Как правильно ребенка подготовить к школе


Как правильно подготовить ребенка к школе. Что следует знать

   В последние годы вопрос как правильно подготовить ребенка к школе стал далеко не праздным. Программа поменялась, ритм жизни тоже. Но родители дошкольников не представляют, что ждет их детишек в школе. Большинство родителей убеждены в том, что именно в школе ребенка обязаны научить абсолютно всем навыкам, «наполнить» знаниями его голову и приучить к порядку и дисциплине. Но сегодня требования таковы, что малыш должен прийти в школу с уже достаточно большим «багажом». Иначе ему придется справляться с нагрузкой, значительно большей, чем школьная программа. И это особенно актуально, если ребенок не посещал детский сад.

Так в чем же заключается подготовка к школе? Не просто же – привели 1 сентября и сдали учителю. Нет. Готовность ребенка к школе можно оценить по ряду навыков, которыми должен будущий первоклассник владеть уже перед первым сентябрем.

Разберем навыки малыша при поступлении в 1-й класс. Это как бы приватная рекомендация родителю.

Содержание статьи

Психологически-интеллектуальные

К семи годам у ребенка должна быть тренированной память: он должен знать стишки, считалки, все буквы (а лучше читать по слогам). Он должен уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, связно составлять рассказ по картинке и пересказывать прочитанный ему текст.

Особое внимание удели тому, как твой ребенок произносит звуки. Если есть дефекты речи, обратись к логопеду. Иначе «второй натурой» станет привычка и говорить, и писать с ошибками: «что слышу – то пишу». Переучивание в условиях учебного года отнимет гораздо больше сил и времени, чем заучивание сразу правильного звука.

Физиологические

  Главное мелкая моторика: будущий первоклашка должен уметь застегивать-расстегивать пуговицы на одежде, завязывать шнурки на обуви, самостоятельно управляться с вилкой и ложкой, и правильно их держать. Тогда и письмо он освоит быстро. Все очень взаимосвязано.

Мелкую моторику развивают такие занятия, как перебирание крупы, фасоли, лепка из пластилина и помощь тебе на кухне с тестом, вырезание и наклеивание аппликаций, лего и другие конструкторы. Чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше работает мозг малыша, тем выше его мыслительные способности.

Координацию движений развивают подвижные игры: прыгание на скакалке, ловля и «ведение» мяча, бадминтон и др. Далее осанка. Если она правильная, ребенок без особой нагрузки на тело выдержит 40 минут урока. Если нет, то это время уйдет не на усвоение материала, а на поиск ребенком удобного положения за партой. Если у твоего малыша нарушена осанка, иди к семейному врачу за направлением к хирургу. Лечебная гимнастика и другие превентивные меры помогут избежать искривления позвоночника.

Эмоционально-волевые

Это готовность ребенка следовать установленным правилам вопреки своим желаниям и способность регулировать свое поведение. А также умение оценить себя и других, свои и чужие действия. Обрести эти навыки помогают не бесконечные запреты «нельзя, не трогай, не делай», а настольные и другие игры с правилами: домино, шашки, «прятки», «салки», а также рисование, лепка.

Социальная готовность

Это умение взаимодействовать со сверстниками и другими, кроме родителей, взрослыми – персоналом школы, способность находиться (без родителей) и подчиняться требованиям «чужого» взрослого (учителя), быть и действовать в команде (классе), знать и соблюдать нормы общественного поведения.

В детском саду этот навык прививается в массовых мероприятиях: прогулках, утренниках, концертах и смотрах, где есть посторонние для ребенка люди – родители других детей, представители администрации и др.

Педагогическая готовность

  Это желание ребенка идти в школу. Оно, кстати, сразу выявляет отношение семьи к школе, ведь ребенок обычно «отражает» родителей.

Кроме этого будущий школьник должен знать имя и фамилию свои и членов семьи, домашний адрес и телефон, уметь ориентироваться во времени (который час, время года) и пространстве (лево, право, верх, низ), различать и называть цвета, считать до 20 и обратно, также решать простейшие задачки на «+1» и «-1». Например, было 2 яблока, дали (взяли) одно. Сколько стало (осталось)? Должен уметь объединять предметы или признаки в группы и отделять лишние, к группе не относящиеся.

Cегодня в школе нет «добукварного» обучения – буквы и звуки изучают в подготовительной группе детсада или в группе 6-леток в школе.

То же и с прописью. Поэтому, если у твоего ребенка этих знаний нет, и ему, и тебе придется приложить очень много усилий, чтобы он не попал в «отстающие».

Конечно, ему помогут и классный руководитель, и учитель «продленки», и школьный психолог, но лучше, если эта работа будет уже выполнена, а навыки закреплены в дошкольный период. Чтобы не было перегрузки.

Ответственность и дисциплина

  Малыша надо подготовить к тому, что его учеба – это его работа, «оплата» за нее – отметки за знания, и это – его «вклад» в вашу семью. Школа – это учреждение, которое «живет» по правилам, обязательным для соблюдения всеми без исключения. Эти правила и есть «трудовая дисциплина».

Урок – время знаний и тишины, когда нужно внимательно слушать самому и не мешать слушать другим то, что говорит учитель. Спросить о чем-то можно, подняв руку. А разговоры и игры разрешены на перемене и после занятий.

Помни, что ты и учитель твоего ребенка компаньоны в его воспитании; цели и задачи у вас общие.

Но функция учителя давать твоему ребенку знания, а не восполнять «пробелы» недополученного им дома воспитания.

Как правильно подготовить ребенка к школе. Новый режим дня

Режим дня это важный механизм адаптации ребенка к школе. У «садикового» малыша особых проблем с режимом «труда и отдыха» не будет, ведь он уже привык рано ложиться и вставать. А «домашним» детям, возможно, придется составить и «домашнее расписание» приемов пищи, прогулок и отдыха, домашнего задания, вечернего туалета и отхода ко сну. И аккуратно и строго следовать ему, чтобы ребенок «втянулся» в новую для него жизнь, высыпался и успевал по предметам.

Запомни!
Усваивать учебный материал способен только выспавшийся, спокойный и здоровый ребенок.

Любой недосып – это стресс, он очень вреден для здоровья и успеваемости ребенка, т. к. всегда вызывает перегрузку всех систем организма. Полученные днем знания ребенок «перерабатывает» и усваивает во сне. Если он спит менее 10 часов, усвоения материала не происходит, образуется «пробел».

Кстати, и в выходные «режим» не отменяется! Да, тебе хочется отоспаться за неделю, понежиться в постели, забыв обо всем и вся. Но «школьная пора» потребует от тебя стальной выдержки и «ангельского» терпения. Когда ребенок подрастет, станет более самостоятельным, режим дня станет уже «условным рефлексом», и ты сможешь «расслабиться».

Предупреди учителя

   Если у твоего ребенка ослаблено зрение или слух, или есть заболевания нервной системы (например, эпилепсия), эти данные обязательно вносятся в медкарту, и о них сообщается классному руководителю. В первых двух случаях чтобы ребенка посадить за одну из первых парт, а во втором, чтобы в случае приступа быть готовым оказать ему первую помощь и предотвратить стрессовую реакцию у остальных детей в классе.

Важно!
В обычной школе могут учиться и дети с ограниченными возможностями (например, с ДЦП).

Школьные психологи и педагоги проводят специальные беседы с учениками. Но не лишней будет и твоя беседа с ребенком о том, как вести себя и что недопустимо в общении с такими детьми.

Два важнейших правила для родителя школьника:

  1. Не делай за ребенка то, что он может делать сам.
  2. Учи ребенка все делать самостоятельно.

 

 

tvoiyapravda.ru

Как правильно подготовить домашних условиях ребенка к школе с 4 -6 лет

С приближением дня знаний, родители нередко задаются вопросом: как подготовить ребенка к школе, чтобы любимое чадо легко и быстро адаптировалось к школьной жизни, без затруднений усваивало учебную нагрузку и не отставало от сверстников? Готовить ребенка к школе необходимо заранее, то есть не за месяц, неделю или считанные дни, до начала учебного процесса. Если родители в энтузиазме и спешке опомнились только в августе, не стоит ждать от малыша отличительных результатов. Грамотные советы и рекомендации практических психологов окажутся актуальными для родителей будущих первоклашек и помогут подготовить малыша к новому учебному году.

