Как едят дети в детском саду


Как уговорить ребенка есть в детском саду – мои советы

Приветствую вас, дорогие читатели блога, с вами снова Татьяна Сухих! Сегодня хотелось бы открыть довольно важную тему, касающуюся питания малыша в ДОУ: как уговорить ребенка есть в детском саду? Довольно часто при поступлении в дошкольное учреждение у многих малышей наблюдается нежелание есть в дошкольном учреждении. Сегодня мы разберем вопрос надо ли уговаривать ребенка есть в саду. Приведем примеры опытных мам и советы психологов, воспитателей. Чаще всего отказ от еды у малышей встречается в период адаптации в детском саду.

Содержание статьи:

Малыш идет в сад

Настал долгожданный момент – ваша кроха подросла и уже хочет больше общаться со сверстниками. Родители принимают решение, что пора малышу начать посещать детское учреждение. Дорогое чадо начало ходить в садик, знакомиться с новым для него режимом, общением и, конечно, меню.

Стандартно в обычном муниципальном ДОУ пятиразовое питание. Питание сбалансированно и утверждено заведующим ДОУ и составленным с учетом требований СанПиН 2.4.1.3049-13. Поэтому, уважаемые родители, за качество продуктов не переживайте.

Начало посещения детского сада называют адаптацией. То есть начинающий дошкольник некоторое время (у каждого индивидуально – от двух недель до полугода) привыкает к новым условиям. Это может привести к капризам, нежеланию идти в сад (дома с мамой лучше), отказ от еды.

Итак, происходит следующее: воспитатели сообщают родителям новоиспеченного дошкольника, что тот или плохо ест, или, вообще, дошкольном учреждении не ест в садике. Родители начинают паниковать, искать болезни у дитя, сомневаться в качестве и вкусовых свойствах продуктов сада.

Надо помнить, что это детское учреждение и питание в основном постного характера, то есть без излишней соли, без добавления специй, часто каши делают на воде, так как в последнее время появилось много деток с аллергией на лактозу.

Советы родителям

Дорогие родители, дело первостепенной важности, когда вы узнали, что ваша дочка или сыночек не ест в саду – успокоиться самим и не волноваться зря. Многие, узнав эту проблему, начинают придумывать способы уговаривать ребенка есть, даже заставлять или еще интересней – приносить свою еду в сад. Во-первых, воспитатели откажутся брать еду, принесенную Вами из дома. Ведь они несут ответственность за детей вплоть до уголовной. Они же не знают какого качества Ваша еда.

Немного повторюсь – адаптация ребенка в ДОУ может иметь некоторые последствия вплоть до отказа в еде. Это явление обычно временного характера. Обычно через пару месяцев все встает на свои места. Поэтому в данный период необходимо увеличить общение с ребенком.

Как раз можно поговорить с ним на тему еды, что чувствует малыш, когда все дети садятся за стол для принятия пищи. У него могут быть переживания по поводу расставания с мамой (поговорите об этом). Могут быть сложные отношения с детьми, так как маленький дошкольник еще не знает, как правильно поиграть, подружиться с другими детьми. Вот здесь можно поговорить с воспитателями, чтобы те больше проводили мероприятий по обучению деток общению и игре вместе.

Также причиной может быть меню, смена обычной домашней еды на другую. Ведь наша обычная пища, как я выше упоминала, отличается от еды в ДОУ. Просто для примера: кто-то дома добавляет специи, не готовит гороховый суп или пшённую кашу. В садике все иначе. И малыш постепенно подстроится под этот ритм. Главное это доброжелательная атмосфера дома и в саду. Не заостряйте внимание дитя на этом и, тем более, не ругайте за то, что он не кушал.

Если родителей интересует не только вопрос, как уговорить ребенка есть в детском саду, но и дома та же проблема, то могу порекомендовать эту книгу в помощь родителям: «Меню для капризули. Как накормить привереду».

Советы воспитателям

Дорогие воспитатели, эта тема, думаю, вам знакома, как никому. И, наверное, в вашем воспитательском багаже множество вариантов решения этой проблемы. Я просто приведу пару интересных решений от знакомых воспитателей, возможно, вы уже их применяете. Одна из них говорит, что часто придумывает для таких деток игру, во время которой малыши, хоть несколько ложечек, но попробуют. Например, начинает она обед словами: «А сейчас мы отменяем обед и отправляемся в космическое путешествие и сегодня будем пробовать космическую еду». Далее придумывает какие-нибудь интересные названия для блюд.

Другая сотрудница говорит, что нужно с детками попробовать договориться на закон трех ложек. То есть, от каждого блюда по три ложечки крохе съесть. Варианты разнообразны. Однако, нужно помнить всегда, что уговаривать ребенка есть, нужно без давления, в непринужденной форме. Не нужно категорично настаивать на том, чтобы малыш ел против его желания. Это даже может привести к неврозам и кишечным заболеваниям у дитя.

Для того, чтобы дети поели, можно им показывать перед приемом пищи на картинке пустой желудок. И рассказывать, что он плачет, ему больно, потому что он пустой. Нужно хотя бы что-то съесть, чтобы облегчить его страдания.

Также можно прочитать детям книгу Елены Ульевой «Сказки-вкусняшки для тех, кто плохо кушает», которая стала настоящей находкой и для родителей, и для воспитателей. И, конечно же, каждый воспитатель должен быть знаком с пособием Ирины Батовой, разработанным в соответствии с ФГОС, «Как научить ребенка кушать самостоятельно. Веселые занятия с Плюшиком. Уроки доброго Мишутки». И такое же пособие на сайте «УчМаг», возможно, здесь вам покупать удобнее.

Как уговорить ребенка есть в детском саду — всему свое время

Всегда помните – всему свое время. Детки освоятся и всё придет в норму. Однако, если он не кушает длительное время, значит, стоит обратиться к психологу в ДОУ, чтобы тот понаблюдал ребенка. И помог бы вам выяснить причину отказа малыша от еды. А будет обозначена причина – вы сможете уже более грамотно разобраться в ситуации и решить проблему.

И напоследок еще несколько рекомендаций по пособиям для тех, кто задумывается над вопросом, как уговорить ребенка есть в детском саду:

  • Наталья Царенко «Я не хочу кушать!, или В поисках детского аппетита»;
  • Николь Надо «Каю. Я не хочу кушать».

Удачи вам и терпения, дорогие родители и воспитатели. Буду рада вашим отзывам и комментариям. Пожалуйста, оцените насколько полезна была для вас эта статья.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

metodbv.ru

советы детского психолога, как приучить кушать в саду

Время, когда ребенок начинает ходить в детский садик, является волнительным как для малыша, так и для его родителей. Это не только очередной новый период в жизни крохи, но и первый этап на пути к социализации в обществе. В связи с этим на мам и пап обрушивается масса забот и переживаний, начиная с того, как проходит адаптация карапуза к новым условиям и людям, и заканчивая тем, как ребенок питается вне дома.

В детском саду ребенка ожидает множество перемен, в том числе и переход на другое питание

Причины отказа от еды в детсадовском заведении

Одной из самых распространенных проблем многих родителей, которые отдали детей в детский сад, является отказ ребенка там есть. В большинстве случаев такое нежелание принимать пищу имеет достаточно простое объяснение и не несет в себе угрозу здоровью крохи. Прежде чем бить тревогу, стоит разобраться в сложившейся ситуации и понять, каковы причины подобного поведения малыша.

