Как объяснить ребенку что он мордвин


Как объяснить ребенку что он мордвин. Мордва: внешность, язык и происхождение

Мордва - это народ, говорящий на одном из финно-угорских диалектов. Проживает он в бассейнах двух рек, Мокши и Суры, и в междуречье Белой и Волги. Это один из коренных народов Российской Федерации. В границах самой проживает треть этого народа, а большая его часть расселена по соседним областям РФ. Кстати, сами представители этого народа себя так не называют. произошел из слова, переводящегося как «мужчина, человек». Мордвины делятся на два основных племени - эрзя (эрзят) и мокша (мокшет).

Многие историки интересуются происхождением народа мордва. Внешность их в большинстве случаев не отличается от внешности их славяноязычных соседей, однако говорят они на языке совершенно другой группы. Их культура отличается от русской, но не радикально. Происхождение мордвы многие историки видят в древнем народе так называемой «городецкой культуры». В давних русских источниках этот народ упоминается с одиннадцатого века. В конце двенадцатого столетия у мордвы исчезает первобытный строй. На ее землях образуется держава, известная славянам как «Пургасова волость». Затем эти территории вошли в состав Руси. По вероисповеданию в большинстве являются православными, однако все же в последние десятилетия проявляют интерес к древней религии своих предков.

Старинные традиции сохранила до наших дней мордва. Внешность человека из этого

Народа, одетого в традиционный костюм, кажется весьма самобытной и красочной. Существенно различается стиль женского и мужского костюма. Традиционная кухня напоминает русскую: каши, квашеная капуста, кислый хлеб, вареное мясо. Из напитков популярен квас.

Неоднородным, бинарным народом является мордва. Внешность их имеет остатки монголоидности, а в некоторых случаях - явные ее признаки. Связано это с тем, что несколько тысяч лет назад население Урала двигалось в сторону Запада, смешиваясь с европеоидными народами. Этим обусловлена также и замена языка людей древней городецкой культуры на язык финно-угорской группы. Захватчики, принадлежавшие к ассимилировали местное население, в немалой степени смешавшись с ним. Так образовался народ мордва. Внешность его представителей в целом - сочетание европеоидных и монголоидных признаков с преобладанием первых.

Численность данного народа в наше время сокращается. В немалой степени это связано с процессами ассимиляции. Значительная часть этого народа использует русский в качестве языка повседневного общения. Ассимиляция началась еще во времена Руси. С тех пор темпы ассимиляции мордвы постоянно возрастали. Некоторые ее этнографические группы давно обрусели и растворились в массе русских.

Единого, общего не существует - есть эрзянский и Различаются они незначительно, и общего между ними больше, чем отличий. Когда-то они были всего лишь диалектами единого языка, на котором говорила мордва. Происхождение его - угро-финнское, с некоторыми заимствованиями из языка соседних народов, в частности, из татарского и русского.

Эрзя и мокша. Становление народностей

В России на данный момент проживает более 150 различных народов, каждый из которых по-своему интересен, самобытен, имеет собственные традиции и обычаи. Одним из таких народов является мордва. Происхождение этого народа уходит корнями в первые века нашей эры. До прихода славян на территории Средней Оки хозяйничали финно-угорские племена, позже названные историками "древнемордовскими". В течение последующего тысячелетия эти племена разделились на две основные группы. Одни называли себ

azaretskaya.ru

Как объяснить ребенку что он мордвин. Мордва: внешность, язык и происхождение

Мордва - это народ, говорящий на одном из финно-угорских диалектов. Проживает он в бассейнах двух рек, Мокши и Суры, и в междуречье Белой и Волги. Это один из коренных народов Российской Федерации. В границах самой проживает треть этого народа, а большая его часть расселена по соседним областям РФ. Кстати, сами представители этого народа себя так не называют. произошел из слова, переводящегося как «мужчина, человек». Мордвины делятся на два основных племени - эрзя (эрзят) и мокша (мокшет).

Многие историки интересуются происхождением народа мордва. Внешность их в большинстве случаев не отличается от внешности их славяноязычных соседей, однако говорят они на языке совершенно другой группы. Их культура отличается от русской, но не радикально. Происхождение мордвы многие историки видят в древнем народе так называемой «городецкой культуры». В давних русских источниках этот народ упоминается с одиннадцатого века. В конце двенадцатого столетия у мордвы исчезает первобытный строй. На ее землях образуется держава, известная славянам как «Пургасова волость». Затем эти территории вошли в состав Руси. По вероисповеданию в большинстве являются православными, однако все же в последние десятилетия проявляют интерес к древней религии своих предков.

Старинные традиции сохранила до наших дней мордва. Внешность человека из этого

Народа, одетого в традиционный костюм, кажется весьма самобытной и красочной. Существенно различается стиль женского и мужского костюма. Традиционная кухня напоминает русскую: каши, квашеная капуста, кислый хлеб, вареное мясо. Из напитков популярен квас.

Неоднородным, бинарным народом является мордва. Внешность их имеет остатки монголоидности, а в некоторых случаях - явные ее признаки. Связано это с тем, что несколько тысяч лет назад население Урала двигалось в сторону Запада, смешиваясь с европеоидными народами. Этим обусловлена также и замена языка людей древней городецкой культуры на язык финно-угорской группы. Захватчики, принадлежавшие к ассимилировали местное население, в немалой степени смешавшись с ним. Так образовался народ мордва. Внешность его представителей в целом - сочетание европеоидных и монголоидных признаков с преобладанием первых.

Численность данного народа в наше время сокращается. В немалой степени это связано с процессами ассимиляции. Значительная часть этого народа использует русский в качестве языка повседневного общения. Ассимиляция началась еще во времена Руси. С тех пор темпы ассимиляции мордвы постоянно возрастали. Некоторые ее этнографические группы давно обрусели и растворились в массе русских.

