Диагноз дизартрия у ребенка что это


Дизартрия у детей у детей нормальным психофизическим развитием: формы, причины, лечение

Младенческий лепет и первые неловкие звуки, точно музыка, умиляют и забавляют окружающих. Время идет, погодки подрастающего сокровища уже уверенно и понятно высказываются, а похвастаться такими же успехами не вас не получается. Не утешают и плановые осмотры с серьезными лицами докторов. Обсудим, что делать, если у ребенка выявлен неприятный диагноз – дизартрия.

Что это такое

Диагноз дизартрия ставят огромному количеству детей. Часто напуганная семья даже не осознает, в чем заключается суть заболевания. Разнообразные виды и формы дизартрии имеют общую суть – некорректное произношение из-за поражения нервной системы.

В народе про детей с этим нарушением говорят, что у них “каша во рту”. Их речь смазанная, невнятная.

Наиболее распространенный вид данного нарушения – стертая дизартрия. Его ставят массово очень многим детям при прохождении медицинского осмотра перед детским садом. Однако существует множестсво других форм заболевания.

Классификация

Согласно книгам Винрарской, патогенез дизартрии связывается с целым спектром нарушений, локализующихся в различных отделах головного мозга:

  • Коры обоих полушарий (корковая дизартрия).
  • Мозгового ствола (отсюда – бульбарная и псевдобульбарная дизартрия у детей).
  • Подкорково-стволовых отделов (подкорковая, или экстрапирамидная дизартрия).
  • Подкорково-мозжечковых структур (подкорковая дизартрия, мозжечковая дизартрия).
  • Травмы нескольких частей (смешанная, могут сочетаться, к примеру, бульбарная и мозжечковая дизартрия или бульбарная и корковая дизартрия).

При псевдобульбарной дизартрии наблюдаются:

  1. Паралич речевого аппарата.
  2. Непроизвольные эмоциональные реакции (плач, смех).

При бульбарной:

  1. Отсутствие мимической реакции.
  2. Затрудненное глотание.
  3. Сказанное звучит, как «каша».
  4. В отдельных случаях – сходство с корковой.
  5. При корковой дизартрии у детей, в отличие от бульбарной, прослеживается корректная структура речи с ошибками в отдельных слогах.

В русскоязычных медицинских изданиях распространена такая классификация:

  1. Спастико-паретическая дизартрия (нарушен мышечный тонус лицевых мышц).
  2. Спастическая (поражены нейроны).
  3. Спастико-ригидная (нарушен тонус лица в связи с поражением ганглиев).
  4. Атактическая (при нарушениях в мозжечке).
  5. Гиперкинетическая (непроизвольные мышечные спазмы одной из глубинной, например экстрапирамидной, систем мозга).
  6. Стертая форма дизартрии
  7. Смешанная (комбинация одной или нескольких разновидностей).

Структура речевого дефекта при дизартрии напрямую связана с конкретным ее подвидом.

Гиперкинетическая и спастико-паретическая дизартрия проявляются, как:

  • Дрожащий, сдавленный голос
  • Приоткрытый рот с подтеканиями слюны
  • Медленная речь, звучащая «в нос»
  • «Одеревенение» языка
  • Затрудненное глотание
  • Непроизвольная мимика

Спастическая:

  • Хрипотца
  • Назальное протяжное звучание
  • Приторможенность, звучание «в нос»
  • Неоднородный темп
  • Встречается при рассеянном или боковом амиотрофическом склерозе

Спастико-ригидная:

  • Хриплость или шепот
  • Неоднородный, сбивчивый темп
  • Дублирование звукосочетаний и слов
  • Частые паузы
  • Нарушение – частый спутник болезни Паркинсона

Атактическая – напоминает человека в нетрезвом состоянии.

Стертая:

  • Ослабление ротовых мышц
  • Обездвиживание верхней губы

Причины возникновения

Причины, или, более научно, этиология дизартрии, зависят от времени ее появления.

Во время беременности:

  1. Химическая интоксикация (тесный контакт со вредной химией).
  2. Перенапряжение и стрессы.
  3. Гестозы и вытекающая из них почечная недостаточность.
  4. Резус-конфликт при травмах живота или частичной отслойке плаценты.
  5. Вирусные инфекции – ветрянка, грипп, краснуха и многие другие.
  6. Паразитарные болезни, как токсоплазмоз, который можно подхватить от непривитых кошек.
  7. Алкоголь, наркотики и сигареты – как при систематическом, так и однократном приеме.
  8. Недоношенность.

Наиболее опасным является влияние данных факторов в течение первого триместра. Обращать внимание стоит на поздний токсикоз беременных, потенциальный «маячок» гестоза.

В момент родов:

  • Застой в родовых путях
  • Асфиксия
  • Черепно-мозговая травма или кровоизлияние
  • Недоношенность
  • Конфликт резусов крови (отрицательный у матери, положительный у плода) без приема соответствующих медикаментов.

Послеродовой период:

  1. Гидроцефалия и гидроцефальный синдром
  2. Энцефалит
  3. Менингит
  4. Опухоли в голове
  5. Запущенные стадии желтухи и гнойного отита
  6. ЧМТ
  7. ДЦП

Диагностика заболевания

Признаки дизартрии порой серьезно разнятся. Некоторые формы дизартрии слышны даже неискушенным слухом, с остальными гораздо сложнее.

Стертая дизартрия у детей, или первый этап, – говорение достаточно понятное, с особенностями:

  1. Легкая гнусавость
  2. Отсутствие эмоциональной окраски, монотонность
  3. Теряются звуки – чаще шипящие («ш», «с»)
  4. Неспособность «пропевать» долгие гласные («а», «о»)

Дифференциальная диагностика дизартрии в этом случае – наиболее сложная задача. Как упоминает профессор Е.Ф. Архипова, стертая дизартрия лучше всего поддается коррекции у детей.

При ухудшениях, на следующем шаге развития:

  • Характерный назальный оттенок голоса
  • Слова разбирать можно, но четко слышны дефекты произношения.

Далее:

  • Специфическая неразборчивая речь
  • Малыша понимают только самые близкие.

В наихудшем случае:

  • Детишки говорят совсем невнятно
  • Или неспособны на это вообще.

Такая классификация дизартрии позволяет понять, что малейшие задержки в речи – повод обратиться к специалистам.

Если к пяти годам кроха еще лопочет на языке, понятном лишь для родителей – пора бить тревогу!

Окончательная постановка диагноза – задача врача-невролога и логопеда. Они же проводят регулярное обследование детей с дизартрией.

Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием и при сопутствующих заболеваниях имеет некоторые схожие черты.

Структура дефекта при дизартрии по вине дцп (чаще всего по локализации она корковая):

  1. Проблемы в сглатывании
  2. Язык располагается не прямо, а с наклоном. Может непроизвольно подрагивать
  3. Слабое небно-глоточное смыкание
  4. Напряженное лицо
  5. Несмыкание губ, слюнотечение
  6. Помимо имеющихся ограничений подвижности, коммуникация дополнительно осложняется нечеткой артикуляцией.

Психолого-педагогическая характеристика

При отсутствии серьезных повреждений клинико-психологическая картина следующая:

  1. Запаздывание развития мелкой моторики
  2. Неуклюжесть
  3. Ограниченная или нескоординированная подвижность
  4. Тремор конечностей
  5. Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией связана с тем, что малышам трудно выполнять простые задания, необходимые для школы (писать, рисовать, делать апликации). Могут возникать сложности в общении со сверстниками. Неудобные вопросы и подшучивание одноклассников, сочувственные взгляды учителей – это будет создавать ощущение потерянности, замкнутости.

Лечение нарушения

Обследование детей с дизартрией и лечение дизартрии производится логопедом и невропатологом. Без регулярного контроля на базе медицинских учреждений ситуация будет только усугубляться.

Они могут назначить медикаменты из списка:

  • Энцефабол
  • Пантокальцин
  • Циннаризин
  • Инстенон
  • Глиатилин
  • Персен
  • Ново-Пассит
  • Актовегин
  • Церебролизат

Прежде чем начать медикаментозное лечение, проконсультируйтесь с врачом. Не занимайтесь самолечением таблетками.

Коррекция дизартрии у детей с нормальным психофизическим развитием

Комплекс упражнений для коррекции дизартрии от эксперта нашего сайта Татьяны Рыбак, учителя-логопеда.

Коррекция  и лечение речевых нарушений посредством логопедических упражнений проводится логопедом. Однако, повторяя эти упражнения в домашних условиях, родители могут значительно сократить сроки коррекции.

Дыхательная гимнастика

Дыхательную гимнастику можно проводить дома и на прогулках. Упражнения выполняют лежа, сидя, стоя.

Дыхательные упражнения желательно проводить в хорошо проветренном помещении. Продолжительность одного подхода не должна превышать 70 секунд. На начальных этапах не более 30 секунд, иначе у ребенка может закружиться голова. Не рекомендуется выполнять дыхательные упражнения перед сном.

  • «Мишка на воздушном шаре»
    Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища.
    «Давай представим, что живот – это воздушный шар. Когда делаем вдох, шарик надувается, при выдохе – животик сдувается». Для контроля на живот ребенка кладут медвежонка (либо другую игрушку). Просим ребенка поднимать игрушку вверх, делая вдох, опускать – делая выдох.
  • «Шарик поет»
    Основа упражнения остается та же.
    Просим ребенка научить шарик говорить. На выдохе, когда животик будет опускаться, поем песенку шарика «ф-ф-ф-ф-ф», «а-а-а-а-а», песенку комарика: «з-з-з-з-з-з» и т.д.
    В ходе упражнения формируется диафрагмальное дыхание и ведется работа над голосом.