Итак, как подготовить ребенка к школе в домашних условиях?

Августовская подготовка. Август – достаточно поздний срок. Что за месяц малыш может усвоить? За этот период он успеет лишь осознать важность самого процесса, необходимого для приобретения дальнейшего жизненного опыта. Если родители не проводили бесед с ребенком касающихся школы, стресса и длительной адаптации к новым условиям жизни не миновать. Привить навыки к чтению, обучить чадо счету, тоже вряд ли удастся. Это процесс не одного дня, который требует волевых усилий, осознанности и целеустремленности.

Летний период.

Если ребенок ходил в детский сад или посещал центр раннего развития, вы прислушивались к рекомендациям воспитателей и прилежно их исполняли, в таком случае, вполне реально подготовить малыша к школе по скайпу за три месяца. Чтобы добиться положительных результатов, необходимо правильно распределить нагрузку, ежедневно заниматься с ребенком, составить распорядок дня, выделить время для обучения, отдыха, активных, развивающих и подвижных игр. Заводите беседы о школе, чтобы на момент поступления в первый класс он имел представление о системе образования. Мотивируйте на успех, расскажите о том, что его вскоре ожидает.

На протяжении года. За год ребенка вполне успешно можно подтянуть и настроить на дальнейшую продуктивную учебу. Кроме того, за этот период к школе малыша могут подготовить как родители в домашних условиях, так и воспитатели в саду.

Подготовка к школе с 4-х лет. Готовить ребенка к школе с раннего возраста рекомендуют и педиатры, и детские психологи. К этому возрасту у малыша уже сформировано самосознание, интенсивно пополняется словарный запас, выстраивается грамматический строй речи, появляются развернутые обобщения – рассказы, монологи. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития памяти и мышления. Эмоциональная жизнь к четырем годам становится постоянной и уравновешенной. В отличие от раннего детства, жизнь дошкольника весьма разнообразна. Малыш включается в системы социальной среды, у него появляются новые виды деятельности, и вместе с ними новые мотивы – соревнований, соперничества, достижения успехов, мотивы, связанные с усвоением и закреплением моральных норм. Дошкольники имеют четкое представление об успехах и поражениях. К этому времени дошкольник успел сформироваться как личность. В игровой форме он уже может читать, рисовать, писать. Начинается возраст почемучки, малыш проявляет ко всему интерес и стремится к познанию внешнего мира. Не стоит подавлять эту инициативу, пусть дитя впитывает в себя всю полезную и значимую информацию. Очень важно не упустить этот момент и воспользоваться им для привития ценностных ориентаций и социально значимых навыков.

Задавая вопрос специалистам, когда лучше готовить ребенка к школе, психологи однозначно скажут, что познавательные занятия стоит начинать с 4-х летнего возраста. В таком случае, поход в первый класс не доставит излишних хлопот и не отразится негативно на детской самооценке. Разумеется, вышесказанное касается детей, которые не имеют существенных отклонений и задержек психического развития.

С чего начать подготовку к школе?

Чтение.

  • Чем быстрее ребенок познакомится с буквами, научится читать по слогам и распознавать звуки, тем успешнее сложится процесс.
  • С малых лет читайте малышу сказки, рассказы
  • Прочитанный текст обсуждайте, задавайте вопросы, пусть чадо учится пересказывать
  • Возьмите за правило, каждый день разучивайте по одной букве. Существует множество наглядных пособий, азбука на магнитах, в картинках, книги, которые позволят обучения сделать увлекательным и продуктивным.
  • Пусть ребенок проговаривает вслух выученную букву и находит ее в тексте.
  • Игра в ассоциации поспособствует быстрому запоминанию. Пусть кроха выстраивает ассоциативный ряд, проводит аналогии, с чем у него ассоциируется та или иная буква.

Правописание

Правописание тесно связано с чтением. Здесь вы сможете закрепить знания и выполнить упражнения с буквами, которые успели выучить.

  • Пусть малыш учится писать печатными буквами
  • Для обучения письму используйте тетради в косую линейку.
  • Подайте ребенку пример, напишите на начальной строке буквы, чтобы по вашему образцу он смог самостоятельно проделать упражнение. Если у малыша не получается, не вините и не ругайте за оплошность, в доброжелательной форме укажите на недочеты и проделайте упражнение снова. Прописывая буквы, обращайте внимание малыша на аккуратность и внимательность.

Занятия математики

Для поступления в начальное звено уроки математики по скайпу крайне необходимы.

  • Чтобы обучить чадо счету, целесообразно приобрести наглядные дидактические материалы. Таковыми могут быть пирамидки с числовым рядом и счетами, деревянные игрушки, изображающие животных и цифры, палочки для счета.
  • Считайте игрушки, конфеты, фрукты, пальчики на ногах, руках.
  • Каждое новое занятие разучивайте по паре чисел. Очень важно, чтобы ребенок запомнил их и научился писать.
  • Геометрические фигуры, понятие формы и величины можно выучить с помощью деревянных рамок-вкладышей, или же при помощи фигурок печенья.

Не стоит ограничивать чадо в творчестве, лепка, рисование, конструирование – великолепно развивают мелкую моторику, подготавливают руку к письму и способствуют развитию высших познавательных процессов.

Также родителей будущих первоклашек волнует вопрос психологического здоровья малыша. Как психологически подготовить его к походу в первый класс, чтобы он не ощущал внутренней скованности и чувствовал себя уверенным? Чтобы ребенок не забивался по углам, взаимодействовал с другими учениками, вливался в учебный процесс и контактировал с педагогами, важно чтобы он умел: общаться, осознавал смысл обучения в школе, словесно отстаивал свою позицию, планировал деятельность и намечал цели, осознавал последствия своего поведения, имел четкие представления о дисциплине и внутреннем уставе школы. Кроме того, важно чтобы первоклассник имел благоприятный психологический настрой и объективную самооценку.

Родителям на заметку!!! Подготовка к школе не должна ограничиваться чтением, письмом и счетом. До похода в первый класс с ребенком должен быть родительский диалог, беседуйте с ним о том, как следует вести себя с взрослыми и сверстниками, вырабатывайте у него чувство ответственности, самостоятельности, говорите на тему дисциплины. Если заметили в поведении чада признаки негативизма, сокрытия, безосновательную агрессию, незамедлительно проконсультируйтесь с детским психологом, чтобы не запустить проблему и не спровоцировать большее отчуждение.

distance-teacher.ru

Подготовка детей к школе с чего начать

При правильном отношении к подготовке детей к школе у подрастающего поколения не будет больших трудностей с освоением школьного материала. Готовность к занятиям в школе показывает не только умение читать, писать буквы, решать небольшие задачки.

Ребенок должен морально, психологически подготовиться к новому этапу в своей жизни. Кроме наличия базовых знаний в своем интеллектуальном багаже, у дошкольника должны быть развиты коммуникативные навыки общения с ровесниками, а также со взрослыми. Непоседа должен уметь слушать взрослых, быть готовым к получению и усвоению большого объема знаний в рамках школьной программы.

Перед началом занятий в учебном заведении родители обычно записывают детей на подготовку к школе. Такие занятия часто проводятся в самом учебном заведении.

Умения дошколят

Для того, чтобы точно оценить степень готовности вашего чада к школе, стоит ознакомиться с тем, что должен уметь будущий первоклассник в 7-8 лет. Специалистами — педагогами, психологами — составлен примерный перечень того, что обязан знать дошкольник перед поступлением в 1-й класс.

Родителям стоит сравнить достижения, умения своего непоседы с рекомендациями специалистов. Если существует достаточно большое отставание, то необходима консультация для родителей у психологов детского дошкольного возраста.