Единого, общего не существует - есть эрзянский и Различаются они незначительно, и общего между ними больше, чем отличий. Когда-то они были всего лишь диалектами единого языка, на котором говорила мордва. Происхождение его - угро-финнское, с некоторыми заимствованиями из языка соседних народов, в частности, из татарского и русского.

Эрзя и мокша. Становление народностей

В России на данный момент проживает более 150 различных народов, каждый из которых по-своему интересен, самобытен, имеет собственные традиции и обычаи. Одним из таких народов является мордва. Происхождение этого народа уходит корнями в первые века нашей эры. До прихода славян на территории Средней Оки хозяйничали финно-угорские племена, позже названные историками "древнемордовскими". В течение последующего тысячелетия эти племена разделились на две основные группы. Одни называли себ

azaretskaya.ru

Как объяснить ребенку что он мордвин. Мордва: внешность, язык и происхождение

Самый первый и главный совет: не спешите падать в обморок и делать далекоидущие выводы, если ребенок кричит новому мужчине в доме: «Уходи!» Сначала постарайтесь понять, что стоит за поведением ребенка.

Первое и самое распространенное мнение — ревность

Раньше мама принадлежала ему одному, а теперь принадлежит какому-то дяде. Далеко не всегда это именно ревность. Но иногда бывает и она.

Что делать?

Маме — посмотреть, а не случилось ли так, что вы действительно перестали обращать внимание на ребенка? Постараться выделить время, в которое вы будете только вдвоем с ребенком, заняты только друг другом и принадлежать только друг другу. Хорошо, если это будет, например, каждый вечер вторника по два часа или каждое субботнее утро. Папе — уважать право ребенка на маму. Не смеяться над ребенком и не обижаться на него. Это не так трудно — сказать малышу: «Конечно, побудь со своей мамой, она же твоя мама», — а самому побыть с телевизором, компьютером или помыть посуду, пока мама общается с малышом после ужина и укладывает его спать.

Если мама с ребенком переехали к мужчине либо все трое въехали в новое жилье , примешивается стресс, связанный с переездом, и новый папа срабатывает как громоотвод. Помогите ребенку обжить новое место. Выделите ребенку его собственное, личное пространство в новом доме. Если мужчина приехал в семью (а мама и ребенок — это сложившаяся нормальная семья, хоть и неполная), то протест против него может быть выяснением, кто в доме хозяин. Особенно если новый папа начинает устанавливать свои правила и распоряжаться в доме, в том числе командовать мамой, ребенком, трогать детские игрушки.

Что делать?

Папе — быть тактичнее и понимать, что ребенок в своем доме и в своем праве, уважать личные границы ребенка. Маме — разговаривать с ребенком, объясняя, что это теперь и папин (дядин Сашин) дом, и у него тоже должно быть свое место в доме и свои права на то, то и то, в том числе на свой компьютер и на место в маминой постели; выражать ребенку сочувствие; брать огонь на себя, предупреждая нового мужа, что фантики, которыми играет ребенок, выбрасывать нельзя и нельзя исправлять детские рисунки и поделки, если малыш сам об этом не попросил. Еще одна причина детских протестов против нового папы — изменение уклада жизни Ребенку может быть просто тяжело из-за того, что в доме постоянно присутствует чужой человек.

Это для мамы новый мужчина в доме — дорогой и близкий, любимый человек. А для ребенка он может быть загостившимся чужаком. А гости, надолго застрявшие в доме, и взрослого могут раздражать и утомлять.

Что делать?

Маме — стараться соблюдать какие-то сложившиеся ранее общие с ребенком ритуалы, выражать понимание детских чувств. Папе — не быть навязчивым с ребенком и развивать дружбу с ребенком постепенно, уступать в непринципиальных моментах. Новый папа в доме — это также крушение надежды на то, что в семью вернется родной папа, что мама и папа снова будут вместе.

Что делать?

Маме — объяснять ребенку, что его папа навсегда останется его папой. Что он, малыш, будет общаться с папой, как и общался раньше. Что он всегда будет ребенком мамы и папы.

Важно признавать право ребенка любить родного отца и скучать по нему. Сочувствовать ему, что так получилось, что папа не с ним.

Новому папе — не требовать, чтобы ребенок называл его папой, разрешить первое время звать так, как ребенку комфортнее — дядей Сережей или просто по имени. Сказать, что вы станете его папой, только если он сам этого захочет. Признавать, что в ж

azaretskaya.ru

«Как объяснить мордвину-что он ребенок?» // ОПТИМИСТ

«Как объяснить мордвину-что он ребенок?» // ОПТИМИСТ
ОПТИМИСТ > «Как объяснить мордвину-что он ребенок?»

≡  2 Сентябрь 2015

А А А


Видится мне необходимость в такой литературе. Надо попросить автора не останавливаться на достигнутом.


Например, написать книгу "Как объяснить мордвину-что он ребенок?" или "Как объяснить русскому ребенку-что он мордвин?" Или "Как объяснить взрослому, что он-чукча?"

В общем, богатую тему открыл Тимофей Галкин. Без работы не останется. Вершиной его творчества мне видится эпохальный труд- "Как объяснить украинцу - что он мордвин".


