Как воспитать ответственность у подростка


Формирование ответственности у подростков: советы психолога

Елена Петрусенко — психолог, специалист по работе с подростками.

Что такое ответственность

Согласно толковому словарю Ожегова, ответственность — это необходимость отдавать отчёт в своих действиях. Психология трактует данное понятие немного шире.  

Ответственность — это способность исполнять обязательства и следовать принятым в обществе правилам, а также осознавать последствия своего влияния на мир.  

Ответственность глазами подростка

В подростковом возрасте человеку нормально быть инфантильным. Кому-то в большей, кому-то в меньшей степени, но в любом случае, для подсознания нормальны паттерны, согласно которым за всё отвечают родители.

Картина мира подростка неполна, а опыт скуден, он не может в полной мере осознать глубину слова «ответственность». Ему бывает сложно проследить причинно-следственную связь между поступком или событием и последствиями.

Хорошая новость: ответственность не является частью характера. Это ценностный ориентир, который подросток может приобрести с помощью взрослых.

Советы по воспитанию ответственности

С помощью этих рекомендаций можно помочь ребёнку преодолеть подростковый инфантилизм и стать более зрелым.

1. Не навязывайте ребёнку свои цели  

«Вот исполнится тебе 18-ть, будешь сам решать, а пока я за тебя отвечаю!» — такую фразу можно часто услышать от отцов и матерей. И это нормально в ситуации угрозы жизни или здоровью ребёнка. Но родители зачастую применяют этот аргумент слишком часто.

Чтобы воспитать ответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимо узнать, каковы его цели. Быть может, он вовсе не хочет поступать в тот вуз, который вы для него выбрали?  

Спрашивайте у подростка, чего он хочет! Возможно, его цель покажется вам глупой. Но ни в коем случае не высмеивайте и не воспринимайте её в штыки.

Любую цель можно мягко скорректировать. Для начала обозначьте задачи, которые придётся реализовать для достижения выбранной цели. Например, если подросток грезит стать звездой Голливуда, то он должен понимать, что ему как минимум нужен великолепный английский. Готов ли он работать над этим?  

Зачастую подростки с жаром берутся за реализацию каких-то задач, а в процессе понимают, что их первичная цель ложна, и на самом деле они хотят совершенно другого.  

2. Не путайте ответственность с послушанием

Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность.

Послушный ребёнок прекрасно, с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один — выполняет инструкции, другой — думает о последствиях.

Как ни парадоксально, именно исполнительные школьники чаще всего списывают. Им важно отчитаться перед мамой с папой: «Смотрите, у меня “пятёрка”!». Ответственные дети стремятся получать реальные знания и готовы отвечать как за хорошие, так и за плохие оценки.

3. Не сравнивайте ни с кем подростка

Сравнения — это несправедливый упрёк. Разве можно что-то требовать от индивида, не имеющего релевантного опыта? Сравнения причиняют боль.

У каждого ребёнка уникальное ядро психики. Оно формируется примерно до трёх лет под влиянием условий содержания, воспитания и взаимоотношений со взрослыми. И если «сын вашей подруги» уже в первом классе самостоятельно добирался до школы и делал уроки, то вовсе не обязательно, что ваш ребёнок тоже к этому готов.

Не стоит сравнивать подростка и с собой в прошлом: «Вот я в твои годы!». Это всё равно, что чемпиону по прыжкам с парашют

externat.foxford.ru

Как научить самостоятельности ребёнка и воспитать ответственность у подростка

Как научить ребёнка принимать решения самостоятельно, но обеспечить его безопасность и уберечь от необдуманных поступков? Психолог Данил Парникель рассказывает, как связаны между собой самостоятельность и ответственность и чем они различаются.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Самостоятельность — это «мама, я сам». То есть способность ребёнка выполнять действие без вмешательства и помощи родителя. Ответственность — это «мама, я сделаю». То есть готовность ребёнка соблюдать договоренности и действовать по принципу «сказал, что сделаю — сделал».

