Детям о времени и часах


Занятие по ознакомлению дошкольников с часами "В мире часов"

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей возникновения часов.
  • Расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни.
  • Воспитывать интерес к технике, бережное отношение к приборам.
  • Воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени.
  • Расширять кругозор, обогащать словарь детей.

Ход занятия

– Ребята, представьте, пожалуйста, такую картину: в нашем городе исчезли все часы. Что было бы тогда? (Ответы детей)

– А ведь когда-то очень-очень давно часов не было, люди узнавали время по солнцу.

СОЛНЦЕ (слайд 2 )

Встало солнышко - пора людям вставать, за работу браться. Поднялось солнце выше – пора обедать, а спряталось солнце, закатилось – пора домой возвращаться, спать ложиться.

СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ (слайд 3)

Как-то раз человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся он и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Посмотрел человек как тень по кругу бегает и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Назывались они солнечными. (По И. Мельникову).

Солнечные часы придумали древние египтяне.

Послушайте стихотворение:

Есть и солнечные часы – всех часов предки!
Сейчас они редки.
Циферблат на земле лежит, а по небу солнышко бежит!
Они бывают на площадях, на лужайке, в саду – у солнышка на виду!
(Эльмира Котляр)

Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда.

– Как вы думаете, почему?

– В пасмурный, дождливый, хмурый день определить время трудно, потому что нет солнца.

– Знаете ли вы, какие часы называются живыми?

– А вы слышали про живые часы?

ЧАСЫ-ПЕТУХ (слайд 4)

– Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку-ка-ре-ку”.

– Узнали кто это? Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло…

Скоро утро! Довольно спать!

Крестьяне заметили, что первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще не показалось, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок договариваться и о встрече. Например, говорили так: «Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды. А встретимся за околицей после третьих петухов».

Послушайте стихотворение «Петушок»

Кукареку-кукареку!
Звонко петушок поет.
Озарило солнце реку,
В небе облако плывет.
Просыпайтесь, звери, птицы!
Принимайтесь за дела.
На траве роса искрится,
Ночь июльская прошла.
Как будильник настоящий,
Разбудил нас петушок.
Распушил он хвост блестящий
И расправил гребешок.

Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалиться – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест.

– Слышали ли вы о цветочных часах?

ЧАСЫ-ЦВЕТЫ (слайд 5)

Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, а третьи – только ночью, а днем всегда закрыты. Открываются цветы не когда им вздумается, а в «свое собственное» время. Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики и засыпают.

Послушайте стихотворение об одуванчиках.

У реки — зеленый луг,
Одуванчики вокруг
Росами умылись,
Дружно приоткрылись.
Как фонарики горят,
Нам с тобою говорят:
"На часах ровно пять,
Можете еще поспать!"

Одуванчики — это часы луговые. А вот кувшинки — часы речные. Недаром их называют "часами туристов". В семь часов утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.

Так появились цветочные часы. Их изобрел шведский ученый Карл Линней. Он много лет наблюдал за растениями и выяснил когда раскрываются и закрываются цветки разных растений. Карл Линней посадил в своем саду цветочные часы. На круглой клумбе росли цикорий и шиповник, одуванчик и картофель, ноготки и многие другие. Карл Линней мог определить время, увидев, какие цветки раскрыты. Но ходят такие часы только в солнечную погоду. В пасмурную погоду цветы закрыты.

ЦВЕТОЧНЫЕ ЧАСЫ (слайд 6)

Современному миру так понравилась идея цветочных часов и во многих городах появились такие часы – цветы. Самые большие цветочные часы находятся в Москве на Поклонной горе. В диаметре циферблат достигает 10 метров, а минутная стрелка весит более 30 килограммов.

– А как узнать время ночью?

ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ (слайд 7)

И придумал человек другие часы, более надежные. В высокий стеклянный сосуд с отверстием у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Это были водяные часы.

– Как вы думаете, удобны ли эти часы?

– Они оказались неудобными, потому что в сосуд нужно было постоянно доливать воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»

ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ (слайд 8)

Стали люди думать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло определенное количество времени. Часы переворачивают и счет времени продолжается. Эти часы назвали песочными. (По М. Ильину, Е. Сегал)

А бывают часы песочные – точные!
В них песчинки текут – секунды бегут!
Как песчинки собрались, холмиком улеглись
в колбочке из стекла, так и минутка истекла!
(Эльмира Котляр)

Песочные часы до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать который час по ним нельзя.

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ (слайды 9, 10)

Человек еще немного подумал и придумал часы, которыми мы пользуемся до сих пор. Это часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить.

Есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить не надо. А заводная головка служит только для перевода стрелок. (По И. Мельникову)

Механические часы изобрел в XVII веке ученый Христиан Гюйгенс, с тех пор они верно нам служат.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ЧАСЫ (слайд 11)

На этом человек не остановился и придумал часы без стрелок. В таких часах на циферблатах только светящиеся цифры, которые меняются с каждой прошедшей минутой. Эти часы называются электронными и работают от электрической сети и на батарейках.

А есть и новые – электронные
часы неугомонные!
Только раз заведи,
заведешь – и год ходи!(Эльмира Котляр)

А теперь давайте поговорим о современных часах. В доме каждого из нас есть часы. Может быть, и не одни.

Попробуйте рассказать о них. Где они находятся? Какая у них форма?

НАРУЧНЫЕ ЧА

urok.1sept.ru

Методическая разработка по теме: беседа о часах "Часики-часы". Презентация

                                                         Беседа о часах:

                                         «Часики - часы»

                                                       

  Цель:       познакомить с историей часов, показать разнообразие часов,  стремиться к усвоению детьми понятия времени.  

Задачи:

  Обучающая - активизация словарного запаса по теме.

  Развивающая –  развитие мышления, памяти, временных представлений.

  Воспитательная –    формирование прилежания, умения правильно вести себя на занятиях.

Оборудование:  мультимедийное оборудование, презентация, набор  раскрасок «часы», карандаши.

Ход беседы:

Весь век идёт Ерёмушка:

 Ни сна ему, ни дрёмушки,

 Шагам он точным счёт ведёт,

 И всё-же с места не сойдёт. (Часы)                                         (слайд1)

  А для чего человеку нужны часы? А для человеку нужно знать время? Как вы думаете: можно время пощупать, понюхать, потрогать?

     А что можно делать со временем? Ничего. Время может быть настоящим, прошедшим, будущим. Человек определяет время по часам.

     Уже и не верится, что в давние времена люди и не знали ничего о часах. Сначала древние люди распознавали день, ночь, утро, вечер. (слайд 2) Позже час стали измерять длиною стопы. Три ступни – вечер, а если ты собираешься прийти в гости «в 4 стопы», то не спеши, ещё рано. Потом пользоваться такими часами стало неудобно, потому, что длина стопы у всех людей разная и время давало сбой. Нашлись изобретатели, которые предложили на поляне вкопать столб и солнце, идя по кругу светило на столб, а от него тень падала на землю, на которой был очерчен круг. (слайд 3)  Но прошло время и определение время по тени себя изжило. Человек задумался над тем, как создать часы.

     Первые часы были солнечными. В Древнем Вавилоне на вершине самой высокой пирамиды был поставлен глиняный столб. Площадь возле столба расчертили линиями. Когда тень приближалась к линии, жрец кричал: «Знайте, вольные и рабы, всё население царства, волею бога прошёл ещё один час. Пять часов после восхода солнца!»      (слайд 4)

     Вторыми часами оказался:

   «В деревне есть часы такие

    Не мёртвые, а живые,

    Ходят без завода.

    Они птичьего рода».

     По крику петуха люди определяли время. Но и это вскоре стало неудобно, поскольку петух спал, сидя на жёрдочке, а если падал с неё, то и кукарекать начинал раньше. А как было определять время, если петуха не было?  (слайд 5)

      О цветах-часах:      В 20-х годах XVIII века, в городе Упсала, были "пущены в ход" цветочные часы. В создании их помогло учение знаменитого шведского ботаника Карла Линнея, мага-травника высшей категории. Этот выдающийся маг написал научный трактат     "Сон растений".

