Как развивать ребенка с рождения


Развитие ребенка до 1 месяца по неделям 🚩 дети в один месяц 🚩 Развитие ребенка

Сколько спит новорожденный? Совокупное суточное время сна у младенца в первую неделю жизни в норме составляет 20 часов, причем каждые 2-3 часа сна сменяются небольшими промежутками бодрствования. Ребенок просыпается только для кормления. Дыхание новорожденного во время сна может быть ровное и спокойное, если его сон глубокий, а если малыш во сне подергивает ручками и ножками, дышит нерегулярно, то сон поверхностный.

К концу первой недели жизни ребенок из всех запахов, его окружающих, уже может выделить аромат молока и повернуть голову в ту сторону, откуда он исходит. Это может быть либо материнская грудь, либо бутылочка со смесью.

Младенец понимает, сладкий или горький вкус у предлагаемого ему молока или молочной смеси.

Новорожденный может задержать свой взгляд на предметах, окружающих его вблизи, но лишь ненадолго.

Во время сна ребёнок может улыбаться и непроизвольно шевелить ногами или руками.

Чтобы не пугаться, родители должны иметь в виду, что дыхание новорожденного чаще в три раза,  чем у взрослого человека, к тому же оно нерегулярное и поверхностное.

Когда ребёнку пойдёт вторая неделя, он должен полностью восстановить тот вес, с которым был рождён. Еженедельная прибавка в весе должна составлять 150–200 г.

Как развивать ребенка в месяц? Можно учить малыша держать головку, выкладывая его для этого на животик, но делать это можно лишь в том случае, если зажила пупочная ранка.

В течение нескольких секунд малыш может наблюдать за яркой погремушкой или движущимся предметом.

Резкий звук заставит ребенка вздрогнуть и мигать, он прислушается и перестанет плакать.

До конца второй недели жизни ребенка может сохраняться физиологическая желтуха.

Что должен уметь ребенок в это время? На третьей неделе жизни малыш уже может взять в руку небольшой предмет или палец родителя. Он также способен рассматривать лицо взрослого, глядя в глаза.

Лежа на животе, ребенок пытается приподнять головку и оторвать подбородок от поверхности.

Теперь уже вполне осознанно он поворачивает голову в разные стороны, пока лежит на спинке и разглядывает окружающий его мир.

Процесс развития ребенка на третьей неделе очевиден: он оживляется в ответ на ласковую обращенную к нему речь, двигает ножками и ручками, ищет говорящего.

Сон трёхнедельного ребёнка в совокупности составляет 15–18 часов, за одно кормление он способен высосать до 80–100 мл материнского молока или молочной смеси.

Прибавка в весе у новорожденных за первый месяц жизни должна составить порядка 600–800 г, а в росте – 3 см.

Что может делать ребенок в этом возрасте? Он несколько секунд удерживает головку, пока лежит на животе. Малыш уже чётко знает мамин голос, узнаёт вкус и запах грудного молока или молочной смеси.

Именно в это время ребенок начинает улыбаться при ласковом к нему обращении, он в состоянии сфокусировать свой взгляд на лице разговаривающего человека, а также учится различать интонации обращенной к нему речи. В ответ он издает звуки.

Ребенок в 1 месяц может следить за предметом, только если тот перемещается в горизонтали.

Во время первого месяца жизни ребёнка нужно не забыть получить его свидетельство о рождении, которое выдается в ЗАГСе или в МФЦ. Для этого при себе необходимо иметь паспорта обоих родителей, справку о рождении ребенка, которую выдали в роддоме, а также свидетельство о заключении брака.

www.kakprosto.ru

Как развивать ребенка с рождения

Автор КакПросто!

Вот и послышался в вашей квартире первый плач новорожденного. Вы дома, роды позади, ритм жизни постепенно налаживается. Теперь следует приступить к развитию малыша, чтобы он не отставал от своих сверстников. Существует множество способов, которые способствуют раннему развитию ребенка.

Статьи по теме:

Инструкция

Сроки появления первых реакций на зрительные образы и звуки колеблются у разных детей в зависимости от зрелости их центральной нервной системы, от условий воспитания и состояния здоровья. Как только вы заметите, что малыш стал реагировать и пытаться сфокусировать свой взгляд на каком-либо предмете - помогайте ему научиться делать это. Купите погремушку и звените ею, только в отдалении, чтобы не напугать кроху. Чутко реагируйте на крик ребенка, общайтесь с ним, носите на руках - малыш быстрее научится следить за вашими перемещениями и акцентировать на этом внимание; у него выработается потребность в общении с вами и он будет реагировать, когда вы будете обращаться к нему.

Разговаривайте с крохой постоянно. Объясняйте свои действия, когда что-то делаете. Ведите как-бы диалог между собой, отвечая за малыша. Улыбайтесь как можно чаще, даже если у вас нет настроения. Дети очень чутко реагируют на отношение к себе и настрой родителей. Малыши, к которым всегда обращаются с улыбкой, значительно раньше развиваются и становятся добрыми оптимистичными людьми.

Подберите развивающие игрушки для ребенка. Они должны быть яркие и разноцветные. Будет неплохо, если они будут издавать мелодичные звуки. Подвесьте их над кроваткой, чтобы малыш мог наблюдать за ними. Если вы заметите, что кроха негативно реагирует на ту или иную игрушку - уберите ее, так как она сможет стать постоянным источником раздражительности.

Можете начинать читать книжки с первого месяца жизни малыша. Вам может показаться, что он не слушает ваше чтение, но на самом деле, происходит развитие слуховых рецепторов. Впоследствии, ребенок даже может будет узнавать какие-то сказки, то есть будет происходить и развитие памяти. Не думайте, что малыш до года - существо, которое ничего не понимает и не воспринимает. Относитесь к нему, как к полноценной личности, любите его, и вы увидите, что его развитие происходит стремительными темпами.

Видео по теме

Связанная статья

Как похудеть после родов

Источники:

  • развитие ребенка с рождения

Совет полезен?

Похожие советы

www.kakprosto.ru

Развитие ребенка с рождения до года — эффективное развитие

Некоторые принципы, о которых мы поговорим в этой статье, могут показаться вам очевидными, и вы уже интуитивно применяете их в своей жизни. Но ведь всегда приятно узнать, что ты и сам делаешь все правильно. Знания, что именно такие методы развивают ребенка, а не показывание карточек с точками (и другие широко рекламируемые бездоказательные способы), сберегут ваши нервы и прибавят уверенности вашим действиям. В этой статье, мы поговорим о ребенке с рождения до момента, как он научится ходить. В среднем это происходит в возрасте около года. Если ваш ребенок уже научился ходить, то вам подойдет статья про развитие от 1 до 3 лет.

Благодаря чему развивается ребенок с рождения до года? Что оказывает на него влияние и как ему задействовать свой потенциал? На все это существует лишь один ответ — родители и окружающая обстановка. Результат всей будущей жизни ребенка, лежит на действиях родителей и той среды, которую они создают. Основной постулат, который мы всегда должны помнить — каждое наше действие (даже напрямую не направленное на ребенка), отражается в нем и усваивается им. Ребенок после рождения неосознанно усваивает главное – тот, кто меня кормит, является проводником в этот мир, он дает мне пищу и защиту, а значит, он обладает эффективной моделью поведения для выживания, которою я должен перенять. Поэтому ваш ребенок будет отражением вас, ваших действий и вашего отношения к нему. Каждое действие и слово, каждый взгляд родителя, активирует все сознание ребенка, и он полностью воспринимает, обрабатывает и учится тому, что видит, слышит и чувствует.

 

Два первых принципа для развития младенца:

1. Создайте безопасную среду и спокойное окружение.
2. Минимизируйте постоянный стресс в жизни ребенка.

Развитие ребенка и познание им мира, происходит только тогда, когда он не чувствует опасности, когда окружающий мир для него безопасен. Если же ребенок испытывает стресс (при стрессе высвобождается гормон кортизол, который тормозит развитие мозга), его развитие замедляется, а обучение останавливается, активность восприятия мира сменяется защитой от него. Ресурсы для роста и развития, расходуются на сохранение энергии и на подготовку к защите от этого мира. У ребенка не должно быть стресса и страха из-за родителей и близких, а также из-за условий, в которых он живет. Стресс вызывают такие факторы как: ругань, холодные отношения в семье и к ребенку, пренебрежение потребностями ребенка (игнорирование плача, смены подгузников и пр.), постоянная смена обстановки, шум мешающий ребенку, навязчивые люди, неадекватные действия по отношению к нему и т.д. Все это не дает ребенку возможности находиться в спокойной и предсказуемой среде, которая так важна для развития. Поэтому важно создать и поддерживать благоприятную, спокойную обстановку, как в доме, так и в отношениях между членами семьи. Ребенок должен чувствовать от взрослых любовь, знать, что они всегда придут на помощь, а не оставят его одного.