Почистить зубы без помощи родителя — самостоятельность. Вспомнить об этом без напоминаний и честно почистить (а не имитировать чистку) — ответственность. Важно понимать, что одно с другим не приходит одновременно. Не зря иногда можно услышать про ребёнка: может, но не хочет.

Самостоятельность развивается раньше, а ответственность формируется на её основе. Уже дошкольник может проявлять самостоятельность: сам одеваться, убирать игрушки. Формирование ответственности — одно из центральных приобретений подросткового возраста.

Также важно помнить, что самостоятельность развивать проще, чем ответственность. Она опирается на набор навыков, которые приобретает и развивает ребёнок. Ответственность — более сложная материя. Готовность и способность принимать решения, выполнять обещания, прогнозировать последствия, анализировать опыт и не повторять ошибок — сложные задачи, с которыми далеко не каждый взрослый справляется успешно.

На принятие ответственности влияет много факторов: «сталкивался ли я с этой ситуацией раньше», «понимаю ли я, что происходит», «понимаю ли я пределы своих возможностей в этой ситуации», «чем я рискую, принимая решение».

Почему важно разделять самостоятельность и ответственность и не путать их 

То, что ребёнок умеет делать уборку, знает, как ухаживать за животным, может приготовить себе еду, сделать уроки, дойти до школы, работать на компьютере, ещё не значит, что он сделает уроки вовремя, будет убираться каждое воскресенье, гулять с животным, приготовит себе завтрак сам. Может — не значит должен.

  • Без шишек не обойтись. Прежде чем возмущаться по поводу очередной неуспешной попытки ребёнка сделать что-то самостоятельно, вспомните себя, вспомните, сколько раз вы сами ошибались, становясь самостоятельными. Не придуман до сих пор такой волшебный способ научиться чему-то без непосредственной практики. А где практика, там и первые ошибки — опыт, который служит фундаментом для будущих умений.
  • Опыт родителя не конвертируется в опыт ребёнка. «Поверь мне, я через это проходил» — одна из классических фраз, которой родитель пытается защитить ребёнка, рассказывая о своих ошибках. Но родитель сам пришёл к этому, совершая ошибки, и у него были свои родители, но ничего не поменялось. Дети могут прислушиваться к мнению родителей, учитывать их опыт, но никогда не смогут, просто выслушав «правильные» мысли и идеи, сделать их своими.
  • Необходимо определиться с приоритетами: собрать портфель самому или успеть в школу, сделать уроки самостоятельно или лечь спать вовремя. Если вы искренне удивлены катастрофической несамостоятельностью ребёнка, вспомните, как проходит его практика. Классический пример: запрос родителя на развитие самостоятельности ребёнка сопровождается иллюстрацией: «Он всегда собирается ну ооочень долго, в итоге я сам закидываю вещи в портфель и мы бежим в школу».

Если вы решили сделать ребёнка чуточку самостоятельнее, будьте готовы выделить некоторое время на наработку этого. Хотя это может привнести дискомфорт — уроки не сделаны, в школу опоздал, комната не убрана.

Правила для воспитания ответственности
1. Ответственность должна быть по силам ребёнка

Начинать надо с малого. Если вам кажется, что ребёнку пора научиться делать уроки без напоминаний, ведь это его зона ответственности, недостаточно сказать «Так! С сегодняшнего дня я тебе не напоминаю про уроки, следи за этим сам». Лучше начать с малого: предложите следить за временем, когда ему следует приступать к домашнему заданию, обсуждайте трудности, помогайте находить решения.

2. Поддержка, а не критика

Если ребёнку трудно справиться с какой-то ответственностью. С ответственностью нельзя «справляться», ответственность берут, несут, принимают, ребёнок тоже это ощущает. Радости это ему доставляет мало, а порция критики ему вряд ли поможет.

3. Личный пример

Чтобы научить ребёнка выполнять договоренности, держать слово, отвечать за свои поступки, любому взрослому нужно соответствовать требованиям, предъявляемым сыну или дочери. В противном случае дети видят двойные стандарты, когда мама регулярно опаздывает к окончанию занятий, но ребёнка за задержку строго отчитывает.

