Курсы динамической гимнастики для младенцев записаться


Курсы динамической гимнастики для младенцев записаться — Детишки и их проблемы

Что это такое?

Динамическая гимнастика – сравнительно новый метод раннего физического развития детей. Чтобы понять ее смысл, следует знать, что традиционную гимнастику для детей первого года жизни иногда называют статической или пассивной – ребенок просто лежит на столе, а взрослый производит с его руками и ногами определенные манипуляции, причем делает это крайне осторожно. У такой гимнастики есть «дальняя родственница» – динамическая гимнастика, которую иногда называют также корригирующей гимнастикой или беби-йогой.

Ее основное отличие от традиционной – большее количество движения (динамики), которое предполагает включение вестибулярного аппарата ребенка. В динамической гимнастике задействованы не только руки и ноги ребенка, но и все его тело, с которым взрослый совершает различные активные манипуляции. При этом ребенок находится не в лежачем положении, а в самых разных – висит, «летает», переворачивается.

 

 

Многие тренеры и родители считают термины «динамическая гимнастика» и «беби-йога» синонимами, но специалисты четко отделяют их друг от друга. По их мнению, беби-йога прочно связана с йогическими позами и упражнениями (асанами), поэтому заниматься ею с ребенком должны не родители, а только тренеры-йоги.

Как это появилось?

 

Существуют противоположные взгляды на вопрос о происхождении динамической гимнастики. Большинство специалистов считают ее «молодым» методом: как метод физического развития ребенка она стала известна в нашей стране лишь в 1980-е годы благодаря западным изданиям, в которых описывались комплексы динамической гимнастики. Именно в этих книгах употреблялся английский термин «беби-йога», который закрепился и в русском языке. Сторонниками применения динамической гимнастики были известные педагоги супруги Никитины и И. Б. Чарковский, которые пропагандировали этот метод.

Иногда историю динамической гимнастики возводят к русской народной традиции: известно, что деревенские повитухи часто самостоятельно вправляли новорожденным кости, правили шейные и спинные позвонки, а для этого крутили и трясли детей. Но следует помнить, что они делали это только с малышами, травмированными в родах, а не со всеми детьми, как то предлагают сторонники современной динамической гимнастики. Есть также мнение, что истоки этого метода следует искать на Древнем Востоке: подобные упражнения входили в комплекс подготовки японских ниндзя.

Зачем это нужно?

 

Инструкторы по динамической гимнастике и занимающиеся ею родители считают, что главная цель этих упражнений – раскрыть заложенный в детском организме потенциал, дать возможность природе реализовать свои эволюционные программы, повлиять на сроки, в которые ребенок начнет садиться и ходить. Кроме того, малыш получает представление о строении своего тела, о том, как оно работает, напрягается, расслабляется и отдыхает, каковы его возможности и где их предел.

Благодаря динамической гимнастике ребенок узнает о пространственных координатах (верх, низ, изменение направления движения), о ритме и аритмичности, скорости и пр. Все это повышает физическую и психическую устойчивость ребенка, его способность к адаптации в окружающем мире, формирует уверенность в собственных силах.

Более того, всестороннее укрепление организма естественным образом стимулирует развитие иммунной системы, и поэтому дети реже болеют. Ребенок растет более энергичным, подвижным, активным. У него прекрасная координация, быстрая реакция, хороший аппетит и крепкий сон.

Занятия динамической гимнастикой способствуют эффективной тренировке скелетно-мышечного аппарата, активизируют обменные процессы, стимулируют работу внутренних органов, развивают координацию движений и вестибулярный аппарат. Немаловажна и своеобразная профилактика детского травматизма – динамическая гимнастика укрепляет суставы и развивает у ребенка способность адекватно реагировать телом в травмоопасной ситуации. Подросший ребенок более совершенно владеет своим телом, а потому падения для него не очень опасны.

 

Что развивается с помощью динамической гимнастики?

Опорно-двигательный аппарат.

Динамическая гимнастика – прекрасный инструмент коррекции мышечного тонуса новорожденного. Все хорошо знают, что в течение нескольких месяцев после рождения ребенок находится в так называемой «внутриутробной» позе – с согнутыми ручками и ножками. Это связано с повышенным тонусом мышц-сгибателей, который, в свою очередь, проистекает из несогласованной работы различных зон головного мозга на этом этапе жизни. Динамическая гимнастика помогает детскому организму ребенка гармонизировать и упорядочить процессы возбуждения и торможения, снимает избыточный мышечный тонус. Она способствует гармоничному развитию всего опорно-двигательного аппарата, особенно позвоночника, поскольку помогает ребенку почувствовать свое тело и научиться им управлять.

 

 

 

У новорожденного ребенка и кости, и суставы, и связки еще очень слабы. Применяя динамическую гимнастику, родители своими руками как бы «лепят» тело ребенка. Они могут на самых ранних, еще даже не диагностированных стадиях устранить различные асимметрии, косолапие, кривошею.

Пищеварительная система.

Массируя и укрепляя брюшную стенку ребенка, упражнения из комплекса динамической гимнастики активизируют перистальтику кишечника, помогают при запорах, освобождают кишечник от газов.

Сердечно-сосудистая и иммунная системы.

Активное движение, на которое и направлена динамическая гимнастика, усиливает кровообращение в организме, а следовательно, укрепляет сердечнососудистую и иммунную систему. Организм адаптируется к нагрузкам, а стало быть, к стрессовому воздействию изменений окружающей среды.

Психика.

Психологи считают, что опыт родов чрезвычайно важен для дальнейшего развития человека, становления таких его качеств, как целеустремленность, выносливость, терпение в достижении цели. Поэтому динамическую гимнастику некоторые специалисты усиленно рекомендуют тем детям, кто был лишен опыта естественного появления на свет и родился с помощью кесарева сечения. Такая гимнастика приучает тело (а значит, и психику) ребенка выдерживать усиленные, пороговые, нагрузки, вырабатывать адаптационную устойчивость.

Как этим заниматься?

 

 

Главное правило занятий динамической гимнастикой – абсолютное взаимопонимание между взрослым и ребенком. Родитель должен понимать малыша на уровне прикосновений и ощущений; только глубоко чувствуя состояние ребенка, его настроение, понимая, хочет ли он продолжать занятия, родители могут рассчитывать на полное доверие со стороны ребенка к своим действиям.

Второе правило не менее важно: начинать занятия следует с самых простых упражнений, постепенно, неделя за неделей, увеличивая темп, амплитуду и время занятий.

И еще некоторые советы

 

1. Никогда не делайте того, в чем не уверены сами. Если вы чувствуете, что упражнение не очень понятно или оно кажется вам опасным – не делайте его, лучше еще раз внимательно прочитайте описание, потренируйтесь на кукле или проконсультируйтесь с инструктором по динамической гимнастике.

2. Никогда не пересиливайте активного протеста ребенка, его сопротивления наращиванию нагрузок и усложнению движений. Если такое сопротивление появилось – задержитесь на достигнутом этапе или даже вернитесь к упражнениям более раннего периода.

3. Если во время занятия тело малыша вдруг сильно напряглось и он сжал кулачки – значит, он очень испугался. Как можно быстрее возьмите малыша на руки и прижмите его к себе еще до того, как он закричит. Если такой испуг еще раз повторился в течение одного занятия, необходимо снизить темп, выбрать более простые и мягкие упражнения, уменьшить амплитуду и скорость движений.

4. Залог успеха занятий – понимающая и доброжелательная атмосфера. Если ваши родственники и знакомые не одобряют метод динамической гимнастики, не занимайтесь гимнастикой в их присутствии. Их негативные эмоции плохо влияют не только на состояние взрослого, но и на самочувствие ребенка.

Когда начинать?

 

Рекомендации инструкторов относительно того, с какого возраста нужно начинать занятия, различаются. Есть мнение, что необходимо приступать к динамической гимнастике как можно раньше, через неделю после рождения ребенка. Такой взгляд основан на следующем соображении: чем позже вы начнете занятия, тем больше «закрепятся» связки и мышцы ребенка и тем тяжелее будет растягивать и укреплять их. Кроме того, масса ребенка постоянно увеличивается, а значит, возрастают нагрузки и на детский, и на родительский организм.

Сторонники другого мнения предпочитают начинать занятия с двух месяцев, когда ребенок уже отошел от родового стресса и адаптировался к окружающему миру.

Где, когда и с кем заниматься?

 

Занятия динамической гимнастикой проводятся дома, желательно в максимально большом и свободном от мебели помещении. Летом можно проводить занятия на открытом воздухе, но вдали от травмоопасных предметов (деревьев, столбов и др.). Температура воздуха во время занятий должна быть 22-25 °С или ниже (для закаленных детей).

Можно выполнять все упражнения друг за другом в течение одного сеанса, а можно разбить их на несколько групп и выполнять несколько раз в течение дня. Некоторые инструкторы предлагают целый «оздоровительный» ритуал: после пробуждения ребенку делают массаж, затем динамическую гимнастику, затем он плавает в ванне и заканчивает свое утро обливанием.

Чаще всего в семьях, практикующих динамическую гимнастику, упражнения с ребенком выполняет отец: матери не так-то легко часто подбрасывать и крутить ребенка.

