Как понять что ребенок скоро пойдет самостоятельно


4 признака, что ваш ребенок скоро начнет ходить

Как уже хочется, чтобы ребенок наконец пошел самостоятельно! Но он все тренируется, ходит воккруг дивана, стоит у опоры, вот только ходить никак не хочет. Иногда "подготовительный" период у одних малышей занимает несколько месяцев, а другие начинают ходить практически сразу после того, как встали на ноги. Педиатры выделяют несколько признаков того, что первые шаги не за горами. 

Признак первый: подтягивание. 

Очевидно, пока ребенок не может горизонтально стоять, ходить он не сможет. Обычно дети более-менее готовы ходить тогда, когда могут самостоятельно встать и держаться на ногах. Все дети хотят стоять, большинство предпринимает первые попытки встать приблизительно в восемь месяцев. Но с этого момента до первых самостоятельных шагов может пройти 2-4 месяца. 

Признак второй: суетливость

Помните - каждый новый скачок в развитии сопровождается новой "волной" капризов, переборчивости, новых привычек в еде и сне, и так далее. Присмотритесь - может быть, если ваш малыш вдруг перестал любить привычные ему раньше вещи, стал перебирать еду, отказывается спать и часто плачет, он скоро пойдет? 

Признак третий: излишняя сонливость 

Бывает и наоборот - приближающийся скачок роста требует от организма малыша задействовать все ресурсы, и в процессе подготовки к первому шагу малыш гораздо больше спит. Педиатры говорят, что такое обычно бывает в промежутке между 10 и 11 месяцами. 

Признак четвертый: безрассудное поведение 

Вдруг ребенок, который до сих пор был очень осторожным и, возможно, даже боязливым, начинает совершать не свойственные ему поступки, пытаться вылезти из кресла или коляски, цепляться и вставть в неожиданных местах, пытаться выползти из кровати или с пеленального столика. Да, хождение потребует некоторой решительности, и если ваш малыш вдруг начал вести себя отчаянно - вполне вероятно, он принял решение начать ходить.  

 

Подпишись на наш Telegram. Присылаем лишь "горящие" новости!

www.obozrevatel.com

Признаки того что ребенок скоро пойдет — Детишки и их проблемы

Многие родители ждут с возрастающим нетерпением того периода, когда ребенок начинает сидеть, ведь это свидетельствует о том, что их родной малыш уже подрос и не за горами время его уверенного топанья. Новорожденный малыш практически ничего не умеет делать ма, то есть самостоятельно. Но со временем вы начинаете замечать, как он уже уверенно держит головку, затем бойко переворачивается и совершает попытки проползти небольшое расстояние. Все это признаки нормального развития малыша, и умение сидеть следующий этап приобретенных навыков. Сказать точно во сколько сядет ваш кроха не возьмется никто и более того ускорять этот процесс не нужно.

Содержание статьи:

Когда малыш должен сидеть

О том, что организм у каждого ребенка уникален каждый по-своему, будущая мама должна знать еще до рождения своего крохи. Это поможет не паниковать, если наблюдается не совсем такое развитие, как например, у ребенка подружки. Ваш малыш начнет держать головку, переворачиваться и садиться когда поймет что полностью готов к этому. А это в основном происходит после общего укрепления всей мускулатуры. Считается, что присаживать малыша можно в пять – шесть месяцев, при этом большинство деток начинают уверенно садиться самостоятельно и сидеть без посторонней поддержки ближе к 9-10 месяцев. И это вполне нормально. Если ребенок вполне по другим показателям соответствует уровню возрастного развития, то причин для нарастающей паники нет абсолютно никаких.

Считается, что присаживать девочек нужно позже, чем мальчиков

Считается, что присаживать девочек нужно позже, чем мальчиков, так как ранняя нагрузка на тазовые органы может повлиять на развитие половой сферы. Но необходимо понимать, что и мальчиков не рекомендуется рано садить и даже присаживать надолго. Связано это с тем, что позвоночник крохи еще не готов полностью принять на себя большую нагрузку, а это в дальнейшем может сказаться различными патологиями. Поэтому не стоит торопиться и заранее решать, во сколько ваш малыш сядет и порадует вас своей самостоятельностью.

Как понять, что малыш готов сидеть

Во сколько ваш кроха начнет сидеть в первую очередь зависит от того, как до этого развивался его организм и какими навыками малыш владеет. Примерно к полугодию своей жизни доношенный и не болеющий ребенок уже готов недолго сидеть, если он умеет:

  • Уверенно держать голову.
  • Легко переворачиваться на животик со спинки и обратно.
  • Из положения лежа на животике приподниматься на руках и удерживать в таком положении грудную клетку.
  • Из положения лежа на спинке может ненадолго приподнимать свой корпус.
  • Подтягиваться, удерживаясь ручками за пальцы взрослого человека.

Если вы все эти навыки у своего ребенка видите, то значит, его мышечный корсет уже достаточно для этого возраста укреплен и может выдержать и дополнительную нагрузку.

Примерно к 4 месяцам ребенка уже можно присаживать на ручках, но в этом положении удерживать его рекомендуется не больше 10 минут. Решать во сколько месяцев можно садить кроху нужно ориентируясь и на его способность уверенно держать головку. Если мышечный корсет шеи достаточно укреплен не нужно будет беспокоиться о том, что ребенок неожиданно ударится об что-то.

Как быстрее научить кроху сидеть?

Тот период, когда ребенок начинает сидеть, несомненно, радует любых родителей. У мамы появляется больше времени для совершения домашних дел, а сам ребенок начинает с еще большей активностью познавать окружающее его пространство. И не удивительно, что и мамы и папы хотят ускорить приближения того дня, когда их кроха станет более самостоятельным. Понятно, что без должного укрепления мышц и всего тела никакой ребенок не сможет уверенно и без поддержки сидеть даже и в семь и в восемь месяцев. Но родители могут приблизить это время, помогая организму малыша постоянно развиваться, и для этого подойдут самые простые и легкие в выполнении упражнения.

Родителям также необходимо понимать, что во время затяжной болезни малыш может утратить новые умения. Беспокоиться сильно об этом не стоит, как только организм окрепнет, можно будет возобновить все занятия. Естественно и позднее уверенное сидение не является нормой, но в общем всегда говорят о задержки развития, если организм ребенка отстает по группе самых разных параметров, но не по неумению делать что-то одно.

Комплекс основных занятий с новорожденным

  • Подтягивания. Примерно с полутора месяцев малышу можно давать свои пальцы для захвата. Если он уже крепко держится, то его можно в это время аккуратно приподнимать. Удерживать в этом положении кроху нужно сначала по несколько секунд, затем и до минуты. Это простое упражнение, проводимое регулярно, укрепит спинку и грудную клетку малыша уже к трем – четырем месяцам.
  • Перевороты способствуют закреплению двигательных навыков, делают крепче локтевые и коленные суставы и способствуют укреплению мышечного корсета шеи. Учат крох переворачиваться, выкладывая их примерно с двухнедельного возраста на животик. Сначала в этом положении малыш учится держать свою головку, а затем и переворачивается на бока и на спинку.
  • Легкий массаж грудной клетки, мышц спины, ручек и ножек учит мышечный корсет всегда быть в нужном тонусе, а это увеличивает возможности развития и совершенствования навыков.

Во сколько присядет ваш кроха, будет напрямую зависеть от регулярности всех упражнений. Все занятия и массаж лучше всего проводить до кормления, когда ребенок бодрствует и не капризничает. Уделяя 10-15 минут утром и вечером, вы значительно расширяете возможности вашего крохи при усвоении новых умений. Всю физическую нагрузку нужно увеличивать постепенно, занятия положительно влияют не только на состояние костно-мышечной системы, но и на функционирование еще не совершенной иммунной системы.

