Как научить слепого ребенка ходить с тростью


Как начать учить незрячего ребёнка ходить с тростью

Как начать учить незрячего ребёнка ходить с тростью

1. Готов ли ваш ребёнок передвигаться с тростью?

Для начала обучения необходимо, чтобы он мог:

  • крепко держать трость (непринципиально, каким образом)
  • ходить самостоятельно, хорошо держа при этом равновесие (не размахивать руками и не поднимать их для лучшего баланса)
  • пользоваться поддержкой другого человека или опираться на какой-либо предмет при ходьбе (например, игрушку-каталку)

Если ваш ребёнок всё это умеет, но ещё не разговаривает — это не помешает ему научиться ходить с тростью. Просто учить его специалист будет не только с помощью объяснений, а и при помощи касаний, физических подсказок. Даже если малыш пока не может понять большую часть словесных объяснений, это не значит, что он не сможет освоить технику передвижения с тростью. Многие команды, например, «держи трость наконечником вниз» можно давать и невербально, т.е. без слов.

2. Какие правила безопасности нужно соблюдать?

  • Наконечник трости всегда должен быть внизу. Нельзя размахивать тростью.
  • Трость всегда должна находиться впереди ребенка при ходьбе, нельзя волочить её за собой.
  • Прежде чем разложить складную трость – ребенка нужно научить предупреждать окружающих об этом.

3. С чего начать обучение детей дошкольного возраста?

1) Познакомить ребёнка с тростью

Нужно дать ребёнку достаточно времени, чтобы он мог внимательно обследовать трость. Если малыш уже достаточно хорошо говорит, можно рассказать ему, как называются отдельные её части: ручка, ствол, наконечник. Можно придумать свой стишок или даже песенку о частях трости.

Если ребёнку пока сложно освоить эти названия, пусть он самостоятельно или с помощью инструктора ощупает и, если возможно, рассмотрит трость и различные её части, не называя их. Весь инструмент целиком можно называть «детская трость».

2) Научить правильно держать трость при передвижении с сопровождающим.

Чтобы трость не мешала при ходьбе с сопровождающим, можно научить держать её, зажав под мышкой, или вертикально вдоль тела. В этом случае можно попробовать научить ребёнка сначала класть изгиб рукояти на плечо в качестве отправной точки. Этот простой навык можно начинать применять сразу же — например, на прогулке.

3) Научить основным назначениям трости

Ребёнку нужно объяснить, что у трости есть несколько важных ролей. Она может защитить от неожиданного столкновения с предметами, помочь не спотыкаться (роль буфера), с её помощью можно найти какие-то важные ориентиры, понять, где начинаются и заканчиваются ступеньки, вверх или вниз по склону идёт тропинка, где расположены её края и т.д. (роль детектора).

4) Обучить ребёнка основным техникам: диагональ, постоянный контакт, касания.

Обучить основным приёмам и техникам ходьбы с тростью может квалифицированный специалист по ориентировке. Но очень важно включить эти новые умения в повседневную жизнь малыша — чем раньше это произойдёт и чем чаще он будет пользоваться тростью на прогулке или по дороге в детский сад, тем большую пользу это ему принесёт. Ребёнок должен чувствовать, что трость — это полезный и нужный в его жизни инструмент.

Вот пример того, как может ходить с тростью незрячий ребёнок младшего дошкольного возраста (2 года 4 месяца):

https://youtu.be/YntKTaa3ciw

https://youtu.be/rIGN44XJ7bY
Теги: Ориентировка, совет, дошкольники

www.seemeproject.ru

Как научить слепого ребенка ходить с тростью — Детки-конфетки

 

Как только ребенку исполняется десять месяцев, родители начинают задавать вопрос: как научить ребенка ходить. Все малыши развиваются по индивидуальному сценарию. Кто-то начинает ходить еще в 7-8 месяцев, а кто-то продолжает лишь сидеть и ползать после полутора лет. Понятное дело, мамы и папы волнуются, все ли в порядке с их ребенком. Всем ответственным родителям хочется помочь своим крохам в освоении столь важного навыка, как самостоятельная ходьба.

Без тренировок и усилий тут не обойтись. К счастью, есть уже проверенные методики, которые помогают научить ребенка ходить. Узнать, как помочь малышу сделать первые шаги, вы можете прямо сейчас. За один год грудничку приходится преодолевать непростой путь развития. За каких-то 12 месяцев ребенок из лежащего «комочка» прекращается в ползающего, а потом и в прямостоящего маленького человечка.

В течение года происходит усовершенствование все двигательной системы малыша. Конечно, родители ждут с нетерпением, когда же их ребенок научится ходить. Так хочется поскорее услышать топающие шаги. Не исключено, что потом в квартирах и домах можно будет услышать возгласы: «стой», не ходи туда», «иди сюда». Но это будет потом.

Как научить ребенка ходить самостоятельно

Вам интересно, когда дети начинают ходить самостоятельно? В норме это происходит примерно с 9-ти до 16-ти месяцев. Сначала малыш пытается вставать, потом он делает первые самостоятельные шаги, при этом держится за мебель или пальчики родных людей. Можете попробовать поднять ребенка за ручки вверх. Вы увидите, как в воздухе он будет шагать. Даже таким способом малыш тоже готовится к будущей ходьбе.

Самым непростым является первый шаг. Как только увидите, что ребенок пошел, не давайте ходить ему слишком много. В связи с тем, что свод стопы его еще недостаточно сформирован, большие нагрузки противопоказаны. Умеренность и непродолжительность — вот залог успешной ходьбы. Не торопите малыша, не заставляйте его делать первые шаги слишком рано.

Безопасной ходьбой в раннем возрасте (до 9-ти месяцев) считается та ходьба, которая началась без стимуляции со стороны родителей. Поэтому все врачи предупреждают: не учите ребенка шагать слишком рано. Что делать, если малыш самостоятельно пытается рано вставать на ноги? Не мешайте ему. Если он чувствует в себе силу, значит, пришло время для первого шага. Вам останется лишь поддержать своего первопроходца.