Занятия проводятся ежедневно во время наибольшей активности и бодрствования ребенка, но не ранее чем через час после еды.

Как подготовиться к динамической гимнастике?

 

Взрослый, который будет заниматься с ребенком, должен одеться максимально свободно, чтобы не стеснять своих движений. Ребенок обнажен, его тело ничем смазывать не надо, а вот руки взрослого должны быть теплыми и мягкими – для этого их можно размягчить кремом-скрабом.

Упражнениям обязательно должна предшествовать разминка: традиционные массажные приемы – растирания, разминания, пассивные упражнения для рук и ног. Для установления хорошего контакта с ребенком разумно начинать динамическую гимнастику с простейших форм тактильного общения: медленные и спокойные прикосновения и поглаживания его тела во всех направлениях.

Динамические упражнения

 

Существует несколько вариантов комплексов динамической гимнастики: некоторые упражнения достаточно простые и мягкие, другие выглядят экстремально. Важно, что почти все упражнения выполняются не на столе. Взрослый держит ребенка за две или одну ручку, за две или одну ножку, обхватывает руками его туловище. Основные движения – висы, качания, вращения, «перевернутые» упражнения (вверх ногами), подбрасывания и даже забрасывания на руку, на плечо или на бедро взрослого.

Самые простые упражнения динамической гимнастики – элементарные висы и покачивания. Для этого надо взять лежащего ребенка за кисти рук, вложить ему в ладони свои большие пальцы и, постепенно потягивая за ручки, приподнять его так, чтобы он свободно висел, удерживаемый за кисти рук. Потом ребенок просто висит – сначала взрослый держит его за обе руки, потом за одну руку, потом за другую. То же самое повторить, держа его за одну, другую и обе ноги. А затем в тех же самых позах покачивать ребенка – из стороны в сторону, вверх и вниз. Другие элементарные упражнения – разведение ручек висящего ребенка в стороны, частичный перенос веса с одной руки на другую; небольшие повороты вокруг вертикальной оси.

Что для этого надо?

 

Результаты занятий динамической гимнастикой прежде всего зависят от степени взаимопонимания между родителями и ребенком. Если вы не понимаете оттенков настроения своего ребенка, не можете определить, хочет он есть, спать или играть, – не беритесь за динамическую гимнастику. Только если родитель глубоко чувствует состояние малыша, его настроение, понимает, есть ли у ребенка желание заниматься, – только в этом случае он может рассчитывать на полное доверие со стороны ребенка к своим действиям, а значит, и на успех занятий. Желательно, чтобы ребенок воспринимал динамическую гимнастику как веселую и увлекательную игру, а для этого ему необходим постоянный диалог со взрослым.

Очень полезно перед началом занятий посмотреть, как это делают другие – побывать на инструкциях в центрах подготовки беременных или в центрах раннего развития ребенка. Если среди ваших знакомых есть те, кто практикует динамическую гимнастику, постарайтесь увидеть, как они это делают – «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Выбирая место для занятий гимнастикой, освободите его от мебели, постарайтесь минимизировать опасность того, что ребенок заденет какой-либо предмет.

Где узнать об этом подробнее?

 

Поскольку динамическая гимнастика – «молодой» метод, публикаций о нем не очень много. Можно порекомендовать книгу Л. Китаева и М. Трунова «Экология младенчества». Большое количество упражнений и советов можно найти в Интернете. А лучше всего пройти специальную подготовку на курсах в центрах подготовки беременных к родам.

   

 

Source: www.about.r-start.ru

detki.shukshin-net.ru

Динамическая гимнастика по методу Леонида Китаева • Ассоциация поддержки и развития раннего и грудничкового плавания

Cеминар

Динамическая гимнастика по методу Леонида Китаева

32 учебных часа


Леонид
Китаев


Динамическая гимнастика это прекрасный способ общения с ребенком. Она развивает его мышечную структуру и вестибулярный аппарат. Имеет мощный закаливающий, оздоравливающий и общеукрепляющий эффект. Формирует высокую координацию движений, ориентацию в пространстве, быструю реакцию (базовые компоненты профилактики травматизма). Способствует лучшему сенсорному и интеллектуальному развитию. Гармонизирует эмоциональное и психическое состояние и развитие младенца. Значительно расширяет представления взрослых о возможностях младенцев и раскрывает детский потенциал.
Динамическая гимнастика по методу Леонида Китаева — Это не набор упражнений, а целостная система со своей идеологией и принципами, позволяющими быстро и безопасно осваивать и правильно использовать в занятиях её технический аппарат, включающий в себя несколько сотен упражнений. На курсе вы получите точные знания о том, как не переборщить с нагрузками, как применять упражнения с пользой для ребенка. Какие есть возрастные ограничения и как работать с различными особенностями развития малышей.
Вы на практике познакомитесь более чем с сотней упражнений. Курс послужит основой для освоения всей техники этого метода.
 

Курс предназначен как для специалистов, работающих с детьми в бассейне и на суше, так и для молодых родителей, желающих освоить данный метод.

Программа обучения

1 день
Демонстрация ознакомительного видео.
Идеологические основы динамической гимнастики:

  • Потребности малышей, удовлетворяемые через движение.
  • Базовые принципы динамической гимнастики.
  • Эволюционная структура динамической гимнастики.
  • Процесс освоения динамической гимнастики, его особенности, этапы и задачи.
  • Табличная структура динамической гимнастики.

Практика:

  • Захваты, исходные позиции.

2 день
Практика:

  • Заготовочные движения и их вариативность.
  • Слитность заготовочных движений
  • Базовые движения 1 ступени в двойных захватах

3 день

Практика:

  • Знакомство с упражнениями 2 ступени в двойных захватах.

Дополнительные темы, при наличии времени и по выбору группы:

  • Тренажёры, спорткомплексы.
  • Особенности и формы работы инструктора динамической гимнастики.

Подведение итогов. Вручение сертификатов.

Сертификация

По окончании занятий вручается сертификат Ассоциации грудничкового плавания.

Выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Стоимость обучения

0


0

Cо скидкой для членов ассоциации

* Дата, время и место проведения курса могут изменятся организаторами.

www.grudnichkovoe-plavanie.ru

Динамическая гимнастика

Динамическая гимнастика (ДГ) предоставляет родителям эффективное средство для решения широкого круга задач, связанных с физическим развитием ребенка. Она является мощным инструментом для коррекции ряда отклонений, таких как гипертонус и гипотонус, различные асимметрии, косолапие, кривошея и т.д. Некоторые упражнения активизируют перистальтику кишечника, помогают при запорах, освобождают кишечник от газов.

Вообще ДГ в то или иной степени применима практически везде, где практикуют различные виды массажа, и во многих случаях нисколько не уступает им в эффективности. В то же время она рассчитана не на специалистов, а на родителей, достаточно легко осваивается и, став элементом образа жизни, позволяет постоянно и полно работать с малышом.

В плане физического развития ребенка ДГ весьма универсальна. С ее помощью достигается не только эффективная тренировка скелетно-мышечного аппарата, но и оказывается благотворное воздействие на все системы организма. Высокие энергозатраты ребенка при выполнении упражнений активизируют обменные процессы, стимулируют работу внутренних органов. Занятия ДГ развивают координацию движений и вестибулярный аппарат, что способствует психическому развитию. Важна также роль ДГ в профилактике детского травматизма, так как она значительно укрепляет суставы и развивает у ребенка способность адекватно реагировать телом в травмоопасной ситуации.

ДГ прекрасно совмещается с закаливающими процедурами. Во время занятий ребенок обычно обнажен, а если упражнения делаются на улице, то попутно может получать и солнечные лучи. При выполнении упражнений на холодном воздухе холодовая экспозиция может быть значительно больше обычной, что способствует выработке более мощной термоадаптационной реакции.

Во время занятий ДГ ребенок испытывает массу разнообразнейших ощущений, его нервная система загружена потоком сигналов, необходимых для координации работы всех систем организма в условиях высоких и быстро меняющихся нагрузок. Постоянно стимулируются его двигательные рефлексы, закрепляются и тренируются реакции на различные внешние воздействия. Такая сенсорная загрузка прекрасно укрепляет и стимулирует развитие всей нервной системы.

Проведение упражнений возможно таким образом, что они будут успокаивающе действовать на нервную систему малыша, способствовать быстрой и глубокой релаксации. Или, наоборот, можно возбудить, активизировать чересчур вялого, "заторможенного" ребенка.

Обладая большими возможностями в отношении ребенка, ДГ не является замкнутой, самодостаточной системой. Она прекрасно сочетается с другими оздоровительными и развивающими занятиями - акватренингом, закаливанием, массажем, практически с любым видом активной работы с малышом. В зависимости от личных склонностей родителей и особенностей ребенка акцент всегда оказывается смещен в ту или иную сторону.

Результаты от занятий ДГ в конечном итоге зависят от степени достигнутого взаимопонимания между родителями и ребенком. Освоение ДГ и начинается именно с установления этого взаимопонимания, происходящего на уровне ощущений. Только тогда, когда родитель глубоко чувствует состояние малыша, его настроение, желание заниматься, те проблемы, которые в данный момент наиболее актуальны, можно рассчитывать на полное доверие со стороны ребенка к своим действиям, а также добиться понимания ребенком происходящего с ним.