Метки: идиотизм • интересно • как объяснить • книги • люди • позитив

Комментарии:


Поиск по сайту

Архивы

Архивы Выберите месяц Ноябрь 2019  (474) Октябрь 2019  (425) Сентябрь 2019  (381) Август 2019  (320) Июль 2019  (448) Июнь 2019  (376) Май 2019  (132) Апрель 2019  (159) Март 2019  (144) Февраль 2019  (106) Январь 2019  (190) Декабрь 2018  (202) Ноябрь 2018  (228) Октябрь 2018  (307) Сентябрь 2018  (250) Август 2018  (206) Июль 2018  (220) Июнь 2018  (233) Май 2018  (87) Апрель 2018  (203) Март 2018  (188) Февраль 2018  (154) Январь 2018  (246) Декабрь 2017  (207) Ноябрь 2017  (224) Октябрь 2017  (264) Сентябрь 2017  (175) Август 2017  (141) Июль 2017  (210) Июнь 2017  (175) Май 2017  (148) Апрель 2017  (134) Март 2017  (132) Февраль 2017  (218) Январь 2017  (225) Декабрь 2016  (150) Ноябрь 2016  (163) Октябрь 2016  (170) Сентябрь 2016  (209) Август 2016  (256) Июль 2016  (298) Июнь 2016  (282) Май 2016  (273) Апрель 2016  (291) Март 2016  (363) Февраль 2016  (338) Январь 2016  (275) Декабрь 2015  (245) Ноябрь 2015  (242) Октябрь 2015  (351) Сентябрь 2015  (313) Август 2015  (341) Июль 2015  (340) Июнь 2015  (354) Май 2015  (335) Апрель 2015  (280) Март 2015  (295) Февраль 2015  (299) Январь 2015  (320) Декабрь 2014  (327) Ноябрь 2014  (378) Октябрь 2014  (291) Сентябрь 2014  (300) Август 2014  (323) Июль 2014  (383) Июнь 2014  (389) Май 2014  (231) Апрель 2014  (303) Март 2014  (267) Февраль 2014  (310) Январь 2014  (302) Декабрь 2013  (227) Ноябрь 2013  (349) Октябрь 2013  (488) Сентябрь 2013  (432) Август 2013  (282) Июль 2013  (301) Июнь 2013  (448) Май 2013  (223) Апрель 2013  (255) Март 2013  (329) Февраль 2013  (175) Январь 2013  (222) Декабрь 2012  (297) Ноябрь 2012  (342) Октябрь 2012  (471) Сентябрь 2012  (310) Август 2012  (367) Июль 2012  (361) Июнь 2012  (349) Май 2012  (99) Апрель 2012  (679) Март 2012  (90) Февраль 2012  (60) Январь 2012  (494) Декабрь 2011  (555) Ноябрь 2011  (815) Октябрь 2011  (838) Сентябрь 2011  (616) Август 2011  (688) Июль 2011  (724) Июнь 2011  (443) Май 2011  (823) Апрель 2011  (496) Март 2011  (33) Февраль 2011  (189) Январь 2011  (683) Декабрь 2010  (229) Ноябрь 2010  (357) Октябрь 2010  (269) Сентябрь 2010  (439) Август 2010  (129) Июль 2010  (169) © 2019   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //

oppps.ru

Мордва — Википедия

Мордва
Современное самоназвание отсутствует[1]
Всего: около 800 000
Археологическая культура Древнемордовская культура
Культура рязано-окских могильников
Язык мокшанский, эрзянский, русский
Религия православие, национальная эрзянская вера, мокшанская вера, лютеранство
Входит в финно-угорские народы
Родственные народы марийцы, мещера, меря, мурома
Этнические группы эрзя, мокша
Происхождение мещера, мурома, буртасы
 Медиафайлы на Викискладе

Мордва́ (мордви́ны[13], мордо́вцы[13][14]) — финно-угорский[15] народ[16], который делится на два субэтноса — мокша и эрзя[17]. Слово «мордва» является экзоэтнонимом. Самоназвание мокшан — мокш. мокшет, эрзян — эрз. эрзят. Говорят на мокшанском и эрзянском языках, относящихся к мордовской подгруппе финно-угорских языков. Этнографические группы[17]: эрзян — шокша и терюхане, мокшан — каратаи. Проживают, в основном, в Российской Федерации: около трети[18] — в Мордовии, а также в сопредельных областях — Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской, Самарской, Московской[19]. Верующие — в основном православные[15], есть также приверженцы народной эрзянской веры[20] и веры мокшан, лютеране[21] и молокане.

Традиционный термин «мордва» является внешним названием этнической общности (то есть — экзоэтнонимом). Эрзяне и мокшане имеют различное этническое самосознание, имеют свои литературные языки, существенные различия в антропологическом (расовом) типе, расселении, традиционном быте, материальной и духовной культуре[22].

Точку зрения советской этнографии о двух субэтносах не разделяет Финно-угорская организация Эстонии (SURI), указывая, что эрзя и мокша являются разными народами: «Советская этнография утверждает, что эрзяне и мокшане — это субэтносы мордвы. Но учёные этой школы сами же противоречат себе, указывая, что ни мокшане, ни эрзяне мордвой себя не называют — само слово отсутствует в словарях этих народов и имеет грубый, уничижительный оттенок. И главное — отсутствует само понятие „мордовский язык“. Эрзяне и мокшане используют два разных языка, причём эрзяне и мокшане — т. н. „мордва“ — не понимают друг друга»[23][неавторитетный источник?].

В июле 1928 года на заседании Совета народных комиссаров по вопросу создания Эрзяно-Мокшанского округа Н. Г. Сурдин предложил назвать округ Мордовским, на основании того, что названия народов «мокша» и «эрзя» не на слуху, а «мордва» известно всем русскоговорящим. 16 июля 1928 года Всероссийский ЦИК и Совет Народных Комиссаров приняли решение о создании Мордовского округа в составе Средне-Волжской области[24]. В 1990-е годы обнародована Декларация о государственном суверенитете Мокшанской и Эрзянской Советской Республики, однако переименование республики было отложено[25].