Что нужно знать о раннем высаживании малыша

Начинать садить ребенка необходимо с нескольких минут в день.

Начинать садить ребенка необходимо с нескольких минут в день. Первое время под спинку ребенка и по бокам нужно подкладывать мягкие валики или подушки и естественно не нужно бросать в это время своего малыша одного. Не нужно и насильно удерживать малыша сидя. Если кроха капризничает, то время усвоения нового навыка нужно перенести на другое время.

В первые недели малыш сидит, опираясь руками, и без задержки заваливается в разные стороны. Без поддержки ребенок сможет сидеть только к 8-9 месяцев. Поэтому заранее бить тревогу, если у него что-то не всегда и не полностью получается, не стоит. Нужно учитывать и то, что недоношенные дети в большинстве случаев осваивают большинство новых умений позже своих доношенных сверстников.

Девочек педиатры советуют садить все-таки позже, чем мальчиков, примерно после пяти месяцев. Это связано не только с возможным негативным влиянием на развитие половых органов, но и с тем, что у девочек по сравнению с крохами мужского пола более хрупкие кости. Конечно, ориентироваться нужно и на возможности своего малыша. Некоторые дети с рождения готовы активно познавать мир и потому быстрее осваивают многие навыки. Другие крохи более флегматичны, им нравится больше созерцать и потому они не торопятся постигать новое.

Source: pervenets.com

detki.shukshin-net.ru

Как понять что ребенок скоро пойдет самостоятельно — Детишки и их проблемы

Как понять что ребенок скоро пойдет самостоятельно — Детишки и их проблемы [an error occurred while processing the directive]

С самого рождения малыша родители с нетерпением ждут его первых слов. В три месяца у многих младенцев уже получается пропеть несколько гласных звуков. В 4-5 месяцев малыши могут произносить несколько слогов. В 7 месяцев они внимательно прислушивается к взрослым разговорам, повторяют простые слоги по несколько раз (ма-ма-ма, ба-ба-ба) и понимают значение слов: да, нет, дай. В 8-10 месяцев у ребенка начинается звукоподражание людям, животным, звукам транспорта и бытовой техники.

Факторы, влияющие на развитие речи

В год малыши обычно знают свое имя и произносят его (многие, по-своему, смешно коверкая звуки), могут повторять одно- и двусложные слова за родителями, понимают значение около 20 часто употребляемых слов.

Формирование речи – сложный процесс, чтобы он протекал нормально, необходимы:

  • постоянное общение с малышом без сюсюканья. Разговаривайте с ребенком, читайте ему стихи, рассказывайте сказки, рассматривайте и комментируйте картинки в детских книжках, играйте, занимайтесь рисованием и лепкой. Все это должно сопровождаться разговорами;
  • игрушки, развивающие мелкую моторику. Чем раньше начать этот процесс, тем быстрее заговорит ребенок;
  • адекватная психологическая обстановка в семье. Спокойные, доброжелательные отношения между членами семьи способствуют своевременному формированию речи;
  • нормальное развитие нервной системы ребенка. Неврологические проблемы могут вызвать задержку речи. Причиной бывают болезни при беременности, осложнения во время родов.

Важно!

Если есть подозрение на нарушение психического состояния малыша, немедленно проконсультируйтесь с неврологом. Чем раньше будет обнаружена проблема, тем проще ее преодолеть.

Выводы

Если ребенок в состоянии произносить слоги, пытается подражать звукам животных и техники, он скоро заговорит. Не волнуйтесь, если ровесники сына уже вовсю разговаривают, а он произносит только несколько слов, у каждого своя индивидуальная программа развития. Он заговорит и нагонит друзей. Словарный запас интенсивно увеличивается после 4-5 лет, когда малыши хорошо соотносят значение слова с его звучанием. Следует помнить, что девочки начинают говорить на пару месяцев раньше мальчиков, поэтому не сравнивайте разнополых детей.

Интернет-магазин «Дочки-сыночки» предлагает развивающие игрушки, которые тренируют зрительное и слуховое восприятие ребенка, развивают мелкую моторику, память и фантазию. Все это способствует формированию речевых навыков.

Source: blog.dochkisinochki.ru

Навигация по записям

detki.shukshin-net.ru

что нужно знать об этом родителям

Часто в стремлении помочь ребенку пойти как можно раньше родители совершают много ошибок.

Когда дети начинают ходить

Обычно дети начинают ходить в годовалом возрасте, однако считается нормой, если ребенок делает первые шаги в период от 9 до 18 месяцев. Это зависит от множества факторов, таких как темперамент ребенка, его конституциональные особенности (пропорциональное соотношение частей тела) и даже наследственность.

Спокойные и упитанные дети часто не торопятся осваивать новые двигательные навыки, для исследования окружающего мира им вполне достаточно уже приобретенных умений сидеть и ползать. А подвижные и активные непоседы иногда так стремительно переходят от одного этапа развития к другому, что родители едва успевают схватить фотоаппарат, чтобы запечатлеть их успехи.

Может случиться, что во время первых попыток самостоятельной ходьбы ребенок приобрел негативный опыт: сильно ударился, чего-то испугался или был болен в этот период – тогда он может отложить на некоторое время освоение этого важного навыка.

Ходьба – дело простое только на первый взгляд. Такой кажущийся взрослым легким способ передвижения на самом деле является сложной и достаточно скоординированной работой различных групп мышц, моторных (двигательных) зон коры головного мозга, мозжечка, вестибулярного аппарата. Ходьба невозможна без умения хорошо держать равновесие и четкой координации движений. Поэтому перед первыми шагами у ребенка должны окрепнуть мышцы ног и спины, созреть нервная система и вестибулярный аппарат, а кости скелета и связки – стать достаточно прочными, чтобы выдержать вертикальную нагрузку.

Началу ходьбы предшествует приобретение младенцем ряда важных двигательных навыков. Примерно в 7–8 месяцев ребенок начинает вставать на ножки, придерживаясь за перила кроватки или манежа. Стоять малышу так нравится, что он стремится встать, используя любую возможность на что-нибудь опереться. После того как ребенок научился стоять, придерживаясь за опору двумя руками, он постепенно начинает отпускать одну руку, чтобы взять игрушку, а затем (примерно в 9 месяцев) пытается сделать первые шаги, держась за мебель или стену и передвигаясь вдоль нее. В возрасте 9–10 месяцев ребенок учится сгибать колени и садиться из положения стоя. К 11–12 месяцам малыш обычно уже достаточно окрепший и вполне может стоять, наклоняться и приседать без поддержки. И только овладев этими навыками, ребенок будет готов сделать свои первые шаги.

Большинство детей к 9 месяцам уверенно ползают на четвереньках. Этот способ передвижения способствует развитию связей между правым и левым полушариями головного мозга, правильному формированию позвоночника и является тренировкой мышц и вестибулярного аппарата при подготовке к ходьбе, поэтому не стоит расстраиваться, если карапуз не торопится менять ползание на прямохождение. Есть также немало детей, которые «не рождены ползать» и перемещаются в пространстве удобным для них способом – кто-то «ездит на попе», кто-то «ходит» на коленках.

Если при осмотре неврологом и ортопедом в возрасте 1 года у таких детей не было выявлено патологии, отсутствие ходьбы до 16–18 месяцев не должно беспокоить родителей, так как любая двигательная активность укрепляет мышцы и развивает координацию движений, а значит, готовит ребенка к ходьбе. Важно, чтобы малыш при этом был активным, жизнерадостным, осваивал новые и совершенствовал уже приобретенные навыки.