Наиболее вероятными причинами отказа от еды в детском саду могут служить:

Если ребенок капризен и избирателен в пище, он вполне может отказываться от непонравившейся ему еды в садике

Адаптационный период

Самая распространенная причина, по которой дети не хотят есть в детском саду – физиологическая, связанная с периодом привыкания к смене обстановки. Когда ребенок только начинает посещать дошкольное заведение, он испытывает сильный эмоциональный стресс. Чтобы лучше понять, какие мысли и ощущения преобладают у крохи в адаптационный период, можно попробовать поставить себя на его место:

  1. Детский сад – место для игр, а не для еды. Обычно так думают те дети, родители которых растягивают время привыкания к саду на несколько недель. Малыша длительный срок приводят на пару часов поиграть в помещении или на площадке, после того как он позавтракает дома, затем забирают на обед. В результате ребенок и сопротивляется есть не дома.
  2. Меня разбудили, а я еще хочу спать. Когда ребенок не привык вставать к определенному времени, он не высыпается и в таком состоянии показывает отсутствие аппетита.
  3. Много новых интересных игрушек, с которыми надо обязательно поиграть. Такие мысли могут приходить к крохе только в самом начале посещения садика, когда он еще не успел наиграться, а еда по его мнению будет мешать этому.
  4. Мама ушла навсегда. Детская психика ясельного возраста устроена так, что даже постоянные уверения “мама вернется”, не убеждают ребенка, он как будто расстается с ней навсегда. Из-за такого пережитого ужаса и пропадает какое-либо желание кушать.
  5. Я слушаюсь исключительно маму, а эту чужую тетю не буду. Ребенку требуется время привыкнуть не только к новому режиму, условиям, но и к воспитательнице.
  6. Без мультиков или любимой сказки есть не буду. На первых порах даже воспитатели в детском саду прибегают к помощи игровых элементов – например, кто первым съест весь суп, будет поливать цветы.
Воспитательница – главный человек в детском саду, поэтому для ребенка она должна быть авторитетом

Еще много нюансов и отвлекающих моментов, оказывающих влияние на желание малыша кушать в период адаптации. Однако если процесс привыкания проходит нормально, уже через пару недель малыш более или менее адаптируется к новой обстановке и коллективу и начнет питаться достаточно хорошо.

Разновидность манипуляции

Дети прекрасно понимают, что отказ есть в саду заставляет родителей переживать и беспокоиться. Малыши часто прибегают к этому способу, чтобы их раньше забирали домой. Так или иначе, это один из методов манипулирования взрослыми для достижения собственных целей. К манипуляциям можно отнести истерики и крокодильи слезы при прощании утром, рассчитанные на то, чтобы разжалобить маму и заставить ее забрать малыша назад.

Избирательный аппетит и непривычные блюда

До посещения детсадовского учреждения у ребенка формируется свой привычный рацион. Еда же в меню дошкольного заведения может сильно отличаться от той, что кроха ест дома. Вполне вероятно, что малыш просто боится пробовать незнакомые ему блюда. Чаще с такой проблемой сталкиваются дети, которых начали водить в сад позже, в возрасте 5-6 лет.

Случается и такое, что ввиду личных особенностей малыш и дома перебирает в еде, плохо ест. В результате в детском саду кроха тем более будет чувствовать себя неловко, так как не сможет попросить что-нибудь другое, а должен будет кушать то же, что и все дети.

Если дома ребенок привык есть только один тип пищи, в садике ему сложно переключиться на непривычные блюда

Считается, что избирательность в еде – проблема больше надуманная, чем связанная с какими-то медицинскими отклонениями. В большинстве случаев ее обуславливают педагогические факторы и недостатки воспитания. Если малыш не хочет кушать предложенную еду, не стоит кормить его насильно или ругать. Чувство голода – единственное надежное средство для преодоления проблемы избирательного аппетита. Рано или поздно ребенок проголодается, важно в этот момент дать ему еду, которую предлагали ранее.

Болезнь и плохое самочувствие

Перед началом болезни, когда видимая симптоматика заболевания еще не проявилась – например, нет температуры, нормальный стул, у крохи вполне может пропасть аппетит, он становится вялым и капризным. Если отсутствие аппетита несвойственно малышу, скорее всего, он заболел, а симптомы болезни появятся в течение нескольких часов.

Также отказ от еды может оказаться следствием отклонений в функционировании желудочно-кишечного тракта, которые вызваны аллергией на пищевые продукты, нарушением психо-эмоционального характера, плохой экологией или связаны с наследственными факторами. Кроме этого мешать малышу есть или доставлять дискомфорт и неприятные ощущения в процессе еды могут заложенный нос, воспаленная десна или шатающийся зуб.

Причиной плохого аппетита может стать шатающийся зуб или опухшая десна

Другие возможные причины нежелания кушать в саду

Существует еще ряд возможных причин, которые могут влиять на аппетит в период адаптации и после его завершения. Среди них:

  1. Неумение есть ложкой самостоятельно. Если такой бытовой навык не был приобретен малышом до поступления в детсадовскую группу, это может стать причиной, по которой кроха будет оставаться голодным. В дошкольном заведении едят сразу все дети. Воспитательница просто физически не успевает уделять много внимания каждому, чтобы всех накормить.
  2. Кормление дома перед садиком. Таким образом родители больше стараются успокоить себя в том, что их чадо будет сытым. Однако именно это не дает малышу успеть проголодаться, чтобы потом хорошо поесть в садике.
  3. Отсутствие режима дня дома. Если дома ребенок привык принимать пищу не по графику, а когда вздумается, то перестроиться на четкое расписание в детском саду ему будет сложно. Чаще проблема возникает с детьми, только начавшими посещать учреждение или с теми, кто долго не ходил.
  4. Сезонное влияние. На детей, как и на взрослых, оказывает влияние время года. Например, летом ребенок растет быстрее, чем зимой, а поэтому и ест гораздо лучше, так как нуждается в дополнительной энергии.
  5. Особенности природных биоритмов. Все дети разные, одни не едят совсем по утрам или едят очень мало, другие практически не притрагиваются к еде за ужином.
  6. Малая физическая активность. Ребенок еще не может оценить еду как гурман и наслаждаться ею, он ест только тогда, когда проголодается, чтобы восстановить потраченные силы. Однако если кроха мало двигается, не бегает, не играется, то и не тратит энергию.
  7. Неприятные ассоциации. Если дома ребенка за столом постоянно воспитывают и попрекают медлительностью или неаккуратностью, то процесс приема пищи становится для него тягостным.
  8. Любопытство. Некоторых детей отвлекает, когда рядом ест сосед или ребенок напротив. Это качество – важный аспект в гармоничном развитии крохи, но может мешать спокойному приему пищи.
Соблюдение режима дня дома помогает ребенку скорее привыкнуть к правилам дошкольного учреждения

Способы преодоления проблем с питанием в детском саду

Для начала нужно сократить к минимуму возможные причины проблем с едой в садике:

  1. Необходимо приучить малыша свободно пользоваться столовыми приборами без участия взрослого. Самостоятельная еда с помощью ложки не должна вызывать стресс или стеснение.
  2. Установить режим дня приближенный к тому, который будет в детском саду – кормить, стараться будить и укладывать спать приблизительно в одно и то же время. Это намного упростит задачу при хождении в детсадовское заведение, так как практически исчезнет проблема с невысыпанием, ранним подъемом или непривычкой питаться в определенные часы.
  3. Разнообразить меню ребенка. Так как у родителей часто нет времени постоянно придумывать разные блюда, они обычно ограничиваются тем, что готовится легко, быстро и что будет есть ребенок. Нет необходимости каждый день удивлять кроху чем-нибудь нестандартным, но стоит периодически давать ему пробовать новые блюда и вводить в рацион непривычные продукты. В результате разноплановое детсадовское меню не станет для него сюрпризом.
  4. Сделать прием пищи приятной процедурой. Не заставляйте кроху есть насильно. Как утверждает доктор Комаровский, если ребенок не хочет есть, значит он просто не голоден. Не ругайте, не торопите и не критикуйте маленького едока в процессе кормления, а все его успехи замечайте и хвалите. Однако не стоит превращать трапезу в развлекательное шоу, иначе в будущем без него малыш будет отказываться есть.
  5. Необходимо воспитать уважение к чужому труду. Можно объяснить крохе, что отказ от еды, которую готовил другой человек – проявление своего неуважительного отношения. Также стоит периодически готовить вместе с крохой, чтобы он имел представление об этом процессе.