При выполнении следующих упражнений важны условия:

  1.  Упражнение можно выполнять, как стоя, так и сидя.
  2.  Плечи не должны подниматься вверх.
  3. Щеки не должны надуваться. Воздух проходит через губы.
  4. Время выполнения: не более 1 -1,5 минут на проведение одного подхода.
  • Кораблики
    Не только мальчишки, но и девчонки обожают эту игру. Запускать кораблики можно не только на улице, но и  дома – в ванной или тазике. Кораблики могут быть самыми разными: бумажные, пластмассовые, резиновые.

  • Упражнения с коктейльной трубочкой:

В стакан, который позже закроем крышкой, помещаются пенопластовые шарики. В крышке делается отверстие и вставляется трубочка. Когда ребенок дует через трубочку, получается ураган.

Для упражнения необходим стакан с водой, лист бумаги, краски, кисточка, коктейльная трубочка. Вместе с ребенком лист точечно в хаотичном порядке раскрашиваем красками, но так чтобы в этих цветных точках было достаточное количество воды. Затем просим ребенка дуть на эти точки. Получаются красивые рисунки.

  • «Бабочка села на цветок»

Из картона вырезаем цветок, а из цветной бумаги делаем бабочку.

Бабочка села на цветок. Сдуй бабочку с цветка.

Дуй на шарик, забивай его в ворота. Кто больше голов забьет, ты или я?

Подуй как «ветерок» на вертушку.

Не забывайте о том, что щеки надуваться при этом не должны. Предложите ребенку с помощью зеркала контролировать себя или помогайте ребенку, удерживая щечки руками.

  • «Дорожка ежа»

Фон для упражнения нарисовать самостоятельно или найти подходящую картинку в интернете.

Ежик пришел в лес собрать ягодки и грибы, но с деревьев нападало много листиков и теперь еж не может ничего найти. Ежик просит помочь ему. Сдуй листья, не надувая щечки.

Артикуляционные упражнения

Артикуляционная гимнастика «упражнения для язычка»– это важная составляющая часть коррекционной работы. Она необходима для того, чтобы сформировать правильный артикуляционный уклад каждого нарушенного звука, нормализовать тонус мышц языка.

Упражнения для губ
  • «Улыбка», «Лягушка»: широко улыбнуться и удержать губы в таком положении на счет до 5.
  • «Трубочка», «Слоник»: вытянуть губки вперед, удерживать губы в таком положении на счет до 5.
  • Чередование упражнений: “улыбка”-“трубочка”.
Упражнения для щек
  • «Шарик надувается»
  • «Шарик сдувается»
  • Надувать и сдувать шарики попеременно.
Упражнения для языка
  • «Часики»:  широко открыть рот, перемещать язык вправо, влево. Челюсть остается неподвижной.
  • «Качели»: широко открыть рот, поднимать язык то к верхней губе, то к подбородку.Челюсть остается неподвижной.
  • «Лопатка»: широко открыть рот,  “широкий” язык лежит спокойно на нижней губе. Удерживать язык на счет до 5-7.
  • «Чистим зубки»: перемещать язык по кругу «в кармашке» между губами и зубами. Челюсть при этом не двигается. Рот закрыт.
  • «Вкусное варенье»: намазать губы вареньем, шоколадной пастой или чем-нибудь другим, что нравится ребенку. Широко открыть рот, облизать губы по кругу. Челюсть двигаться не должна.
  • «Лошадка»: цокать язычком медленно и сильно, присасывая язычок к нёбу. челюсть при выполнении упражнения должна оставаться неподвижной. При цокании губы можно вытягивать вперед, можно улыбаться. Или делать попеременно: цоканье при трубочке и улыбке.

Читайте также: Комплекс артикуляционной гимнастики при дизартрии в картинках для детей

Как разнообразить занятия

Артикуляционная гимнастика при ежедневных занятиях быстро надоедает малышам. Чтобы разнообразить занятия используйте следующие игры.

Можно сделать лабиринты с разным сюжетом. Главное придумать занимательную историю перед прохождением лабиринта.

 

  • «Логомешочек»

В мешочек помещаем фигурки, которые ассоциируются с артикуляционными упражнениями. Ребенок, вытягивая фигурку, выполняет упражнение.

Используйте приложения для телефонов с масками. Ребенок смотрится в экран телефона с маской и выполняет упражнение.

Изготовьте паровозик из картона и наклейте на вагончики наклейки или рисунки, иллюстрирующие артикуляционные упражнения. Выполняя упражнение, ребёнок прикрепляет вагон.

Надеемся, что с помощью этих нескучных упражнений, вы превратите коррекционные занятия в увлекательную игру и ваш малыш будет заниматься с удовольствием.

Рейтинг автора

5

Автор статьи

учитель-логопед

Написано статей

1

orechi.ru

Дизартрия у детей: диагностика и лечение

Нарушение произносительной части речи и моторики у детей с дизартрией связано с органическими поражениями головного мозга и центральной нервной системы. Это говорит о том, что лишь одними занятиями с логопедом лечение данной патологии не должно ограничиваться. В данном случае большую роль в дальнейшей жизни малыша играет комплексный подход к решению проблемы.

Комплексный подход к лечению дизартрии у детей включает в себя использование различных методов терапевтического воздействия:

  • медикаментозная терапия
  • упражнения лечебной физкультуры
  • дыхательная гимнастика
  • логопедический массаж, самомассаж артикуляционного аппарата
  • занятия с логопедом
  • психологическая помощь детям с нарушениями речи
  • лечебные ванны
  • пескотерапия
  • дельфинотерапия
  • иглоукалывание и рефлексотерапия
  • иппотерапия
  • занятия с родителями по развитию мелкой моторики и графо-моторных навыков, выработка навыков самообслуживания.

Медикаментозная терапия при дизартрии имеет своей целью улучшение умственной и интеллектуальной деятельности ребенка. Специальных лекарств от данной болезни не существует, поэтому врачам приходится обходиться неспецифическими средствами из группы ноотропов, которые безопасны для малышей. К таким препаратам, которые улучшают память и внимание, стимулируют умственную и познавательную деятельность, положительно влияют на образование и развитие интеллектуальных навыков, улучшают обучаемость ребенка, можно отнести:

  • «Фенибут»
  • «Гопантеновую кислоту»
  • «Энцефабол»
  • «Кортексин» и другие.

Остальные препараты (противосудорожные, сосудистые, метаболические и седативные) назначают маленьким пациентам лишь в связи с основным заболеванием, на фоне которого развивается дизартрия, например, при ДЦП.

Коррекция дизартрии у детей

Коррекционная работа с детьми, которым выставлен диагноз «дизартрия», заключается не только в том, чтобы сделать их речь понятной для окружающих, но и в улучшении лексического запаса, освоении навыков чтения и письма, развитии пространственного мышления.

Программа коррекционных занятий при дизартрии у детей состоит из следующих этапов:

  1. Формирование лексико-грамматического и фонетического компонентов речи
  2. Исправление коммуникативной функции речи
  3. Коррекция письма
  4. Развитие зрительно-пространственного мышления.

Обычно такие занятия проводятся логопедом в специализированных детских заведениях. При легкой степени дизартрии дети просто проходят курс коррекции речи и возвращаются домой с последующим обучением в обычной школе. Если же поражения головного мозга и ЦНС тяжелы, как, например, при ДЦП, дети обучаются в специализированных заведениях (интернатах) на постоянной основе под контролем специалистов.

Наука о логопедической коррекции дизартрии у детей с ДЦП берет сове начало еще в середине ХХ столетия. Тогда же были сформулированы основные фонетические принципы устранения нарушений речи:

  • В работе над звукопроизношением основной акцент нужно делать на семантике и акустических характеристиках слова, а не на артикуляции, с которой детки при ДЦП испытывают значительные затруднения
  • Основные усилия нужно направить на повышение качества акустического восприятия звуков различной силы, высоты и продолжительности, фонематического восприятия и кинематического восприятия артикуляции
  • Основные составляющие движения необходимо развивать при участии сначала больших, а затем уже и малых мышечных групп
  • Схему движения для понятности можно формировать на одном органе, а затем переносить на другой
  • Ребенку нужно позволить воспроизводить звуки доступным для него способом, опираясь не на формирование новых артикуляционных навыков, а с использованием уже имеющихся. У пор нужно делать на акустических свойствах звуков.
  • Необходима четкая автоматизация движений для формирования двигательных стереотипов, что предотвратит искажение звуков.

Моменты, которые надо учитывать в коррекционной работе при ДЦП:

  • Основным направлением работы является формирование фонетико-фонематической стороны речи, но немалое внимание уделяется и общей психической деятельности малыша
  • Моторная функция речи должна развиваться параллельно с фонематическими представлениями ребенка
  • Обязательным условиям для успешной работы логопеда является формирование положительной мотивации, стимулирующей ребенка совершенствовать свою речь
  • Занятия по развитию фонетического восприятия отдельных звуков и речи в целом должны немного опережать уроки правильного их воспроизведения.
  • Артикуляционные упражнения должны быть доступны для детей с дизартрией, а формирование правильного произношения нужно проводить с акцентом на акустических его особенностях.
  • Формирование артикуляционного праксиса должно быть последовательным, начиная от формирования воздушной струи, подключения к ней голоса, и заканчивая выработкой артикуляционных навыков.