Одна из самых непростых задач, которая неизбежно ложится на плечи родителей, — способность меняться вместе с ребёнком. Он растёт, говорит и думает по-другому каждый год, он меняется. И родитель тоже. И в этой постоянной динамике важно успеть уловить тот момент, когда ребёнок хочет и может начать что-то делать сам, способен принять на себя ответственность.

Фото: iStockphoto (jossdim)

mel.fm

Как приучить к ответственности подростка?

Задумываться о воспитании ребенка стоит еще до его рождения. Когда подростки не уважают окружающих, не прислушиваются к советам взрослых людей, делают все наперекор им, повлиять на них не просто. Пубертатный период связан с гормональными перестройками, придирчивым отношением к себе и другим людям. Подростки часто импульсивны и сами страдают от своих слов и действий. В глубине души они ранимы и хотят, чтобы их принимали и воспринимали всерьез. Чувствуя поддержку и безусловную любовь, ребенок будет возвращаться домой даже при серьезных конфликтах.

Родители могут близко общаться с детьми с малых лет, развивать в них независимое мышление, приучать к ответственности за свои поступки. Разговаривать по душам, обращаться как с равными: не обманывать, не манипулировать, не прибегать к физическим наказаниям, спрашивать совета, делиться переживаниями, признавать свою неправоту, давать право выбора в важных для них вопросах. Тогда даже маленький ребенок сможет вести себя по-взрослому: просить прощенья, стремиться к достижениям в учебе и спорте и работать над ошибками; анализировать конфликты с друзьями, свои и чужие поступки.

Что делать, чтобы родители были примером и авторитетом для подростка?


Заслужить доверие подростка сложно, если до этого отношения не были близкими. У молодых людей свои взгляды на музыку, кино, отношения, учебу. Попытки взрослых людей проявлять интерес к молодежным сообществам в интернете, сериалам и музыкальным группам часто вызывают смех или недоверие. Дети хорошо распознают неискренность. Не стоит пытаться разговаривать на их сленге или одеваться в их стиле.

Лучше иметь собственные увлечения, уважительно относясь к интересам ребенка. Чувство юмора — хороший инструмент в отношениях с подростками. Их притягивает легкое отношение к жизни, поскольку в этом возрасте на них возлагают много обязанностей и ответственности.

Когда родители по-настоящему принимают своих детей, со всеми их недостатками, пирсингом, фиолетовыми волосами, джинсами с дырками и нежеланием учиться, то проще избежать конфликтов. Не стоит пускать ситуацию на самотек, если ребенок связался с дурной компанией, пропускает школу. С ним следует говорить, спрашивать его, осознает ли он последствия своих решений.

Можно без криков, слез и истерик объяснить сыну или дочери, что придется выбрать либо учебу, либо работу. Существовать без дела не получится. Рассказать, каково зарабатывать деньги без образования. После разговора попросить подростка подумать и озвучить свое решение. Часто подобные беседы отрезвляют.

medaboutme.ru

Воспитание ответственности у ребенка - Психологос

Фильм "Майор Пэйн"

Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку - в этом случае он закладывает себе фундамент успешной взрослой жизни. Однако субъективно, по крайней мере в детстве и для людей с инфантильным мировосприятием ответственность выглядит мало привлекательно и скорее как нечто внешнее, зачем-то навязываемое взрослыми.

Многие дети не хотят взрослеть, потому что не видят в этом ничего привлекательного. Зачем? Ведь ребенком быть выгоднее?

Что с этим делать? Не пасовать и делать свое родительское дело. Не надо перегружать ребенка ответственностью, но и нельзя отступать перед нежеланием ребенка взрослеть и брать на себя дополнительные нагрузки.

