Идеи свободного воспитания в россии пропагандировались кем


Презентация "Общие основы педагогики"

Возникновение педагогической науки связывают с именем:

Выберите один ответ:

a. французского учёного Жана Жака Руссо

b. чешского педагога Яна Амоса Коменского 

c. русского учёного П.Ф. Каптерева

Вставьте пропущенные слова: «Педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития _____ _____ как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни»:

Выберите один ответ:

a. воспитательного процесса

b. образования и воспитания

c. педагогического процесса 

Выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье:

Выберите один ответ:

a. В.А. Сухомлинский

b. А.С. Макаренко 

c. Ю.К. Бабанский

Идеи свободного воспитания в России пропагандировались:

Выберите один ответ:

a. П.П. Блонским

b. К.Н. Вентцелем 

c. М. Монтессори

К представителям педагогики сотрудничества - движения за обновление и перестройку школы в конце 1980-х гг. в России - относятся известные учёные и творчески работающие учителя:

Выберите один или несколько ответов:

a. Ш.А. Амонашвили 

b. В.А. Караковский

c. И.Я. Лернер

d. Т.А. Ильина

e. В.Ф. Шаталов 

Основателем научной педагогики и народной школы в России является:

Выберите один ответ:

a. К.Д. Ушинский 

b. Л.Н. Толстой

c. А.С. Макаренко

d. В.А. Сухомлинский

Педагогика в дословном переводе означает:

Выберите один ответ:

a. учительство

b. детоводство 

c. сопровождение

d. воспитание

Педагогика как самостоятельная наука возникла:

Выберите один ответ:

a. в первой половине XVI века

b. во второй половине XVII века 

c. в середине XVIII века

Современная педагогика – это:

Выберите один ответ:

a. наука об образовании и воспитании человека 

b. практическая педагогическая деятельность

c. искусство преподавания

Теоретические сведения по вопросам обучения и воспитания первоначально накапливались:

Выберите один ответ:

a. в психологии

b. в социологии

c. в философии 

В качестве объекта педагогики выступает:

Выберите один ответ:

a. образование как социальный феномен 

b. воспитательный процесс

c. образование как целостный педагогический процесс

В качестве предмета педагогики выступает:

Выберите один ответ:

a. воспитание и образование

b. педагогическое явление

c. образование как целостный педагогический процесс 

К задачам современной педагогической науки относится такая группа задач, как:

Выберите один ответ:

a. выявление закономерностей развития и саморазвития педагогического процесса 

b. выявление и описание возрастных особенностей детей

К задачам современной педагогической науки относится такая группа задач, как:

Выберите один ответ:

a. проектирование способов работы со школьниками

b. проектирование педагогических теорий и технологий 

К задачам современной педагогической науки относится такая группа задач, как:

Выберите один ответ:

a. раскрыть основные тенденции в развитии школьников

b. раскрыть основные тенденции и перспективы развития педагогической теории и практики 

К функциям педагогической науки относятся:

Выберите один или несколько ответов:

a. теоретическая

b. практическая 

c. технологическая

d. методическая 

Объективно существующая, устойчивая, инвариантная связь между явлениями – это:

Выберите один ответ:

a. закон

b. закономерность 

c. принцип

Описательный уровень, диагностический уровень, прогностический уровень – это уровни реализации _____ _____ педагогической науки:

Выберите один ответ:

a. теоретической функции 

b. технологической функции

Проективный уровень, преобразовательный уровень, рефлексивно - корректировочный уровень – это уровни реализации _____ _____ педагогической науки:

Выберите один ответ:

a. теоретической функции

b. технологической функции 

В систему педагогических наук входят:

Выберите один или несколько ответов:

a. дефектология 

b. социология

c. военная педагогика 

d. сравнительная педагогика

В систему педагогических наук входят:

Выберите один или несколько ответов:

a. общая педагогика 

b. философия и история образования

c. возрастная педагогика 

d. психология обучения

В систему педагогических наук не входят:

Выберите один или несколько ответов:

a. этнопедагогика

b. социальная работа 

c. психология воспитания

d. социальная педагогика

e. школьная гигиена 

Теоретические и практические основы образования, развития и воспитания взрослых людей разрабатывает:

Выберите один ответ:

a. теория обучения и воспитания

b. андрогогика 

c. социальная педагогика

Установите отрасль педагогики по следующей характеристике: «Выявляет закономерности, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания медицинского персонала в учреждениях здравоохранения»:

Выберите один ответ:

a. гендерная педагогика

b. медицинская педагогика 

c. лечебная педагогика

Установите отрасль педагогики по следующей характеристике: «Изучает теоретические и практические основы воспитания и образования слепых и слабовидящих людей»:

Выберите один ответ:

a. логопедия

b. тифлопедагогика 

c. сурдопедагогика

Установите отрасль педагогики по следующей характеристике: «Исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах»:

Выберите один ответ:

a. социальная педагогика

b. история педагогики и образования

c. сравнительная педагогика 

Активная, целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области, – это:

Выберите один ответ:

a. саморазвитие

b. самовоспитание

c. самообразование 

К собственно педагогическим категориям относятся следующие основные понятия:

Выберите один или несколько ответов:

a. образование 

b. обучение 

c. развитие

d. воспитание 

e. формирование

Мера достижения определённого уровня развития отдельных свойств личности, позволяющая человеку ориентироваться в окружающей общественной среде и обогащать её, самосовершенствоваться и самореализовываться, – это:

Выберите один ответ:

a. образование

b. самообразование

c. образованность 

Наиболее общее и ёмкое понятие, отражающее сущность той или иной науки, её типичные свойства – это:

Выберите один ответ:

a. представление

b. категория 

c. определение

Определите, о каком образовании идёт речь, по следующей характеристике: «Интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от состояния образовательной сферы и возможностей её прогрессивного развития»:

Выберите один ответ:

a. образование как педагогический процесс 

b. образование как социокультурный феномен

c. образование как социальное явление

Определите, о каком образовании идёт речь, по следующей характеристике: «Специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников с целью решения развивающих и образовательных задач, направленных как на удовлетворение потребностей общества в образованных гражданах, так и самой личности в её развитии и саморазвитии»:

Выберите один ответ:

a. образование как результат

b. образование как педагогический процесс 

c. образование как социокультурный феномен

Относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение научными знаниями, нравственными и культурными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, – это:

Выберите один ответ:

a. образование как социокультурный феномен 

b. образование как социальное явление

c. образование как педагогический процесс

Понятия, отражающие наиболее общие связи и свойства действительности, представляют собой:

Выберите один ответ:

a. общенаучные понятия

b. философские понятия 

c. частнонаучные понятия

Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (семья, учебно-воспитательные учреждения, органы правопорядка) с целью формирования определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни – это:

Выберите один ответ:

a. воспитание в широком социальном смысле

b. воспитание в узком социальном смысле 

c. воспитание в педагогическом значении

Организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования – это:

Выберите один ответ:

a. преподавание 

b. обучение

c. учение

Осознанная, целеустремлённая деятельность человека, направленная на самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств, – это:

Выберите один ответ:

a. самовоспитание 

b. самоопределение

c. саморазвитие

Отсутствие общепринятого определения понятия «воспитание» объясняется тем, что воспитание - это:

Выберите один или несколько ответов:

a. сложный и многогранный процесс 

b. многоаспектное явление 

c. процесс, тесно связанный с обучением

Процесс изменения личности как социального существа под воздействием экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических факторов, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности – это:

Выберите один ответ:

a. развитие личности

b. формирование личности 

Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит ,– это:

Выберите один ответ:

a. обучение

b. воспитание

c. социализация 

Специально организованный, целенаправленный, двусторонний процесс, в ходе которого осуществляется усвоение обучающимися научных знаний и способов деятельности, личностное развитие, – это:

Выберите один ответ:

a. образование

b. обучение 

c. педагогический процесс

Целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими общественным опытом, – это:

Выберите один ответ:

a. социализация

b. воспитание 

c. обучение

Целенаправленность, освоение ребенком социального опыта и соответствие социально-культурным ценностям, создание условий для усвоения определённых норм отношений – это общие признаки, характерные для воспитания:

Выберите один ответ:

a. в широком социальном смысле

b. в узком социальном смысле

c. в педагогическом значении 

Множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединённых единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе – это:

Выберите один ответ:

a. педагогическая технология

b. педагогическая система 

c. педагогическая задача

Особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта посредством обучения и воспитания, – это:

Выберите один ответ:

a. педагогическое взаимодействие

b. педагогическая деятельность 

Преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях, – это:

Выберите один ответ:

a. педагогическое взаимодействие 

b. педагогическая деятельность

Целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемых, – это:

Выберите один ответ:

a. педагогическая деятельность

b. педагогический процесс 


Взаимосвязи педагогики с …… сделали возможным возникновение коррекционной педагогики:

Выберите один ответ:

a. возрастной физиологией

b. медициной 

c. школьной гигиеной

Взаимосвязь философии и педагогики имеет ____ характер:

Выберите один ответ:

a. Односторонний

b. двойственный 

c. многосторонний

Психологические, биологические и социологизаторские подходы к развитию ребёнка составляют содержание следующей науки:

Выберите один ответ:

a. биология

b. социология

c. педология 

Специфическая сфера педагогического знания, которая изучает образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии, – это:

Выберите один ответ:

a. антропология

b. коррекционная педагогика 

c. педология

Теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций является:

Выберите один ответ:

a. философия 

b. психология

c. физиология

Укажите науку, о взаимосвязи педагогики с которой говорится в следующем высказывании: «Определяет естественно-научную основу процессов обучения и воспитания, раскрывает картину материально-энергетического развития ребёнка»:

Выберите один ответ:

a. психология

b. медицина

c. физиология 

Укажите науку, о взаимосвязи педагогики с которой говорится в следующем высказывании: «Основные аспекты взаимодействия проявляются в предмете этих наук, показателях и критериях обученности и воспитанности личности, в методах исследований»:

Выберите один ответ:

a. школьная гигиена

b. антропология

c. психология 

Начало формы

Большой практический научный информационный материал с целью эффективного применения выводов научных исследований для организации процессов обучения и воспитания предлагает педагогической науке:

Выберите один ответ:

a. этстетика

b. социология 

c. кибернетика

К формам взаимосвязи педагогики с другими науками относятся:

Выберите один или несколько ответов:

a. использование основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов 

b. перенос категориального аппарата этих наук

c. использование конкретных результатов исследований 

d. участие в комплексных исследованиях человека 

Педагогика тесно связана со следующими науками:

Выберите один или несколько ответов:

a. анатомия и физиология 

b. история

c. экономика 

d. философия 

e. литература

Педагогика тесно связана со следующими науками:

Выберите один или несколько ответов:

a. обществоведение

b. психология 

c. география

d. этика 

e. политология 

Педагогика, выстраивая направления воспитания и разрабатывая его методы, опирается на моральные нормы, выведенные:

Выберите один ответ:

a. эстетикой

b. этикой 

c. этнологией

Педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом, используя данные:

Выберите один ответ:

a. информатики

b. статистики

c. кибернетики 

Укажите науку, о взаимосвязи педагогики с которой говорится в следующем высказывании: «Во многом определяет структуру содержания образования и порядок изложения материала в процессе обучения, способы развития мышления в рамках образовательного процесса»:

Выберите один ответ:

a. политология

b. логика 

c. этика

Конец формы

Закончить обзор

Аксиологический подход органически присущ _____ педагогике:

Выберите один ответ:

a. гуманистической 

b. схоластической

c. догматической

Определите тип ценностей по следующей характеристике: «Выступают в качестве доминирующей аксиологической функции в системе других педагогических ценностей»:

Выберите один ответ:

a. ценности-знания

b. ценности-средства

c. ценности-цели 

d. ценности-отношения

Определите тип ценностей по следующей характеристике: «Формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога»:

Выберите один ответ:

a. ценности-средства 

b. ценности-цели

Определите тип ценностей по следующей характеристике: «Ценности, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям»:

Выберите один ответ:

a. инструментальные ценности

b. самодостаточные ценности 

Специфические образования в структуре индивидуального сознания, являющиеся идеальными образцами и ориентирами деятельности личности и общества – это:

Выберите один ответ:

a. оценки

b. ценности 

c. знания

Ценности-средства включают следующие три взаимосвязанные подсистемы:

Выберите один или несколько ответов:

a. собственно педагогические действия 

b. действия, отражающие субъектную сущность педагога 

c. гностические действия 

d. коммуникативные действия 

e. рефлексивные действия 

infourok.ru

Идеи свободного воспитания в россии пропагандировались кем — Детки-конфетки

 

Краткий обзор журналов «Свободное воспитание»

(из фондов БУК «Омский музей просвещения»)

Общественное движение в России на рубеже XIX - начала XX вв., перемены в общественной и духовной жизни не могли не повлиять на развитие образования в стране. Именно в это время, в период обострения борьбы идей за обновление школы, возрастает интерес к педагогической литературе, в стране резко увеличивается количество периодических изданий, которые становятся проводниками прогрессивных идей в области образования и воспитания.

В фондах БУК «Омский музей просвещения» хранятся журналы этого периода, содержащие богатый материал из истории просвещения, а также периодические издания, являющиеся методическими пособиями для учителей и воспитателей. В их ряду: «Вестник воспитания», «Вестник просвещения», «Воспитание», «Известия по народному образованию», «Народное образование», «Народный учитель», «Народная школа», «Педагогический листок», «Педагогический сборник», «Русская школа, «Русский народный учитель», «Русский педагогический вестник», «Семья и школа» и др. В настоящее время они являются библиографической редкостью.

Среди этих изданий своим радикальным направлением выделяется ежемесячный иллюстрированный журнал «Свободное воспитание», выходивший с 1907 по 1918 гг. и имевший своей целью разработку вопросов о воспитании и образовании, основанных на самодеятельности, на удовлетворении свободных запросов детей и юношества и на производительном труде, как необходимой основе жизни. Журнал, рекомендованный для городских и сельских учителей, а также для родителей выходил под редакцией русского и советского писателя, просветителя, педагога, редактора и издателя книг и журналов для детей, одного из ближайших сподвижников Льва Толстого - Ивана Ивановича Горбунова-Посадова (1864 - 1940).

Основными задачами издатели журнала считали разработку вопроса о реформе личной, семейной и общественной жизни в плане изменения условий воспитания; содействие защите детей от жестокости и эксплуатации.

В данной статье представлен обзор статей из журналов, хранящихся в фондах музея: № 10 (1911 - 1912 гг.),  № 5 (1913 - 1914 гг.), № 8 (1913 - 1914 гг.), № 5 (1915 - 1916 гг.), № 7 (1915 - 1916 гг.), № 8 (1915 - 1916 гг.). Подписной год журнала считался с 1 сентября по 1 сентября.

Разделы и рубрики журнала были разнообразны и освещали дошкольное, нравственное, религиозное, половое воспитание, а также воспитание детей в первые годы жизни и детей с отклонениями в развитии. Публиковались статьи по методике преподавания в начальной школе и обзоры учебных программ, обсуждались идеи и опыт свободного воспитания за рубежом. Кроме того, на страницах журнала поднимались вопросы о защите детей от жестокости и эксплуатации, о детских самоубийствах, алкоголизме, в журнале также печатались советы родителям по воспитанию детей и по вопросам их здоровья.

Рубрики «Из книги и жизни» и «Из газет и журналов» отражали обзор журналов, книг и газет по вопросам воспитания и образования. Рубрика «Голоса наших читателей» содержала письма читателей.