Но и давать нагрузку на позвоночник не стоит. Поэтому не форсируйте события и не давайте крохе переутомляться. Что делать если ребенок не хочет учиться ходить самостоятельно? Даже здоровые дети не всегда и не все изъявляют желание делать первые шаги, будучи в возрасте полутора лет. Это нормально. У вас есть время научить малыша ходить. Ваша задача: обращать внимание на то, как формируется детская ступня.

Есть детки, которые ходят на цыпочках, косолапят, ставят носки врозь. В этом случае вам нужно показать ребенка специалистам: неврологу, ортопеду. Только после детальной оценки нервной системы, развития мышц врачи смогут назначить подходящую лечебную процедуру. Это может быть плавание, гимнастика, массаж. Не сомневайтесь, специалисты сделают все для здоровья малыша.

Что может помещать ребенку сделать первые шаги самостоятельно?

Есть ряд показателей, которые препятствуют ходьбе крохи:

  1. Большой вес. Первым делом надо пересмотреть режим питания ребенка. Лучшей тренировкой для крохи с лишним весом будет плавание или активное ползание.
  2. Генетика. Как правило, у детей, чьи родители пошли рано, больше шансов стать их примером.
  3. Особенности темперамента. Все дети разные: если холерики и сангвиники во всем быстрые и шустрые, то флегматики и меланхолики не сильно торопятся ходить самостоятельно. Не подгоняйте их, просто с пониманием отнеситесь к тому, как происходит психомоторное развитие.
  4. Климат. Доказано научным путем, что жители южных регионов развиваются быстрее северян. Этот факт тоже нужно учитывать.
  5. Неудачные попытки. Стоит ребенку попробовать пару раз упасть при первых шажках, как у него появляется страх перед ходьбой. В этом случае родителям нужно особенно активно поддерживать своего малыша.
  6. Чрезмерно увлечение ходунками. Важно понимать, что, когда ребенок находится постоянно в подобных конструкциях, он не развивает свою опорно-двигательную систему как следует. В х

deti.medicalfirst.ru

Консультация " Слепой ребенок и белая трость"

Слепой ребенок и белая трость

Долгое время трость представлялась символом слепого. Ее использование концентрировало внимание родителей на развитии у малыша независимости, поскольку снимало большую часть ответственности за безопасность ребенка с плеч самих родителей.

Начиная с младенческого периода, зрячие дети имеют обычно стимул к исследованию окружающей среды. Родители, братья, сестры, родственники постоянно поощряют малыша стать активным соучастником происходящего вокруг. Слепые дети должны иметь такую же возможность эмпирически развиваться. Вероятно, к концу первого года жизни слепому ребенку следует дать легкую гибкую трость – для использования ее при освоении «своего» мира (при нахождении знакомых игрушек, привлекательных уголков в пространстве комнаты). Конечно, не стоит настаивать на обучении малыша формальной технике «двухточечного касания», при которой размах трости по горизонтали ограничен одним дюймом влево и одним – вправо, а по вертикали трость не должна подниматься выше 1,5 дюймов от земли. Но вот на чем стоит настаивать так это на том, что слепой ребенок, снабженный необходимыми инструментами, приобретет новый опыт и начнет осваивать мир. Такой способ освоения даст гораздо больше для развития пространственных и предметных представлений, чем любые другие способы.

Подрастая, ребенок, естественно, будет стремиться играть за пределами помещения. Трость будет к этому времени хорошо знакомой, испытанной «союзницей». Когда слепой ребенок достигает младшего школьного возраста, сфера применения трости естественно расширяется за счет игровой площадки. В это время ребенок начинает участвовать в новой увлекательной деятельности – подвижной игре. малыш будет прыгать со скакалкой, лазать по гимнастическим брусьям и качаться на качелях. В это же время ребенку надо будет найти удобное место для трости. Окончив играть, малыш должен без труда находить свою трость. Эта обязанность не отличается от тех, которые есть у обычных детей того же возраста. От зрячих детей ожидают ответственного отношения к своим вещам. Так же должен вести себя и слепой малыш.

Считается само собой разумеющимся, что в среднем школьном возрасте слепой подросток может самостоятельно передвигаться. К, сожалению, именно в этом возрасте большинство специалистов полагают правильно начать занятия с тростью.

Почему нужно учить ходить с тростью как можно раньше?

1. Это улучшит походку ребёнка

Обычно незрячего ребёнка можно узнать издалека по тому, как он ходит: кроткие, семенящие шаги, вывернутые наружу носки. Такая форма походки связана с тем, что ребёнок боится наткнуться на какое-то препятствие или споткнуться о неожиданно оказавшийся под ногами предмет.

Чем раньше малыш научится использовать трость, тем больше он будет чувствовать себя в безопасности и тем свободнее и быстрее сможет ходить сам. Ему будет гораздо проще держать равновесие, а походка станет свободной и непринуждённой.

Часто незрячие дети при ходьбе шаркают ногами или громко, с силой топают. Так они пытаются смягчить удар, если на что-то натолкнутся, понять, изменяется ли уровень или наклон пола или просто создать эхо для того, чтобы узнать больше об окружающем пространстве. То, что слепой ребёнок, который не умеет пользоваться тростью, будет пытаться находить разные способы обезопасить себя — это проявление его инстинкта самосохранения. Белая трость в этом случае поможет избавиться от нежелательных привычек.

2. Это поможет сформировать красивую, правильную осанку

У слепых детей часто бывают сутулые, скруглённые плечи, голова вытянута вперёд, а весь корпус при этом наклонён назад. Физиологические изменения в осанке увеличивают нагрузку на позвоночник и суставы. Это ведет к плохому развитию отдельных групп мышц – брюшных мышц, мышц плечевого пояса, голени и бедер. Сгорбленная, скованная осанка придает чувство неуверенности в себе, когда ребёнок находится в обществе.