Любая способность развивается в процессе тренировки, поэтому ответственность развивается тогда, когда человек так или иначе берет или на него нагружают ответственность. Приемы:

  • Давать посильную нагрузку. Если родители стараются защитить ребенка от трудностей жизни, отстраняют ребенка от бытовых, материальных и других жизненных трудностей, ребенок привыкает к тому, что за него все сделают родители. Или кто-то другой. Маленький ребенок не понимает такого самопожертвования, но привыкает к беззаботной жизни. Привлекайте его к семейным делам - пусть помогает. Привлекайте к своим размышлениям, как лучше сделать то или иное.
  • Учите его, как справляться с трудностями. Самый ответственный по натуре ребенок будет отказываться от ответственности, если он элементарно не знает, как сделать то или иное. Разговаривайте с подростком о его планах, сомнениях, возможностях, о семейном бюджете и семейных проектах, о ваших собственных проблемах и желаниях. Ваши ожидания и обиды не должны быть скрыты от ребенка. В доверительных и честных обсуждениях, небольших общих делах, намечаемых вместе с ним (это могут быть какие-то усовершенствования в вашей квартире, устройство семейного праздника, семейная поездка) можно выработать постепенно ту линию поведения, которая будет устраивать и вас, и его.
  • Помогайте в делах, которые пока для него трудны. Наверное, любой ребенок хотел бы заработать деньги, так как они расширяют его возможности. Но работу надо искать, надо договариваться с незнакомыми людьми, перестраивать привычный ритм жизни. Часто подростка сдерживает опасение, что не хватит сил и на занятия, и на работу. Лучшее время начать работать - каникулы. Предложите свою помощь в поиске работы. Сначала можно даже поработать вместе с ребенком. А потом, скорее всего, подросток захочет объединиться со своим приятелем.
  • С делами, с которыми он может справиться уже самостоятельно - пусть справляется самостоятельно. Свои игрушки может убрать уже маленький ребенок, если его к этому приучать. А если ребенок свои игрушки не ценит, их ломает (бросает, забывает, не убирает) - то остается без игрушек. Когда школьник уже умеет делать уроки - он должен свои уроки делать самостоятельно.
  • Время от времени полезно поставить ребенка в ситуацию, когда нет другого жизненного выхода, кроме как оказаться ответственным. Хочешь выжить - бери на себя работу ответственности. Обстоятельства требуют. Приходит понимание: за тебя никто ничего не сделает. Помогает опыт самостоятельности: или накормишь себя, или останешься голодным.
  • Нагрузить ответственностью. Назначить ответственным в ситуации, когда неудобно отказаться. Смотри видео «Кадет Стоун, принимайте управление взводом!»
  • Обменять на права. Новые, привлекательные права даются в обмен на ту или иную новую ответственность.
  • Поставить ребенка в ситуацию, когда ответственность оказывается внутренне (морально) обязательной. Остался без родителей, рядом младший брат, еще более бестолковый, чем ты - но все-таки брат. Результат - беру за него ответственность.
  • Приучать платить за свои инициативы и за свои проколы.
Как помочь ребенку стать ответственным?

Со временем вам придется избавиться от привычки руководить жизнью вашего ребенка. Это должно стать уже не вашей заботой, а его прямой обязанностью. Для этого попробуйте воспользоваться советами американских специалистов по работе с родителями подростков, супругов Р. Т. и Дж. Байярд. Они советуют проделать следующие три шага.

Первый шаг. Возьмите бумагу и карандаш и составьте по возможности полный список всего того, что задевает, беспокоит вас в поведении вашего ребенка. Беспокоит и задевает именно вас, а не семью в целом или других людей. Например: не хочет переодеваться после школы; целыми днями смотрит телевизор; не делает уроки; не убирает в своей комнате и т.д. Просмотрите список, обдумывая в это время, все ли проблемы в нем имеют отношение лично к вам.

Второй шаг. Когда список будет готов, снова просмотрите его и отберите в отдельный перечень те позиции, которые имеют определенные последствия для ребенка, но никак не влияют на вас Допустим, вас беспокоит то, что подросток стал плохо учиться, вам не удается заставить его ходить в школу или делать домашние задания. Но это влияет, прежде всего, на его или ее жизнь. Он или она не сможет выбрать тот вид деятельности, который нравится, людей, с которыми придется общаться, и т. д.