Когда вы создали безопасную среду и минимизировали стресс в жизни ребенка, переходите к следующему:

 

3. Создайте теплые и крепкие отношения с ребенком, из которых сложиться доверие.
4. Реагируйте на плач ребенка, а не оставляйте его одного.

В первые 1–2 месяца после рождения, ребенок еще не готов активно встречать мир. Ему требуется время для адаптации после утробы матери к новой среде. Это период «донашивания». Не удивляйтесь, что ребенок проводит большую часть времени во сне, и удовлетворив свои физиологические потребности, засыпает дальше. С каждым днем время его бодрствования постепенно увеличивается, и он все активнее готов взаимодействовать с вами. Смотрите в глаза ребенку, улыбайтесь ему, говорите успокаивающим голосом. Если ребенок отвернулся от вас, в этом нет ничего страшного. Младенцы часто устают и нуждаются в отдыхе, когда взаимодействуют с взрослыми.

Главная задача родителя после рождения ребенка, выстроить с ним доверительные отношения, чтобы ребенок знал, что вы его любите, что вы всегда рядом и всегда придете к нему на помощь (покормить, защитить, успокоить и пр.). Через ваше отношение к ребенку, у него должно сформироваться доверие и ко всему остальному миру. Чтобы он чувствовал, что мир готов его принять. Тогда его развитие идет максимально активно.

Как достичь доверия и крепкой связи? Поддерживайте с ребенком теплые отношения, наполненные любовью и лаской, гладьте его, прижимайте к телу, улыбайтесь ему, а также не игнорируйте его плач-просьбы. Незамедлительная реакция на плач, дает ребенку ощущение безопасности и говорит ему о том, что все хорошо и можно пустить силы на развитие, а не на сохранение и защиту. Все прошлые миллионы лет, младенец всегда находился рядом с телом матери (на руках или в подобие слинга). И лишь только в последние века, родители начали оставлять ребенка одного в кроватке. Но ребенок остается таким же, как и сотни тысяч лет назад — он хочет, чтобы мама всегда была рядом с ним. Поэтому когда родители сразу реагируют на плач, это ускоряет развитие ребенка и он начинает раньше переходить к общению: гулить, вступать в зрительный контакт, показывать ручкой, лепетать и т.д. Все это способствует развитию коммуникации и интеллекта.

 

5. Веселитесь с ребенком, имитируйте его мимику, движения и звуки.

В первые месяцы ребенок не понимает слов, но хорошо разбирается в вашем настроении. Он различает, когда вы радостны и довольны, а когда грустны и встревожены. Поэтому старайтесь поддерживать хорошее настроение, ведь ребенку свойственно его перенимать. А так же почаще веселитесь с ребенком! Стройте гримасы, высовывайте язык, копируйте ребенка, преувеличивайте его мимику, но помните, что в первые два месяца он хорошо видит только на расстояние 25 см., поэтому приблизьтесь к нему. Такие действия не страшны для ребенка, а наоборот, он их очень любит и радуется им.

Ребенку нравиться, когда его имитируют, подражают его действиям, это помогает ему лучше осознать себя и развить собственные навыки. Повторяйте его звуки, мимику, движения, и тогда ребенок будет проявлять их более активно и пытаться изобразить новые. Попробуйте немного достроить к его имитации свое действие и посмотрите, повторит ли его ребенок. Например, к открытию рта добавьте высовывание языка, но делайте это медленно, повторяя раз за разом несколько раз в минуту, не забывайте и предоставить ребенку время для повторения. Младенец дольше и охотнее обучается с тем, кто подражает его поведению, чем с тем, кто просто контактирует с ним.

 

6. Постоянно разговаривайте с ребенком.

Ребенок живет в мире людей, основу которого составляет речь. Речь связана с интеллектом и обеспечивает коммуникацию, которая необходима для познания мира и выживания в нем. Продолжительные исследования американских ученых показали, что интеллектуальный уровень развития ребенка, зависит, прежде всего, от разговоров с ним. То насколько часто и разнообразно вы говорите с ребенком, используете объяснения или приказы, похвалу или порицание. Без общения мозг ребенка не задействуется должным образом и период до трех лет единственное «окно возможностей», которое если не использовать, невозможно будет наверстать. После трех лет ребенок просто не способен будет овладеть речью на приемлемом уровне, так как отделы мозга уже будут сформированы по другому принципу. Вред от недостатка общения, сравним с недостаточным питанием и сенсорной депривацией младенца. Общение с ребенком это фон, который всегда должен присутствовать в его развитии и в ваших с ним отношениях.

Для эффективного общения и развития, необходимо придерживаться нескольких рекомендаций:

  • Постоянно разговаривайте с ребенком. С самого рождения лучше использовать короткие предложения. Так ребенок научается понимать каждое слово и его значение.
  • Со временем начинайте использовать все больше разнообразных слов. Описывайте то, что видит ребенок, какое оно цветное, красивое, вкусное, какая у него форма, какое оно приятное на ощупь и т.п. Указывая и показывая предметы, называйте их и действия, что производите с ними.
  • Общение должно быть позитивно окрашено. Ребенок должен получать положительные эмоции от общения и видеть, что оно вам нравится. Используйте юмор. Это отличное средство, которое любят наблюдать дети (даже не понимая) и производить взрослые.
  • Не бойтесь использовать «детский лепет» в общение с ребенком. «Сюсюканье», повышает тональность речи, что позволяет ребенку до 2 лет эффективнее и быстрее усваивать язык и развивать речевые навыки. Также ребенок лучше фокусируется, так как понимает, что данная речь обращена именно к нему. Существует миф, что если говорить так с ребенком, то это останется у него на всю жизнь, но исследования доказывают — к 3 годам такой стиль общения полностью исчезает из жизни ребенка, оставляя после себя только позитивный эффект для речи и интеллекта ребенка.
  • Избегайте приказов, запретов, порицания, механических фраз: «садись», «ешь», «спи» и т.п.
  • Вместо этого, чаще одобряйте (словесно) действия ребенка и поддерживайте его.

Но не забывайте, что ребенок может устать от общения с вами, тогда он просто отвернет головку — дайте ему отдохнуть.

 

7. Внимательно слушайте ребенка.

Ребенок такой же человек, как и вы. Он непременно захочет выразить себя, пытаясь ответить на ваши слова и действия с ним, таким образом, заговорив с вами. Сначала он будет делать это при помощи мимики, звуков, направленного взгляда, жестов, затем появится улыбка и гуканье. Со временем появится лепет и лишь потом первые слова. Ребенок будет отвечать, подавая всеми доступными для него способами, что ему нравиться, а что нет, что ему интересно, чего он хочет. Важно, что ваши реакции на действия ребенка определяют, насколько эффективно он будет развиваться, сможет ли он выстроить когнитивную схему — «Я могу влиять на мир, и он мне отвечает».

 

8. Развивайте диалог.

Эффективность обучения растет с вовлеченностью ребенка. Поэтому в общение придерживайтесь диалога, побуждайте ребенка отвечать вам. Обратная связь лучший способ научиться, ведь язык можно освоить, только используя его. Побуждайте ребенка отвечать тем способом, который он уже усвоил — жесты, гуленье, лепет. Оставляйте время после своих фраз, чтобы он успел ответить. Придерживайтесь определенного ритма, так ребенку легче понять, что вы выстраиваете диалог. И побуждайте его своим взглядом и мимикой к ответным действиям, тогда будете говорить не только вы, но и ваш малыш. Вы выстроите с ним настоящий диалог двух разумных существ!

 

9. Привлекайте к общению другого взрослого.

В жизни ребенка есть не только мама, но и папа, и другие близкие родственники. И младенец готов взаимодействовать не только с одним из взрослых, но и с двумя сразу. Пригласите другого родителя (родственника) и общайтесь между собой, ребенку интересно наблюдать и узнавать, как взаимодействуют между собой взрослые, он также со временем попытается включиться в ваш разговор. Ребенок должен наблюдать, как выстраивают свой диалог взрослые, тогда он быстрее сможет усвоить устройство диалога.

 

10. Носите ребенка на руках или в слинге, чтобы он больше видел мир. Больше гуляйте.