Именно исходя из знаний об общем развитии и состоянии ребенка, о наиболее актуальных проблемах, требующих внимания, родители определяют ход занятия, его цели, расставляют нужные акценты, внимательно следя за реакциями ребенка, изменениями в его состоянии и, естественно, адекватно изменяя ход своей работы. Родители также должны помнить, что все нюансы их состояния будут чутко уловлены малышом и безусловно повлияют на его реакции и ход занятия.

Прежде всего, необходимо убедить малыша в том, что все действия, производимые с ним, полностью безопасны. Нужно устранить ту настороженность по отношению к ДГ, которая является выражением его инстинкта самосохранения, "раскрыть" ребенка к занятиям. Страх, недоверие к действиям родителей - вот первое препятствие к установлению контакта. Из-за этого полностью пропадает элемент диалога, гимнастика сводится только к физической тренировке, легко нарушается адекватность выполняемых упражнений развитию и состоянию малыша.

Далее, нужно пробудить у ребенка интерес к занятиям, восприятие ДГ как игры, веселой, увлекательной, разнообразной, играть в которую, возможно, иногда трудновато, но всегда здорово. Причем все трудности в этой игре временны, если что-то не удалось сейчас - получится в дальнейшем.

Ребенок должен ощущать состояние диалога с родителем, быть именно партнером в общении, а не объектом родительского воздействия. Плохо, когда ребенок воспринимает занятия как неизбежную процедуру, а родителей - как некую стихию, проявлениями которой управлять совершенно невозможно. Это приводит к потере контакта ребенка и родителя, сводит занятия к тренировке, которую ребенок лишь стоически переносит, даже, казалось бы, и с благожелательным настроем. При этом отсутствие отрицательных реакций малыша не является критерием правильности действий родителей - усвоенный опыт подсказывает ему, что все это можно пережить, что все это скоро кончится. В то же время ребенок усваивает стереотип неспособности влиять на ситуацию своими реакциями. Такое отношение к ДГ вводит ребенка в заторможенное, индифферентное состояние, ведет к подавленности и пассивности. При этом возможны случаи, когда ребенок будет терпеливо переносить даже те действия родителей, которые превышают его возможности.

Малыш должен получить уверенность в том, что все его реакции, выражающие отношение к занятию, вызванные испытываемыми им ощущениями и переживаниями, чутко улавливаются родителями и принимаются во внимание, то есть, другими словами, ситуация им в какой-то степени управляема. Учет реакций не должен пониматься как моментальное прекращение занятия при малейшем неудовольствии со стороны ребенка. Такое неудовольствие иногда неизбежно, особенно на начальных этапах. Но важно "отозваться" на реакцию каким-либо способом - сменить упражнение, перейти на массаж, просто прижать малыша к себе и успокоить и т.д. С опытом родители вырабатывают варианты таких откликов, позволяющих в конце концов преодолеть возникающие трудности.

Решить все вышеперечисленные задачи, приобрести необходимые навыки, ввести ребенка с первых дней в мир разнообразных движений, ощущений и переживаний, не подвергая его опасности и не доставляя ему неприятностей, связанных с недостаточным умением родителей, неполнотой их ощущений и знаний о ребенке, позволяет построение ДГ как эволюционной системы. Выражается это в том, что любое упражнение, любое конкретное движение является продолжением и развитием движения более простого, менее интенсивного и более приемлемого для родителей и ребенка. Начиная освоение ДГ с совершенно нейтральных воздействий на ребенка, мы, по мере наработки практических навыков, роста уверенности, по мере привыкания и развития ребенка, можем плавно, без скачков, перейти к любым сколь угодно сложным движениям.

В процессе развития и усложнения движений целесообразно руководствоваться следующими общими соображениями:

  1. Никогда не делать того, в чем не уверены сами, что еще не до конца понятно, не освоено практически, в чем ощущается хотя бы малейшая опасность;
  2. Не пересиливать активного протеста, сопротивления ребенка наращиванию нагрузок и усложнению движений. При таком сопротивлении целесообразно задержаться на достигнутом, а иногда даже временно спуститься на более низкую ступень. Постоянно должно быть ощущение обыкновенности, "нормальности" занятия.
  3. При соблюдении всех этих ограничений всегда стараться выходить на верхний уровень ваших и ребенка возможностей, делать работу максимально разнообразной, сложной, вводить как можно больше вариаций, развивать их.

Освоение ДГ начинается с прикосновения к ребенку, то есть с предложения ему общения на наиболее понятном ему языке. Вскоре после кормления, когда малыш бодрствует, спокоен, когда он расположен к контакту, нужно раскрыть его, положить на спину и накрыть своими ладонями. Поскольку в первые дни многие дети пугаются движений собственных рук и ног, то целесообразно ручки и ножки младенца привести к телу, придав его позе подобие внутриутробной. Нужно добиться того, чтобы руки, накрывающие малыша, были расслаблены, теплы, прикосновение должно быть уверенно, твердо, но нежно. Малыш должен воспринимать это прикосновение не как внешний раздражитель, источник беспокойства, а как проявление любви, заботы о нем, защиты, тепла и спокойствия. Руки хорошо перед этим потереть одна о другую до ощущения тепла, что сделает их прикосновение для ребенка более приятным, а также повысит их чувствительность.

Представьте, что ваши руки сливаются с телом малыша, вы становитесь единым целым, между вами нет преград и препятствий во взаимопонимании. Делайте это каждый раз перед началом упражнений и очень скоро вы ощутите это взаимопроникновение реально. Именно с этого момента можно говорить о ДГ как о средстве целенаправленного общения, как о диалоге родителя и ребенка.

Если ощущения контакта нет, если прикосновение раздражает ребенка, беспокоит его, если он начинает плакать, напрягается, дергает ручками, толкает ножками - конечно, попытку войти в контакт успешной назвать нельзя. Нужно подумать, что мешает вашему контакту. Возможно, само состояние ребенка неблагоприятно для каких-либо внешних воздействий, может быть для него в настоящий момент актуально что-либо другое (голод, утомление, наполненный кишечник, и т.п.). Однако чаще причиной неудачи является состояние или характер действий взрослого. Это может быть страх, неуверенность в себе, боязнь причинить вред ребенку, скованность, готовность в любой момент отдернуть руки, не поняв ответной реакции.

Возможна и другая ситуация: родитель "слишком хорошо" знает, что делает, сразу предлагая малышу некоторую программу, в целесообразности которой он глубоко убежден и рассчитывает, что ребенок должен - именно должен - эту программу принять и оценить по достоинству. Вводная часть при этом рассматривается как несущественная формальность, которую можно и опустить. Помыслы родителя в этом случае сосредоточены не на ребенке, а на процессах развития, на стремлении получить максимальные результаты в кратчайшие сроки. Соответственно и действия приобретают характер навязчивый, напористый и даже грубоватый, вызывая у малыша протест.

Поняв причины неудачи, попытайтесь их устранить. При этом не должно оставаться ощущения неудачи, поскольку эти трудности вполне естественны и преодолимы.

Итак, начальный контакт с малышом в прикосновении достигнут. Касание постепенно переходит в поглаживание во всех направлениях, от общих на отдельные части тела. Затем вместе с поглаживанием пробуем двигать его ручками, ножками, ощущая степень их подвижности, тонус, силу. Учимся расслаблять, гармонизировать собственные движения с движениями ребенка. Сначала мы следуем за его движениями, затем пробуем ими управлять. Управление, предложение каких-то своих движений носит не жесткий, механический характер, а согласовывается с собственными движениями малыша: те из них, которые соответствуют нашим желаниям, мы просто поддерживаем, а другие плавно переводим в новое русло, но так, чтобы малыш не ощущал сопротивления своим движениям. Так постепенно внимание ребенка переключается на те действия, которые ему предлагают.

Движения эти могут быть самыми разнообразными. Для ручек это может быть скрещивание на груди или разведение в стороны (в дальнейшем - растягивания), круговые движения прямыми руками, сгибание в локтях, вытягивание рук вверх над головой и т.п. Аналогично для ножек. Взяв в одну руку кисти ребенка, в другую - его стопы, мы получим возможность работать одновременно с руками и ногами. Нежно поглаживая головку ребенка, мы можем ввести свою ладонь ему под затылок. Продолжая поглаживать его другой рукой, можно начать двигать головку в разных направлениях, давая нагрузку на шею. Наращивание амплитуды движения идет постепенно и плавно.

На этом этапе нет оснований отдавать предпочтение одним движениям перед другими, поскольку главная задача - установить контакт. Но все же наиболее перспективны те движения, развитие которых позволит вывести малыша в положение висев. Это потягивания на себя за ручки и за ножки, приподнимание головки за затылок. Однако не следует сосредотачиваться именно на этих движениях.

Взяв ребенка за кисти рук, вложив ему в ладонь свои большие пальцы и почувствовав как он сжал их, начинаем потягивать его за ручки, придерживая тыльную сторону ладоней своими указательными пальцами, увеличивая продолжительность движения и стремясь приподнять ребенка за руки (Рис.4) . И так до тех пор, пока он свободно не будет висеть, удерживаемый за кисти рук. При этом важно, чтобы удерживающие руки не стесняли движений в лучезапястных суставах. Желательно, чтобы малыш находился лицом к родителю.