Главной идеей журнала стала идея самоценности детства, неразрывно связанная с педагогическими взглядами Жан Жака Руссо. В журнале № 10 (1911 - 1912 гг.), к двухсотлетнему юбилею Ж.Ж. Руссо, была опубликована статья доктора философии Мисава Тадасу «Жан-Жак Руссо». В данной статье, анализируя педагогические взгляды и произведение Ж.Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании», автор пишет: «Человек не живет одним только мозгом, он живет еще больше деятельностью и сердцем. Этим открытием мы обязаны величайшей пророческой книге, оставленной нам невежест

deti.medicalfirst.ru

Тенденции свободного воспитания в мире

Определение 1

Свободное воспитание – одно из направлений в педагогике, которое рассматривает процесс воспитания ребенка как оказание помощи его естественной природе в развитии и познании окружающего мира.

Возникновение идеи свободного воспитания ребенка в педагогике

Вопросы эффективного воспитания детей всегда занимали умы ученых педагогов. С течением времени изменялись требования к личности человека его знаниями, умениями и навыкам, соответственно процесс воспитания детей претерпевал изменения, разрабатывались новые теории и идеи. Интерес к воспитанию свободной и самостоятельной личности был актуален во все времена. Одним из основных направлений, ориентированных на свободное воспитание, является гуманистическая педагогика, которая провозглашала личность ребенка, ее права и свободы центром воспитательного процесса.

Своеобразным переломным моментом в области становления свободной педагогики является рубеж 19-20 вв. Именно в этот период разрабатывается большое количество теорий, выходит много научных трудов по педагогике. Русская педагогика развивается и совершенствуется в тесном взаимодействии с западной. Разработанные в тот период концепции и теории отечественными и западными учеными, являются альтернативными и разительно отличаются от предыдущих теорий воспитания. Основой всех концепций и идей выступает гуманизация процесса воспитания. Именно гуманизм провозглашается основной и фундаментом всей педагогической теории и практики. Из гуманизма выходят идеи свободного воспитания.

Теорию свободного воспитания развивают и продвигают в своих трудах такие ученые как А. Нейл (Свободная школа), Р. Штейнер (Антропософские школы), М. Монтессори («Дом свободного ребенка»), П. Петерсен (Воспитывающая школа без принуждения и наказания), С. Френе («Школа без принуждения»), Л.Н. Толстой (Теория свободного воспитания), К.И. Венцель (Дом свободного ребенка) и другие.

Замечание 1

Таким образом, в основе теории свободного воспитания лежит мысль, согласно которой педагог является помощником естественного воспитания ребенка, то есть способствует развитию заложенных в ребенке природных (врожденных) качеств и способностей.

Идея свободного воспитания в педагогических концепциях России и Запада

Сущность идеи свободного воспитания рассматривалась многими отечественными и зарубежными исследователями в области сравнительной педагогики и международного образования.

Замечание 2

Идея свободного воспитания – это сложное культурное, личностное и социальное явление, развитие которого определяется не только объективными, но и субъективными факторами.

Становление и развитие теории свободного воспитания во многом находится в зависимости от социального и культурного развития государства, а также от господствующей в нем педагогической мысли.

Тенденция развития свободного воспитания в России и Западной Европе основана на разрешении противоречий между социально-объективным и индивидуально-субъективным направлениями приоритета самоценности человека и свободы личности, и выступает как идеальная теория воспитания свободного человека. То есть, идея свободного воспитания является своеобразной альтернативой существующей на тот момент системе воспитания.

Факторы, определяющие развитие идеи свободного воспитания:

  • Объективные факторы представлены особенностями политической ситуации в стране, развитием культуры, педагогической науки и практики.
  • Субъективные факторы – это взгляды педагогов на процесс воспитания.

Сущность свободного воспитания и в России, и за рубежом, заключалась в том, что процесс воспитания должен способствовать развитию внутренней гармонии каждого ребенка. Педагоги, работавшие над теорией свободного воспитания, считали, что в естественной природе ребенка скрыто очень многое, необходимо только найти правильный подход и создать необходимые условия воспитания. Основой свободного воспитания является гуманизм, который предоставляет неисчерпаемые возможности для полноценного и всестороннего развития личности ребенка, формирования его самостоятельности и самоценности. Процесс воспитания должен быть основан на любви и доверии между ребенком и воспитателем, только в этом случае можно добиться полного раскрытия ребенка перед взрослым.

Свобода воспитания дает большой толчок для развития творческого потенциала ребенка. Свобода в рамках воспитания рассматривается как естественное и неотъемлемое право ребенка, полученное им от рождения. Ограничение свободы, установление разнообразных запретов может привести к тому, что ребенок начнет «закрываться» от мира, стесняться проявлять свои желания и показывать свои способности.

Замечание 3

Таким образом, свобода представляется в трудах педагогов в двух аспектах. Согласно первому пониманию, свобода – это возможность самостоятельного выбора, способствующего самобытному развитию личности. Второй аспект понимания свободы подразумевает естественное, природное состояние человеческой сущности.

Тенденции свободного воспитания в трудах педагогов:

  1. А. Нейл. В своей педагогической деятельности, рассматривал вопрос о невмешательстве педагога в свободную деятельность ребенка, предоставлении ему возможности самостоятельного развития того, что было заложено природой.
  2. Саммерхилл, рассматривал возможность внедрения свободного воспитания в образовательный процесс школы, разрабатывал конфиденциальные уроки, которые бы способствовали снижению отрицательных эмоций у детей.
  3. М. Монтессории в своих педагогических трудах вывела девиз успешной и плодотворной работы с детьми: «Помоги мне сделать это самому». Согласно, М. Монтессори свобода – это возможность ребенком выбора той деятельность, которая ему действительно интересна и способствует развитию его способностей, заложенных в нем природой от рождения.
  4. У Р. Штейнера свобода - это возможность самоопределения ребенка, в основе которой лежит его природное мышление. Р. Штейнер истинной свободой ребенка считал его внутренние переживания. Он утверждал, что природная сущность самого ребенка, укажет его процесс свободного становления и развития.

spravochnick.ru

Вопрос 19. Идея свободного воспитания в истории педагогики. Становление и развитие теории свободного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике (Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, С.Т.Шацкий)


ТОП 10:

Основоположником теории естественного, свободного воспитания является швейцарский (французский) педагог Жан Жак Руссо (главные произведения: «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов», «Общественный договор», «Эмиль, или О воспитании»).

Важнейшие положения этой теории:

- человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и

назначение воспитания - сохранить и развить природные данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный обществом воспитанием человек в его естественном состоянии;

- естественное воспитание осуществляется прежде всего природой, природа есть лучший учитель, все окружающее ребенка служит ему учебником. Уроки дает природа, а не люди. Чувственный опыт ребенка лежит в основе познания мира, на его основе воспитанник сам создает науку;

- свобода есть условие естественного воспитания, ребенок делает то, что ему захочется, а не то, что ему предписывают и приказывают. Но хочет он того, чего хочет от него воспитатель;

- воспитатель незаметно для ребенка возбуждает у него интерес к занятиям и желание учиться; ребенку ничего не навязывается: ни наука, ни правила поведения; но он,

движимый интересом, приобретает опыт, из которого и формулируются выводы;

- чувственное познание и опыт становятся источниками научного знания, что ведет к

развитию мышления. Развить ум ребенка и способность самому приобретать знания, а не вдолбить их готовыми - этой задачей следует руководствоваться в учении;

- воспитание есть деликатное, без применения насилия, направление свободной деятельности воспитуемого, развитие у него естественных задатков и возможностей.

Идею естественного, свободного воспитания развил Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910) - гениальный писатель мыслитель, педагог. В первый период педагогической деятельности (1859 - 1862), названный Толстым временем "трехлетнего страстного увлечения педагогическим делом", жил в Ясной Поляне, преподавал в созданной им бесплатной начальной школе для крестьянских детей, способствовал открытию более 20 начальных школ в Тульской губернии, учителям которых всячески помогал.

После завершения работы над романом "Война и мир" (1869) начался второй период педагогической деятельности Толстого, содержанием которого было создание "Азбуки" - комплекса учебных книг для начальной школы с методическими указаниями для учителя, работа в Яснополянской школе.