Как ребенок делает первые шаги

Каждый ребенок индивидуален и развивается по своему личному графику. Но родители часто волнуются, когда их чадо приобретает тот или иной навык значительно раньше или позже, чем другие знакомые дети. Бытует мнение, что если малыш рано начинает ходить, у него будут кривые ножки. Исследования показали, что прямой связи между возрастом начала ходьбы и искривлением ног нет. Костный скелет ребенка способен выдерживать нагрузку веса собственного тела, при условии, что малыш переходит от одного этапа развития к другому самостоятельно. Если родители не пытаются торопить события, кроха сделает свои первые шаги только когда его опорно-двигательная система достаточно окрепнет и он будет к этому готов.

Здесь нужно отметить, что попытка сделать первые неуверенные шажки – это еще не ходьба. Родители с гордостью могут сказать, что их ребенок действительно пошел, лишь когда малыш научится, оторвавшись от опоры, самостоятельно проходить несколько метров, останавливаться и менять направление движения. Период времени между первыми несмелыми шагами и самостоятельной ходьбой иногда составляет от нескольких недель до нескольких месяцев.

 

Когда нужна консультация детского ортопеда

Освоение навыка самостоятельной ходьбы – очень важный этап в развитии ребенка. Некоторые ортопедические проблемы выявляются именно в тот момент, когда малыш начинает ходить, поэтому в этот период родителям необходимо обращать внимание на постановку стоп при ходьбе, форму ножек, походку и осанку малыша. Вот несколько основных моментов, которые должны насторожить родителей и стать сигналом для обращения к специалисту:

  • Если ребенок, стоя на ножках или при попытке сделать шаг, опирается не на всю стопу, а только на носочки, скрещивает ножки, часто спотыкается на ровном месте. Это может быть признаком нарушения мышечного тонуса. Выделяют мышечную гипертонию (чрезмерное напряжения мышц) и дистонию (разрозненное напряжение различных групп мышц), которые в дальнейшем могут стать одной из причин отставания крохи в физическом развитии, формирования неправильной осанки и походки. Такие дети нуждаются в наблюдении врача невролога и ортопеда.
  • Родители могут заметить, что ножки ребенка, начинающего ходить, «выгнуты колесом». О-образное (варусное) искривление ног довольно часто встречается у детей первых лет жизни. Причиной развития варусной деформации могут быть наследственность, слабость мышц, недоразвитие связочного аппарата, размягчение костей вследствие нехватки витамина Д. Если изменения не очень выражены, это отклонение может пройти самостоятельно по мере роста, увеличения двигательной активности и укрепления мышц ребенка. Если у малыша есть признаки рахита, лишний вес или другие заболевания, связанные с нарушением обмена веществ, он обязательно должен находиться под наблюдением врача-ортопеда.
  • В норме ребенок ставит стопы параллельно друг другу или слегка разводя носки стоп наружу, при этом нагрузка на стопу должна приходиться преимущественно на ее наружную часть. Если малыш при ходьбе «заваливает» стопы вовнутрь, то, скорее всего, имеет место вальгусная деформация стоп, вследствие которой у ребенка может развиться Х-образное (вальгусное) искривление ног: когда в положении стоя с сомкнутыми коленями расстояние между лодыжками малыша больше 4–5 см. Причинами вальгусного искривления являются рахит, лишний вес, а также механические повреждения (травмы). Таким детям обязательно нужно наблюдаться у врача-ортопеда, который оценит состояние костей и мышц у ребенка и в случае необходимости назначит лечебный массаж, гимнастику, ношение ортопедической обуви или другие виды коррекции.
  • Если при ходьбе стопы ребенка сильно повернуты друг к другу носками, создавая эффект косолапости или, наоборот, сильно разведены в разные стороны, то его также нужно показать ортопеду. 

Если вы заметили любые признаки, которые вызывают беспокойство, лучше проконсультироваться с детским ортопедом. Только специалист может оценить, являются ли отклонения серьезными и требуют ли они лечения. Чем раньше вы обратитесь к врачу, тем легче и эффективнее можно будет скорректировать выявленные у малыша нарушения. В плановом порядке посетить врача-ортопеда следует в 1, 3, и 6 месяцев, в дальнейшем – когда ребенку исполнится 1 год, 1,5, затем в 2 и 3 года.

Выбираем детскую обувь для первых шагов

Это один из главных вопросов, который возникает у родителей малыша, делающего первые шаги. Стопа ребенка, начинающего ходить, еще не сформирована, мышцы ее довольно слабые, связки эластичные и растяжимые, физиологические изгибы еще не обрели конечную форму, поэтому неправильная нагрузка может привести к нарушениям ее развития. Вот почему важно, чтобы малыш дома и на улице ходил в грамотно подобранной обуви, которая будет фиксировать стопы ребенка, способствовать правильному распределению нагрузки и естественному формированию сводов стопы, предотвращая развитие плоскостопия.

Желательно обувать кроху, как только он начнет предпринимать попытки встать на ножки. Домашние сандалии и ботиночки должны быть легкими и удобными, но при этом отвечать всем требованиям, предъявляемым к детской обуви.

Детская обувь выполняет не только защитную функцию, но и участвует в формировании стопы ребенка, поэтому подходить к выбору детской обуви нужно очень серьезно. Первые ботиночки малыша должны быть действительно «первыми» – т.е. новыми. Не рекомендуется донашивать обувь, полученную по наследству от старших детей, так как при носке она принимает форму стопы своего первого хозяина и уже не будет правильно сидеть на ноге другого ребенка, что может привести к нарушению формирования стоп «преемника».

Выбирать обувь лучше вместе с малышом, чтобы была возможность сразу примерить ее. Примерку лучше осуществлять во второй половине дня, так как к вечеру любая ножка немного отекает.

 

Размер детской обуви

Если стопы ребенка немного различаются по размеру, выбирать ботиночки нужно по ножке, которая больше. Оценивая закрытую детскую обувь, трудно понять по виду, достаточно ли места для пальчиков, поэтому ортопеды рекомендуют перед походом в магазин заранее подготовить трафарет, чтобы с его помощью найти пару подходящего размера. Для снятия мерки следует поставить ребенка на плотный лист бумаги или картона, обвести ступню и вырезать рисунок по контуру. Кроме того, в некоторых специализированных магазинах есть стопомеры, которые помогают определить длину ступни малыша.

Предпочтительно выбирать ботиночки или летние босоножки из натуральных «дышащих» материалов.

Основные требования:

  • Жесткий закрытый задник, доходящий до щиколотки крохи и надежно фиксирующий пятку.
  • Умеренно жесткая гнущаяся подошва, имеющая рельефную нескользкую поверхность и небольшой каблучок (высотой до 0,5 см).
  • Удобная и надежная застежка, которая хорошо фиксирует ногу в щиколотке.
  • Абсолютно ровная стелька.
  • Носок ботинка должен быть округлым, широким и достаточно жестким, предохраняющим пальчики от травм. При выборе между открытым и закрытым носком предпочтение лучше отдавать закрытому. Расстояние от края носка до пальцев стопы должно быть 1–1,5 см: в летнее время этот запас пригодится, если ножка будет отекать от жары, а зимой он создаст воздушную прослойку, чтобы ножки крохи не замерзли. Не стоит в целях экономии приобретать ботиночки на вырост (на несколько размеров больше), нога ребенка в них будет болтаться, и ему будет очень неудобно ходить.
  • Ботинки, как и босоножки, должны хорошо держаться и не спадать с ноги, а также не деформироваться при ходьбе. Чтобы понять, комфортно ли малышу в выбранной обуви, перед покупкой дайте ему возможность походить в ней в течение 5–10 мин.

Какие ошибки делают родители, когда ребенок начинает ходить

Многие родители в воспитании и уходе за своим ребенком ориентируются на бытующие в народе суждения, которые не всегда оправданы с медицинской точки зрения. Применение на практике таких полезных советов может нанести вред здоровью малыша. Вот несколько распространенных заблуждений:

  • Не умеющего ходить ребенка нужно водить за ручку.

