Как писать изложения по русскому


Как писать изложение? 9 полезных советов

От слова «изложение» у тебя начинает быстро колотиться сердце и потеют ладошки? Ты не любишь этот вид учебных работ, потому что отметки за него вечно портят балл по предмету? Адукар спешит на помощь, чтобы посвятить тебя в тайны письменных пересказов текста.

Если вкратце, то изложение — это нечто среднее между диктантом и сочинением: уже готовый текст необходимо воспринять, осмыслить и воспроизвести. Так как подробную инструкцию по написанию пересказа текста даёт учитель, мы не будем описывать поэтапно весь процесс, а сконцентрируемся на самых проблемных моментах. О чём стоит помнить?

Держи ухо востро

Возьми на урок пару ручек или карандашей и сосредоточься. Это предостережёт тебя от возможных фейлов: отвлёкся и прослушал кусок текста, не успел сделать пометки из-за закончившегося стержня в ручке или поломанного карандаша.

Не забывай о специфике изложения

Изложения бывают контрольными и обучающими, подробными и краткими. Это может быть текст-повествование, описание или рассуждение. Поэтому обрати внимание на условия написания изложения. Если учитель просит написать подробное изложение, постарайся запомнить или записать мелкие подробности, сохранить авторские конструкции и прямую речь. Когда нужно написать краткое изложение, не зацикливайся на деталях, старайся передавать только самое основное, раскрыв тему и идею текста.

Курсы ЦТ-2020!Готовим на результат! Балл за ЦТ выше среднего по стране на 30 пунктов!Записывайся!

Следуй инструкции учителя

Не игнорируй установки учителя, если хочешь получить высокий результат. Слушая текст, представляй его в голове в виде образов, вместе со всеми участвуй в составлении плана текста, не пиши во время первого прочтения, не торопись переносить текст в чистовик, пока такой команды не было.

Оставляй пустые строки в черновике

Так как весь текст во время второго прочтения ты сразу записать не сможешь, оставляй на черновике побольше пустого места — туда ты позже впишешь недостающую информацию.

Удобнее писать черновик изложения карандашом или капиллярной ручкой

Сокращай

Делая пометки, не записывай длинные слова полностью, сокращай их. Но не переусердствуй.

Используй каждую минуту

Не отвлекайся на посторонние дела, а эффективно расходуй предоставленное тебе время: допиши в черновике сокращённые слова, вникни в содержание. Запомни: тема текста раскрывается в микротемах — абзацах. Поэтому старайся записывать первое предложение каждого абзаца, являющееся тезисом, который раскрывается в следующих предложениях.

Сомневаешься — замени

Подчеркни слова, написание которых вызывает у тебя сомнение. Отметь предложения, где ты расставил знаки препинания, но всё равно не уверен. Помни, что изложение даёт тебе право выбора. Не знаешь, как правильно писать слово? Замени его синонимом или опусти (если смысл не изменится). Не знаешь, какие знаки препинания ставить? Перефразируй предложение.

Перепроверяй себя

Текст — это единое смысловое целое. А значит, все его части должны быть связаны между собой. Перечитай черновик не менее двух раз. Мысль не прыгает, всё легко воспринимается? Тема и основная мысль раскрыты? Следовательно, ты хорошо записал текст.

Помни про абзац

Наличие абзацев — неотъемлемая часть текста изложения. Обязательно проверь, везде ли ты сохранил их границы. Количество абзацев должно быть не меньше, чем пунктов плана.

Желаем тебе высоких отметок за изложение! Тем более, что это один из выпускных экзаменов в 11 классе, который пройдёт в 2020 году в начале июня. А если нужно подтянуть школьную программу по русскому, то обращайся к преподавателям Адукар, которые объяснят сложные моменты на пальцах.

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]

adukar.by

Учимся писать изложения в начальной школе

Изложение в 1-4 классах

Изложение — письменный пересказ образцового прослушанного или прочитанного текста. Изложения и сочинения рассматриваются как наиболее действенные упражнения в развитии связной речи учеников. Наряду с другими видами работ в начальной школе они учат основным умениям работы с текстом, активизируют мыслительную и творческую деятельность.

Виды изложений

По отношению к объему исходного текста:

  • Подробные (близкие к тексту).
  • Сжатые (краткий пересказ).

По отношению к содержанию:

  • Полные (все содержание).
  • Выборочные (фрагмент текста для восприятия).

По осложненности:

  • Неосложненные.
  • Осложненные (пересказывание с использованием определенных слов, от другого лица, изложение с элементами сочинения).

По структуре исходного текста:

  • Повествование.
  • Описание.
  • Рассуждение.
  • Комбинированного характера.

Начинать обучение изложению следует с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный младшекласснику. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов.

В учебнике «Русский язык. 4 класс» есть несколько примеров упражнений с изложениями.

