человеческого мозга? Какие эффективные упражнения для восстановления мозговых клеток предлагает нейробика? Сегодня рассмотрим эти и многие другие важные вопросы, касающиеся данной темы.

Что такое нейробика?

Нейробика – это комплекс простых, но очень эффективных упражнений, благодаря которым мозг развивается, концентрация внимания и память улучшаются, а процессы саморазвития и самосовершенствования ускоряются. Человек, который регулярно выполняет эти упражнения, через некоторое время с удивлением заметит, что ему намного проще запомнить необходимую информацию. Он перестанет мыслить шаблонно, начнет намного быстрее и эффективнее решать поставленные перед ним задачи, откроет в себе новые таланты и способности, о существовании которых он и не догадывался!

Лоуренс Кац

Понятие «нейробика» впервые начали использовать в США. Известный нейробиолог доктор Лоуренс Кац, проведя множество серьезных исследований, сумел доказать, что стандартная, монотонная и требующая типичных действий работа негативно влияет на умственные способности и заметно снижает их уровень. Если работник каждый год изо дня в день повторяет одни и те же действия, то у него автоматически включается «автопилот». Из-за этого со временем память такого человека ослабевает, внимание ухудшается, а новая информация воспринимается очень плохо.

Американский писатель Меннинг Рубин, который имеет непосредственное отношение к возникновению термина «нейробика», отмечает, что уровень мыслительных способностей у людей, которые постоянно выполняют одни и те же действия, снижается из-за того, что они совершенно не заставляют работать собственный мозг. А если мозг долгое время остается без работы, то это становится причиной того, что передающие нервные импульсы отростки нервных клеток (дендриты) сначала истончаются, а потом и вовсе атрофируются. Чем больше ухудшается связь между мозговыми клетками, тем ниже становится уровень умственных способностей.

Примечательной особенностью нейробики является тот факт, что во время выполнения комплекса упражнений задействуются все 5 человеческих чувств: вкус, слух, обоняние, зрение, осязание. Благодаря этому в головном мозге активизируются разные участки, которые через некоторое время начинают работать эффективнее, слаженнее и быстрее.

Польза нейробики для головного мозга

Нейробика, суть которой заключается в том, чтобы внести новизну в рутинные действия и изменить привычный ход событий, полезна не только взрослым и людям преклонного возраста, но и детям, подросткам, молодым людям. Заменяя привычные и рутинные действия, над выполнением которых человек уже давным-давно не задумывается, на новые и непривычные, можно легко активизировать работу мозга, улучшить память и внимание! В процессе поиска нестандартных и непривычных решений наш мозг начинает вырабатывать нейротропин в больших количествах, благодаря которому новые дендриты синтезируются в два раза быстрее, а уровень умственных способностей постепенно повышается.

Школьникам и студентам нейробика поможет улучшить усидчивость, внимание и успеваемость, молодым и перспективным специалистам – более быстро и эффективно усваивать новую информацию, легко адаптироваться к любым изменениям, быть успешными личностями не только на работе, но и в личной жизни. Стремящимся к самосовершенствованию людям среднего возраста, желающим держать мозг в тонусе, нейробика нужна для улучшения качества работы и повышения уровня продуктивности. Людям преклонного возраста регулярные нейротренировки дадут возможность сохранить ясность и остроту ума, снизить риск возникновения и развития многих заболеваний, вызванных возрастными изменениями.

Несколько слов о технике

Нейробика – простая, но очень эффективная гимнастика для ума, которая не требует от человека специальных навыков или подготовки. Упражнения, главными целями которых являются тренировка памяти и стимуляция мозга, можно выполнять дома, по дороге на учебу или работу, в общественном транспорте, во время приготовления еды, в ванной и т.д.

Если вы будете регулярно выполнять предложенные ниже упражнения, то некоторые из них в ближайшем будущем станут частью вашей повседневной жизни и принесут вам и вашему мозгу много пользы! Не забывайте, что эмоциональный фон в этом деле имеет очень большое значение. Поэтому делайте только то, что вызывает у вас сильные эмоции и не оставляет равнодушным!

Чередуйте легкие виды действия с сильной концентрацией внимания. Для достижения необходимых результатов не забывайте, что мозг нужно тренировать регулярно, а не от случая к случаю. Относитесь к нейробике не как к серьезной и ответственной задаче, а как к полезному и необходимому вашему головному мозгу развлечению! Специалисты советуют каждый день выполнять 2 – 4 упражнения. Этого вполне достаточно, чтобы держать мозг в тонусе.