[18], [19], [20]

Массаж при дизартрии

Переоценить важность логопедического массажа при дизартрии у детей очень трудно, ведь нарушения речи у них чаще всего связаны повышенным или сильно пониженным тонусом мышц лица и артикуляционного аппарата. Это затрудняет различные коррекционные мероприятия по развитию речи у малышей. Для того, чтобы логопедическая коррекция дизартрии приносила хорошие результаты, каждое такое занятие рекомендуется начинать именно с массажа, при необходимости добавляя элементы артикуляционной гимнастики.

Логопедический массаж при дизартрии у детей включает в себя такие направления:

  • Мимический (расслабляющий) массаж лица и шеи
  • Точечный массаж отдельных зон артикуляционного аппарата
  • Массаж языка при помощи рук и зонда
  • Самомассаж или выполнение пассивной мимической и артикуляционной гимнастики.

Массаж при отсутствии противопоказаний проводится специально обученным специалистом. Хотя некоторые элементы массажа доступны и родителям малыша после того, как логопед или медработник, в совершенстве овладевший элементами массажа, покажет, как их правильно выполнять.

Массаж зачастую проводится курсами от 10 до 20 процедур, длительность которых постепенно возрастает с 5 до 25 минут.

Посредством массажа достигается:

  • Нормализация мышечного тонуса (общего, мускулатуры лица и артикуляционного аппарата)
  • Снижение вероятности возникновения парезов и параличей мускулатуры речевого аппарата
  • Разнообразие артикуляционных движений и увеличение их амплитуды
  • Стимулирование групп мышц с недостаточной сократительной способностью вследствие нарушения иннервации
  • Формирование скоординированных произвольных движений органов речи.

Логопедические занятия при дизартрии у детей

Занятия с логопедом играют большую роль в развитии речи при дизартрии у детей. При комплексном подходе с учетом тяжести заболевания и сопутствующих патологий можно добиться неплохих результатов.

Логопедические занятия при дизартрии у детей проводятся в игровой форме и состоят из серии специальных упражнений, описанных в индивидуальной речевой карте маленького пациента. Эти упражнения подбираются с учетом особенностей речи пациента, связанной с нарушениями определенных отделов головного мозга. Длительность курса логопедических занятий зависит от скорости усвоения малышом речевых навыков, ну и, конечно же, от степени тяжести самой патологии.

Распространенные типы упражнений, используемые для коррекции речи у детей с дизартрией:

  • Упражнения для развития мелкой моторики, которые включают в себя элементы лечебной гимнастики и пальчиковые игры.
  • Упражнения для развития артикуляции, в список которых входит и логопедический массаж, дополненный пассивной и активной артикуляционной гимнастикой.
  • Занятия дыхательной гимнастикой для коррекции физиологического и речевого дыхания.
  • Коррекционные занятия по исправлению звукопроизношения плюс закрепление навыков правильной речи.
  • Упражнения для формирования навыков выразительной эмоционально окрашенной речи (правильное восприятие и воспроизведение тембра, ритма, интонации речи и оценка речи на слух, умение владеть своим голосом).
  • Упражнения на развитие речевой коммуникации (умение общаться вербальным способом) и достаточного словарного запаса у ребенка.

Занятия с логопедом могут проходить в индивидуальном порядке или в специализированных группах и классах садиков и школ, а также в специализированных учебных заведениях. Проводятся занятия в следующей последовательности:

  1. Подготовительный этап (массаж, артикуляционная и дыхательная гимнастика)
  2. Формирование первичных (основных) произносительных навыков
  3. Последовательное формирование коммуникативных умений.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Комплекс артикуляционных упражнений при дизартрии у детей может включать в себя как упражнения для общего развития речи, так и специальные серии упражнений, направленных на коррекцию произношения отдельных звуков.

Основной комплекс артикуляционной гимнастики для детей состоит из 10 упражнений с игровыми названиями, привлекательными для малышей:

  • Упражнение «Лягушка» представляет собой напряженную улыбку с приоткрытым ртом и сомкнутыми зубами, которую надо удерживать, не выдвигая нижнюю челюсть вперед, пока логопед досчитает до 5.
  • Упражнение хоботок не что иное, как максимальное вытягивание губ вперед при сомкнутых зубах и губах на счет до 5.
  • Упражнение «Лягушка-Хоботок» - это чередование двух вышеописанных упражнений.
  • Упражнение «Окошко» представляет собой поочередное открывание и закрывание рта на «раз-два».
  • Упражнение «Лопаточка»: улыбка при открытом рте, из которого на нижнюю губу свисает вытянутый «широкий» язык. Упражнение нужно выполнять без напряжения нижней губы, удерживая положение на счет до 5.
  • Упражнение «Иголочка»: улыбка при открытом рте, но язык выставляется острым. При этом надо стараться не загибать язычок кверху.
  • Упражнение «Лопаточка-Иголочка» - попеременное выполнение на счет «раз-два» вышеназванных упражнений.
  • Упражнение «Часики» используется как при диагностике, так и при коррекции дизартрии. Во время улыбки с открытым ртом язык движется вправо-влево, касаясь то одного, то другого уголка рта.
  • Упражнение «Качели»: в том же положении упираться кончиком языка то в верхние, то в нижние зубы на счет «раз-два».
  • Упражнение «Лошадка» - щелкание кончиком языка как имитация цоканию копыт лошади.

[21]

Формирование речевого дыхания у детей с дизартрией

Дыхательная недостаточность при дизартрии у детей проявляется в неправильном типе дыхания и коротком речевом выдохе. Упражнения для коррекции дыхательной функции направлены на формирование речевого и физиологического дыхания у детей с дизартрией.

Целью дыхательной гимнастики является увеличение объема дыхания, нормализация его ритма, выработка плавного, длительного и экономного выдоха.

Комплекс упражнений состоит из различных серий, включающих:

  • классические упражнения по формированию физиологического дыхания,
  • упражнения и игры для развития речевого дыхания без применения речи,
  • дыхательно-голосовые игры на материале гласных звуков,
  • идентичные упражнения с использованием согласных звуков,
  • дыхательно-голосовые игры с использованием слов,
  • игры, направленные на формирование удлиненного выдоха с одновременным произнесением фраз различной длины и сложности.

Как и в случае артикуляционной гимнастики упражнения на развитие речевого дыхания имеют привлекательные для детишек названия, проводятся в игровой, понятной для ребенка форме логопедом, имеющим опыт работы с такими детками. Малышам предлагают задуть «свечу», раздуть «костер», воспроизвести гудок паровоза или шипение кошки, поиграть на самодельных духовых инструментах, изготовленных из колпачков ручек или фломастеров и т.д. Основной упор делается на том, чтобы заинтересовать ребенка в занятиях и дать почувствовать себя полноценным человеком.

[22], [23], [24], [25]

Развитие фонематического слуха у детей с дизартрией

Для всестороннего формирования речи ребенка с дизартрией важно научить ребенка не только говорить, но и воспринимать речь на слух. Если ребенок не умеет слушать и правильно понимать речь других, то у него намного легче будет сформировать правильное произношение звуков и слов.

Целью упражнений по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией является:

  • закрепление умений дифференцировать (различать) звуки родной речи,
  • развитие слухового внимания,
  • формирование умения согласовывать движения с текстом в зависимости от динамики и темпа изложения,
  • развитие умения ориентироваться в пространстве без помощи зрения,
  • совершенствование фонематического слуха: поиск слов с заданным звуком, определение места звука в слове, подбор слов с определенным звуком при составлении предложения, деление слов на слоги, построение простых и сложных предложений, определение неправильно произнесенных слов,
  • развитие самоконтроля за произнесением звуков и слов.

Обычно такие занятия проводятся в группах, чтобы повысить заинтересованность малышей в занятиях и на практике обучить их различным способам коммуникации. А вот формирование правильного звукопроизношения происходит уже во время индивидуальных занятий.

[26], [27], [28], [29], [30]

ilive.com.ua

Дизартрия — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 августа 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 августа 2019; проверки требует 1 правка.

Дизартрия (из др.-греч. δυσ- — приставка, означающая затруднённость, расстройство + ἀρθρόω — «сочленяю, соединяю») — нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. При дизартрии, в отличие от афазии, ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. У взрослых дизартрия не сопровождается распадом речевой системы: нарушением восприятия речи на слух, чтения, письма. В детском же возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи. Выявление дизартрии требует неврологического обследования, по результатам которого назначаются лечение и логопедическая коррекция.

Дизартрия не является самостоятельным заболеванием, хотя у некоторых больных может быть наиболее заметным проявлением поражения нервной системы. Наблюдается при травмах и опухолях нервной системы, нарушениях мозгового кровообращения, нейроинфекциях, демиелинизирующих заболеваниях и др. У детей дизартрия часто сочетается с другими проявлениями дизонтогенеза, вызванного действием пре- и перинатальных факторов, входит в структуру нарушений при детских церебральных параличах.

Значительное нарушение звукопроизношения легко распознаётся, поскольку речь смазанная, глухая, часто с носовым оттенком («Говорит, как с кашей во рту»). Лёгкие нарушения артикуляции выявляются при специальном логопедическом обследовании.