Работа над изложением во втором классе (с примером из учебника)

  1. Восприятие текста. Не стоит увлекаться долгими вступительными беседами: достаточно перед прочтением поставить задачу на понимание. Дети воспринимают текст через слух, через зрение. Можно варьировать: например, учитель читает вслух, ученики параллельно следят за текстом в книге.

В один из золотых осенних дней собрались к отлету журавли. С восходом солнца высоко поднялись птицы.

Покружились они над родным болотом и потянулись в дальние теплые страны. С ясного неба слышны их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, журавли!

(По И. Соколову-Микитову)

  1. Структурный и содержательный анализ текста. Она из основных задач: определить тему произведения.

О ком и о чем говорится в тексте? Как его можно озаглавить? Выбери один из заголовков: «Золотые осенние дни», «Журавли летят», «Отлет журавлей». Какой заголовок ты выбрал и почему?

  1. Работа с готовым планом — вопросником. Поиск ответов на вопросы.

Когда собрались журавли к отлету?

Когда они полетели?

Куда они полетели?

Как птицы прощались с родиной?

Как прощался с журавлями автор?

  1. Орфографическая подготовка. Поскольку второклассники не знают орфограммы, подготовка заключается в том, что дети находят трудные слова, и учитель проговаривает эти слова с учениками, записывает их на доске.
  2. Коллективный устный пересказ текста с корректировкой (на первых этапах обучения).
  3. Повторное восприятие текста (читает учитель или ученики).
  4. Письменный пересказ текста. Проходит как самостоятельная работа. Учитель индивидуально помогает ученикам, которые в этом нуждаются.
  5. Самопроверка. Учитель напоминает о сложных словах на доске.

Сборник упражнений для подготовки к сочинению и изложению. 1 — 4 классы

В книге нашли отражение различные виды заданий по развитию речи учащихся: редактирование текста, выбор местоимения, рас­крытие темы, повторы слов и мыслей, порядок слов в предложени­ях, работа над заглавием, составление плана и т. д. Эти задания выполняют роль необходимых вспомогательных уп­ражнений на этапе подготовки к изложениям и сочинениям.

Купить

Методика «Прогнозирование содержания текста»

  1. Детям предлагается только название. Учитель спрашивает: «Как вы думаете, о чем может быть текст?»
  2. Постепенно открываются пункты плана. Каждый раз ученики высказывают предположения, о чем может говориться в этой части текста. Прогнозируя, дети создают собственные рассказы по теме и плану.
  3. Прослушивание текста. Детям важно узнать, угадали они или нет. Так развивается навык активного слушания.
  4. Содержательный и структурный анализ текста. Учитель спрашивает: «Соответствует ли заголовок содержанию текста? Соответствует ли план?». Дети отвечают, приводят аргументы.

Проверка изложения

Во втором классе проверка работ должна носить обучающий характер. Чтобы дети не боялись, можно разрешить им писать карандашами. Если дети пишут ручками, при первой проверке учитель отмечает ошибки карандашом. Красного цвета быть не должно. На уроке рефлексии дети могут переписать текст с учетом исправлений, и только после этого выставляются отметки.

Можно ставить две отметки: за содержание и речевое оформление и за грамотность, или же одну — в целом за изложение. В школе должен быть единый стандарт. Учителя решают коллективно, сколько отметок ставится: одна или две.

Критерии по оценке изложений

Оценка содержания и речевого оформления:

  • «5» — фактический материал изложен логично, последовательно, полностью передан смысл текста.
  • «4» — содержание раскрыто достаточно полно, соблюдена логика. Допущено не более трех ошибок (содержательных или речевых).
  • «3» — логика и последовательность изложения мысли нарушены, допущены ошибки (4-6, содержательные и речевые).

Оценка грамотности:

  • «5» — несколько исправлений.
  • «4» — 3 орфографические ошибки, 1 пунктуационная.
  • «3» — 4-6 орфографических, 2 пунктуационные ошибки.

Общая оценка:

  • «5» — правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
  • «4» — незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.
  • «3» — имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложения, беден словарь, 3-6 орфографических ошибок и 1-2 исправления.

Читайте также:

Распространенные ошибки

Речевые недочеты:

  • Неверное определение границ предложений в тексте.
  • Нарушение связи в словосочетаниях.
  • Неоправданное повторение слова.
  • Неправильное или неточное употребление слов.

Недочеты в содержании и построении текста:

  • Искажение содержания текста.
  • Внесение лишних фактов.
  • Пропуск главных частей текста, важных фактов.
  • Нарушение последовательности.
  • Отсутствие красных строк.

Отметим, что в начальной школе особое внимание уделяется работе именно с подробным пересказом. В 1-2 классах работа по составлению планов проходит под контролем учителя. В третьем классе продолжается работа с готовыми планами. При этом учитель показывает, как по-разному можно представить содержание. В четвертом классе дети начинают обучаться краткому пересказу (уже самостоятельно выделяют основную мысль каждой части текста), а также выполняют усложненные задания — например, пересказ от другого лица.