Как справиться с нежеланием ребенка есть в период адаптации к детскому саду?

Адаптационный период – стрессовая ситуация для всех членов семьи, но особенно сильная эмоциональная нагрузка ложится на малыша. Ему нужно время и силы, чтобы привыкнуть к новой обстановке и условиям, к воспитателю и другим детям. Здесь очень важно, как родители будут помогать крохе справляться с адаптацией.

Во-первых, им следует набраться терпения и не давить на малыша. Со временем он адаптируется и все наладится. Обычно этот процесс занимает от пары недель до месяца или двух, однако и затягивать специально не стоит. Если ребенок уже нормально ходит на несколько часов, его можно оставлять и на весь день, а не забирать домой. Во-вторых, необходимо создать спокойную атмосферу дома, чтобы кроха чувствовал себя в безопасности и не испытывал дополнительных негативных эмоций.

Чтобы у крохи не пропадал аппетит в детском саду, не следует кормить его перед выходом. Организм не успеет потратить такое количество калорий, чтобы проголодаться и захотеть есть. Также не стоит давать ему с собой конфет и других вкусностей для перекуса – он только перебьет аппетит и впоследствии останется голодным.

Однако что делать, если все сроки прошли, а кроха продолжает отказываться от еды? В такой ситуации лучше обратиться за советом к психологу. Он поможет выявить причину и порекомендует способы устранения проблемы.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Поделитесь с друьями!

vseprorebenka.ru

Ребенок не ест в детском саду: как решить проблему

Отказ от еды в детском саду часто становится настоящей проблемой для родителей. Исправить ситуацию вполне реально, но для этого нужно понять, почему она возникла, и уже после этого предпринимать какие-либо действия.

Почему ребенок не ест в садике 

Прежде чем идти к педиатру или писать отказ от детского сада из-за отказа от еды, нужно понять причину возникновения этого явления. Самые распространенные: 

  1. Адаптационный период. В период привыкания к садику возникает сильный стресс из-за смены обстановки, новых людей, отсутствия рядом родителей. Из-за сильной тревоги он может отказываться от еды. 

  1. Непривычная еда. Меню в детском саду чаще всего сильно отличается от домашнего. Дети дошкольного возраста – большие консерваторы, поэтому пробовать новые блюда, да еще и в незнакомой обстановке, им достаточно сложно. 

  1. Избирательность в еде. Часто малыш и дома ест только определенные продукты или долго перебирает готовое блюдо, прежде чем его съесть. В садике такой ребенок не ест вообще или питается только хлебом. Особенно часто возникает такая проблема в возрасте пяти-шести лет. 

  1. Недостаточно проголодался. Дети едят, когда чувствуют голод. Если до обеда движения было мало, а на прогулку не выходили, они могут просто не хотеть есть. 

  1. Негативные ассоциации. Часто ребенок не ест в садике из-за негативного опыта. Если дома его попрекают из-за медлительности, ставят в угол за отказ от еды или кормят насильно, в саду от будет просто бояться употреблять пищу – вдруг ситуация повторится. 

  1. Неумение есть самостоятельно. Если до садика родители не научили держать ложку и вилку, ребенок может отказываться от еды вне дома в принципе. Поскольку дети в саду едят одновременно, воспитатель физически не может накормить «с ложечки» всех, поэтому кто-то может оставаться голодным. 

  1. Плохое самочувствие. Часто дети интуитивно отказываются от еды, когда видимых признаков заболевания еще нет. Вялость, капризность и отсутствие аппетита, особенно если ранее таких проблем не было, могут стать признаками начинающейся простуды. Также дискомфорт малышу может доставлять воспаление во рту, заложенный нос или вздутие живота. 

  1. Попытка манипулировать взрослыми. Дети в возрасте пяти-шести лет уже умеют добиваться своей цели разными способами. Один из них – отказ от еды в саду, поскольку родители и воспитатели редко оставляют эту ситуацию без внимания. Связь «я не ем – меня забирают раньше/кормят перед садиком вкусной едой/уделяют больше внимания» прослеживается очень легко, поэтому отказ от еды быстро становится способом манипуляции. 

Иногда дети не едят в садике из-за погоды. Кто-то зимой начинает есть больше, а кто-то, напротив, почти ничего не ест и мало двигается. Та же ситуация и летом: кто-то в жару почти не двигается и ничего не ест, а только пьет, а кто-то, напротив, готов есть каждый час. 

Почему нельзя кормить против воли

Ребенок может не есть в саду или дома по разным причинам, но в любом случае заставлять его это делать не нужно. В противном случае сформируется нездоровое пищевое поведение, которое может проявиться спустя много лет. Переедание, чрезмерное потребление сладкого или фастфуда, полный отказ от еды, употребление в пищу только одного продукта, постоянное следование диетам, недовольство своим весом, анорексия, булимия – часто эти явления возникают из-за неправильно выстроенных отношений с едой в детстве. 

Распространенное явление – кормление «под мультик» – также не имеет ничего общего с нормальным питанием. По сути, это то же кормление против воли, но его отличие в том, что еда вообще не воспринимается мозгом маленького человека. Организм не в состоянии воспринимать информацию с экрана и осознанно принимать еду, что приводит к печальным последствиям. Во-первых, такой режим питания вызывает привыкание – отказ от еды в садике возникает просто потому, что ему не включили мультфильм. Во-вторых, возникает переедание – сигналы о насыщении просто игнорируются. В-третьих, из-за неосознанного потребления пищи ребенок оказывается не в состоянии в дальнейшем выбирать, что он хочет съесть: вкусовые предпочтения отсутствуют. 

Есть еще множество аргументов в пользу выхода из «общества чистых тарелок», поэтому врачи настоятельно рекомендуют не кормить детей, если они наотрез отказываются от еды. 

Ребенок не ест в садике: советы специалистов

Известный врач-педиатр Евгений Комаровский утверждает, что если ребенок не ест, значит, он еще не проголодался. Лучшее, что могут сделать воспитатели и родители для профилактики такого явления – дать «нагулять аппетит». Активная прогулка, подвижные игры, мыслительная деятельность, общение со сверстниками – лучшие способы «спровоцировать» появление аппетита. 

По мнению педиатров, отказ от еды во время болезни – распространенное и вполне естественное явление, поэтому волноваться на этот счет не нужно. Единственное, на чем нужно настаивать, – это употребление достаточного количества жидкости, особенно чистой воды. 

Если ребенок не ест в садике или дома какие-то определенные продукты, специалисты рекомендуют использовать следующую схему: предлагать продукт до десяти раз с перерывом в месяц. То есть родители предлагают, например, морковь в свежем виде. Если получают отказ, предлагают морковные оладьи. Если снова отказ, то можно смешать морковное и картофельное пюре. Можно предпринять до десяти таких попыток, после чего отложить решение вопроса на месяц и попробовать снова. Не стоит забывать и о том, что пищевая ценность некоторых продуктов идентична, поэтому, если не нравится что-то одно, можно попробовать аналог. 

При сбалансированном пятиразовом питании отказ от завтрака – не критичное явление, поскольку к обеду дети все равно проголодаются и что-то съедят. Однако, когда ребенок в садике ничего не ест в принципе, и при этом вы замечаете признаки ухудшения его состояния (выпадают волосы, кожа стала сухой, нарушился стул, сильный недобор веса), стоит проконсультироваться со специалистом. Такой отказ может быть симптомом какого-то заболевания или дефицита важных микроэлементов. 