Форма дизартрии зависит от места поражения нервной системы. Предложены разные классификации дизартрий, однако основной и наиболее распространённой в мире является клинико-неврологическая классификация, предполагающая выделение 6 форм (и одной смешанной):

  • вялая — обусловлена периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов и/или их ядер, а также нарушения нервно-мышечной передачи. Часто сочетается с расстройствами глотания. Является одной из составляющих бульбарного синдрома;
  • спастическая — обусловлена двусторонним центральным парезом или параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения передних центральных извилин и/или корково-ядерных путей. Является одной из составляющих псевдобульбарного синдрома;
  • односторонняя верхнемотонейронная — обусловлена преимущественно односторонним центральным парезом или параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие одностороннего поражения передних центральных извилин и/или корково-ядерных путей;
  • атаксическая [атактическая?] — обусловлена поражением мозжечка или его проводящих путей; характеризуется растянутой, скандированной речью с нарушением модуляции и меняющейся громкостью;
  • гиперкинетическая — вид экстрапирамидной дизартрии, возникающий при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. Является одним из вариантов гиперкинезов, часто сочетается с гиперкинезами другой локализации. Речь смазанная, невнятная с носовым оттенком, резко нарушена просодика, интонационно-мелодическая структура речи, её темп;
  • гипокинетическая — вид экстрапирамидной дизартрии, возникающий при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. Чаще всего наблюдается при паркинсонизме, характеризуется замедленной невыразительной речью, нарушениями модуляции голоса;
  • смешанная — часто наблюдается при травмах нервной системы, диффузном и многоочаговом её поражении, когда имеет место сочетание разных механизмов дизартрии.

Диагноз дизартрии (МКБ-10: R47.1) устанавливается врачом (как правило, невропатологом). При этом учитывается заключение логопеда. Логопед, в свою очередь, исследует не только особенности и характеристики нарушения звукопроизношения, но и все другие стороны речи.

Поскольку дизартрия не является самостоятельным заболеванием и может наблюдаться при многих расстройствах нервной системы, содержание и очерёдность лечебных мероприятий определяются врачом после установления клинического диагноза, с учётом возраста и состояния больного. Во многих случаях требуется комплексное (лечебное и логопедическое) воздействие.

В детской логопедической практике важная роль отводится общему развитию всех сторон речи: словаря, грамматического строя, фонематического слуха, поскольку дети, страдающие дизартрией, испытывают в школьные годы трудности в усвоении письменной речи. В некоторых случаях целесообразно обучение таких детей в дошкольном периоде в логопедических группах детского сада.

Прогноз зависит от основного заболевания. Целью работы логопеда является достижение понятной окружающим речи.

ru.wikipedia.org

Стертая дизартрия - причины, симптомы, диагностика и лечение

Стертая дизартрия – легкие расстройства фонетического и просодического компонентов речи, обусловленные негрубым нарушением иннервации артикуляторных органов. Для речевого дефекта характерна нечеткая артикуляция, искажение звуков нескольких фонетических групп, сложности автоматизации, маловыразительная речь. Дизартрические нарушения диагностируются в процессе уточнения логопедического и неврологического статуса. Коррекция осуществляется с использованием артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики, логопедического массажа. Особых усилий требует автоматизация вызванных звуков и нормализация просодики. Параллельно проводится лечение у невролога.

Общие сведения

Стертая форма дизартрии – распространенная речевая патология среди дошкольников. При обследовании детей, посещающих логопедические группы ДОУ, дизартрический компонент выявляется у 50% лиц с ОНР и 35% с ФФН. Около 10% случаев сложной дислалии при более детальном изучении переквалифицируются в легкую степень дизартрии. Термин «стертая дизартрия» предложен в 1969 г. логопедом и исследователем О.А Токаревой – этим понятием она обозначила неярко выраженные признаки псевдобульбарной дизартрии, отличающиеся особыми сложностями преодоления. В последующие годы вопросы терминологии неоднократно дискутировались и уточнялись специалистами-дефектологами. На сегодняшний день в отечественной логопедии принято название речевой патологии «минимальные дизартрические расстройства» (МДР), в зарубежной практике используется термин «артикуляционная диспраксия развития».

Стертая дизартрия

Причины стертой дизартрии

Нерезко выраженный дизартрический компонент обусловлен избирательной неполноценностью иннервации мышц губ, языка, мягкого неба. Такое состояние может быть вызвано органическим поражением различных отделов ЦНС во внутриутробном, интранатальном и раннем постнатальном периоде. Предпосылками для возникновения настоящего речевого нарушения выступают:

  • Осложнения гестации. Наличие у беременной токсикоза, артериальной гипертензии, нефропатии, иммунологической несовместимости, гестационного диабета и других патологий приводит к фетоплацентарной недостаточности. В результате плод страдает от дефицита кислорода и питательных веществ, следствием которых являются внутриутробная гипоксия и задержка развития.
  • Внутриутробные инфекции. Негрубые поражения ЦНС плода обычно происходят при инфицировании в третьем триместре гестации. Для последующего развития речевой моторики опасность представляют врожденная герпес-инфекция, цитомегалия, гепатиты, токсоплазмоз и др.
  • Патологическое течение родов. Данная группа риск-факторов включает затяжные или стремительные роды, длительный безводный период, легкую асфиксию новорожденного. Акушерские операции с применением щипцов, вакуум-экстракции увеличивают опасность внутричерепной родовой травмы у младенцев.
  • Заболевания доречевого периода. Повреждение ЦНС в первый год жизни может быть обусловлено поствакцинальными осложнениями, а у непривитых детей - тяжелым течением инфекционных заболеваний (гриппа, краснухи, менингококковой инфекции и др.), осложненных менингитом или энцефалитом.

Дети с легкими дизартрическими нарушениями в раннем возрасте обычно наблюдаются у детского невролога по поводу перинатальной энцефалопатии, проходят курсы фармакотерапии и массажа. Развитие ребенка после года в основном протекает благополучно, он снимается с диспансерного учета. Иногда в более старшем возрасте обнаруживаются признаки минимальной мозговой дисфункции.

Патогенез

При легкой степени дизартрии обычно выявляется поражение нижней ветви тройничного (V пара), лицевого (VII пара), языкоглоточного (IX пара), подъязычного (XII пара) нервов. В результате нарушается функция мышечных групп, иннервируемых этими черепно-мозговыми нервами. При поражении тройничного нерва возникает ограничение подвижности нижней челюсти, отмечаются синкинезии губ и языка. Нарушение функции лицевого нерва предопределяет недостаточный объем мимических движений, сглаженность и асимметричность носогубных складок. Иннервационной неполноценностью языкоглоточного нерва объясняется назализация речи, гиперсаливация, ограничение амплитуды движений корня и спинки языка. Функциональная недостаточность подъязычного нерва обусловливает трудности удержания артикуляционной позы и поднятия языка в верхнюю позицию, тремор языка.

При МДР прежде всего страдает функция мышц языка, окружности рта, нёба, мимических и жевательных мышц, участвующих в управлении моторной стороной речи. Ведущим нарушением при стертой дизартрии выступают устойчивые фонетические дефекты. Неполноценная иннервация артикуляторных органов негативно влияет на интонационно-выразительный аспект речи. Фонематические и лексико-грамматические нарушения обусловлены смазанной артикуляцией и потому носят вторичный характер.

Классификация

Речевой статус при стертой дизартрии может быть нарушен в различных аспектах: в одних случаях превалируют фонетические дефекты, в других – просодические, в третьих – они могут быть равноценны. В зависимости от патогенетического варианта выделяют следующие виды МДР:

  • Стертая корковая дизартрия. Обусловлена микроочаговым поражением коркового речедвигательного центра. Нарушена только фонетическая (произносительная) стороны речи. Фонематические и просодические компоненты сохранны.
  • Стертая экстрапирамидная дизартрия. Связана с повреждением подкорковых ядер и ганглиев. На первый план выходят расстройства просодики; нарушения звуковоспроизведения и звуковосприятия выражены в меньшей степени.
  • Стертая псевдобульбарная дизартрия. Возникает при поражении проводящих путей, ведущих от коры к ядрам черепно-мозговых нервов. В равной степени определяются нарушения всех фонетико-фонематических компонентов.
  • Смешанная форма стертой дизартрии. Обычно включает в себя псевдобульбарный компонент, поэтому основные дефекты отмечаются в произносительной и звукоразличительной стороне речи.

Симптомы стертой дизартрии

У ребенка с легким дизартрическим статусом нарушены моторная сфера, звукопроизношение, просодический аспект речи. Однако все эти дефекты выражены минимально, в стертой форме, поэтому обнаруживаются только при внимательном невролого-логопедическом обследовании. Обычно стертая дизартрия диагностируется в 5-6 лет. До этого речевые нарушения расцениваются как полиморфная дислалия, и только необычайная стойкость дефектов звукопроизношения заставляет специалистов взглянуть на проблему глубже.

В общем физическом развитии у детей с МДР наблюдается незначительное отставание от возрастной нормы. Пациенты могут иметь невысокий рост, недостаточную массу тела, узкую грудную клетку. Они неуклюжи, быстро утомляются при физических нагрузках, затрудняются в синхронном выполнении движений. Наряду с общей двигательной сферой страдает тонкая моторика. Ввиду того, что нарушаются дифференцированные движения пальцев рук, дети с трудом осваивают навыки самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шнурков), испытывают неловкость при творческой работе (рисовании, аппликации, лепке), не любят игрушки с мелкими деталями (паззлы, конструктор). У школьников страдают графомоторные навыки: отмечается неразборчивый почерк, низкий темп письма.

На поражение мимической и артикуляционной мускулатуры указывают гипомимичность лица, вялость губ, паретичность языка, асимметрия носогубных складок и уголков рта. При выполнении артикуляционных проб появляются гиперкинезы, синкинезии, легкая цианотичность и девиация языка. Во время речевой активности отмечается гиперсаливация. Затруднено выполнение артикуляционных движений, удержание позы, плавное переключение с одной артикулемы на другую. В нервно-психическом статусе детей со стертой дизартрией выявляются вегетативные нарушения (потливость и синюшность конечностей, стойкий дермографизм). Ребенок может быть легко возбудим, суетлив или заторможен, безынициативен. Характерна пониженная работоспособность, плохая переключаемость, неустойчивость внимания, снижение объема памяти.