Этимология[править | править код]

Обычно первым упоминанием экзоэтнонима мордва считается его форма Mordens в итинерарии готского историка Иордана (VI век н. э.). В. В. Напольских при этом замечал, что нельзя быть полностью уверенными, что под иранским экзоэтнонимом mordens in Miscaris скрываются именно мокша и эрзя[26]. В X веке этот экзоэтноним упоминается византийским императором Константином Багрянородным в форме Μορδια в качестве географического названия для локализации одной из пачинакитских (печенежских) фем[26].

Этноним мордва в древнерусских летописях встречается с IX века, а к XII веку относится первое достоверное упоминание этнонима эрзя (персидский государственный деятель Рашид ад-Дин) и этнонима мокши (у фламандского путешественника Вильгельма де Рубрука)[27].

К северу находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно: Моксель, не имеющие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах. Их государь и большая часть людей были убиты в Германии. Именно Татары вели их вместе с собою до вступления в Германию, поэтому Моксель очень одобряет Германцев, надеясь, что при их посредстве они ещё освободятся от рабства Татар… Среди них живут другие, именуемые Мердас, которых Латины называют Мердинис, и они — Сарацины.

Гильом де Рубрук «Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука», 1253[28]

Распространённая гипотеза выведения данного экзоэтнонима из древне-иранского *mardχvār- или *mǝrǝtāsa- «людоед», а следовательно — отождествления с андрофагами Геродота, признавалась М. Фасмером безосновательной[29].

Согласно наиболее актуальной на сегодняшний день версии, экзоэтноним мордва происходит от иранского корня со значением «человек, мужчина» (ср. перс. mârd‎, ягн. morti — от индоир. *mṛta «человек, смертный»). К тому же корню восходят слова эрз. мирьде, мокш. мирде «мужчина, муж», удм. мурт, коми морт «человек, мужчина». Разница в огласовке между этими словами и этнонимом объясняется разным временем заимствования и адаптацией в разных языках[30].

По мнению В. В. Напольских ситуация, когда к двум разным народам применяется название, которое никогда не было их самоназванием, требует специального решения. Тем более, что др.-рус. мордва и готск. mordj- по фонетическим причинам не выводимы из общеморд. ḿiŕd’e, которое никогда не было этнонимом и имеет значение не «человек», а сугубо «муж, мужчина». Сам исследователь связывает этноним мордва с ираноязычной воинской группой, проникшей в Поволжье из Зауралья и вероятно оставившей специфические памятники андреевско-писеральского типа I—III веков н. э. в низовьях Суры. Название этой группы было аналогично мидийским мардам — кочевому племени, известному своей воинственностью, название которого происходит от иран. *marəδa- «убийца». В рамках саргатской культуры этот этноним мог быть заимствован также в язык обских угров, где обозначал южных степных соседей: *morti «южная страна с теплым морем, куда на зиму улетают птицы»[31].

Суффикс -ва присоединён уже русским языком и носит оттенок собирательности (так же, как в этнонимах литва, татарва)[32]. Фасмер также приводит ругательство мордва́, относимое к евреям и детям, и слово мордва́н, употребляемое в значении «проказник», указывая на созвучие с мордова́ть[33]. В «Словаре белорусского наречия» И. И. Носовича также присутствует ругательство мордва́, относимое к «шумному сборищу, особенно евреев», являющееся производным от глагола мордовать[34].

Современное название представителей мордвы — мордви́н (мужчина) и мордо́вка (женщина). Мордва́ — о народе, ед. ч., неизмеримое (собирательное имя)[35].

История упоминаний[править | править код]

Мордовка. Конец XVIII века.

Наиболее раннее употребление этнонима мордва предположительно фиксируется в трактате «О происхождении и деяниях гетов» готского историка VI века Иордана. В нём среди народов Восточной Европы, которые якобы были покорены Германарихом к 375 году н. э., упоминается народ «морденс», который помимо близкого написания ассоциируется с мордвой также на основании географического соседства с «меренс» (мерей)[36].

«В современных мордовских языках слово „мордва“ как этноним не сохранилось. Однако едва ли можно думать, что этот этноним употреблялся в качестве самоназвания в прошлом. Так ещё в XVIII в. известный русский учёный И. Г. Георги, путешествовавший в Поволжье, заметил, что мордвины: „<…> называются сами по поколениям своим мокшами и мокшанами, также ерзянами и ерзядами. Россияне же нарицают их вообще мордвою, которое наименование и между ними самими не употребительно“»[37]

Роджер Бэкон в своём «Opus Majus» также отделяет мокшан («moxel») от мордвы (эрзян):

К северу же от этой земли Тартарской между Танаисом и Этилией живут какие-то народы…. И оба эти народа живут на севере, рядом с полюсом, но более удален от севера народ, живущий сразу за рекой Танаис и называемый моксель, подчинённый тартарам. И они — язычники, живущие совершенно без закона, города у них нет, но хижины в лесах. Государь их и большая часть их были убиты в Польше поляками и алеманнами и богемами. Ведь тартары повели их на войну с поляками. А они во многом поддерживают поляков и алеманнов, надеясь таким образом освободиться с их помощью от тартарского рабства. Если к ним придёт купец, тот, в доме которого он первым остановился, должен проявлять заботу о нём столько времени, сколько он желает там пробыть. Ибо так принято в этих местах. За ними к востоку живёт некий народ, называемый мердуим, зависимый от тартар. Но они — сарацины, живущие по законам Магомета[38].