#ADVERTISING_INSERT#


rosuchebnik.ru

Как пишут изложение. Как научиться писать изложение

Перед выпускными экзаменами многие ученики испытывают стресс. Одной из причин является необходимость написания изложения. Причина - неумение формулировать свою мысль. Можно ли этому научиться? Да, и в этой статье мы рассмотрим, что такое сжатое изложение ГИА, как писать его и при этом избежать типичных ошибок.

Что такое изложение?

Изложением называется творческий вид работы, в котором ученикам читают текст и они, в зависимости от задания, должны его пересказать в письменной форме.

Основная цель изложения - развить навыки правописания и стилистики.

Как пишут изложение? Вся работа делится на 4 этапа:

  • учитель дважды зачитывает текст;

  • ученики делают наброски в черновике;

  • после второго зачитывания они пишут черновой вариант изложения;

  • учащиеся проверяют текст на ошибки, и если все верно, переписывают все в беловик.

Каким бывает изложение?

Прежде чем узнать как писать правильно изложение, нужно выяснить, каким оно бывает.

  • подробное - текст пересказывается с сохранением последовательности событий и действий.

  • сжатое - пересказ основных моментов текста.

  • выборочное - изложение определенных моментов в тексте, связанных с определенным персонажем или действием.

Как писать изложение?

В зависимости от вида, будет отличаться подход к написанию изложения. Итак, как пишут изложение?

В подробном письменном пересказе следует придерживаться следующих шагов:

  • выделить из текста основную мысль;

  • определить стиль написания - художественный, публицистический, разговорный, научный.

  • продумать жанр будущего изложения - описание, рассуждение, повествование.

  • продумать последовательность пересказа и написать его от одного лица.

При написании сжатого изложения следует придерживаться следующих шагов:

  • разделить текст на несколько частей;

  • выделить из них предложения со смысловой нагрузкой;

  • исключить материал, не влияющий на общий смысл повествования.

При написании выборочных изложений нужно пересказать текст по заданию.

Во всех вариантах возможно использование приёмов замены, исключения и слияния, но больше всего они применяются при написании сжатого изложения. Как пишут изложение в сжатой форме?

Замена предполагает замену отдельных слов общими словами. Например, "мужчины и женщины" - на "люди", "ученики и учениц" - на "дети" или "школьники".

Исключение предполагает сжатие текста за счёт избавления от лексических повторов, однородных членов и предложений, которые несут меньшую смысловую нагрузку. Например, предложение “Каждый преданный и любящий житель города вышел на защиту родных стен” можно сократить до такого предложения: “Каждый житель вышел на защиту города”.

Слияние предполагает объединение двух сложных предложений в одно сложное. Например, эти два сложных предложения можно объединить в одно: “Человек, работающий долго и упорно над своей целью, рано или поздно добьется её, несмотря на мнения окружающих. Для этого он должен верить в себя и идти к мечте, несмотря на преграды”. Результат объединения: “Только вера в себя и упорная работа приведёт человека к цели, несмотря на мнения окружающих и преграды.”

Написание изложения требуется на выпускном экзамене в 9 классе. Оно отличается от обычного изложения тем, что ученики прослушивают аудиозапись. Такое новшество появилось в 2014 году. Данный факт повлиял на качество работ, которые заметно ухудшились. Ухудшение качества работ объяснялось тем, что учитель, зачитывая текст, ориентировался на среднего ученика и делал акценты на важных моментах, а в записи диктор очень быстро читает текст, обезличивая его. Итак, как писать изложение ГИА 2014 года? Можно ориентироваться на следующие советы:

  • при первом прослушивании текста постарайтесь понять его главную мысль, одновременно делая заметки для тезисов и будущего плана.

  • попробуйте мысленно пересказать текст по плану;

  • во время второго прослушивания добавляйте к записям недостающую информацию;

  • начинайте писать черновой вариант изложения;

  • разбейте написанный текст на абзацы и сосчитайте количество слов в каждом;

  • посчитайте количество полученных слов и, если их меньше 70, то увеличьте текст, добавив прилагательные, деепричастия, причастия, заменив местоимения на существительные;

  • проверьте текст на наличие ошибок и при их отсутствии внимательно перепишите текст на контрольный лист.

Как пишут изложение ГИА? Основные требования к нему - минимум 70 слов, оно должно состоять из 3 абзацев.

Как избежать типичных ошибок?

При написании изложения у школьника могут возникнуть типичные ошибки:

  • в речи, грамматике и синтаксисе;

  • в передаче материала;

  • логического характера.

Как писать изложение по русскому языку, чтобы избежать указанных ошибок?

Речевые ошибки делятся на механические (опечатки) и нормативные. С первыми нужно просто быть внимательным и проверять текст перед сдачей. Здесь поможет приём, используемый в типографском деле: читать текст снизу вверх - так мысли сосредоточатся на ошибках, а не на содержании. С вторым типом ошибок сложнее, так как здесь нужно знать нормы языка.