После завершения романа "Анна Каренина" наступил третий период педагогических исканий Толстого (конец 1880-х гг. - 1910), связанный с разработкой религиозно-нравственного учения Толстого. Педагогические идеи Толстого могут быть поняты только в контексте его творчества, стержневой проблемой которого был вопрос о смысле жизни человека и человечества. В качестве главной задачи обучения и воспитания Толстой выдвигал развитие творческого мышления, утверждал необходимость полноценного научного образования. Отстаиваемая Толстым идея свободного развития ребенка предполагала формирование нового типа общения учителей и учащихся, который способствовал бы познавательной активности и творчеству детей, определяя стиль школы в целом.

Наиболее яркими представителями концепции свободного воспитания в России помимо Л.Н.Толстого были Константин Николаевич Вентцель (1857 - 1947) и Станислав Теофилович Шацкий (1878 - 1934). Они видели богатство личности в ее неповторимости, самоценности, а понятие "личность" ими нередко употреблялось как синоним понятия "индивидуальность" и понималось не как сумма определенных свойств и черт ребенка, а как нечто целостное, как "реальный факт", по словам К.Н. Вентцеля. Отсюда вытекала направленность воспитания - на сохранение и развитие "я" ребенка К.Н. Вентцель и СТ. Шацкий сформулировали ряд принципов, иерархически зависимых друг от друга, одним из которых стал принцип самоценности детства. Этот принцип исходил из огромной роли детства в жизни человека, его своеобразия, развития по своим особым законам, требующим специфического подхода к каждому из отдельных возрастных этапов. Разрабатывая принцип самоценности детства, авторы этой концепции сосредоточивали свое внимание на необходимости исходить из детского мироощущения в организации воспитательно-образовательного процесса, из уважительного отношения к внутреннему миру ребенка.

Весь учебно-воспитательный процесс должен был строиться только в соответствии с закономерностями развития ребенка, в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Это соответствует и принципу природосообразности, позволяя обеспечить развитие личности сообразно с ее внутренней сущностью. Важнейшим природосообразным путем воспитания признавалось включение ребенка в свободную творческую деятельность: Познавательную художественно-творческую, игровую, труд, общение. Сторонники свободного воспитания, рассматривая ребенка как биосо­циальное существо, сформулировали основные положения, учет которых в образовательно-воспитательном процессе должен был способствовать более эффективному развитию личности: требования среды законны, необходимо дать им свободно проявиться в процессе обучения и воспитания, однако сам учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на всестороннее развитие личности, а не на ее приспособление к конкретным узким социальным рамкам жизни, школа может и должна участвовать в преобразовании среды (Шацкий), воспитание должно быть нацелено на формирование в личности качеств социального творца (Вентцель), в условиях негативного влияния среды на свободное творческое развитие личности ребенка возможно организовать воспитание и обучение в особо созданной среде для детской жизни.

Важнейшим условием реализации концепции свободного воспитания рассматривалась свобода, понимавшаяся как запрет на целенаправленные воздействия с целью сформировать личность по заданному образцу.

Принцип свободы предполагал отличную от государственной школы организацию всего учебно-воспитательного процесса; отказ от всех внутришкольных факторов давления на ребенка: обучение без отметок, экзаменов; создание атмосферы доброжелательности; вера в силы ребенка и его возможности; опора на естественные мотивы в обучении; отсутствие у детей страха перед физическим наказанием, или моральным унижением; предоставление ученикам свободы выбора вида деятельности, учителя, метода учения и т. д.

Сторонники свободного воспитания заявляли о необходимости освобождения школы из-под контроля государства, независимости от классовых, политических, церковных интересов. Наиболее радикальной в этом плане была позиция Вентцеля. Сторонников концепции свободного воспитания отличало понимание важности социальной среды, в том числе различных социальных институтов, в процессе становления и развития личности.

Принцип учета социальной среды позволял им решать проблемы социализации ребенка, предполагая необходимость помощи детям в их адаптации к условиям конкретной социальной среды, в ее освоении, в овладении ценностями, нормами, присущими данному обществу, и в то же время в сохранении своей автономности, своей внутренней свободы, своего "я". Наиболее ярка это требование было сформулировано Вентцелем. Особое внимание Вентцель уделял производительному творческому труду как средству развития воли, как условию, при котором наибольший расцвет получают умственные, физические и нравственные силы ребенка.

Идея детского труда проходит через всю теоретическую и практическую деятельность Шацкого. Концептуально осмысливая место труда в детской жизни, он пришел к мысли, что на раннем этапе детства труд должен быть связан с искусством и игрой. Но чем старше становится ребенок, тем серьезнее он должен относиться к трудовой деятельности. Труд, игра, искусство - эти три элемента детской жизни неотделимы друг от друга и являются обязательным условием социализации и развития личности ребенка.

 

Вопрос 20. Реформаторская педагогика конца 19 - начала 20в. Основные реформы образовательной политики 20в.

В первой половине XX столетия в мировой школе и педагогике произошли существенные сдвиги. Этому способствовали многие важные факторы: возрастающий объем знаний, умений, навыков, которые должны были усвоить учащиеся, результаты исследований о природе детства, опыт пилотных учебных заведений. Заметно выросло число педагогических центров (кафедры, лаборатории, научно-исследовательские учреждения). Умножались и усиливались контакты педагогов в национальном и международном масштабе. Среди международных педагогических организаций, учрежденных в это время, можно назвать Лигу нового воспитания и Международное бюро просвещения. В отдельных странах действовали национальные педагогические объединения: Прогрессивная ассоциация народного образования (США), Общество имени Бине (Франция) и пр.

Система образования подверглась острой критике. Школа воспринималась как устаревшая, не соответствовавшая уровню производства, науки и культуры, не отвечавшая потребностям подрастающего поколения, нуждавшегося в качественно иной подготовке. Потребность в обновлении школы и педагогики становилась все более актуальной. Пересмотр педагогических установок, перестройка образования выросли в одну из важных национальных проблем ведущих стран мира.

Незыблемые до того теории, прежде всего гербартианство, спен-серианство, оказались под вопросом. Направленные главным образом на формирование культуры мышления, эти традиционные концепции предусматривали жесткое управление педагогическим процессом, отводя в нем первостепенную роль учителю. Подобные установки вели к чрезмерному интеллектуализму полноценного образования, порождали авторитарное вмешательство в процесс учения, лишали учащихся самостоятельности, ограничивая их инициативу регламентированием.

Первая половина XX столетия прошла под знаком противостояния тоталитарных и демократических режимов, что отразилось на эволюции школы и педагогической мысли.

К реформаторам можно отнести:

1. «Школы труда». Концепция реального образования приобретает еще более широкие теоретические потенциалы, осуществляется в различных направлениях экспериментальной и практической деятельности. Движение сторонников «трудовой школы» стыкуется с педагогикой «гражданского воспитания». Виднейшим представителем, идеологом этого движения и его теоретиком был Георг Кершенштейнер (1854—1932 гг.). Он видел его главную цель в формировании у детей таких характерологических качеств, которые с точки зрения предпринимателя более всего должны быть свойственный наемному рабочему — старательность, честность, добросовестность и т.п. Такие качества, как предполагал Кершенштейнер, важны для любой профессиональной деятельности.

2.Значительный вклад в теорию и практику «школы труда» и в целом в концепцию реального образования внес виднейший американский философ и педагог Джон Дьюи (1859—1952 гг.). Методологической основой его педагогической теории является философия прагматизма(от грсч. «прагма» — дело, действие), в частности разработанная им разновидность этой философии — «инструментализм». Экспериментальную проверку своих идей и принципов Дьюи организовал в специальной школе-лаборатории, созданной им при Чикагском университете (1896—1904 гг.). Воспитание рассматривалось Дьюи как система формирования молодых людей, оптимально приспособленных к жизни в условиях «свободного предпринимательства». Идейный источник такого понимания воспитания — положение прагматической (инструментальной) философии о том, что всякая теория лишь средство приспособления, «инструмент для действия», и критерием ее является практическая полезность, а не объективная истинность.