Что делать родителям, если ребенок не ест в саду

Хотя главная роль в детском саду отводится воспитателю, решать возникающие проблемы с питанием нужно родителям. Вот несколько советов: 

  1. Установите режим питания. Так голод будет возникать примерно в одно и то же время, что особенно удобно в садике или школе, ведь там детей кормят «по часам». Откажитесь от углеводных и жировых перекусов – оставьте только овощи и фрукты. 
  2. Не предлагайте плотный завтрак перед садиком и не приносите сладости, когда приходите, иначе необходимости поесть в саду просто не возникнет. 
  3. Если малыш не ест в садике в период адаптации, не переживайте. Чаще всего проблема уходит сама собой, когда он расслабится, приобретет друзей и поймет, что ему комфортно в новых условиях. Как можно чаще говорите о том, что вы доверяете работникам сада и поварам, что все блюда приготовлены с заботой – так же, как дома. 
  4. По возможности незадолго до первого посещения детского сада начните готовить схожие блюда. Главное правило: вся еда должна быть простая, без специй и экзотических ингредиентов. 
  5. Вместе с «малоежкой» находите в дневном меню (его, как правило, вывешивают перед входом в группу) какие-то продукты, которые ему могут понравиться сегодня. Хвалите за достижения и постепенно расширяйте список привычной еды. 
  6. Не ругайте ребенка, если он отказывается есть, не применяйте никаких санкций и не манипулируйте детским аппетитом. Мало того, что это входит в привычку, это еще и провоцирует возникновение негативных ассоциаций с едой. 
  7. Если отказ от еды возникает из-за большого количества детей вокруг, периодически устраивайте семейные обеды, ходите в гости, посещайте кафе. Так ребенок привыкнет к тому, что есть в обществе – нормально. 
  8. Учите есть самостоятельно. Выберите вместе новые столовые приборы и заведите ребенку персональную тарелку и чашку. Не торопите и будьте готовы к тому, что после обеда вокруг будет разбросана еда. Если ребенок пока слишком мал, предупредите воспитателя, что малышу нужна помощь. 
  9. Не делайте из отказа от еды проблему. Отказ от еды из-за волнения близких – распространенное явление, и оно будет возникать снова и снова, лишь бы вы уделяли как можно больше внимания малышу, возможно, забирали из садика раньше.

Станьте примером для ребенка дома, и тогда проблема отказа от еды в садике просто не возникнет. 

activityedu.ru

Что делать, если ребенка заставляют есть в саду? - Статьи - Дети 3-7 лет

Фото: lori.ru

Почему ребенок не ест в саду?

В садике, где работает мама, строго-настрого запрещено кормить детей насильно. Не хочет есть, пусть не ест. Родителей предупредить и все.

Малыш, который только пошел в сад или долго привыкает к группе после лета, находится в состоянии стресса, испытывая нервное напряжение. В таком состоянии организму не до еды, сначала нужно установить минимальный уровень психологической безопасности – подобным образом действует любое живое существо.

На желание есть в саду может влиять и уровень социальной адаптации: процесс приема пищи на виду у всей группы некоторых детей смущает. Отказ от садовских яств может также быть способом манипуляции: ребенок чувствует, что его нежелание кушать тревожит родителей и вынуждает их забрать его из садика пораньше. 

Еще одной причиной может быть непривычное питание: многие дети консервативны в еде, а меню детского сада сильно отличается от того, что малыш привык есть дома, особенно, если мама не готовит каши и супы. Переживая за малыша, родители нередко стараются плотно накормить его утром дома. В результате ребенок просто не успевает проголодаться к завтраку в детском саду и, естественно, отказывается от еды. И здесь вполне имеют право на жизнь оба варианта: приводить малыша в сад после завтрака, либо постепенно уменьшать утреннюю порцию дома, приучая к еде в саду. 

Не стоит исключать и сезонности явления: зимой отсутствие аппетита может быть вызвано замедлением обменных процессов в организме, когда потребность в энергии, которую дает пища, падает. Да и сами энергозатраты ребенка играют далеко не последнюю роль. Очень часто аппетит напрямую зависит от активности малыша: чем он подвижнее, тем быстрее ему нужно будет восполнять энергетические запасы.

Заставлять или нет?

Фото: lori.ru

У каждого свои вкусовые пристрастия. У меня сын с года отказался от каш и творога. И ни за что ему не эту еду не запихнешь, даже пробовать не станет, может просто вырвать. В садике знают, что сын это не ест, и никогда не пытались его насильно кормить.

По мнению детского психолога Кризисного центра помощи женщинам и детям Дарьи Дмитриевой, кормить ребенка необходимо только в двух случаях: если он еще не научился есть сам, либо если он устал и настолько обессилен, что не может держать ложку. В противном случае, заставляя малыша кушать, мы учим его не доверять своему телу, своим инстинктам, мы учим его не опираться на собственные потребности.

Для убедительности приведем мнение двух известных психологов и врачей по совместительству.

В.Л. Леви, психотерапевт, кандидат медицинских наук, автор множества книг по психологии пишет: «Ни одно существо в природе не принуждает к еде детенышей. Чувство голода – это сигнал готовности организма принять пищу, еда без аппетита – это насилие над организмом. Заставляя ребенка есть, мы рискуем отравить его. Ребенок, которого регулярно заставляют есть, – пишет В.Л. Леви, – перестает отличать свои желания от чужих. Систематически принуждаемый к еде, он неизбежно вырабатывает отрицательное отношение, – и не только к пище. Помните: не ребенок для режима, а режим для ребенка».

«Не нужно настаивать на том, чтобы ребенок съел всю порцию, если ему не хочется – единственно правильная тактика поведения, – пишет Януш Корчак, польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. Максимум, что мы можем себе позволить, – это уговорить ребенка съесть первую ложку. Ведь иногда малыш отворачивается от еды, не зная, что ему предлагают».

Кроме того, по наблюдениям врачей, если предоставить малышу свободу выбора и не кормить насильно, предлагая ему полноценный набор продуктов, то ребенок сам выбирает себе вполне сбалансированное меню. 

Что делать, если ребенка заставляют есть?

Лучше всего заранее узнать, чем кормят в группе и, если в меню есть продукты, которые ваш малыш не любит, просто попросите их заменить или полностью исключить из индивидуального рациона. Если вы находите эти продукты полезными, старайтесь готовить их дома, чтобы малыш постепенно привыкал к ним.  

Если ребенок только пошел в сад, то самое главное – постараться минимизировать тревогу, помочь с адаптацией. Обратите внимание на общее состояние малыша, может быть, аппетит у него отбивают заложенный нос или воспаленная десна.

Постарайтесь подключить к решению вопроса воспитателя: дети с удовольствием участвуют в сервировке стола. Спросите, можно ли поручить это плохим едокам, представив как почетную обязанность.

Фото: lori.ru

Детский сад для детей, а не дети для детсада – и это условие с кормлением насильным совдепией попахивает.

Если родители знают, что ребенок – малоежка, то стоит свои пожелания проговорить воспитателям сразу, не дожидаясь инцидентов, и при необходимости написать какую-либо бумагу для медицинской карты или принести справку от врача (например, об аллергии). На деле успех в решении этого вопроса зависит от человеческого фактора, от конкретного воспитателя и его личных привычек. 

«Если ребенка уже заставляют есть, важно спокойно и без обвинения выяснить позицию воспитателя, – рекомендует детский психолог, автор книги «Пора в детский сад» Анна Безингер. Многие заставляют детей есть, чтобы порадовать родителей, считая, что хороший аппетит ребенка – главный показатель благополучия его в детском саду. Для поколения воспитателей послевоенного времени кормление является символом любви и заботы.