Орфографические ошибки возникают если ученик не знает правильного написания слова. Например, “извЕни” вместо “извИни”. Чтобы их избежать, нужно сформировать богатый словарный запас, читая как можно больше художественной литературы и периодических изданий, и писать словарные диктанты. Для этого можно записать на диктофон ряд слов с паузами и писать их, а слова с ошибками выписывать в ряд.

Причиной синтаксических ошибок является употребление слов в несвойственном им значении и при несогласовании. Например, предложение “Мы часто видели Светлану и каждый раз разговаривали со Светланой” можно заменить на “Мы часто видели Светлану и разговаривали с ней.”

Под стилистическими ошибками понимают искажение смысла текста. Чтобы этого избежать, нужно соблюдать порядок слов в предложении и согласуйте второстепенные члены предложения с зависимыми от них словами.

Под неправильной передачей материала и логическими ошибками понимают искажение смысла текста и неправильную аргументацию. Причиной является непонимание учеником текста. Чтобы избежать этой ошибки, нужно задавать вопросы: о чем текст, что хотел сказать автор, какие аргументы в тексте подтверждают эту догадку, согласен ли ученик с мыслью автора.

Как научить ребенка писать изложение: рекомендации

Навык написания изложения не формируется накануне экзамена. Подготовку к нему нужно начать заранее - за месяц, полгода или раньше, в зависимости от уровня подготовки ребёнка. Тогда на экзамене у ученика не возникнет вопроса, как писать изложения по русскому.

  • научите ребёнка сокращать слова и пользоваться стенографическими знаками;

  • найдите примеры аудиотекстов ГИА и пишите по ним изложения из представленного выше плана;

  • пишите словарные диктанты.

Как писать правильно изложение? Ответ на вопрос - периодическая практика, и даже самое сложное задание можно будет выполнить без проблем.

fb.ru

Как написать изложение по русскому языку? Как написать сжатое изложение?

В принципе, о том, как написать изложение, весьма подробно рассказывают ученикам в школе, на уроках, перед тем как дать такое задание. Но не всем бывает понятно объяснение с первого раза. Так что следует рассказать обо всех принципах написания сжатого изложения во всех подробностях.

Суть работы

Начать стоит с определения. Изложение – это, по сути, письменный пересказ определенного текста своими словами. Сейчас это уже называется рерайтом (и многим школьникам, к сожалению, ближе именно это слово). Оно бывает повествовательным, описательным и рассудительным. В принципе, классификация здесь такая же, как и в случае с сочинением. И основная суть работы – передать смысл текста, пусть и в сокращенном варианте. Наоборот, сжатые тексты очень ценятся. Но главное, чтобы суть изначального произведения не изменилась. И именно это у многих вызывает сложность. Из-за такой проблемы многие и задумываются: а как написать изложение? 9 класс, 11-й или 7-й - где бы ни учился школьник, у него может возникнуть данный вопрос. К сожалению, немалое количество школьников страдает невнимательностью и плохой памятью. Они могут не уловить каких-то важных деталей, наличие которых в тексте необходимо. Или, что ещё хуже, не понять смысл произведения в принципе. Но это всё не страшно: с каждой проблемой можно справиться, и написание изложения перестанет казаться чем-то сложным.

Как написать изложение повествовательного характера?

Этот тип работы называется еще сюжетным изложением. И он считается наиболее простым. Потому что в качестве базы для изложения используется текст, в котором рассказывается о каких-то событиях, о городах, странах или о жизни определенной личности. Может, об отдельном роде деятельности. Например, в качестве диктуемого текста преподаватель имеет право выбрать рассказ о профессии инженера. Или историю Москвы, Севастополя, Мюнхена, Рима, да вообще любого города.

Итак, первое, что нужно усвоить любому школьнику, – во время прослушивания текста надо быть максимально сосредоточенным. И пока педагог зачитывает произведение, ученик должен определить его характер. Текст может быть как чисто информативным, так и художественным. Соответственно, заданному стилю и нужно будет следовать при написании своего пересказа.

Второе – надо запоминать события. Что произошло, где, при каких обстоятельствах, почему – на все это в тексте есть ответы. И нужно во время прослушивания, в уме, подставлять эти вопросы под зачитываемое произведение. Так намного проще усваивается текст. К тому же так получается выстроить у себя в голове последовательность, цепочку, которой и будет следовать ученик во время написания пересказа.

Типичные ошибки

Многие школьники, задумываясь о том, как написать изложение, на самом деле размышляют немного о другом. Если быть точнее, о том, как бы не допустить ошибку. И правильно. Потому что ошибки допускают многие.

Одна из наиболее распространенных заключается в следующем: ученик цепляется за единственный запомнившийся факт из озвученного текста и пытается, как говорится, раздуть из этого свой пересказ. И пока он сосредоточенно пишет, всё остальное запомнившееся медленно растворяется в памяти. Лучше делать так: сделать наброски в виде плана, в которых будут основные ключевые слова или фразы, по которым потом ученик спокойно восстановит весь текст.