Часто слепые дети ходят, вытянув одну руку вперёд. Это воспринимается ими как способ защиты от травм. Другие скованные позы могут быть результатом страха и тревоги, которые ребёнок испытывает при движении в пространстве, потому что не может определить, что находится впереди.

Такие нарушения осанки, как скругленные плечи, вытянутая вперед или постоянно опущенная голова могут быть связаны с тем, что ребенок с небольшим остатком зрения пытается разглядеть, что находится перед ним.

Все эти привычки и формы осанки будет очень трудно исправить впоследствии. Они не только влияют на то, как вашего ребёнка воспринимают окружающие, но и причиняют вред его здоровью. Проблемы с осанкой закрепляются на физиологическом уровне и приводят к нарушениям работы внутренних органов.

Раннее знакомство с тростью позволит избежать подобных нарушений или свести их к минимуму.

Трость — это инструмент, который помогает сделать движение безопасным. Если ребёнок будет при помощи белой трости заранее узнавать о препятствиях на пути, это не только поможет справиться со страхом и избежать травм, но и будет профилактикой появления таких навязчивых движений.

infourok.ru

Дошкольники и белая трость: с чего начинать обучение? / Родителям / Статьи | «Особый взгляд»

Научный сотрудник ФГБНУ «ИКП РАО», учитель-дефектолог ГКОУ СКОШИ №2 для детей с нарушением зрения, тифлопедагог Марта Любимова рассказывает, как научить маленького ребенка самостоятельно передвигаться с белой тростью. О том, что и как показывать незрячему малышу, как подобрать трость и не отбить желание ей пользоваться, читайте в нашем материале.

Моему новому другу Матвею было 2 года и 8 месяцев, когда мы познакомились. Очень активный, интересный и смышленый малыш, которому, как и всем детям его возраста, хотелось хулиганить, бегать, играть и многое другое.

Конечно, его мама Екатерина была обеспокоена вопросом самостоятельного передвижения сына и с огромным желанием и интересом поддержала мое предложение попробовать начать обучать Матвея самостоятельно ходить с белой тростью.

С чего начинать обучение дошкольника использованию белой трости?

Во-первых, следует отметить, что самостоятельное передвижение человека с нарушением зрения складывается из двух составляющих: непосредственно самого передвижения (и здесь как раз используется белая тактильная трость) и ориентирования. Ориентирование и передвижение (мобильность) - две важные равноценные составляющие самостоятельности малыша. Заниматься их развитием нужно одновременно и целенаправленно.

Тифлокомментарий: на розовом фоне цветная фотография в белой рамке. Светлые шкафы вдоль стены комнаты. Марта Любимова сидит на корточках рядом с Матвеем и левой рукой аккуратно ведет его левую руку с тростью, одновременно правой рукой указывая направление. На дверце шкафа за ними висят фотографии с детьми. Рядом столешница с раковиной.

Как подобрать трость дошкольнику?

Длина трости зависит от роста ребенка. Короткая трость будет неудобна и небезопасна, так как будет оставлять слишком мало времени на реакцию, а длинной тростью трудно управлять. Чтобы рассчитать длину трости, можно вычесть из роста ребенка 20 см или просто подобрать трость так, чтобы она доставала до подмышечной впадины.

Наконечник лучше использовать с элементом вращения в форме «Капля» или «Цилиндр». Наконечник «Шар» для детей не очень хорош: он хоть и не застревает в асфальтовых, плиточных и иных трещинах поверхности, из-за большого диаметра он сильно утяжеляет белую трость.

Чему учить в дошкольном возрасте?

  • Нужно научить ребенка инструментальному осмотру предметов. Трость служит своего рода продолжением руки. Все, что нельзя посмотреть рукой, можно посмотреть тростью. Сначала нужно осмотреть все предметы и объекты на пути руками, потом обследовать их белой тростью во время передвижения.

  • Приемы использования трости: «Диагональ» и упрощенный вариант «Маятника» или «Постоянного контакта» (подробнее об этих техниках читайте в следующих статьях автора - ред.) Самое главное - научить делать дугу чуть шире плеч влево-вправо при ходьбе.

  • Распознавание материала: постукивая наконечником белой трости по предметам, которые вы с ребенком встретите на прогулке или в процессе специально организованного занятия, попробуйте предположить, из чего предмет сделан и что это может быть. В подтверждение предположений осмотрите предмет руками.

  • Разная поверхность. Изучайте с помощью белой трости разные поверхности в помещении (паркет, плитка, ковер, линолеум) и на улице (асфальт, земля, трава, брусчатка). Учите ребенка реагировать на изменение поверхности.

  • Научите ребенка реагировать на встречающиеся препятствия и изменения уровня поверхности под ногами. Ребенок должен остановиться, если белая трость уперлась в препятствие (стену, ступени, предмет под ногами и т.д.) или «упала вниз», скатившись с бордюра или ступеней. После остановки покажите малышу, что делать дальше.

Тифлокомментарий: на розовом фоне цветная фотография в белой рамке. Комната. Розовый ковер, на разноцветной полосатой стене висят детские рисунки и календарь. Марта и Матвей стоят у белой вертикальной батареи, перед ними два мусорных ведра. Марта склоняется к Матвею и держит его правую руку с тростью своей правой рукой. Они осматривают тростью корзину с мусором.

Когда учить ребенка пользоваться тростью?

В дошкольном возрасте нет необходимости использовать белую трость постоянно, как это делают взрослые с нарушением зрения. Здесь нужно соблюдать баланс, чтобы не вызвать у ребенка негативных эмоций по отношению к белой трости.

Используйте трость, когда у ребенка хорошее настроение. В зависимости от задач предлагайте ему взять в руки трость в знакомом и незнакомом пространстве. Например, материалы и фактуры поверхностей лучше изучать в знакомом пространстве, а обнаруживать и обходить препятствия, а также реагировать на них лучше на новом месте.

Самое главное - показать ребенку, зачем нужна белая трость, и как можно раньше поддержать в ребенке самостоятельность, показать ему, что он может передвигаться без посторонней помощи.