Далее можно выделить 6 элементарных движений (Рис.5):
1 разведение ручек в стороны;
2 покачивание вверх-вниз;
3 частичный перенос веса с одной руки на другую;
4 покачивание из стороны в сторону;
5 покачивание вперед-назад;
6 небольшие повороты вокруг вертикальной оси.

Постепенно увеличивая амплитуды этих простых движений, мы получаем 6 отдельных упражнений:

  1. "Крестик".

    Ручки ребенка энергично отводятся в стороны, тело его при этом подается вверх. При возвращении ручек в исходное положение малыш возвращается в вис (рис. 6).

  2. "Пружинка".

    Придав телу ребенка некоторое ускорение вверх, мы сгибаем его расслабленные ручки в локтях и встречным движение вниз и слегка в стороны опускаем его локти до уровня грудной клетки, держа предплечья вертикальными. Во второй фазе упражнения тело ребенка опускается в исходный вис. Важно выполнять это упражнение плавно, без рывков (рис. 7).

  3. "Маятник", или "короткие раскачивания".

    При увеличении переноса веса с одной руки на другую малыш начинает раскачиваться в ту сторону, на какую приходится нагрузка, совершая маятникообразные движения (рис. 8).

  4. "Обезьянка", или "длинные раскачивания".

    При увеличении амплитуды раскачивания из стороны в сторону равномерность нагружения ручек утрачивается, причем более нагруженной оказывается рука со стороны, противоположной отклонению тела ребенка. Тело ребенка при этом широко раскачивается, всегда сохраняя вертикальное положение (рис. 9).

  5. "Повороты"
    ребенка вокруг вертикальной оси при увеличении объема движения переходят во вращение, а сопровождаемые переносом веса на одну руку - во вращение за одну руку (рис. 10).
  6. "Покачивания"
    вперед-назад при увеличении амплитуды элементарного движения переходят в движение с горизонтальными в крайних точках положениями. Руки взрослого при этом постепенно выпрямляются и вытягиваются вперед (рис. 11).

Дальнейшее увеличение амплитуды движений в некоторых из описанных упражнений дает ряд новых, более сложных упражнений:

  • "Забросы".

    Амплитуда "маятника", изображенного на рисунке 8, увеличивается настолько, что ножки ребенка оказываются выше его головы. В этом положении рука взрослого, нагруженная весом ребенка, приближается, а другая рука удаляется от груди, предплечья перекрещиваются и тело малыша перебрасывается через руку снаружи и ложится животом поперек предплечья (рис. 12). Затем следует возврат в исходный вис и заброс в другую сторону.

  • "Боковые прокруты".
    Когда при выполнении "маятника" тело ребенка оказывается в горизонтальном положении, а ручки вытянуты вверх и вниз почти вертикально, локоть "верхней" руки взрослого поднимается, и ножки ребенка раскачивающим движением проводятся между рук родителя (рис.13а).

    Когда прокрут совершен в полном объеме, можно, опустив верхнюю руку и приподняв нижнюю, привести тело ребенка в симметричное положение и совершить обратное движение в другую сторону, при этом естественно продолжающее прокрут (рис. 13б).

  • "Прямые прокруты".
    Увеличиваем амплитуду раскачивания вперед-назад, пока малыш не будет совершать сальто назад между рук родителя (рис. 14а).

    В конечной фазе нужно развернуть свои запястья, уменьшив скручивающую нагрузку на ручки малыша (рис. 14б). Возврат в исходное положение осуществляется либо отпусканием одной из ручек ребенка, либо обратным движением. Это упражнение сначала нужно осваивать вдвоем, когда партнер медленно проводит ребенка по всей траектории. Затем с фиксированием в промежуточном положении, уперев ножки ребенка себе в грудь.

  • "Перебросы".
    Увеличивать амплитуду покачиваний вперед-назад таким образом, что в итоге ребенок широким движением перебрасывается над головой родителя и опускается за спиной (рис. 15). При этом в верхней точке ребенок уже полностью теряет скорость. Во втором полукруге родитель гасит скорость падения, добиваясь мягкого спуска в вертикальное положение за спиной. Для страховки ребенка от удара об спину родителю следует прогнуться, слегка согнув колени. Возврат в исходное положение производится либо обратным движением, либо через плечо.
  • "Солнышко".

    Это упражнение вырастает из "длинных раскачиваний", изображенных на рисунке 9, когда увеличение амплитуды приводит к полному круговому движению во фронтальной плоскости (рис. 16).

  • "Карусель".
    Это другой вариант развития "длинных раскачиваний", когда увеличение амплитуды "уводит" движение назад, переводя сначала в своеобразные "захлесты", а потом в полный горизонтальный круг, описываемый телом ребенка вокруг взрослого (руки взрослого переносятся над головой) (рис. 17).

    Эта серия упражнений, как нетрудно видеть, направлена в основном на развитие мышц и суставов рук и плечевого пояса ребенка, затрагивает также дыхательную и сердечно сосудистую систему и вестибулярный аппарат. Упражнение "забросы" дает массаж живота и хорошо помогает при проблемах с пищеварением.

    Взяв ребенка в вис лицом от себя, можно выполнять те же движения, получая сходные, но несколько иные по характеру нагрузки упражнения.

    Вообще же большинство упражнений укладывается в довольно простую для запоминания схему, позволяющую подбирать упражнения. Это таблица, "столбцами" которой являются различные захваты, а "строками" - так называемые базовые движения. Это служит основой структуры ДГ. Описанные выше упражнения заполняют один столбец в таблице "двойных захватов". Название этого столбца "захват за ручки лицом к себе", а названия строк соответствуют названиям упражнений. Следующий столбец - "захват за ручки лицом от себя".

    Некоторые упражнения не вписываются в эту таблицу. Например, следующие два движения.

    • "Боковой прокрут".
      При его выполнении тело ребенка движется так же, как и в захвате "лицом к себе" - делает "сальто" назад, поэтому ножки, двигаясь носками вперед, проходят по кругу снизу вперед-вверх и к груди взрослого вниз, причем плоскость этого круга несколько наклонена в сторону.
    • "Прямой прокрут"

      упражнением, позволяющим освоить прямой прокрут, является подбрасывание ребенка так, чтобы поймать его ножки своими руками - указательными и большими пальцами ("полупрокрут"). Ручки ребенка при этом охватывают средние пальцы родителя (рис. 18).

    Следующая пара захватов, в которых выполняются описанные выше 12 базовых движений, - захваты за ножки лицом к себе и лицом от себя.

    В вис на ножках лицом от себя ребенка приводят из положения лежа на спинке. Подготовительный этап - поглаживания, потягивания, приподнимания - проходит параллельно с аналогичными занятиями с ручками малыша. Как правило, висы на ручках и на ножках дети (и родители) осваивают практически одновременно.

    Для того, чтобы иметь возможность проводить занятия с ножками ребенка, необходимо научиться их предварительно расслаблять (с ручками, как правило, такой проблемы не возникает). Здесь помогут потряхивания, пошлепывания, поглаживания, массирующие движения. При некотором навыке, выполняя эти приемы спокойно, нежно, соблюдая меру в интенсивности и продолжительности, постоянно их чередуя, удается расслабить до "рабочего" состояния даже ножки детей с повышенным тонусом.

    Упражнения также развиваются из элементарных вариаций в висе (лицом от себя) (рис. 19). Принципы их выполнения те же, что и для ручек, внешний вид их понятен из рисунков, поэтому подробные описания упражнений не приводятся.

    Так же, поскольку, как правило, внешний вид упражнений не сильно меняется в зависимости от того, как держать ребенка за ножки - лицом к себе или от себя - рисунки приводятся лишь для одного варианта захвата (рис. 20-31).

    • "Крестик".

      рис. 20

    Рис. 21. показывает, как, видоизменяя "пружинку" в захвате за ножки лицом к себе, можно выйти на "лягушку": для этого "пружинку" делают не вертикально вниз, а чуть вперед, постепенно доходя до горизонтального положения. Довольно часто такие вариации базовых движений, свойственные именно данному захвату, позволяют получать упражнения, дополняющие те, что "вписаны в сетку". Подчас оказываются реализуемы несколько различных вариаций и в одну клетку таблицы может попасть несколько совершенно разных упражнений.

    Завершают перечень этого списка захваты, в которых задействованы все четыре конечности ребенка - это два захвата типа "в каждой руке взрослого ручка и ножка малыша": головой к себе и от себя - рис. 37 (а, б, в).

    Захват "в каждой руке взрослого ручка и ножка ребенка"- головой к себе, вид спереди (рис. 37а).

    Тот же захват, вид сбоку (рис. 37б).

    Захват тот же, головой от себя, вид спереди (рис. 37в).

          Когда в одной руке взрослого две ручки, а в другой две ножки младенца (рис. 38).

    В каждом из этих захватов также выполняются все 12 базовых движений, кроме того, есть значительное количество упражнений - вариаций. Наиболее интересные из них приведены на рисунках 39-46.

    "Крестик" в захвате рис. 37а  (рис. 39).

    "Прямой прокрут" в захвате рис. 37а (рис. 40).