Нарушение звукопроизношения носит множественный характер - фонетические дефекты затрагивают две и более группы звуков (обычно свистящие, шипящие и сонорные). Ненормативное произношение в большинстве случаев представлено звуковыми искажениями (межзубным и боковым сигматизмом, горловым ротацизмом), часто в сочетании с отсутствием и заменами звуков, дефектами озвончения/оглушения и смягчения. Даже добившись нормативного изолированного звучания фонемы, с трудом удается автоматизировать нарушенный звук и ввести его в речь. Наряду со звукопроизношением нарушается просодический аспект: голос затухающий, прерывистый, немодулированный, назализованный, интонационная выразительность речи снижена. В целом речь ребенка «смазанная», плохо разборчивая.

Осложнения

Звукопроизносительные и просодические расстройства неизбежно вызывают дефекты фонематического восприятия. При этом страдает дифференциация не только акустически близких фонем, но и звуков, достаточно далеких по своим акустическим и артикуляторным свойствам. Невозможность четкой дикции и недифференцированность слухового контроля лежат в основе ФФН. В свою очередь, это создает предпосылки для трудностей в усвоении слоговой структуры слова, словоизменения и словообразования. Также вторично выявляются словарные и грамматические нарушения: обедненность лексики, недостаточное усвоение семантики слова, аграмматизмы. К началу школьного обучения дети с МДР оказываются недостаточно подготовленными к усвоению программы по русскому языку, что неизбежно ведет к появлению стойких недочетов на письме – дисграфии.

Диагностика

Для обнаружения стертых проявлений дизартрии проводится комплекс медико-педагогических исследований: изучение анамнестических данных, анализ медицинской карты ребенка, объективный осмотр и инструментальная диагностика. В процессе обследования необходимо тесное сотрудничество логопеда и детского невролога. Основные диагностические этапы предполагают:

  • Логопедическое обследование. На первичной консультации логопед подробно изучает анамнез ребенка, исследует состояние общей и мелкой моторики, артикуляционного праксиса и мимической мускулатуры, просодики, речевого дыхания. Затем переходит к оценке звукопроизношения, фонематического слуха, лексики и грамматики. При подозрениях на дизартрические расстройства специалист направляет ребенка к неврологу.
  • Неврологическое обследование. Позволяет выявить характер и определить тяжесть специфических нарушений (парезов, мышечной дистонии, оральной апраксии, гиперкинезов). С целью объективизации диагноза и выявления патологии, которая может служить патогенетической основой для легкой дизартрии, назначается ЭЭГ, электронейромиография, МРТ головного мозга.

На повторный прием к логопеду необходимо явиться, имея на руках заключение невролога и результаты проведенной диагностики. На основе сопоставления медицинских и психолого-педагогических данных логопед-дефектолог делает заключение о наличии у ребенка речевых нарушений (ФФН, ОНР), обусловленных стертой дизартрией. В процессе медико-логопедического обследования МДР дифференцируют от полиморфной (сложной) дислалии.

Коррекция стертой дизартрии

Тактика коррекционной работы при МДР включает медицинское и логопедическое воздействие. Только комплексный подход позволяет достичь стойкого положительного эффекта и компенсации речевого дефекта. Родителям следует настроиться на длительную и кропотливую работу, запастись настойчивостью и терпением. Общемедицинские и логопедические мероприятия проводятся параллельно и включают в себя следующие компоненты:

  • Неврологическое лечение и реабилитацию. В рамках медицинского подхода показан прием ноотропных препаратов, витаминов группы В, призванных активизировать работу нервной системы. Медикаментозную терапию целесообразно дополнять общим массажем, ЛФК, рефлексотерапией, физиотерапией, плаванием. Это позволит нормализовать мышечный тонус, улучшить моторные навыки.
  • Пальчиковую и артикуляционную гимнастику. Развитие координированных движений руки находится в тесной связи с развитием артикуляционного праксиса, поэтому в процессе логопедических занятий большое внимание уделяется пальчиковой гимнастике. Артикуляционные упражнения способствуют укреплению оральной мускулатуры, овладению правильными артикуляционными укладами и переключениями. Специальные дыхательные приемы помогают выработать сильную и плавную воздушную струю, необходимую для нормативной фонации.
  • Логопедический массаж. Является неотъемлемым компонентом коррекции стертой дизартрии. Он может быть включен в структуру логопедического занятия или проводиться отдельным курсом. Позволяет подготовить органы артикуляции к звукопостановке. Включает массаж мышц лица и полости рта. Наиболее эффективен при дизартрии зондовый массаж.
  • Коррекцию речевых расстройств. Предполагает постановку дефектных звуков, их закрепление (автоматизацию) в слогах, словах и фразовой речи, дифференциацию смешиваемых фонем. Особенностью коррекции МДР является сложность и длительность автоматизации звуков. Параллельно ведется работа над преодолением фонематических нарушений, развитием интонационно-мелодической стороны речи, усвоением лексико-грамматических категорий. Общая продолжительность курса логопедических занятий может составлять до 1 года и более.

Прогноз и профилактика

Сама по себе стертая дизартрия не несет угрозы физическому развитию и здоровью ребенка. Однако любые речевые нарушения, даже минимально выраженные, препятствуют полноценной коммуникации, влекут за собой вторичные речевые и психологические наслоения. Своевременно неисправленные дизартрические нарушения из-за стойких дефектов дикции могут накладывать определенные ограничения на выбор профессии и самореализацию индивида. Избежать возникновения дизартрии поможет ведение будущими родителями здорового образа жизни, предупреждение негативных влияний на плод, бережное родоразрешение, профилактика инфекций у детей раннего возраста.

www.krasotaimedicina.ru

Дизартрия у детей: формы, характеристика ребенка, коррекция : причины, симптомы, обследование детей, лечение

Дизартрия как у взрослых, так и у детей не возникает на пустом месте. Обычно ее появление связывают с неким травмирующим фактором. Вот только во взрослом возрасте заболевание не приводит к распаду все речевой системы и не влияет на интеллектуальное развитие человека. Взрослые пациенты с дизартрией в достаточной мере воспринимают на слух разговор, не утрачивают однажды приобретенные навыки письма и чтения.

А вот для малышей такая патология является более чем серьезной, ведь она может стать причиной отставания ребенка в развитии, плохой успеваемости в школе и трудностей социализации. Поэтому так важно вовремя обратить внимание на первые признаки дизартрии, чтобы как можно быстрее начать ее лечение, пока она негативно не повлияла на будущее ребенка.

Говоря о различных проявлениях дизартрии у детей дошкольного возраста, стоит отметить, что симптоматика этого заболевания многогранна и зависит от того, какая часть мозга и нервной системы в свое время пострадала больше всего.

Общие симптомы дизартрии у детей, которые могут проявляться в большей или меньшей степени в различные периоды жизни малыша, с большой вероятностью указывают на развитие данной патологии. Но это не значит, что должны присутствовать все описанные симптомы, их может быть как меньше, так и больше. Последнее имеет место, если дизартрия развивается на фоне другой патологии.

Итак, родителям стоит отвести свое чадо на обследование к специалисту, если они наблюдают у ребенка следующие симптомы:

  • Позднее развитие речи: первые слова малыш говорит в возрасте 1,5-3 лет, а фразы еще позже
  • В речи малыша имеет место неправильное произношение отдельных звуков или даже слогов, которое трудно поддается коррекции
  • Закрепление правильного произношения звуков (автоматизация) требует значительно большего времени, чем обычно
  • Во время вербального общения малышу тяжело говорить, он задыхается из-за того, что его дыхание становится поверхностным и неритмичным
  • Есть тенденция к изменению тембра голоса, он становится либо слишком высоким, переходящим на писк, либо непривычно приглушенным, тихим
  • Возникает ощущения, что у ребенка заложен нос, хотя при осмотре носовых путей это не подтверждается
  • Ребенок не выговаривает некоторые звуки, заменяет их другими или пропускает вообще, причем это касается и согласных, и гласных звуков
  • Имеет место межзубное или боковое произношение свистящих и шипящих звуков
  • Наблюдается оглушение звонких и смягчение твердых согласных
  • Неестественно монотонная речь у ребенка, зачастую без эмоциональной окраски и смены пониженных и повышенных тонов
  • Речь либо слишком быстрая, либо сильно замедленная, и при этом все такая же невнятная
  • Заметная слабость артикуляционных мышц. Ребенок или слишком сильно сжимает губы, или не смыкает их вообще. Наблюдается значительное слюнотечение, не связанное с прорезыванием зубов. Иногда из приоткрытого рта может свешиваться язык, мышцы которого также недостаточно иннервированы.

Помимо речевых нарушений при дизартрии, особенно у детей с ДЦП, могут наблюдаться и другие неприятные симптомы, причем некоторые из них видны еще в младенчестве. Наблюдение за детьми с дизартрией в послеродовом периоде показывает, что такие малыши чаще проявляют двигательное беспокойство, плохо спят либо имеет место сбитый ритм сна и бодрствования. Во время кормления они плохо держат во рту грудь или соску, сосательные движения довольно вялые, ребенок при этом быстро устает и засыпает. Такие малыши чаще других поперхиваются и срыгивают молоко, хуже едят и набирают вес, а зачастую и вовсе отказываются от груди из-за трудностей с сосанием.