8 эффективных упражнений

№1

Почаще читайте те книги, газеты, журналы, статьи в интернете, которые никак нельзя отнести к кругу ваших интересов. Если вы увлекаетесь фантастикой и автомобилями, то смело открывайте журнал, в котором предприниматели и банкиры делятся своим опытом с новичками! Если вы любите вязать крючком, обратите свое внимание на детективную литературу. Любителям шумных вечеринок нужно чаще читать классические романы, а любителям классики – интересоваться инновационными технологиями и архитектурой.

Не стремитесь как можно глубже изучить ту тему, которой раньше вы совершенно не интересовались. Эксперты утверждают, что ваш мозг начнет развиваться и в том случае, если вы просто будете знакомиться с новыми темами, понятиями, явлениями и вещами, о существовании которых вы и не подозревали.

№2

Проведите эксперимент и смените хоть на один день «рабочую» руку. Если все свои повседневные дела вы выполняете правой рукой, то дайте ей заслуженный выходной и попытайтесь чистить зубы, держать вилку, ложку, чашку, причесываться, завязывать шнурки, печатать сообщения на телефоне и компьютере, держаться за поручень в общественном транспорте, застегивать пуговицы, открывать и закрывать дверь и т.д. только левой рукой.

Людям с «рабочей» левой рукой иногда очень полезно переложить ручку в правую руку и попытаться ею написать хоть несколько слов, а людям с правой «рабочей» рукой – в левую руку. Ваш мозг обязательно скажет вам за это большое спасибо!

Благодаря данному упражнению вы сможете не только активизировать работу менее развитого полушария мозга, но и сделать связь между двумя полушариями более крепкой, развить нестандартное мышление и творческие способности.

№3

Привыкли ходить на работу, учебу или в магазин одной и той же дорогой? Пришло время выйти на новый и пока еще незнакомый вам путь! Не расстраивайтесь, если новая дорога будет длиннее. Чем больше вы пройдете пешком, тем больше калорий сожжете. Поэтому новый и непривычный для вас путь не только благотворно подействует на ваш мозг, но и поможет избавиться от пары-тройки лишних килограммов.

№4

Очень часто мы, отвечая на тот или иной стандартный вопрос, использует типичные штампы и клише. Если вам задали обычный вопрос о том, как у вас дела, то старайтесь ответить какой-нибудь новой и непривычной для вас фразой. Вместо того чтобы ответить, что у вас все в порядке, скажите, что каждый ваш новый день похож на дверь с необычным замком, но вас всегда неизменно ждет успех, ведь вы носите универсальный ключ в кармане, который способен справиться с любым замком.

Если вопросов вам пока никто не задает, но старайтесь думать новыми фразами и словами. Расширяйте свой словарный запас и обязательно верьте в себя и свои силы.

№5

Если вы любите смотреть телевизионные передачи, то данное упражнение вам точно понравится. Сначала отключите звук у телевизора, а затем просто смотрите на картинку и попытайтесь угадать, о чем говорят люди на экране. Воспроизводите фразы и не бойтесь делать ошибки.

Данное упражнение можно выполнять вместе с родственниками, друзьями или второй половинкой. Веселые и приятные эмоции всем присутствующим и принимающим участие в этой игре людям гарантированы.

№6

Людям, которые постоянно куда-то спешат и торопятся, следует замедлить свой темп! Вы привыкли тратить на обед менее 10 минут? Постарайтесь растянуть трапезу хотя бы на 30 – 40 минут. Осознавайте каждое свое движение и получайте от созерцания самого себя истинное удовольствие.

Если же вы привыкли все делать медленно и неспешно, то хотя бы один день поживите в более быстром и активном темпе. Вы с удивлением заметите, что в сутках все же не 18, а 24 часа.

№7

Хотите улучшить работу своего мозга? Тогда выработайте в себе привычку иногда передвигаться по своему жилищу с полностью закрытыми глазами. Когда ваши глаза закрыты, остальные органы чувств становятся чувствительнее к внешним раздражителям и начинают работать более эффективно.

Поначалу просто пройдитесь по коридору, дойдите от комнаты до кухни, выйдите на балкон и т.д. Уверенные в себе и своих силах люди могут попробовать принять душ или ванну с закрытыми глазами.