 Но первооткрывателем был все же не он. Первые цветочные часы были известны еще в Древней Греции и в Древнем Риме. Растения, цветы которых раскрываются в определенное время суток, высаживались на клумбах и использовались в качестве своеобразных часов.

Точность таких часов зависит от погоды - в дождливую и пасмурную погоду такие часы будут "врать". Так же известно, что в разной местности цветы открываются в разное время. (слайд 6)

 По какому же принципу работали подобные часы?

 Известно, что лепестки цветов закрываются и открываются в определенное время, в зависимости от изменения освещенности. Обычно в ночное время цветы закрыты, а с восходом солнца они открывают свои венчики.  

    Современному миру так понравилась идея цветочных часов, что они начали такие часы делать у себя в городах. Первыми, конечно же, были швейцарцы. И до сих пор самыми известными в мире считались швейцарские и японские цветочные часы, причем в Швейцарии были самые большие, пятиметрового диаметра. Теперь рекорд побит: на Поклонной горе в Москве устроили и запустили самый большой в мире цветочно-часовой механизм. В диаметре циферблат достигает 10 метров, а минутная стрелка весит более 30 килограммов.  

  Раньше всех - в 4 часа раскрываются цветы цикория  и шиповника.  В 5 часов – мак,   в 6 часов - полевая гвоздика и одуванчик,  в 7 часов просыпаются картофель   и колокольчик,  в 8 часов вьюнок     и бархатцы,   9-10 часов - календула (ноготки),  В 20 часов развертывает цветки Душистый табак,  в 21 час ночи - ночная фиалка. Так же в определенное время и закрываются цветы: в 13-14 часов смыкает венчики картофель .  В 14-15 мак,   в 16-17 - календула (ноготки), 17-18 - мать-и-мачеха,   в 19 часов – лютик,   19-20 -шиповник . (слайд 7)

     Человек изобрёл водяные часы.   (слайд 8)  Они состояли из двух сосудов, в один из которых нужно было постоянно добавлять воду. И они также оказались неудобными.

 Стали люди думать и гадать, какие придумать часы, чтобы они показывали время и ночью, и днём, и в пасмурную погоду. И придумали песочные часы.  (слайд 9)  В них нет ни стрелок, ни цифр и сделаны они из стекла, а в середине находится песок. (Показать детям принцип работы песочных часов). Но со временем и эти часы стали неудобными.

     В 996 году в немецком городе Магдебург был изобретен первый механический будильник, который работает до сих пор.

Мастер Генлейн изобрёл карманные часы. А через 50 лет появилась на часах минутная стрелка. Секундная стрелка появилась через 200 лет. (слайд 10)

     Прогресс, наука ушли далеко вперёд: человек изобрёл электронные часы, кварцевые часы, часы, работающие на солнечных батарейках.    (слайд 11)

        Сказочные часы

  Но самое интересное, что существуют сказочные часы. Это взрослые позаботились о детях. Эти часы висят на стене центрального театра кукол в городе Москве. На вершине часов стоит петух, а вокруг него 12 домиков. Каждый час из одного из домиков появляется сказочный персонаж. А когда часы бьют 12 ночи из каждого домика выходят козёл, сова, ворона, заяц, лисица, обезьяна, кот, баран, поросёнок, коза и волк и все вместе начинают танцевать под музыку.  (слайд 12)

     Недаром говорится: «У каждого времени свои обычаи». Больше всего часы уважают тех людей, которые умеют планировать своё время. Недаром часам дано магическое слово «тик-так», что напоминает стук человеческого сердца. И это очень важно, потому что они именно как сердце, отвечают за ритмы нашей жизни.

     И коль мы с вами живём во времени, а народная пословица гласит «время – золото», потому нет ничего дороже времени. Время нужно использовать с толком. Так, чтобы изготовить мебель, нужно время, чтобы добыть уголь или сварить сталь – нужно время.

     Чтобы приготовить уроки – нужно время. А как вы думаете – одинаково ли времени нужно для этих трёх дел? Ваш урок длится 45 минут. За это время учитель вам объясняет новую тему, опрашивает вас, задаёт домашние задания, вы работаете ещё в классе. Но звенит звонок – вот она, перемена.

     Можно ли на перемене сделать то, что вы делали на уроке? Нет. А почему? Правильно. Время течёт очень быстро, а чтобы успеть сделать полезное дело, необходимо его беречь и правильно использовать. Для этого существует режим дня  

И недаром народная мудрость гласит: «время – деньги» - ведь на каждое дело нужно определённое время. «Кончил дело – гуляй смело».

              Физкультминутка

    А теперь, ребята, встать,

    Руки медленно поднять,

    Пальцы сжать и так стоять.

    Наклонитесь вправо, влево

    И беритесь вновь за дело.

 Вот вы сейчас и займётесь делом – разукрасите картинки с часами. Какого цвета вы возьмёте карандаши? Давайте, минутные и секундные стрелки покрасим жёлтым цветом, циферблат – голубым, а цифры  - каким вам нравится.

     А теперь послушайте  стихотворение Василия Сухомлинского «Потерянный день». (слайд 13)

 Ведут часы секундам счёт,

 Ведут минутам счёт.

 Часы того не подведут,

Кто время бережёт.

 Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз.

  И он не станет говорить,

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

 И застилать кровать.

 Умеет он одеться в срок,

 Умыться и поесть,

Умеет встать он за станок,

За парту в школе сесть.

С часами дружба хороша!

Работай, отдыхай,

Уроки делай не спеша

 И книг не забывай!

 Чтоб вечером, ложась в кровать,

Когда наступит срок,

 Ты мог уверенно сказать:

 - Хороший был денёк!

   Я желаю, вам ребята, чтобы вы могли всегда уверенно сказать: «День у меня сегодня был хороший!»

   

nsportal.ru

История часов. Какие бывают часы.

История часов для детей. Можно просто прочитать малышу книжку про историю часов. Можно дать посмотреть видеофильм. А мы будем изучать историю часов в занимательных историях, картинках и  экспериментах! Ведь  для успешного развития умственных способностей дошкольника лучше всего дать ему возможность самому открыть для себя новое знание, научиться решать познавательные проблемные задачи, пытаться задавать вопросы и отвечать на них. Это ему очень пригодится и в школе, и в жизни! Приглашаю в путешествие в прошлое и будущее часов!

Наша история часов очень не похожа на сухой текст учебника истории. Она живая и удивительно интересная, вдохновляющая и пробуждающая новые идеи!  История часов для дошкольников построена как диалог с ребенком, как совместный поиск взрослым и малышом ответов на вопросы. Эта история рассчитана не на один день. Ее  можно использовать на прогулке и дома, в детском саду и в гостях. Желаю Вам творческого общения с Вашим малышом!

Зачем нужны часы?

Зачем нам нужны часы? Как ты думаешь, что было бы, если бы часов ни у кого не было?  Если ребенку трудно ответить на вопрос, начните рассуждать вслух сами – пофантазируйте (Вот что могут ответить дети: «Папа бы не знал, когда идти на работу», «Мы бы пошли на день рождения к Мише, а времени бы не знали. Пришли – а там уже никого нет. И мы бы расстроились», «Пошли бы в магазин  игрушек – а он закрыт», «Везде бы опаздывали», «Мы бы могли опоздать на поезд или на самолет»)

Как ты думаешь, как люди раньше жили без часов? Как люди определяли время? (Дайте возможность ребенку поразмышлять, поразмышляйте сами. Ведь было же такое время, когда часов не было. Как же без них обходились люди?)