3) «Дом ребенка. Метод научной педагогики», где изложила свою систему дошкольного воспитания. Всю жизнь Монтессори неустанно пропагандировала свой метод, ее книги оказали большое влияние на работу детских садов в капиталистических странах. Монтессори одной из своих задач считала изучение психологических особенностей маленьких детей, она избрала с этой целью метод наблюдения за детьми "в их самопроизвольных, непосредственных проявлениях". Заслугой Монтессори явилось то, что она впервые ввела в практику работы дошкольных учреждений систематические (ежемесячные) антропологические измерения, видоизменив и приспособив к условиям детского учреждения конструкцию антропометра, предложила соответствующую систему фиксации антропометрических показателей. Чтобы обеспечить детям условия свободной самостоятельной деятельности, Монтессори произвела существенную реформу в привычном оборудовании здания и комнат детского сада: тяжелые парты были заменены легкой, по росту детей мебелью (столами, стульчиками, шкафчиками для пособий), внесено гигиеническое и трудовое оборудование (низенькие умывальники, полочки для гигиенических принадлежностей, шкафчики для хранения предметов самообслуживания, специальные столы для мытья посуды). В странах социализма создана научная система дошкольного воспитания, которая впитала в себя все лучшие достижения мировой педагогики и продолжает внимательно прислушиваться к передовой теории и опыту дошкольных учреждений мира. Эта система включает и некоторые положительные элементы опыта Монтессори и ее последователей, отвергая ее классовую направленность и буржуазную идеологию.

Вопрос 21. Модернизация и интеграция образовательной системы России в общеевропейское образовательное пространство. Болонское соглашение: сущность, состояние, перспективы

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели решаются следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования; достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования; формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки; развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью.

В сентябре 2003 г. Россия присоединилась к Болонскому процессу. Свое название - "Болонский процесс" получил от итальянского города Болонья, в котором в 1999 году 30 министров образования европейских стран приняли решение сблизить существующие в Европе системы образования, подписав «Декларацию о европейском пространстве высшего образования», что положило начало конкуренции с американской системой высшей школы.

Болонская декларация направлена на формирование единого европейского образовательного пространства и предусматривает переход на 2-уровневую подготовку в вузах (бакалавры, магистры), внедрение системы зачетных единиц, разработку сопоставимых критериев и методологий независимой оценки качества образования. Иначе говоря, ставится задача, чтобы система образования, а соответственно вузовские дипломы каждой из стран-участниц Болонского процесса были признаны в других странах. Она предполагает также увеличение мобильности студентов и преподавателей вузов и наличие возможности годичного обучения каждого студента по своей специализации за границей. Причем полученные им там оценки на экзаменах будут зачтены в нашей стране.

По условиям этого процесса страны-участницы до 2010 г. постепенно переходят на единую форму приложения к диплому и реформируют свои системы высшего образования согласно единым ступеням: им предстоит ввести в вузах две ступени образования (бакалавриат и магистратуру), контролировать качество знаний и аккредитацию высшего образования, разработать учебные программы, сопоставимые с программами европейских вузов, а также единую систему оценки знаний учащихся.

Целями Болонского процесса являются не просто создание европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства, но также формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы; обеспечение конкурентоспособности европейских вузов; достижение большей совместимости и сравнимости, а также гармонизации национальных систем высшего образования; повышение качества образования; повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей.

Сущность Болонской системы и тех изменений, которые она принесет для студентов, состоит еще и в том, что вместе с дипломом студенты-выпускники будут получать так называемое европейское приложение к диплому. Оно содержит восемь разделов: информацию об обладателе диплома, информацию о полученной квалификации (в том числе, статус вуза), сведения об уровне квалификации в национальной системе образования, информацию о содержании обучения и полученных результатах, профессиональную характеристику квалификации, дополнительную информацию (стажировки, публикации и т.п.), сведения о сертификации, общую информацию о национальной системе образования.

Главная идея Болонской системы состоит в организации самостоятельной работы студентов. При этом необходимой особенностью системы является то, что она построена на повышении личной ответственности студента и на постоянном контроле за ходом его обучения.

 

 




infopedia.su

АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ ВАЛЬДОРФСКОЙ ПЕДАГОГИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ

ВАЛЬДОРФСКОЙ ПЕДАГОГИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Куликова Н. М.

МКОУ «Камышовская ООШ», Астрахань, Россия

Идея свободного воспитания занимает особое место в истории педагогической мысли. На протяжении веков теоретики и практики воспитания искали возможности воплощения не авторитарного, ненасильственного воздействия на подрастающее поколение. Перспективы выживания планеты и человеческой цивилизации становятся педагогической областью, ученые связывают их с изменением способа жизни человека, стиля его общения с другими людьми, характера труда, т.е., с изменением типа личности.

На этом фоне актуализируется обращение к моделям образования и воспитания, приоритет в которых отдаётся самоопределению ребёнка, а в основу положены любовь к нему, уважение его интересов, потребностей, желаний. К таким моделям можно отнести педагогику Р. Штейнера, М. Монтессори, Д. Дьюи и других. Если говорить о российском опыте, то следует назвать имена Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля и других.

В современной педагогике существует мнение, что с XVIII века феномен свободного воспитания ведёт свой самостоятельный отсчёт. Исследователи этого явления Г.Б. Корнетов, В.Б. Миронов, К.В. Шварцман и другие выделяют 3 ведущие идеи, не до конца освоенные практикой, общими принципами которых является ненасилие, свободный выбор, самоопределение: свободное развитие, категорический нравственный

императив Канта и приспособление системы воспитания к человеку. При этом, ученые рассматривают свободное воспитание, как пример реализации свободного развития, а разработку третьей - связывают с теориями Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого. Свободное воспитание является разновидностью универсального гуманизма, нашедшего в России, по утверждению Н.Б. Ромаевой, воплощение в теории и практике Л.Н. Толстого.

Непосредственно феномен свободного воспитания в Вальдорфской педагогике рассматривали в своих исследованиях В.В. Буткевич, Е.И. Иванов, Н.В. Кеберле и другие.

Сущность исторической динамики идеи свободного воспитания в педагогике XVIII-XX в.в. заключается в следующем: художественная модель Ж.Ж.Руссо - эмпирико-теоретическая модель Л.Н.Толстого – концептуально теоретическое учение К.Н. Вентцеля - практическое воплощение в школах Р.Штайнера, М.Монтессори, Э.Кузине и др.

Начало XX в. является периодом появления, становления и практической апробации свободного воспитания в мире. Ход развития идеи свободного воспитания заключается как в изменении содержания, так и формы ее выражения. Ведущая тенденция связана с тем, что развитие теории опережает практику свободного воспитания. Эта тенденция просматривается и в перспективе развития свободного воспитания в н. XXI в., что объясняется наличием противоречия:

с одной стороны, насущной потребностью реализации идей свободного воспитания на практике, с другой - отсутствием действенной технологии. Расширение понятия образования - это вклад, который может внести вальдорфская педагогика в развитие отечественной школьной системы.

Рудольф Штайнер (1861 - 1925) без сомнения является одним из интереснейших духовных явлений: он - редактор и издатель естественнонаучных трудов Гете; автор значительных трудов в области философии и теории науки; им создано новое искусство движения - эвритмия; основанный им метод ведения сельского хозяйства является пионером экологического сельского хозяйства, а идеи в области социальной жизни положены в основу деятельности многих учреждений, консультационных фирм и банков; и, наконец, нельзя не упомянуть о вдохновленной им лечебной педагогике и медицине. Однако наибольшую известность его имя получило в связи с широким распространением педагогических учреждений - прежде всего детских садов и школ. Учение и обучение являются, пожалуй, основным мотивом всей его жизни.

Теория и практика свободного воспитания, связанная, по мнению И.И. Колесниковой, с именами Сократа, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, Д. Дьюи, В.С. Библера, формировалась по мере реализации стремления человечества проникнуть в глубины субъективного мира. В ее рамках основной педагогической ценностью становится конкретный человек с его уникальным внутренним пространством и индивидуально-специфическим процессом познания, что определяет приоритетную значимость субъективированного, персонифицированного, индивидуально окрашенного знания, всегда

имеющего автора. Педагогический процесс гуманитарного типа диалогичен, богат импровизацией, свободен от однозначной нормативной истины.