Еще одна ошибка – многие, набрасывая план, стараются сразу придать тексту художественности, вписывая красивые речевые обороты, цитаты и т. д. Это можно отложить на потом – лучше в это время выписать имена действующих героев, даты, точные названия мест действий и другие важные нюансы. Это будет более практично.

Описание

Теперь – пара слов о том, как написать изложение описательного характера. Большинству данный тип работы кажется наиболее сложным. И в принципе, можно понять почему. Потому что в тексте описательного характера кроется огромное количество деталей. Если ученикам предстоит пересказать портретное эссе, то им нужно запомнить практически все: цвет глаз главного героя, их прищур, оттенок волос, а также какие они – кудрявые, прямые или, может, слегка вьющиеся? Родинка на правой щеке, шрам, добавляющий оригинальности и загадочности, горделивая осанка, задумчивый взгляд – именно такими оборотами любят “сыпать” авторы подобных текстов. И всё это предстоит пересказать в своем изложении ученику.

И как написать изложение по русскому языку такого характера? Многие советуют по ходу прочтения текста представлять у себя в уме портрет (пейзаж, обстановку, смотря что будет в центре сюжета), а потом описывать это в пересказе. Своеобразная визуализация, можно сказать.

Кстати, иногда ученика может выручить его же эрудиция. К примеру, если в тексте речь шла про коллекцию книг, марок или про какой-либо город, об истории которого он неплохо осведомлен, а память подвела, то можно просто вставить несколько предложений, выбрав информацию из копилки собственных знаний.

Рассуждение

Последний тип, о котором стоит рассказать. Как хорошо написать изложение-рассуждение? В принципе, просто. Главное - соблюдать несколько простых правил. Во-первых, надо уметь думать. Слушая текст, надо задавать по ходу его озвучивания вопросы себе самому. Почему это происходит? Где? Что может произойти? По каким причинам? Каково будет следствие? Вопросов может быть неограниченное количество. Тем более лучше, если их будет больше. Ученик сам себя сильнее заинтересует и настроится искать ответы на заданные себе же вопросы.

Еще желательно успевать по ходу прослушивания выделять в самом тексте определенные компоненты рассуждения. И обязательно уточнить основную мысль, которую хотел передать автор. Даже если в процессе написания ученик забудет часть деталей, но будет помнить главную суть, завершить изложение получится. Ведь, как говорится, главное - начать и закончить, а в остальном можно и импровизировать.

А еще стоит постараться запомнить несколько аргументов, которые привел сам автор текста. Потом ученик либо впишет их в свой пересказ, либо они станут основой для его рассуждений. Вот что нужно обязательно запомнить школьнику, если он задумывается о том, как хорошо написать изложение.

Краткость – сестра таланта

И это верное утверждение. Потому что не у всех получается коротко, но ёмко передать суть чего-либо. А это надо бы уметь. Потому что в школах часто дают задание, суть которого заключается в написании сжатого изложения.

Если ученик умеет расставлять логические акценты, неплохо рассуждает и употребляет различные речевые фигуры, это хорошо. Но как написать сжатое изложение, если программа того требует?

Тут существует только одно правило - надо выделить самое главное в тексте и отбросить второстепенное. Не стоит перенасыщать свой пересказ ненужными деталями и подробностями. Только основная суть. Ученик может представить, что он пишет не пересказ, а новость, как публицист. А каково её главное предназначение? Чтобы человек быстро прочитал её и понял, что случилось. Тут то же самое. Вот, в принципе, и ответ на вопрос о том, как написать сжатое изложение.

Как слушать текст в первый раз?

Пожалуй, об этом тоже стоит сказать пару слов. Эта тема имеет непосредственное отношение к советам касательно того, как написать изложение по русскому языку грамотно.

Во время первого прочтения необходимо сконцентрироваться на содержании и постараться выделить из услышанного все самое главное. И желательно поделить текст на логические части. Еще важно определить смысл и тему произведения.

Как только педагог закончит читать, стоит набросать в черновике план. И определить специфические особенности структуры текста и его композиции. Если это повествование, например, важно уловить, где начинается завязка, где – кульминация и в каком месте развязка.

Второе прослушивание

Слушать второй раз текст надо не менее внимательно. Следует конкретизировать свои первые впечатления и исправить самого себя. Если недочетов нет, то можно почерпнуть ещё несколько подробностей. И уже после второго прослушивания можно приступать к набрасыванию чернового варианта пересказа. В ходе этого процесса ученик уже поймет, что ему стоит писать в чистовом варианте и как. Написать изложение по русскому несложно, только надо следовать этим рекомендациям. Ведь они действительно всё упрощают.