№8

Проводите выходные или отпуск в тех местах, где вы еще никогда не бывали. Посещая другой город или чужую страну, внимательно наблюдайте за поведением местного населения, запоминайте типичные для этой местности фразы, наслаждайтесь необычными пейзажами, красочными вывесками, фокусируйте внимание на названиях ресторанов, отелей, музеев, достопримечательностей и т.д.

Если у вас нет возможности или желания путешествовать, то начните более глубоко изучать собственный город. Посещайте выставки, музеи, концерты, исследуйте те районы, в которых вы очень редко бываете. Не забывайте почаще выезжать на природу и дышать свежим воздухом, который насытит ваш мозг кислородом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Расскажите друзьям:

bestlavka.ru

11 упражнений для мозга

Ассиметричная пальчиковая гимнастика упражнения сделает работу мозга интенсивнее и поможет легче и быстрее усвоить любые знания и навыки. 

Такая гимнастика запускает оба полушария мозга, т.е синхронизирует оба полушария. В 1981 году американский нейропсихолог Роджер Сперри  получил  Нобелевскую премию за "открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий головного мозга". На основании его исследований сделан вывод, что синхронизируя оба полушария мозга, мы повышаем качество любого обучения во много раз. Поэтому, овладевая любым новым навыком, нужно запустить мозг в работу по максимуму.

Ассиметричная гимнастика для мозга

Упражнение 1.

Кулак-ладонь. Одну руку сжимаем в кулак, а другую выпрямляем в ладошку. И начинаем последовательно менять их: кулак- ладонь. Сначала делаем упражнение медленно, а когда оно начинает получатся - ускоряем темп.

Упражнение 2.

Ухо-нос. Одну руку ставим на нос, а вторую перекрещивая руки, подносим к уху. Хлопок и меняем их местами.

Упражнение 3. 

Капитанское. Одна рука приложена козырьком к бровям, а вторая рука показывает знак "Класс". Меняем руки местами. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой рук.

Упражнение 4.

Одну ладошку выставляем вперед, а второй рукой показываем знак "Класс". Меняем руки. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой положения рук.

Упражнение 5.

Победитель. Одна рука показывает знак "V", а вторая "Ок". Меняем руки.

Упражнение 6.

На одной руке соединяем 2 пальца- указательный и средний, а указательный палец второй руки будет накрывать два этих соединенных пальца. Меняем руки. 

Упражнение 7.

Мизинец одной руки накрывается тремя соединенными пальцами другой руки (указательным, средним и безымянным). Меняем руки.

Упражнение 8.

Рожки и ножки. Одна рука показывает ножки, а вторая рожки (большой палец, указательный и мизинец). Меняем руки.

Упражнение 9.

Пазлы. На одной руке выставляем два пальца -указательный и средний, а на другой -безымянный и мизинец. Соединяем их как пазлы. Меняем руки.

Упражнение 10.

На одной руке большой палец последовательно соединяется со всеми остальными пальцами, начиная с указательного пальца. То же самой делает другая рука, но начинает с мизинца. Задача  - делать упражнение одновременно двумя руками.

Упражнение 11.

Большие пальцы рук соединяются с указательными пальцами противоположной руки. Потом нижние пальцы мы отсоединяем, делаем виток вверх и там снова их соединяем, ускоряясь и делая упражнение быстрее.

Эти упражнения сделают работу мозга интенсивнее и помогут легче и быстрее усвоить любые знания и навыки. опубликовано econet.ru

Татьяна Гринчук

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Материал по логопедии на тему: Гимнастика мозга. Нейрогимнастика и Образовательная Кинезиология

Гимнастика мозга.

Нейрогимнастика

И

 Образовательная Кинезиология

Гимнастика мозга. Нейрогимнастика и Образовательная Кинезиология 

Гимнастика мозга состоит из простых и доставляющих удовольствие упражнений. Этот комплекс рекомендуется использовать во время обучения детей, чтобы повысить навык целостного развития мозга. Упражнения облегчают все виды обучения и особенно эффективны для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения и письма. 

Научные исследования, проводимые в психологии и нейрофизиологии выявили, что определенные физические движения оказывают влияние на развитие интеллекта человека. 
На основании полученных выводов возникла новая система - Образовательная Кинезиология, направленная на изучение связей ум-тело, и оптимизацию деятельности мозга через физические движения. 
На теоретической базе образовательной кинезиологии американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон была разработана программа Нейрогимнастики - "Гимнастика мозга". Это методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли. 

С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. 
Каждое из упражнений нейрогимнастики, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается. Кроме этого упражнения для мозга также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. 