Когда ребенок немного подрастет и начнет держать головку, он уже не захочет постоянно лежать на одном месте, у него будет возможность активно изучать мир вокруг. Выходом для него станет слинг, из которого он будет смотреть на куда более разнообразный мир, чем из коляски или находясь дома. Находясь внутри привычной коляски, он может смотреть на: коляску, на небо, деревья и на вас. В слинге он будет видеть почти все то же что и вы. Он будет самостоятельно искать интересное, а точнее, на чем именно, из всего такого интересного задержать взгляд. Все это не пройдет для ребенка зря, он обогатит свое представление о мире и объектах существующих в нем. Дети наиболее внимательны в вертикальном и полувертикальном положение, чем лежа. Лежание же напоминает им сон. Также ношение ребенка у тела обеспечивает более близкий и теплый контакт, который укрепляет доверие между вами. Большое значение на ребенка оказывает родитель, что он видит и показывает ли это ребенку. Со временем, используйте прогулочную коляску, чтобы ребенок видел мир перед собой.

 

11. Показывайте и объясняйте ребенку.

Для ребенка важно не только увидеть новое и интересное, но и понять это. Когда вы носите ребенка, он начинает протягивать ручку к интересующим его предметам. Подойдите к этому предмету, пускай ребенок его потрогает, поизучает, ведь это самый лучший опыт и способ познания. Потом подойдите к другому предмету, и так пока ребенок не насытит свой познавательный голод, который так силен у детей. И не забывайте говорить в этот же момент про эти вещи: их названия, описывайте их формы, цвет, что эти вещи делают и т.д.

Когда ребенок еще лежит в кроватке и не держит в руках предметы, то вы можете подносить к нему их и демонстрировать — показывайте и описывайте какие они разные по форме, по текстуре, по звуку, цвету и т.д. Показывайте и объясняйте, как их можно ударять, тереть друг об друга, заставлять издавать звуки и т.п.

Когда ребенок начнет использовать ручки, а потом и сидеть, продолжите такие демонстрации. Ведь он очень захочет делать с ними то же самое, и чтобы вы в это время были рядом! Показывайте, как действовать с ними, чего можно добиться, делая сначала одно, потом другое. Все это оказывает сильный положительный эффект, как на развитие моторики, так и на интеллект ребенка.

 

12. Двигайтесь и стимулируйте движения (подбадривайте, радуйтесь успехам, показывайте пример).

Младенцу, чтобы из стадии «лежачего комочка» добраться до стадии ходьбы, требуется в среднем около года. И за этот год ребенок научается основным движениям: держать головку, использовать руки и ноги для захвата, сидеть, ползать, стоять. Все эти движения подготавливают овладение более сложными моторными навыками и обеспечивают когнитивное развитие. В первые годы жизни, ребенок учиться не просто действовать с игрушками, он постигает простейшие законы физического мира — гравитацию, когда выкидывает игрушку из кроватки, инерцию, когда бьет одну игрушку о другую и т.д. Когда, например, он начинает впервые вставать, он развивает самостоятельность и упорство, чувствуя гордость за свои новые способности. Поэтому активность необходима не только для овладения моторными навыками, но и для развития всех остальных компонентов личности ребенка.

Дети не научатся забираться по лестнице, если не будут пытаться этого делать. Они не смогут бросать мяч, если не будут в этом практиковаться. Дети, которым не удается проявить свою активность в полной мере, в силу различных причин (запреты родителей, постоянное нахождение в манеже, скудность и однообразность игрушек, отсутствие людей для подражания и пр.), развитие двигательных навыков может проходить замедленно. Поэтому целью родителей, является всевозможная поддержка и стимуляция движений ребенка:

  • Подбадривайте. Когда ребенок делает первые попытки сидеть, ползать, вставать и т.д., родителю нужно подбадривать ребенка, говорить ему какой он молодец, как хорошо у него получается, «Давай еще разок» и т.п. Так у ребенка будет куда больше мотивации продолжать упражняться в овладение новыми навыками.
  • Стимулируйте овладеть новыми навыками. Например, когда ребенок сидит, положите перед ним мягкую игрушку, или протяните ручки, тогда он захочет достать ее и будет пытаться добраться до нее, вырабатывая навыки, необходимые для ползанья. Но не давите на ребенка! Не все ваши попытки будут подходить под его актуальные возможности, если не получается, нужно подождать некоторое время, чтобы сформировалась физиологическая возможность для движений.
  • Показывайте примеры действий. Например, тренировка пинцетного захвата или перекладывание из руки в руку. Действуйте медленно, чтобы ребенок успевал разглядывать ваши движения. Как вы берете большим и указательным пальцем небольшую игрушку или перекладываете погремушку из одной руки в другую, повторяя это снова и снова.

 

13. Обеспечьте свободную и благоприятную развивающую среду.

Когда ребенок начинает сидеть и ползать по дому, самое время серьезно задуматься о его безопасности. В этом возрасте, он будет игнорировать ваши запреты, поэтому надежнее обезопасить сам дом — спрячьте опасные предметы, а пространства и мебель сделайте безопасными для ребенка. Если невозможно, то блокируйте опасные предметы, чтобы ребенок не мог к ним подобраться. Дорогие вам вещи лучше убрать в недоступное для ребенка место. Когда ребенок будет в безопасности, позвольте ему свободно передвигаться по дому и пользоваться окружающими его предметами, открывать ящики, играть с посудой и пр. Так он осознает, насколько мир интересен и насколько он больше его кроватки. Что существует множество разнообразных предметов, которые не похожи на его игрушки, что ему предстоит еще многое перепробовать на вкус и действия.

В такой среде ребенок сам идет вперед, он научается самостоятельно познавать и исследовать окружающий его мир. Открытие новых горизонтов и преодоление преград, познание нового и неизвестного, начинается у ребенка с момента первого самостоятельного передвижения. Вот почему важно дать ему возможность свободно путешествовать по дому. Так мы сможем создать из естественной среды обитания ребенка — обогащенную развивающую среду, в которой развитие станет стихией, обыденным и приятным делом, а не навязанным извне специальным заданием, за которое мы так не любим систему образования. Насильное же удержание ребенка на одном месте, различные манежи, обедненность среды, сильно ограничивают познание, самостоятельность и любознательность ребенка, его инициативу двигаться.

Принцип развития в благоприятной среде предельно прост — с чем сталкивается ребенок, что его окружает, то он и усвоит. Если ребенок живет среди музыки, он будет развиваться в ней, если окружить его числами, то может развиться гениальный математик. Если он окружен заботой и любовью, это же и проявиться в нем. Если вы с ним много говорите, то он лучше освоит язык. Когда среда ребенка наполнена интересными предметами и явлениями, он заинтересуется ими.

Когда ребенок бодрствует и не знает чем себя занять, вокруг него одно и то же небольшое количество знакомых предметов, а действия взрослых с ним примитивны и однообразны, то ребенок растет в обедненной среде и его развитие заторможено. Развитие активнее идет, когда постоянно появляется что-то новое и интересное в жизни ребенка, вызывая в нем любопытство и желания.

 

На этом мы заканчиваем основные принципы по развитию ребенка до года. Как вы могли убедиться, для развития ребенка в первый год жизни не нужны специальные методики и центры, не нужны и «развивающие карточки», и огромное количество игрушек. Для развития достаточно быть любящим, адекватным родителем, который уделяет время своему ребенку и который получает удовольствие от общения с ним.

Если вам еще нет года, но ваш малыш уже ходит, то ознакомьтесь со следующей статьей — развитие ребенка в 1–3 года.

 

progressio.me

Как развивать ребенка с рождения: практические советы и рекомендации

Интенсивное развитие малыша приходится на первый год его жизни. Каждый день родители замечают изменения в его мимике, издаваемых звуках, умениях. Помочь крохе познавать мир лучше всего в игровой форме. Большой выбор различных методик и готовых материалов поначалу может сбить с толку. Существуют также целые развивающие программы с рождения. Кажется, что одна эффективней другой. Как же разобраться новоиспеченным родителям в том, что сегодня предлагает современный мир? Какие занятия и игры актуальны в тот или иной период? В этой статье можно найти ответы на эти вопросы и узнать много интересного.

Этапы развития ребенка

Первый важный этап в жизни каждого ребенка - первый месяц жизни, когда его еще принято называть новорожденным. Второй этап - до трех месяцев жизни, когда малыш начинает активно двигаться, переворачиваться. Следом идет очень важный период до шести месяцев. На данном этапе у ребенка развиваются способности к ползанию, удерживанию игрушки в руке. Малыш активно издает различные звуки, реагирует на голос взрослого и пытается вести свой диалог. Чтобы помочь крохе познавать мир во всех его ярких красках, не требуется затрачивать много усилий. Все, что необходимо взрослому, может оказаться под рукой.

Третий этап - возраст до двенадцати месяцев. К этому периоду малыш уже умеет много нового, и впереди его ждут еще большие открытия. Взрослый должен помочь ребенку произнести первое слово, сделать первые шаги. И для того, чтобы это произошло, есть несколько хитростей, которые легко использовать в процессе развития ребенка.