Педагогическое явление свободного воспитания в России имеет свою историю. Русская гуманистическая традиция складывалась задолго до XIX века, периода, когда в стране наблюдался пик общественно - педагогического движения. Огромное влияние на становление гуманизма в воспитании оказала народная педагогика, народные традиции воспитания.

Основоположник Вальдорфской педагогики Рудольф Штайнер, формулируя основные положения антропософии исходил из того, что в нашу эпоху человечеству необходимо обрести новое отношение к духовному миру, который для него являлся реальностью, принципиально доступной для человеческого познания и исследования.

Антропософия (от греч. anthropos - человек и sophia - мудрость) - мистическое учение о человеке, включающее методику самоусовершенствования и развития способностей человека к духовному господству над природой (система психофизических упражнений, особая педагогика). Штайнеровская биография - это педагогическая биография. Необходимо отметить, что Р. Штайнер не основывал никакой религии (как это часто ошибочно утверждают) и считал всякое основание новой религии невозможным. Об антропософии он писал, что это «познание, рождаемое в человеке его высшим «Я» Штайнер всю свою жизнь занимался преподаванием, это было его образом жизни.

Целый ряд авторов объявили именно современную им школу виновной в общем культурном и социальном упадке общества. "Профессор - национальная болезнь Германии" (Юлиус Лангбен). Ницше подверг резкой критике перенасыщенность преподавания историей, результатом чего явилось "переполненность голов школьников бесчисленными мертвыми понятиями из прошлого". Из такой школы выходят "слабые личности", "бродячие энциклопедии","образованные филистеры". Они хотя и

напичканы "образованием", но абсолютно чужды реальному ощущению и опыту жизни. - Наряду с односторонним интеллектуализмом резкой критике подвергалась также и ранняя специализация, которая, хотя и развивает в человеке умения и навыки в какой-либо частной области, но осуществляет это за счет общего развития человека. "В чем задача современной школьной системы, - писал один из педагогов-реформаторов - особенно старшего звена? Сделать из человека машину..."

Р. Штайнер был довольно тесно связан с русской культурой начала века, философ и ученый возлагал большие надежды на Россию. Напичканного знаниями, но пассивного и непрактичного "профессора", должен был сменить активный, способный на создание нового, творческий тип личности, с сильной волей и развитой жизнью чувств.

При всей специфичности и уникальности разработанной Штайнером педагогической системы, можно говорить об ее открытости и созвучности основным педагогическим идеям века. Так, вальдорфскую школу называют «свободной школой». А первое слово о «свободном воспитании» принадлежало Л. Толстому. По словам писателя-педагога, свободное воспитание не то, где свобода от учения, а где великолепно учат, и потому ученики чувствуют себя свободными. Главная задача — возбуждение интереса к учению. И всякая учеба должна быть ответом на вопрос, возбужденный жизнью. Основным методом обучения является опыт живого общения двух людей — учителя и ученика. Обучение и воспитание соединяется в предмете.

Важной особенностью преподавания предметов в вальдорфской школе является преподавание эпохами. Можно сказать, что в основе этого метода идея погружения, старая как мир. Вальдорфский подход к ребенку — бережный и психологический выверенный — основан на идее педагогической поддержки ребенка. Эти идеи нашли свое воплощение в 90-е гг. ХХ в. В основе педагогики поддержки постоянное отслеживание классным воспитателем и учителями эмоционального состояния ребенка.

В вальдорфской школе отсутствует вечный детский страх перед оценкой. Оценок до перехода в старшие классы детям не ставят. Вопрос об оценивании знаний возникает у любого думающего учителя. Многие педагоги-новаторы либо видоизменяли традиционный подход, либо вовсе отказывались, подобно Штайнеру, от формальной оценки. Так одной из главных идей школы Амонашвили: «Педагогика должна быть экологически чистой, т. е. не силовой». Один из принципов Ш. А. Амонашвили — отсутствие оценочных баллов.

Важной отличительной чертой педагогических воззрений Р. Штайнера является его философский антропологический подход к обучению ребенка. «Основная задача антропологии состоит в том, чтобы выявить то специфическое, что... определяет человека как человека (в отличие от бытия других живых существ).

Ценностно-смысловое равенство взрослого и ребенка определяет субъектно-субъектный характер складывающихся между ними

взаимоотношений и предъявляет особые требования к их коммуникативной культуре. Понятие «периодичность» очень близко вальдорфскому понятию «ритмичность». Явления ритмичность-периодичность, повторение и вслед за ними «укоренение» привычек относятся у Штайнера к «жизненному», или «временному», телу человека.

Эта последовательность соблюдает принцип, применяемый и в вальдорфской школе: от двигательного, чувственного процесса к пониманию и абстрагированию: речь (слух) — письмо — чтение. Одной из центральных проблем Вальдорфской педагогики становится необходимость решения задачи, связанной с вовлечением ребенка в процесс самостоятельного поиска истины. Это включает в себя оформление класса, темы рассказывания, общешкольные и классные праздники разного характера, на улице или в помещении, с подготовкой театральных представлений.

Обучение построено на феноменологическом подходе, главный принцип которого «Не информация, а стремление к истине». Важный принцип обучения — «не вширь, а вглубь», когда концентрируются на узловых примерах и понятиях.

Реализовать идеи свободного воспитания в практике Вальдорфской педагогики можно лишь в том случае, утверждает Р. Штайнер, если все компоненты учебно-воспитательного процесса будут переосмыслены сквозь призму присущих ей принципов. Эти принципы требуют устроить окружающий мир и педагогический процесс таким образом, чтобы в них:

  • ребенок познавал и усваивал истинно человеческое;

  • познавал себя как человека;

  • проявлял свою истинную индивидуальность;

  • находил общественный простор для развития своей природы;

  • его интересы совпадали с общечеловеческими интересами;

  • были нейтрализованы источники, способные провоцировать ребенка на асоциальные действия и поступки.

Наибольшее распространение Вальдофская педагогика получила на родине Рудольфа Штайнера - в Германии. Педагог Хартмут Хентиг издал в 1993 году книгу под названием «Школа нового мышления». Одним из наиболее широко распространенных предрассудков в отношении вальдорфской школы является представление, что эта школа не дает реальных знаний, обеспечивающих ученику возможность дальнейшего поступления в высшую школу или университет.

Вальдорфская школа формирует у детей мотивацию учиться. Дети учатся с удовольствием. Для выпускников вальдорфских школ Швеции вообще не требуется никаких дополнительных государственных экзаменов. В Швеции репутация вальдорфских школ очень высока и для выпускника школы достаточного диплома, выданного самой школой для поступления в университет.

К началу XXI в. вальдорфская педагогика превратилась в мировое педагогическое движение. Насчитывается 400 вальдорфских школ в 14 странах Европы. В настоящее время в Германии существует 165 вальдорфских школ с общим числом учащихся свыше 68.500. Вальдорфские школы, детские сады и педагогические инициативы существуют во многих городах России.

Она вышла далеко за рамки собственно педагогических учреждений, сделавшись особой педагогической культурой. Это выражается, и, в особой архитектуре школ, стиле отделки и оформления помещений детских садов и школьных классов, разработке специфической культуры празднования праздников годичного круга с детьми. При школах и детских садах существуют родительские клубы, есть фирмы, выпускающие вальдорфскую игрушку, особые восковые мелки, восковой пластилин, краски, музыкальные инструменты.

Ряд издательств выпускает детские книги с иллюстрациями особого стиля - противовес антипедагогическим комиксам. Из вальдорфского движения вышло несколько знаменитых в Германии сказочников и толкователей сказок. Получили распространение сказочные клубы, детские кукольные театры, детский цирк и другие формы творческой деятельности, вальдорфские летние лагеря с работой на ферме или в лесу и т.д.