Под влиянием кинезиологических тренировок, в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика - это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии. 

Образовательная кинезиология рекомендуется для каждого, кто желает улучшить качество и содержание своей жизни и получить удовольствие от движений. 

Цели кинезиологических занятий: 

• Развитие межполушарной специализации. 
• Развитие межполушарного взаимодействия. 
• Развитие комиссур (межполушарных связей). 
• Синхронизация работы полушарий. 
• Развитие мелкой моторики. 
• Развитие способностей. 
• Развитие памяти, внимания. 
• Развитие речи. 
• Развитие мышления. 
• Устранение дислексии и дисграфии. 

Метод кинезиологической коррекции улучшает у ребенка память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Как показывает опыт, образовательную кинезиологию необходимо использовать для коррекции детей, имеющих отклонения в развитии. 

Занятия должны проводиться систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ученика. Выполнение кинезеологических упражнений возможно как дома с родителями, так и на предметных уроках или на специальных занятиях по кинезеологии. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий. 

УПРАЖНЕНИЯ 

Определяющее влияние и действие кинезиологических упражнений, описание их выполнения. 

1. «Кнопки мозга» 

Помогают проснуться и настроиться на работу. Приводят в готовность вестибулярный аппарат, активизируют деятельность мозга, готовя его к восприятию сенсорной информации. 

Исходное положение: Выполняется стоя. 
Одна рука массирует углубления между первым и вторым рёбрами в зоне слева и справа под ключицами. Другая рука находится на пупке, что позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести. 

2. «Крюки» 

Помогают вовлечься в любой процесс и полноценно воспринимать информацию. Активизируют работу интеллект – тело. Упражнение советуют использовать тем, кто находится в состоянии стресса, чтобы успокоиться и переключить внимание. Повторить 8–10 раз. 

Исходное положение: можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. 

Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. 

3. «Колено – локоть» 

Активизируют зону обоих полушарий образуется большое количество нервных путей (комиссур), обеспечивают причинно-обусловленный уровень мышления. 

Исходное положение: Стоя. 
Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз. 

4. «Сгибание пятки» 

Включается в работу участок мозга, отвечающий за формирование и изложение мысли, активизируются творческие способности. 

Исходное положение: Сидя. 
Положите лодыжку на другое колено. Найдите руками напряженные места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибайте и разгибайте стопу. Повторите тоже для другой ноги. 

5. «Кулак». «Ребро». «Ладонь». 

Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, активизируют процессы письма и чтения. 

Исходное положение: Сидя, руки находятся на плоскости стола. 
Три положения руки последовательно сменяют друг друга: 

1. Сжатая в кулак ладонь. 
2. Положение ладони ребром на плоскости стола. 
3. Распрямленная ладонь на плоскости стола. 

Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Повторить 8-10 раз. 

6. «Слон» 

Это наиболее интегрирующее упражнение. «Гимн мозга». Балансирует всю систему «интеллект – тело», стимулирует и восстанавливает нервные сети, способствует концентрации внимания. Укрепляют наружные глазные мышцы, снимают напряжение после работы на компьютере, снимают напряжение и боль в спине. 

Исходное положение: Стоя. 
Встаньте в расслабленную поз. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперед, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмерку», начиная то центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. 

Упражнение выполнять медленно от трех раз до пяти левой рукой, прижатой к левому уху и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху. 

7. «Ленивые восьмерки для глаз» 

Происходит миелинизация нервных сетей, что способствует формированию умений, навыков, а это особенно важно в сензитивный период развития детей. Помогает в периоды творческого застоя, легче найти решение в сложной ситуации. 

Исходное положение: Стоя или сидя. 
Вытянуть руку вперед, согнуть в локте, поднять большой палец руки на уровень переносицы, описывать восьмерки в горизонтальном поле видения. Следить при этом за движением большого пальца, только глазами. Рисовать восьмерки справа налево и слева направо, сверху вниз. Повторить 8–10 раз. 

8. «Ленивые восьмерки для письма» 

Обводим контур рукой от центра против часовой стрелки: вверх, влево и обратно к центру; 
затем по часовой стрелке: вверх, вправо и обратно через низ к центру. 
Каждой рукой рисуется пять или более восьмёрок , затем также обеими руками. 

9. «Зеркальное рисование» 

Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. 

Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы. 

10. «Энергетическая зевота» 

Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче. 

Исходное положение: Сидя. 
Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти. Повторить 5–8 раз. 