Оказавшись в детском магазине или зайдя на страницу интернет-магазина лучше всего ориентироваться на градацию разделов по возрасту. Игрушки и другие детские товары должны быть не просто качественными, доступными по цене и безопасными. Они должны чему-то научить ребенка на данном этапе развития.

Первые три месяца

Как развивать ребенка с рождения и насколько это необходимо в первые дни его жизни? Время с новорожденным летит незаметно. Кажется, что один день похож на другой. Все потому, что в жизни малыша и его мамы происходят глобальные изменения. На данном этапе вопрос, как развивать ребенка с рождения, стоит у родителей совсем не на первом месте. И правда, обучать его цветам и звукам на этом сроке будет совсем не актуально. Что же главное в первом месяце жизни малыша? Сохранение чувства близости и присутствия рядом с грудничком. Поэтому педиатры рекомендуют в периоды бодрствования малыша чаще прикасаться к нему, гладить, держать на руках, разговаривать мягким и спокойным голосом.

Со второго месяца жизни у крохи появляется больше времени, когда он бодрствует. И это хороший повод для новых открытий. Как правильно развивать ребенка с рождения и на что стоит обратить внимание? Мама может заметить, как ребенок начинает реагировать на громкие звуки. Если он заплачет, звук погремушки может на некоторое время отвлечь малыша. Будет лучше, если игрушка разноцветная, двух-трех цветов. В будущем это позволит продолжить развивающие уроки по изучению цветов.

Развитие мимики у малыша первых трех месяцев жизни происходит незаметно для окружающих. Все очень просто, он различает улыбку и лица тех, кто находится рядом. Если мама радуется, малыш отвечает ей тем же.

Развитие с помощью музыки

На голос и звуки ребенок начинает реагировать уже с рождения. Более четкие движения мама может заметить после первого месяца жизни, когда на ее голос малыш начинает поворачивать голову. Как развивать у ребенка с рождения реакцию на звуки и голос? Существует несколько способов:

  • Мамин голос, который малыш слышит чаще всего. Можно петь песни, рассказывать о том, чем кто чем занят в данный момент, что делает. Главное следить за тембром голоса и темпом речи. Голос должен быть спокойный, мягкий, мелодичный. Малыш таким образом познает настроение мамы, учится и подражает. В будущем ребенок будет копировать речь родителей и подражать им, произносить слова в таком же стиле.
  • Инструментальная музыка, звуки природы способствуют успокоению, погружению в иное пространство, где развивается воображение. Если это музыка без слов, то она должна быть спокойной, тихой, без резких перепадов. Включать музыку стоит в моменты, когда у ребенка хорошее настроение. Она способствует расслаблению и снижению чувства тревожности, которое свойственно грудничку первых трех месяцев жизни.
  • Для малышей в возрасте от трех месяцев и старше, когда их время бодрствования становится больше, в качестве развивающих игрушек можно предложить использовать музыкальные инструменты. Не стоит сразу покупать барабан или клавесин. Небольшой колокольчик, детские маленькие маракасы, погремушки, которые удобно держать в руке, станут первыми проводниками в мир громких и звонких звуков. Некоторые развивающие игрушки и коврики сочетают в себе несколько подобных функций.

Рекомендации педиатров

Во время ежемесячного осмотра у педиатра врач обязательно дает рекомендации о том, как развивать ребенка с рождения по месяцам. Для малышей первых трех месяцев жизни крайне важно чувствовать присутствие любящего родителя. Поэтому в последнее время все больше врачей ратуют за то, чтобы мамы не отказывались от совместного сна с малышом, хотя бы в дневное время. Это развивает в ребенке чувство уверенности в том, что его не оставили одного, он нужен и находится под защитой. В будущем это окажет влияние на связь ребенка со взрослым, их взаимоотношение.

На третьем месяце жизни рекомендуется пройти первый курс массажа. Он позволит развить мышцы и суставы, укрепит скелет. После таких занятий малыши быстрее начинают переворачиваться, садиться, а потом и ползать. Это важный этап развития ребенка.

Четвертый месяц

Любознательный кроха все больше активничает и в это время ему надо успеть сделать очень много дел. Он изучает себя, поэтому руки лезут в рот так часто, как и все, что окажется рядом. На данном этапе подходящие развивающие игры для детей с рождения (в частности, для четырехмесячного малыша) - это:

  • Развивающие коврики, которые будут стимулировать малыша переворачиваться и тянуться вверх за игрушкой. лучшее место для этого чисты пол.
  • Кроватка также может стать местом для развивающих занятий, на расстоянии 30-40 см от малыша можно повесить детский мобиль или колечки, за которые можно ухватиться руками. Безопасность материала, из которого они должны быть изготовлены, немаловажный момент. Если это пластмасса, то за такими изделиями проще ухаживать. Текстильные развивающие мобили не причинят вреда, малыш сможет их сминать в руке.

Пятый месяц

Если ребенок уже может подниматься на руках и некоторое время находиться в таком положении, маме рекомендуется стимулировать каждое такое движение. Любимую игрушку можно положить не рядом, а на небольшом удалении от малыша. Не стоит помогать ему, пусть он ворчит, если не сможет взять ее сразу. Некоторые малыши в этом возрасте учатся садиться. Поэтому родитель может заметить, что все чаще ребенок заваливается на бок, может находиться некоторое время в положении полусидя. Самое забавное занятие у ребенка потянуть свою ногу в рот. Таким образом он может занимать себя длительное время. Это своеобразный способ развития и познания своих частей тела.

В возрасте пяти месяцев малышу можно показывать различные картинки, развивающие у детей с рождения цветовое восприятие и форму. Поэтому можно начинать читать детские сказки и маленькие потешки. Желательно выбрать книги со страницами из плотного картона. Чтение книги развивает у ребенка с рождения слух и внимание. Подойдут любые художественные произведения, содержание которых простое в понимании и легкое в восприятии.

Шестой месяц

К этому времени родители уже обладают некоторыми знаниями в плане того, как развивать ребенка с рождения. Шестимесячный грудничок очень подвижный и требует все больше внимания. Направить энергию в нужное русло помогут различные игры и забавы. С их помощью можно научить малыша ползать и стоять на четвереньках. Если ребенок уже уверенно сидит сам, то его можно потихоньку приучать к передвижению с помощью мобиля. Ориентироваться необходимо на развитие и физическую готовность. Ни в коем случае не стоит принуждать кроху. Любые игры и занятия должны проводиться только при хорошем самочувствии и настроении малыша.

В шесть месяцев грудничок умеет или учиться тому, чтобы играть самостоятельно какое-то время. Если занять его процессом складывания или поиска, то на это он может затратить от 5 до 15 минут. Развивать координацию движений можно с помощью простой пирамидки. Чтобы все колечки или кубики оказались на подставке, их надо нанизать одна на другую. Это могут быть также мягкий конструктор или кубики. Родители с опытом рекомендуют использовать игрушки, которые легко стирать или мыть. Малыш не только учиться на ощупь определять предметы и изучать их, но и пользуется любой возможностью отправить игрушку в рот. Чтобы отвлечь его от этого, можно вспомнить старую игру «Ладушки». Весело хлопая в ладошки, у малыша развиваются координация рук, а также происходит своеобразный массаж.

Продвинутые родители стараются с рождения развивать ребенка. Как только вводится прикорм, начинается новая ступень в плане изучения вкусовых качеств новых продуктов. Если малышу хочется самому попробовать взять пюре ложкой и отправить ее в рот, не стоит этому противиться. Это также касается и использования специальной кружки-непроливайки. Некоторые из них имеют трубочку, через которую малыш учится пить, втягивая воду и сглатывая ее. Этот навык позволит в будущем пить соки и напитки, не поперхнувшись. Свойства посуды также могут стать элементом развития. Так, в продаже встречаются специальные ложки-хамелеоны, которые с понижением температуры меняют цвет.

Седьмой месяц

Активное ползание и познание всего, что может оказаться под рукой у малыша, позволяет превратить весь дом в сплошное поле для развития навыков. В плане безопасности стоит позаботиться о том, чтобы под рукой не оказались хрупкие предметы, острые углы, горячие приборы и двери, которые могут прищемить пальцы. В тоже время не стоит превращать место для перемещения малыша в стерильную и пустую комнату. Любознательность - вот что позволяет развивать интеллект ребенка после рождения. Как только ему становятся доступными шкафчики с различным содержимым и ящики родителю остается только приглядывать за тем, чтобы комната не превратилась в свалку. Поэтому можно ограничить его зону каким-то одним отделом, например с кастрюлями, в которые вложены различные миски. Это замена пирамидкам и сортерам, но при этом не требует от родителя дополнительных денежных затрат.