То же в конце XVIII века подтверждает и Иоганн Георги:

С того времени, как стали они Российской державе подвластны, упражняются все в землепашестве, но живут не в городах, а в деревушках, подобно черемисским и чувашским, и весьма охотно строят жилища свои в лесах. Дворы, землепашество, небольшое скотоводство, домашняя рухлядь, пища и всё вообще расположение их хозяйства ни мало от черемисского и чувашского не разнится. По большей части бывают и у их дворов такие же, как у тех, огородцы, в коих садят про себя обыкновенную поваренную зелень. Но к звериному промыслу не столько они прикрепляются, как помянутые народы. Мордовки упражняются равномерно в таких же делах, как черемисские и чувашские женщины, и притом подобные им в прилежании и искусстве. Народ сей несёт равную с соседями своими гражданскую тягость, да и в самом поведении им сообразен. Мокшаны живут в привольных к лесному пчеловодству местах; есть также между ними действительно и такие пчеляки, кои имеют у себя по сту и по двести ульев[39].

О мокшанах (Moxii), как отдельном народе и их стране (Moxia) говорится в сочинении Иосафата Барбаро «Путешествие в Тану»[40].

Энциклопедия Кирилла и Мефодия также называет предводителя эрзянского войска Пургаса мордовским князем:

…В то время как войска Улуса Джучи совершали первые два похода на Волжскую Булгарию (в 1229 и 1232 гг.) суздальские войска громили главного союзника булгар — мордовского князя Пургаса[41]

В работе Пашуто В. Т. также мокшане и мордва упомянуты как разные народы:

В течение 1239 года Бату позволил некоторым своим родичам предпринять небольшие рейды на мордву и мокшу, на уже разоренное Рязанское княжество, на Переяславль-Южный[42]

О сходстве мокшан и мишарей (мещёры) писали адъюнкт Петербургского университета Хусаин Фейзханов и его коллега В. В. Вельяминов-Зернов, занимавшиеся исследованием истории Касимовского царства:

Наши благословенные мишари являются (по происхождению) финнами, однако они более близки к мокшам. В древней истории России мокши и мишари упоминаются друг за другом. Чуваши и черемисы упоминаются совместно отдельной группой. Наружность мишарей, в особенности, саратовских, имеет мокшанский вид: и в действиях и манерах они похожи на мокшанцев[43]

В большинстве случаев использование одного экзоэтнонима для двух разных народов и одного названия для двух разных языков приводило к множественным ошибкам. Для того чтобы избежать этого, как в дореволюционной России так впоследствии и в советское время использовались двойные этнонимы мордва-мокша и мордва-эрзя и названия языков мокша-мордовский и эрзя-мордовский[23].

Современное бытование[править | править код]

Согласно результатам переписи 1926 года, на территориях Пензенской, Нижегородской и Ульяновской губерний, позже вошедших в состав Мордовской автономии, проживало 237 тыс. мокшан и 297 тысяч эрзян, всего в Поволжье и на Урале мокшан 391 тысяч, эрзян — 795 тысяч, в Барнаульском округе 1,4 тысяч мокшан и 1,4 тысяч эрзян, также 5,2 тысяч обрусевших мокша и эрзя назвались этнонимом «мордва» без указания субэтнонима[44].По данным переписи населения 2002 года, уже 843 350 человек назвали себя мордвой, в том числе мокшанами и эрзянами 49 624 и 84 407 человек соответственно[45]. В самой Мордовии 283,9 тысяч человек назвали себя мордвой, в том числе 47,4 тысяч и и 79,0 тысяч — соответственно мокшей и эрзей. Эти противоречивые данные были получены вследствие того, что многие представители старшего поколения привыкли к тому, что ещё во время советского периода в графе национальность представителям мокшан и эрзян разрешалось указывать только именование «мордвин»[46][47], это правило вновь возродилось в Республике Мордовия в рамках кампании, предшествующей переписи 2010, когда власти республики настоятельно рекомендовали указывать национальность «мордва»[48]. В 2011 году власти Мордовии оказывали давление за упоминание мокша и эрзя как отдельных народов, требуя использовать только термин «мордва»[49][50]. Одной из причин противоречивости данных 2002 называют ошибки в переписи[51][52]. Во внимание также следует принимать оторванность многих общин и диаспор мокшан и эрзян от своей исторической родины, масштабы естественной ассимиляции: обрусевшие мокшане и эрзяне не помнят своих корней и указывают в графе национальность «мордва» так как их предки происходили из Мордовии[53]. По данным микропереписи 1994 года в Мордовии: 49 % мордовского населения назвали себя мокшей, 48 % — эрзей и лишь 3 % сказали, что они — мордва. В соседней Пензенской области из всей мордвы собственно мордвы — 69 %, а остальные 31 % — мокша или эрзя; на всей остальной территории России из всей мордвы собственно мордвы оказалось 99,8 %[53]. По мнению директора Института этнологии и антропологии РАН В. А. Тишкова причиной преобладания в итогах микропереписи субэтнонимов эрзя и мокша на территории Мордовии стало некорректное интервьюирование респондентов переписчиками, которые минуя вопрос об этнониме, сразу спрашивали о субъэтнической принадлежности. Преобладание же за пределами Мордовии этнонима «мордва», по его мнению, связано с большей корректностью переписчиков в этих регионах[46]. Результаты Всероссийской переписи 2010 года однако не вызывают уверенности в корректности её проведения[54], по её итогам за период с 2002 по 2010 годы численность назвавших себя этнонимом мокша сократилась в 10 раз.

Ареал расселения мордвы в Волго-Уральском регионе. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года.