Обязательно хвалите ребенка за использование белой трости, поощряйте его, гордитесь им!

Наш Матвей успешно выполнял все перечисленные выше задания. Иногда он начинал возмущаться и говорил: «Все, больше не хочу ходить с белой тростью!» Мы не настаивали. А потом наступал момент, когда он сам спрашивал: «Где моя белая трость?»

Мы надеемся, что в скором времени малышей с нарушением зрения, которые используют белую трость, станет больше!

Другие статьи тифлопедагога Марты Любимовой читайте в ее сюжете на портале «Особый взгляд».


www.specialview.org

С широко закрытыми глазами

7 декабря 2009, 23:01

Продолжение
В прошлом номере мы рассказывали о методах диагностики нарушений зрения у маленьких детей. Но вот обследование позади, и, увы подтвердились самые худшие подозрения: малыш не видит или видит очень и очень плохо. Услышав роковой диагноз, родители испытывают настоящий шок: боятся лишний раз подойти к крохе, потревожить его покой. Как общаться с ребенком, который тебя не видит? Как учить. воспитывать его? Оказывается, учить слепых детей на первом году жизни не только можно, но и обязательно нужно.
Как это делать, мы попросили рассказать сотрудника Института Коррекционной педагогики Марину Эдуардовну Бернадскую:
– Когда родители узнают о том, что ребенок имеет какое-то серьезное нарушение зрения они пытаются спасти зрение и много времени уходит на решение медицинских вопросов: поиск, врачей, операции т.д. На это уходит очень много времени и сил, и в итоге лишь к концу первого года, а то и на втором у родителей, наконец появляется возможность и силы заняться развитием малыша. очень много времени тратится зря, и наверстать упущенное бывает непросто.
– Когда можно начинать заниматься со слабовидящим или слепым ребенком,?
– Все дети рождаются с незрелой зрительной системой, и лишь к трем месяцам острота зрения у здорового малыша становится достаточно высокой. И до трех месяцев незрячий ребенок поведенчески ничем не отличается от зрячего. И именно в этот период, в первые недели и месяцы жизни занятия принесут наибольший эффект.
-Чем нужно начинать заниматься в первую очередь?
– Главное –развивать остатки зрения, если они сохранились.
– Зачем, если ребенок все равно не будет видеть?
– Даже если у ребенка сохранилось только светоощущение, это может впоследствии очень помочь ему для ориентировки в пространстве: он сможет увидеть проем окна на фоне стены, препятствие на фоне солнечного света. При этом важно не только сохранить остатки зрения, но и научить малыша ими пользоваться. Очень часто дети с одинаковым уровнем интеллекта и примерно одинаковой остротой зрения очень сильно отличаются друг от друга, потому что одного научили пользоваться остатками зрения, а другого – нет.
– Как же это сделать?
– Нужно вызвать интерес ребенка к зрительным ощущениям, добиться того, чтобы световой символ стал для него значимым. Поэтому важно, чтобы такие игры сопровождались положительными эмоциями, тактильным контактом. Например, мама светит малышу в глаза фонариком и одновременно гладит его, щекочет, говорит что-то ласковое. Для развития светоощущения нужны игрушки, которые мигают, светятся в темноте: светящиеся трубочки, мигающие елочные гирлянды. После полугода, когда малыш уже умеет сидеть, можно научить его включать и выключать лампу при помощи шнурка. Если у малыша есть остатки предметного зрения, ему обязательно нужны зрительные стимулы. Такой стимул должен быть достаточно ярким и легко различимым: крупные игрушки насыщенного цвета или нескольких контрастных цветов. Сначала их размещают в центре (например, подвешивают над кроваткой малыша), потом, когда ребенок начинает на них реагировать, их постепенно смещают вправо или влево, расширяя поле зрения. Кроме игрушек можно использовать крупные картинки, на которых сочетаются черно-белые графические элементы: линии, волны, шахматные поля. Постепенно размер элементов изменяется, увеличивается количество цветов.
– А движения? Слепые дети осваивают их самостоятельно или им нужна помощь?
– У здорового ребенка развитие общих движений напрямую связано с двигательными стимулами: ему хочется дотянуться, добраться до интересного предмета, получше рассмотреть его. Так дети начинают и держать голову, и захватывать предметы, и ползать. Для слепого малыша зрительных стимулов не существует. Кроме того, при изменении положения тела в пространстве слепые дети испытывают сильный страх, поэтому двигаются неохотно. Но если начать занятия до трех месяцев, страха не возникает. Чтобы малыш привык не пугаться к перемещениям в пространстве, нужно самых первых дней жизни поднимать его, переворачивать, раскачивать из стороны в сторону. Лучше всего, если мама будет выполнять все движения вместе с малышом, положив его к себе на грудь: чувствуя мамин запах, ее прикосновения, слыша ее дыхания, кроха будет чувствовать себя в безопасности. Очень важно, чтобы ребенок лежал на животе (хотя слепые дети очень этого не любят): только так малыш будет учиться держать голову, развивать мускулатуру шеи и спины. Но у слепого ребенка нет мотивации поднять голову: ведь он ничего при этом не увидит. Поэтому нужно, чтобы мама поощряла его, гладила, звенела перед ним разными игрушками. В двигательном развитии зрячего ребенка происходит колоссальный скачок, когда он обнаруживает, что у него есть ручки и ножки, которые случайно попадают в поле его зрения (это случается примерно около трех месяцев). Чтобы такое же открытие смог сделать слепой ребенок, нужно, чтобы его ручки, а затем и ножки зазвучали. Для этого на них надевают звенящие браслеты. очень удобно делать их из мягких резинок для волос, на которые можно нашить шуршащие шарики, бубенчики и т.д. При каждом движении они издают звук, и постепенно малыш обнаружит, что звук связан с его движениями. Чтобы малыш учился захватывать предметы, их нужно вкладывать ему в ручку, причем уже с самых первых дней жизни. Лучше, конечно, чтобы это были звучащие игрушки с интересной разнообразной текстурой. Очень важно научить ребенка не только брать предмет, но и вы пускать его, это тяжело
– Почему?