Если малыш начинает самостоятельно вставать и передвигаться, то лучше воспользоваться ходунками. Дети, которые во время бодрствования спокойно находятся в кроватке, могут научиться первым шагам, передвигаясь по ее периметру, держась за мягкие бортики.

Можно продолжить изучение форм предметов, цвета, частей тела. Если родитель до этого времени активно взаимодействовал с малышом, разговаривал и в игровой форме рассказывал ему об этом, то ребеночек сможет ответить на вопрос, указав на правильный ответ пальцем. Это могут быть самые простые вопросы, например, «Где мама?», «Где носик?». Также в возрасте шести месяцев ребенок учится подражать взрослому, издавая различные звуки. Родитель может подражать звукам, которые произносят животные. Самые простые слоги в дальнейшем помогут перейти к первым словам. Например, «ме-ме», «му-му», «мяу», «ав». Такие развивающие игры с рождения позволяют развить память и воображение.

Чем занять восьмимесячного карапуза

Время летит незаметно, и уже прошло восемь месяцев с рождения ребенка. Как развивать малыша в этом возрасте? Важно поддерживать его знания и стимулировать к новым умениям. Развитие опорно-двигательного аппарата - одна из ключевых задач. Педиатры рекомендуют к этому времени пройти еще один курс массажа. Если кости малыша готовы, то в 8 месяцев он уже уверенно сидит сам, при этом держит спину ровно, ходит, держась за опору, падая, приземляется на попу.

Во время бодрствования, когда кроха хорошо и спокойно себя чувствует, можно увлечь его показом различных обучающих карточек с изображением животных, форм, цветов. Так мы и развиваем ребенка. От рождения до года данная методика имеет свои направления с учетом возраста и в дальнейшем может активно использоваться родителями в качестве игры.

От девяти месяцев до года

Когда мы развиваем ребенка от рождения до года, то считаем, что на это тратится много времени и денег. Однако не стоит забывать, что большинство предметов доступны и находятся под рукой, не требуя лишних затрат. Даже привычные бытовые манипуляции вполне способны увлечь внимание крохи. Ведь для него это все происходит впервые.

Один из важных бытовых навыков - общение со взрослыми, его можно развить с помощью простых движений, например, махать рукой при прощании или при встрече. Некоторые родители отмечают, что на данном этапе кроха может больше требовать внимания мамы. Он уже понимает, когда она рядом и когда ее нет. Страх остаться без нее, пусть даже со знакомыми и родными, может его сильно напугать. Вот почему важно, чтобы в процессе воспитания грудничка участвовали оба родителя с рождения. Развивающие занятия могут занять малыша и увлечь на долгое время, но даже если в момент ухода мамы он занят, ни в коем случае нельзя уходить тайно. Взрослые должны научить ребенка расставаться с мамой и радоваться при встрече с ней. Ребенок уже многое понимает, его легко занять или отвлечь, не пугая при этом расставанием с мамой.

fb.ru

☀ Воспитание ребенка ☀ до года по месяцам

Когда семья вырастает на одного человека, всё в ней меняется. Время начинает течь по-иному и подчиняться новым требованиям. Первый год жизни ребёнка его родители привыкают к новому статусу, изучают вопросы, которые раньше их не волновали, находятся в постоянном самосовершенствовании.

Развития ребенка по месяцам от 0 до года

Вопрос воспитания и развития ребенка до года выходит на первый план.

Новорожденный ребенок — новый член семьи. Пора приступать к воспитанию

Месяц первый

Заниматься ребёнком необходимо с первых же дней его жизни. До года закладывается фундамент его дальнейшего развития. Как бы ни казалось, что малыш ещё ничего не понимает и не воспринимает, это не так. Уже с первых дней кроха реагирует на звуки, различает тон разговора, мелодичность речи, отличает свет от темноты, по запаху чувствует присутствие мамы поблизости, чувствует прикосновения.

У ребёнка развиты безусловные врождённые рефлексы, например, он ищет мамину грудь и сосёт её, вздрагивает от резких звуков, шагает ножками, если держать его над поверхностью вертикально, хватается ручками, и еще около семидесяти различных рефлексов. Малыш не настолько не приспособлен, как кажется.

Малыш в 1 месяц уже узнает маму

В данный период правильно будет развивать и воспитывать детей несложными методами. Развивать цветовое зрение, располагая яркие контрастные мобили, погремушки-гирлянды на расстоянии 30 см от глаз малыша. Учить фиксировать взгляд, двигая яркой погремушкой перед глазами малыша до расстояния около 20 см, а затем, дождавшись фиксации взгляда на ней, перемещая её в стороны, вверх и вниз. Развивать слух малыша, ласково с ним разговаривая, включая музыку, гремя мелодичными погремушками.

Необходимо носить ребёнка на руках, устраивать ему экскурсии по квартире, рассказывать обо всём вокруг.

Второй месяц

Ребёнку на протяжении всего первого года жизни важен физический контакт. Ощущение близости, защищённости. Нужно носить кроху на руках, делать ему массаж, как можно чаще улыбаться ему и стараться вызвать его улыбку.

На втором месяце жизни важно продолжать развивать у детей зрение и слух. Предметы для изучения располагают уже на расстоянии 30-50 см от глаз малыша. Звуки для изучения становятся разнообразнее.

В два месяца для ребенка самое важное — физический контакт с родителями

Важно развивать тактильную чувствительность, давая ребёнку материалы, игрушки различных фактур.

Для развития умения держать головку перед малышом, лежащим на ровной поверхности, перемещают какой-то яркий предмет, катают шарик. Малыш будет следить за ним, напрягать мышцы шеи.

Третий месяц

Ребёнок на третьем месяце умеет смеяться, гулить, проявлять эмоции. Ему важно внимание окружающих. Маме, папе, бабушкам нужно брать его на руки, разговаривать с ним, рассказывать о том, что вокруг происходит, читать книги.

В этом возрасте с ребёнком можно играть погремушками, воздушными шарами. Колокольчиками, бубенчиками… всем, до чего ребенок захочет дотянуться и ощутить неповторимость предмета. Необходимо помогать ребёнку познавать разнообразие окружающего мира.

Малыш в 3 месяца хорошо держит голову и реагирует на игрушки

В этом возрасте дети уж копируют мироощущение родителей. Если мама со страхом воспринимает что-либо, малыш тоже будет тревожен.

Чтобы воспитать малыша смелым и уверенным, необходимо проявлять больше позитивных эмоций, чаще улыбаться ребёнку.

Четвёртый месяц

В этот период малыш уже уверенно держит головку, активно жестикулирует руками и ногами, изучает их, переворачивается. Теперь ребёнок уже смотрит на предметы, а не просто видит их. Он различает голоса, звуки. Чувствует потребность в маме не только для изучения её самой, но и всего вокруг.

Нужно следить за режимом дня ребёнка, корректировать его по необходимости. В три-четыре месяца у ребёнка в среднем должно быть около 15 часов сна. 10 ночью и остальное распределено на три дневных сна.

Малыш в 4 месяца сам переворачивается и пробует двигаться

Если родители приняли решение, что малыш должен спать только в своей кровати, то уже в этом возрасте необходимо укладывать его на каждый сон только туда, воспитывать дисциплину не только у ребёнка, но и у себя.

Месяц пятый

Малыш уже не просто гулит и агукает, а произносит различимые звуки. Он может видя игрушку, дотянуться до неё. Может уверенно удерживать её. У ребёнка появляются любимые игрушки. Все вещи он пытается воспринимать тактильно и на вкус. Малыш уже хорошо окреп: приподнимается на руках, тянет ноги в рот, встаёт на четвереньки.

Малыш в 5 месяцев тянет ноги в рот и пробует вставать на четвереньки

Важно продолжать поддерживать максимальный физический контакт с малышом.

Носить на руках, разговаривать с ним, отвечать на его реплики, улыбаться ему. Воспитывать в ребёнке чувство ритма, пританцовывая под музыку с ним на руках, сопровождать счётом массаж и гимнастику.

Шестой месяц

Ребёнок в этом возрасте уже может держать игрушки в двух руках, перекладывать их, правильно выбирать требующуюся. У него получается бросать игрушки, а это для него сложнее, чем брать их. Сидит и пытается ползать.

Малыш в 6 месяцев уже хорошо сидит

Детей первого года нужно хвалить за достижения, словами и действиями. Гладить детей по голове, аплодировать им.