Некоторые родители в стремлении к раннему развитию ребенка начинают водить его за ручки. Такая нагрузка может оказаться непосильной для неокрепшей костно-мышечной системы ребенка и  привести к деформации ног и позвоночника.

  • Дома ребенок должен ходить по полу босиком.

Многие родители считают, что детям полезно ходить босиком. Но здесь большое значение имеет поверхность, по которой топают босые ножки.

При ходьбе по ровной поверхности домашнего пола (линолеум, плитка, паркет, ламинат) не происходит рефлекторного сокращения мышц стопы, а основная нагрузка приходится на слабый связочный аппарат, в результате нарушается естественное формирование сводов стопы и может развиться плоскостопие. Поэтому желательно, чтобы дома ребенок не ходил босиком, в носочках или в мягких тапочках, а делал свои первые шаги только в соответствующей обуви. А вот песок, мелкая галька или невысокая травка на дачном газоне хорошо тренируют формирующийся мышечно-связочный аппарат детских стоп, и ходить босиком по таким поверхностям ребенку очень полезно.

  • Детская обувь должна быть с супинатором.

Существует распространенное мнение, что правильная детская обувь должна обязательно иметь супинатор, между тем ортопеды утверждают, что здоровому ребенку принудительная коррекция сводов стоп не только не нужна, но даже может быть вредна. Супинатор, грубо подпирающий продольный свод здоровой стопы малыша, может воспрепятствовать естественному процессу ее формирования и, наоборот, привести к развитию плоскостопия.

Ношение лечебной ортопедической обуви детям назначается только врачом-ортопедом по показаниям, при этом специалист учитывает индивидуальные особенности стоп каждого конкретного ребенка.

 

Зачем нужны ходунки для ребенка

Современная индустрия детских товаров делает все возможное, чтобы значительно облегчить жизнь маме. Одним из таких помощников являются ходунки. Часто их спешат приобрести родители, уверенные в том, что они таким образом помогут ребенку в обучении самостоятельной ходьбе – стоит лишь малышу сделать первую попытку встать на ножки.

В пользу ходунков действительно можно привести несколько доводов:

Их использование освобождает маме руки и дает возможность заняться домашними делами.
Ходунки помогают ребенку перейти в вертикальное положение, открывая для него новые горизонты. Малыш получает возможность свободно перемещаться по дому, удовлетворяя свои потребности в движении и исследовании окружающего мира.
Диаметр ходунков не позволяет крохе дотянуться рукой до опасных предметов, а бампер затрудняет открывание запретных дверок и ящиков:то есть, имея возможность двигаться, ребенок находится в относительной безопасности.

Но все же помощь, которую ходунки оказывают родителям, несопоставима с вредом, который они могут нанести ребенку при неправильном использовании. Поэтому маме и папе, собирающимся приобрести своему малышу это средство передвижения, необходимо знать некоторые распространенные заблуждения о его пользе, а также правила безопасности, связанные с этим видом транспорта.

Ходунки помогут ребенку научиться ходить

Механизм ходьбы в ходунках существенно отличается от механизма самостоятельной ходьбы. В первом случае ребенок наклоняется вперед, отталкиваясь носком стопы, а не всей стопой (что принципиально для самостоятельной ходьбы), а это может привести к неправильной постановке стоп и отразиться на походке ребенка.

Кроме того, в ходунках ребенок не учится держать равновесие и правильно падать, группируясь и защищая от удара важные части тела.

Из-за того, что малыш лишен возможности приседать, подниматься и ползать, в ходунках его мышцы гораздо меньше тренируются и укрепляются, а длительное нахождение в вертикальном положении может привести к перенапряжению мышц спины, искривлению позвоночника и деформации ног.
К тому же, ставя ребенка в ходунки, родители могут лишить или значительно сократить очень важный и полезный для его развития период ползания. У ребенка в ходунках не стимулируется потребность в самостоятельном движении, ведь, чтобы достичь цели, ему не нужно прилагать значительных усилий.

Таким образом, применение ходунков может не только не ускорить, но и замедлить приобретение малышом новых двигательных навыков.

Ребенок в ходунках не упадет и не ударится

На деле же ходунки довольно травмоопасны для ребенка. Они могут переворачиваться, застревать в дверных проемах; разогнавшись, сильно ударяются о препятствие. Особенно опасны пороги, ступеньки и стыки одного напольного покрытия с другим, отличным по фактуре (например, переход с ковра на ламинат). Развивая значительную скорость, в таких местах ходунки могут опрокинуться вместе с малышом и нанести травму, гораздо более опасную, чем если бы ребенок просто упал с высоты собственного роста. Постоянно находясь в ходунках, кроха не научится быть осторожным и избегать столкновений.

Кроме того, даже будучи ограниченными в движениях, дети умудряются дотянуться до некоторых опасных предметов, которые прежде были им недоступны.

Ходунки стимулируют развитие интеллекта

Хотя ходунки и расширяют угол обзора малыша и дают ему возможность лучше исследовать пространство квартиры, их нельзя назвать полезными для интеллектуального и психического развития маленького человечка. Если малыш долго будет находиться в ходунках, он не сможет в достаточной мере осознать границы и возможности своего тела. А учитывая, что естественный процесс познания у детей 1-го года жизни протекает через ощупывание руками и опробование «на зуб», не дотягиваясь до интересных предметов, кроха лишается возможности полноценно знакомиться с окружающим миром.

Чтобы не навредить здоровью ребенка, использовать ходунки можно, соблюдая несколько условий:

Не сажать малыша в ходунки раньше 8 месяцев. Ребенок должен уметь хорошо и уверенно сидеть сам, вставать на ножки и желательно ползать.
Высота ходунков должна быть отрегулирована таким образом, чтобы стопы ребенка полностью соприкасались с поверхностью пола. Ножки малыша должны быть обуты в правильно подобранную обувь.
Время пребывания крохи в ходунках не должно превышать 15–20 мин 2–3 раза в день.
Нельзя оставлять ребенка, находящегося в ходунках, без внимания.
Перед покупкой ходунков необходимо проконсультироваться с педиатром и ортопедом. Детям, имеющим симптомы рахита, лишний вес, находящимся под наблюдением у ортопеда по поводу заболеваний костно-мышечной системы, пребывание в ходунках противопоказано.

Опасные места в доме для первых шагов ребенка

Недаром говорят: когда ребенок учится ходить – родители забывают, что такое сидеть. С переменой положения тела для неутомимого исследователя открываются новые горизонты и уголки домашнего пространства. Чтобы не омрачать восторг новоявленного пешехода от приобретенного умения бесконечными окриками, запретами и избежать травм, взрослым следует максимально обезопасить окружающую малыша домашнюю обстановку. Лучше всего опуститься на уровень роста ребенка и с этой высоты оценить, какие предметы могут представлять для него угрозу.

В комнатах не должно быть деталей интерьера, которые малыш мог бы перевернуть или опрокинуть на себя, провода следует надежно спрятать, электроприборы – выключить из розеток, на розетки необходимо поставить заглушки, острые углы мебели прикрыть – например, с помощью специальных накладок.

Самые опасные для ребенка помещения – это кухня и ванная комната. На кухне большую опасность представляют горячие напитки, стоящие на краю стола. Со стола лучше убрать скатерть, чтобы ребенок не смог стянуть ее вместе с посудой и ее содержимым, убрать подальше острые и бьющиеся предметы. Малыша не должно быть на кухне, когда включена всевозможная кухонная бытовая техника, до которой он сможет дотянуться. Особую опасность представляет духовой шкаф и конфорки газовой и электрической плиты. Раскаленные поверхности, до которых малыш может дотронуться, и брызги от готовящейся пищи, попавшие на кожу малыша, способны вызвать сильные ожоги.