11. «Думающая шляпа» 

На поверхности уха находится 148 активных точек. Это упражнение помогает сосредоточиться, а также лучше слушать и говорить. 

Исходное положение: Сидя или стоя. 
Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх наружу от верхней части к мочке уха пять раз. Помассировать участок сосцевидного отростка за ухом по направлению сверху вниз. 

Продолжительность занятий от 5–10 минут до 20–35 минут. Упражнения выполняются ежедневно, длительность одного цикла 45–60 дней.

nsportal.ru

НЕЙРОБИКА - система упражнений для развития нейропластичности мозга - ШКОЛА

В нашем мозгу 100 млрд. нейронов – это больше, чем звезд в нашей галактике! Каждая клетка в свою очередь может дать 200 тыс. ответвлений. Таким образом, мозг имеет огромные ресурсы, чтоб хранить воспоминания объемом примерно за 3 млн. лет. Учёные называют это "волшебными деревьями разума”, потому что нервные клетки мозга похожи на ветвистые деревья.


Мысленные электрические импульсы между нейронами передаются через синапсызоны контакта между нейронами. Средний нейрон человеческого мозга имеет от 1000 до 10000 синапсов или контактов с соседними нейронами. Синапсы имеют небольшую щель, которую должен преодолеть импульс.
Когда мы учимся, мы меняем работу мозга,  прокладывая новые пути для мысленных электрических импульсов.
При этом электрический сигнал должен «перепрыгнуть» через щель синапса для образования новых связей между нервными клетками. Эту дорогу ему труднее всего пройти первый раз, но по мере обучения, когда сигнал преодолевает синапс снова и снова, связи становятся все «шире и прочнее», растет число синапсов и связей между нейронами.
Образуются новые нейронные микросети, в которые и «встраиваются» новые знания: убеждения, привычки, модели поведения.   И тогда мы, наконец, чему-то научились. Эту способность мозга называют нейропластичностью. Именно число микросетей в мозгу, а не его объем или масса, имеют определяющее влияние на то, что мы называем интеллект.

Попутно хочу заметить, что

в раннем детстве, когда проходит самый интенсивный период обучения, для ребенка крайне важна богатая и разнообразная развивающая среда.

Нейропластика – это одно из самых удивительных открытий последних лет. Раньше считалось, что нервные клетки не восстанавливаются. Но в 1998 году группа американских ученых доказала, что нейрогенез происходит не только до 13-14 лет, но и всю нашу жизнь,  и что у взрослых людей тоже могут появляться новые нервные клетки. Они установили, что причиной уменьшения наших умственных способностей с возрастом является не отмирание нервных клеток, а истощение дендритов, – отростков нервных клеток, через которые проходят импульсы от нейрона к нейрону. Если дендриты постоянно не стимулировать, то они атрофируются, теряя способность к проводимости, словно мышцы без физической нагрузки. Одни и те же ежедневные действия формируют шаблонное поведение – наши  привычки, – при этом используются и укрепляются одни и те же нейронные связи. Так происходит встраивание нашего «автопилота», но при этом страдает гибкость нашего мышления.

Наш мозг нуждается в упражнениях. Необходимо каждый день менять рутинные и шаблонные действия на новые, непривычные вам, которые задействуют несколько органов чувств; выполнять обычные действия необычным способом, решать новые проекты, стараясь уходить от «автопилота» привычных схем. Привычка ослабляет способности мозга. Для продуктивной работы ему нужны новые впечатления, новые задачи, новая информация, – одним словом – перемены.

До 1998 года считалось, что рост дендритов происходит только в раннем возрасте, но исследования доказали, что и у взрослых людей нейроны способны выращивать дендриты для компенсации потерянных старых. Доказано, что нейронные сети способны меняться в течение всей жизни человека и наш мозг хранит в себе огромные ресурсы нейропластичностиспособности менять свою структуру.

Известно, что наш мозг состоит из эмбриональной ткани, то есть той, из которой состоит эмбрион. Поэтому он всегда открыт для развития, обучения и для будущего.

Мозг способен простой мыслью, воображением, визуализацией, изменять структуру и функцию серого вещества. Ученые убеждаются, что это может происходить даже без внешних воздействий. Мозг может  меняться под властью тех мыслей, которыми он наполнен, ум в силах влиять на мозг. Наш мозг создан природой с расчетом на обучение и подобные изменения.

В Библии сказано: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего”.