Дошкольник должен уметь:

  1. Знать буквы, уметь читать нетрудные тексты. Отличать гласные от согласных букв.
  2. Писать печатными буквами, запомнить небольшое стихотворение или текст, пересказать его.
  3. Считать до 10 и обратно. Уметь решать небольшие задачки на 2 действия. Уметь складывать и вычитать. 
  4. Знать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Уметь изображать их графически.
  5. Знать основные цвета. Различать оттенки.
  6. Находить логические цепочки. Выбирать лишнее из представленной группы предметов. По разбросанным картинкам составить связный рассказ.
  7. Отличать одушевленные от неодушевленных предметов.
  8. Знать как называются части тела человека, уметь показывать их, а также умение нарисовать человечка со всеми частями тела.
  9. Понимать вопросы «Где», «Почему», «Когда», уметь правильно ответить на эти вопросы.
  10. Малыш должен уметь рассказать о себе. Назвать имя, возраст, фамилию. Сказать как зовут маму с папой.

Если родители заняты на работе, не успевают позаниматься со своим чадом, можно записать кроху на выходные дни в кружок, который проводит занятия для дошкольников. К 1 классу дошкольники должны также:

  1. Самостоятельно одеваться, раздеваться. Завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Держать в порядке свои личные вещи, содержать в чистоте рабочее место.
  2. Уметь спокойно сидеть в течении 20 — 25 минут. Слушать и слушаться преподавателя.
  3. Знать общепринятые правила поведения, придерживаться этих правил. Сюда относится не только уважение к старшим, но также уважение и принятие другого мнения.
  4. Ументь отстаивать свою позицию, спорить, не оскорбляя собеседника. Не прибегать к драке как к аргументу в споре.

Важно!Подготовка маленьких детей не должна начинаться в 6 лет. Чтобы снизить огромную психологическую нагрузку на малыша, занятия по подготовке к школе необходимо начинать в раннем детском возрасте. Уже с грудничком можно делать первые легкие пальчиковые упражнения на развитие мелкой моторики крохи. Ребёнку постарше предлагать, развивающие интеллект и физическое состояние крохи, игры. Использовать различные методики подготовки детей к школе.

Общие рекомендации родителям

Сейчас используются инновационные формы подготовки детей к школе в детсадах, в кружках, в самой школе. Однако влияние самих родителей на воспитание малышей очень велико. Здоровье крохи, такие его состояния, как эмоциональные, психологические — подготовка ребенка к школе должны учитывать все эти моменты. Атмосфера семьи формирует психоэмоциональное состояние.

В случаях, когда ребенок гиперактивен, легко возбудим, необходима консультация для родителей совместно с малышом у психолога и педиатра. При подготовке ребенка к школе советы родителям, данные педиатрами, психологами, позволят добиться оптимального результата.

Занятия с детьми проводить только в игровой форме. Таким образом у детишек будет сформирован интерес к накоплению знаний. Задания по подготовки детей к школе должны заинтересовать непосед.

По времени занятия не должны длиться более 15 — 20 минут для крохи 5 — 6 лет. Длительность упражнений, занятий зависит от возраста малыша, а также его физического состояния. Если кроха болен, капризничает, то занятия лучше просто перенести на другое время.

Чередуйте различные виды занятий. Между изучением цифр и букв обязательно устройте маленький урок физкультуры или рисования. Устраивайте физминутки, короткие разминки во время занятий. При долгом сидении на одном месте у детишек увеличивается нагрузка на позвоночник, возникает чувство усталости. Если чадо жалуется на боль в спине, необходима срочная консультация для родителей у ортопеда.

Для занятий лучше всего использовать учебные пособия с яркими материалами. Книги для чтения должны быть с красочными четким иллюстрациями. Сложность материала должна расти постепенно, по мере освоения предыдущей темы.

Важно! Нельзя наказывать детей за отказ заниматься. Не стоит кричать, оскорблять кроху, тем более запрещено применять меры физического воздействия на малыша. Главная задача родителей — привить интерес к знаниям, к самому процессу познания. Наказаниями любовь к школе привить невозможно.

Развитие внимательности, усидчивости

Вся подготовка к 1 классу может быть разрушена неумением крохи сидеть больше 5 минут на одном месте, неумением запоминать услышанное, а также то что увидел на занятиях.

При дошкольной подготовки детей к школе, для развития усидчивости хорошо подходят творческие занятия:

  1. Рисование. Маленькому человечку в 4-5 лет можно рисовать пальчиками, мама может помочь крохе нарисовать домик, солнышко. Дети постарше в 5-6 лет начинают рисовать гуашью, акварельными красками. Дошкольнику можно предложить нарисовать картину в подарок маме, папе, бабушке. Ребятня с удовольствием нарисует для любимой мамочки красивую картину. Умение держать кисть, карандаш, фломастер поможет малышу легко освоиться с ручкой в школе.
  2. Лепка. Аппликация. Хорошо развивают усидчивость и моторику пальчиков. Сначала можно предложить лепить простые шарики из специального теста, для поделок можно использовать вырезалки. Детки 6 лет уже уверенно лепят сложные поделки из пластилина, делают аппликации из подсобного материала.
  3. Пазлы, конструкторы, вырезание фигурок по контуру — развивают усидчивость, внимательность, собранность. Мелкие детали развивают ловкость пальчиков. Для вырезания лучше приобрести ножницы с закругленными неострыми краями.
  4. Оригами. Поделки из бумаги вырабатывают сосредоточенность, развивают пространственное воображение.

Все приведенные выше творческие занятия с детьми влияют на подготовку к школе. Дошколята приучатся достаточно длительный период времени сидеть на одном месте. После таких творческих занятий дошкольник должен сам навести порядок на своем рабочем месте.

Воспитание логического мышления

Дошкольник должен уметь строить логическую цепочку предположений. На улице идет дождь, значит надо взять зонтик. На картинке нарисована девочка среди сугробов. Малыш должен правильно выбрать ту одежду, которую носят зимой.

Кроху необходимо учить видеть предметы, объединять их в группы. Например: стол, стул, диван — это мебель. Яблоко, вишня, банан — это фрукты. Кроха должен уметь и выделять лишние предметы, не относящиеся к данной группе.

Считаем, читаем, пишем

Математика серьезная наука, но малышам ее можно преподавать в игровой форме. Вся подготовка к школе у дошколят должна проходить с помощью игры. Именно так малыш быстрее усвоит новые знания.

Считаем

Изучение счета можно начинать, пересчитывая пальчики. В старшем возрасте непоседа может посчитать свои кубики из конструктора или яблоки на столе. Можно усложнить задачу — предложить посчитать только красные или зеленые кубики.

Очень удобно учить числа парами. 2 яблока у Пети и 3 яблока у Маши — всего 5 яблок. Такое обучение позволяет решать небольшие задачки на 1 действие в уме.

Геометрические фигуры. Дать дошкольнику понятие круга, треугольника, квадрата. Найти похожие по форме печенки. Предложите малышу с помощи линейки изобразить выученные геометрические формы.

Примеры зданий на счет
  1. Нарисуйте несколько домов и окон, которые будут обозначать квартиры. Пусть число квартир будет не больше 10. «Заселите» в каждую квартиру по одному человеку, можно придумать каждому имя и историю. Пусть малыш посчитает, в каком доме живет больше людей.
  2. Соединение цифр — известная игра, в результате которой получается картинка. Она помогает запоминать порядок цифр и развивает навыки рисования.
  3. Пусть в конце занятия ученик посчитает количество карандашей или ручек. Спросите: «Сколько у Вани (Пети, Ромы, Маши) карандашей? Детям приятно говорить о том, что принадлежит только им.

Читаем

Чтение самый первый предмет по важности изучения. Без умения читать дошкольник не сможет освоить другие предметы в школе.

Первая книга — Букварь, где на картинках ясно видно изображение буквы и предметы, которые с нее начинаются. Мамочка может играть с ребенком в игру — назвать новое слово по последней букве предыдущего слова. Груша — апельсин — носок — кукла. Это упражнение заставит ребенка прислушиваться к звучанию букв, выделять и запоминать их.

Чтобы кроха лучше запомнил буквы, можно буквы рисовать или вылепить из пластилина.