Ванная комната не менее опасна, чем кухня. Дверь в ванную должна быть всегда плотно закрыта. Средства бытовой химии, лекарства, бритвенные принадлежности и другие опасные предметы нужно хранить в недоступном для ребенка месте. Не оставляйте малыша в ванной одного, без присмотра, даже если он увлечен каким-то безопасным, по вашему мнению, занятием.

Для безопасности ребека, делающего первые шаги, в детских магазинах можно купить специальные приспособления. Уберечь малыша от падений и травм на улице поможет специальный поводок – ремень для детей, начинающих ходить (так называемые «вожжи»), а для защиты головы крохи можно приобрести мягкий защитный шлем.

Возможно, вам будут интересны статьи "Искривление ног у ребенка: исправляем ошибки раннего развития" и "Что умеет новорожденный" на сайте mamaexpert.ru

www.2mm.ru

Первые шаги ребёнка. Когда ожидать чуда?

Как же хочется, чтобы кроха скорее сделал самостоятельные шаги! Но как ему в этом помочь?

Помните, каким прекрасным был момент, когда вы узнали, что у вас будет малыш? 

И вот прошло совсем немного времени, а ваше сокровище уже пытается сидеть, ползать, а теперь и всё крепче стоять на ножках. 

Как же хочется, чтобы кроха скорее сделал самостоятельные шаги! 

Когда дети делают первые шаги?

Первый год жизни так скоротечен и наполнен событиями! Уже в 9–11 месяцев малыши пробуют делать первые самостоятельные шаги. Не успеете оглянуться — а кроха уже проверяет содержимое книжных полок, шкафов и тумбочек. 

Этот период очень опасен — прячьте от малыша всё, что можете: травмоопасные режущие, колющие предметы, лекарства и важные документы, которые маленькому изучать пока что рановато.

Перед первыми попытками ходить ребёнок тщательно готовится к этому важному событию. Он пытается стоять, держась за опору, отталкивается и ножками, и ручками и радостно реагирует, когда у него получается что-то новенькое. 

Не успеете оглянуться — а он уже передвигается по дому, держась за всё, что встречается на пути или толкает перед собой колясочку.

Папа и мама помогают

К 11–12 месяцам малыши могут преодолевать пока очень короткие расстояния. Попробуйте простимулировать ребёнка передвигаться от папы к маме и обратно — пусть развивается координация, укрепляются мышцы спинки и ног. Он будет делать это с удовольствием, громко смеяться и радоваться. Это прекрасное упражнение, чтобы быстрее научиться не только ходить, но и бегать.

Детская физиология

Освоение навыков ходьбы — дело совсем не лёгкое, поэтому слишком торопиться тоже не стоит. Малыш сначала должен изрядно наползаться, развить все основные мышцы, которые в будущем будут участвовать в ходьбе. 

Опорно-двигательный аппарат у младенцев формируется долго, и слишком большие преждевременные нагрузки тоже нежелательны. И ещё вы должны помнить о том, что ходьба на неокрепших ножках отнимает у детей слишком много энергии, от непосильных нагрузок может произойти истощение организма. 

Следите за этим, переключайте внимание крохи на спокойные занятия, чередуя периоды двигательной активности с периодами покоя.

Главная движущая сила — стремление узнавать новое

В этом возрасте малышу хочется узнать об окружающем его мире как можно больше. Сначала он расширяет свои исследовательские возможности, когда овладевает способностью самостоятельно сидеть, затем — ползать, ну, а когда он становится на ножки, совсем как взрослый, ему становится доступно практически всё в доме. 

Очень важным моментом в овладении новыми навыками является заинтересованность ребёнка в обучении. Пока малыш ещё ползает, вы можете показать ему интересную игрушку, положив её чуть выше уровня глаз. 

Кроха поднимется на ножки, чтобы иметь возможность дотянуться к ней. В этот момент нужно снова взять игрушку и отнести её чуть дальше. Ребёнок заинтересуется ещё больше, и ему захочется добраться до желанного предмета и схватить его.

Делаем специальные приспособления

Есть замечательный способ быстрее освоить ходьбу — изготовить специальную тропинку с поручнями, чтобы ребёнок мог по ней передвигаться без посторонней помощи. Он просто будет держаться ручкой за опору и идти в любом направлении. Это можно сделать из того, что есть в доме: например, выстроив в ряд мебель — диван, кресла, приставив стулья и организовав, таким образом, малышу путь, который быстрее приведёт его к овладению навыками самостоятельной ходьбы.

Один мальчик жил в новой квартире, где спальня была ещё свободной, поскольку родители не успели купить мебель. Мама временно организовала ребёнку в ней игровую комнату с большим ковром на полу и всеми игрушками, перенесёнными из детской. Малышу в этот момент было почти десять месяцев, и, как оказалось, ему было совсем не до игрушек. Мальчик очень быстро сориентировался и начал ходить по периметру пустой комнаты по кругу, держась за стеночки. Через короткий промежуток времени он стал делать это всё быстрее и увереннее. 

Отвлечь от такого увлекательного занятия малыша было очень сложно. В результате, не прошло и недели, как мальчик оторвался от стеночки и пошёл прямо по коврику по направлению к противоположной стороне комнаты. С первого раза не получилось, зато получилось со второго. Малыш каждый раз давал себе отдохнуть, а затем повторял маневр. 

Наблюдать за тем, как он учится ходить, причём очень планомерно, целенаправленно, упорно, было для родителей настоящим удивлением. Результат — в десять месяцев ребёнок пошёл самостоятельно, а к годику уже бегал!

Техника безопасности

В вышеописанной ситуации родителями были созданы (правда, совершенно случайно) очень хорошие условия для овладения ребёнком навыками ходьбы. Малыш был в полной безопасности, потому что в комнате не было острых мебельных углов и преград, а падать на ковёр ему было мягко и удобно. 

Очень часто дети после двух-трёх болезненных падений оставляют попытки ходить самостоятельно и возвращаются к ним с большим опозданием. Главная задача для родителей на этом этапе — свести травмоопасность к минимуму.

Подражание

Когда вы находитесь в парке на прогулке, чаще обращайте внимание ребёнка на других детей, которые бегают, прыгают — словом, находятся в своём «игро-мире», к которому ваш малыш пока не причастен, поскольку ещё передвигается в коляске. 

Попробуйте стимулировать его их примером: «Посмотри, как мальчик побежал, давай и мы за ним!» — и помогать малышу сделать это, поддерживая за ручки. Если кроха будет часто видеть играющих ребятишек, ему очень скоро захочется к ним присоединиться, и он постарается сделать это как можно быстрее.

И ещё несколько экспресс-советов:

  • всегда поощряйте ребёнка похвалой, когда он пытается делать самостоятельные шаги;
  • не пользуйтесь ходунками;
  • не водите малыша, держа под мышками — это формирует неправильную осанку;
  • если вы на улице — пусть ребёнок покатает свою коляску, а вы просто придерживайте его за капюшон;
  • на прогулках не оставляйте кроху сидеть в коляске. Прибыли на место назначения — выходим из транспорта и идём ножками, как взрослые!

Наберитесь чуточку терпения. Очень скоро ваш малыш будет топать ножками по квартире и весело бежать навстречу маме и папе. Желаем вам, чтобы это произошло поскорее!

www.babyblog.ru

Когда ребенок начинает ходить, как научить ходить ребенка, первая обувь

К одному году ребенок ходит, держась за вашу руку одной рукой. Когда вы ставите его на ноги, он ищет равновесие: он поднимается на носочки, затем отклоняется назад и наконец прочно встает на пятки, приподымая переднюю часть стопы. Вот верный признак того, что он совсем скоро пойдет!