Общая численность мордвы (мокшан и эрзян) в конце XVI века составляла около 150 тысяч чел[55], в 1719 году — 107 тысяч человек, по данным III ревизии в 1764—221,1 тысяч человек, по данным IV ревизии в 1781—279,9 тысячи человек, по данным V ревизии в 1796—345,5 тысячи человек, по данным VIII ревизии в 1835—480 тысяч человек, по данным X ревизии в 1858—660-680 тысяч человек[55]. Согласно Переписи населения Российской империи 1897 года, численность говорящих на мордовском наречии составила 1023,8 тысяч человек[56]. К началу XX века они проживали в губерниях Рязанской, Воронежской, Тамбовской, Пензенской, Нижегородской, Симбирской, Казанской, Самарской, Саратовской, Уфимской, Оренбургской, Томской, Акмолинской, Енисейской и Тургайской. На 1917 год общая численность мокшан и эрзян оценивалась в 1200 тысяч человек, согласно переписи 1926 года, на территориях Пензенской, Нижегородской и Ульяновской губерний, позже вошедших в состав Мордовской автономии, проживало 237 тысяч мокшан и 297 тысяч эрзян, всего в Поволжье и на Урале мокшан 391 тысяч, эрзян — 795 тысяч, в Барнаульском округе 1,4 тысячи мокшан и 1,4 тысячи эрзян, также 5,2 тысяч обрусевших мокша и эрзя назвались этнонимом «мордва» без указания субэтнонима[44].

Численность мордовского населения (мокшан и эрзян) по регионам РСФСР в 1926 году[57].

Регион Общая численность мокшан и эрзян Процент от населения региона
Пензенская губерния 376 983 17,1 %
Самарская губерния 251 374 10,4 %
Ульяновская губерния 178 988 12,9 %
Саратовская губерния 154 874 5,3 %
Сибирский край 107 794 1,2 %
Северо-Кавказский край 88 535 0,3 %
Уральская область 88 484 0,3 %
Нижегородская губерния 84 920 3,1 %
Башкирская АССР 49 813 1,9 %
Татарская АССР 35 084 1,4 %
Казакская АССР 27 244 0,4 %
Чувашская АССР 23 958 2,7 %
Оренбургская губерния 23 602 3,1 %

В 1937 году общая численность мокшан и эрзян — 1 млн 249 тысяч, в 1939 году — 1 млн 456 тысяч, в 1959 году — 1 млн 285 тысяч, в 1979 году — 1 млн 191,7 тысячи человек. По переписи 1989 года, численность мокшан и эрзян в СССР составляла 1 млн 153,9 тысячи человек, из них в РФ — 1 млн 72,9 тысячи человек, в том числе в Мордовской АССР проживало 313,4 тысячи человек, что составляло 32,5 % населения республики. В 1989 году проводился раздельный учёт эрзян и мокшан, а также учёт назвавшихся этнонимом «мордва», что позволило также получить приблизительные данные[как?] о численности мокшан и эрзян. По данным Ethnologue за 2000 год численность мокшан составляла 296,9 тысячи человек[58], численность эрзян — 517,5 тысяч человек[59][нет в источнике]. По данным Российской переписи населения 2002 общая численность проживающих в России мокшан и эрзян составляла 843,4 тысячи человек, в том числе в Мордовии — 283,9 тысячи человек (32 % населения республики)[60][нет в источнике].

В значительном количестве мокшане проживают в Пензенской, Тамбовской, Оренбургской областях, Татарстане, а также в Москве и Московской области, эрзяне — в Самарской, Нижегородской, Рязанской, Оренбургской, Ульяновской областях, Татарстане, а также в Москве и Московской области.

Регион[61] Человек %
1970 1979 1989 2002 1970 2002
Мордва 1177492 1111075 1072939 843350 100 100
Республика Мордовия 364689 338898 313420 283861 31,0 33,7
Самарская область 118117 117127 116475 86000 10,0 10,2
Пензенская область 106485 95718 86370 70739 9,0 8,4
Оренбургская область 92215 80611 68879 52458 7,8 6,2
Ульяновская область 69644 64016 61061 50229 5,9 6,0
Республика Башкортостан 40745 35900 31923 26020 3,5 3,1
Нижегородская область 51628 45028 36709 25022 4,4 3,0
Республика Татарстан 30963 29905 28859 23702 2,6 2,8
г. Москва 17281 22274 30916 23387 1,5 2,8
Московская область 16540 21660 28328 21856 1,4 2,6
Челябинская область 31915 29306 27095 19139 2,7 2,2
Саратовская область 23865 23344 23381 16523 2,0 2,0
Республика Чувашия 21041 20276 18686 15993 1,8 1,9
Свердловская область 17135 16164 15453 9702 1,5 1,2
Тюменская область 3012 5507 11159 9683 0,3 1,1
Красноярский край 17997 15779 14873 7526 1,5 0,9
Рязанская область 3858 5424 8528 7252 0,3 0,9
Кемеровская область 19158 15239 13894 7221 1,6 0,9
Краснодарский край 6072 6416 7364 4861 0,5 0,6
Алтайский край 11005 8466 7455 4769 0,9 0,6
Приморский край 11847 10233 9193 4307 1,0 0,5
Иркутская область 7067 6824 6781 3879 0,6 0,5
Волгоградская область 4571 4866 4851 3601 0,4 0,4
Владимирская область 3829 4199 5142 3570 0,3 0,4
Ростовская область 3015 3544 4657 3447 0,3 0,4
Хабаровский край 10234 8799 8193 3399 0,9 0,4
г. Санкт-Петербург 2281 3765 5175 3369 0,2 0,4
Сахалинская область 7941 6710 5641 2943 0,7 0,3
Новосибирская область 5885 4729 4418 2608 0,5 0,3
Мурманская область 3071 3739 4214 2479 0,3 0,3
Республика Коми 2803 3389 3927 2390 0,2 0,3
Пермская область 4740 4159 4150 2363 0,4 0,3
Калининградская область 3280 3678 3482 2320 0,3 0,3
Омская область 3308 3098 2772 1966 0,3 0,2
Ивановская область 3618 3626 3386 1948 0,3 0,2

Этногенез[править | править код]

Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века.