Ребёнку доставляет радость, что им довольны. Свои эмоции эмоции малыш проявляет, как умеет, так, чтобы выявит своё желание чего-то он может капризничать и плакать. Малыш не манипулирует родителями, а просто не умеет по-другому сообщать о своих потребностях или недовольстве. Чтобы в последствии не вырастить малыша капризным и эгоистичным, необходимо пытаться понять его потребности, и не ждать истерик и надрывного плача.

Месяц седьмой

У ребёнка формируется новый режим. Родители должны быть внимательны к крохе и помочь ему адаптироваться в этом. Малыш спит 13-14 часов в сутки. 10 часов ночью и два дневных сна по 1,5 или 2 часа.  Нужно помогать ребёнку развивать речь, повторяя слова по несколько раз, показывая на предметы называть их.

Малыш в 7 месяцев уверенно ползает

Эмоциональная привязанность детей становится заметной. Малыш может расплакаться не только из чувства голода, но и от чувства тревоги, страха, незащищённости без мамы.

Ребёнок различает тон, с которым с ним разговаривают, необходимо использовать это для воспитания малыша, разговаривая с ним ласково или строго.

Восьмой месяц

Малыш уже умеет правильно сортировать игрушки по цветам или размерам. Умеет совершать с ними различные манипуляции: бросать, трясти, складывать, открывать. Кроха улыбается своему отражению. Умеет садиться и вставать у опоры.

Малыш в 8 месяцев понимает назначение предметов

Нужно продолжать помогать ребёнку развиваться. Следует описывать действия, которые происходят, предметы, которые в этом участвуют. Разговаривая, не стоит искажать слова по-детски, их нужно произносить правильно. Нужно выслушивать лепет ребёнка и отвечать ему, чтоб малыш понимал, как происходит общение.

Самое главное, стоит почаще говорить малышу о своей любви и о том, какое счастье, что он такой, какой он есть.

Девятый месяц

Малыш осознанно произносит первые слова, пытается делать первые шаги. Ему стали особенно интересны все мелочи, окружающие его. Он встаёт везде, где есть опора. Взрослым необходимо быть особенно внимательными к своему чаду и к тому, что вызывает его интерес.

Малыш в 9 месяцев понимает речь и передвигается с опорой

Нужно продолжать поддерживать в ребёнке интерес к развитию, к познанию до года и далее. Все игры и игрушки детей являются объектом познания. А вещи и предметы из обихода взрослых интересны вдвойне. Не запрещайте ребёнку их изучать, а объясняйте, как они устроены, как работают.

Десятый месяц

Ребёнок понимает многое о чём с ним говорят. С увлечённостью играет в игры «Ку-ку», «сорока-ворона», «ладушки». Радуется, когда его хвалят. У ребёнка уже довольно хорошо развита координация и он может добраться практически до всего, что его интересует, ползая, вставая, двигая какие-либо предметы. Мама для этого ребёнку уже не нужна.

Малыш в 10 месяцев самостоятельно находит себе игру

Нужно дать ему простор для движения и самореализации, воспитывая в малыше самостоятельность и уверенность в себе, при этом постоянно держа под контролем его передвижения.

Месяц одиннадцатый

Малыш понимает и выполняет простые просьбы: дай погремушку, принеси мяч, открой коробочку, сядь здесь… Нужно хвалить ребёнка за выполненные действия, всё время подбадривать его. Не стоит ругать, когда что-то не получается.

Малыш 11 месяцев начинает ходить

В этом возрасте необходимо уже создавать условия для общения ребёнка с другими детьми. Нужно учить его простейшим навыкам коммуникации, объяснять, что не стоит бояться посторонних.

Двенадцатый месяц. Ребёнку год!

Ребёнок одного года понимает «нельзя» и «можно», различает не только интонации, но и слова. Он умеет разговаривать на своём языке. Близкие умеют его понимать, посторонние нет. К посторонним дети одного года относятся настороженно. Игры ребёнка становятся совсем разнообразными и познавательными: он уже умеет собирать пирамидку, разбирать машинку, копаться в песке.

Для детей любого возраста главное — любовь родителей

С ребёнком по-прежнему необходимо много заниматься, вовлекая в его развитие и воспитание игры, например, пирамидки и кубики развивают моторику, матрёшки, сортёры и разнообразные коробочки воспитывают познавательные способности, машинки, каталки совершенствуют координацию движений.

Самое важное в воспитании и развитии малыша в возрасте до года – это постоянный физический контакт с ним.

Приучение к питанию, установление режима дня, ежедневные прогулки, игры – все небольшие шаги в воспитании детей первого года должны быть сделаны с большой любовью.

detki.guru

Как развивать новорожденного

Совсем недавно вы штудировали литературу о легких родах и налаживании грудного вскармливания, и вот первые дни с малышом на руках уже позади. Кроха потихоньку привыкает к жизни вне маминого уютного животика, а вы привыкаете к своей новой жизни – полной больших радостей и маленьких тревог. Где-то в уголках памяти начинают всплывать обрывки прочитанного о раннем развитии, что-то про потешки, выкладывание на живот, стимуляцию хватательного рефлекса…

Но давайте обо всем по порядку. И не удивляйтесь, пожалуйста, названию статьи. Я не буду призывать вас скорее начинать показывать малышу карточки с буквами и учить складывать пирамидку кроху, который еще только учится фокусировать взгляд на заинтересовавшем его предмете и знакомится с собственным телом. Все занятия, которые мы обсудим далее, основаны на особенностях физиологии и психологии новорожденного. Но вы должны помнить – все, что вы сейчас делаете для своего малыша, – песни, которые вы поете, тон голоса и выражение лица, с которым вы обращаетесь к ребенку, то, как вы осуществляете стандартные гигиенические процедуры, каким образом реагируете на его плач, то, чем заполняете короткие промежутки его бодрствования – все это не проходит бесследно и способствует развитию крохи, формированию базового доверия к миру, налаживанию эмоционального контакта с мамой и закладке других важнейших основ его характера.

Поэтому не будем терять драгоценное время и постараемся сделать эти первые недели жизни нашего крохи комфортными, полезными и приятными для него.

Прежде чем начать разговор о том, как развивать новорожденного, не лишним будет напомнить, что сразу после выписки из роддома вас должна навестить патронажная сестра и участковый педиатр, которые осмотрят кроху и дадут вам некоторые рекомендации, касающиеся, в том числе, возможных занятий с ребенком. Внимательно прислушайтесь к этим рекомендациям, ведь они учитывают индивидуальные особенности вашего малыша, обнаруженные в ходе осмотра и изучения документов, полученных при выписке.

Я же далее приведу варианты, как развивать новорожденного, которые подойдут здоровым деткам с самого рождения.

Когда развивать новорожденного
В первый месяц жизни новорожденный много спит – к концу первого месяца жизни время сна составляет порядка 16-18 часов. Прибавьте сюда время, необходимое для кормления, подмывания и т.п., и вы задумаетесь уже не о том, как развивать новорожденного, а о том, когда это делать. Конечно, во время бодрствования малыша – после кормления и необходимых гигиенических процедур. Малыш должен быть хорошо отдохнувшим, выспавшимся, сытым и сухим – тогда он с радостью откликнется на предложенные вами занятия, а после них сладко поспит и даст вам тоже немного отдохнуть. Помните, что игры и занятия, которые вы можете провести с новорожденным, занимают всего несколько минут, но и этого времени хватит, чтобы стимулировать познавательный интерес крохи, а также его полноценное психическое и физическое развитие.

Как развивать новорожденного
Выкладывание на живот
Самое простое и очень полезное упражнение, которое вы с крохой, я надеюсь, начали выполнять уже в роддоме – выкладывание на живот. Аккуратно положите малыша на ровную твердую поверхность (пеленальный столик отлично подойдет), придерживая головку. Разговаривайте с вашим сокровищем и мягко поглаживайте его по спинке, не касаясь позвоночника. Начинайте буквально с одной минутки и постепенно увеличивайте время выполнения упражнения до 10-15 минут. Полезно выкладывать малыша на живот перед каждым кормлением. В этом случае упражнение не только будет способствовать правильному формированию изгибов позвоночника, укреплению мышц шеи, спины и живота, но и поможет комфортному пищеварению крохи, предупредит срыгивание.

Маленький совет: старайтесь каждый раз класть кроху головкой в разные стороны для равномерного развития мышц шеи.

Если малыш очень сильно возмущается, когда вы кладете его на живот, пойдите на хитрость. Положите малютку на живот на расстеленное на полу одеяло и сами тоже ложитесь напротив него – так, чтобы вы могли смотреть друг на друга. Теперь самое время проявить ваши актерские способности – кривляйтесь, пойте, разговаривайте с ребенком, намеренно усиливая артикуляцию. Моего сына очень забавляло, когда я легонько дула ему в лицо. Дети обожают наблюдать за изменениями человеческого лица, и малыш наверняка полюбит это упражнение.