    "Лягушка" в захвате рис. 37а (рис. 41).

    "Солнышко" в захвате рис. 37в  (рис. 42).

    "Заброс" в захвате рис. 37в (рис. 43).

    "Обезьянка" в захвате рис. 37в 
    (рис. 44).

    "Карусель" в захвате рис. 37в
    (рис. 45).

    "Прямой прокрут" в захвате  рис. 37в (рис. 46).

    Осваивать эти захваты нужно как можно раньше, одновременно с висами за ручки и ножки. Сложность их в том, что необходимо привыкнуть удерживать мягко и надежно в одной руке одновременно две конечности. Кроме того, в этих захватах ребенок первое время может ощущать себя скованно. Однако есть смысл приложить усилия к их освоению, поскольку именно таким способом можно, не очень нагружая малыша, выполнять движения максимальных амплитуд, тренируя вестибулярный аппарат ребенка, а также давая ему возможность познакомиться с ощущениями полета, взлета и падения, скорости. Такой опыт позволит ребенку быстрее осваивать упражнения, выполняемые в висах за ручки и ножки.

    Выполняя упражнения во всех захватах, нужно правильно удерживать ребенка за конечности. Практически всегда, за очевидными исключениями, ребенок удерживается за кисти рук или стопы ног, т.е. необходимо следить, чтобы лучезапястные и голеностопные суставы малыша были адекватно нагружены, а не заблокированы в руках родителя и не исключены из работы. Кроме того, захваты за ручки должны способствовать реализации хватательного рефлекса (Робинсона) у младенца. Как правило, в удержании конечности ребенка задействованы не все пальцы взрослого. В этом случае свободные пальцы располагаются, не фиксируя, около предплечья или голени малыша, обеспечивая страховку.

    Общим для всех перечисленных захватов является то, что ребенок удерживается двумя руками взрослого, при этом руки родителя всегда удалены одна от другой.

    Соответственно вышеописанная система упражнений получила название "Сетки двойных захватов". Помимо этого варианта возможем иной - когда ребенок удерживается либо одной рукой взрослого, либо двумя, но при этом они сведены вместе. Совокупность таких захватов позволяет построить еще одну систему упражнений, называемую "Сеткой одинарных захватов".

    Базовых движений здесь всего 5.

    Это:

    1 покачивания вперед-назад,
    2 покачивания вправо-влево,
    3 покачивания вверх-вниз,
    4 вращения,
    5 кружения,
    (рис. 47).

    Эта нумерация также относится к рисункам 49-53.

    В отличие от "двойных", "одинарные" базовые движения легко совмещаются. Так, выполняя, к примеру, раскачивания из стороны в сторону, можно "наложить" на них вращения, либо покачивания вверх-вниз, усложняя при этом движение и получая совершенно новые упражнения.

    "Одинарных" захватов значительно больше, чем "двойных". Здесь приведены лишь наиболее существенные. В подавляющем большинстве их реализуются все базовые движения, способ их выполнения сложности не представляет и понятен из рисунков.

    На рисунке 47 представлено выполнение базовых движений в захвате "одной рукой за две ножки ребенка". Удерживая малыша таким образом, взрослый проводит указательный палец сзади между лодыжками ребенка, упирая его пяточки в свою ладонь, большим пальцем фиксируя тыльную сторону одной стопы малыша, а средним (возможно, вместе с безымянным) - тыльную сторону другой стопы. Захват удобен, очень надежен, не дискомфортен для младенца. Удерживая в нем ребенка вниз головой, выполняя пять вышеописанных базовых движений, мы получим упражнения, хорошо расслабляющие ребенка, устраняющие повышенный тонус. Кроме того, приводя ребенка в "нормальное", вертикальное положение и удерживая его в этом захвате снизу, мы, реализуя опорный рефлекс новорожденного, достаточно рано можем отработать упражнение "стойка в руке" (рис. 48).

    "Стойка в руке" (рис. 48).

    Держа ребенка двумя руками за стопы лицом от себя и зафиксировав положение, из базовых движений мы получим упражнение, укрепляющее и развивающее его голеностопные суставы (рис. 49).

    Взяв ребенка за голени лицом от себя, немного согнув в коленях его ножки, мы получим захват для выполнения упражнений, нагружающих коленные суставы 
    (рис. 50).

    В захвате за бедра лицом к себе мы тренируем ребенку мышцы спины, ягодицы и тазобедренные суставы (рис. 51).

    Удерживая малыша за таз (в положениях вниз головой лицом к себе и лицом от себя), мы тренируем ему мускулатуру корпуса, а также развиваем подвижность, гибкость позвоночника, начиная от поясничного отдела (где концентрируется нагрузка) и выше. (рис.52).

    В положении "Стойка на плечах" мы наиболее эффективно тренируем мышцы корпуса малыша. Причем здесь тренирующим фактором является сопротивление ребенка, те компенсирующие усилия, которые он совершает, чтобы остаться в вертикальном положении. Нагрузка не должна превышать возможности ребенка сопротивлению, иначе он "сдается", полностью расслабляется, начинает "мотаться", при этом нагрузка на позвоночник может оказаться недозированной и чрезмерной. (рис. 53).

    Взяв малыша, как обычно, под мышки вверх головой лицом к себе, можно выполнять упражнения, тренирующие его шейную мускулатуру. В этом захвате, как и в предыдущем, выполнение покачиваний вверх-вниз, а также вращений не затруднительно.

    По мере роста малыша и его развития можно начинать использовать специальные приспособления или домашний спортивный комплекс. Освоение различных снарядов - дальнейший этап, связанный уже с собственными осознанными действиями ребенка. Поскольку основная работа со спорткомплексом или заменяющими его приспособлениями идет в возрасте после года, мы не будем останавливаться на этом вопросе, не выходя за рамки обозначенного нами возрастного периода. Обычно малыш, начиная изучать и осваивать спортивный комплекс, своими действиями прекрасно подсказывает родителям различные упражнения и задачи.

    И еще одно замечание. Обычно родители с удовольствием осваивают ДГ с мальчиками, видя положительные результаты усилий, однако нередко сомневаются в целесообразности ее для девочек, опасаясь за формирование их фигур. Эти опасения абсолютно неосновательны. ДГ не приводит к существенному наращиванию мышечной массы, к "накачиванию", а оказывает основное воздействие на суставы и сухожилия, и совершенно не нарушает мужского или женского телосложения. Вспомним также, что в естественных условиях новорожденные мальчики и девочки оказывались в одинаковом положении - без различия пола. Кроме того хрупкие и нежные "женственные" создания, которые для многих ассоциируются с женским идеалом, доставляют в дальнейшем множество хлопот акушерам и создают проблемы своим детям. Так что следует подумать и о внуках.

Скачать или прочитать всю книгу можно сдесь: М.Трунов, Л.Китаев. 
Экология младенчества. Первый год. - М.: Центр ЭКОЛОГИЯ СЕМЬИ фирмы СОЦИННОВАЦИЯ, 1993 - 208 с.

xn--80aafvfaje6b1b.xn--p1ai

Динамическая гимнастика для грудничков, малышей

Получить консультацию врача- специалиста и записаться на патронаж можно по телефону: 

8 (499) 408-24-44 и 8 (964) 642-24-44

Патронаж новорожденных детей (1-ый месяц жизни)

Патронаж для новорожденных рекомендуется проводить через 1-2 недели после рождения. В программу патронажа входит динамическая гимнастика для грудничков с элементами массажа; плавание для новорожденных; закаливание малышей.

Что такое Динамическая гимнастика для грудничков?
Во первых, это комплекс оздоровительных упражнений.
Во вторых, это одновременно игра, один из способов носить ребенка на руках, и, конечно же, массаж и закаливание с самого рождения.


Динамическая гимнастика для малышей способствует углублению и совершенствованию контакта между родителями и ребенком. Кроме того, развивает координацию движений у малыша, укрепляет скелетно-мышечный аппарат, вестибулярный аппарат, способность адекватно реагировать телом в травмоопасных ситуациях.
Упражнения стимулируют обменные процессы и работу внутренних органов.
Динамическая гимнастика для грудничков позволяет корректировать целый ряд отклонений в развитии детей, таких как гипертонус или гипотонус, ассиметрии, косолапие, кривошею, активизирует перистальтику кишечника, помогает при запорах, скоплении газов. Выполняя упражнение, ребенок испытывает массу разнообразных ощущений. Такая сенсорная нагрузка прекрасно укрепляет и стимулирует развитие всей нервной системы новорожденных.

Выполняя динамические упражнения для грудничков, можно придерживаться различного темпа. Вводные начальные упражнения выполняются медленно и осторожно, ребенку дается отдых после каждого непривычного для него положения. Впоследствии можно выполнять динамику более энергично, в ускоренном темпе, чередуя ее с медленными плавными движениями.
Но энергично - не значит резко. Ваши движения должны быть плавными, а руки максимально чувствительными. Для выполнения динамической гимнастики с малышем родители должны иметь уверенный настрой. Для приобретения опыта начальные занятия можно проводить, стоя на кровати. Для того, чтобы у взрослого не возникал страх из-за вероятности падения ребенка, рекомендуем выполнять упражнения над мягкой поверхностью. Руки при этом не должны быть скользкими (например, маслянистыми после массажа), а если ребенок очень чувствителен, — то и холодными.