В начале-середине I тысячелетия н. э. в междуречье Оки и Волги сформировались племена мари, мери, мокшан, муромы и эрзян. Племена Городецкой культуры испытывают сильное влияние пьяноборских племен, которые в начале нашей эры продвинулись в Западном Поволжье. К этому времени позднегородецкие племена приобретают устойчивый обряд в грунтовых могильниках. К началу второй половины I тысячелетия н. э. между перечисленными племенами возникают заметные различия. В присурской зоне формируется устойчивый обряд погребения головой на юг и наличие среди погребального инвентаря височной спиралевидной подвески с грузиком (в целом общая черта для приуральских финнов). В приокской зоне погребенных стали ориентировать головой на север и очень редко встречается спиралевидная височная подвеска. На их основе учёные установили, что присурская группа племен явилась основой для формирования мокшан, а окская — эрзян. В процессе своего развития как мокшане так и эрзяне имели тесные контакты с различными ираноязычными и тюркоязычными племенами на южных границах своего расселения, а на севере и западе — с балтоязычными[62].

С запада в течение последних 1000 лет наиболее сильное влияние мокша и эрзя испытали от славянских племён. Славянизации были подвергнуты почти все. После подчинения волжских княжеств и ханств Иваном Грозным, мокша и эрзя окончательно стали составной частью московского княжества. До середины XX века многие эрзя и мокша сохраняли двуязычность, которая, вероятно, всё больше уступает место русскому языку, как главному и культурообразующему. Ассимиляция, которую испытали волжско-уральские народы, является двунаправленной. Как славяне, численно превосходящие мокшу и эрзя, влияли на «мордву», так и коренное население влияло на вновь приходящих славян.

Средневековье и новое время[править | править код]

Древнейшие упоминания о мокшанах и эрзянах относятся к эпохе Геродота, который упоминает их под именами андрофагов и тиссагетов, описывая их роль в скифо-персидской войне в 512 году до н. э.[63][64].

Согласно историческим и археологическим источникам, в районе Сурско-Волжского междуречья на протяжении II—IV веков н. э. формируется этическая общность праэрзя и прамокша[27]. Мордва была последним из финских племён, обозначенной Начальной летописью (XII век) на нижнем течении р. Оки. На юго-востоке с мордвой соседствовали «иранские обитатели южной России», на северо-западе лежали земли готов и литовцев, а на юго-западе — славян. На основе топонимических сведений, в начале XX века Кузнецов С. К. заключает, что «в древнейший период своей истории мордва занимала огромное пространство, захватывающее нынешние губернии: часть Казанской, Нижегородскую, Пензенскую, часть Рязанской и Калужской, губернии Симбирскую, Тамбовскую и Саратовскую. Появление мордвы в самых низовьях, возле Астрахани, относится уже к позднейшему времени, а в пределах нынешних Уфимской и Оренбургской губерний она появилась в XVI и главным образом в XVII столетиях». Первоначальную родину мордвы нужно искать на правобережье средней Волги, в бассейнах правых притоков Оки и Суры. Мордва вытеснила отсюда финские племена, переселившиеся к северу[65].

Археологические данные указывают, что мордва хоронила своих сородичей в круглых срезанных наверху курганах лицом к западу, скелеты или в вытянутом или в эмбриональном положении, в ногах — горшки с пеплом и угли, иногда кости жертвенных животных (см. Мордовский могильник у г. Касимова, Ширинушское городище, Лядинский и Томниковский могильники)[65].

Мордва занималась пашенным земледелием, разведением домашних животных, охотой; были известны гончарство, бортничество, скорняжное дело, ткачество. Существовал торговый обмен с соседними племенами и народами: покупали украшения и ткани, продавали рабов, меха, мёд, воск и др.[66].

Позже мокшане играют роль в истории Хазарского каганата, княжеств Владимиро-Суздальского и Рязанского, а эрзяне в истории

ru.wikipedia.org

Как сказать ребенку что он мордвин. Мордва: внешность, язык и происхождение

Получить на своем участке табак несложно.

Способ выращивания табака для курения или обработки овощей почти не отличается от технологий возделывания других пасленовых культур.

Существует две разновидности этой культуры:

1. Табак обыкновенный – растение до 3 м высотой с розовыми соцветиями. Настоящий табак очень любит тепло, по этой причине прекрасно развивается в жарких регионах;

2. Обыкновенная махорка – растение не более 120 см высотой, с желтоватыми соцветиями. В нем содержание никотина меньше в 2 раза содержат в два раза по сравнению с обычным табаком.

Фото — махорка

С одного куста при подходящих условиях можно собрать примерно 30г сухого табака, на 1 м2 выращивают 6-7 кустов. Сорта с крупными листьями высаживают по схеме 70х30 см, а махорку и сорта со средними листьями высаживают по схеме 70×20 см. Если вы вырастили слишком крепкий табак, его можно сделать слабее, подмешав молотые стебли.

Сорта табака для курения

Существует множество сортов этого растения. Как и при выращивании овощей лучше сеять сорта местной селекции.

В бывшем СССР были популярны :

Трапезонд Кубанец. У этого сорта период вегетации от посева семян до срока последней ломки листьев 103-134 дня;

Трапезонд 92. Стоек к вирусным заболеваниям и различным поражающим растение факторам. У сорта небольшой период вегетации, ломка листьев производится через 95-100 дней;

Самсун 85. Относится к среднеспелым, быстроразвивающимся сортам ломка листьев производится в возрасте 105 – 110 дней;

Юбилейный новый 142 . Скороспелый сорт, до ломки листьев проходит 78-82 дней. У сорта комплексная стойкость к различным заболеваниям;

Остролист 316. Сорт позднего срока созревания, листья развиваются интенсивно. В растении содержится мало никотина, срок до окончания ломки 120 дней.