– Слепой ребенок не видит, куда исчезает предмет, который он выпускает из рук. Игрушка исчезает в никуда и навсегда. Поэтому, ухватившись за интересный предмет, он расстается с ним с крайней неохотой. А отвлечь слепого малыша, переключить его внимание на какое-то новое впечатление очень трудно.
– Сейчас рекомендуют как можно раньше, буквально с первых недель жизни, выпускать детей на пол. Полезно ли это для слепых детей?
– Пока ребенок не достиг той стадии, на которой он способен ползать, лучше его на пол не выпускать. Если для зрячего ребенка на полу гораздо больше зрительных стимулов, и это способствует его интеллектуальному и двигательному развитию, то у слепого ребенка резкие изменение обстановки и расширение пространства может иметь отрицательные последствия: он может испугаться. Поэтому лучше раздвигать границы пространства постепенно. Сначала какую-то часть время ребенок проводит в кроватке. Какую-то – с мамой на диване. Но лучше, чтобы часть дивана, на которой играет ребенок, была огорожена, подушками, крупными мягкими игрушками, чтобы он был защищен. Когда ребенок начал ползать, то мы рекомендуем обязательно перемещать малыша на пол и отгораживать для него часть комнаты, причем поначалу не очень большую, чтобы он не испугался. Пространство, предназначенное для малыша, нужно наполнить интересными предметами. Очень полезно создавать небольшие препятствия: положить на пол подушки, валики, сделать тоннели. Сначала мама должна играть в этом уголке вместе с малышом, приучать его переползать через свой живот, подползать под коленом и т.д. Так ребенок поймет, что это безопасно, интересно и весело.
– Какие еще занятия можно порекомендовать для двигательного развития слепого ребенка?
– Очень полезно плавание. Причем лучше всего, чтобы это было совместное с мамой плавание в ванной. Занятия плаванием хорошо развивают мышечный аппарат помогают малышу познавать свое тело.
– Как научить слепого ребенка получать информацию о внешнем мире?
– Для общего психического развития слепого ребенка очень важен слух. Ведь если ребенок не видит предмет, он для него как бы не существует. Поэтому мы учим слепого ребенка воспринимать наличие предмета по звуку, отыскивать его и захватывать поисковым движением. Сначала малышу обязательно дают игрушку в руки. А затем, когда он с ней познакомится, привыкнет к ее звучанию, мама издает уже привычный звук поблизости от малыша, так, чтобы он мог дотянуться до предмета. Но у слепого ребенка нет стимула поворачиваться на звук: качество звука от этого не меняется, а увидеть предмет он не может. Поэтому при обучении необходимо давать тактильную опору: позвенели справа – коснулись правой щечки или правой ручки. Важно, чтобы у ребенка были игрушки с различным звучанием: погремушки, бубенчики, шарманки.
– Наверное, для развития слуха слепому ребенку полезно слушать музыку?
– Да, но не бесконечно. Конечно же, ребенку полезно слушать и музыку, и сказки, но это не должно быть единственным источником звука. Ребенок должен учиться прислушиваться к обычным бытовым шумам и реагировать на них: звонок телефона, шаги мамы, свисток чайника. Это поможет ему ориентироваться в мире.
– А тактильные ощущения, как развивать их?
– Важно, чтобы тактильные ощущения были разнообразные, чтобы игрушки были сделаны из разного материала, чтобы они имели интересную текстуру: деревянные. пластмассовые, с резьбой, из ткани с разной фактурой. Очень полезны мягкие бархатистые игрушки, наполненные шариками. А вот мягкие лохматые игрушки не вызывают у слепых детей интереса и могут даже испугать их.
– Легко ли маме наладить контакт с малышом, если он не видит?
– Это серьезная проблема. Дело в том, что слепые дети совсем по-другому реагируют на взаимодействие, и поначалу это очень смущает их близких. Если зрячий ребенок, когда к нему наклоняются и говорят ему какие-то ласковые слова, в два месяца расплывается в улыбке а в три – еще и радостно машет ручками и ножками, гулит, то у слепого ребенка совершенно противоположная реакция: он замирает, когда к нему обращаются, он замирает. Слепые дети вообще несколько позже начинают улыбаться. И нередко мама неправильно интерпретирует реакцию своего малыша: ей кажется, что он испугался или не хочет с ней общаться. А для нормального развития слепому ребенку общение необходимо даже больше, чем зрячему. Ведь мама для него – единственный источник иноформации об окружающем мире.
– Как добиться того, чтобы ребенок нормально адаптировался в обществе?
– Здесь – самая тяжелая проблема. У нас есть сеть детских садов для слабовидящих детей: для тех, у кого есть снижение зрения, но оно не катастрофическое. Слепых детей туда берут очень неохотно или не берут вообще. Поэтому до школы такой ребенок находится, в основном, с мамой.
– Стоит ли искать для общения родителей, у которых тоже есть слепой ребенок?
– Лучше, если у малыша будет опыт общения со зрячим ребенком более старшего возраста, который уже может себя контролировать, который станет его опекать. То есть, его нужно учить общаться.
– Ребенку полезно бывать в компании или он может общаться только один на один?
– Даже контакт один на один возможен только если мама помогает малышу играть, направляет его. Да и второму ребенку тоже нужно постоянно помогать. И с одного раза тут ничего не произойдет, такие встречи, чтобы от них была польза, нужны постоянно.
– Что еще может быть полезно для развития слепого ребенка?
– Очень хорошо, если в доме есть домашние животные. И не только в плане эмоционального развития. Ведь для слепого малыша предметы возникают из ниоткуда и исчезают в никуда. А когда в доме животное, он слышит, как то приближаются или удаляются его шаги, как мяукает в соседней комнате кошка, лакает воду из миски собака… То есть, у него формируется представление о том. что, если предмет исчез из его непосредственного окружения, он не перестал существовать.
– И все-таки, можно ли добиться нормального физического и интеллектуального развития?
– Безусловно, если нет других нарушений, все зависит только от упорства и целеустремленности родителей.

www.baby.ru

Почему нужно учить ходить с тростью как можно раньше?