Оказывается, часы были и раньше , но в те давние времена они были другие —  … живые!!! Догадайся, что такое «живые часы»? Какие они могли быть? После вопроса всегда делайте паузу для размышления и для ответа. Если малыш стесняется или затрудняется, начните сами рассуждать вслух и самой себе задавать вопросы. Ребенок будет исподволь Вас слушать и рассуждать вместе с Вами. А потом и присоединится к обсуждению и выскажет свое мнение.  Пусть малыш выскажет самые фантастические предположения, поощрите его за них – он думает и он высказывает СВОЕ МНЕНИЕ, и это ОЧЕНЬ ЦЕННО! Пересказывать чужое мнение  ребенку дошкольного возраста намного легче, чем иметь свое и его выразить словом. А в нашей современной жизни умение сформулировать свою точку зрения – это основа успеха во многих делах. После того, как малыш пофантазирует, расскажите ему о настоящих живых часах.

Какие бывают часы?

Живые часы — первая страница истории часов.

Ты, наверное, удивишься, но такие живые часы ты уже видел и их хорошо знаешь. Вспомни, какая птица утром кричит и всех будит? Петух! Да, оказывается, петух – это тоже «часы». Он всем показывает, что уже наступило утро. Это живой будильник!

А еще живыми часами весной и летом могут быть поющие птицы. Как ты думаешь, как соловьи, жаворонки, зяблики могут нам помочь определить время? Правильно, они поют утром. Если запел соловей, то значит еще ночь, он поет самый первый. Позже поет жаворонок. В пять утра – зяблик. А  как ты думаешь, когда начинает петь – чирикать воробей? Он у нас соня, спит долго, встает только в 6 утра. Как воробьи проснулись – значит,  и нам скоро пора вставать в садик, в школу, на работу. Мы с тобой просыпаемся в… (назовите время – в 7 часов, например).

Знали люди и другие живые часы – это растения. Попробуй догадаться, как цветы могут нам сказать, сколько сейчас времени? У них ведь нет рта, языка, словами они сказать не могут. Но они «говорят» по-другому. Как? Выслушайте предположения малыша. Подтолкните его к правильному ответу, рассуждая вслух: «Что есть у цветов? Корни, стебель, листочки, цветочки (если ребенок этого не знает, покажите ему эти части цветка на примере любого домашнего растения). Чем же они нам сообщают время? Корнем? Нет, он в земле, мы его не видим. Стеблем? Как ты думаешь — стебель одинаковый у цветочков и утром и вечером? Тогда чем же?» Так вот чем! Часы открывают свои лепестки и закрывают их строго в определенное время. Как по команде. И они никогда не путаются! Например, вьюнок открывается в 9 утра, а закрывается в 8 вечера. Лютик открывает цветки в 7-8 утра, а  закрывает в 3-4 часа дня. Одуванчики открываются ровно в 5 утра. Люди внимательно наблюдали за цветами и травами и могли определить, сколько времени.

Как ты думаешь, чем удобны такие живые часы? А чем они неудобны? Вместе с малышом сосчитайте все плюсы и минусы. Такое задание показывает ребенку, что в жизни нет «только хорошего» или «только плохого», во всем есть свои плюсы и минусы. И такое представление о жизни очень пригодится в дальнейшем ребенку!

  • Плюсы – живые часы всем доступны (их не надо покупать в магазине), они никогда не сбиваются со времени, они красивые и радуют глаз и т.д.
  • Минусы – живые часы нельзя взять с собой в комнату, в городах таких часов нет (петухи не живут в городе) и т.д.

Солнечные часы — вторая страница истории часов.

Люди стали придумывать другие часы. Сначала они придумали солнечные часы. На прогулке сделайте с ребенком солнечные часы и проведите занимательный эксперимент с ними.

Как сделать солнечные часы для малышей. Для этого нарисуйте на земле круг. В центр круга поставьте длинную палочку. Положите камушек на то место окружности, на которое падает тень (или как-то другим образом отметьте, куда падает тень от палочки). Поставьте там нужную цифру (например, 10 – если сейчас 10 утра). Можно вместе с ребенком написать цифры по кругу такого самодельного циферблата. Обратите внимание – в солнечных часах не 12 цифр, а 24!!! Поэтому по кругу надо написать цифры от 1 до 24. В конце прогулки снова подойдите к часам и посмотрите, где будет «стрелка» т.е. тень от палочки. Главное, что нужно увидеть – это то, что наша «тень – стрелка» передвигается по кругу. На следующий день повторите наблюдения на прогулке – несколько раз подойдите и посмотрите на «стрелку»-тень от палочки. Детям обычно очень нравится наблюдать за такими солнечными часами, это вызывает у многих просто восторг – сходный, наверное, с восторгом ученого, делающего выдающееся открытие века!

Понаблюдав за солнечными часами утром и вечером сделайте еще один вывод – когда тень палочки длиннее —  утром или вечером? (Утром, когда встает солнце)

Задайте малышу вопрос – чем удобны такие часы, чем они ему нравятся. И чем неудобны (в пасмурную или дождливую  погоду  солнечные часы ничего не показывают. Их нельзя взять с собой в квартиру. Время они показывают не точно)

Песочные и водяные часы-третья страница истории часов.

 История часов продолжалась. Люди стали придумывать другие часы. Они их сделали из песка. И назвали их – какие? (Пусть малыш придумает слово) Песочные часы! Ты видел такие часы? И еще сделали часы с водой. И назвали их как…? Дайте возможность ребенку придумать слово! Словотворчество, т.е. придумывание слов – это лучшая умственная зарядка для дошкольника! В такой зарядке ему приходится проанализировать все известные ему слова, выделить механизм их образования и создать свое слово…водяные часы. А еще их можно было бы назвать водные. Давай и мы сделаем с тобой песочные и водяные часы.

Как сделать песочные часы с малышами и для малышей.

Материал: Возьмите две пластиковых бутылки, в которых продается вода. Объем — 1,5 литра. Из одной мы сделаем водяные часы, из другой – песочные. Также Вам понадобится песок и вода. И еще перманентный маркер для рисования (можно его заменить другим имеющимся в доме материалом)

Изготовление часов.

  • Разрежьте бутылку на две части пополам. Верхняя часть – это часть с горлышком и крышкой. Нижняя часть – это «мисочка» — резервуар для песка или воды. В завинчивающейся крышке верхней части бутылки надо сделать небольшое отверстие, чтобы из него потихоньку высыпался песок или выливалась вода. (Из моего опыта – я делала отверстие гвоздем, которые предварительно надо нагреть в пламени свечи. Так получается маленькое ровное отверстие. При другом способе крышка трескается.)
  • Переверните верхнюю часть горлышком вниз. И вставьте ее в нижнюю часть. Песок будет высыпаться в нижнюю часть бутылки как в мисочку.
  • Насыпьте в верхнюю часть песок (или залейте воду, если это часы водяные). По часам засеките время. Через одну минуту на нижней части нарисуйте линию. Затем через 2 минуты нарисуйте линию и т.д. Если сыпется медленно (Вы сделали очень маленькое отверстие), то можно отмечать 5 или 10 минут. Если выливается или высыпается быстро – то можно отметить полминуты, минуту и т.д.

Как играть с песочными или водяными часами.  Изготовление таких часов – это целое событие для ребенка! А их применение в жизни – это просто восторг. Причем я видела этот восторг как у самых маленьких ребят, так и у «солидных» учащихся младших классов. В этих играх и упражнениях мы учим малыша ориентироваться во времени!  Спросите ребенка (или группу детей), за сколько минут они могут что-то сделать. Например:

  • для малышей – за сколько минут ты можешь одеться на прогулку? За сколько секунд ты наденешь колготки? За сколько минут разложишь ложки и вилки на стол? За сколько минут уберешь игрушки? За сколько минут нарисуешь солнышко?
  • для школьников – за сколько минут ты прочитаешь этот текст? За сколько минут ты успеешь выучить наизусть скороговорку? За сколько минут выполнишь упражнение?