Вежливо попросите нянечку не заставлять ребенка доедать все до последней крошки. Можно сказать, например, что у вас не будет претензий к персоналу даже, если малыш ни к чему не притронется за весь день. Напомните им, что нет таких правил, в которых написано, что ребенок должен все съесть. Можно добавить веса своим словам, написав просьбу в письменном виде или придумав медицинскую легенду, почему ребенка нельзя заставлять: «Проблемы с поджелудочной железой, если перекормить – тошнит».

Если разговорами с воспитателями ситуация не меняется, смело обращайтесь к администрации учреждения с заявлением подобного рода: «Настоятельно прошу не кормить моего ребенка против его воли. Ответственность за возможные последствия, которые могут возникнуть в результате его «недоедания», беру на себя».

Главное, не волнуйтесь, малыш съест дома все, что недополучил в саду. Скорее всего, со временем он привыкнет к новым блюдам и справится с тревогой, которую вселяет незнакомая среда, освоится и станет есть за компанию с друзьями.

Также читайте о том, что делать, если ребенок плохо ест.

deti.mail.ru

Если ребёнку показана диета | Материнство

Особенности питания и детский сад (школа, лагерь и другие детские учреждения)

 

Хорошо, когда у ребёнка нет пищевой аллергии или заболеваний, при которых требуется соблюдение диеты. Тогда его смело можно отдавать в детский сад или школу, отправлять в санатории или оздоровительные лагеря. А как быть, если малышу можно есть далеко не всё из того, чем кормят в этих местах? Неужели теперь маме так и сидеть с чадом дома до самой школы (ну, или няню нанимать), а после давать еду с собой, не разрешая есть в школьной столовой?

Еда в детских учреждениях, разумеется, готовится не абы как. Меню разрабатывается с учётом возраста, в соответствии с рекомендациями специалистов. Поэтому вы можете быть уверены в том, что слишком жирного, жареного, острого и прочих не подходящих продуктов детям не приготовят. Однако всё равно есть вероятность столкнуться с тем, что именно вашему ребёнку определенные блюда не подойдут. Как же быть?

 

Не откладывая в долгий ящик

Малыша пора отдавать в детский сад, и вы заранее волнуетесь о том, что же он там будет есть? Для начала обратитесь к заведующей (руководителю дошкольного отделения), воспитателям или напрямую к диетсестре (они тоже есть в детских садах). У них вы сможете ознакомиться с утверждённым меню, которое рассчитано на цикл из нескольких дней (их количество время от времени меняется по решению руководящих ведомств). Так вы получите возможность заранее узнать, все ли блюда разрешены вашему ребёнку.

Более того, в детских садах время от времени представителей родительской общественности приглашают проверить условия приготовления пищи, показывают пищеблок, нормативные документы и многое другое. Поинтересуйтесь, когда в вашем детском саду планируется такая проверка, и поучаствуйте в ней. Так вы сможете не только посмотреть, кто и как кормит детей, из каких продуктов готовят, где хранятся ингредиенты будущих блюд, но и напрямую пообщаться с поварами, задать им волнующие вас вопросы. Я, например, часто принимаю участие в таких «рейдах» родительской общественности и узнала много интересного, о чём раньше даже не предполагала.

В первый же день в детском саду обязательно поговорите с воспитателями, сообщите им, что некоторые продукты вашему малышу нельзя. Ещё лучше – заранее составьте список продуктов «нон-грата» и передайте его воспитателям. Как правило, сотрудники детских садов с пониманием относятся к просьбам родителей, особенно, если ограничения в питании у ребёнка незначительные, и идут навстречу, внимательно следя за тем, чтобы ребёнок не съел «запретный плод».

Если вы попросите у руководства детского сада меню на весь цикл, то сможете держать руку на пульсе и заранее знать, чем будут кормить детей на следующий день или даже через неделю. А это поможет вам вовремя подготовить замену тем блюдам, которые ребёнку нельзя. Помимо этого всегда есть другой вариант: например, накормить малыша завтраком дома и привести его в группу чуть позже, чтобы он не ел противопоказанное блюдо, или забрать до ужина. Что касается замены еды, то чаще всего руководство детского сада и воспитатели готовы пойти навстречу заботливым родителям и разрешить некоторые блюда или напитки (к примеру, чай вместо какао) приносить из дома в термосе. В некоторых детских садах даже разогревают принесённые блюда, если они остыли. Но это зависит не только от участливости сотрудников, но и от того, есть ли такая возможность в конкретном учреждении.

Обратите внимание на то, что абсолютно во всех детских садах нашей страны в ежедневное меню обязательно включены свежие фрукты. Дети получают яблоки, груши, апельсины. Если у вашего ребёнка аллергия на цитрусовые, договоритесь, что в дни, когда в меню предусмотрены именно они, вы будете приносить фрукты сами, а воспитатели вместо апельсина или мандарина станут давать малышу безопасные для него яблоки или груши.

Готовим ребёнка

К нашему, родительскому, счастью, дети быстро и довольно легко привыкают к любым ограничениям: в больнице – к режиму, при болезни – к диете или другим правилам и требованиям. Конечно, если дети уже довольно взрослые, лет пяти-шести или даже старше, то объяснить им необходимость соблюдения ряда правил проще, чем малышам. Но и трёхлеткам будет вполне понятна информация, поданная, например, в форме сказки про приболевшую печень, которой очень-очень плохо от шоколада или жареной картошки.

Поэтому вооружитесь ангельским терпением и всем своим красноречием и задолго до того, как ребёнку будет пора отправиться в детский сад, начинайте разъяснительную работу. Рассказывайте про знакомых ему детей, которым тоже можно есть далеко не всё, или о своём детстве, в котором тоже были ограничения, опирайтесь на личный опыт малыша, напоминая ему, что от мандаринов у него чешутся щёчки или от молока болит животик. Главное – не ругать, не запугивать, не шантажировать, а именно разъяснять и убеждать.

День рожденья сладкий праздник?

В большинстве детских садов поддерживается давняя чудесная традиция, когда малыш, отмечающий день рожденья, угощает «одногруппников» конфетами или другими сладостями. Это мило и очень нравится малышам, но как быть, если вашему ребёнку сладости категорически противопоказаны?

К счастью, нередки случаи, когда строго запрещены далеко не все «вкусности». Поговорите с воспитателем, попросите его поднять этот вопрос на родительском собрании или просто предупредить родителей остальных малышей, что вместо шоколадных конфет желательно приносить леденцы на палочке, мармелад, пастилу или любое другое лакомство, которое не повредит вашему ребёнку и другим не очень здоровым детям. Можно договориться с остальными родителями отказаться от сладостей в пользу печенья и добавить к угощению, например, фруктовые соки.

Иногда коллективно принимается решение и вовсе заменить вкусные сюрпризы небольшими подарочками (раскрасками, цветными мелками, карандашами, мыльными пузырями и т.д.). Тем более что выбор сейчас огромный и можно найти просто невероятное количество довольно недорогих, но при этом интересных детям вариантов. Кстати, многие детсадовцы предпочитают именно такие сувениры «съедобным» и радуются им гораздо больше.

Диета и школа

Если диета показана школьнику, то ситуация в чём-то проще, а в чём-то сложнее.

Проще потому, что дети уже всё понимают, умеют контролировать свои желания и способны помнить, что им разрешено есть, а от чего необходимо отказаться. В крайнем случае, всегда можно договориться с классным руководителем. Учитель обязательно проследит за тем, чтобы ваше чадо не отступало от диеты, если уж оно, это самое чадо, страдает забывчивостью или недостаточно натренировало волю для того, чтобы отказаться от сосиски или курицы. Если ребёнок посещает группу продлённого дня, то непременно нужно предупредить о пищевых ограничениях и воспитателя. Не думайте, что до ваших детей и их проблем со здоровьем никому, кроме вас, нет дела. Большинство учителей искренне переживают за своих учеников и будут приглядывать за ними ничуть не хуже заботливых мам.