Работа с чистовым вариантом

Самый последний этап – это чистка черновика. Из набросков нужно полностью убрать несущественную информацию. То есть ту, без которой текст не потеряет своего смысла. Также стоит перечитать написанное от начала до конца и, если требуется, перестроить предложения. И заменить повторяющиеся часто слова на синонимы. Так текст не будет выглядеть перегруженным. А если изложение должно быть сжатым, а не стандартным, то придется еще исключить из текста детали с подробностями. Единичные и конкретные явления – обобщить, в свою очередь.

В принципе, это всё, что нужно знать ученику, которого волнует вопрос о том, как правильно написать изложение. Достаточно следовать вышеупомянутым рекомендациям, и все получится.

fb.ru

Как написать изложение кратко и правильно?

Задача краткого, или сжатого изложения – передать основную мысль текста. Здесь не требуется сохранения авторского стиля, как при подробном изложении. Главное – точно уловить основную тему, а все описанные события пересказать, соблюдая логику повествования.

Как написать сжатое изложение

Есть классическая памятка по написанию кратких изложений – очень действенная и практичная.

1. Прослушайте текст и постарайтесь определить главную тему, стиль речи.

2. Выделите в содержании основные мысли и второстепенную информацию. Старайтесь уже при первом прочтении делать пометки, записывая сокращенно главные мысли и выражения. Важно также правильно записать имена героев, даты, если они присутствуют в тексте.

3. Уточните значение непонятных слов.

4. Прослушайте текст еще раз и составьте подробный план. Чем подробнее, тем лучше. Так вы сможете определить микротемы и выстроить логическую цепочку описываемых в тексте событий или явлений. Помните: сколько абзацев, столько и микротем. Если текст читают правильно, то между абзацами всегда выдерживается пауза. Это поможет сориентироваться.

5. Теперь предстоит сжать план. Уберите все пункты, не несущие смысловой информации. Можно убрать все подробности, описания, детали, уточнения, пояснения. Но не переусердствуйте, иначе рискуете исключить что-то важное.

6. Для каждого пункта напишите ключевые слова, наиболее яркие выражения, которые необходимо будет включить в изложение.

7. Изложите содержание каждого пункта плана на черновике, стараясь употребить ключевые слова.

8. Прочитайте написанное и проверьте: сохранилась ли логика повествования, раскрыта ли основная мысль текста, есть ли связь между абзацами.

Основные правила краткого изложения текста

Есть несколько приемов, которые помогут исключить второстепенные детали из повествования.

1. Исключение.

Можно исключить из текста слова, фразы и целые предложения:

Пример:

Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека.

Приносить людям добро – цель, достойная человека.

Удалите все поясняющие конструкции. В ряду однородных членов можно исключить синонимы, оставив одно слово, либо заменив весь ряд одним словом.

Пример:

Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в душе сострадание, но при этом уметь отличать человеческие слабости от пороков.

2. Обобщение. Замените предложения описательного и поясняющего характера одним, но емким выражением.

Пример:

Как и всякий квалифицированный, целенаправленный, планомерный и систематический труд, учитель – это профессия, специальность. Но это особенная, не сравнимая ни с каким другим делом, профессия. Она отличается рядом особенных свойств и качеств.

Учитель – это особая профессия, отличающаяся рядом особенных качеств и свойств.

3. Упрощение. Упрощайте все конструкции, которые возможно. Кстати, так и ошибок наделает меньше. Можно, к примеру, заменить причастные оборотные деепричастными, убрать вводные слова, слишком длинное сложное предложение разбить на несколько простых.

Пример:

Сквозь шум леса слышны были звуки, какие слышит напряженное ухо во всякую бурю, так что трудно было разобрать, люди ли это звали на помощь, или же непогода плакала в трубе.

Сквозь шум леса слышались звуки, которые было трудно разобрать.

Пример:

Из всех диких зверей, которых мне доводилось видеть и наблюдать, самые диковинные и умные звери, несомненно, бобры.

Бобры – самые умные и диковинные звери.

Самые распространенные ошибки

Избегайте частых повторов одного и того же слова. Используйте синонимы или местоимения.

Проверьте речевую связь между абзацами. Это легко сделать с помощью слов-организаторов: вот почему, из этого следует, таким образом, итак, наконец и т.д.

Не допускайте перестановки частей текста (микротем), чтобы не нарушить логичность изложения.

Не искажайте факты. Все имена, даты, факты следует писать правильно.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Как писать изложение: полезные советы и рекомендации

Изложение – это творческая работа, которая подразумевает краткий письменный пересказ прочитанного или прослушанного материала. Такой вид деятельности проверяет память человека, умение правильно формулировать мысли, грамотность и уровень умственной подготовки. Именно поэтому вопрос о том, как писать изложение, интересует как школьников, так и студентов.

Можно ли научить ребенка писать изложение

Бесспорно, научить младшего школьника писать изложение можно, но вам придется найти для него подходящую мотивацию. Если ребенок хочет освоить этот навык, то вы быстро найдете подход к обучению.