Все вышесказанное подводит нас к пониманию того, что для реального достижения целей требуется фундаментальное изменение способа работы вашего мозга – преодоление генетической программы и прежнего воспитания со всеми многолетними убеждениями. Вы не просто должны лелеять мысли в своем воображении, которые присутствуют не дольше новогоднего «все, больше не пью», а переучивать свой мозг, создавая новые нейронные структуры. Нейрологи говорят: «Нейроны, которые вместе сходятся, вместе и водятся». Новые нейронные структуры вашего мозга будут создавать совершенно новые сети, "блок-схемы”, приспособленные для решения новых задач.

«Ваша задача — перекинуть мост через пропасть между вами и желаемыми це­лями». (Эрл Найтингейл)

Метафорически этот процесс можно иллюстрировать на следующем примере. Представьте, что ваш мозг с его ограничивающими убеждениями – это стакан с мутной водой. Если бы вы сразу выплеснули грязную воду, помыли стакан и набрали чистую – это был бы шок для всего организма. Но, подставив стакан по струю чистой воды, вы постепенно замените мутную. Точно так же для обучения мозга новому образу  мыслей нет нужды резко «стирать» старый. Необходимо постепенно «заливать» подсознание новыми позитивными убеждениями, привычками и качествами,  которые в свою очередь будут генерировать эффективные решения, приводя вас к нужным результатам.  

Для поддержания высокой работоспособности нашему мозгу, как и телу необходима "физзарядка”. Профессор нейробиологии Лоуренс Кац (США) разработал комплекс упражнений для мозга – нейробику, позволяющую нам иметь хорошую «ментальную» форму.

Упражнения нейробики обязательно используют все пять чувств человека – причем, необычным образом и в разных комбинациях. Это помогает создавать в мозгу новые нейронные связи. При этом наш мозг начинает вырабатывать нейротропин, вещество, способствующее росту новых нервных клеток и связей между ними.

Ваша задача – каждый день менять привычные и шаблонные действия на новые, непривычные.

Цель упражнений нейробикистимуляция мозга. Заниматься нейробикой просто – нужно сделать так, чтобы в процессе привычной деятельности по-новому были задействованы ваши органы чувств.

Например: проснувшись утром, примите душ закрытыми глазами, почистите зубы другой рукой, постарайтесь одеться на ощупь, отправьтесь на работу новым маршрутом, сделайте привычные покупки в новом месте и еще много чего. Это увлекательная и полезная игра.

Нейробика полезна абсолютно всем. Детям она поможет лучше концентрироваться и усваивать новые знания, а взрослым – поддерживать свой головной мозг в отличной форме и избежать ухудшения памяти.

Главный принцип нейробики – постоянно изменять простые шаблонные действия. Давайте задание своему мозгу решать привычные задачи непривычным для него образом, и постепенно он отблагодарит вас прекрасной работоспособностью.

Итак, мы способны обучать свой мозг новому образу мышления. Начав менять свои шаблоны и убеждения, вы увидите, что меняясь изнутри, вы начнете менять все вокруг, словно порождая эффект расходящихся волн.

Упражнения по нейробике

Мозг необходимо поддерживать в «ра­бочем состоянии», не давать ему «уснуть». Причем всем — и взрослым, и школьникам, у которых школьная жизнь тоже быстро входит в привычную колею с повторяющи­мися ритуалами.

Зарядка очень проста в выполнении — делать ее можно практически в любое вре­мя в любом месте. Рассмотрим упражнения для ум­ственной аэробики.

1 — НОВАЯ ОБСТАНОВКА. Время от времени очень полезно оказываться в малознакомых местах. Поэтому посетите часть города, где Вы еще никогда не были или которую посещаете очень редко — большой парк или магазин. Также хорошо менять привычные маршруты – например, ходить на работу другой дорогой.

2 — НОВЫЕ ЗАПАХИ. Утром, сразу по­сле пробуждения, специалисты советуют: вдыхать разнообразные ароматы, напри­мер эфирные масла — это помогает «раз­будить» мозг.

3 — МНИМАЯ СЛЕПОТА. Упражнение на внимание и концентрацию — попробуй­те сориентироваться в комнате с закрыты­ми глазами (как вариант — примите душ). В отсутствие зрения резко активизируются другие органы чувств.

4 — ПРАВАЯ-ЛЕВАЯ. Выполняйте ино­гда что-нибудь не рабочей рукой: если Вы правша, то левой; если левша — правой.