Кроха может понемногу отставать в развитии. Это проявляется в таких моментах, как неспособность держать головку до полугода и концентрировать внимание на предметах. Малыш может поздно начать ползать и ходить.

Усложнить ситуацию легко могут любые тяжелые заболевания, перенесенные малышом в этот период. Речь идет о вирусных инфекциях (например, грипп), пневмонии, пиелонефрите, тяжелых формах заболеваний ЖКТ и  т.п. Простудные заболевания с повышением температуры могут у таких деток сопровождаться судорожным синдромом.

В возрасте старше 1,5-2 лет появляются и другие настораживающие симптомы, не связанные с работой речевого аппарата:

  • Ограниченная мимика, ребенок редко улыбается
  • Есть определенные проблемы с жеванием, ребенок может отказываться от твердой пищи
  • Малышу трудно полоскать ротик после еды или чистки зубов
  • Заметны неуклюжесть в движениях, сложности с выполнением физических упражнений во время зарядки, проблемы с выполнением танцевальных движений и восприятием музыки, ее ритма
  • Могут появиться непроизвольные неконтролируемые движения (гиперкинезы) во время разговора и других артикуляционных движений
  • Учащаются случаи рвоты
  • Иногда наблюдается дрожание кончика языка.

У детей с дизартрией на фоне ДЦП часто наблюдаются парезы мышц не только речевого аппарата, но также туловища и конечностей, что заметно снижает их познавательную деятельность и осложняет ориентацию в пространстве. Случаются у них и парезы мышц, отвечающих за движение глаз, в связи с чем тормозится развитие зрительно-пространственных представлений, нарушаются функции фиксации взгляда на предмете и его активного поиска.

Во многих случаях имеют место эмоционально-волевые и вторичные психические расстройства. Проявления таких расстройств могут быть различными:

  • Повышение уровня тревожности
  • Раздражительность и плаксивость
  • Быстрая утомляемость и общее истощение
  • Отсутствие чувства юмора
  • Появление аффективных вспышек, вплоть до поведения, свойственного при психопатии
  • Склонность к чтению книг и просмотру кинолент из категории боевиков или ужасов с присущими им сценами насилия

В целом детям с дизартрией свойственна неустойчивость психики, проявляющаяся в частой и внезапной смене настроения и эмоций.

Восприятие у детей с дизартрией

Развитие ребенка неразрывно связано с подачей и восприятием различной информации. Воспринимать информацию можно тремя путями:

  • Визуальным (разглядывание и оценка объекта)
  • Аудиальным (восприятие речи на слух)
  • Кинестетическим (изучение при  помощи органов чувств: каков предмет на вкус, на запах, наощупь).

При дизартрии у детей наблюдаются трудности с отдельными видами восприятия. Чаще всего это касается зрительного или пространственного восприятия, а также восприятия речи на слух.

Нарушения зрительного восприятия у детей с дизартрией проявляются следующим образом:

  • Ребенок не различает некоторые цвета и оттенки
  • Возникают трудности с узнаванием предметов по контуру
  • Малыш затрудняется назвать предмет, если на картинке он перечеркнут

Нарушения пространственного восприятия имеют более обширную симптоматику:

  • Недостаточность знаний о своем теле для определенного возраста
  • Трудности с определениями «правый-левый»: в 3 года малыш не может показать, где правая, а где левая ручка или ножка, а в 5 лет не может показать и озвучить свои действия
  • Ребенок не воспринимает схему лица, не может показать, где глазик, ротик, носик
  • Нарушено целостное восприятие предметов

В среднем и старшем дошкольном возрасте можно заметить, что:

  • Малыш не умеет соблюдать пропорции, а также их анализировать
  • Ребенок не может правильно расположить рисунок на листке бумаги
  • Сам рисунок характеризуется обобщенностью и бедностью деталей
  • Человека такие дети очень часто рисуют как некое подобие колобка из одноименной сказки

Нарушения зрительного и пространственного восприятия отражаются и на речи ребенка. Словарный запас у таких малышей довольно скуден (особенно касательно существительных и прилагательных), в разговоре они редко употребляют наречия, указывающие на расположение предметов (сзади-спереди, вверху-внизу, справа-слева и т.п.), и пространственные предлоги (на, над, под, из-под и др.).

Усвоение и запоминание детьми материала ухудшается с увеличением расстояния от источника информации, поэтому детей с дизартрией рекомендуется сажать на первые парты.

Практически у всех детей с диагнозом «дизартрия» имеет место нарушение внимания. Они не обладают усидчивостью, не могут длительное время заниматься одним делом, склонны перебивать собеседника и старших, не дослушивают до конца то, что им говорят, легко отвлекаются.

Из-за проблем с произношением слов и вниманием, дети с дизартрией зачастую плохо воспринимают речь на слух, если она не подкреплена возможностью зрительного восприятия. Из-за этого страдает и вербальная память, которая отвечает за запоминание словесной информации. В некоторых случаях имеют место нарушения и других видов памяти: зрительной, моторной, двигательной.

[27], [28], [29]

Моторика у детей с дизартрией

Развитие ребенка с дизартрией имеет свои особенности, начиная с первых дней его «самостоятельной» жизни вне утробы матери. Они позже своих здоровых сверстников начинают удерживать вертикально головку, сидеть, ползать, стоять, ходить. У них значительно снижен интерес к окружающему, несмотря на беспокойность и подвижность, отсутствует желание общаться со взрослыми (не наблюдается «комплекс оживления», когда малыш видит родных). До года такие малыши не могут отличить родных людей от чужих.

Дизартрия у маленьких детей проявляется и в том, что их не привлекают игрушки, пусть они находятся в руках у мамы или висят над кроваткой, ребенок не обращает на них внимания, не следит за их движением. Такие детки  не умеют общаться при помощи жестов, а речевая деятельность у них значительно затруднена, что делает речь непонятной для окружающих.

Понятно, что все эти отклонения в развитии не могут не сказаться на первых осознанных движениях руками – хватании, при помощи которого детки познают мир, воспринимая предметы наощупь. При дизартрии активное хватание у малышей отсутствует. Нет правильного восприятия размеров и формы предмета, а значит и большие, и маленькие предметы, также как и объекты различной формы, ребенок пытается взять, одинаково расставляя пальчики. Это говорит о том, что у малышей не формируется зрительно-пространственная координация.

Нарушена у таких малышей и предметная деятельность. Даже если они берут в руки какой-то предмет или игрушку, им не интересно, что это такое и для чего предназначено. Ребенок в возрасте 3-6 лет может неправильно держать предмет и совершать действия, противоречащие здравому смыслу или назначению  предмета (стучать куклой по столу, складывать пирамидку не в том порядке и т.д.). Именно такие неадекватные действия с предметами и позволяют распознать в малыше дизартрика.

В младшем дошкольном возрасте дизартрия у детей проявляется и в недоразвитости двигательной сферы. Это видно по неловким, неточным, плохо скоординированным движениям, слабости мышечной силы, плохому ощущению темпа, отсутствия ритма непроизвольных движений, трудностей выполнения работы по устной инструкции. Такие малыши порой не могут удержать предмет в руках, держат его либо недостаточно крепко, либо прилагают излишние усилия. Очень часто малыши с дизартрией предпочитают работать одной рукой.

У дошкольников плохо развита мелкая моторика, хотя к 6 годам интерес к изучению окружающего мира уже довольно силен. Сложности возникают при выполнении тонких дифференцированных движений пальцев и рук, например во время шнуровки обуви или завязывания шнурков, одевании, застегивании пуговиц.

Проблемы возникают и в трудовой деятельности. Например на уроках труда у таких малышей не получается вылепить из пластилина фигурку, соответствующую заданию или хотя бы похожую на что-то конкретное. Они плохо контролируют свои движения и силу сжатия.

К патологиям развития мелкой моторики у детей с дизартрией, можно отнести:

  • Недостаточную гибкость рук
  • Слабость мышечной силы
  • Одностороннее нарушение мелкой моторики, когда ребенок постоянно действует одной рукой, лишь изредка включая в работу вторую
  • Непроизвольные судорожные сокращения рук, плеч, головы и лицевых мышц, а также подрагивание кистей рук. Судорожные движения могут быть как резкими, прерывистыми, так и медленными, тянущими
  • Движение языка может сопровождаться параллельным движение пальцев (зачастую большим пальцем правой руки)

Недостатки в развитии моторики могут немного отличаться у детей с различными видами дизартрии.

Особенности графо-моторных навыков у детей с дизартрией

Становление графо-моторных навыков у детей зависит от нескольких моментов:

  • Развитие общей моторики в раннем детстве
  • Хорошая мелкая моторика (работа кистей рук и пальцев)
  • Навыки выполнения серии движений
  • Развитие зрительно-пространственных представлений
  • Тренировка зрительной, моторной и двигательной памяти

Как видим из всего изложенного выше, говорить о достаточном развитии графо-моторных навыков у детей с дизартрией без специальных занятий говорить не приходится.

Особенностями графо-моторных навыков у детей с дизартрией принято считать:

  • Трудности в изобразительной деятельности (сложности с удерживанием карандаша, в пользовании ножницами, контроле силы нажима на бумагу)
  • Проблемы с выполнением действий, требующих точности и синхронности (рисование, наклеивание, складывание, завязывание и т.д.)
  • Сложности с пространственным восприятием и передачей положения предмета на бумаге, а также соотнесением и сохранением пропорций
  • Рисование линий при помощи прерывистых, неровных движений
  • Невозможность провести четкую прямую линию при рисовании геометрических фигур и печатных букв. Медлительность в выполнении задания

Дизартрия у различных детей может иметь свои проявления. Многое зависит от вида заболевания и степени тяжести патологии, а также от сопутствующих заболеваний.