С другой стороны, ситуация сложнее, потому что в школах есть буфеты, в которых можно купить и не самые полезные (даже для ребят, отличающихся отменным здоровьем) продукты питания. Тут остаётся только уповать на сознательность наших детей, ну, и на контроль, конечно. Благо сейчас во многих городах введены карты учащихся, позволяющие отслеживать траты ребёнка в школе.

Ребёнок далеко от дома

Где ребёнку сложнее всего соблюдать диету, так это вдали от дома. Ведь там на протяжении нескольких недель у вас не будет возможности кормить его домашней едой, приготовленной с учётом всех рекомендаций врачей, да и пообщаться с сотрудниками удалённых детских учреждений сложнее. Но и в этом случае есть несколько вариантов отправить ребёнка отдыхать. Рассмотрите такие варианты:

  • Профильный детский санаторий. Там кормят в соответствии с назначенными диетами, а дети не смогут купить вредные продукты.
  • Совместный отдых. В этом случае лучше жить в съёмных квартирах или отелях, где есть все условия, чтобы готовить самим.

Конечно, пищевые ограничения несколько усложняют жизнь ребёнка и его близких, но это вовсе не повод делать детей затворниками и домоседами. Придерживаться необходимых правил питания реально в большинстве детских учреждений, и сделать это не так сложно, как может показаться поначалу.

Фото - фотобанк Лори

Дата публикации 09.12.2016
Автор статьи: Яна Перепечина

materinstvo.ru

Решаем проблему: ребенок не ест в детском саду

Одна из самых распространенных травм детства: еда в детском саду. Кто прошел эту школу жизни, знают, каково это - давиться тем, что не по нраву. А теперь история повторяется. И уже не вы, а ваше сокровище устраивает сидячие забастовки перед тарелкой. Как на это реагировать? Только не так, как это делали в вашем детстве.

Столовая – это общественное место, которое сильно отличается от домашней атмосферы. Ведь в столовой он получает «нейтральную» пищу, приготовленную неизвестными ему людьми. Там существует свой собственный распорядок, к которому, возможно, ребенку нелегко привыкнуть. Следует также учитывать, что, как правило, меню в саду сильно отличается от блюд, которые предлагаются ребенку дома. Многие мамы редко готовят, например, рыбные котлеты или какао. Быть может, для ребенка все эти блюда новые и непривычные, он чувствует себя растерянным, столкнувшись с неизвестными вкусами и запахами. Часто в столовую приводят одновременно несколько групп, и большое количество незнакомых детей и чужих воспитательниц повергает малыша в смущение. Самые маленькие иногда взволнованы присутствием самых старших. Проблемы с едой очень часто бывают причиной, из-за которой дети не хотят идти в детский сад. И это приводит к растерянности родителей, потому что питание, по их мнению, очень важно для развития ребенка. Знать, что твой ребенок защищен, что он ни в чем не нуждается, что он сыт, – первейшая родительская потребность. Любое отклонение порождает психологический дискомфорт, стремление что-то изменить. Но тут первое, что могут сделать родители, – это избавиться от тревоги.

Ребенок отказывается от еды: ищем причину

Постарайтесь понять, что отказ малыша от пищи не всегда является бедой, а точнее, почти всегда не является такой серьезной проблемой, как это представляется родителям. Спросите себя: почему малыш не ест – потому что не может или не хочет? Ест ли он дома или также отказывается от пищи? Бывает, что малыш всем своим поведением демонстрирует готовность поесть: охотно усаживается за стол, но непосредственно после начала процесса поглощения пищи начинает капризничать, беспокоиться и отказываться от еды. Важно исключить те причины, по которым ребенок хочет, но не может принимать пищу. Причиной тому может быть какая-то болезнь, например заложенный нос, больной или шатающийся зуб, проблема с кишечником или воспалительный процесс во рту. В этом случае надо обратиться за медицинской помощью.

Другой проблемой может оказаться отсутствие аппетита, которое тревожит маму и папу, но не связано с болезнью малыша. Он просто не хочет кушать или очень мало ест.

От чего же зависит аппетит? Не только от нашего понимания того, каким он должен быть у здорового малыша. В первую очередь нужно помнить, что потребность в пище у каждого человека, в том числе у ребенка, сугубо индивидуальна. Другой фактор, влияющий на аппетит, – интенсивность роста, которая зависит от генетических особенностей человека. Если мама и папа невысокого роста, то ребенок, скорее всего, будет есть меньше, чем его товарищ по группе, чьи родители могли бы играть в местной баскетбольной команде. Существуют и сезонные закономерности: зимой, как правило, малыши растут медленней, чем летом, соответственно, и кушают не так много. Ну и, конечно, стоит учитывать уровень энергозатрат маленького едока. Чем больше ребенок тратит энергии, тем лучше он кушает. А что взять с малыша, который днем из-за дождя или мороза просидел весь день в группе, играя на коврике, а вечером пролежал на диване перед телевизором? Если здоровый ребенок отказывается от еды, то первое, что надо использовать, это гимнастику, прохладную воду, активные игры, длительное пребывание на свежем воздухе – вот великолепные помощники в борьбе с плохим аппетитом.

Избирательный аппетит: решаемая проблема

Возможно, ваш малыш еще до посещения детского сада был очень избирателен в еде и никогда не отличался отличным аппетитом. Значит, причина в склонностях и привычках ребенка, с этими привычками он пошел в детский сад, и теперь это мешает ему чувствовать себя комфортно в обстановке, где он не может просить чего-то другого, а должен кушать то, что и все ребята. Следует заметить, что в подавляющем большинстве случаев проблема избирательного аппетита надуманна, не имеет в своей основе медицинских проблем и однозначно обусловлена педагогическими факторами. Совет здесь, как правило, один. Например, если вы решили, что ребенок на обед будет есть суп, а он не хочет, то самое мудрое решение не ругать, а мирно отпустить нагуливать аппетит. Ибо единственное «лекарство», в 100% случаев решающее проблему избирательного аппетита, – это чувство голода. Важно только, чтоб через 2–3 часа ребенку был предложен тот же самый суп. Не хочет? Значит, еще не нагулялся. Единственная сложность для любящего родителя – выдержать такую процедуру и не уступить детскому упорству. Очень часто на третьей попытке мама или папа «ломаются» и ставят на стол требуемые ребенком сосиски с макаронами или картофель фри.

Частный случай избирательного аппетита – перехватывание в промежутках между едой. Если в доме легко отыскать конфеты, печенье и шоколад, то в интервале между обедом и ужином ваше чадо вполне может обеспечить себе достаточный запас калорий, для того чтобы исчезла потребность в еде. Если отсутствие аппетита реальная проблема, следует сделать все, чтобы в промежутках между кормлениями малыш не мог сам найти еду.

Накормить «любой ценой» - плохой метод

Спросите себя, любили ли вы ходить в детский сад, когда были маленькими? Нет? А почему? Причин может быть много, но на ум чаще всего приходит воспоминание о холодной, невкусной запеканке или каше. Но и это можно было бы пережить, если бы не политика взрослых: все доедай до конца! Случается, что единственной причиной, по которой ребенок никак не может адаптироваться к детскому саду, становится именно то, что там заставляют есть. Решается эта проблема легко и просто: не хочет малыш есть – пусть не ест. Наблюдения врачей показали, что если предоставить малышу свободу выбора и не кормить насильно, предлагая ему полноценный набор продуктов, то ребенок сам выбирает себе вполне сбалансированное меню. Положитесь на своего ребенка. Обычно малыш ест тогда, когда испытывает чувство голода и неосознанно выбирает то, что необходимо его организму.