Хотя четкого порядка при выполнении упражнений динамической гимнастики для грудничков нет, все-таки следует придерживаться определенной последовательности проработки отдельных частей тела, от простого к сложному. И ребенку, и вам первоначально проще усвоить более легкие упражнения, а затем осваивать более виртуозные. Перед тем, как выполнять сложные упражнения, малыш обязательно должен быть подготовлен, «разогрет». Это можно сделать несложным массажем и выполнением простых упражнений в положении лежа.

Так как в младенческом возрасте кости и связки очень мягкие и пластичные, то односторонние упражнения обязательно нужно проводить симметрично, двусторонние - сбалансировано. Если вы выполнили какое-то упражнение, прорабатывающее часть тела с одной стороны, то обязательно необходимо выполнить аналогичное упражнение с другой стороны.

Время выполнения упражнений, должно быть приблизительно равным для обеих сторон. Исключение составляют специальные корректирующие упражнения. Те упражнения, которые вызывают дискомфорт у ребенка, желательно выполнять чаще, в течение коротких промежутков времени. Это позволит ребенку быстрее к ним привыкнуть.

Динамическая гимнастика для грудничков екомендуется через одну-две недели после рождения.
Длительность 1,5 часа.

Эффект: реабилитация родовых переживаний у новорожденного, обучение родителей правильному обращению с ребенком, значительное повышение индекса здоровья у ребенка.
К трем месяцам Ваш ребенок будет значительно более здоровым и развитым, чем «незаниматые» дети.
Рекомендуемая кратность: после первого патронажа проводится второй, через три-четыре недели.
Как правило, этого достаточно для полного освоения программы занятий родителями. Хотя возможно регулярное проведение патронажей.

Рекомендуем прочитать статью о Динамической гимнастике для малышей:

В ДИНАМИКЕ – К КОМФОРТУ
О динамической гимнастике для новорожденных ходит много слухов. Кто-то с восторгом применяет ее, кто-то считает необычной и, возможно, экстремальной методикой. Достаточно заглянуть в Интернет, чтобы увидеть, как много самых разных, взаимоисключающих мнений существует по этому поводу. Попытаемся развеять слухи и рассказать о том, чем же на самом деле является динамическая гимнастика. Поможет нам в этом врач-психотерапевт, директор клуба беременных «Стихиаль» Олег Тютин.

ОТКУДА ПОШЛО
Динамическая гимнастика родилась в России около 20 лет назад не в медицинских учреждениях и не в научных центрах, а в клубах осознанного родительства, которые в то время только-только начали образовываться. На занятия будущие мамы приглашали известных специалистов-педиатров, среди которых был создатель науки о возрастной физиологии, профессор Илья Аршавский. Он и показал несколько необычных для того времени упражнений, способствующих улучшению психо-эмоционального развития новорожденного ребенка. Позже между этими упражнениями были разработаны связки, а в целом получившийся комплекс стал называться динамической гимнастикой.

СБРАСЫВАЕМ РОДОВОЕ НАПРЯЖЕНИЕ
Давно известно, что во время родов тяжело приходится не только маме, но и малышу. Проход через родовые пути – это серьезнейшая нагрузка для ребенка. Как помочь ему поскорее осмыслить все переживания, связанные с этим, адаптироваться в новом для него мире? Для этого и предназначена динамическая гимнастика – комплекс несложных упражнений, которые в отличие от обычной гимнастики, предполагают вовлечение в процесс вестибулярного аппарата ребенка. Движения динамической гимнастики производятся очень плавно, но с большой амплитудой. За счет этого идет дозированная нагрузка на вестибулярный аппарат, и малыш «инициируется» в большое трехмерное пространство – то самое, которое так пугало его при рождении. Снимается излишнее напряжение, связанное с психологической травмой рождения. Ребенок становится более расслабленным, крепче спит, меньше капризничает.
Динамическая гимнастика включает в себя элементы и точечного массажа позвоночника, и беби-йоги (о ней чуть позднее).

Говорит Олег Тютин:
- Динамическая гимнастика – это не сверхразвитие ребенка. Это любовный телесный контакт мамы и ребенка. Через тело мы работаем с психикой, эмоциями, интеллектом новорожденного. Как мама реагирует на плач и капризы ребенка? Берет его на руки и начинает укачивать. На этом и основана динамическая гимнастика – плавные амплитудные движения на положительных эмоциях. Через движения, укачивания, прикосновения уходит напряженность малыша. Иногда в Интернете можно увидеть отрицательные отзывы об эффекте от динамической гимнастики. На мой взгляд, они связаны с недостаточным профессионализмом инструкторов, которых сейчас, к сожалению, достаточно много.

КАК, КОМУ, КОГДА?
Начинать занятия динамической гимнастикой можно с самого рождения – чем раньше, тем лучше. Хоть с первого дня жизни прямо в роддоме! Сеансов в обычном понимании этого слова здесь не существует – упражнения можно делать в любое удобное ребенку и родителям время, когда малыш не спит и не ест. Особенно они актуальны, когда малыш капризничает – упражнения помогают его успокоить. Длительность занятия опять-таки может быть любой – пока это нравится всем участникам процесса.

- Противопоказаний к занятиям динамической гимнастикой, - объясняет Олег Тютин, - нет никаких. Инструктор каждому ребенку подберет индивидуальную схему. Даже если новорожденный перенес при рождении травму, при помощи упражнений можно добиться физической реабилитации.

На первом занятии инструктор показывает, как делаются упражнения, смотрит, как на них реагирует ребенок, и составляет программу. Родители снимают процесс на видеокамеру и в течение следующих полутора-двух недель делают их сами, предварительно потренировавшись на кукле. Тренировка на кукле необходима, чтобы движения рук были уверенными – малыши очень хорошо чувствуют, когда родители нервничают, и сами начинают беспокоиться и капризничать.
Через десять-четырнадцать дней, когда родители готовы к следующему этапу, они вновь приглашают инструктора, и он расширяет программу, параллельно корректируя уже выученные движения. Сразу полную программу не дают – на ребенка нельзя обрушивать слишком много впечатлений и эмоций.

Олег Тютин:
- В первое время нельзя делать резких движений. Для того, чтобы ребенок мог осмыслить движения, они сначала проделываются очень медленно и плавно. Примерно к трем месяцам ребенок уже «летает» в ваших руках. Разумеется, мы даем десять степеней страховки, ставя четкие границы: что можно делать, а что нельзя. За 20 лет работы за счет правильной подачи методики не было ни одного случая травматизма.
Если у родителей нет финансовых возможностей пригласить специалиста на дом, то во многих центрах проводятся лекции, обучающие самостоятельным занятиям с ребенком. Но поскольку специалист-инструктор в этом случае не будет работать с ребенком лично, разрабатывая индивидуальную программу, то для упражнений не должно быть медицинских противопоказаний: например, таких как гипертонус, дисплазия тазобедренных суставов, травма ключицы и других. Разрешения на занятия в этом случае должен дать наблюдающий ребенка врач-педиатр.
Занятия считаются актуальными до тех пор, пока малыш не начнет ползать. Процесс ползания заставляет ребенка совершать сложнокоординированные движения, и необходимость в динамической гимнастике уменьшается. Если есть желание и если силы родителей позволяют, то заниматься можно и дальше.

ЧТО ДАЕТ
Динамическая гимнастика – это не просто способ снять напряжение у ребенка и облегчить его адаптацию в нашем мире. Его связки становятся более эластичными и крепкими, укрепляются мышцы. У такого ребенка меньше шансов заработать растяжение или вывих, подвернув ногу.
По наблюдениям специалистов, дети, с которым в детстве занимались динамической гимнастикой, более контактны и общительны, чем их сверстники. Ведь движения – это поток информации, и ребенок привыкает к этому потоку, его способность к восприятию любой информации в дальнейшем увеличивается.

БЕБИ-ЙОГА
Иногда в комплексе с динамической гимнастикой осуществляется специальная психо-телесная практика, стихийно получившая название беби-йога. Родилась она в тех же клубах осознанного родительства около 20 лет назад. Это медленные и статические упражнения, цель которых в том, чтобы снять психическую напряженность, связанную с травматическими переживаниями рождения. Кроме того, эти упражнения увеличивают подвижность суставов позвоночника, который недостаточно включается в движение при динамической гимнастике.

Говорит Олег Тютин:
- Мы сейчас меньше практикуем беби-йогу, чем раньше. Эти упражнения довольно необычны для психики родителей. Далеко не все мамы и папы могут спокойно смотреть, как позвоночник у ребенка скручивается, выгибается назад… Непривычные положения тела пугают многих родителей, поэтому мы предлагаем беби-йогу только, если видим, что она действительно нужна в конкретном случае. Показаниями для этих занятий являются повышенная возбудимость, капризность, перенесенный во время рождения сильный стресс.

С хатха- йогой беби-йогу роднит особое состояние сознания. Во время занятий йогой человек находится в состоянии медитации. Во время занятий инструктор должен сам находиться в состоянии медитации, тогда он задает такое же состояние ребенку. Понятно, что проводить такие занятие могут только действительно подготовленные люди. Если проделывать такие упражнения правильно, то ребенок, погружаясь в мягкое трансовое состояние, перепроживает все негативные моменты, связанные с процессом рождения.