[30], [31], [32], [33], [34], [35]

ilive.com.ua

Дизартрия у детей — что это такое, степени болезни, симптомы и лечение

Многие родители сталкиваются с проблемами речевого развития у детей. Один из распространённых диагнозов – дизартрия. Это заболевание, связанное с нарушениями иннервации речевого аппарата, из-за которых ребенок не может четко и (или) правильно произносить слова. Дизартрия проявляется ограниченной подвижностью органов речи (мягкое небо, язык, губы), затруднённым произношением.

Заболевание связанно с поражением нервной системы и важно вовремя обратиться к врачу.

Если оставить патологию без внимания, это впоследствии приведет к нарушению письма (дисграфии), чтения (дислексии), общей недоразвитости речи, нарушению слухового восприятия.

О видах заболевания, о том, на что обратить внимание, чтобы не упустить симптомы дизартрии, как ее диагностировать и лечить будет рассказано в статье.

Симптоматика

Признаки дизартрии можно заметить еще в течение первых двух лет жизни ребенка это:

  • частые срыгивания,
  • вялое или затрудненное сосание,
  • отсутствие или слабость гуления и лепета,
  • гнусавость издаваемых звуков,
  • сильное запаздывание первых слов вплоть до 2,5 лет.
  • Для детей постарше характерны следующие симптомы заболевания:
  • меняется темп речи, он становится неустойчивым, то слишком медленный, то быстрый,
  • речь тихая, невнятная, монотонная, создается впечатление, что ребенок говорит «в нос»,
  • нарушается речевое дыхание: становится прерывистым с укороченным вдохом, может сбиваться на середине фразы,
  • голос кажется слишком писклявым,
  • ребенок путает звуки, меняет местами в слове, пропускает или искажает произношение нескольких или всех звуков, например твердые смягчает, не может выговаривать шипящие или свистящие звуки,
  • спазм артикуляционных мышц (плотно сжатые губы, постоянно напряженные мышцы шеи, языка, лица),
  • вялость артикуляционных мышц (малоподвижный или не подвижный язык, полуоткрытый рот, обильное слюнотечение,
  • не смыкание губ, при открытии рта язык может самопроизвольно вываливаться),
  • дистония артикуляционных мышц (повышенный тонус мышц сменяется их вялостью),
  • безэмоциональность во время разговора, связанная со спазмом мышц лица, приводящему к отсутствию мимики.

Заметив первые небольшие «странности» в речи ребенка необходимо обратиться к детскому неврологу за консультацией. Не стоит игнорировать плановые посещения педиатра и других специалистов в первый год жизни ребенка. Во время выявленная дизартрия поддается коррекции, что в дальнейшем позволит ребенку ходить в обычную школу.

Дети с дизартрией имеют ряд особенностей поведения. Им трудно застегивать пуговицы и шнуровать обувь, правильно держать карандаш. Таким детям с трудом удается освоить работу с ножницами. Физические упражнения или танцевальные движения тоже даются не легко, ребенок заметно неуклюж.

Виды

Неврологи классифицируют заболевание исходя из локализации поврежденного участка в мозге, выделяют:

  • Бульбарную,
  • псевдобульбарную,
  • корковую,
  • подкорковую (экстрапирамидную),
  • мозжечковую,
  • паркенсоническую,
  • холодовую.

Бульбарная дизартрия

Эта форма заболевания, вызвана поражением ядер, связанных сразу с несколькими нервами (лицевой, подъязычный, тройничный, языкоглоточный, блуждающий) в продолговатом мозге. Это приводит к нарушению активности нескольких групп мышц. Характерный признак проблемы с глотанием, не четкая артикуляция, из-за которой произносимые звуки очень сложно разобрать, отсутствие мимики.

Псевдобульбарная дизартрия

В этом случае дизартрия является следствием поражения коркого-ядерных путей в головном мозге, из-за чего развивается паралич речевых мышц. Этот вид дизартрии может сопровождаться и другими симптомами поражения центральной нервной системы, например самопроизвольный плач или смех. Характерным признаком заболевания является монотонная речь.

Корковая дизартрия

Данный вид дизартрии вызывается поражением зоны коры головного мозга, отвечающей за скоординированную работу артикуляционного аппарата. Характерен паралич речевых мышц. В речи ребенка сохраняется структура слов, но слоги произносятся неправильно.

Подкорковая дизартрия

Этот вид дизартрии связан с поражением подкорковых ядер головного мозга, отвечающих за формирование речи. Проявляется спазмами различных групп мышц, смазанной, плохо различимой речью, складывается впечатление, что ребенок говорит «в нос».

Мозжечковая дизартрия

В случае данного вида дизартрии поражения мозжечка приводят к заболеванию. Оно проявляется растянутой речью, с меняющейся тональностью и громкостью.

Паркинсоническая дизартрия

В данном случае заболевание является одним из симптомов паркинсонизма. Речь ребенка невыразительна, замедлена.

Холодова дизартрия

Проявляется при смене температурного режима, ребенок испытывает речевые затруднения. Этот вид дизартрии является одним из симптомов миастении.

Стадии болезни

По тому насколько сильно выражена дизартрия логопедами она делится на 4 степени:
I степень или стертая форма дизартрии сложно выявляется без помощи специалистов. Речь ребенка не сильно отличается от речи других детей. Неладное можно заметить в возрасте четырех или пяти лет, симптоматика напоминает схожие заболевания центральной нервной системы. Ребенок может искажать или заменять одни звуки другими, пропускать их, ему бывает трудно произносить длинные слова и часть слогов он пропускает.

Для II степени характерны выраженные дефекты речи, но при этом окружающим понятно, что говорит ребенок.
Лечение дизартрии первой и второй степени наиболее успешно.

Речь ребенка с дизартрией III степени понятна родителям и близким людям, посторонний человек навряд ли сможет понять его слова.

При IV степени заболевания речь может отсутствовать или быть не понятной даже родителям.

Важно понимать, что не зависимо от степени и вида дизартрия требует обращения к специалистам.

Причины

Дизартрия в 75% случаях является сопутствующим заболеванием у детей с ДЦП (детский церебральный паралич) и имеет те же причины.

Дизартрия может развиться из-за сложно протекающей беременности или тяжелых родов. Этому способствуют следующие факторы:

  • сильные токсикозы,
  • резус-конфликт,
  • гипоксия,
  • некоторые перенесенные беременной заболевания особенно в первые три месяца беременности,
  • родовые травмы,
  • асфиксия у новорожденного,
  • недоношенность,
  • затяжная физиологическая желтуха у новорожденного,
  • поражения некоторых участков головного мозга из-за внутриутробной инфекции.

Также к развитию дизартрии у детей приводят:

  • гидроцефалия,
  • гнойный отит,
  • черепно-мозговые травмы в возратсе до трех лет,
  • перенесенные ребенком менингит или энцефалит,
  • тяжелые интоксикация связанные с внешними факторами или протеканием инфекционных заболеваний.

Диагностика

Для диагностика дизартрии необходима консультация детского невролога и психолога, логопеда. Комплексное обследование включает в себя следующие исследования:

  • электроэнцефалография, позволяющая определить активность разных отделов головного мозга,
  • электронейрография дает представление о скорости прохождения нервного импульса,
  • электромиаграфия – определение мышечной активности, того как разные группы мышц реагируют на раздражитель,
  • МРТ головного мозга позволяет найти новообразования и отклонения в строение мозга.

Логопед для постановки диагноза дизартрия у ребенка оценивает речь, работу мышц лица, письменную речь у детей старше 6 лет. Для оценки речи специалист обращает внимание на ее темп, ошибки в произношении звуков, словарный запас.

Лечение

Дизартрия у детей требует комплексного лечения (медикаментозное, логопедическое, вспомогательные методы).

Медикаментозное лечение

Медикаментозное лечение состоит в терапии неврологического заболевания приведшего к дизартрии, приеме ноотропов (энцифобал, церепро, фенибут и другие). Эти препараты улучшают работу мозга, память, умственную и познавательную деятельность ребенка.

Работа с логопедом

Занятия с логопедом очень важны при лечении дизартрии у детей. Специалист составляет индивидуальную речевую карту, на основе которой строится план индивидуальных или групповых занятий. В ходе логопедической терапии внимание уделяется развитию артикуляции (специальная гимнастика, логопедический массаж), мелкой моторике (пальчиковые игры), речевого дыхания (специальная гимнастика), правильному произношению. Занятия проходят в игровой форме.

Вспомогательные методы

Для лечения дизартрии у детей широко применяется ЛФК, специальный и точечный массажи, лечебные ванны, иглоукалывание, физиотерапевтические процедуры, песочная и изотерапия, дельфинотерапия.

Лечение дома

Важно, что результат может быть достигнут и закреплен при условии домашней работы родителей с ребенком.

Родители должны поддерживать ребенка, мягко поясняя, что развивать речь нужно и что он обязательно достигнет результата.

Специалисты рекомендуют следующие упражнения, помогающие в домашних условиях бороться с дизартрией у детей:

  • массаж языка. Необходимо высовывать язык изо рта, облизывать губы, поворачивать язык в разные стороны,
  • гимнастика для нижней челюсти. Открывая и закрывая рот прищелкнуть зубами, ребенок должен зажать между зубами тканевую повязку, а взрослый должен попытаться вытянуть ее,
  • упражнения для щек и губ. Надувать и втягивать поочередно щеки, надувать губы, создавать вибрацию губами,
  • упражнения на развитие речевого дыхания, специальная дыхательная гимнастика,
  • упражнения для звукопроизношения. Специальные скороговорки и стишки.