Малышу необходимо объяснить чем отличаются гласные буквы от согласных букв. Пропеть с малышом несколько раз гласные буквы для лучшего запоминания.

Буквы, как и цифры легче изучаются парами — слогами. Ма — ма. Ба — ба.

Примеры заданий на чтение
  1. Распечатайте или нарисуйте карточки со слогами или отдельными буквами. Соберите неполное слово и попросите малыша найти сбежавшую букву. Постепенно слова должны становиться длиннее и сложнее.
  2. Пусть ребенок побудет учителем. Напишите несколько простых предложений, в словах должны быть пропущены буквы, и попросите ученика проверить вас. Важно, чтобы малыш нашел и исправил ошибки.
  3. Легко запоминать буквы с помощью стихотворений: «Х» все ходит, ходит, ходит — места, что ли, не находит?». Покажите, что буква «Х» действительно похожа на шагающего человека. Подобные примеры можно найти в интернете и в обучающих пособиях.

Пишем

Не стоит учить дошкольника писать буквы. Достаточно если малыш сможет написать печатные буквы или обвести картинки в прописи. Каллиграфический почерк и грамоту выработать у малыша не поможет и консультация для родителей. Только специалисты педагоги могут правильно объяснить особенности правописания.

Примеры заданий на развитие письма

Можно совместить с играми на чтение. Рисуйте буквы в виде людей и животных, предметов. Во время физкульт-минутки можно попросить малыша изобразить букву своим телом.

Родителям рекомендуется записываться на занятия по подготовке своих чад в ту школу, где кроха будет обучаться. Как записать малыша на занятия всегда подскажут педагоги вашей будущей школы. Сейчас набирают популярность компьютерные программы по подготовке дошколят. Если папа скачал такую программу, желательно проконсультироваться со специалистом, который оценит уровень подготовки.

Автор статьи

Алёна Кириленко

Написано статей

103

Рейтинг автора

5

pups.su

Как правильно подготовить ребенка к школе

Содержание статьи:


Готовимся к школе

Вариативность мнений о том, стоит ли готовить ребенка к школе, и как это делается, воистину разнообразна. Некоторые родители накануне поступления ребенка в школу, пускаются, как говорят, во все тяжкие - в хорошем смысле этого слова. Бесконечные, нудные занятия дома, всевозможные тренинги и курсы, натаскивание ребенка в иностранных языках, кружки, группы подготовки к школе - все это может привести к тому, что ребенок уже заранее будет чувствовать раздражение и отторжение от ненавистной ему школы, еще не посетив ее. Не стоит перегружать ребенка излишне. Это вредно и для неокрепшей детской психики, и для детского организма. Всему свое время. Если Ваш будущий первоклассник соответствует в развитии своему возрасту, и у него нет проблем с памятью и вниманием, все будет хорошо. Не бегите впереди паровоза.


Устала..

Многие родители будущих первоклассников не учитывают уровень психоэмоционального развития своего ребенка при подготовке к школе. А этот уровень при нормальном или даже высоком уровне интеллектуального развития может быть совершенно разным. Например, ребенок-дошкольник при поступлении в первый класс может свободно читать и писать, владеть иностранным языком на возрастном уровне, решать  математические задачи уровня 2-3 классов. Но самостоятельно завязать шнурки, найти в школе туалет, наладить отношения с одноклассниками, поддерживать порядок в своем ранце без утери ручек, пеналов и тому подобного - для него неразрешимая проблема. В этой ситуации родителям следует, наряду с интеллектуальной подготовкой ребенка к школе проводить подготовку и социальную в том числе. В параметры социальной подготовки входит: навыки самообслуживания, умение общаться со сверстниками и признавать авторитет взрослых, умение в некоторых вопросах принимать самостоятельные решения, усидчивость в выполнении задания, вежливость, организованность. Если Вы видите, что Ваш ребенок еще полностью не созрел по некоторым пунктам, возможно, будет целесообразнее отложить поступление в школу до следующего года. Более зрелый психологически, впоследствии он может достичь лучших результатов.

Для чего нужна подготовка к школе


Будущие гении

Подготовка к школе, в том или ином виде, бесспорно, нужна. Основная задача подготовки к школе - помочь Вашему ребенку созреть эмоционально, социально и психологически для нового, сложного периода в жизни. Правильный, хороший старт поможет Вашему ребенку и в будущем - в решении жизненных проблем и в достижении новых высот. Подготовку к школе можно осуществлять как и дома, так и на специальных курсах или в группах подготовки к школе. Естественно, не стоит записывать ребенка в десять групп сразу. Лучше выбрать одно направление, с хорошими отзывами и положительными результатами. Занятия в группе имеют бесспорный плюс - они помогут Вашему ребенку научиться строить отношения в коллективе, взаимодействовать с людьми, детьми и взрослыми. Особенно актуально это, если Ваш ребенок не посещал детский сад. Плюс домашней подготовки - Вы лучше знаете своего ребенка, его сильные и слабые стороны. И при правильном подходе сможете глубже раскрыть вашего малыша интеллектуально. Оптимальный вариант для хорошей предшкольной подготовки - сочетать домашнюю подготовку (в ненавязчивой форме), и подготовку на курсах.

Показатели готовности ребенка к школе


Осваиваем навыки счета

Он должен знать:

  • ​Определяющую личную информацию: полную расшифровку(ФИО) - свою, родителей, близких, собственный домашний адрес, номер телефона (свой и близких), название города и страны, в которой живет.
  • Названия и как выглядят - основных животных и растений.
  • Отличать времена года в их последовательности, ориентироваться в количестве месяцев в году, отношении этих месяцев к временам года, знать дни недели.
  • Различать основные цвета, не путаться в известных видах спорта и профессиях.
  • Знать хотя бы несколько известных имен музыкантов или писателей.
  • Владеть знанием основных правил дорожного движения (не переходить улицу на красный свет)
  • Ориентироваться в известных праздниках.

​Он должен различать:

  • Правую и левую стороны.
  • Страну, улицу, город.
  • Фрукты и овощи
  • Деревья и кусты.
  • Животных и птиц, диких и домашних, насекомых.
  • Гласные и согласные (звуки).

Должен уметь:

  • Решать простые логические задачи, отгадывать загадки.
  • Выстраивать несложные логические последовательности, видеть общие признаки предметов и их различия.
  • Описать событие или картинку связными, четкими предложениями. пересказать текст, выучить стихотворение.
  • Выполнять простые арифметические действия в пределах 10. Знать цифры.
  • Немного читать, пусть даже по слогам, но с пониманием прочитанного текста.
  • Рисовать геометрические фигуры. 
  • Вырезать фигуру ножницами по нарисованному контуру.
  • Хорошо держать в руке карандаш и ручку. Закрашивать картинку без выхода за контур, проводить четкие линии без линейки.

Подготовительные курсы для дошкольников


Подготовительные курсы для дошкольников

Группы подготовки к школе могут существовать как и при самой школе, так и в частных, коммерческих организациях. Как правило, курсы для подготовки ребенка к школе, являются платными, а это заманчивая возможность для людей, которые имеют весьма условное отношение к педагогике и воспитанию детей, немного подзаработать. Поэтому, при выборе места и программы подготовки обратите внимание на следующие аспекты:

  • Наличие у организации правовых разрешающих документов на образовательную и просветительскую деятельность.
  • Педагогический состав, уровень образования его членов, и профессиональное соответствие занимаемой должности.
  • Наличие юридически утвержденных программ, по которым проводится обучение.
  • Наличие пособий и материалов для обучения.
  • Продолжительность и уровень интенсивности заданий (перегружать детей не рекомендуется)
  • Количество детей в группах. Отдайте предпочтение группам с небольшим количеством детей. Так вы будете уверены, что ваш ребенок будет полностью охвачен вниманием преподавателя, и образовательным процессом.