Занятия на фитболе
Надеюсь, вы уже приобрели фитбол? Этот большой и прочный надувной мяч продается в спортивных и детских магазинах и является незаменимым помощником при проведении гимнастики с малышом (кстати, занятия на фитболе помогут и маме быстро восстановить форму после родов). Занятия на фитболе тренируют вестибулярный аппарат, способствуют развитию мышц спины и живота, и, конечно, радуют детей любого возраста! Вот как развивать новорожденного с помощью фитбола:

1. Положите кроху животиком на мяч (мяч находится на кровати, прикрыт пеленкой). Придерживая малыша одной рукой за спинку, другой рукой зафиксируйте ножки и аккуратно покачайте его вперед-назад и из стороны в сторону. Сопровождайте упражнение веселой потешкой или ритмичным стишком, например, мой сынок любил такой:

Мяч катится вперед-вперед-вперед,

Мяч катится назад-назад-назад,

Вперед-назад, вперед-назад,

Уже пора слезать!

2. А следующий стишок подойдет для другого упражнения – «пружинки». Также придерживая кроху на мяче, выполняйте пружинящие движения вверх-вниз с небольшой амплитудой. Следите, чтобы ваш маленький акробат не почувствовал дискомфорта и не испугался.

Я прыгун — веселый мячик,

Не люблю того, кто плачет,

Не люблю того, кто плачет,

А люблю того, кто скачет

Оттолкни мяч
Еще одно увлекательное упражнение с мячом поможет вашему малютке укрепить мышцы ног и живота. Вам понадобится легкий надувной пляжный мяч диаметром около 25-30 см (не используйте для этой игры надувной шарик, так как он может лопнуть во время занятия и напугать младенца). Привяжите к мячу веревочку и держите мяч за нее. Ребенка расположите лежа на спине на диване или пеленальном столике – голенького или хотя бы с босыми ножками. Свободной рукой слегка приподнимите попку малыша, так чтобы ножки оказались на весу и касались мяча. Когда стопами малыш почувствует легкое сопротивление мяча, он с силой оттолкнет его ножками. Похвалите своего маленького силача!
Обязательно включите эти полезные для мышц ног и спины упражнения в ежедневный комплекс гимнастики.


Массаж ручек
Посмотрите на ручки вашего крохи. С какой силой он сжимает кулачки – так проявляет себя хватательный рефлекс новорожденного! Вы можете помочь маленьким пальчикам стать еще более сильными и ловкими. Во время кормления и купания, когда держите малыша на руках, помассируйте его ладошки и пальчики. Действуйте очень мягко и осторожно. Используйте круговые движения по тыльной и внутренней стороне ладони, мягкие надавливания и постукивания подушечками пальцев. Попробуйте делать массаж ладошек, взяв в руки лоскутки ткани разной фактуры – махровое и вафельное полотенце, кусочек меха, вельвет, фланель, хлопок, атлас… Стимулируйте ребеночка хватать лоскуточки и описывайте его ощущения – так вы способствуете развитию сенсорных впечатлений крохи и накоплению пассивного словарного запаса.

Маленький совет: нашейте различные по фактуре кусочки тканей на пальчики перчатки и используйте ее для этого занятия.

Игры с погремушками
На развитие хватательного рефлекса направлены также первые игры с погремушками. Привлеките внимание крохи к яркой, мелодично звучащей погремушке и дайте ему захватить ее рукой – старайтесь, чтобы при этом большой пальчик ребеночка был противопоставлен остальным пальцам. Теперь мягко попробуйте забрать игрушку и снова отдайте ее малышу. Попробуйте давать ребенку погремушку то снизу, то сверху, то справа, то слева и используйте игрушки из разного материала, разной фактуры и размера. Так ребенок научится захватывать предмет из разных положений и корректировать движения руки и пальцев в зависимости от того, предмет какой формы и размера он хочет схватить.

Маленький совет: во время выполнения упражнения повторяйте слова «Дай!» и «На!», и, в скором времени, малыш поймет и запомнит их значение.
Когда кроха научится уверенно фокусировать взгляд на погремушке, водите ей перед малышом (на расстоянии примерно 30-40 см) из стороны в сторону, вверх-вниз, приближайте и отдаляйте, выполняйте круговые движения. Движения должны быть медленными, плавными, небольшими по амплитуде. Во время выполнения упражнения следите, чтобы кроха не переутомился. Как только его взгляд начнет «плыть», закончите игру, возьмите малютку на руки, похвалите и приласкайте.

Игры в ванной
Полноценно используйте время купания для того, чтобы развлекать и развивать новорожденного. Поддерживая малыша одной рукой, другой поливайте водой его ручки, ножки, животик и приговаривайте потешку, например, эту:

Водичка, водичка,

Умой Егорке личико, (замените именем вашего малыша)

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

После того как заживет пупочная ранка, можно купать малыша в большой ванне. Когда ребеночек немного освоится, попробуйте «поплавать» его. Положив кроху на спинку и поддерживая за шею, проведите его несколько раз от одного края ванны до другого. Во время упражнения стимулируйте кроху отталкиваться ножками от стенки ванны. Для этого «подплывите» малыша поближе к стенке – так, чтобы ножки согнулись в коленках, и дождитесь, когда он оттолкнется. На край ванны можно поставить какую-нибудь яркую игрушку. При многих детских поликлиниках функционируют бассейны, где опытный инструктор познакомит вас со всеми нюансами раннего плавания.


Музыкальные минутки
Ежедневную гимнастику, массаж, воздушные ванны можно проводить с музыкальным сопровождением. Подойдут «Времена года» А.Вивальди, «Маленькая сюита» К.Дебюсси, «Детская полька» М.И.Глинки, Танец Антиры из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига и другие классические композиции, а также мамино ласковое пение. Во время прослушивания следите за реакцией вашего крохи и придерживайтесь двух простых правил:
Музыка не должна быть чересчур громкой, быстрой, ритмичной.
Музыка не должна звучать фоном постоянно на протяжении всего дня.

Танцы на руках
Во время прослушивания музыки или пения вы можете «танцевать» с ребенком на руках. Естественно, поначалу это должны быть только очень медленные и плавные движения – легкие наклоны и повороты, неглубокие приседания. Ваша цель сейчас – не в том, чтобы разучить сложные па, а в том, чтобы обогатить эмоциональный мир крохи и дать ему возможность получить новые, необычные впечатления от перемещения собственного тела в пространстве.
Теперь вы знаете, как развивать новорожденного, обязательно проведете непродолжительные минуты бодрствования вашего малыша с большой пользой для него. Да и вам самой эти нехитрые занятия позволят лучше узнать своего кроху, наладить с ним контакт и почувствовать радость материнства.

www.baby.ru

Развитие и воспитание детей. Исследования по этапам развития ребенка от рождения до года, книги по воспитанию ребенка после года на портале Ya-roditel.ru.

Развитие ребенка

Появление малыша на свет – это, безусловно, радостное и волнующее событие для каждой семьи. Однако, на первых порах многие родители испытывают серьезный стресс, связанный с отсутствием знаний о развитии ребенка и возрастных кризисах. Многих мучает вопрос: «Нормально ли развит мой ребенок для своего возраста?». Для того, чтобы развеять эти сомнения, давайте рассмотрим календарь развития ребенка от рождения.

Выберите интересующий вас возраст

До 1 года

От 1 до 3 лет

От 4 до 7 лет

От 8 до 11 лет

Подросток

Развитие ребенка До 1 года

Выберите интересующий вас месяц жизни ребенка

1 месяц

Новорожденный сосет грудь, активно двигает ручками и ножками, подносит сжатые кулачки ко рту, реагирует вздрагиванием на резкий шум. Малыш впервые улыбается, фиксирует взгляд на ярком объекте и следит за движущимися предметами.

2 месяц

Малыш активно растет, ему требуется все больше молока во время кормления. Он начинает поднимать головку и пытается ее удержать в течение нескольких секунд. Иногда ребенок может «колотить» воздух руками – это нормальная для двух месяцев реакция. Малыш реагирует на звук и пытается найти его источник, уже может фокусировать ненадолго взгляд на игрушках или лицах родителей

3 месяц

Ребенок в трехмесячном возрасте хорошо реагирует на звук: может определить, откуда он идет, поворачивается на него, узнает голос мамы, гулит. Здоровый малыш может упираться стопами о поверхность, если поддерживать его в подмышках. Малыш уже уверенно держит головку.