Мамам и папам следует научиться доверять этим процессам саморегуляции. Постарайтесь вместе с воспитателем выработать единое мнение по этому вопросу. Спросите, как она относится к недоеденным блюдам на тарелках? Бывает так, что работники детского сада уделяют чрезмерно много внимания тому, чтобы дети непременно все съедали. Причем стремятся к этому из усердия, чтобы порадовать родителей, считая, что хороший аппетит ребенка – главный показатель благополучия его в детском саду. В этом случае следует попросить воспитателя не заставлять малыша есть все и дать ему возможность выбрать самому, что он будет есть, – первое, второе или и то и другое.

Дети с удовольствием участвуют в сервировке стола. Спросите воспитателя, можно ли поручить это плохим едокам, представив это как почетную обязанность.

Во всем остальном родителям останется только позаботиться о том, чтобы дома в их холодильниках и шкафах был целый ассортимент полезных и содержащих витамины и минералы продуктов питания. Во-первых, малыш съест дома все, что недополучил в саду, во-вторых, со временем привыкнет к новым блюдам, их вкусовым отличиям от домашней пищи. Познакомится с другими детишками и справится с тревогой, которую вселяет незнакомая среда, освоится и станет кушать за компанию с друзьями.

Дети лучше едят, когда все сидят за обеденным столом. Можно привлечь к обеду других деток (сестренок, братишек, друзей). Можно заменить детей большими игрушками, чтобы приучать кушать в коллективе, как в саду. Покажите, как нужно это делать, чтобы не мешать соседу за столом.

Поменяйте отношение ребенка к еде

Посвятите малышу время утром, приготовив вместе вкусный завтрак. Вечером и на выходных уделяйте приему пищи особое внимание, делая любимые блюда малыша.

Кормите ребенка разнообразной пищей, чтобы он привык есть все. Узнайте вместе с ребенком, чем кормят детей в саду. Спросите, что ему понравилось, предложите приготовить те же блюда дома.

Приучите малыша относиться с уважением к труду тех, кто старался, с любовью готовя это блюдо. Отказаться от пищи – значит проявить неуважение; съесть хоть немного – значит выразить благодарность. Участие в приготовлении пищи самого ребенка поможет этому. Есть то, что приготовил сам, намного интереснее и вкуснее. Не забывайте благодарить малыша за помощь, которую он оказывает вам на кухне.

Вместе с ребенком познакомьтесь с персоналом столовой и, если это возможно, узнайте, как проходит прием пищи. Если на следующий день ребенок отказывается идти в столовую, спросите, не поссорился ли он со своими друзьями. Может быть, ему не нравится еда? Условия питания? Его ругают? Заставляют доедать?

Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита. При этом не нужно потакать всем капризам малыша – лучше предложите ему возможность выбора из сбалансированных здоровых продуктов.

Спрашивать ребенка, что он хочет на обед или ужин, - не ошибка, это разумно и даже необходимо. Еда должна предлагаться, а не навязываться (для детей питание – фактор, который легко может стать негативным).

Разговаривайте с малышом, не отмахивайтесь от его проблем, узнайте, что его волнует. Предложите крохе теплый успокаивающий чай (с валерианой, зверобоем, ромашкой, медом). После разговора за чашечкой чая у малыша снимется напряжение, и аппетит появится сам собой.

И если кроха игнорирует обед в детском саду, не стоит паниковать: довольно скоро он решится попробовать то, что ему предлагают. Педиатры сходятся во мнении, что со временем дети начинают есть почти все, что им дают в детском саду, то есть сбалансированную еду. Правила детского сада следует уважать: они ненавязчиво приглашают детей попробовать разные блюда. Это надо поддерживать и в семейном кругу.

Полезные советы родителям ребенка с плохим аппетитом:

  • Исключите во время еды какие бы то ни было насильственные действия с вашей стороны.
  • Во время приема пищи избегайте любых неприятных переживаний, особенно тревоги.
  • Создавайте такую обстановку во время еды, чтобы прием пищи воспринимался как приятный процесс.
  • Проявите понимание и огромное терпение, если ребенок плохо ест. Справиться с психологическими проблемами плохого аппетита поможет рисование, рассказывание сказок, смена обстановки. Предложите ребенку нарисовать обед в семье медведей или белочек. Можно придумать и обыграть историю про щенка или котенка, который не любил кушать. Во время игры постарайтесь научить малыша правилам поведения за столом, помогите почувствовать, что прием пищи может приносить удовольствие, объясните, как важно для человека полноценно питаться.
  • Поиграйте с ребенком в игру «Привередливый малыш за столом», возьмите роль такого ребенка на себя, а малыш пусть будет мамой. При этом не говорите: «Я буду капризничать за столом, так же как это делаешь ты». Игра должна быть смешной, веселой и проигрываться много раз.
  • Попробуйте сломать стандартный стереотип приема пищи. Предложите ребенку сесть на место папы и кушать, как папа. При этом независимо от того, сколько ребенок съел, хвалите малыша и говорите, что «это место волшебное, и тот, кто на нем сидит, всегда хорошо кушает». Можно повторить известную игру «Собираемся в космос». Пусть ребенок представит, как будто он готовится к полету в космос и ему необходим особый режим питания.

Проанализируйте свое поведение за столом

Плохой аппетит у здорового ребенка часто обусловлен психологическими особенностями малыша и принципами воспитания в семье.

Ситуации бывают самые разные, и неправильное поведение родителей может спровоцировать отрицательное отношение ребенка к принятию пищи. Например, если малыш медлителен, ест нерешительно, ковыряется в еде, маму это может раздражать. Она торопит ребенка, заталкивает следующую ложку с едой ему в еще полный рот, и процесс кормления превращается в пытку для обоих. В какой-то момент негативное отношение ребенка к еде захлестывает его и становится непосредственной причиной отказа от пищи.

Бывает, что ребенок отказывается от питания, если ситуация приема пищи сопряжена с отрицательными эмоциями. Такое случается, если мама непрестанно воспитывает ребенка за столом, излишне ограничивает его свободу, требует от него чрезмерной чистоты, упрекает его в неаккуратности, медлительности, неуклюжести и проч. Часто обеденный стол становится местом «выяснения отношений». Случается, что единственное время, когда работающие мама или папа могут поговорить со своим ребенком, это утренние или вечерние часы – за завтраком или ужином.

Нередко это время «сознательные» родители используют не для того, чтобы поинтересоваться жизнью своего ребенка и его проблемами, а исключительно для назидательных и воспитательных разговоров. При этом родители могут критиковать ребенка за дневные ошибки и упущения дома и в саду, в момент приема пищи они раздраженно напоминают о соблюдении хороших манер или отчитывают за вчерашнюю драку с Колей. В такой ситуации дети просто-напросто отказываются от еды из-за конфликта и угнетенного состояния.

Как ребенок может садиться за стол с удовольствием, если прием пищи у него постоянно ассоциируется с чувством стыда, вины, которое ему всякий раз внушается? Прибавьте к этому травмирующую ситуацию, связанную с новым окружением в саду, с питанием в незнакомой обстановке и приемом непривычной пищи. Так что помните золотое правило: никаких отрицательных эмоций за столом!

Прием пищи должен быть приятной процедурой, но не перегните палку: обеденная трапеза не должна превращаться в «шоу», когда малыша развлекают, выплясывая перед ним вприсядку, используют хитрости с ложками-самолетами или невообразимыми скульптурами из каши. Помните: воспитатель в детском саду не будет уделять столько внимания вашему ребенку и придумывать различные уловки, лишь бы только он поел. Также не устраивайте из домашнего обеда конкурс рестораторов или соревнование в изысках. Так вы окажете медвежью услугу своему крохе: утонченный гурман вряд ли снизойдет до неприхотливой детсадовской еды.

www.parents.ru

«Не хочу, не буду!». Почему дети не едят в детском саду | ПОДРОБНОСТИ | ОБЩЕСТВО

Получить путёвку в детский сад – большая радость для родителей. Но вздыхать с облегчением мамам и папам рано, потому что впереди семью ждёт много сюрпризов.