Готовимся к школе дома


Занимаемся с мамой

Основная ошибка большинства родителей - предъявлять завышенные требования к своему ребенку. Естественно, он будет ошибаться, уставать, не все будет получаться с первого раза. Любой ребенок - это уникальная, индивидуальная личность со своим особым развитием. И раздраженные окрики и сравнения с более способными детьми вызовут глухое неприятие навязываемых родителем занятий, а иногда могут даже спровоцировать развитие комплекса неполноценности. Комплекс неполноценности может разрушить у ребенка веру в свои силы, убедить его в собственной никчемности и ненужности. Последствия этого могут сказаться на всей дальнейшей жизни Вашего ребенка. Вы же ему не враг? Как помочь ребенку раскрыться и освоить новое, помогая, а не осуждая его? Поставьте себя на его место. Представьте, что Вы пришли на новую работу, в особенностях которой смыслите очень мало. И вместо того, чтобы цивилизованно и дружелюбно ввести Вас в курс дела, Вас начнут критиковать и орать на вас при очередном промахе. Приятно? Думаем, нет. Тем более, дело будет усугубляться тем, что любой малыш для мамы с папой хочет быть самым лучшим, хочет, чтобы им гордились. Ваша резко высказанная отрицательная оценка или раздражение будет ранить его.

Как помочь ребенку подготовиться к школе дома


Скоро в школу
  1. Развивайте у ребенка самостоятельное мышление: много разговаривайте с ним, отвечайте на его вопросы, не отмахивайтесь. Читайте вместе, обсуждайте прочитанное, делайте выводы.
  2. Подходите к освоению нужных функций в игровой форме: считайте вместе ступеньки, деревья, лужи. Читайте вывески на магазинах. Изучайте цвета на наглядном примере: небо голубое, трава зеленая, кошка серая. Пусть Ваш ребенок побудет учителем, а любимые игрушки - учениками. Повторяя таким образом полученную информацию, он быстрее усвоит ее.
  3. Ходите вместе в кино. После просмотра фильма попросите ребенка высказать свое мнение, ненавязчиво помогая строить ему логические последовательности и умозаключения и четко высказывать свои мысли.
  4. Развивайте мелкую моторику ребенка. Лепите из пластилина, собирайте конструктор и пазлы, клейте поделки из цветной бумаги.
  5. Физическая активность ребенка должна быть достаточной. Если позволяют квадратные метры, оборудуйте дома спортивный уголок.
  6. Развивайте в ребенке самостоятельность.
  7. Объясните ребенку правила безопасности дома и на улице.
  8. Не раздражайтесь, если у ребенка что-то не получается. Лучше объясните еще раз. И ни в коем случае не делайте его работу за него. Иначе он всегда в решении трудных вопросов будет надеяться на Вас, и стремления делать самому у него не будет.
  9. Не развивайте ребенка однобоко, по принципу, что интересно, то и будем изучать. То, что плохо получается, должно быть освоено в первую очередь.
  10. Занятие должно длиться не более получаса, иначе ребенок устанет и потеряет интерес. Перемежайте занятия рисованием, активными играми.
  11. Приучайте ребенка вставать в определенное время и соблюдать режим. Это поможет ему быстрее адаптироваться к школьным будням.
  12. Подавите в себе страх отпустить ребенка от себя. Он растет, и в некоторых ситуациях должен уметь справиться с трудностями самостоятельно.
  13. Все способы и советы, написанные в этой статье, нужно применять заранее, а не за месяц до школы.

Как подготовить ребенка к школе/видео/


Как подготовить ребенка к школе

Советы психолога

Как не отбить желание учиться

Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях?

Как подготовить ребёнка к школе, чтобы он полюбил учиться?
Вывод:

Первый раз в первый класс. Эта фраза заставляет ностальгически дрогнуть сердца взрослых дяденек и тетенек - нас с вами. Ведь когда-то и мы шагали в школу с ранцем за плечами и с большим букетом в руке - для своей первой учительницы. А теперь наши ребятишки - смешные и серьезные мальчишки и девчонки, готовятся сделать свой первый серьезный шаг по трудной, но такой интересной дороге жизни. Наш долг - помочь им сделать эти первые шаги твердо и уверенно.

www.xn----7sbbi4ahbmskfm4n.xn--p1ai

Как правильно подготовить ребенка к школе

Рейтинг: 5/5 (1)

Школа – это новый и серьезный этап в жизни детей. Еще совсем недавно деток отправляли в школу с минимальной базой знаний, и уже там они знакомились с цифрами, буквами и счетом. Сегодня, идя в учебное заведение, нужно иметь определенный багаж знаний и навыков. Поэтому многие родители задаются вопросом: как правильно подготовить своего ребенка к школе, и какими советами можно воспользоваться, чтобы быть более компетентными. Сегодня мы поговорим об этом и узнаем, на что необходимо обратить внимание, подготавливая своего кроху.

Что должен знать первоклассник

Цифры и счет
  • Ребенок в возрасте 6 лет должен уметь считать от 1 до 100, приветствуется знание обратного счета, в некоторых школах это даже является одним из условий.
  • В пределах от 1 до 10 он должен уметь считать последующие и предыдущие цифры. Например, если задать число 6, то ребенок должен назвать число, которое идет перед этой цифрой, т. е. 5, и следующее, т. е. 7.
  • У будущего первоклассника также должны быть сформированы понятия «равно», «больше», «меньше», и понятия сравнения в пределах от 1 до 10.
  • Важно, чтобы ваш малыш не просто зазубрил названия цифр, а понимал смысл. Поэтому в некоторых школах одним из требований является то, чтобы ребенок был знаком с понятиями «плюс», «минус» и мог даже складывать и вычитать цифры от 1 до 10.
  • А еще он должен знать базовые фигуры, такие, как круг, овал, треугольник, квадрат, трапеция и т. д.

Сегодня можно найти самые разнообразные методики, в которых подробно рассказывается, как дома подготовить своего ребенка к школе по математике.

Навыки чтения
  • Приветствуется, чтобы первоклассник знал все буквы алфавита и мог читать по слогам. Чтение – это база, на основании которой ребенок сможет с легкостью познавать новые предметы. Поэтому родителям необходимо уделять достаточно времени, чтобы ваш малыш смог освоить этот навык.

Навыки письма
  • Кроме алфавита, ребенок должен различать согласные и гласные звуки, уметь писать несложные слова печатными буквами и разделять их на слоги.
  • Также он должен уметь правильно держать ручку и обводить контуры различных фигур, не отрывая карандаш или ручку.
  • Допускается, если ребенок пишет в зеркальном отражении некоторые буквы и путает «З» и «Э».
  • Творческие способности.
  • В таком интересном возрасте будущий первоклассник достаточно хорошо знает, как пользоваться карандашами, фломастерами, красками, умеет аккуратно разукрашивать картинки, не выходя за контуры фигур.
  • Умеет из пластилина или глины лепить разных животных, овощи, фрукты и другие знакомые вещи или предметы.
  • Также у него достаточно хорошо развито абстрактное мышление, поэтому ребенок может делать различные икебаны из сухих листьев и поделки из подручных средств.

Познание окружающего мира
  • Ребенок уже способен запомнить времена года, даты, страны и города.
  • Может с легкостью рассказать, как его зовут, в каком городе он живет, в какой стране, как зовут родителей, свой домашний адрес и телефон.
  • Может также знать виды животных, птиц и рыб, и чем они отличаются друг от друга.
  • Ребенок должен научиться различать овощи, фрукты и ягоды. Освоить природные явления, такие, как снег, дождь, молния, град и др. А также различать времена суток: утро, день, вечер, ночь.

Самостоятельность в школе

Родители должны понимать, что большое количество времени ребенок будет предоставлен сам себе, и поэтому его необходимо научить делать все, что понадобится в это время.

  • Первоклассник должен уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, что особенно пригодится для урока физкультуры, когда необходимо переодеть спортивную форму.
  • Еще нужно научить ребенка пользоваться молнией, завязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки.

Важно также приобщить ребенка к порядку, чтобы он мог самостоятельно навести порядок на своем рабочем месте (парте) и в рюкзаке.