Наконец наступает день, когда ваш малыш не выдерживает и самостоятельно отправляется в путь, чтобы прийти... к вам в объятия! Это весьма волнующий момент для вас и ключевой этап в развитии ребенка. Он совершает гигантский прорыв ю направлению к полной независимости: теперь он может отправляться завоевывать мир.

И все же первые шаги — это пока еще не ходьба. Малыш передвигается довольно быстро, покачиваясь из стороны в сторону: он все еще непрочно стоит на ногах.

К тому же он очень широко расставляет ноги, ведь чем шире фундамент, тем легче сохранить равновесие. Перемещаясь, он переносит вес с одной ноги на другую, вытягивает руки в стороны, чтобы сохранить подобие равновесия.

В первые недели малыш часто падает. Это совершенно нормально! Падения и подъемы — тоже часть обучения. Не переживайте, позвольте ему гулять по дому (предварительно убрав всепотенциально опасные для него предметы), но постоянно присматривайте за ним. Доверяйте малышу: его падения редко причиняют ему вред и в большинстве случаев заканчиваются парой синяков или шишек. Тем не менее, если после сильного падения поведение малыша кажется вам подозрительным (в особенности если он апатичен или если его тошнит), немедленно обратитесь к врачу.

В каком возрасте ребенок начинает ходить?

Обычно дети делают свои первые шаги примерно к двенадцати месяцам. Однако диапазон очень велик. Если большинство детей начинают ходить в период с десяти до шестнадцати месяцев, а некоторые к году уже бегают, то другие пойдут лишь к восемнадцати месяцам. Кроме того, малышу потребуется еще несколько месяцев, чтобы по-настоящему освоиться с ходьбой. На скорость такого освоения влияет несколько факторов.

  • Телосложение: некрупный ребенок научится держать равновесие и ходить быстрее, чем пухлый.
  • Мышечный тонус: различается у всех детей и зависит прежде всего от генотипа ребенка.
  • Формирование нейронных связей: они дают ребенку чувство расстояния и пространства.
  • Темперамент: любопытный и отважный малыш, чувствующий себя в безопасности и доверяющий своему окружению, пойдет раньше, чем беспокойный или более расположенный к созерцанию ребенок.
  • Ритм развития: некоторые дети уделяют больше внимания наблюдению за окружающим их миром, освоению речи или мелкой моторики, а не первым шагам. Нельзя научиться всему одновременно!
  • Побуждение — это ваша роль... Однако не советуем вам действовать чересчур навязчиво. Принято считать, что ребенок, который не умеет ходить в полтора года, не развивается «нормально», но на деле это не обязательно свидетельствует о какой-либо задержке в развитии! Тем не менее лучше обратитесь к врачу. Врач убедится в том, что у ребенка нет психомоторных аномалий или отставаний в развитии. Если ваш малыш — гипотоник (не слишком энергичен в том, что касается двигательной активности), врач может прописать ему сеансы кинезитерапии.

Как поощрить ребенка к ходьбе?

Не следует постоянно оставлять его в манеже или на высоком стульчике. Позвольте ему играть на полу, в ограниченном и безопасном пространстве; вы даже можете, используя стулья и прочую мебель, создать для него своего рода «маршрут» и разложить привлекающие его игрушки. Сядьте перед ним, сказавшись на его высоте: так ему захочется добраться до вас. Помогайте ему, лишь когда ему это действительно нужно, и подбадривайте его, однако никогда не пытайтесь его заставлять.

Чтобы научить ребенка подниматься, создавайте для него небольшие препятствия, которые ему нужно преодолеть. Таким препятствием может стать, например, ступенька лестницы (однако не забывайте следить за ребенком!). Играйте в игры с мячом, чтобы укрепить мышцы малыша и развить у него координацию и чувство равновесия.

По мере возможностей позволяйте малышу ходить по дому босиком. Это идеальный способ, позволяющий ребенку обрести чувство равновесия, почувствовать, что пол — это опора, и укрепить мышцы свода стопы.

Предлагайте ребенку ходить по мягким поверхностям, к примеру по положенному на пол матрасу. Это позабавит его, разовьет ощущение контакта с опорной поверхностью и чувство равновесия.

Маленькая хитрость, которая позволит вам без болей в спине оказаться на одной высоте с ребенком

В течение нескольких недель или даже месяцев малыш будет держаться за вашу руку. Чтобы не нарушить его равновесие, старайтесь не слишком поднимать его руки: они не должны оказываться выше его головы. Чтобы вам не приходилось слишком сильно наклоняться, вооружитесь двумя ручками от швабры и держите их перед собой, подобно лыжным палкам. Ребенок ухватится за них на нужной высоте, а вы не слишком утомите спину.

Передвигайтесь с его скоростью на улице и дома: не забывайте о том, что ноги у малыша короче ваших!

Первая обувь ребенка

Первую обувь для малыша, предназначенную исключительно для прогулок по улице, следует выбирать очень тщательно. Для детей, которые уже делают первые шаги, выбирайте обувь для начинающих ходить: это довольно мягкая обувь с высоким задником, плотно облегающая ногу, с жестким голенищем и на шнуровке, обеспечивающая правильную постановку стопы. Отложите ботинки для ходьбы с более твердым задником, не позволяющим щиколоткам выворачиваться, до момента, когда ваш малыш уже научится хорошо ходить. Обувь обоих типов лучше всего выбирать кожаную, с нескользящей и не полностью плоской подошвой. Убедитесь в том, что внутри ботинка остается достаточно места для того, чтобы малыш мог свободно шевелить пальцами ног.

Не отказывайтесь от подручных средств, которые могут помочь малышу при ходьбе. Игрушки для ходьбы развивают моторику и укрепляют мышцы ног, к тому же они помогают ребенку обрести равновесие и освоить правильные движения при ходьбе. Такие игрушки должны быть прочными и легкими одновременно. Все, что крутится, может оказаться полезным, однако лучше выбирать игрушки-каталки или каталки-ходунки с частично блокирующимися колесами — тогда малыш не будет носиться в них по дому, как метеор. Не покупайте настоящие ходунки: они опасны и не приносят никакой пользы. А чтобы малыш при ходьбе чувствовал себя уверенно, не забудьте о предметах, которые он легко сможет взять в руку, например о его пустышке или любимой игрушке.

Подбадривайте малыша, который делает первые шаги! Именно ваше одобрение, ваша высокая оценка этих первых опытов ходьбы — не важно, взглядом или словами, — играют для ребенка важнейшую роль. Однако не следует принуждать малыша к ходьбе: так вы можете лишь отвратить его от этого занятия и отсрочить его желание пойти. Наконец, не тяните его за руку, заставляя идти вперед: так вы можете сместить центр тяжести тела и нарушить его равновесие.

Вопросы родителей

«Моему ребенку год, а он еще не ползает на четвереньках. Это признак отставания в развитии?»

Вовсе нет! Некоторые дети полностью пропускают этот этап развития: они толкаются руками в положении сидя и таким образом двигаются вперед или назад. Это довольно странный способ передвижения, однако и он в свое время тоже заставит малыша принять вертикальное положение. Тем не менее столь оригинальная манера передвижения может повлиять на равновесие ребенка. Пропустив этап хождения на четвереньках, он не освоит координированное движение рук и ног. Наш совет: чтобы ваш малыш научился передвигаться на четвереньках, никогда не сажайте его, пока он сам этому не научится. Иначе он останется в положении сидя и не будет двигаться. Повторим: крайне важно позволять младенцу как можно больше играть на полу — так у него появится собственный сенсорно-двигательный опыт.

«Недоношенный ребенок будет дольше учиться ходить?»