Размах вальдорфского движения огромен. Только в 14 странах Европы насчитывается 400 вальдорфских школ. Хотя идея стандартов и связанная с ними возможность некоторой школьной автономии и является прогрессивной по сравнению с традиционным подходом, который был принят у нас раньше, но он нуждается в дальнейшем совершенствовании и конкретизацией в соответствии с принципами гуманизации. Поэтому школы в этих условиях должны искать компромисс, в зависимости от установки конкретных учителей или администрации какой-либо школы.

В 2006 году несколько учеников девятого класса этой школы для пробы сил сдавали экзамены в престижные московские школы и поступили все. В Петербурге четыре школы работают, как государственные. Одна школа - негосударственная.

Гуманная школа, основанная на принципах свободного воспитания, о которой пишет Ш. Амонашвили, еще не является доминирующей в отечественной педагогике и на каких принципах ее строить, тоже остается довольно неясным. Вальдорфская школа представляет собой вариант такой гуманной школы и уже только поэтому у нее многому можно и нужно учиться.

Эта зарубежная педагогическая система хорошо привилась на русской почве не случайно. Вальдорфская педагогика и русская передовая педагогическая мысль всегда имели много общего. Так, совпадения идей К.Д.Ушинского и Р.Штайнера тем интересны, что воспитание памяти является одной из самых трудных педагогических задач в практике и одним из самых спорных вопросов в истории педагогики. Идеи, которые развивал основатель первой вальдорфской школы в Штутгарте Рудольф Штайнер, созвучны многим русским передовым педагогическим системам XIX-XX вв. и последующего времени (Л. Толстой, В. Сухомлинский, С. И. Иванов, Ш.А. Амонашвили и др.). Что касается принципов вальдорфской педагогики, то

в них, по мнению Ассоциации вальдорфских школ Великобритании и Ирландии (Steiner Schools Fellowship), никакой явной связи с антропософией не прослеживается. При всей специфичности и уникальности разработанной Рудольфом Штайнером педагогической системы, можно говорить об ее открытости и созвучности основным педагогическим идеям XX века.

  1. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.

  2. Вульфсон Б. Л. Западноевропейское образовательное пространство XXI века: прогностические модели //Педагогика. 2002. № 2. С.31-39.

  3. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. История авторитарной и гуманистической концепции в педагогике // Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М., 2004.

  4. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: Традиции и перспективы. М., 1993.

  5. Штайнер Р. Искусство воспитания. Методика и дидактика. М., 1996.

  6. Штайнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания, М., 1994.

  7. Штайнер Р. Искусство воспитания. Семинарские обсуждения и лекции по учебному плану. — М., 1995

  8. Штайнер Р. Воспитание ребенка. М., 1993

  9. http://www.steiner.no/wordlist - Список вальдорфских школ в разных странах мира.

infourok.ru

2. Теория свободного воспитания

Свободное воспитание, как течение возникшее в зарубежной педагогике второй половины Х1Х начала ХХ в.в., отрицало воспитание и обучение, основанное на подавлении личности ребенка. Данная теория основана на теории естественного воспитания, выдвинутого Ж.Ж.Руссо еще в 18 в., который в своем полу-романе полу-трактате «Эмиль, или О воспитании» наглядно показал преимущество свободного развития личности без гнета взрослых. Основным принципом обучения по Руссо был следующий «Обучать нужно тому, что само по себе привлекательно, интересно и необходимо в повседневной жизни». Вместе с тем Руссо считал, что воспитатель на самом деле должен руководить ребенком, но так тонко и тактично, что воспитанник об этом не должен догадываться.

Учитель и ученик должны иметь право на свободное развитие, свободное творчество, свободное выражение своей индивидуальности. Сторонником свободного воспитания была итальянский педагог М.Мантессори, отстаивавшая в своих работах мысль о невмешательстве педагога в процесс естественного роста и духовного развития ребенка, но при условии создания для него особых условий, обеспечивающих способности самостоятельно удовлетворять свои потребности.

Под влиянием данной теории воспитания в педагогике сложилась педоцентристская концепция воспитания, суть которой заключается в том, что за основу воспитания и обучения принимаются спонтанные и потребности и интересы, когда опора делается лишь на детский интерес, на неограниченную свободу ребенка.

В России теории свободного воспитания придерживались Л.Н.Толстой и К.Н. Вентцель, С.Т.Шацкий, А.У.Зеленко и др. Л.Н.Толстой в 1859 году организовал в Ясной Поляне школу, работавшую на принципах свободного воспитания, опыт работы школы он освещал в специальном педагогическом журнале «Ясная Поляна». Он полностью разделял мысль Руссо от том, что природа ребенка совершенна, что испорченные искусственной культурой взрослые в процессе воспитания совершают насилие над природой ребенка.

К.Н. Вентцель, активно пропагандировал свободное воспитание в педагогической печати. Он пытался создать теорию свободного воспитания ( Теория свободного воспитания и идеальный детский сад» М., 1919), основные идеи его о всестороннем и гармоническом развитии личности на основе соединения свободного воспитания и развития духовных, физических сил детей, трудового воспитания и творческой активности, свободы педагогического творчества учителей были реализованы в «Доме свободного ребенка», который был открыт его сторонниками в Москве в 1906 году. Идеи свободного воспитания также отражались на страницах журнала « Свободное воспитание», основанный в 1907 году и просуществовавший до 1918 года в Москве.

Слабые стороны теории свободного воспитания заключаются в том, что отрицается всякая педагогическая система. Это приводит к вседозволенности, к снижению роли родителей и учителей как воспитателей, так как они якобы разрушают совершенную от природы личность ребенка, тормозят ее развитие.

3.Педагогическая теория экзистенциализма

Экзистенциализм (экзистенция – от лат. существование) – одно из течений философского идеализма. Развивали его Ж.П.Сартр, А.Камю и Г.Марсель (Франция), Хайдегер и Ясперс (Германия). Русским экзистенциалистом считается религиозный философ Н.А.Бердяев. Он в книге «Самопознание» рассматривал проблемы, связанные с внутренним миром человека, с его мироощущением: о смысле жизни, о своей роли и месте в обществе, о свободе и воле и т.д.

По мнению экзистенциалистов, личность человека непознаваема, иррациональна, следовательно, не может быть изменена с помощью воспитания. Человек противостоит враждебным и непостижимым силам внешнего мира, существование его бессмысленно.

Еще древнегреческие философы Сократ и Демокрит в качестве цели воспитания выдвигали задачу «познай самого себя», исходя из того что в душе каждого человека есть то, что скрыто и задача его «это» раскрыть. Педагогическая проблематика находит место в различных сочинениях экзистенциалистов. Экзистенциалисты умаляют роль воспитания в развитии личности ребенка: внутренняя сущность ребенка недосягаема для серьезных педагогических влияний; родители и воспитатели не могут проникнуть в его внутренний мир ребенка, их роль в этом пассивна, они не могут предвидеть результаты воспитания; одаренные учащиеся не должны тонуть в «усредненной массе».

В целом экзистенциалисты выступали против стандартизации духовной жизни и нивелировки личности, против коллективного воспитания и обучения, ратовали за соборность ( Н.Бердяев). Сторонники религиозного экзистенциализма ( Г.Марсель) считали первостепенной задачей воздействия на личность - воспитание глубокого чувства набожности, отрицали положительное значение научного познания.

studfile.net

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ • Большая российская энциклопедия

  • В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 560

  • Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: M. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов 

СВОБО́ДНОЕ ВОСПИТА́НИЕ, на­прав­ле­ние в пе­да­го­ги­ке, рас­смат­ри­ваю­щее вос­пи­та­ние как по­мощь при­ро­де ре­бён­ка, ес­те­ст­вен­но раз­ви­ваю­ще­го­ся в про­цес­се ос­вое­ния ок­ру­жаю­ще­го ми­ра и сво­бод­но са­мо­оп­ре­де­ляю­ще­го­ся в нём. Офор­ми­лось в нач. 20 в., но ис­то­ри­че­ски не­раз­рыв­но свя­за­но с гу­ма­ни­стич. пе­да­го­гич. тра­ди­ци­ей эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния. Не­по­средств. пред­ше­ст­вен­ни­ком тео­рии С. в. счи­та­ет­ся Ж. Ж. Рус­со, идеи ко­то­ро­го на­шли от­ра­же­ние в пе­да­го­гич. тео­ри­ях и прак­ти­ке пред­ста­ви­те­лей фи­лан­тро­пиз­ма и не­огу­ма­низ­ма.