Затем ставим наши песочные или водяные часы, ребенок начинает действовать. А мы следим за временем. Когда песок или вода дойдут до линии, то говорим: «Стоп».

Тут бывают неожиданности. Например, ребенок думал, что ему на это надо две минуты, а сделал… за полминуты!!! Вот это да!!!! Вот это молодец!!! (Кстати, когда речь идет о выполнении задания на скорость по самодельным часам – дети одеваются, наверное, быстрее пожарных!!!) А бывает наоборот – ребенок думал, что ему нужна минута, а оказалось что целых три!!!

Если ребенку задание понравилось, то можно вызвать момент соревнования. Но – правило такое. Соревнуемся мы не друг с другом, а с самим собой – нужно сделать быстрее и лучше чем в предыдущий раз. «Сделал за две минуты. А за минуту с половиной сможешь? Попробуем?» Этот момент интриги, соревнования очень раззадоривает. И дети обычно выполняют! А как радуются тому, что у них получилось так быстро!!! Особенно радуются те, кто не верил в свой успех и считал, что у него никогда не получится.

Замерьте такими часами и другие дела свои и ребенка. – Сколько времени надо маме, чтобы нарезать хлеб к ужину? Сколько времени надо, чтобы помыть чашки или вымыть фрукты на завтрак? Длительность везде берем небольшую – полминуты, 1,2,3 минуты.  Умение ориентироваться во времени, чувствовать его  – очень важное умение человека.

В заключении спросите малыша, понравились ли ему такие часы? Удобны ли они были бы для нас в нашей жизни? Почему?

Есть такая пословица «Сколько воды утекло». Что она означает? (прошло много времени)

Современные  часы — четвертая страница истории часов.

Люди стали придумывать новые часы. И придумали много механизмов для часов. Сейчас существует очень много разных часов.

  • Часы, которые стоят на полу называются «напольные». Они очень большие и тяжелые, их даже не переставить на другое место.
  • А часы, которые висят на стене называются – как? (Настенные).
  • Часы, которые носят на руке, называются – как? (Наручные).
  • Нас по утрам будят часы, которые называют – как? (Будильник).
  • Еще есть часы на башнях. Их называют… (башенные). В нашей стране самые главные башенные часы – на Красной Площади. Они называются «куранты». Дайте малышу послушать куранты. Напомните, как Вы в Новый год слушали куранты.
  • Раньше были даже каретные часы. Они были где? (В карете)
  • Карманные часы носят в… (кармане).
  • Каминные часы ставят на.. (камин). Объясните малышу, что такое камин.
  • А еще уже давно есть часы, которые называют «скелетоны». Знаешь, почему? Их корпус прозрачный и через него видно, что происходит внутри часов. Видно, какие детали двигаются, а какие неподвижные.
  • Есть часы механические, их надо заводить. Есть часы кварцевые. В них вставляют батарейки. А есть электронные.
  • Какие часы есть у нас дома? У бабушки? У папы?

Как ты думаешь, кто делает сейчас часы? Откуда они берутся в магазинах? Как называется эта профессия? На подъемном кране работает крановЩИК, а часы делает — … (пусть малыш попробует по аналогии образовать новое слово – часовЩИК).

Чем отличаются часовой и часовщик? Объясните малышу, что часовой – это военный, который «стоит на часах», то есть охраняет. А часовщик делает часы или ремонтирует их.

Чтобы ходики

Ходили,

А будильники будили,

И всегда любой из нас

Точно знал,

Который час,

По каким часам

Вставать,

По каким часам

В кровать, —

В часовой мастерской

Чинят время день-деньской.

Входит с жалобой старушка:

— Как же мне не горевать!

Из моих часов

Кукушка

Перестала куковать…

Всё понятно старику,

Старику часовщику.

Из окошечка резного

Снова слышится: «ку-ку!»

Мы в часы мячом попали,

Со стола часы упали.

Под столом раздался звон,

И пружина вышла вон.

Мы сказали:

— Дядя Ваня,

Мы давно знакомы с вами.

Неужели в этот раз

Вы не выручите нас?

Щуря глаз

И хмуря брови,

Поворчав себе в усы,

Часовщик Иван Петрович

Осторожно взял часы.

Всё понятно старику,

Старику часовщику.

Мы теперь приходим в класс

Раньше всех на целый час.

Часы делают на заводе. Сначала дизайнеры придумывают и рисуют модели часов – какой у них будет циферблат, какого цвета цифры. А потом часовщики  собирают часы из деталей. А если часы сломались, то кто нам поможет?  Нам поможет мастер-часовщик, который работает в мастерской. Он разбирает часы на детали, определяет, почему они сломались, ремонтирует и снова собирает часы.

Посмотри мультик «Крот-часовщик» и скажи, можно ли назвать крота часовщиком? Почему — он ведь ремонтировал часы?

Объясните малышу, что и папа может ремонтировать часы, но это не его профессия. Мама варит суп, но она не повар. Чтобы быть часовщиком, надо учиться, хорошо знать устройство часов, их детали, уметь исправить любую поломку в механизме часов.

Как бы ты назвал мультик? Из названия должно быть понятно, о чем он (» Как крот ремонтировал часы», «Ой, часы сломались», «Как помочь часам» — примерные варианты названий, которые могут придумать дети.

Что в этом мультике правда (часы могут сломаться, внутри их есть разные детали — пружины, гайки, винтики и т.д. )? А чего не могло быть на самом деле (например, кукушка не может вылететь из своих часов)?

 Если бы ты был дизайнером и придумывал новые модели часов, какие бы часы ты придумал? Отвечая на этот вопрос, ребенок тренируется в двух очень важных умениях:

1) умение использовать в речи сослагательное наклонение «Я бы сделал их большими. Я бы нарисовал на циферблате… Я бы раскрасил цифры в … цвет» и т.д.

 2) умение описывать воображаемый предмет (воображаемый предмет сложнее описать чем реальный).

В случае затруднений помогите ребенку вопросами: «Какой формы будут часы – круглые, овальные, прямоугольные, квадратные? Какой будет циферблат? Что на нем будет нарисовано? Какого он цвета? Какие бы ты сделал цифры? Какими были бы стрелки на твоих часах?

Если малыш любит рисовать, то можно дать ему вырезанные из бумаги круги, квадраты, прямоугольники, овалы и предложить  поиграть в дизайнеров – придумать и нарисовать свои авторские часы: циферблат, стрелки, цифры.

 Речевое упражнение «часы».

Говорят: часы стоят.
Говорят: часы спешат.
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
Но часы висят на месте.
В. Орлов.

Что означает «часы идут». Кто может идти? (Мама, бабушка, я, кошка, собака и т.д.). Что может идти? (Дождик идет на улице, снег идет зимой, град идет, автобус идет, машина идет, гроза идет и т.д.)

Как собирают часы на настоящем часовом заводе и как люди придумали часы Вы увидите из этого интересного видеоролика! Веселая история часов для малышей!

Часы будущего — пятая страница истории часов.

Какие будут часы в будущем? Давай придумаем вместе.  Придумывая часы будущего, можно использовать один из приемов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) – соединить функцию показа времени с функцией любого другого предмета. Например:

  • Часы – фонарик. Они показывают время и в темноте работают как фонарик, если нажмешь на кнопочку.
  • Часы – книга. Они показывают время, а еще могут прочитать аудиокнигу.
  • Часы – глобус.
  • Часы – телефон.
  • Часы — ручка. Ручкой пишут, а в нее встроен экран часов.

Это часы настоящего. Дети придумают еще много подобных интересных часов будущего, о которых мы, взрослые даже не догадываемся!

Вот и закончилось наша история часов. Надеюсь, что дальше она продолжится в Вашем творчестве! Интересны ли Вам путешествия в прошлое и будущее предметов?

До новых встреч в рубрике «Мир вокруг нас»!