Важно, чтобы родители понимали опасность самолечения и необходимость регулярного наблюдения у детского невролога, психолога и логопеда.

Родители, столкнувшиеся с проблемой дизартрии у детей, не должны отчаиваться своевременно начатое лечение помогает если не полностью восстановить речь, то добиться существенных результатов. Внимание и забота, помощь ребенку с принятием его особенностей залог успешной терапии.

psihter.ru

что это такое, лечение и формы заболевания

Дизартрия у детей представляет собой сложное речевое расстройство, при котором ребенок не способен произносить слова и предложения внятно и членораздельно. При этом нередко наблюдаются и сбои темпа и ритма речи, в результате которых интонационная окраска речи также не соответствует ее смыслу.

Причины патологии

Распространенность дизартрии у детей составляет не более 6%. При этом патология относится к одной из наиболее распространенных логопедических проблем. Однако изучением и терапией этой проблемы занимаются не только логопеды, но также неврологи и психиатры.

В основе развития дизартрии у детей лежат патологии центральной и периферической нервной системы

В основе развития дизартрии лежат патологии центральной и периферической нервной системы. Они могут появиться как в процессе внутриутробного развития, так и после рождения.

Факторами, провоцирующими возникновение дизартрии у детей во время их пребывания в животе мамы, становятся:

  • возникающая иммунная реакция материнского организма с резус-отрицательной группой крови на резус-положительный плод. Состояние классифицируется как резус-конфликт и с первых месяцев беременности должно быть на особом наблюдении;
  • наличие у беременной соматических заболеваний с хроническим течением;
  • токсикоз и гестоз, провоцирующие гипоксию плода;
  • патологии родовой деятельности;
  • травмы плода, полученные во время его рождения;
  • асфиксия, наблюдающаяся при рождении. Патологическое состояние может возникнуть при длительном пребывании плода в матке после отхождения околоплодных вод, и при обвитии шеи ребенка пуповиной;
  • билирубиновая энцефалопатия, вследствие которой у новорожденных часто развивается ядерная желтуха;
  • недоношенность, срок которой составляет 1 месяц и более.

Дизартрия у детей в дошкольном возрасте может появляться вследствие таких патологий:

  • травмы головы и костей черепа;
  • гнойный отит, развивающийся в среднем ухе;
  • инфекции головного мозга;
  • интоксикации;
  • наследственные заболевания и новообразования в области черепа.

Дизартрия может развиваться у ребенка школьного возраста и взрослого человека на фоне таких состояний:

  • травма головы;
  • проведенные ранее нейрохирургические вмешательства;
  • онкологические образования головного мозга;
  • инсульт;
  • нейросифилис;
  • болезнь Паркинсона;
  • рассеянный склероз.

Сложность терапии дизартрии всегда напрямую зависит от тяжести имеющихся нарушений работы центральной и периферической нервной систем ребенка.

Виды и стадии дизартрии

По неврологическим показателям речевое расстройство классифицируется с учетом зоны локализации основной патологии. Так, дизартрия бывает:

  • бульбарная. При патологии наблюдаются поражение речевых центров в продолговатом мозге. Состояние сопровождается проблемами с рефлексами сосания и глотания. Также возникают трудности с пережевыванием твердой пищи. Практически все согласные выговариваются одинаково;
  • псевдобульбарная дизартрия. Возникает при повреждении связей между корой головного мозга и черепными нервами. При такой патологии ребенку трудно приподнять кончик языка и удерживать его в одном положении; может возникать насильственный смех и плач;
  • подкорковая, или экстрапирамидная. Проявляется вследствие повреждения подкорковых центров. Речь больного может сопровождаться резкими неконтролируемыми гортанными выкриками. Мышцы лица непроизвольно резко двигаются. Речь нечленораздельная, медленная и постепенно стихающая;
  • мозжечковая дизартрия. Развивается на фоне очагового повреждения проводящих путей и мозжечка. При патологии ребенок может выкрикивать отдельные слоги и слова, речь становится протяжной и медленной. Больной ходит, шатаясь, движения неуклюжие;
  • корковая патология. Возникает по причине воспалительных и деструктивных процессов в мозге. Состояние сопровождается неконтролируемыми мышечными спазмами. Ребенок может не только невнятно произносить слова, но и в отдельных случаях не понимать речь.

В том случае, когда основной причиной развития болезни является детский церебральный паралич (ДЦП), патология условно разделяется на:

  • спастико-паретическую;
  • атактико-гиперкинетическую;
  • спастико-гиперкинетическую;
  • спастико-атактическую.

Патология имеет такие степени тяжести:

  • 1 степень именуется стертой. Наличие у ребенка речевых дефектов обнаруживается только во время логопедического обследования;
  • 2 степень характеризуется понятной речью ребенка, при которой наблюдаются заметные дефекты произношения звуков и слогов;
  • 3 степень устанавливается в том случае, когда речь ребенка понимают только близкие;
  • 4 степень, или анартрия. Речь неразборчива даже для самого близкого окружения ребенка.

В отдельных случаях при 4 степени дизартрии дети не разговаривают вообще.

Признаки патологии

Дефект речи при дизартрии имеет множество специфических симптомов, связанных с недостаточным количеством или патологиями нервных окончаний. К основным признакам патологии относятся:

  • недостаточная или неполная подвижность губных мышц;
  • ограниченный радиус движения языка;
  • отсутствие чувствительности мягкого неба;
  • патология голосовых связок;
  • недостаточно развитая дыхательная мускулатура;
  • патологии строения гортани;
  • невнятность речи.

Дизартрия у детей также сопровождается визуальными физическими дефектами. Проблемы с артикуляцией проявляются повышенной подвижностью либо практически полным отсутствием движений мимических мышц. При гипотонии артикуляционной моторики практически всегда наблюдается плотное смыкание губ и напряженность лица.

При мышечной дистонии язык ребенка неподвижен и вяло лежит в ротовой полости, губы разомкнуты. Одновременно с этим наблюдается слюнотечение, а голос приобретает носовой характер. При попытках заговорить мышечный тонус резко меняется с пониженного на повышенный.

Стертая дизартрия сопровождается небольшим искажением произносимых звуков. При более серьезных степенях патологии ребенок может говорить медленно и протяжно, заменяя при этом отдельные звуки и слоги либо пропуская их во время произношения слов. Из-за анартрии речевые мышцы полностью парализованы и ребенок физически не способен выговаривать слова и слоги.

Дизартрия у детей имеет такие особенности:

  • нарушена артикуляция всех звуков;
  • шипящие и свистящие звуки произносятся сквозь зубы или боковым произношением, при котором кончик языка не вибрирует, а одна его боковая сторона прижата к верхнему ряду зубов;
  • произносимые твердые согласные практически всегда смягчаются;
  • укороченный выдох, при котором речь часто прерывается;
  • глухой и тихий тембр голоса;
  • речь монотонная.

Часто ввиду недостатка общения у ребенка с таким диагнозом наблюдается торможение развития речи, маленький запас слов и дисграфия (нарушение письма).

Диагностика

Постановкой диагноза и последующим лечением больных дизартрией занимается логопед и невролог. Логопед во время первичного приема оценивает как речевые, так и неречевые нарушения. Речевые нарушения определяются после устной и письменной проверки. Устная диагностика включает определение:

  • способа и характера произношения;
  • правильности произношения звуков и слогов;
  • темпа и ритма ведения речи;
  • характер дыхательного ритма во время разговора;
  • разборчивости речи;
  • уровня лексико-грамматического построения предложений во время разговора.

Для проведения диагностики письменной речи ребенку необходимо переписывать отдельные слова и предложения с предоставленного примера, писать под диктовку, читать и пояснять вычитанное, осмысляя полученную информацию.

Диагностика дизартрии у детей позволяет выявить стертые формы

При диагностике неречевых нарушений логопед оценивает работу мимической и артикуляционной мускулатуры, объем их движений и особенности дыхания.

В ходе неврологических обследований могут потребоваться данные МРТ мозга, электромиографии и электроэнцефалографии.

Коррекция дизартрии

Коррекционная терапия включает такие методы:

  • логопедический, общий точечный, артикуляционный и сегменто-рефлекторный массаж;
  • посещение занятий ЛФК;
  • механотерапия;
  • иглоукалывание;
  • применение комплекса упражнений для развития мелкой моторики;
  • дыхательная гимнастика;
  • упражнения для развития голоса.

В дополнение к основным логопедическим методам, лечение может включать в себя сеансы нетрадиционных методов терапии:

  • дельфинотерапия;
  • пескотерапия;
  • изотерапия.

Для достижения положительного результата все назначенные врачом занятия с ребенком должны проводиться ежедневно.

Процесс автоматизации речи и коррекции дизартрии занимает много времени и требует особой настойчивости, потому как первые результаты появляются не ранее, чем через несколько месяцев после начала активных занятий.

Педагогические занятия с логопедом обязательно должны проводиться одновременно с медикаментозной терапией патологии, назначенной неврологом. Наиболее заметный положительный результат от лечения получают пациенты, терапия у которых направлена на устранение первопричины дизартрии.

Прогноз

Нормализации речи до уровня 90-100% можно достичь у пациентов со стертой дизартрией. В таком случае ребенок может учиться в обычной школе, периодически посещая логопедические пункты. При более тяжелых случаях лечение обеспечивает улучшение речи. Однако пациент нуждается в обучении в специализированной логопедической школе.

Читайте в следующей статье: стоит ли делать прививки ребенку

www.baby.ru


Смотрите также

АСТОК