Исключайте этот пункт из своего списка и включайте его в перечень того, что должно заботить вашего ребенка. Но вы можете оставить в списке те пункты, которые имеют отношение непосредственно к вам. Например, из-за него вас вызывают в школу, и вам приходится выслушивать обвинения в его плохой учебе или поведении. Или, перестав ходить в школу, живет дома как иждивенец, не выполняя никаких обязанностей.

Третий шаг. Теперь у вас есть перечень тех поступков ребенка, которые влияют на вашу жизнь. Вот с ними и нужно работать. Для этого, во-первых, откажитесь от собственной ответственности за эти пункты. Во-вторых, выработайте в себе доверие к тому, что ваш ребенок может сам принимать правильные решения во всех этих случаях. Дайте ребенку понять и почувствовать это ваше доверие.

Как применить теорию на практике?

Начните с одного из пунктов. Выбрав, представьте, что ваш подросток совершает поступок, относящийся к этому пункту. Как только вы сделаете это, вы почувствуете знакомый вам эмоциональный толчок - смесь беспокойства, гнева и беспомощности.

Но затем заставляете себя вспомнить: теперь не вы, а ваш ребенок отвечает за это поведение. Вы не должны больше испытывать эти неприятные чувства. Почувствуйте новое состояние облегчения и свободы. Сейчас вы можете посмотреть на поступок подростка как бы со стороны: с интересом и доверием к тому, что он сам может разрешить свою проблему.

Затем обдумайте и отрепетируйте ваше сообщение сыну или дочери, что вы передаете им ответственность за данный пункт перечня. Можно сказать так: "В прошлый раз я беспокоилась, что ты не пошел в школу и сердилась оттого, что не могу заставить тебя ходить туда. Я долго думала об этом и решила, что это действительно твое дело, потому что это влияет, прежде всего, на твою жизнь. Я поняла, что ты вполне можешь сам принимать решения по поводу твоей учебы. С сегодняшнего дня я не собираюсь вмешиваться в эти решения и доверяю тебе: что бы ты ни решил, это будет для тебя правильным. Я по-прежнему буду интересоваться твоими делами и всячески помогать тебе, если, конечно, ты об этом попросишь. Но в целом теперь это твое дело".

Потом обдумайте, что вы скажете по поводу тех аспектов его нежелания ходить в школу, которые могут беспокоить лично вас. Например: "Я не собираюсь вмешиваться в твои дела, но я хочу, чтобы во время школьных уроков ты не приводил домой своих приятелей. Я хочу, чтобы каждый из нас выполнял свои обязанности. Я не хочу содержать иждивенца".

​​​​​​​Вы пользуетесь именно "я-высказываниями", от своего лица, и по возможности более краткими.

Теперь отправьтесь к сыну или дочери, прямо заявите им, что вы приняли решение по определенной проблеме, и сформулируйте это решение.

В течение следующих нескольких дней или недель тем же способом передайте подростку ответственность за остальные пункты перечня.

Реакция ребенка бывает разной, иногда неожиданной, - от радости до обвинений, что о нем не заботятся. Реакция может отсутствовать вообще. Но первый шаг на пути к решению ваших проблем будет сделан.

www.psychologos.ru

Как прививать ответственность подростку последовательно и осознанно

«Мы в ответе за тех, кого приручили» – так говорил Лис из повести «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. От себя же добавим, что мы также в ответе за себя и за свои поступки.

Уметь отвечать за свои слова и действия наряду с умением ставить перед собой цель и ее добиваться – навыки, необходимые каждому успешному человеку в современном мире. «Как научить подростка ответственности? Можно ли вообще это сделать?» - вопрос, который задают себе все ответственные родители. Конечно, ее можно воспитывать и собственным родительским примером. Но дело это не простое, это не вежливости ребенка научить, поэтому формирование ответственности у школьников требует дополнительных усилий.

Какая бывает ответственность? 

Различают 2 вида ответственности: социальная ответственность подростков и правовая ответственность подростков.Кроме того, что эти темы дети проходят в средних классах, вам, родители, тоже необходимо рассказать своему ребенку о каждой из них.