Интересную информацию об окружающем мире и развивающие задания для детей Вас ждут в статьях:

Занимательная история утюга в картинках, загадках и заданиях для детей и взрослых

Как рубашка в поле выросла: занимательно об окружающем мире.

Деревья в картинках, сказках и развивающих заданиях для детей.

Что такое воздух? Занимательные опыты для детей.

Как делают конфеты: речевые упражнения, развивающие задания, познавательное видео для малышей.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

rodnaya-tropinka.ru

Как рассказать ребенку о времени

Приветствую читателей TimePost.ru! С какого возраста можно осваивать тайм-менеджмент? С этого вопроса предлагаю начать интересную и полезную тему — тайм-менеджмент для детей. Несколько статей помогут вам и вашему чаду навести порядок в детской, наладить отношения со временем и даже выбрать будущую профессию. Ну а начнем, пожалуй, с освоения времени. Как дети воспринимают время, что он и о нем думают и как правильно объяснить ребенку, что это такое?

В возрасте до 3-х лет для ребенка времени как такового не существует. Вы представляете, как это здорово! Его просто нет: не надо никуда спешить, беспокоиться о том, чтобы успеть покушать или поиграть. Но все-таки время никуда не исчезло, правда? Для ребенка до 3-х лет время — это череда последовательных событий. Поэтому, говоря о времени в этом возрасте, мы можем лишь объяснить малышу, что что-то происходит «сначала» и «потом», «до» и «после», а также произойдет «скоро». Важно показывать ребенку последовательность на конкретных примерах регулярно, каждый день. Быстрее всего ребенок запоминает именно череду событий — что за чем следует. Как это выглядит на практике? Вы комментируете ваши совместные действия вслух, а также описываете все происходящее вокруг: «Мы собираемся на прогулку: сначала мы одеваем колготки, потом — свитер». Через некоторое время можно подключать к активному участию вашего малыша: «Угадай, что мы сделаем сначала?», «Что мы оденем в последнюю очередь?». Ребенок с удовольствием будет пытаться угадать правильную последовательность действий.

Затем можно приступать к привязке определенных действий и событий к времени суток и дням. Так у ребенка формируются понятия: «утро, день, вечер» и «вчера, сегодня, завтра». Проговаривайте вслух, что вы делаете утром, днем и вечером. Предложите ребенку определить по картинкам, какое время суток изображено. Затем, более сложное задание — расставить картинки в правильной последовательности друг за другом. Купите в интернет-магазине игрушек развивающие книги, соответствующие возрасту ребенка — там вы найдете множество примеров на эту тему.

К четырем годам ребенку доступны понятие о временах года, о том, что бывают будни — когда мама с папой идут на работу, а малыши — в садик и выходные, когда вся семья отдыхает. В 4 года лучше осваивать иллюстрации из развивающих книг о временах года, угадывать, что изображено на картинке: весна, лето, осень или зима. И обратная ситуация: вы называете время года, а ребенок находит на рисунке или называет по памяти характерные признаки разных сезонов.

Ребенку уже 5 лет или вот-вот стукнет? Вот теперь пора осваивать календарь! Вы не представляете себе, насколько увлекательным может быть это занятие! Сейчас в книжных магазинах глаза просто разбегаются от разнообразия детских календарей! Выберите вместе с ребенком тот, который ему понравится. И вместе изучайте: времена года, месяцы, дни недели. Возьмите календарь, где на одном листе изображены все месяцы и отметьте значимые события стикерами или просто нарисуйте значки — звездочки разных цветов, солнышки — пусть ребенок сам скажет, с чем ассоциируется у него Новый год, день рождения и волшебное слово «каникулы», которые станут настоящими еще только в школе.

Часы и минуты — как рассказать о них ребёнку?

Понимать часы, выделять из суток часы, а из часов минуты — для ребенка дело довольное сложное, но в то же время интересное. И чтобы ребенок правильно мог ориентироваться во времени важно в доступной форме научить его этому искусству. Идем от простого к сложному. Можно использовать пирамидку (или многослойную матрешку): самый большой круг — это год, который состоит из месяцев (сколько их, какие ты можешь назвать, какой месяц сейчас?). Месяцы состоят из недель: 4 недели в одном месяце. Недели состоят из дней — 7 дней в одной неделе, какие ты помнишь? Целый день — 24 часа, или сутки. 12 часов длится день и 12 часов — ночь. Часы состоят из минут, в одном их целых 60. Вот мы и добрались до вершины пирамиды! Наше время можно узнать по часам — покажите ребенку наручные или настенные часы или предложите сделать часы вместе. Действительно, можно сделать часы из картона, а можно купить готовые, с о съемными стрелками. Например, такие: 

Первые часы для изучения времени лучше сделать без минутной стрелки, оставив только часовую. Так ребенок научится определять приблизительное время, опираясь на усвоенные ранее «до» и «после». Так, можно узнать, что часы показывают ровно пять. Или «чуть-чуть меньше пяти», «немного после трех», «посередине между 4 и 5» — здесь можно ввести понятие «получаса» и «половина пятого», «тридцать минут после четырех», «четыре часа тридцать минут». Эта последовательность опять же от простого к сложному, не нужно пытаться освоить ее за один раз. Дождитесь, пока ребенок будет уверенно ориентироваться в целых часах, затем переходите в следующему этапу. Освоив полчаса, можно добавить минутную стрелку и рассказать о ее назначении: эта стрелка более длинная, она считает минуты. Если минуты не даются вашему ребенку — не расстраивайтесь, большинство первоклассников тоже не умеют определять время с точностью до минут.

timepost.ru

План-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме: Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Определение времени по часам».

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята,  сегодня рано утром я проснулась от того, что кто-то тихо плачет в комнате. Смотрю, а это мой будильник. Я спросила: «Что случилось?» А  будильник мне говорит: «Я был этой ночью в стране снов, и злой волшебник заколдовал меня: забрал у меня все  цифры». Теперь я  больше не могу помогать людям вставать вовремя, не опаздывать на работу, в детский сад. Не знаю, что мне делать? Мне очень нужно вернуть цифры, но одному мне никак не справиться. Я пожалела будильник и  взяла его с собой, надеюсь, что мы ему поможем - подарим новые цифры. Но для этого нам нужно постараться и выполнить различные задания. Ну что, ребята, поможем будильнику?

Дети: Да.

Воспитатель: Сначала давайте вспомним, как устроены часы? Что есть у часов?

Дети: Корпус, стрелки, циферблат, заводная головка.

Воспитатель: Что нарисовано на циферблате?

Дети: Цифры.

Воспитатель: Кто знает, а что обозначают цифры?

Дети: Цифры обозначают часы.

Воспитатель: Как называются стрелки, показывающие время?

Дети: Длинную стрелку называют минутной, а короткую часовой.

Воспитатель: Скажите, а чем отличаются часы друг от друга?

Дети: Формой, величиной, цветом.

Воспитатель: Чем похожи?

Дети: На всех часах есть цифры, стрелки, все они  показывают время.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на мои часы. Кто может сказать, какое время они показывают?

Дети: Два часа.

Воспитатель: Куда "смотрит" минутная стрелка?

Дети: Минутная стрелка "смотрит" вверх на 12.

Воспитатель: Куда показывает часовая стрелка?

Дети: Часовая стрелка показывает на 2.

                                      Игра «Который час?»

Воспитатель называет определенное время. Дети на своих часах двигают стрелки, устанавливая их на указанный час.

Воспитатель: Покажите на своих часах 2 часа.

Воспитатель: Попробуйте показать 1 час. Куда показывает минутная стрелка?

Дети: Минутная стрелка показывает на 12.

(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)

Воспитатель: Куда показывает часовая стрелка?

Дети: Часовая стрелка показывает на 1.

(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас я вам расскажу историю появления часов. Садитесь поудобнее и внимательно слушайте.

Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Всходило солнце, значит, пора вставать, и так до самого вечера. Однажды человек обратил внимание на то, что тени от всех предметов двигаются, становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг него начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть равнялась одному часу. Солнце всходило, и тень от столба медленно двигалась по кругу. Назывались эти часы солнечными. Солнечные часы показывали время только в солнечный день, ночью они не работали. (Показ иллюстрации  солнечных часов)

Как вы думаете, удобны ли такие часы?

Дети: Нет, так как эти часы показывали время только в солнечную погоду.

(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)

Воспитатель: Такими часами люди пользовались недолго и придумали  водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки – черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Но …прошло время, и водяные часы перестали устраивать человека. Чем они были не удобны? (Показ иллюстрации  водяных часов)

 Дети: В них надо постоянно подливать воду.

(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)

Воспитатель: С тех пор прошло немало лет,

И люди поняли ответ,

Что лишь песок, он есть один

И бог, и царь, и господин.

Человек изобрел песочные часы (показ песочных часов). Они показывают время  и днём, и ночью, и летом, и зимой, в любую погоду. У них нет стрелок и циферблата, сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединили между собой. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька пересыпается в нижний. Высыпался песок, значит, прошло определенное количество времени. Их до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать который час по ним нельзя.

Как вы думаете, а такими часами удобно пользоваться?

Дети: Нет, так как эти часы надо все время переворачивать.

(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)

Воспитатель: Ребята, часы, которые я вам показала, рассчитаны на 1 минуту. Их нужно через минуту переворачивать. А как вы думаете, одна минута – это много или мало? Сейчас мы проверим, много ли это - 1 минута.

Физкультминутка

 Тик-так, тик-так —

 Все часы идут вот так:

 Тик-так. (Наклоните голову то к одному, то к другому плечу.)

 Смотри скорей, который час:

 Тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачивайтесь в такт маятника.)

 Налево — раз, направо — раз,

 Мы тоже можем так. (Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом — к левому, как часики.)

 Тик-так, тик-так.

 Чтоб совсем проснуться

 Чтоб совсем проснуться,

 Нужно потянуться! (Руки вниз перед туловищем, пальцы сплетены. Положить руки на затылок, локти отвести, туловище выпрямить.)

 Распрямились, потянулись,

 А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

 Спину тоже разминаем,

 Взад-вперёд её сгибаем. (Наклоны вперёд-назад.)

 Поворот за поворотом,

 То к окну, а то к стене.

 Выполняем упражненье,

 Чтобы отдых дать спине. (Повороты корпуса вправо и влево.)

 Отдохнули мы чудесно,

 И пора на место сесть нам. (Дети садятся.)

Воспитатель: Ну как, долго мы играли? А теперь я предлагаю вам помолчать ровно 1 минуту.Согласны?

Дети: Да.

Игра «Молчанка»

(Дети молчат ровно одну минуту, пока сыплется песок.)

Воспитатель: А теперь 1 минута -  это много или мало?

Дети: Много.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему, когда мы играли в подвижную игру, время прошло быстро, а когда мы просто сидели и молчали, оно тянулось долго?

Дети: Время тянется долго, если делать нечего, а когда играешь, рисуешь, время проходит быстро.

(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)

Воспитатель: Правильно, время долго тянется, когда делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро. Поэтому есть такая пословица «Скучен день до вечера, когда делать нечего».    

     Продолжим наш разговор о часах.  Люди пользовались вместо часов свечкой, на которую были нанесены деления. Свечка сгорала, уменьшалась в размере, и по делениям можно было определить, сколько сейчас времени.

- Как вы думаете, чем  неудобны были все эти часы?

Дети: Все эти часы были неудобными, так как солнечные часы ночью и в пасмурную погоду не работали, песочные часы нужно переворачивать, в водяные часы нужно постоянно подливать воду.

Воспитатель: Совершенно верно. Все эти часы – солнечные, песочные, масляные – были не очень удобными, и человек придумал механические часы,  который повесили на высокую башню. Каждый час эти часы били, и люди знали, который час. Но все-таки и эти часы  были неудобны. Почему?

Дети: Их было видно не изо всех домов. Надо было выходить на улицу и смотреть, который час.

Воспитатель: И люди придумали такие часы, которые можно было повесить в каждом доме. Итак, появились разные часы, и сейчас во время игры вы мне их  назовёте.

Игра «Назови часы»

Воспитатель бросает мяч и просит назвать, одним словом

-  часы, которые стоят на полу …напольные

 - часы, которые висят на стене …настенные

 - часы, которые звонят по утрам …будильник

 - часы, которые стоят на камине …каминные

 - часы, которые работают на батарейках …электронные

 - часы с песком …песочные

 - часы, которые носят на руке …наручные

 - часы на башне Кремля …Кремлевские

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы с вами узнали, что бывает много разных часов. А сейчас давайте представим, как они работают.

Игра «Ходят стрелочки по кругу».

На полу по кругу разложены карточки  с цифрами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Воспитатель  встает в центре и произносит вместе с детьми:

Мы – часы, наш точен ход,

Водят стрелки хоровод.

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга. (Дети ходят по кругу, взявшись за руки)

Стрелки, стрелки, не спешите,

Вы нам время подскажите! (Дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой)

Воспитатель: Пять часов!

(Встают дети, сидящие с цифрой 5 и 12).

Игра повторяется 3-4 раза.

Воспитатель: А сейчас давайте послушаем  стихотворение Валентина Берестова  «Часы», которое нам расскажут ребята (2 человека).

Без четверти шесть!

Без пятнадцати шесть!

Хотите услышать приятную весть?

Так что же случилось

Без четверти шесть?

Какая такая приятная весть?

А то, что я сам,

Понимаете, САМ

Умею часы узнавать по часам.

Ты прав. Так и есть,

Без пятнадцати шесть!

Спасибо тебе за приятную весть!

Воспитатель: Вы тоже умеете определять время по часам. А  сейчас  снова игра.

Развивающая игра «Режим дня».

      Перед детьми раскладываются картинки с изображением режимных моментов (утренняя гимнастика, завтрак, дневной сон и др.). На макетах часов они должны установить то время, которому они соответствуют: например, завтрак - 8 часов, прогулка – 10 часов и т.д. Для подсказки и самопроверки на оборотной стороне картинки есть правильный ответ.

      Воспитатель наблюдает, как ребята справляются с заданием. Тем, кто затрудняется с выполнением этого задания, он негромко советует перевернуть картинку и воспользоваться подсказкой.

      Когда все дети выполнят задание, они могут перевернуть картинки и проверить свои ответы.

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте все внимательно посмотрим на часы. Сколько цифр на часах?

Дети: 12

Воспитатель: Давайте проверим, все ли мы цифры собрали? Давайте посчитаем. (Счет до 12). Цифры все мы собрали, а теперь мы можем успокоить наш будильник и вернуть их на циферблат.

( Воспитатель предлагает детям разложить цифры на будильнике)

Ребята, вот мы и помогли будильнику, а он теперь опять может показывать время людям.  А сейчас я предлагаю вам посетить музей часов, а потом вы нарисуете любые часы, которые вам понравились.

nsportal.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект НОД "Что мы знаем о часах"

Конспект открытого занятия

«Что мы знаем о часах»

СТАРШАЯ ГРУППА

Воспитатель: Брычкова В.П.

2015г.


Цель: Формирование представлений детей о часах, времени.

Образовательные задачи:

- Расширять знания детей о разных видах часов, их роли в жизни человека, назначении.

- Учить определять длительность процессов с помощью песочных часов.

- Учить детей ориентироваться во времени по часам.

Развивающие задачи:

- Развивать чувство времени, умение беречь время.

- Развивать умение регулировать свою деятельность в соответствии с

временем.

- Развивать исследовательский интерес и любознательность.

- Развивать у детей внимание, логическое мышление и речь.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать умение слушать педагога, действовать в соответствии с ним.