На ру­бе­же 19–20 вв. сто­рон­ни­ки пе­до­цен­триз­ма (Дж. Дьюи, Э. Кей, М. Мон­тес­со­ри и др.) пе­ре­ос­мыс­ли­ва­ли са­мо по­ня­тие вос­пи­та­ние, свя­зы­вая его трак­тов­ку с раз­ви­ти­ем ин­ди­ви­ду­аль­но­сти вос­пи­тан­ни­ка. За­да­чей вос­пи­та­ния счи­та­ли сти­му­ли­ро­ва­ние ре­бён­ка к са­мо­вос­пи­та­нию, са­мо­обу­че­нию и са­мо­раз­ви­тию че­рез ор­га­ни­за­цию пе­да­го­гом сре­ды, наи­бо­лее со­от­вет­ст­вую­щей по­треб­но­стям фор­ми­рую­щей­ся лич­но­сти.

Жиз­не­дея­тель­ность вос­пи­тан­ни­ков в «сво­бод­ных шко­лах» строи­лась как со­вме­ст­ный труд в учеб­ных клас­сах, мас­тер­ских и на по­лях, са­мо­об­слу­жи­ва­ние и са­мо­управ­ле­ние. Гл. роль иг­ра­ли пе­да­го­ги­че­ски ор­га­ни­зо­ван­ная нрав­ст­вен­но-ин­тел­лек­ту­аль­ная ат­мо­сфе­ра об­ще­ния, вы­ра­бо­тан­ные и при­ня­тые все­ми нор­мы по­ве­де­ния. К по­доб­но­му ти­пу школ мож­но от­не­сти «Улей» С. Фо­ра и шко­лу Р. Ку­зи­не (Фран­ция), «Сво­бод­ную школь­ную об­щи­ну» Г. Ви­не­ке­на и «Шко­лу до­маш­них учи­те­лей» Б. От­то (Гер­ма­ния), а так­же «сво­бод­ные шко­лы» А. Ферь­е­ра и Э. Кла­па­ре­да (Швей­цария).

В Рос­сии од­ним из пер­вых взгля­ды, близ­кие иде­ям С. в., вы­ска­зал Ф. Ф. Ре­зе­нер, обос­но­вав­ший «не­при­ну­ди­тель­ное» вос­пи­та­ние де­тей, ве­ду­щее к са­мо­оп­ре­де­ле­нию, к лич­ной и нравств. сво­бо­де че­ло­ве­ка. Ро­до­на­чаль­ни­ком С. в. в Рос­сии вы­сту­пил Л. Н. Тол­стой. В 1860-х гг. он был убе­ж­дён, что ре­бё­нок сто­ит на­мно­го бли­же, чем взрос­лый, к тем идеа­лам гар­мо­нии, прав­ды, кра­со­ты и до­б­ра, до ко­то­рых его хо­тят воз­вес­ти. По­это­му ре­бён­ку на­до толь­ко пре­дос­тав­лять ма­те­ри­ал, что­бы он мог «по­пол­нять­ся гар­мо­ни­че­ски и все­сто­рон­не», а так­же соз­да­вать ус­ло­вия для сво­бод­но­го са­мо­вы­ра­же­ния. Од­на­ко в 1890-е гг. Тол­стой от­ка­зал­ся от сво­их пе­да­го­гич. воз­зре­ний и при­шёл к вы­во­ду, что С. в. яв­ля­ет­ся «при­хо­тью и раз­вра­том де­тей» и про­ти­во­пос­та­вил ему ре­лиг. вос­пи­та­ние. Тем не ме­нее имен­но идеи ран­не­го Тол­сто­го ста­ли ка­та­ли­за­то­ром рас­про­ст­ра­не­ния С. в. в Рос­сии. Его вы­ра­зи­те­ли (E. E. Гор­бу­но­ва-По­са­до­ва, А. У. Зе­лен­ко, С. Н. Ду­ры­лин, О. В. Кай­да­но­ва и др.) кон­со­ли­ди­ро­ва­лись во­круг ж. «Сво­бод­ное вос­пи­та­ние» (ред. И. И. Гор­бу­нов-По­са­дов, 1907–18), в 1918 вы­хо­дил под назв. «Сво­бод­ное вос­пи­та­ние и сво­бод­ная тру­до­вая шко­ла». Наи­бо­лее глу­бо­кое обос­но­ва­ние тео­рия С. в. в Рос­сии по­лу­чи­ла в ра­бо­тах К. Н. Вент­це­ля.

В нач. 20 в. в Рос­сии осу­ще­ст­в­ле­ны пер­вые по­пыт­ки прак­тич. при­ме­не­ния идей С. в.: «Дом сво­бод­но­го ре­бён­ка» И. И. Гор­бу­но­ва-По­са­до­ва (Мо­ск­ва), «Шко­ла ша­лу­нов» А. И. Рад­чен­ко (Ба­ку) и «Моск. се­мей­ная шко­ла» О. В. Кай­да­но­вой, дет­ские об­ще­ст­ва «Сет­ле­мент» и «Дет­ский труд и от­дых», воз­глав­ляе­мые А. У. Зе­лен­ко и С. Т. Шац­ким.

По­сле 1917 идеи С. в. офи­ци­аль­но рас­смат­ри­ва­лись как про­ти­во­стоя­щие преж­ней «шко­ле учё­бы». Не­ко­то­рые из них по­лу­чи­ли от­ра­же­ние в «Осн. прин­ци­пах еди­ной тру­до­вой шко­лы» (1918): ува­же­ние к лич­но­сти ре­бён­ка, гу­ма­низм, де­мо­кра­тич­ность и др. В 1918–19 на прин­ци­пах С. в. в зна­чит. сте­пе­ни строи­лась дея­тель­ность школ-ком­мун. В стра­нах Зап. Ев­ро­пы в 1920–30-х гг. со­хра­ни­лись лишь отд. оча­ги С. в., напр. «Дом си­рот» Я. Кор­ча­ка в Поль­ше, «Сво­бод­ная шко­ла» Ф. Фер­ре­ра в Ис­па­нии, шко­ла «Рош» Э. Де­мо­ле­на во Фран­ции, шко­ла «Сам­мер­хилл» А. Ни­ла в Шот­лан­дии, шко­лы Мон­тес­со­ри в разл. стра­нах. «Сво­бод­ные шко­лы» ос­та­ва­лись еди­нич­ны­ми, ав­тор­ски­ми учеб­ны­ми за­ве­дения­ми. Ин­те­рес к иде­ям С. в. вновь воз­рос с кон. 1950-х гг. В 1960–80-х гг. его тра­ди­ции про­дол­жи­ли сто­рон­ни­ки гу­ма­ни­сти­че­ской пе­да­го­ги­ки.

В сов. пе­да­го­ги­ке не­ко­то­рые гу­ма­ни­стич. тен­ден­ции, свой­ст­вен­ные С. в., ста­ли воз­ро­ж­дать­ся в опы­те В. А. Су­хо­млин­ско­го во 2-й пол. 1960-х гг. и в пе­да­го­ги­ке со­труд­ни­че­ст­ва в кон. 1980-х гг. В 1990-х гг. поя­ви­лись ча­ст­ные учеб­ные за­ве­де­ния, стре­мя­щие­ся стро­ить об­ра­зо­ват. про­цесс, ис­хо­дя из ин­те­ре­сов ре­бён­ка и опи­раю­щие­ся на прин­ци­пы сво­бод­но­го вос­пи­та­ния.

bigenc.ru


Смотрите также

АСТОК