Почему нужно учить ходить с тростью как можно раньше?

1. Это улучшит походку ребёнка

Обычно незрячего ребёнка можно узнать издалека по тому, как он ходит: кроткие, семенящие шаги, вывернутые наружу носки. Такая форма походки связана с тем, что ребёнок боится наткнуться на какое-то препятствие или споткнуться о неожиданно оказавшийся под ногами предмет.

Чем раньше малыш научится использовать трость, тем больше он будет чувствовать себя в безопасности и тем свободнее и быстрее сможет ходить сам. Ему будет гораздо проще держать равновесие, а походка станет свободной и непринуждённой.

Часто незрячие дети при ходьбе шаркают ногами или громко, с силой топают. Так они пытаются смягчить удар, если на что-то натолкнутся, понять, изменяется ли уровень или наклон пола или просто создать эхо для того, чтобы узнать больше об окружающем пространстве. То, что слепой ребёнок, который не умеет пользоваться тростью, будет пытаться находить разные способы обезопасить себя — это проявление его инстинкта самосохранения. Белая трость в этом случае поможет избавиться от нежелательных привычек.

2. Это поможет сформировать красивую, правильную осанку

У слепых детей часто бывают сутулые, скруглённые плечи, голова вытянута вперёд, а весь корпус при этом наклонён назад. Физиологические изменения в осанке увеличивают нагрузку на позвоночник и суставы. Это ведет к плохому развитию отдельных групп мышц – брюшных мышц, мышц плечевого пояса, голени и бедер. Сгорбленная, скованная осанка придает чувство неуверенности в себе, когда ребёнок находится в обществе.

Часто слепые дети ходят, вытянув одну руку вперёд. Это воспринимается ими как способ защиты от травм. Другие скованные позы могут быть результатом страха и тревоги, которые ребёнок испытывает при движении в пространстве, потому что не может определить, что находится впереди.

Такие нарушения осанки, как скругленные плечи, вытянутая вперед или постоянно опущенная голова могут быть связаны с тем, что ребенок с небольшим остатком зрения пытается разглядеть, что находится перед ним.

Все эти привычки и формы осанки будет очень трудно исправить впоследствии. Они не только влияют на то, как вашего ребёнка воспринимают окружающие, но и причиняют вред его здоровью. Проблемы с осанкой закрепляются на физиологическом уровне и приводят к нарушениям работы внутренних органов.

Раннее знакомство с тростью позволит избежать подобных нарушений или свести их к минимуму.

3. Это поможет справиться со страхом

Когда у слепого нет возможности предсказать столкновение с препятствием или защититься от него, у него может возникать страх перед движением. Если ребёнок постоянно натыкается на неожиданные препятствия, то это приведёт к тому, что ему будет страшно ходить самому. Детям может казаться, что безопаснее оставаться на одном месте, чем всё время наталкиваться на что-то.

Если ребёнок мало ходит, не бегает, не играет в подвижные игры, то его мозгу, в том числе вестибулярному аппарату, который отвечает за равновесие, не хватает впечатлений. По этой причине у незрячих детей часто возникают навязчивые движения, с помощью которых организм пытается обеспечить себе разнообразие сам. Ребёнок может уходить в себя и при этом раскачиваться, кивать или вертеть головой из стороны в сторону, размахивать руками и ногами и т.д.

Трость — это инструмент, который помогает сделать движение безопасным. Если ребёнок будет при помощи белой трости заранее узнавать о препятствиях на пути, это не только поможет справиться со страхом и избежать травм, но и будет профилактикой появления таких навязчивых движений.

4. Это поможет ребёнку больше узнать об окружающем мире

Ребенок познает мир, взаимодействуя с ним. Когда слепые дошкольники ходят только с сопровождающим по одним и тем же маршрутам, это дает им мало возможностей для того, чтобы исследовать окружающее пространство. Если у ребенка есть трость, то он будет с большей заинтересованностью и готовностью исследовать обстановку вокруг, потому что с тростью ходить гораздо безопаснее, чем без неё.

Частая у слепых детей пассивность и отсутствие любознательности могут быть результатом их страха перед движением. Этот же страх приводит к тому, что у ребёнка исчезает всякая мотивация исследовать окружающее пространство.

Трость — это продолжение руки незрячего. Чем раньше ребёнок научится правильно пользоваться ею, тем больше с её помощью сможет узнать о том, что его окружает, о многих объектах, их текстурах и звуках, у него не будет такого страха перед пространством.

5. Это поможет вам и членам вашей семьи легче принять особенности вашего ребёнка.

Часто в семьях, где есть незрячий ребёнок, и он сам, и его родные привыкают к тому, что он всегда ходит без трости, несмотря на то, что это далеко не всегда эффективно и безопасно. Ребёнок школьного возраста, который везде ходит только за руку, как мамин «хвостик», или который идёт вперёд медленно, неуверенными мелкими шагами, ссутулившись и выставив перед собой руки, выглядит для окружающих гораздо более странно и неприятно, чем ребёнок с белой тростью.

Возможно, дело в том, что для многих родителей белая трость - это своеобразный конечный символ слепоты. Им кажется, что после того, как ребёнок начнёт ходить с тростью, его проблемы со зрением станут очевидны для всех.

На самом деле, белая трость — это инструмент, который позволяет незрячему быть самостоятельным и независимым. Даже если поначалу родителям может быть трудно принять тот факт, что тростью ребёнку придётся пользоваться всю жизнь, то, как только они видят, сколько свободы и безопасности в передвижении она даёт, их отношение меняется.

Дети в дошкольном возрасте открыты для новых идей и принимают их с большей готовностью, потому что ещё не беспокоятся из-за мнения сверстников, как подростки. Как только они начинают понимать, для чего нужна трость, и осознают её преимущества, она может естественным образом стать частью их жизни.