Чтобы вам было проще научить школьника писать изложение, развивайте его память с самого детства. Для этого вместе читайте книги, играйте в познавательные игры и работайте над логическим мышлением. Если в дошкольном возрасте малыш будет активно развиваться умственно, то объяснить ему, как писать изложение, не составит для вас труда.

Когда пришло время осваивать этот навык, запаситесь терпением. Регулярные тренировки приведут к успеху достаточно быстро. Занимайтесь с ребенком, чтобы уже через несколько дней он без труда смог написать работу в школе на высокую оценку. Дети быстро запоминают новый материал, поэтому не беспокойтесь, что вам придется потратить много времени.

Как научить ребенка писать изложение

Чтобы объяснить ребенку, как писать изложение, запаситесь терпением. Чтобы добиться быстрого результата, следуйте инструкции:

  • Объясните ребенку, что вы сейчас зачитаете текст, а он должен постараться запомнить его суть.
  • Прочитайте текст выразительно, соблюдая паузы и интонационно выделяя важные моменты.
  • Прочитайте текст еще раз, но уже более быстро.
  • Пока вы читаете, ребенок должен записывать для себя главные моменты из текста.
  • Попросите ребенка написать текст своими словами, пользуясь набросками, которые он сделал самостоятельно.

Как писать сжатое изложение, ребенок поймет с первого раза. Но ему понадобится время, чтобы он освоил технику написания и приспособился к новому для него занятию. Поэтому занимайтесь вместе с малышом несколько раз в неделю. Начинать нужно с коротких и простых текстов, постепенно переходя к более сложным.

Таков план работы с детьми, но как научиться писать изложение взрослому человеку? Если вам нужно сдать экзамен, тест или контрольную работу, в которую будет входить этот вид проверки, то вам придется научиться пересказывать текст.

Учимся писать изложение: советы для взрослых

Если вы хотите научиться писать изложение, поймите, что нет более быстрого и качественного способа обучения, чем постоянные тренировки. Попросите близкого человека или друга диктовать вам текст, который вы будете пересказывать в письменном виде. Помните о таких правилах:

  • Изначально определите тему текста и выделите его главную мысль.
  • Определите стиль текста.
  • Мысленно разбейте текст на вступление, основную часть и заключение.
  • Составьте план текста, если вам разрешается пользоваться своими черновиками.
  • Когда вы слушаете текст второй раз, выделяйте для себя некоторые детали, которые помогут вам восстановить в памяти определенные моменты из повествования.
  • Напишите пересказ каждой части на черновике, после чего свяжите их между собой.
  • Когда вы будете готовы, перепишите изложение на чистовик.

Если вы попрактикуетесь несколько раз, то уже через 3-4 дня вы сможете без труда писать изложение любой сложности. Не бойтесь допустить ошибку в повествовании или слишком сильно перефразировать текст. Изложение не требует точного пересказа. Вам поставят высокую оценку, если вы сможете выразить основную мысль своими словами.

Полезные советы

Как писать изложение, мы разобрали. Теперь перейдем к особым моментам, которые значительно облегчат вам процесс написания:

  • Когда составляете план или выписываете важные моменты, сокращайте слова, чтобы не тратить время на записи.
  • Сосредоточьтесь на том, что вы должны запомнить основную мысль, не рассеивайте внимание на весь текст.
  • Следите за грамотностью, ваша оценка будет зависеть и от нее тоже.

Теперь вы знаете, что делать, если вам предстоит срочно подготовиться к экзамену или контрольной работе. Но помните, что вряд ли вам удастся быстро вникнуть в суть этого метода проверки знаний, если ранее вы никак не развивали свою память.

Тренируем память

Только человек с хорошей памятью сможет написать грамотное изложение. Чтобы ее тренировать, читайте книги, решайте логические задачи, смотрите познавательные фильмы и обсуждайте их с друзьями. Кроме того, помните о том, что нужно работать над собой не только перед проверочной работой, но и на протяжении всей жизни.

Таким образом, написать изложение – нетрудная задача. Подойдите к ее решению со всей ответственностью, чтобы через небольшой отрезок времени уметь применять свои навыки на практике.

fb.ru

Как писать изложение. Способы сжатия текста, приемы компрессии, критерии оценивания и алгоритм написания изложения ОГЭ.


Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Теория и практика

Сжатое изложение - это письменный пересказ текста с использованием приемов сжатия текста. 


Критерии оценивания сжатого изложения

Баллы

ИК1

Содержание изложения

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы

2

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,

но

упустил или добавил 1 микротему

1

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,

но

упустил или добавил более 1 микротемы

0

ИК2

Сжатие исходного текста

Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста

3

Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста

2

Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста

1

Экзаменуемый не использовал приемов сжатия текста

0

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста

0

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

7

 Необходимо написать все микротемы текста.  
Микротема – это главная, объединяющая несколько предложений, мысль абзаца. 
Как правило, в изложении бывает 3-4 абзаца, следовательно, необходимо не упустить их. Для этого важно уметь отличать первостепенную информацию от второстепенной. 
Необходимо совершенствовать свой аудиальный навык, учиться воспринимать информацию на слух. 