Посев табака для курения

Семена табака очень маленькие, по этой причине их потребуется совсем немного. В грамме махорки содержится около 4 000 семян, а табака примерно 12 000.

Кроме того дальше покупать их не потребуется, 2-3 растения обеспечат таким количеством семян которых хватит на гектар. Семена этой культуры сохраняют всхожесть долго, можно получить рассаду и из старого посевного материала, конечно, нужно принимать в расчет, что всхожесть их снизится.

Выращивание табака для курения производят с помощью рассады, ее можно получить даже на южном подоконнике.

Необходимый возраст для высадки сеянцев в грунт 40-45 дней.

Если потребуется много табака, то в южных регионах посев производят прямо в грунт или выращивают рассаду в парниках и теплицах. Высевают семена поверхностно, просто рассыпаю их по предварительно увлажненной почве.

Внимание! Глубина посева семян этой культуры не должна превышать 7 мм (для махорки 3 мм). Рассыпав по поверхности посевной материал его, немного вдавливают в грунт и аккуратно увлажняют, таким образом, чтобы семена не погрузились в почву.

Можно посеять уже проклюнувшиеся семена, для этого на 4 суток их замачивают и раскладывают на влажной тряпочке, этот способ уменьшит срок появления всходов на 7 суток. Для прорастания оптимальная температура колеблется в пределах 25-28 градусов. Сильно поливать сеянцы табака не стоит, желательно увлажнять их каждый день чуть-чуть.

Высадка сеянцев

Сеянцы высаживают на грядку, после того как они поднимутся на 15 см (сформируются 5-6 листочков).

Рассад

azaretskaya.ru

внешность и происхождение. Современные проблемы мордвы

Эрзя и мокша. Становление народностей

В России на данный момент проживает более 150 различных народов, каждый из которых по-своему интересен, самобытен, имеет собственные традиции и обычаи. Одним из таких народов является мордва. Происхождение этого народа уходит корнями в первые века нашей эры. До прихода славян на территории Средней Оки хозяйничали финно-угорские племена, позже названные историками "древнемордовскими". В течение последующего тысячелетия эти племена разделились на две основные группы. Одни называли себя "эрзя", другие - "мокша", но для многих соседних племен они всё еще оставались одним народом - мордва. Внешность, быт, культура и традиции у эрзян и мокшан тоже стали отличаться. Антропологические признаки, украшения костюма, погребальные обряды за долгое время приобрели у мордовских народов настолько специфические черты, что современные археологи, исследуя мордовские археологические памятники, могут точно определить, к эрзянским или мокшанским относились те или иные захоронения.

Ассимиляция мордвы

Становление этих двух народностей прошло долгий и нелегкий путь.

На протяжении долгого времени они контактировали с татарами, волжскими булгарами, хазарами и прочими многочисленными соседями. Все это в конечном итоге и повлияло на происхождение мордвы. Ее культура, традиции, быт складывались под влиянием соседей. Очень многое у чужих народов заимствовала тогда мордва. Внешность мордовского населения может многое сказать об ассимиляции с соседними племенами, межэтнические браки не только разрешались, но и приветствовались. В XI-XII веках среднюю полосу России стали заселять славянские племена, неся с собой христианскую религию. Вскоре территория вошла в состав России, а население подверглось христианизации. Ассимиляция с русским населением происходит и по сей день. Оказывают влияние друг на друга русский народ и мордва. Внешность эрзян отличается значительным присутствием светлокожих сероглазых блондинов и блондинок, в то время как среди мокшан преобладают черноглазые и черноволосые мужчины и женщины со смуглой или желтоватого цвета кожей, что говорит об их родстве с татарами и чувашами.

Современные проблемы мордвы

Сейчас много говорят об объединении этнических народностей эрзя и мокша. Одна территория, одни предки, да и жили все время бок о бок. Многие из жителей Мордовии и близлежащих регионов уже давно называют себя "мордва". Внешность и характер, культура и традиции всё чаще теряют уникальность и самобытность, сливаясь с чертами других народностей. Но есть одна вещь, один барьер, который преодолеть сторонникам объединения никак не удастся. Это - национальный язык. На протяжении веков формировались эрзянский и мокшанский языки. В них - история народа, история своих предков. При разделении на две ветви в какой-то момент общий язык стал практически неузнаваемым. Сейчас мокшанин не поймёт ни слова по-эрзянски, а эрзянин - по-мокшански, но обе народности всеми силами стараются сохранить и передать потомкам особенности своего национального языка. Наверное, в наличии такого могучего оружия и заключается сила единства народа.

Самый первый и главный совет: не спешите падать в обморок и делать далекоидущие выводы, если ребенок кричит новому мужчине в доме: «Уходи!» Сначала постарайтесь понять, что стоит за поведением ребенка.

Первое и самое распространенное мнение — ревность

Раньше мама принадлежала ему одному, а теперь принадлежит какому-то дяде. Далеко не всегда это именно ревность. Но иногда бывает и она.

Что делать?

Маме — посмотреть, а не случилось ли так, что вы действительно перестали обращать внимание на ребенка? Постараться выделить время, в которое вы будете только вдвоем с ребенком, заняты только друг другом и принадлежать только друг другу. Хорошо, если это будет, например, каждый вечер вторника по два часа или каждое субботнее утро. Папе — уважать право ребенка на маму. Не смеяться

optistore.ru


Смотрите также

АСТОК