С 3-х месяцев дети с мамами могут ходить на групповые занятия в бассейне и в детские развивающие студии.

stikhial.ru

Динамическая гимнастика для грудничков Центр детского массажа Счастливый малыш

Динамическая гимнастика для грудничков это отличный способ для укрепления мышц, связок и тренировки вестибулярного аппарата ребенка. При применении такого метода в сочетании с массажем у детей всегда происходит "рывок" в физическом развитии. Родители часто бывают поражены тем, что их ребёнок ещё 2-3 недели назад умел только переворачиваться и постоянно лежал, а после 10-15 сеансов массажа в сочетании с гимнастикой начал ползать на четвереньках, садиться и даже пытается вставать, и это все за каких-то 2-3 недели! Да, так бывает, но за этим стоит большой труд массажиста и самого ребёнка. Дети в основном хорошо переносят упражнения динамической гимнастики, но бывает, что по началу ребенок боится, в таком случае массажист должен применить свои профессиональные качества и правильно подготовить ребёнка к такому виду гимнастики.

Как динамическая гимнастика действует на организм ребёнка?

1. Укрепление мышц через рефлекторное их напряжение. Когда ребенок повисает на руках или ногах, то в этот момент происходит натяжение всех интересующих нас мягких тканей, мышц, связок, суставных капсул в области ниже места фиксации ребенка руками массажиста. Организм такое натяжение расценивает как потенциальную угрозу перерастяжения (травмы), и укорачивает и утолщает мышцы, утолщает и уплотняет связки и стенки капсул суставов. Таким образом мышечно-связочный аппарат становится крепче, сильнее, выносливее, и перерастяжение от того, что ребенок повис на руках ему не угрожает. Конечно, этот процесс происходит постепенно, не за одну или две процедуры, а за 10-15, а родители видят только конечный результат, заметно окрепшего малыша.

2. Тренировка вестибулярного аппарата. Во время перемещения, переворотов, раскачиваний у грудничков органы вестибулярного аппарата становятся значительно больше задействованы. Таким образом в мозге ребенка запечатлеваются ощущения, которые он испытывал в разных положениях тела на гимнастике. Эти ощущения ребенку пригодятся, когда он будет вставать на четвереньки, садиться и сидеть, ползать, вставать, ходить и т.д. У детей с хорошим вестибулярным аппаратом все двигательные навыки развиваются с меньшим числом падений и подобных проблем. Развитие одного, создает почву для развития следующего.

В чём польза динамической гимнастики для детей?

Полезные моменты от динамической гимнастики для детей описаны выше, дети становятся крепче, подвижнее, ловчее, быстро догоняют и перегоняют сверстников в развитии, в случае отставания. У малышей становится более развит вестибулярный аппарат, что очень пригодится в период становления ходьбы и в подвижных играх.

В каком возрасте можно начинать проводить динамическую гимнастику?

Иногда к нам в центр звонят "гипермамы" с целью вызвать массажиста, чтобы поделать динамическую гимнастику новорожденному, но в процессе разговора выясняется, что ребенку от рождения 1 месяц, а им видите ли надо его срочно развивать. Я считаю, что в таком возрасте рано начинать, и в 2 месяца динамическую гимнастику рано начинать делать. Объясню это тем, что тазобедренные суставы еще не деформированы и есть нежелательные моменты в упражнениях, которые приводят к натяжению тазобедренных суставов. Поэтому во избежании угрозы травмы тазобедренного сустава такие занятия в 1-2 месяца лучше не проводить. Но начинать проводить динамическую гимнастику в 3 месяца можно, только осторожно. Конечно в 3-х месячном возрасте в полном объёме не всегда получается сделать такую процедуру, но некоторые упражнения можно начинать использовать, например, висы за ручки с легкими раскачиваниями, за ножки, поочередно за ручки, за ножки.

Условия для проведения динамической гимнастики грудничкам.

Динамическая гимнастика для детей требует определённой подготовки тела ребенка. Всегда надо начинать с маленьких объёмов и амплитуд. Нельзя на первом занятии взять ребёнка и "крутить" его в висячем положении во всех направлениях и тем более, как делают некоторые "специалисты" кувыркать и закидывать ребенка себе на плечо или на спину, это ведь не цирк. Ребёнок может запросто испугаться таких резких и размашистых перемещений в воздухе и продолжить в таком случае не получится. Есть у детей периоды на первом году жизни, когда они начинают боятся таких манипуляций, как переворот к верху ногами или простые раскачивания за руки, надо это учитывать. Подготовка грудничка к динамической гимнастике заключается в предварительном укреплении мышц, в случае их слабости, или наоборот небольшом растяжении в случае сильного гипертонуса. Если ребенок очень слаб, ручки почти или вообще не сопротивляются при пассивных движениях, тогда обязательно надо добиться сначала появления хотя бы небольшого сопротивления конечностей движениям. Когда сопротивления добились, можно пробовать малыша поднимать за ручки на 1-2 секунды и постепенно это время увеличивать.

Для чего проводить динамическую гимнастику новорожденным?

Мы проводим динамическую гимнастику новорожденным для улучшения эффекта от массажа. Она помогает ускорить процесс укрепления мышц и развивает органы равновесия в у ребенка, следовательно является предпосылкой к хорошей координации.

Кому показана динамическая гимнастика?

В принципе её полезно делать всем детям и даже более того у детей в таких упражнениях есть потребность, которую они демонстрируют на кольцах, перекладинах, лестницах, канатах и подобных снарядах. Но есть малыши, которым по моему мнению желатеьно делать динамическую гимнастику: отстающие в развитии особенно физическом, склонные к сниженному тонусу, дети, которые долго не могут начать ползать, ходить.

Противопоказания к динамической гимнастике.

Динамическая гимнастика противопоказана детям с повышенным внутричерепным давлением, после недавно перенесенных полостных операций, с большим весом, с сильной гипотонией, после недавних переломов костей, если ребенок боится этой процедуры.

Статья написана для центра детского массажа Счастливый малыш, сайт happybabymassage.ru, копировать её запрещено! Автор массажист Алексей Владимирович Матросов.

Ответы на частые вопросы.

Опасно ли делать динамическую гимнастику ребёнку?

Если делает опытный детский массажист, то опасности практически нет. Осторожно надо быть мамам, которые насмотревшись видео о динамической гимнастике, начинают делать всё, что там показывали.

Обязательно ли делать с ребёнком динамическую гимнастику?

Нет не обязательно.

Может у ребенка что нибудь повредиться, сломаться, растянуться, порваться?

Может теоретически. Это может произойти, если делать эти упражнения с детьми, которым противопоказано, или при резких движениях, а также движениях проведенных в неправильном направлении.

Как понять, что массажисту можно доверить проводить такую гимнастику с ребёнком?

Сложный вопрос. Он должен иметь опыт хотя бы лет пять детским массажистом, хорошо знать анатомию и понимать, что и зачем он делает, уметь объяснить это. В общем, чтобы на 100 % понимать, можно ли специалисту доверить такие занятия с ребенком, надо самому быть в этом специалистом. Поэтому советую обращаться к профессионалам с большим опытом.

Специалисты центра детского массажа "Счастливый малыш" проводят массаж и гимнастику для детей на дому в Москве и ближнем Подмосковье. Звоните, мы подберём для вашего ребёнка опытного специалиста!
Тел. 84993941711, 89266057470.

Если вам была интересна эта статья, поделитесь пожалуйста ей в социальные сети, возможно кому-то ещё она будет полезна. У мамочек всегда много вопросов, давайте им поможем найти ответы!?

Поделиться!

happybabymassage.ru

динамическая гимнастика, ваше отношение - запись пользователя Кристина (stellakris) в сообществе Развитие от рождения до года в категории Физическое развитие

Девочки, задумалась над занятиями беби-йогой/динамической гимнастикой. Как вы относитесь к таким занятиям? Кто занимается, что вы можете сказать про развитие малыша? Как часто и по сколько занимаетесь? В каком возрасте начали?

Вот нашла видео

Динамическая гимнастика: плюсы и минусы

Главное в динамической (висовой) гимнастике - доставить малышу удовольствие. Для этого нужно придерживаться определенных правил.

Что

Для выполнения динамических упражнений используются висы - положения, когда малыша держат за ручки, ножки, раскачивают и т. д.

Когда

Динамической гимнастикой можно заниматься с момента рождения. Но это индивидуально и зависит от подготовленности ребенка. Если ему пришлось тяжело при родах, у него повышенная потребность в чувстве безопасности, малыш постоянно «висит» на маминой груди, значит, ему нужно время, чтобы адаптироваться, и с гимнастикой придется подождать. Постоянно спящего первые месяцы кроху тоже не стоит будить на гимнастику.

Зачем

Когда ребеночек находится в утробе матери, несмотря на ограниченное пространство, он имеет возможность свободно двигаться. Ведь в водной среде низкий уровень гравитации, и малыш там вполне владеет мышцами. После рождения на младенца обрушивается сила тяжести, а возможности его мышц не хватает для того, чтобы произвольно двигаться. Здесь и приходит на помощь динамическая гимнастика.