Теперь самое главное, чтобы ребёнок быстро адаптировался в садике, подружился с ребятами, стал засыпать без родителей и кушать то, что дают.

Самый убедительный аргумент

Михаил и Марина Шавшуковы были счастливы, когда впервые вели четырёхлетнюю дочку Анюту в детский сад. Радовались, что она теперь будет под присмотром профессиональных педагогов, а её мама вернётся на любимую работу. Но всё пошло не по плану. В первый же день во время зав- трака Аня демонстративно отодвинула от себя тарелку с кашей.

Если ребёнок здоров, то не нужно сразу впадать в панику. Чаще всего на привыкание к еде уходит от нескольких недель до полугода

«Чтобы дочь не оставалась голодной, кормлю её утром и в обед забираю домой. С выходом на работу придётся повременить, пока не решим эту проблему. Но пока не знаем, как это сделать», - говорит Марина.

Эксперты утверждают, что детей, которые отказываются от пищи в детском саду, немного. Но для родителей это серьёзный повод для волнений. Решить проблему непросто, но закрывать на неё глаза нельзя.

«Если ребёнок здоров, то не нужно сразу впадать в панику. Чаще всего на привыкание к еде уходит от нескольких недель до полугода, - говорит зам. директора по лечебной работе Федерального научного центр медико- профилактических технологий управления рисками здоровью населения Ольга Устинова. - Даже те дети, которым что-то не нравится в новой еде, обычно через неделю – другую уже с нетерпением ждут обеда. Всё потому, что им нравится всё делать за компанию с другими ребятами. Если же «эффект коллектива» не сработал и ребёнок по-прежнему не берёт в руки ложку, нужно выяснять причины. К школе ребёнка нужно избавить от «пищевых капризов», иначе первоклассник будет ходить целыми днями голодным, а родители - нервничать.

«Бывает, дошколята отказываются только от некоторых блюд. Чаще всего это происходит из-за неправильной организации питания в семье, - считает Ольга Устинова. – Некоторые папы и мамы искренне верят, что кормят ребёнка правильно. Малышу утром обязательно варят полезную кашу и усаживают за стол завтракать. Но при этом папа ходит по квартире с чашкой кофе, а мама пьёт чай и одновременно красит ресницы. Так родители на своём личном примере учат ребёнка есть на ходу, всухомятку».

Другая семейная ошибка - это ситуация, когда у малыша есть несколько любимых блюд, и родители, упрощая себе жизнь, готовят только их. И вот тут возникает диссонанс, потому что в садике кормят строго по регламенту, а значит, разнообразно. Ведь если малыш привык есть только макароны и пельмени, вряд ли обрадуется морковной запеканке.

«Ситуацию осложняет и дефицит времени у мамы. Она много времени проводит на работе, и на приготовление еды его катастрофически не хватает. В результате семьи покупают сосиски, а не готовят домашний фарш для котлет, - констатирует эксперт. - Если всё это про вашу семью, значит срочно нужно менять традиции, есть всем вместе и только полезную и разнообразную еду. Чтобы расширить рацион ребёнка, нужно будет проявлять чудеса убеждения, договариваться с ним, а порой и хитрить».

Родители не бесправны

Случается, что ребёнок не ест в садике, потому что ему невкусно. В садике блюда готовят на пару и тушат так, как нужно это детскому организму. И ребёнку невкусно, потому что дома только жареное. Значит, дома нужно постепенно переходить на полезное питание.

Но случается, что ребёнку в садике невкусно из-за качества еды.

- Учреждения стараются соответствовать требованиям и регламентам, но не всем это удаётся. Поэтому помните, что родители не бесправны. Если на еду жалуется несколько детей в группе, тогда объединитесь с их родителями и поговорите с руководителем садика, - советует Ольга Устинова.

Если руководство детсада не идёт на диалог, пишите заявление в отдел гигиены детей и подростков Роспотребнадзора или в прокуратуру. Они быстро проведут проверку и заставят устранить нарушения.

По медицинским показаниям

Ребёнок может не есть, потому что у него проблемы со здоровьем. Родители иногда не знают, например, что у чада нарушена работа желудочно- кишечного тракта. Употребление некоторых продуктов может вызывать у малыша боли в животе и другие неприятные ощущения, поэтому он интуитивно избегает некоторых видов пищи, а взрослые считают это капризами.

«Самая малочисленная категория тех, кто не ест - «мамины дети»! К нам в стационар на диагностику поступают с разными нарушениями питания. За последние три месяца был только один ребёнок, который тотально ничего не ел, кроме чая, хлеба и кефира, - рассказывает эксперт. - Проблема таких детей часто психологическая. Например, привык есть только то, что готовит мама, и только в её присутствии дома».

Редко бывает, что ребёнок не ест только по одной из перечисленных причин. Специалисты рекомендуют первым делом обратиться к педиатру и пройти обследование. Проконсультируйтесь с психологом. Он подскажет, как убедить малыша».

Не кормите ребёнка силой

Психолог Екатерина Генберг:

Отказ от еды может быть реакцией на стресс. Взрослые могут не заметить того, что для ребёнка кажется серьёзным: к примеру, если в детсаду он подавился косточкой от рыбы. Если вы уже поговорили с воспитателями, но причины отказа от еды не прояснились, стоит показать его психологу. Чтобы приучить малыша есть в детсаду, можно прийти в группу на ужин и поесть вместе с ребёнком: как правило, воспитатели идут родителям навстречу. Когда ребёнок увидит, что вы едите то же самое, постепенно привыкнет и он. Можно купить две красивые тарелочки, которые ребёнок сам выберет в магазине. Одну использовать дома, а вторую принести в садик и договориться с нянечкой, чтобы она подавала ему еду именно в ней. Имеет смысл поговорить с воспитателем, выработать с ним единую линию поведения: не делать из этого проблему, не ругать за полную тарелку, не кормить насильно, посадить за столик вместе с хорошо кушающими детьми. Приготовиться к тому, что приучение ребёнка к еде - процесс долгий. Очень важно понимать, что детей нельзя заставлять есть. Это приведёт к противоположному результату. Менять пищевое поведение нужно спокойно и постепенно. Как можно чаще поощрять, хвалить, говорить ему, какой он стал сильный после того, как хорошо поел. Это правда, что в садике кормят хуже, чем дома. Если еда вполне качественная, то стоит посмотреть, как с детьми общается воспитатель. Если повышает голос, заставляет есть или, напротив, не обращает внимания на поведение детей за столом, то это вопрос.

Питание детей под контролем

Начальник городского управления имущественным комплексом Департамента образования Рената Шарипова:

«В Перми из 134 детских садов только 43 передали организацию питания на аутсорсинг. Учреждения самостоятельно проводят конкурсный отбор поставщиков питания. Предпочтение отдают предпринимателям, которые обязуются оказывать качественную услугу по разумной цене. Процедуру отбора подрядчиков регулирует ФЗ «О закупке товаров, услуг, работ отдельными видами юридических лиц». Решение о передаче услуги организации питания согласовывают с родителями воспитанников. Остальные дошкольные учреждения организуют питание самостоятельно. Еду детям готовят по утверждённым нормативам. Проверку качества питания проводят надзорные органы, городской Департамент образования контролирует наличие документов, подтверждающих качество продуктов. Родители тоже могут контролировать питание. К примеру, проверять качество готовых блюд, соблюдение культуры и организации приёма пищи. В некоторых детских садах для контроля качества работы в пищеблоках есть камеры видеонаблюдения».

perm.aif.ru


Смотрите также

АСТОК