Это действительно может быть так; причиной этого могут стать позы, в которых ребенок вынужден был лежать в инкубаторе для недоношенных детей, недостаток общения с окружающим его миром, а также повышенная раздражительность органов чувств. Но кроме того — и прежде всего — это связано с тем, что малыш родился слишком рано, совершенно нормально, что младенец, родившийся за два месяца до срока, встанет на ноги лишь к тринадцати — четырнадцати месяцам или даже позже. Такое отставание впоследствии постепенно сгладится. При значительной недоношенности или при выявлении задержки психомоторного развития весьма полезными могут оказаться сеансы кинезитерапии или развития психомоторики.

«Несколько недель назад мой малыш сделал первые шаги, однако с тех пор он больше не ходит...»

Не следует беспокоиться. Новое чувство самостоятельности, которое дает ребенку ходьба, весьма интересно для него, но в то же время оно его пугает. Нет ничего удивительного в том, что ребенок чередует триумфальное ощущение, которое он получает от ходьбы, с периодами регрессии, когда он вновь начинает ползать на четвереньках или отказывается отпускать вашу руку. Через несколько дней или недель он вновь начнет тренироваться — и наверняка будет уже более уверенно стоять на ногах.

www.sweli.ru

5 важнейших условий и 4 возможных трудности, советы врача

Последнее обновление статьи:

Существуют несколько несложных, но эффективных упражнений и методов, которые позволяют укрепить детский позвоночник, развить мышцы нижних конечностей и стимулировать интерес ребёнка к познанию окружающего мира.

Прочитайте в статье детского психолога, какие самые популярные и распространённые методики раннего развития можно использовать на первом году жизни ребёнка.

Сроки появления навыка

Первые шаги ребёнка обычно можно наблюдать в 12-месячном возрасте. Но это не означает, что все дети овладевают навыком хождения именно в годик.

Нормой принято считать, если малыш пошел в срок от 9 до 16 месяцев.

В чём же особенности ходьбы в раннем или позднем возрасте?

  • очень рано. Случает и так, что ребёнок встаёт на ноги в семимесячном возрасте, а через пару-тройку недель начинает ходить. Медики настороженно относятся к подобной «акселерации», беспокоясь за состояние неокрепшего позвоночного столба. Но смотреть нужно на малыша. Если он развивается опережающими темпами, то особо волноваться не следует;
  • рано. Если ребёнок пошёл в 9 месяцев, то также принято считать, что его двигательные способности формируются раньше нормативных сроков. Переживать также не стоит, но только если родители специально не стимулировали навык хождения;
  • поздно. Ходьба в 16 месяцев и даже чуть позже тоже считается нормой. Подобное встречается у здоровых ребятишек, но чаще запаздывание моторных умений связано с недоношенностью либо большим весом.

Как только малыш овладеет навыком самостоятельного передвижения, можно заметить отличие его ходьбы от хождения взрослых людей. Ребёнок будет ставить ступни рядом друг с другом, «печатать» шажки из-за неумения перекатываться с пяточки на носочек. Это нормально.

Если же младенец сильно косолапит, ходит на носочках или изобрёл свой собственный, не совсем адекватный способ передвижения, нужно показать его ортопеду и невропатологу.

Они смогут оценить состояние опорно-двигательной и нервной системы и посоветуют нужные терапевтические процедуры, в том числе массажные и гимнастические упражнения, плавание.

Что может затормозить появление навыка?

Если ребёнок не пошёл в 12 месяцев самостоятельно, но в то же время развивается нормально, без неврологических и ортопедических болезней, не следует особо переживать.

Как уже было сказано выше, способность ходить в 12 месяцев – усреднённый нормативный показатель. Однако родителям необходимо знать, что способно затормозить возникновения навыка хождения:

  • чрезмерная упитанность. Ребятишки набирают лишний вес из-за непродуманного рациона, переедания и нарушенного обмена веществ. Ненужные килограммы нагружают позвоночник, в результате чего ребёнок не может принять вертикальное положение;
  • темперамент. Флегматичные и меланхоличные дети ползают и ходят несколько позже более «заводных» холериков и сангвиников. Подобная закономерность возникает из-за связи моторной активности с особенностями нервно-психической организации;
  • генетика. Запаздывание ходьбы – семейная черта? В этом случае бессмысленно ждать от ребёнка скорейшего возникновения навыка ходьбы;
  • климат. Жители южных регионов планеты, как правило, быстрее овладевают моторными навыками, нежели уроженцы северных территорий;
  • боязнь. Детское хождение всегда сопровождается маленькими неудачами в виде спотыкания, падения. Некоторые малыши, пережив неудачный опыт, страшатся ходить без поддержки родителей;
  • стресс. Малыши чувствительны к любому изменению психологической атмосферы. Незнакомая обстановка, скандалы в семье, наказания и прочие неблагоприятные условия приводят к возникновению стрессовой ситуации. Ребёнок пойдёт, как только почувствует себя в безопасности;
  • заболевание. Даже обыкновенная простуда ослабляет грудничка. Некоторые дети даже забывают навык после того, как хворали в течение некоторого времени. Однако через пару недель умения с лёгкостью возвращаются.

Особняком стоят патологии в развитии нервной системы и костно-мышечного аппарата. В такой ситуации необходимо постоянное наблюдение соответствующего специалиста, приём лекарственных препаратов и физиотерапевтические процедуры.

Создание условий для ходьбы

Если родители не знают, как научить ребенка ходить самостоятельно, следует обратиться к наблюдающему малыша доктору. Вполне вероятно, что он порекомендует взять на заметку один из следующих популярных методов обучения:

  • в обуви. Многие специалисты рекомендуют обувать детей, прежде чем они начнут передвигаться самостоятельно. Естественно нужно брать только качественные ортопедические башмачки. Такая обувь изготовлена из натуральных материалов, плотно охватывает ножку, отличается наличием жёсткого задника и супинатора, который поддерживает свод ступни;
  • босиком. Согласно этому подходу, спешить с обуванием ребёнка не стоит, особенно если навык ходьбы начал появляться в тёплое время года. Хождение «нагими» пятками по твёрдой поверхности позволяет укрепить связочно-мышечный аппарат, суставы, сформировать правильный свод стопы;
  • на безопасной поверхности. Ребёнок двигается неуверенно, поэтому нужно ограничить его передвижение по скользким поверхностям: кафельной плитке, линолеуму, паркетным доскам. Если малыш всё же по полу скользит, нужно приобрести носочки с резиновой подошвой, улучшающей сцепку с поверхностью;
  • по свободной территории. Когда малыш учится ходить, родителям стоит обеспечить ему простор. Это означает убирание подальше крупногабаритных предметов с пути юного «путешественника», а также предоставление доступа и в другие помещения квартиры;
  • с вожжами. Родители, ведущие ребёнка «на поводке», подвергаются всяческой критике, а также косым взглядам со стороны окружающих. Однако такое приспособление сможет поспособствовать, если малыш боится ходить без поддержки.

Популярный телеврач Комаровский не против использования родителями вожжей. Однако указывает на серьёзный недостаток подобного устройства. Конструкция предупреждает падения, а ребёнок должен научиться падать и вставать.

Учим ребёнка ходить

Прежде чем приступать к обучению, нужно удостовериться в том, что ребёнок готов к усвоению этого навыка. Поторапливать младенца не следует, но и пропускать наиболее подходящий момент также не стоит.

Признаки готовности малыша к хождению: подъём с коленок, способность находиться в вертикальном положении продолжительное время, попытки передвигаться, придерживаясь за мебель или стенки.

Чем больше признаков готовности наблюдается, тем проще будет научить малыша ходить. А поспособствуют ускоренному обучению определённые упражнения, о которых и пойдёт речь дальше.

Подготовительный этап

Многое будет зависеть от того, что заложат родители в начале его жизненного пути. Вот почему перед тем, как быстро научить ребёнка ходить, необходимо подготовить детский организм к последующим нагрузкам.