6. Это помогает развить у ребёнка чувство уверенности в себе и самостоятельность.

Если ребёнок не может свободно передвигаться сам, это сразу же делает его зависимым от окружающих даже в простейших потребностях. Специалисты в таком случае говорят о «заученной беспомощности» незрячего ребёнка. Её можно преодолеть, только развивая в ребёнке самостоятельность и уверенность в себе, а, значит, и чувство того, что он контролирует события в своей жизни.

Трость поможет незрячему ребёнку получать опыт самостоятельного передвижения, а значит, и принятия самостоятельных решений. Это повысит его самооценку, придаст уверенности и будет способствовать гармоничному развитию личности.

Вот пример того, как может ходить с тростью незрячий ребёнок младшего дошкольного возраста (2 года 4 месяца):

https://youtu.be/YntKTaa3ciw

https://youtu.be/rIGN44XJ7bY


Теги: Коррекция, Ориентировка, совет, дошкольники

www.seemeproject.ru

Обучение

  • Учим ребенка ходить самостоятельно – опыт родителей (из книги В. Озерова. Беседы с родителями незрячих детей)

    …Для слабовидящих детей обычно нет больших проблем с ориентировкой и мобильностью. Обучение мобильности для них сводятся, в основном, к научению быть внимательным при передвижении, при посадке в общественный транспорт и высадке из него, а также в четком соблюдении правил дорожного движения.

  • Учите ребенка ездить в общественном транспорте (из книги В.Озерова Беседы с родителями незрячих детей)

    В жизни каждой семьи возникает необходимость оставить дом на некоторое время для поездок: по делам, за покупками, в гости, в театр, да мало ли куда!

  • Первый раз в первый класс... (из книги В.Озерова Беседы с родителями незрячих детей)

    … Первое сентября в первый раз - начало великой вехи в жизни каждого человека. Его ждут с нетерпением и некоторым страхом, к нему готовится всей семьей.

  • Учим самостоятельному и безопасному переходу через дорогу. Рекомендации.

    Для того чтобы незрячий ребенок смог самостоятельно и  безопасно переходить через дорогу, он должен научиться контролировать транспорт, который движется вокруг него, и понимать  закономерность его движения на дороге.

  • Самостоятельный переход перекрестка (часть 2)

    В этом видео тифлопедагог школы-интерната №1 им. К.К. Грота Катерина Мухтаровна Нурмухаметова демонстрирует, как незрячий ребенок самостоятельно переходит четырехлучевой перекресток.

  • Самостоятельный переход перекрестка (часть 1)

    В этом видео тифлопедагог школы-интерната №1 им. К.К. Грота Катерина Мухтаровна Нурмухаметова демонстрирует, как незрячий ребенок самостоятельно переходит трехлучевой перекресток.

  • Шестой подготовительный этап к переходу через проезжую часть. Движение транспорта на перекрестках относительно пешехода.

    В этом видео тифлопедагог школы-интерната №1 им. К.К. Грота Катерина Мухтаровна Нурмухаметова рассказывает о шестом  подготовительном этапе обучения переходу через проезжую часть и о том, как сформировать у незрячего ребенка представление о движении транспорта на перекрестках относительно пешехода.

  • Пятый подготовительный этап к переходу через проезжую часть. Движение транспорта на перекрестках (часть 2)

    В этом видео тифлопедагог школы-интерната №1 им. К.К. Грота Катерина Мухтаровна Нурмухаметова рассказывает о шестом  подготовительном этапе обучения переходу через проезжую часть и о том, как сформировать у незрячего ребенка представление о  движении транспорта на четырехлучевом перекрестке.

  • Пятый подготовительный этап к переходу через проезжую часть. Движение транспорта на перекрестках (часть 1)

    В этом видео тифлопедагог школы-интерната №1 им. К.К. Грота Катерина Мухтаровна Нурмухаметова рассказывает о пятом  подготовительном этапе обучения переходу через проезжую часть, а также о том, как сформировать у незрячего ребенка представление о  движении транспорта на трехлучевом перекрестке.

  • Четвертый подготовительный этап к переходу через проезжую часть. Правостороннее движение

    В этом видео тифлопедагог школы-интерната №1 им. К.К. Грота Катерина Мухтаровна Нурмухаметова рассказывает о четвертом  подготовительном этапе обучения переходу через проезжую часть и о том, как сформировать у незрячего ребенка понятие «правостороннее движение».

  • Третий подготовительный этап к переходу через проезжую часть. Работа с тактильными картами

    В этом видео тифлопедагог школы-интерната №1 им. К.К. Грота Катерина Мухтаровна Нурмухаметова рассказывает о третьем  подготовительном этапе обучения переходу через проезжую часть, а также о том, как сделать тактильные карты и как с ними работать.

  • Второй подготовительный этап к переходу через проезжую часть. Различие звуков города. Что такое дорога

    В этом видео тифлопедагог школы-интерната №1 им. К.К. Грота Катерина Мухтаровна Нурмухаметова рассказывает о втором  подготовительном этапе обучения  переходу через проезжую часть, а также о том, как научить незрячего ребенка различать звуки города и как сформировать у него понятия о дороге.

  • Первый подготовительный этап к переходу через проезжую часть. Локализация звука

    В этом видео тифлопедагог школы-интерната №1 им. К.К. Грота Катерина Мухтаровна Нурмухаметова рассказывает о первом подготовительном этапе обучения переходу через проезжую часть и о том, как научить незрячего ребенка определять источник звука.

  • Для чего необходимо научить незрячего ребенка самостоятельно переходить через проезжую часть

    В этом видео тифлопедагог школы-интерната №1 им. К.К. Грота Катерина Мухтаровна Нурмухаметова рассказывает, для чего необходимо научить незрячего ребенка самостоятельно переходить через проезжую часть и какие  опасные ситуации могут произойти  на дороге.

  • Учим ребенка пользоваться туалетом.