- Воспитывать самостоятельность в выполнении заданий.

- Воспитывать интерес к разным видам часов.

Предварительная работа:

- Рассматривание с детьми иллюстраций с изображением разных видов часов.

- Чтение «История часов».

- Ориентироваться во времени по часам.

- Познавательные рассказы воспитателя о часах.

- Просмотр видео роликов.

- Рисование разных видов часов.

Оборудование:

- ИКТ

- Часы песочные, будильник.

- Циферблат с подвижными стрелками.

- Карточки с цифрами от 1 до 12.

- Сосуд для проведения опыта, вода.

Методические приемы:

- Художественное слово.

- Опыт с водяными часами.

- Д/игры «Ходят стрелочки по кругу», «Собери часы»,

«Какие часы», «Сравни часы»


Ход занятия

Дети заходят в музыкальный зал и встают полукругом.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости давайте с ними поздороваемся.

Дети: - Здравствуйте.

Стали дети ровно в круг,

А затем присели вдруг.

Дружно сделали хлопок.

А сейчас идем по кругу,

Улыбаемся друг другу.

Воспитатель: - Давайте передадим тепло своих рук друг другу.

Неожиданно пение петуха из-за ширмы:

Кукареку-кукареку!

Просыпайтесь, звери, птицы!

Принимайтесь за дела.

На траве роса искрится,

Ночка темная прошла.

Кукареку-кукареку!

Воспитатель: - Дети, узнали, кто это поет? (Петушок) Слайд Петушка

Воспитатель: - Давным-давно люди узнавали время по пению петуха.

Воспитатель: - А можно ли по пению петуха определить точное время? (Нет) Почему? (Петушок может заболеть или закричать раньше времени.)

Воспитатель: - Ребята посмотрите, сегодня нам пришла посылка от петушка. Интересно, что в ней. Сейчас мы откроем и посмотрим. (воспитатель удивленно)

Не открывается. А вы хотите узнать, что в посылке? (Да)

Воспитатель: - Как можно узнать?

Воспитатель: - На ощупь мы можем определить? (Нет)

Воспитатель: - А увидеть? (Нет)

Воспитатель: - Подумайте, как еще можно узнать?

(Поднести к уху и послушать)

Воспитатель: - Давайте послушаем. (Часы)

Воспитатель: - Сейчас проверим, правильно ли вы отгадали.

(Открываю посылку и достаю из нее часы – будильник) 

Воспитатель: - У вас дома наверняка есть часы - будильник. Зачем нам нужны такие часы? (Будильник можно завести на определенный час, и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.

Воспитатель: - Что, мы по часам определяем? (Время, когда ложиться спать, просыпаться, идти в детский сад)

Воспитатель: - А, что было бы, если бы не было часов?

(Если бы не было часов, то человек не мог бы определить, когда ему вставать, когда идти на работу, в детский сад, на встречу с кем-то?) 

Воспитатель: - И сегодня ребята, петушок приглашает нас, отправиться в увлекательное путешествие, в мир часов. Проходите, садитесь на стульчики.

(Дети садятся на стульчики.)

Воспитатель: - Дети, а когда еще не было часов, как люди узнавали время?

(По солнцу, всходило солнце, значит, пора вставать.) Слайд

Воспитатель: - Человек заметил: солнце по небу идёт, а тень от дерева за солнышком тянется, движется по земле. Так солнце подсказало человеку, что можно сделать, какие часы? (Солнечные часы) Слайд «Солнечные часы»

Воспитатель: - Первые солнечные часы, появились в Египте.

Расскажите, как человек сделал солнечные часы?

(Человек вкопал в землю столб, вокруг начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть равнялась одному часу. Солнце вставало, а тень от столба медленно двигалась по кругу.)

Воспитатель: - Солнечные часы были разнообразны. Посмотрите.

Слайды солнечных часов (5 слайдов)

Воспитатель: - Пользоваться такими часами человек не всегда мог. Как вы думаете, почему? (К ним нужно постоянно бегать, пользоваться такими часами можно было только в светлое время суток.)

Воспитатель: - Солнечные часы показывают самое точное время, но основным недостатком солнечных часов в том, что невозможно определить ночное время. Почему? (Нет солнца и нет тени.)

Воспитатель: - А чтобы определять ночное время, придумали Слайд «Водяные часы» какие часы? (Водяные часы)

Воспитатель: - Как люди определяли время по водяным часам?

(В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна, наливали воду. Капля за каплей вода вытекала из отверстия. Ее становилось все меньше и меньше. А деления на сосуде определяло, который час.)

 (опыт с водой)

Воспитатель: - А сейчас мы с вами проведем опыт и посмотрим, так ли это было. И так, чтобы сделать водяные часы, нам нужен сосуд, мы можем использовать бутылку, дно срезаем, переворачиваем, вкручиваем крышку с отверстием и наливаем сверху воду, наблюдаем, что у нас получилось.

Воспитатель: - Как вы думаете, удобны были эти часы? (Нет)

Воспитатель: - Почему? (Потому, что постоянно приходилось доливать воду). 

Воспитатель: - Затем человек придумал Слайд «Песочные часы» какие часы? (Песочные часы) С песочными часами вы знакомы. Расскажите, какие они. (Песочные часы сделаны из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок.)

Воспитатель: - Как часы работают? (Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок, значит прошло определенное количество времени, например одна минута.)

Воспитатель: - Скажите, удобны ли такие часы? (Нет) Почему?

(Потому что их хватает на несколько минут, а затем их надо переворачивать).

Воспитатель: - Были еще, посмотрите, Слайд «Огненные часы» какие часы? (Огненные часы)

Воспитатель: - Как определяли время по огненным часам?

(Часы – свеча, на ней были нанесены деления. Свечка сгорала, уменьшалась в размерах, и по делениям можно было определить, сколько сейчас времени)

Слайд «Огненные часы - лампа»

Воспитатель: - Посмотрите, еще были огненные часы – лампа, по которым определяли время, по количеству сгоревшего масла в лампе. 

Слайд «Огненные часы – с циферблатом»

Воспитатель: - У огненных часов были свои недостатки, скажите какие?

(Они не точно показывали время)

Воспитатель: - Вы сказали все правильно. Все часы - солнечные, огненные, песочные и водяные — были не очень удобны, и дальше человек придумал простой механизм. Смастерили большой механизм и повесили его на высокую башню. Слайд «Часы на башне» Каждый час эти часы били, и люди знали, который час. Но все-таки эти часы были не совсем удобны. Почему? (Потому, что они были далеко и высоко. Их было видно не из всех домов. Надо было выходить на улицу и смотреть, который час.) 

Воспитатель: - Затем люди придумали часы, которые можно было повесить в каждом доме. В настоящее время изобретено множество разнообразных часов. И сейчас я вам предлагаю поиграть в игру.           

Игра: «Какие часы».

Слайд «Настенные часы»

Воспитатель:- Посмотрите и подумайте, как можно назвать эти часы? (Настенные) Почему? (Потому что они висят на стене). 

Слайд «Настольные часы»

Воспитатель: - Как называются эти часы? (Настольные) Почему?

(Потому что они стоят на столе) 

Слайд «Напольные часы»

Воспитатель: - Как можно назвать эти часы? (Напольные) Почему?

(Потому что они стоят на полу). 

Слайд «Карманные часы»

Воспитатель: - Как называются эти часы? (Карманные) Почему?

(Потому что их носят в кармане). 

Слайд «Уличные часы»

Воспитатель: - Ребята, а это что за часы? (Уличные) Почему?

(Потому что они висят на улице). 

Слайд «Наручные часы»

Воспитатель: - Как можно назвать эти часы? (Наручные) Почему?

(Потому что их носят на руке). 

Воспитатель: - Дети, послушайте, сейчас Саша прочитает стихотворение:

Живет в резной избушке

Веселая кукушка.