Младенец, много двигающийся, проявляющий активность и заинтересованность в познании окружающего мира, начнёт ходить скорее сверстников, которые постоянно лежат и мало шевелятся.

Чтобы ребёнок подрастал более физически подготовленным и крепким, нужно ежедневно выполнять определённые упражнения:
  • выкладывание на животик. Как только малыш начнёт переворачиваться на животик, можно почаще его выкладывать в такое положение. Это позволит укрепить шейные и спинные мышцы;
  • перевороты. Ребёнок в 2 месяца уже пробует переворачиваться во время снятия одежды или смены пелёнок. Маме стоит поощрять такие «выкрутасы», ведь они совершенствуют мускулатуру конечностей и шейно-спинного отдела;
  • принятие сидячего положения. Примерно в 4 — 6-месячном возрасте ребёнок начинается присаживаться, а уже в 8 месяцев способен сидеть полноценно. Когда он находится в сидячем положении, предлагайте ему дотягиваться до куклы или машинки.
  • ползание. Ребёнок, желая достать нужный предмет, пытается ползать. Это очень важные упражнения, поэтому родителям следует стимулировать малыша передвигаться на четвереньках или по-пластунски как можно чаще.

Крепкая мускулатура – залог своевременного хождения. Чтобы детские ноги смогли уверенно придерживать своего маленького хозяина, ребёнка нужно научить сгибать и разгибать коленки, прыгать при помощи взрослых.

Упражнения для раннего возраста

Как правильно научить маленького ребёнка ходить? Прежде всего, не нужно настаивать, напротив, рекомендуется внимательно следить за развитием младенца. Следующие занятия помогут совершенствованию навыка хождения:

  1. Упражнения на фитболе. Ребёнка 6 — 9 месяцев можно усаживать на большой мячик спиной к себе, поддерживая его за бёдра. Маленького «наездника» покачивают в разные стороны для тренировки вестибулярного аппарата и координированности действий.
  2. С 9-месячного возраста детей можно приучать стоять на твёрдой поверхности. Ребёнка поворачивают спинкой к себе, поддерживая за грудину. Потом приподнимают его вверх, чтобы он смог сам подняться с корточек и выпрямить ножки. Это упражнение можно сделать под музыку.
  3. Также 9-месячного малыша нужно стимулировать подниматься с коленок. Для этого нужно привлечь его внимание с помощью куклы либо машинки, которую кладут подальше на диван. Ребёнок, стремясь достать игрушку, встаёт и пытается пойти.
  4. Ещё один вопрос: как научить ребёнка стоять без опоры. Специалисты советуют дождаться момента, когда младенец будет стоять у надёжной стойки, и дать ему любимую игрушку. Потом ему предлагается ещё один игровой предмет, чтобы он вынужденно отпустил опору, за которую держится.

Если ребёнок интересуется ходьбой раньше 9 месяцев, не стоит препятствовать. Обычно к новым свершениям готовы малыши, которые уже физически окрепли.

Упражнения для детей постарше

Ребёнок учится и растёт быстро, поэтому нужно постоянно придумывать новые занятия.

Специалисты советуют выполнять несколько полезных упражнений:

  • с 10 месяцев можно использовать для тренировки навыка хождения обычную детскую коляску (для девочек) или толокар (для мальчиков). Коляска толкается вперёд, а ребёнок следует за ней. Родители же подстраховывают его со спины;
  • как только кроха научится уверенно держаться (на десятый месяц жизни), подключают упражнения с палочками. Длина этих устройств – примерно 100 см. Ребёнок их захватывает, а родитель кладёт свои руки на детские ручки. Переставляя палочки вперёд, малыш обучается ходьбе;
  • в 10 месяцев дети обычно пытаются ходить самостоятельно, однако некоторые боятся больших пространств. Ребёнка запускают в обруч, а потом это спортивное приспособление перемещают таким образом, чтобы малыш был вынужден ходить;
  • если малыш уже умеет ходить (обычно в 11 месяцев), придерживаясь за родительскую руку, можно обучить его передвигаться с препятствиями. На небольшой высоте нужно натянуть верёвку, а ребёнок должен её переступать.

Родителям стоит отслеживать детское настроение. Если ребёнку дискомфортно, он отказывается вставать или ходить, упражнения откладываются на некоторое время.

Техника безопасности

Прежде всего, следует озаботиться безопасностью ребёнка во время тренировки навыков хождения. Первый совет – не ставьте кроху на ноги, если он ещё слишком мал и не готов к передвижению. О чём ещё необходимо помнить?

  • приобретайте специальную обувь, предназначенную для прогулок. Откажитесь от пинеток и мягких сандалий. Оптимальные туфли – облегчённые, с жестковатой подошвой. Если нижняя часть кажется родителям скользкой, её можно отшлифовать наждачкой;
  • как уже было отмечено, откажитесь от тренировки хождения на скользкой поверхности, чтобы избежать травм и повреждений. Кроме того, некоторые малыши перестают даже пытаться ходить, столкнувшись со слишком гладким покрытием;
  • неопытному «ходоку» нельзя сталкиваться с преградами: ступеньками, порогами, коврами и прочими барьерами. Только когда ребёнок научится ходить, можно придумывать различные препятствия, на начальном же этапе их следует обязательно избегать;
  • также следует обезопасить младенца от острых мебельных уголков, больших напольных вазонов, распахивающихся дверей и лежащих в шкафах коробок и банок с бытовой химией, хрупких предметов и свисающих скатёрок;
  • откажитесь от применения ходунков, в которых малыш будет не ходить, а ездить, причём очень быстро. К тому же такое приспособление не будет стимулировать ребёнка самостоятельно передвигаться.

Педиатр Евгений Комаровский также убеждён в бесполезности ходунков в деле обучения ребёнка прямохождению. Такое устройство помогает исключительно родителям, которые стремятся отдохнуть от общения со своим чадом.

Более подробно о том, чем опасны ходунки для малышей и несут ли они пользу маленькому ребёнку, читайте в информативной статье детского психолога.

Заботясь о детской безопасности, необходимо не удариться в другую крайность – чрезмерную опеку. Дети должны двигаться самостоятельно, свободно, а родителям нужно просто помогать и подстраховывать малышей от травмы.

Решение возможных трудностей

Вышеописанные рекомендации отвечают на вопрос, как помочь ребёнку быстро научиться ходить.

Обычно процесс обучения проходит гладко, но в некоторых случаях возможны некоторые проблемы, о которых следует знать:

  1. Постоянные падения. Ребёнок только учится ходить – следовательно, он будет падать в силу неумелости и неразвитости вестибулярного аппарата. Однако если падения слишком частые, можно заподозрить плохое зрение и обратиться к офтальмологу.
  2. Страх самостоятельного хождения. Обычно такое случается с чрезмерно чувствительными ребятишками. Если малыш испугается чего-то во время ходьбы или упадёт, нужно не ругать его, а поддерживать и всячески стимулировать к ходьбе.
  3. Повышенный тонус голенных мышц. Если ребёнок ходит на носочках, следует обратиться к доктору. Причина в гипертонусе мышц? В таком случае специалист назначит специальную расслабляющую гимнастику и массаж.
  4. Неверное положение ступней. Как научить ходить ребёнка, если тот постоянно косолапит, «заваливает» наружу или внутрь стопы? Эти положения неправильные, поэтому важно проконсультироваться с ортопедом и провести коррекционные занятия.

Нужно ли учить ребёнка ходить? Неожиданный вопрос, поскольку именно об обучении мы писали выше. Однако следует понимать, что под учением мы понимаем скорее тренировку, если малыш развивается в оптимальном темпе.

Целенаправленное обучение необходимо лишь в том случае, если ребёнок запаздывает с навыком и доктор назначает специальные упражнения. Помните, что все ребятишки развиваются индивидуально!

kroha.info


Смотрите также