    Ходить в туалет – это то, что каждый из нас делает по несколько раз в день, поэтому помочь Вашему ребёнку стать более самостоятельным в этом плане должно стать приоритетом для Вас и Вашей семьи. Если Ваш ребёнок остаётся сухим в течение 1,5-2 часов или просыпается, не сходив в туалет во сне,  он уже готов для того, чтобы научиться пользоваться туалетом.

  • Прогулки: помогаем своему ребёнку выходить за пределы дома

    Дорогие родители! Прогулка – это очень важное «дело» для вашего ребенка, так как любая прогулка имеет обучающие возможности.

  • Как писать по Брайлю

    Грифель держат металлическим кончиком вниз. Возьмите рукоятку грифеля так, чтобы она упиралась в основание указательного пальца у самой ладони.

    Теперь крепко возьмите грифель тремя пальцами: указательным сверху, большим и средним с боков. Чтобы получилась точка, нужно просто надавить на бумагу сверху вниз - так же, как ходит игла в швейной машинке.

  • Как помочь ребенку научиться читать, или почему ребенок должен уметь читать по Брайлю?

    Слепой ребенок учится читать и писать по системе Луи Брайля, то есть по специальной системе, в которой буквы и цифры обозначаются различным сочетанием шести точек. Почему обучение чтению важно для слепых детей? Как помочь своему ребенку читать быстро, правильно, с желанием?

  • Брайль для родителей

    Создателем современной письменности слепых стал французский педагог Луи Брайль, основавший первое специализированное образовательное учреждение для незрячих детей. Он родился в семье сапожника в январе 1809 года, а в три года полностью потерял зрение, поранившись шилом. Однако с помощью родителей уже к школьному возрасту он умел многое, учился вместе со зрячими детьми и был одним из лучших учеников. 

  • Когда можно знакомить ребёнка с прибором и грифелем?

    Многие родители замечают, что незрячие дошкольники с удовольствием пользуются прибором и грифелем для того же, для чего зрячие дети этого возраста берут ручку или фломастер, чтобы «почирикать». Так же как и зрячий, незрячий малыш будет делать вид, что пишет «по-взрослому». Некоторые дети рисуют в приборе фигуры или линии. Иногда малышам просто нравится само движение и звук, который получается, когда грифель протыкает бумагу.

  • Белая трость – это безопасность и независимость. Чуть-чуть из истории…

    На протяжении многих столетий незрячие люди пользовались помощью поводырей, а если не могли себе этого позволить, то ощупывали путь палкой, посохом, а то и просто собственными ногами. Однако, с появлением транспорта перед незрячими остро встал вопрос, как дать понять окружающим, особенно водителям транспортных средств, о своей слепоте, чтобы не попасть в беду на дороге.

  • Белая трость – это безопасность и независимость

    Если зрячий пользуется тростью в качестве своеобразного украшения или опоры, то для слепого трость в одних случаях щупалец (удлиненная рука), в других — буфер, предупреждающий встречу с препятствием, в третьих — генератор звука, и, в четвертых — отличительный знак и предупреждающий сигнал водителям транспорта.

  • Ходим с помощью трости. Основные приемы (видео)

    В этом видео тифлопедагог школы-интерната №1 им. К.К. Грота Катерина Мухтаровна Нурмухаметова демонстрирует основные приемы владения белой тростью. Вы узнаете, что должен уметь незрячий человек, чтобы самостоятельно и безопасно передвигаться по улице. На примере пути от  школы  до магазина вы увидите, как слепая ученица ориентируется на маршруте.

  • Как собрать и разобрать трость (видео)

    В этом видео тифлопедагог школы-интерната №1 им. К.К. Грота Катерина Мухтаровна Нурмухаметова демонстрирует, как собрать и разобрать складную трость. Вы узнаете, как слепой ребенок может быстро и удобно сложить ее.

  • Как перевести незрячего через дорогу (видео)

    В этом видео тифлопедагог школы-интерната №1 им. К.К. Грота Катерина Мухтаровна Нурмухаметова демонстрирует, как случайным прохожим помочь незрячему человеку перейти через улицу. Вы узнаете, как грамотно и тактично оказать помощь слепым людям.

  • Приемы сопровождения незрячего. Проход через дверь (видео)

    В этом видео тифлопедагог школы-интерната №1 им. К.К. Грота Катерина Мухтаровна Нурмухаметова демонстрирует, как грамотно помочь незрячему безопасно проходить через двери, а также спускаться и подниматься по лестнице.

  • Как научить незрячего складывать вещи (видео)

    В этом видео тифлопедагог школы-интерната №1 им. К.К. Грота Любовь Борисовна Медведева демонстрирует, как научить незрячего ребенка складывать вещи, начиная с самого простого – полотенца и брюк.

  • Безопасность. Защитные техники рукой (видео)

    В этом видео тифлопедагог школы-интерната №1 им. К.К. Грота Катерина Мухтаровна Нурмухаметова демонстрирует, как обучить незрячего безопасно передвигаться внутри помещения. Вы узнаете, как слепые люди используют при ходьбе специальные защитные техники, чтобы обезопасить себя от ушибов и падений.

  • Приемы сопровождения незрячего (видео)

    В этом видео тифлопедагог школы-интерната №1 им. К.К. Грота Катерина Мухтаровна Нурмухаметова демонстрирует, как грамотно и тактично сопровождать незрячего на улице, как уступить ему место и помочь сесть. Вы также узнаете, как вежливо предложить свою помощь.

  • Как слепому обследовать незнакомое помещение (видео)

    В этом видео тифлопедагог школы-интерната №1 им. К.К. Грота Катерина Мухтаровна Нурмухаметова демонстрирует, как незрячий человек с помощью белой трости должен знакомиться с новым помещением, узнавать, какие объекты в нем есть и где они находятся. Это необходимо для того, чтобы у слепого создалось правильное представление о форме и размерах помещения, и он мог бы чувствовать себя в нем комфортно и безопасно.


    Страницы: 1 2 След.
  • www.seemeproject.ru


    Смотрите также

    АСТОК