  1.  Социальная ответственность школьников – это их ответственность перед обществом и социальными институтами: семьей, школой, государством. У каждого человека есть свои права и обязанности, обсудите их со своими детьми более подробно.
  2. Правовая ответственность школьников. Да, ответственность подростков перед законом – не самая приятная тема. Но не говорить об этом нельзя. Ребенок обязан знать, что уже с 14 лет наступает ответственность подростков за правонарушения, что мелкая невинная кража из магазина не сойдет с рук, и за нее нужно будет понести наказание, не говоря уже о более серьезных проступках. Предупрежден значит вооружен, знаете же.

Беречь честь лучше смолоду, также и формирование ответственности у младших школьников будет эффективнее, чем у ребят постарше. Тем более, что развитие ответственности подростков происходит не сразу, а в несколько этапов.

Этапы формирования ответственности у детей

  1. Этап 1. Я могу. Самостоятельность и ответственность подростков идут рука об руку, и воспитание одного совершенно невозможно без другого. На первом этапе ребенок должен исследовать себя, свои возможности. Нужно научить его верить в свои силы.
  2. Этап 2. Мои цели. Научите ребенка правильно формулировать цели и продумывать пути их достижения. Чем четче цель поставит перед собой ребенок, чем подробнее он продумает план ее достижения, тем быстрее он ее достигнет.
  3. Этап 3. Я принимаю решение. Научите ребенка совершать выбор правильно и осознанно. Расскажите ему, как аргументировано высказывать свое мнение, это пригодится ему на следующем этапе.
  4. Этап 4. Мой результат. А вот уже когда выбор сделан, нужно научить ребенка за него отвечать. Ребенок должен видеть границы своей ответственности и понимать, что же это значит – отвечать за себя. Ответственность подростков – тема сложная, и для того, чтобы этому научить, необходим комплексный подход.
  5. Этап 5. Моя инициатива. Когда ребенок пройдет все предыдущие этапы, реально  себя оценит и поймет за что он в силах отвечать, он сможет расширить свои возможности. Подросток осознает, что способен на большее, будет проявлять инициативу и действовать без страха неудач и сомнений.

Подводя итоги, выделим главное - залог формирование успешного и ответственного человек

  1. Воспитание мотивации к развитию,
  2. Навыков постановки целей
  3. Принятия ответственности за результат.

И чтобы ваш ребенок наверняка понял логику в ряде слов «подросток поступок ответственность», запишите его на наш тренинг «Я сам: развитие чувства ответственности» по ссылке http://tren-kot.ru/course/ya-sam-razvitiye-chuvstva-otvetstvennosti

Мы воспитаем чувство ответственности подростков, в том числе и вашего ребенка, а вы получите +1 к своей собственной ответственности  Или следуйте этим правилам каждый день и увидите эффект.

Результаты программы подтвердили много теперь уже ответственных участников.

www.tren-kot.ru

Как воспитать в подростке чувство ответственности

Повышайте ответственность постепенно. Подростку сложно из избалованного ребенка превратиться в ответственного взрослого. Поэтому переход должен быть плавным, с постепенным повышением сложности.

С раннего детства установите правила, которые ни в коем случае нельзя нарушать. Желательно, чтобы ребенок вырос с этими знаниями, потому что привить их в переходный период очень сложно.

Научитесь воспринимать подростка как взрослого. Прошли детские годы, когда родители полностью брали на себя ответственность за малыша. До определенного возраста опекать и защищать ребенка от проблем – прямая обязанность взрослых. Но важно знать меру и позволить подростку самому изучать мир.

Больше общайтесь с подростком, не дайте ему отдалиться от вас. Ваши разговоры не должны носить оттенок нотаций, вы не отчитываете ребенка, а объясняете и обсуждаете сложные ситуации в жизни. В таком ключе общение принесет больше результатов, чем воспитательные беседы.

Дайте подростку свободу. Не контролируйте каждый шаг, когда он идет с друзьями гулять. Не донимайте бесконечными звонками. Ослабьте контроль и покажите, что вы доверяете. Если ребенок слепо выполняет указания родителей, он не научится самостоятельности и не станет ответственным за свою жизнь.