  • Необходимо обучить своего кроху правилам гигиены: научить самостоятельно ходить в туалет и мыть руки перед едой.
  • А еще важно научить будущего школьника нормам морали: помогать другим, не обижать, просить прощения, быть добрым и отзывчивым. Родители должны стать настоящим примером, чтобы у ребенка был пример для подражания.

Психологический аспект

  • Прививайте ребенку чувство ответственности, чтобы он понимал, что теперь нужно будет принимать определенные решения и уметь отвечать за них.
  • Обязательно поощряйте и хвалите, ведь если у ребенка что-то не получается, он очень быстро теряет интерес, а задача родителей как раз в том, чтобы научить своего малыша доводить любое дело до конца.
  • Тренируйте его внимание, рассказывая интересные истории или делая различные задания. В дальнейшем он с легкостью сможет концентрировать свое внимание на уроке.
  • Старайтесь больше общаться со своим ребенком – у него новый период в жизни, много вопросов и неясностей, и для родителей очень важно, чтобы именно в них малыш нашел настоящих друзей, с которыми он смог бы разделить радости, печали, открыть свое сердце и попросить совета.

Полезная информация

  • Существует одна достаточно распространенная ошибка: родители начинают интенсивно подготавливать своего малыша летом, за 2-3 месяца до начала обучения. Это приводит к серьезной нагрузке и перенапряжению нервной системы и иммунитета ребенка. К тому же, это еще и психологически трудно, от ребенка в этот период постоянно что-то требуют и не дают возможности отдохнуть. Процесс познания превращается в рутину и может привести в дальнейшем к нежеланию крохи познавать что-то новое, и к плохой успеваемости. Поэтому начинать подготавливать своего малыша к жизни и школе нужно примерно с 3-х лет.
  • А еще важно показать, что все те знания, которые вы пытаетесь ему или ей вложить – это информация, которой мы пользуемся изо дня в день. Не нужно разрывать знания и жизнь. Это распространенная ошибка, малыш может много знать, но не понимать, как это применяется на практике, и в итоге потерять интерес к дальнейшей учебе.

Важно также заранее выработать нужный график подъема и отдыха. Для этого необходимо постепенно смещать график сна, чтобы это не привело к серьезной нагрузке на организм. Еще важно определиться со временем приема пищи: если ребенок не ест по утрам, необходимо к началу учебного года научиться завтракать достаточно рано.

  • Приучайте своего кроху к порядку, последовательности действий и к предварительной подготовке. Например, собрать рюкзак и подготовить вещи можно с вечера, чтобы утром не тратить свое драгоценное время.
  • Поощряйте своего кроху, заинтересовывайте его и поддерживайте, ведь процесс получения новых знаний не только необходим для дальнейшей жизни, но это еще и очень интересно.

Как психологически подготовить ребенка к школе – видео

Вашему вниманию предлагается достаточно интересное видео, в котором вы сможете узнать, как самостоятельно подготовить ребенка к школе, какие заданияи занятия смогут в этом помочь.

Дополнительная информация

  • Также вы можете ознакомиться с тем, —как научить ребенка говорить букву «Р»—, что очень актуально в возрасте 3-5 лет.
  • А если вы активно готовите своего кроху к школе, советую ознакомиться с тем, —как научить ребенка читать—.
  • Если же ваш будущий первоклассник уже умеет читать и проявляет интерес к другим языкам, тогда вам точно будет интересно, как научить ребенка читать по-английски.
  • А вот если ребенок проявляет интерес к счету, цифрам и числам, тогда вам может быть интересна —математика для дошкольников—.
  • Ну а если вы просто хотите сходить на каток, советую ознакомиться с информацией о том, —как научить ребенка кататься на коньках—.

Как происходила подготовка в вашей семье? Какими методиками вы пользовались? Нам будет очень интересно, если вы поделитесь в комментариях своими историями и оставите отзывы.

www.beremennost-po-nedeliam.com

Консультация на тему: КАК ПРАВИЛЬНО ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ, ИЛИ ПОЧЕМУ ХОРОШО ИГРАЮЩИЙ ДОШКОЛЬНИК БУДЕТ УСПЕШЕН В УЧЁБЕ?

КАК ПРАВИЛЬНО ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ, ИЛИ ПОЧЕМУ ХОРОШО ИГРАЮЩИЙ ДОШКОЛЬНИК БУДЕТ УСПЕШЕН В УЧЁБЕ?

Каждый родитель, чей ребенок должен пойти в школу, крайне обеспокоен тем, чтобы этот переход был наиболее мягким и безболезненным для ребенка. Для этого ребенка начинают готовить к школе заранее – водят на различные подготовительные курсы, занимаются подготовкой дома… В детских садах воспитатели с горечью отмечают, что после полдника подготовительные группы практически пустые. «Играть не с кем!» - сетуют воспитатели. «До игр ли тут?!? - вздыхают родители, - нечего время попусту терять!».

Попытки говорить с родителями старших дошкольников об игре как правило не встречают понимания. Поэтому поставим вопрос так, чтобы он заинтересовал родителя:
Какими качествами должен обладать младший школьник, чтобы его учение проходило успешно? И что для этого надо делать?

В первую очередь, у ребенка к концу дошкольного возраста должна быть сформирована учебная мотивация: он должен хотеть учиться. Учебная мотивация – основа ведущей деятельности младшего школьника, то есть основа той его деятельности, в которой формируются все основные новообразования данного возраста. 
Для успешного обучения в школе у ребенка должен быть в достаточной мере сформирован внутренний план действия, то есть способность действовать в уме. Одновременно с этим очень важно то, что ребенок должен обладать достаточным запасом общих и практических знаний.

Безусловно,  необходимым качеством, без которого успешность обучения в школе даже у вполне сообразительных детей будет сильно страдать, – является произвольность деятельности, умение подчинять свои действия некоторым правилам, которые устанавливает учитель.

Еще одним качеством, о котором мало говорят, но которое необходимо не только младшему школьнику, но является стержневым и для формирующейся личности, – это творческая активность и инициативность.

А вот теперь поговорим о том, что нужно для того, чтобы все эти качества у ребенка были. Для этого подготовка ребенка к школе ни в коем случае не должна сводиться к обучению его чтению, письму, умению анализировать слова и предложения и т.п.  Все эти умения и навыки легко формируются у ребенка в школе, при наличии у него перечисленных выше базовых характеристик. А вот обратная ситуация, – когда при недостаточном развитии обозначенных характеристик ребенок активно «натаскивается» в отношении каких-то конкретных умений, – будет весьма пагубной для его дальнейшего развития.

Так откуда же появляются у ребенка эти «базисные характеристики»?

Известно, что учебный мотив формируется в недрах ведущей деятельности дошкольного периода детства – то есть в игре. Но как он там формируется? Действительно, непонятно, почему ребенок играл-играл и вдруг захотел учиться. На самом деле, в ходе игровой деятельности у ребенка формируется мощный познавательный мотив. Ребенок играет не с игрушкой, он играет со своим знанием о мире. Игра предстает как своеобразное практическое размышление ребенка об окружающей его действительности. Игровой и познавательный мотивы сменяют друг друга постоянно: новое знание провоцирует игру, а развитие игры требует новых знаний. Потребность в знаниях (новых, более полных и пр.), необходимых для осуществления собственной деятельности, и выступает основой формирующейся учебной мотивации в младшем школьном возрасте.

Характерно, что для «недоигравших» детей, у которых недостаточно пока сформирован собственно познавательный мотив, игра, разумеется, по-прежнему является привлекательной деятельностью. Но поскольку игровая деятельность не сформирована в достаточной мере, дети не могут переносить игровые действия в состав других видов деятельности. Поэтому, как ни странно, на таких детей не действуют «игровые приемы», когда сложный материал представляется детям в знакомой, привлекательной форме. Как отмечают учителя начальных классов, при предложении таким детям игровых задач (методов), они тут же «сходят с колес», полностью отвлекаются от учебного процесса и становятся неуправляемыми. Явление совершенно закономерное для «недоигравших» детей.