5 — НЕЗНАКОМАЯ РАБОТА. Почаще беритесь за работу, которую еще не при­ходилось выполнять — мозг быстро активи­зируется, когда Вы не совсем точно знаете, что делать.

6 — ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ. На один и тот же вопрос можно ответить по-разному. Вот и отвечайте, избегайте привычных стандартных фраз — хотя бы мысленно. Нейробика — очень хорошее упраж­нение – на ощупь, пальцами различать предметы. Например, монеты. Например в скучной очереди.

8 — ЖУРНАЛЫ. Периодически поку­пайте прессу, не относящуюся к кругу Ва­ших интересов — например об экономике или о рыбалке. Необязательно глубоко изучать предмет, достаточно время от вре­мени менять тему того, что читаете.

9 — НЕМОЙ ТЕЛЕВИЗОР. Отключите у телевизора звук и попробуйте озвучить изображение, следя за губами героев на экране. Это, кстати, не только полезно для мозга, но еще и очень весело, особенно в компании.

10 — НОВЫЙ ТЕМП. Время от времени меняйте темп привычного действия, Если что-то обычно делаете не спеша — ускорьте работу в 2 раза. Если, наоборот, Вы торопы­га, заставьте себя все делать медленно.

Использовать мозг по максимуму

Развитие ума так же важно, как духовное и физическое развитие. Ученые доказали, что человек использует возможности своего мозга всего лишь от 3% до 10%. Как же нам увеличить этот процент хотя бы вдвое?

Сначала вспомним всем известные способы тренировки мозга и улучшения памяти:

1) Чтение

2) Разгадывание кроссвордов, логических загадок, пазлов, головоломок

3) Занятие спортом

4) Изучение иностранных языков

5) Пополнение словарного запаса

6) Выучивание текстов наизусть

7) Ведение дневника

Помимо этих известных многим методам есть еще один, который предложили нейробиологи Лоренс Кац и Мэннинг Рубин. Называется он нейробикой.

Что такое нейробика

Нейробика - это комплекс упражнений, так называемая гимнастика для мышления, стимулирующая способность мозга к познанию. Она направлена на то, чтобы "сломать" привычные модели поведения и развивать творческое мышление.

Каждый день привычную рутину нужно разбавлять новыми впечатлениями, которые задействуют хотя бы один орган чувств.

Ученые утверждают, что путем таких упражнений вырабатывается вещество нейротропин, которое приводит к росту нервных клеток.

Упражнения на нейробику:

1) Меняем привычку и делаем все по-новому

- То, что ты всегда выполняешь правой рукой, выполняй левой (или наоборот) - чистить зубы, водить компьютерной мышкой, писать и т.д.

- Измени свой привычный отдых - если ты обычно проводишь выходные на шумных вечеринках, съезди на природу или поработай по дому. Любишь читать книгу дома - пойди на концерт или дискотеку.

- Разнообразь свой гардероб. Носи разную одежду разных цветов. Ученые доказали, что вместе с новой одеждой меняется образ мыслей и настроение.

- Поменяй привычный маршрут по дороге на работу, в супермаркет, к друзьям.

- Посещай новые места в городе, смени окружение.

- Купи новый предмет мебели или просто сделай перестановку мебели в комнате, чаще меняй застав

gekkon12.livejournal.com

7 упражнений для долголетия вашего мозга. Нейробика

Раньше считалось, что мозг активно развивается только у детей и нервные клетки не восстанавливаются, но это далеко не так. Наш мозг сохраняет удивительную способность учиться и развиваться на протяжении всей жизни.


Читайте также:
Пешеходные зоны позволяют сохранить функциональность наших мозгов
Жизнь в пригороде делает людей толстыми
Природное окружение — самый лёгкий способ улучшить память и концентрацию

Как оказалось, наша способность к обучению, росту и другие неврологические функции, тесно связаны с числом связующих каналов, которые строятся между нервными клетками в различных частях нашего мозга (так называемая «нейропроводимость»), и динамичная, непрерывная реконструкция этих «путей нервной связи", как раз развивают наш мозг.

В сущности, здоровый мозг сохраняет мощный потенциал для нейропроводимости и нейропластичности на протяжении всей нашей жизни, в то время, как снижение умственных способностей и слабоумие связаны с прогрессирующей потерей этих двух явлений.

Есть 2 природных явления, которые могут поддерживать активность мозга и усиливать процессы взаимодействия связующих каналов — это движение и сон. Но есть еще специальные формы упражнений мозга, которые также могут помочь длительное время сохранять продуктивность вашего мозга, так называемая гимнастика для мозга -Нейробика.