Необходимо научиться сжимать текст. Для этого существуют способы (приемы) сжатия текста, а именно: 
А) Исключение 
Что можно и нужно исключить: 
-лексические повторы 
-синонимы 
-несущественную информацию 
-подробные описания 
-однородные члены 

Б) Обобщение 
-однородных членов обобщающим словом 
-части предложения синонимичным, но более лаконичным выражением 
-замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением 

В) Упрощение 
-соединение нескольких предложений в одно 
-замена предложения или его части указательным местоимением 
-замена фрагмента предложения синонимичным выражением 
-замена прямой речи косвенной 

Объем изложения должен составлять не менее 70 слов.   


 Необходимо правильно разделить текст изложения на абзацы и не менять предложения и абзацы местами, чтобы не разрушить композицию текста. Постарайтесь передать текст в том порядке, в котором вы его услышали. Не повторяйте одни и те же мысли( например, чтобы восполнить то, что пропустили) и не придумывайте новые предложения. Такое часто случается, когда при быстром конспектировании теряется смысл того или иного предложения. 

***Не забывайте о том, что изложение тоже подлежит проверке на грамотность, но можно совершенно легально пользоваться ОРФОГРАФИЧЕСКИМ СЛОВАРЕМ. 


  • Первое прослушивание (примерно 3 минуты

  • Работа с черновиками (3-5 минут

  • Второе прослушивание

  •  Написание изложения 


 1) Начинайте записывать во время первого прослушивания. Пишите не автоматически, а вслушивайтесь в смысл, старайтесь сразу выделять главное и первостепенное, следите за мыслью диктора. 

2) Не стоит пытаться записать все подряд, делайте акцент на конкретных словах и идите по тексту вместе с диктором. Старайтесь не отставать. Для этого делайте пропуски, в которые поместятся пропущенные слова. То есть, если вы не успели записать три слова, то в вашем черновике должно быть место для этих слов. Это не значит, что все три слова туда попадут, но место для них лучше оставить. При следующем прослушивании вы сможете понять, на каких словах и частях предложения необходимо сконцентрировать свое внимание. 

3) Что нужно записывать во время 1 прослушивания: 
-грамматическую основу (подлежащее и сказуемое предложения) 
-начало предложения с заглавной буквы 
-другие важные для понимания смысла предложения слова 

Что НЕ нужно записывать: 
-вводные слова 
-длинные причастные и деепричастные обороты 
-синонимы 
-повторы 

4) Выделяйте границы предложений. В идеале писать первое слово предложения с большой буквы. Это необходимо, чтобы два предложения вашего конспекта не превратились в одно с совершенно иным смыслом. 

5) Обязательно используйте сокращения, но использовать их нужно правильно.Например, если вы сократите словосочетание «осенний листопад» вот так: «о.л.» вы ничего не сможете потом понять. Правильно сокращение заключается в том, чтобы захватить корень слова и его окончание. 

Правильное сокращение: «целеустремленный » = «целеустр-ный» 
Неправильное сокращение: «цел.» - такое слово можно истолковать как угодно. 

***Как правило, некоторые слова повторяются на протяжении всего текста, можно написать такое слово один раз, а потом использовать только первую букву. Это касается только ключевых, тематических слов. Например, текст посвящен красоте. Слово красота есть чуть ли не в каждом предложении. Достаточно будет написать это слово один раз. 

Обязательно потренируйтесь в своем умении сокращать слова. 

6) После первого прослушивания у вас будет 3-5 минут(ы) для работы с черновиком. В это время важно дописать сокращения и, если позволит память, вписать слова, которые вы сможете вспомнить. Здесь надо быть очень осторожными, пишите только то, в чем уверены. Можете пометить в своем черновике галочками те места, в которых принципиально важно восстановить слова: там, где вы вообще не можете вспомнить слово, а оно важно для понимания предложения. Также это могут быть названия чего-либо, имена или термины. 

7) Во время второго прослушивания запишите на места пропусков важные слова. В этот раз тоже можно использовать рациональные сокращения. Во время второго прослушивания также не нужно писать несущественную информацию, вводные конструкции и кучу лексических повторов. Не забывайте, изложение должно быть сжатым. 

8) Еще раз восстановите все сокращения и прочитайте внимательно получившийся текст. Наверняка вы найдете, что можно сократить, упростить или сжать, но не переусердствуйте, так как объем изложения должен быть не менее 70 слов. 

9) Перепишите изложение, создав при этом полноценный текст, проверьте его на ошибки и можете смело переписывать его в чистовик, не забывая об абзацном членении. 

Изложения ОГЭ. Тексты и аудио

rustutors.ru


Смотрите также

АСТОК