Она кукует каждый час

И ранним утром будит нас:

Ку-ку! Ку-ку! Уж семь утра!

Ку-ку! Ку-ку! Вставать пора!

Живет кукушка не в лесах,

А в наших стареньких часах!

Воспитатель: - Ребята, скажите, о каких часах прочитала Саша стихотворение?

(Часы с кукушкой) Слайд «Часы с кукушкой»

Воспитатель: - Что вы знаете о часах с кукушкой, расскажите. (Часы с кукушкой изготовлены в виде узорной деревянной избушки, в которой прячется "кукушка". Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: "Ку-ку, ку-ку", напоминая нам о том, который сейчас час.) 

Слайд «Часы с кукушкой»

Воспитатель: - Знаменитые часы с кукушкой появилась в Германии.

Мастер собирался засунуть в часы "петуха", но его "голос" оказался слишком сложным для воспроизведения. Пришлось остановиться на примитивном куковании.

Воспитатель: - А сейчас немного отдохнем.      

Физминутка

Тик-так, тик-так.

В доме кто умеет так?                      Наклоны головы влево - вправо

Это маятник в часах.

Отбивает каждый такт.                       Поочередно поднимать плечи

А в часах сидит кукушка,               Дети садятся в глубокий присед

У нее своя избушка.                                                Руки вверх, домик

Прокукует птичка время, Ку-ку, ку-ку

Снова прячется за дверью                                                 Приседания

Стрелки движутся по кругу

Не касаются друг друга                   Ходьба по кругу друг за другом

А часы идут, идут                                                        Ходьба на месте

Иногда вдруг отстают                               Замедление темпа ходьбы

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят!                                Быстрая ходьба на месте

Если их не заведут,

То они совсем встают      Дети останавливаются, поворачиваются в круг

Дидактическая игра «Собери часы»

(Цифры от одного до двенадцати, циферблат без цифр, стрелки – 1 длинная и 1 короткая. Песочные часы)

Воспитатель: - Ребята, петушок в посылку положил песочные часы. Эти часы на одну минуту. (Показываю) Как вы думаете, можно что – нибудь, сделать за одну минуту? (Да)

Воспитатель: - Петушок предлагает вам собрать за одну минуту часы. И так, что есть у часов? (Показываю детям, а они говорят: - цифры, стрелки и циферблат.)

Воспитатель: - Длинная стрелка – показывает, что? ( Минуты.) А короткая?(Час.)

Задание: - А сейчас ребята, за одну минуту, надо собрать часы.

(Дети самостоятельно собирают часы.)

Воспитатель: - Молодцы! Справились с заданием петушка.

Игра «Ходят стрелочки по кругу»

Воспитатель: - А сейчас, дети мы с вами поиграем. Вставайте около цифр и повторяйте вместе со мной:

Мы часы, наш точен ход,

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга

Стрелки, стрелки, не спешите,

Вы нам время подскажите!

(После окончания слов дети садятся рядом с ближайшей карточкой.

Воспитатель говорит: - Пять часов. (Два часа, восемь часов и т.д.)

Дети, сидящие возле карточек с цифрами 5 и 12 должны встать.)

После игры дети садятся на стульчики

Воспитатель: - Ребята, а механические часы, надо заводить? (Да)

Воспитатель: - Если забудешь завести часы, что будет? (Они остановятся)

Воспитатель: - А чтобы не заводить, какие часы придумал человек? (Электронные часы) Слайд «Электронные часы»

Игра: «Сравни часы»

Слайд «Механические часы» и «Электронные часы»

(Электронные часы без стрелок, на циферблатах только светящиеся цифры, которые меняются с каждой прошедшей минутой, их не надо заводить, они работают на батарейках.)

Воспитатель: - На городских улицах и площадях тоже есть часы.

Где их устанавливают? (На башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров.) Слайды часов 

Воспитатель: - А, какие часы самые знаменитые в России? (Кремлевские куранты) Слайд «Кремлевские куранты»

Воспитатель: - Где они установлены?

(На Спасской башне Московского Кремля). 

Воспитатель: - Эти часы показывают самое точное время. Целая бригада опытных часовщиков обслуживает их работу, следит, чтобы часы не отставали и не торопились.

Часы на башне занимают три этажа. Заводят часы два раза в сутки.

К курантам ведут 117 каменных ступеней. Слайд 

За ними начинаются чугунные ступени винтовой лестницы, Слайд 

ведущие на восьмой этаж. Здесь находится механизм курантов. Слайды

Часовой механизм соединен с музыкальным узлом, Слайд который расположен под шатром башни в открытом 10-ярусе. Слайд Ежедневно в 6 и 18 часов исполняется гимн Российской Федерации.

Воспитатель: - Ребята, петушку очень понравилось, как вы занимались. Он узнал, что у нас в группе есть мини – музей часов, он дарит нам для музея еще одни часы. А сейчас мы будем передавать часики и расскажем, что вам понравилось или что вы нового узнали о часах.

Дети передают часы друг другу и рассказывают, что понравилось.

Воспитатель: - На этом наше путешествие закончилось.

Давайте скажем гостям: - До свидания. Дети уходят в группу.

nsportal.ru

10 интересных фактов о часах и времени.

Дорогие друзья, в нашей галерее изделий часы занимают одно из первых мест. Любим мы создавать этот интересный, удивительный предмет декора. Пока мы придумываем и творим новые часы, предлагаем Вам почитать интересные факты о часах и времени!

10 интересных фактов о часах и времени.

Берегите время: это ткань, из которой сделана жизнь. С. Ричардсон

  1. На сегодняшний день невозможно ответить на вопрос: кто же создал первые часы, но на протяжении всей своей истории люди пытались измерять время. Для этого были созданы солнечные, звездные, водяные, песочные, огневые, механические, кварцевые, электрические, электронные и атомные часы.

2.Самые первые часы на земле - солнечные. Они были гениально простыми: воткнутый в землю шест. Вокруг него нарисована шкала времени.

3. Первые наручные часы были созданы в 1812 году для королевы Неаполитанской.

Эти часы были изготовлены швейцарским часовщиком. Звали его Авраам-Луи Брег, позднее он же основал известную часовую фирму – Breguet.

Длительное время наручные часы считались только женским аксессуаром.

4. Часы идут слева направо - по часовой стрелке. Так было принято, потому что точно также идет тень у солнечных часов.

5. Песочные часы на холоде «сыплются» быстрее, чем в тепле.

6. Учеными доказан такой интересный факт, что в экстренной ситуации, когда организм вырабатывает адреналин, человеческий мозг может как бы замедлить немного время, для того чтобы лучше в этой ситуации сориентироваться.

7. Биологические часы – это сложный и невероятно точный механизм.

У каждого человека свои индивидуальные биологические часы, т.к. суточные биоритмы человека очень индивидуальны и колеблются от 22 до 25 часов. Жаворонками называют людей с укороченным биологическим циклом, а совами – с удлиненным. Интересно, что за всю свою жизнь человек может побывать и совой, и жаворонком, т.к. суточные биоритмы в течение жизни у человека могут меняться.

8. Самыми точными считаются атомные часы: они могут ошибиться всего на одну секунду в 6 000 000 лет. Часы были созданы в Национальном институте стандартов и технологий. Они вычисляют время с помощью вибраций атомов цезия.

9. Самыми дорогими считаются часы стоимость более $ 50 млн, которые в буквальном смысле трудно отыскать среди россыпи драгоценных камней. Корпус часов и ремешок, выполненные из платины, полностью украшены редкими драгоценными камнями. Циферблат обрамлён розовыми бриллиантами. При этом сами часы кварцевые.

10. Ну и на последок: Неправильно говорить «сколько время?». Стоит говорить только «который час?».

А теперь предлагаем Вам прогуляться по нашей галерее часов https://www.livemaster.ru/lidija?cid=336777

www.livemaster.ru


Смотрите также

АСТОК