Нейробика — гимнастика для мозга


Нейробика — это упражнения, которые используют комбинации ваших физических органов (зрение, обоняние, осязание, вкус и слух) и эмоциональных чувств, чтобы создать «не обычный» опыт и запустить закономерные связи (также известные как «ассоциации „) между нервными клетками в разных частях вашего мозга.

Эти “ассоциации» (например. Имя и лицо, запах и пища, и так далее) являются строительными блоками памяти и основой нашего обучения и стимулирования этого процесса. Эти упражнения помогают нам вырастить более мощный, прочный и эффективный мозг, который имеет большую устойчивость к когнитивному снижению и другим эффектам, связанным со старением.

Более полно научная основа нейробики объясняется здесь, а мы рассмотрим основные принципы нейробики

Основные принципы упражнений нейробики


1. Упражнения нейробики вызывают в клетках мозга потребность производить свои собственные естественные питательные вещества

Эти упражнения стимулируют паттерны нейронной активности между нервными клетками в различных областях головного мозга, и при этом стимулируют нервные клетки производить натуральные питательные вещества головного мозга (так называемые нейтрофины), которые значительно увеличивают размер и сложность соединений нервных клеток, и делают окружающие клетки сильнее и более устойчивы к воздействию старения.

По сути это упражнения, в результате которых мозг оплодотворяет сам себя, разве это не здорово!

2. Упражнения по нейробике ассоциируют между собой различные части мозга

Неожиданные жизненные события создают прочные связи между различными частями мозга, особенно если новый опыт сопровождается эмоциями.

Например, скажем, кто-то дает вам розу. Ваши визуальная система распознает, что это роза, и если это все, что было, то со временем это событие вытрется из памяти.

Но если этот запах розы сопровождался мягким освещением от свечей и прекрасной музыкой, и в это время вы неожиданно укололи палец одним из ее шипов. Вуаля, вы только что активировали гораздо больший диапазон чувств (в том числе эмоциональный) и создали намного более сильные ассоциации, а это значит, что они более глубоко имплантированы в нервной системе и вашей памяти, которая будет с любовью вспоминать это событие долгие годы.

3. Наше обоняние является единственным проводником, который имеет прямые подключения к эмоциональному центру нашего мозга

В настоящее время запах играет уменьшенную роль в нашей повседневной жизни, но ассоциации, основанные на запахах быстро формируются и сохраняться в течение очень долгого времени. Помните свои первые любимые духи? Или когды вы впервые понюхали живую елку? Ассоциации на основе запаха могут быть очень мощными и вызвать изобилие воспоминаний из-за того, что они прямо ссылаются на эмоциональные центры мозга.

4. Мозг любит новинки

Мозг запускается сильнее, когда он подверженн новизне (и, предпочтительно, многосторонней), в то время как знакомые функции могут вызывать омертвение мозга.

Чтобы проиллюстрировать это, распишитесь нормальной доминирующей рукой. Вы можете сделать это автоматически, это не слишком сложно, и относительно немного нервной активности.

А теперь попытайтесь подписаться не доминирующей рукой. Очевидно, что это немного сложнее, и если вы будете подключены к машине, она обнаружит активность мозга. Выполнение этой задачи покажет гораздо более высокую нервную активность, чем если бы вы использовали свою доминирующую руку. И вы, наверное, догадываетесь, что будет творится в вашем мозге, если бы вы стояли в банке пытаясь обналичить чек, используя не доминирующую руку, в то время как на вас настороженно смотрит менеджер банка.

Суть в том, ваш мозг получает гораздо лучшую тренировку, когда он подверженн новому, неожиданному чувственному опыту, и гораздо меньше активируется в обычной обстановке.

7 упражнений по нейробике

Эти упражнения помогают сохранить ваш мозг более быстрым и гибким, и повысить его способность принимать любой психический вызов, в том числе и работу памяти, выполнение задач и творческое решение проблем.

Есть много простых способов разнообразить вашу повседневную работу, чтобы стимулировать ваш мозг.

1. Чистите зубы не доминирующей рукой (включая открытие и накладывание зубной пасты).
Это упражнение может запустить импульсы на противоположной стороне мозга, которую вы обычно не используете, в результате быстрого расширения связей в частях мозга, контролирующей эти движения.

2. Прочитайте книгу вслух с вашим партнером, чере

rodovid.me


Смотрите также

АСТОК