Далее. Уже давно доказано, что способность мыслить, способность к действиям в уме не является врожденной. Она формируется прижизненно. В исследованиях П. Я. Гальперина было наглядно продемонстрировано, как формируется умственное действие: сначала оно существует в практической форме, затем, по мере освоения, «свертывается», сокращается, переходя во внутренний план.  После чего действие может легко осуществляться в уме. По словам А. В. Запорожца, игра дошкольника как раз и представляет собой ту деятельность, в которой своеобразными путями осуществляется формирование умственных действий, и более того – формируется сам этот внутренний план деятельности. Как это происходит – вполне понятно: сначала ребенок может выполнять игровые действия только с игрушками. Потом в его игре появляются предметы-заместители, где значение предмета «оторвано» от самого этого предмета, где осуществляется перенос некоторого действия на другой предмет, с которым реальное действие невозможно, но происходит обозначение нужного действия. Постепенно, по мере овладения этой способностью, ребенку для развертывания своей игры становится не нужна и игрушка: игровой сюжет легко разворачивается «в голове» ребенка – появляются игры-фантазирования. Игра рождается из желания ребенка делать что-то как взрослый (водить машину, заботиться о малышах и пр.) и реальной невозможностью это сделать в силу возрастных ограничений. В игре ребенок воссоздает некоторую ситуацию, которая позволяет ему как бы «прожить» желаемое, воспроизвести то, что хочется, в некоторой условной модели. Чем более полно ребенок способен воссоздать в своем воображении необходимую ситуацию, тем более насыщенной и полной получается его игра, тем большее удовольствие от нее ребенок получит. Ребенок, у которого сформировано подобное умение условного воссоздания различных ситуаций, легко перенесет его в новые – школьные – условия. Чем конкретно это может помочь ему?

У части младших школьников наблюдается неумение решать задачи. Ребенок легко оперирует числами, но не смыслами, поэтому задачи каждый раз решает как-то странно. Все объяснения учителя не дают желаемого эффекта: в задачах по-прежнему складываются стулья с килограммами, а траншеи роют печально знаменитые «полтора землекопа». Анализ содержания задач начальной школы демонстрирует, что они легко решаются в том случае, если ребенок способен наглядно представить себе ту ситуацию, для которой сформулированы конкретные условия задачи. А этой способностью хорошо владеют как раз «доигравшие» дети. Остальные просто оперируют числами, не особенно соотнося свои действия с условной ситуацией задачи. Часто такому ребенку достаточно «нарисовать» условия задачи, чтобы он тут же понял принцип ее решения. Нарисовать не в графической форме – это уже более высокий уровень, которым пока данный ребенок не владеет, – а в условной, полусхематической форме. Отсюда следующий шаг – собственно графическая форма презентация задачи. Но беда в том, что такой ребенок не может сам – ни на бумаге, ни в своей голове – представить задачу в этой условной форме, у него не сформированы или недостаточно сформированы основные механизмы, реализующие такую презентацию. Серьезной проблемой является и то, что отсутствие навыка практического преобразования ситуации в дальнейшем неизбежно приводит к невозможности ее теоретического преобразования. Такого ребенка можно «натаскать» на решение определенных типов задач, но так только условия будут несколько изменены, или представлены в иной, непривычной форме, ребенок окажется бессильным в ее решении.

Для развития произвольности игра имеет первостепенное значение. По словам Л.И.Божович, игра является тем механизмом, который переводит требования взрослого в потребности самого ребенка. Ребенку, не научившемуся в игре добровольно подчинять свои действия правилу, будет намного труднее сознательно подчинять их требованиям учителя. А начальная школа очень насыщена огромным количеством формальных требований, которые нужно выполнять (тетрадка должна быть в обложке, для начала нового задания нужно отступить столько-то клеточек сверху и столько-то сбоку, все расстояния должны быть выверены, за поля залезать нельзя, запись должна строго соответствовать образцу и пр.). Эти требования безусловно дисциплинируют ученика, обеспечивают практику не только содержательной проработки задания, но и формального оформления работы, соответствующего некоторым нормам и эталонам данной системы (культурной, образовательной, научной). Однако для ребенка, у которого не сформированы механизмы произвольного поведения, они оказываются настолько трудны, что могут полностью блокировать учебный процесс, сформировать у ребенка отвращение к школьному обучению.

Самые главные свойства, которые формируются в самодеятельной игре дошкольника – это активность и инициативность. Для поддержания интересной, захватывающей игры ребенку нужно прилагать всю свою фантазию. Поддержанию игры способствует умение обыграть любую мелочь, в случае затруднения найти выход из любой ситуации. Современная система образования даже в детском саду, к сожалению, часто строится так, что инициативность ребенка сильно подавляется. Детей учат решать конкретные задачи с единственно правильным решением, и решать только таким способом, при этом любая попытка сделать как-то иначе сразу пресекается как заведомо неправильная. Результат – любое задание, требующее включение фантазии, проб, предположений, сразу отвергается детьми («не знаю», «не умею», «не могу»). В школе к этому добавляется «мы это еще не проходили». Любое новое задание вызывает у такого ученика вместо поиска – ступор. Это очень серьезная проблема, поскольку решение задач, это не только знание алгоритмов их решений, но это и активный поиск новых путей, выдвижение предположений относительно того, что пока неизвестно.

Боязнь пробы – это боязнь ошибки. Игра – деятельность, которая позволяет опробывать разные варианты, не боясь ошибок, поскольку всегда можно все исправить, переиграть. В любом случае игра – это «понарошку». Это деятельность, которая позволяет моделировать и опробывать в действии разные варианты ситуации. Ребенок, который получил в игре опыт такого вариативного подхода к разным проблемам, легко переносит полученный опыт в другие виды деятельности. «Недоигравший» ребенок очень часто по- настоящему боится ошибки.

Огромное значение имеет игра и в плане социализации ребенка. На первый взгляд кажется, что в школе вопросы социализации становятся второстепенными, ведь учебная деятельность – преимущественно деятельность индивидуальная. Тем не менее, опытные учителя начальных классов обращают особое внимание на то, чтобы класс формировался не как «сборище» отдельных детей, каждый из которых занят своими проблемами, а именно как коллектив, управляемый не только случайными неформальными лидерами, но и ориентированный на общекультурные и социальные нормы отношений с обществом и взаимоотношений внутри себя. Формирование детского коллектива начинается еще в дошкольном детстве в ходе реализации некоторых деятельностей, требующих совместных действий нескольких детей. И игра здесь имеет первостепенное значение. В игре ребенок не только учится прислушиваться к партнеру, ориентироваться на его интересы, особенности, но и учится смотреть на себя глазами «другого», корректируя подчас собственное поведение, учится подчинять свои желания общим интересам. В школьном коллективе особенно заметны «домашние» дети, не получившие этого совместного игрового опыта в достаточном объеме. Здесь можно наблюдать две полярные тенденции. Такой ребенок либо («дорвавшись» до сверстника) полностью отдается игре и общению (а учеба при этом совершенно отодвигается на задний план), либо, напротив, с трудом устанавливает отношения со сверстниками, требуя признания своей исключительности или же, наоборот, выступая в роли полностью ведомого и перекладывая всю инициативу на других (как это было в семье). То есть, получается, что задачи, которые должны были быть решены в дошкольном возрасте, переносятся на школьное детство. Поскольку внимание ребенка сосредоточено на этих, актуальных для него в данный момент, проблемах, начинает страдать собственно учебная деятельность – ведущая в этом возрасте.

В заключение следует отметить наиболее важный момент. Каждый возраст – это не просто число прожитых лет. Каждый возраст имеет свои психологические особенности, которые в настоящее время уже в достаточной степени изучены. Не учитывать эти закономерности – значит искажать процесс детского развития. В работах Д.Б. Эльконина было показано, как в разных возрастах у ребенка доминирует то смысловая сторона действия (ребенок осваивает общие смыслы деятельности – зачем вообще это нужно), то операциональная (ребенок усваивает, как конкретно можно сделать то, что ему нужно). Дошкольный возраст – это время формирования общих способностей, время формирования смыслов, целостных представлений о мире. Это формирование в первую очередь реализуется в его самодеятельной игре, свободной от всякого насилия и дидактики, а также внутри прочих специфических детских деятельностей (рисования, конструирования и пр.), которые не подчинены узкопрагматическим целям создания некоторых конкретных «произведений». В этом возрасте у ребенка формируются общечеловеческие способности, которые впоследствии могут быть использованы в любой конкретной (в том числе и узкопрофессиональной деятельности). А вот в младшем школьном возрасте начинает доминировать отработка именно операциональной стороны формирования действий. Но насильственное смещение фаз этого естественного процесса грозит необратимыми последствиями для формирующегося ребенка.