4 месяц

Период маленького беспомощного существа закончился, и ваш ребенок начинает активно познавать мир и в буквальном смысле «пробовать его на зуб». Родители могут немного расслабиться и уже больше спать ночью, но зато внимательнее следить за малышом днем. В этом возрасте появляются первые хватательные рефлексы, ребенок держит головку и даже делает первые попытки сесть. Он тянется к игрушкам, пробует их «на зуб», получая представление о текстуре и объеме предметов.

5 месяц

Ближе к этому периоду малыш начинает переворачиваться с живота на спину, «обнаруживает» ручки и ножки и начинает ими играть. Ребенку нравятся песенки на ночь. Активно развивается мелкая моторика – ребенок учится пользоваться большим пальцем отдельно от всех остальных.

6 месяц

В полгода ребенок уже умеет хватать игрушки. Теперь ваш малыш может самостоятельно переворачиваться со спины на живот. В течение нескольких секунд ребенок может самостоятельно сидеть, но ему все еще требуется помощь. Вполне вероятно, что ближе к шести месяцам у малыша появится первый зуб.

7 месяц

Малыш заметно растет и уже пытается ползать: в этот период основное внимание стоит уделить безопасности пространства. Он с удовольствием рассматривает картинки в книжках, узнает близких людей на фотографиях. Речь малыша становится более членораздельной, и он впервые может произнести «мама», «баба», «папа».

8 месяц

На восьмом месяце жизни ребенок уже понимает связь «слово – предмет», поэтому игры с известными стишками-потешками станут для него самыми интересными. Кроме того, малыш начинает активное исследование предметов: получая определенный результат – например, звук, – ребенок начинает достигать его снова и снова. Он уже освоил захватывание предметов и может поднять с пола игрушки.

9 месяц

В лепете малыша уже слышны отчетливые «мама» при обращении к вам. Ребенок в девять месяцев уже всячески привлекает ваше внимание – дергает за руку, произносит звуки. Малыш начинает различать цвета и более мелкие детали.

10 месяц

В этот период малыш уже способен находить по просьбе взрослого знакомую игрушку и приносить ее, если она находится в поле его зрения. Развивается логическое мышление: ребенок может не только открыть, но и закрыть крышку коробки с игрушками, а также сложить туда все игрушки после того, как вынул их.

11 месяц

В одиннадцать месяцев многие дети делают свои первые шаги. Прогрессирует моторное развитие малыша: он может самостоятельно приседать, наклоняться, чтобы поднять предмет, собрать башню из кубиков, пирамиду. Ребенку становится понятен обобщающий характер слов: он может находить среди разных игрушек похожие по цвету или форме.

Развитие ребенка От 1 до 3 лет

Выберите интересующий вас год жизни ребенка

1 год

К одному году малыш чаще всего уже умеет самостоятельно ходить, говорит от шести до десяти простых слов. Ребенок знает имена людей из близкого окружения. Кроме того, кроха ближе к году уже умеет самостоятельно пить из чашки и пробует сам умываться и одеваться.

2 года

Ребенок в два года может нанизывать кольца пирамидки на стержень, кормить куклу. Речь двухгодовалого малыша уже состоит из простых предложений (в том числе, местоимений и прилагательных). Полуторагодовалого малыша уже можно высаживать на горшок.

3 года

Три года – кризисный возраст. В этом возрасте начинает проявляться личность ребенка. Порою такие изменения сопровождаются криками, истериками и даже агрессией. Малыш активно требует самостоятельности.

Развитие ребенка От 4 до 7 лет

Выберите интересующий вас год жизни ребенка

4 года

Ребенок в четыре года стремится к совместным играм, умеет бросать и ловить мяч, стоять на одной ноге. Качаясь на качелях, он уже может сохранять равновесие. Он рисует геометрические фигуры, собирает башню из девяти кубиков. Согласно календарю развития ребенка, четвертый год жизни знаменуется интенсивным расширением словарного запаса и построением более сложных речевых конструкций.

5 лет

К пяти годам важнейшей деятельностью для ребенка становится учебная – начинается подготовка к школе. Малыш строит длинные предложения и умеет пересказывать тексты. Знает синонимы и антонимы, считает до десяти, рассказывает наизусть небольшие стихотворения.

6 лет

С шести лет обычно начинается активная подготовка к школе. Она заключается в систематизации отрывочных знаний ребенка о явлениях природы, культурной и бытовой сфере жизни. Ребенок знает счет, рисует геометрические фигуры, сравнивает размеры предметов, понимает математические знаки.

7 лет

В семь лет окончательно происходит созревание лобных отделов полушарий мозга, гармонизируются процессы возбуждения и торможения. Поэтому этот возраст, с точки зрения физиологии, наиболее приемлем для начала учебной деятельности детей.

В то же время, семь лет – это очередной кризис, который переживает ваш малыш. Он учится новым социальным ролям, хочет принимать решения самостоятельно и начинает копировать взрослых.

Развитие ребенка От 8 до 11 лет

Выберите интересующий вас год жизни ребенка

8 лет

В этом возрасте сын или дочь начинает отделяться от вас, у него появляются первые друзья в школе, он учится взаимодействовать с ровесниками. Ребенок получает опыт доверительного общения и взаимодействия вне семьи. Тем не менее, ему все еще нужен «старший советчик», готовый его поддержать в случае школьных неурядиц.

9 лет

В девять лет ребенок активно развивается интеллектуально: он уже в состоянии делать выводы, обобщать и анализировать информацию. Он также учится оценивать собственное состояние и может рассказать вам, какие эмоции испытывает. Ребенок достаточно автономен, но все еще нуждается в поддержке взрослых.

10 лет

В десять лет, так называемом «предпубетарном» периоде, ребенок начинает быстро расти и готовится стать подростком. В школе у него уже есть сложившаяся социальная роль, все больше значения для ребенка начинает приобретать его окружение. Для родителей самым важным в этот период становится формирование самооценки ребенка.

11 лет

Ребенок в одиннадцатилетнем возрасте подвержен большим колебаниям настроения: вспышки по ничтожному поводу сменяются приливами неудержимого веселья. Постепенно ребенок входит в подростковый возраст и всячески старается получить признание самого факта его взросления. В этот период у детей начинают появляться прыщи, у девочек начинает расти грудь, а у некоторых мальчиков начинает «ломаться» голос.

Выберите интересующий вас год жизни ребенка

12 лет

В двенадцать лет наибольшее значение для «начинающего» подростка играет социальная жизнь. Он учится уважать потребности и права окружающих людей. Для родителей этот возраст – прекрасное время пересмотреть семейные правила и в случае необходимости определить новые границы дозволенного.

13 лет

В этот возрастной период, считающийся психологами самым трудным в жизни ребенка, происходит большинство детско-родительских конфликтов из-за стремления ребенка отстоять свою независимость. Подросток крайне озабочен своим внешним видом и оценкой окружающих, у него возникают первые нежные чувства к противоположному полу, он начинает задавать серьезные вопросы самоопределения. Самое главное умение родителей заключается в умении менять роли – с «родительской» на «приятельскую», и обратно.

14 лет

В этот возрастной период, считающийся психологами самым трудным в жизни ребенка, происходит большинство детско-родительских конфликтов из-за стремления ребенка отстоять свою независимость. Подросток крайне озабочен своим внешним видом и оценкой окружающих, у него возникают первые нежные чувства к противоположному полу, он начинает задавать серьезные вопросы самоопределения. Самое главное умение родителей заключается в умении менять роли – с «родительской» на «приятельскую», и обратно.

15 лет

Ближе к шестнадцати годам у ребенка заканчивается половое созревание, страсти утихают, и начинается поиск ответа на вопрос «кто я?». Это время – подготовка к первым выпускным экзаменам и выбор направления профессиональной деятельности. Дети начинают формировать группы по интересам, большое влияние на них все так же оказывают сверстники, а также лидеры популярных музыкальных групп и другие известные личности.

16 лет

Ближе к шестнадцати годам у ребенка заканчивается половое созревание, страсти утихают, и начинается поиск ответа на вопрос «кто я?». Это время – подготовка к первым выпускным экзаменам и выбор направления профессиональной деятельности. Дети начинают формировать группы по интересам, большое влияние на них все так же оказывают сверстники, а также лидеры популярных музыкальных групп и другие известные личности.

17 лет

Ближе к шестнадцати годам у ребенка заканчивается половое созревание, страсти утихают, и начинается поиск ответа на вопрос «кто я?». Это время – подготовка к первым выпускным экзаменам и выбор направления профессиональной деятельности. Дети начинают формировать группы по интересам, большое влияние на них все так же оказывают сверстники, а также лидеры популярных музыкальных групп и другие известные личности.

www.ya-roditel.ru


Смотрите также