Позвольте подростку совершать ошибки и исправлять последствия. Это не относится к криминальным или опасным занятиям. Но если студент прогуляет занятия и ему придется отрабатывать пропущенный материал, в дальнейшем он не будет так легкомыслен.

Не стойте над душой. Позвольте ребенку самостоятельно справиться со своими обязанностями. Не нужно напоминать или составлять подробную инструкцию. Если спросит – подскажете, но дайте возможность проявить себя. Начать можно с простых дел, а с возрастом усложнять поручения.

Напоминайте подростку о предстоящей взрослой жизни. Определите для себя, в каком возрасте вы отпустите ребенка в самостоятельное плавание. Постепенно подготавливайте его к этому. Сначала размытыми «Скоро ты будешь все делать самостоятельно», а потом конкретизируйте «Через 2 года станешь совершеннолетним, и тебе придется себя обеспечивать».

Не давайте слабину. Очень сложно смотреть на неудачные попытки ребенка, могут появиться мысли сдаться и самостоятельно решить все его проблемы. Но такая тактика навсегда сделает подростка зависимым от вас и безответственным. Если вы сказали, что учеба полностью на его совести, не нужно решать задачи или писать диплом. Только пройдя через это испытание, ребенок сможет повзрослеть и научиться ответственности.

www.kakprosto.ru

Раздаточный материал для родительского всеобуча на тему: "Воспитание ответственности у подростков"

Рекомендации для родителей

«Воспитание ответственности у подростков»

(методический материал для родительского всеобуча)

Как воспитать ответственность у подростков?

Существует множество методик по воспитанию подростков.

Но нет той единой универсальной формулы,

благодаря которой можно вырастить идеального человека.

Даже у самых хороших родителей могут быть дети с проблемами и, наоборот, в неблагополучной семье может вырасти хороший ребенок.

Как же привить правильные навыки подростку, сделать его жизнь успешной и счастливой, вырастить достойным уважения человеком?

Существует несколько правил, следуя которым,

можно направить ребенка-подростка на верный путь.

Советы для родителей по правильному воспитанию ответственности у подростков

  • Любовь. Необходимо каждый день повторять эти слова своим детям, пусть в их сердцах постоянно живет мысль о вашей любви. Даже, если подросток совершает плохой поступок, скажите, что любите его, но совершенное им действие вам не нравится.

  • Выбор ребенка надо уважать. Не высмеивайте подростка в его увлечениях, пусть даже они и странные для вас.

  • Прививайте чувство значимости семьи. Проводите вместе досуг, обедайте за одним столом, посещайте вместе родственников, семья – это важное в жизни каждого человека, а ребенок – ее составная часть.

  • Четкие ограничения. Если вы твердо уверены, что не стоит делать и куда не надо ходить подростку – следует строго запретить, аргументировав такой отказ. Это – ваш ребенок и ваша забота.

  • Найдите полезное дело для ребенка. Хорошим опытом станет участие в благотворительных проектах молодежных организаций. Сравнив свою счастливую и благополучную жизнь с ее обратным проявлением у других детей, подросток сделает правильные выводы.

  • Помощь по дому – обязательна. Приучайте подростка к обязательной помощи по хозяйству, все обязанности должны быть поделены между всеми членами семьи.

  • Честно и прямо расскажите подростку о возможных последствиях. Жизнь и поступки ребенка сегодня могут негативно отразиться на всей последующей жизни. Приводите наглядные примеры из жизни других людей. Приучайте к самостоятельности в ответе за свои действия.

Ответственность подростков:

почему так трудно бывает найти с ними общий язык?

Много соблазнов предоставляет жизнь в наши дни подросткам.

 Единственными верными и искренними учителями можете стать только ВЫ - родители. 

Но расположить ребенка к себе, помочь поверить ВАМ – задача непростая.

И именно здесь кроется ответ на вопрос о трудности воспитания.

Понять подростка, помочь разобраться, дать совет, стать надежным другом – это и есть найти ключ к сердцу своего ребенка!

infourok.ru


Смотрите также

АСТОК