Данный материал был написан для того, чтобы показать, как недостаток игры в дошкольном возрасте может сказаться на особенностях последующего школьного обучения ребенка, к чему это может привести. Разумеется, было бы непрофессионально заявить, что абсолютно все школьные проблемы связаны только с недостатком времени на игру в дошкольном возрасте. Но в то же время не следует забывать, что игра составляет ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте, и его депривация неизбежно ведет к нарушениям в развитии, как в отношении формирующихся психических новообразований, так и в отношении ведущей деятельности нового возрастного этапа. Генетические задачи, не решенные в свое законное время, переходят на следующий виток развития и требуют своего разрешения и там, но уже в других, осложненных условиях. А непонимание причин нарушений приводит к тому, что исправлять их пытаются неадекватными методами, что еще больше усугубляет ситуацию в отношении дошкольного уровня образования.

nsportal.ru

Время есть! Как за год подготовить ребенка к школе? | ОБРАЗОВАНИЕ

Подготовка к школе – процесс волнительный и ответственный. Надо не только «прокачать» умственные способности детей, но правильно настроить их морально: помочь преодолеть страх и тревогу.

«Сын идёт на будущий год в первый класс. Хотелось бы, чтобы он посещал школу с удовольствием, не отказывался выполнять домашнее задание, справлялся с нагрузкой. Как правильно подготовить малыша к школе и настроить на учебный лад?» - задаётся вопросом пермячка Светлана Васильева.

Аналогичные вопросы волнуют многих мам и пап.

Корреспондент «АиФ-Прикамье» пообщался со специалистами и узнал, как безболезненно и спокойно подготовить ребёнка к первому классу, если в запасе остаётся год.

Индивидуальный подход

Воспитатель высшей квалификационной категории с 25-летним стажем Марина Гарифуллина считает, что единого правила для развития всех детей нет: каждый малыш индивидуален.

«С одним ребёнком нужно больше читать, с другим говорить и слушать, с третьим вырабатывать усидчивость, а с четвёртым, наоборот, бегать и прыгать», – рассказывает она.

В одном воспитатель уверена точно: готовить детей к школе нужно обязательно, так как это очень поможет им в обучении и облегчит адаптационный период.

Подготовку к учебному процессу лучше проводить в игровой форме, потому как для шестилетнего ребёнка игра – главный вид деятельности. Необходимо заниматься с малышом лепкой, рисованием, изготовлением аппликаций – всё это поспособствует развитию мелкой моторики, которая так важна для первоклашки. Помимо этого не стоит забывать о тренировке внимания и памяти – можно читать небольшие рассказы, затем обсуждать их с ребёнком, пересказывать содержание, задавать вопросы. Важно не перегрузить своё чадо. Длительность занятия не должна превышать тридцати минут.

«Поскольку нервная система дошкольников в силу недостаточной физиологической зрелости отличается быстрой истощаемостью и имеет низкий предел работоспособности, в середине занятия лучше провести физкультминутку: разминку для глаз, рук, походить по комнате» – рекомендует Марина Гарифуллина.

Моделируйте учебный процесс

Ещё одним полезным видом активности может стать «Игра в школу». Педагог-психолог «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Татьяна Калугина советует моделировать с детьми школьную среду.

«Пусть ребёнок побудет учителем «понарошку». Рассадит мягкие игрушки, даст им канцелярские принадлежности, начнёт учить читать. Пусть сам рассуждает о степени важности знаний. Поиграйте в «доброго учителя» и «непослушных учеников». Промоделируйте «злого учителя» и реакцию на его эмоции. Дайте оценку поведения участников в разных ситуациях». Проиграв таким образом разные модели поведения в школе, можно создать понятную среду для дошкольника», – уверена педагог-психолог.

Лучше узнать школьную жизнь также помогут занятия в воскресной школе. Так ребёнок будет постепенно втягиваться в учебный процесс, у него начнётся социализация в классном коллективе, будет постепенно выработается привычка к выполнению заданий учителя. Ещё один плюс в воскресной школе в том, что там проводится диагностика актуального развития ребёнка. То есть родители (возможно впервые) узнают о реальных успехах или проблемах малыша. Благодаря этому появится возможность скорректировать подготовительный процесс и уделить внимание тому, что у дошкольника ещё не совсем получается.

Обычно в воскресной школе уже задают домашние задания. Поэтому у первоклассников, которые ходили в «воскрески» не возникнет стресса: он уже готовы к нагрузке и дома.

По мнению Татьяны Калугиной, любовь к выполнению домашних заданий вытекает из любви к первому учителю, желания получить похвалу и своё признание.

«Поэтому необходимо формировать в ребёнке положительное восприятие учебного процесса и первого учителя», – объясняет специалист.

Акцент – на позитив

С тем, что с ребёнком нужно говорить о школе, согласна и школьный педагог-психолог Светлана Трапезникова.

«Школа практически у каждого человека связана с трогательными, волнующими воспоминаниями. Но бывает, что ребёнок не хочет идти туда, поскольку панически боится. Причина такого отношения к школе – результат ошибок в воспитании, – уверена Светлана Трапезникова. – Родителям следует взять на заметку, что на моральной готовности ребёнка пойти в первый класс могут негативно сказаться фразы «Ты плохо считаешь, как же ты будешь учиться?», «Ты не умеешь себя вести, таких детей в школу не берут», «Не будешь стараться, в школе будут одни двойки» и т.д. Лучше акцентировать внимание будущего первоклассника на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей. Не лишним станут и чтение художественной литературы о школьной жизни, просмотры мультфильмов и кино».

Педагоги-психологи уверены, что необходимо формировать в ребёнке веру в свои собственные силы и возможности – чаще хвалить его за успехи или небольшие достижения.

Формируйте приоритеты

Важно также учить ребёнка быть самостоятельным: давать значимые для семьи поручения и контролировать их выполнение, прививать навыки личной гигиены и самообслуживания, приучать к выполнению режима дня. Всё это будет способствовать тому, что ваше чадо будет чувствовать себя более уверенно и комфортно в школьной среде.

Мама будущего второклассника Ольга Панькова по собственном опыту знает, как ребёнку может помочь своевременная подготовка. По её словам, она ещё задолго до 1 сентября начала постепенно приучать сына к режиму дня.

«Будет не лишним составить совместно с малышом распорядок дня и контролировать его выполнение. Так, к началу занятий у ребёнка сформируется ответственность к выполнению поставленных задач и не возникнет трудностей с ранним подъёмом в школу», – уверена пермячка, сын которой быстро адаптировался в школе.

Ольга также подтверждает, что им помогли подготовительные занятия. По мнению пермячки, они окунули её сына в грядущую школьную атмосферу. Не забывайте: после занятий необходимо интересоваться мнением ребёнка о произошедшем на уроках. Попросите его рассказать, что нового он узнал. Пересказывая материал, малыш закрепит свои знания. Педагоги-психологи уверены: нельзя заставлять заниматься дошкольника через силу. Если ребёнок устал, лучше устроить перерыв.

Мнения специалистов и заинтересованных лиц сходятся: для комфортного пребывания в школе ребёнка нужно готовить. Но при этом важно не переусердствовать и не перегрузить дошкольника, ведь он ещё мал, не стоит возлагать на него чрезмерные надежды. Главное для родителей – постараться сделать будущего первоклассника счастливым и уверенным в своих силах, ведь доказано, что счастливые дети лучше учатся и быстрее приспосабливаются к новым условиям.

perm.aif.ru


Смотрите также