Плюсы

● Работа всех мышц, их развитие и укрепление.

● Развитие вестибулярного аппарата.

● Общее укрепление всего организма, в том числе внутренних органов.

● Разработка суставов.

● Здоровый тонус организма.

● И самое главное - удовольствие.

Противопоказания

Динамической гимнастикой нельзя заниматься с детками, у которых либо серьезные проблемы с суставами (например, вывих тазобедренного сустава), либо очень высокий мышечный тонус. Эти диагнозы определяют ортопед и невропатолог. Но и опытный инструктор по динамической гимнастике, осмотрев ребенка, может увидеть нарушения, мешающие заниматься.

Нельзя начинать занятия с малышами после 5-6 месяцев, а если ребенок тяжелый и неподготовленный, то и после 3-х - есть риск повредить суставы.

С кем заниматься

Лучше всего заниматься динамической гимнастикой с близким человеком, которому малыш доверяет и рядом с которым чувствует себя в безопасности. Это, несомненно, мама или папа. Чем больше доверия, тем успешнее результат.

Как осваивать

Гимнастику можно осваивать двумя способами: самостоятельно, по рисункам, или обучаться у инструктора. Для первого способа нужна уверенность в себе и хороший контакт с ребенком, умение чувствовать его возможности и потребности. Для начала потренируйтесь на мягких игрушках. Очень важно отработать правильный захват. Делайте сначала лишь те упражнения, в которых чувствуете себя уверенно. Если же вы не уверены, что у вас все получится, лучше воспользуйтесь помощью опытного инструктора. С детками излишне осторожными, которые очень внимательно относятся к своим переживаниям и при первом же упражнении начинают тревожиться и пищать, нужно начинать с простых движений. При этом следите за реакцией, чтобы не расстроить и не напугать.

Минусы

Если не чувствовать потребности малыша, делать слишком резкие движения неподготовленному ребенку, не обращая внимания на его тревожность и протест, динамической гимнастикой можно навредить. При этом вред может быть:

● физический:поломать грудничка сложно, но можно вывихнуть сустав.

● психологический: если перегнуть палку, ребенок перестает верить в то, что его тело от него зависит. Кроме того, если неоднократно создавать стрессовые ситуации, делая сложные упражнения неподготовленному малышу, может возникнуть адреналиновая зависимость сродни наркотической. Во взрослом, подвижном возрасте такой ребенок будет искать возможности получить адреналин более сложным путем, например, прыгать со стола или шкафа.

Главные правила

1. Занятия нужно проводить тогда, когда ребенок не голоден, бодрствует, активно интересуется внешним миром (из состояния самосозерцания вырывать ребенка нельзя!).

2. Родитель должен быть спокойным, уверенным, в хорошем расположении духа, сосредоточен только на занятиях с ребенком.

3. Упражнения, которые вызывают панический страх или сильные сомнения у родителя, выполняться не должны.

4. Подробно рассказывайте малышу о том, что делаете, зачем вы это делаете, о вашем настроении и ожиданиях, описывайте ему суть каждого упражнения до выполнения и во время выполнения.

5. Обязательно наблюдайте за состоянием и настроением ребенка! С первым же писком или недовольной гримасой малыша занятия нужно прекратить.

Благодарим за помощь в подготовке материала инструктора Центра Мир гармонии; Марину Ерко, svit-garmonii.kiev.ua.

гимнастика для грудничков видео

www.babyblog.ru

Динамическая гимнастика для новорожденных | Семейный центр "Чудо жизни"«Семейный центр "Чудо жизни"»

Facebook

Вконтакте

 

   "Динамическая гимнастика настолько совершенна по результатам, что заменяет массаж, обычную гимнастику и упражнения на развитие вестибулярного аппарата. В отличие от традиционных комплексов, где малыш, как правило, лежит, а его ножками и ручками двигает взрослый, в комплекс динамической гимнастики входят упражнения, целиком построенные на активном движении. Выдающийся специалист по гимнастике для новорожденных Леонид Китаев уже не одно десятилетие разрабатывает, совершенствует и пропагандирует приемы и методы динамической гимнастики для младенцев. Благодаря его рукам беспомощные крошки превращаются в настоящих гимнастов, получающих ни с чем не сравнимую радость от безграничных возможностей собственного тела".
Альманах "Первый год" 2004г.

 

   Мы благодарим нашего доброго друга Леонида Китаева за возможности, которые он подарил нашим детям. Мы поражены и довольны результатами динамической гимнастики, проявляющимися и по сей день. В создании этой страницы мы использовали фрагменты интервью с Леонидом Китаевым, напечатанного в альманахе "Первый год" за 2004 год, поскольку никто лучше и точнее, чем сам автор, не расскажет о методе.

   Главную цель автор методики и его последователи определяют, как возможность раскрыть заложенный в детском организме потенциал, дать возможность Природе реализовать свои эволюционные программы, повлиять на сроки, в которые ребенок начнет садиться и ходить. Кроме того, малыш получает конкретные представления о строении человеческого (своего) тела, о том, как оно работает, напрягается, расслабляется и отдыхает, каковы его возможности и где их предел. Благодаря динамической гимнастике кроха узнает о таких параметрах мира, как пространство и время, верх, низ, изменение направления движения, ритм, аритмичность, скорость, вращение, амплитуда и пр. Это способствует расширению представлений ребенка о норме и, как следствие, повышает его адаптивность, физическую и психическую устойчивость, пробуждает интерес к собственному существованию, способствует осознанию своего сложного организма, формирует уверенность в собственных силах. Более того, всестороннее укрепление организма естественным образом стимулирует развитие иммунной системы, и поэтому дети реже болеют, а если болеют, то легче переносят болезненные состояния.

   Семейный центр "Чудо жизни" счастлив представить вам талантливую ученицу легендарного Леонида Китаева — Юлию Мартыхину, опытного специалиста по гимнастике для беременных и новорожденных. Чуткие руки Юли подарили многим родителям умение владеть своеобразным языком диалога с ребенком, с помощью которого они с первых дней жизни могут обсуждать множество тем, актуальных именно в его возрасте и состоянии, таких, как здоровье, способности, настроение, игра.

   Когда Юлия проводит первые занятия по динамической гимнастике с малышом, родителям кажется, что это невероятно смело и очень сложно технически. Но это не так. Конечно, занятия требуют от родителей огромного внимания и ответственного подхода. Методика занятий такова, что, постепенно овладевая ею, даже малоопытные родители начинают чувствовать и понимать своего малыша, правильно расставлять акценты, усложнять упражнения и повышать нагрузки в строгом соответствии с ростом своего умения и развитием ребенка. Помните, что малейшие нюансы настроения родителя и неуверенность в правильности выполнения нового, не до конца изученного, элемента, моментально улавливаются малышом и, безусловно, влияют на ход занятий.

 

 

Главное правило занятий — чутко прислушиваться к ребенку: что ему нравится, а что — нет, хочет ли он сейчас заниматься или не очень. Родитель должен установить взаимопонимание с ребенком на уровне ощущений; только глубоко чувствуя состояние малыша, его настроение, желание заниматься, мама или папа могут рассчитывать на полное доверие со стороны ребенка к своим действиям.

   Любые формы занятий физической культурой с младенцем — массаж, обычная или динамическая гимнастика — должны опираться на его настроение. Это не жесткая система тренировок с запрограммированным результатом, а, скорее, активная подвижная игра с ребенком, веселая, разнообразная. Иногда в нее трудно играть, но всегда здорово, а трудности временные: не получилось сейчас, получится в дальнейшем.

   Начинают заниматься динамической гимнастикой приблизительно с двухмесячного возраста и продолжают до 1 года. Упражнения можно выполнять в комплексе, а можно разнести в течение дня. Обычно в семье на себя эту функцию берет один из родителей, чаще всего, папа. Некоторые упражнения в игровой форме могут сохраниться до старшего дошкольного возраста. Косвенным эффектом занятий динамической гимнастикой является укрепление мышечного каркаса, бицепсов и брюшной стенки родителя, поскольку месяц от месяца малыш прибавляет в весе :)

 

 

   В процессе усложнения движений целесообразно руководствоваться следующими соображениями:


   — никогда не делать того, в чем вы сами не до конца уверены, что еще не до конца понятно, не освоено практически, в чем чувствуется хотя бы малейшая опасность;
   — не пересиливать активный протест, сопротивление ребенка при наращивании нагрузок и усложнении движений; лучше на какое-то время задержаться на достигнутом, а иногда даже спуститься на более низкую ступень.

 

 

Главное условие занятий:

динамическая гимнастика — сложный комплекс, где цена ошибок слишком высока. Можно сильно травмировать малыша или неосторожными действиями привести к необратимым последствиям.

Поэтому приступать к самостоятельным занятиям можно только после настоящей, а не книжной, учебы у инструктора.

 

 

    Возможны групповые занятия и выезд на дом. Телефон инструктора 8(916)788-54-44 Юлия Мартыхина

Записаться в группу можно по телефонам Центра.

 

  

Опубликовано 28 Мар пользователем admin Комментарии к записи Динамическая гимнастика для новорожденных отключены в .После родов

lifemiracle.ru


Смотрите также