Цифры из палочек


Игры со счетными палочками для развития и обучения детей

Дети, особенно в дошкольном возрасте, очень любознательны. Задача взрослых - помочь им познавать мир не только с помощью игрушек, явлений природы, конкретных бытовых предметов, но и при помощи абстрактных обучающих средств, одними из которых являются обыкновенные счетные палочки.

Польза счетных палочек в математическом развитии дошколят

Ошибочно думать, что с помощью этих подручных средств можно научить ребенка считать, и только. Их задача в умелых руках родителей – развивать детское мышление, а именно:

  1. Они помогают учить цвета, складывать и изучать геометрические фигуры, конструировать замысловатые замки, решать логические задачи. Поэтому счетные палочки могут стать прекрасным учебным пособием при организации домашних занятий.
  2. С помощью этого простого и многофункционального пособия можно изучать порядок чисел и их состав, понятия «короче-длиннее», «больше-меньше», «выше-ниже».
  3. Стоит также прислушаться к мнению психологов, которые просто настаивают на том, что наряду с мелкой моторикой игры и занятия с этими счетными элементами помогают развивать у дошкольника:
    • интеллект;
    • самостоятельность;
    • воображение и творческое мышление;
    • внимание;
    • интерес к исследованиям и познанию;
    • активность;
    • волю к победе;
    • целеустремленность;
    • настойчивость;
    • самостоятельность;
    • способность к планированию, контролю и оценке собственной деятельности;
    • сосредоточенность.

Варианты использования дидактического пособия в забавах малышей

Вовлечь карапуза в работу с палочками очень просто. Главное – заинтересовать! Самый привычный и основной вид деятельности детей от 2 до 6 лет – игра. Именно в игровой форме нужно проводить занятия, придумав интересный сюжет и даже распределив роли. С самого начала установить правила и дать малютке понять конечную цель игры. Она может быть любой, в зависимости от того, чему нужно научить в играх с палочками. Например, сложить из палочек фигуру или разложить их по цветам в отдельные коробочки, выложить имя или сосчитать, из скольких счетных элементов состоит домик. Таким образом, в домашних занятиях счетные палочки станут прекрасной дидактической игрой.

Важно! Заинтересованность в правильном решении поставленной задачи стимулирует ребенка к активной мозговой деятельности и преодолению трудностей в начатом деле. Особенно малыш постарается, если такую же работу будет рядом с ним выполнять еще кто-то – дети любят соперничать и проявлять волю к победе.

Игры с палочками-выручалочками для самых маленьких (9 месяцев +)

Когда и как организовать дидактические игры с счетными палочками в домашних условиях? Специалисты подчеркивают: в раннем возрасте, когда малыши только начинают свой путь к познанию предметов, счетные палочки можно использовать в качестве игрового материала, изучать с их помощью цвета, конструировать фигуры различного размера и форм, использовать в нестандартном рисовании.

Стартовый возраст для ознакомления с палочками для счета - 9 месяцев. Малыш уже умеет захватывать предметы двумя пальчиками – указательным и большим, а это значит, что пришло время развивать мелкую моторику рук. Отличным упражнением для этого может стать следующее:

  • Взять небольшую коробочку или футляр, прорезать в них продолговатую щель ножом или ножницами, и показать карапузу, что в нее можно по одной засовывать палочки. Малыши на "отлично" справятся с поставленным заданием, ведь в этом возрасте им очень нравится проталкивать предметы в отверстия.
  • Лепим ежика из теста и предлагаем карапузу под чутким маминым руководством воткнуть палочки, как иголки. Крохе еще трудно дается такое действие, поэтому мамина рука станет продолжением ручки ребенка.

Важно! Во время выполнения заданий с мелкими деталями маленьких детей нельзя оставлять без присмотра взрослых. Ведь помимо отверстия в коробке ребенок может, не задумываясь, отправить один из счетных элементов себе в рот.

Что можно предложить малютке в возрасте от 1 до 1,5 лет

1. Дети раннего возраста уже способны к изучению таких понятий, как цвет, размер, длина. Поэтому, вооружившись дидактическим (обучающим) пособием, самое время предложить им такие игры с палочками:

  • Назвать цвет всех имеющихся палочек.
  • Собрать элементы какого-то одного цвета.
  • Найти палочки с одинаковой длиной (палочки Кюизенера).
  • Собрать по одной палочке каждого цвета.
  • Найти самую короткую и самую длинную палочку и назвать их цвета (палочки Кюизенера).
  • Разложить в ряд палочки, чередуя два цвета, например, желтую и красную.
  • Выбрать любую палочку и попросить ребенка слева от нее разложить все палочки, которые короче выбранной, а справа - все те, что длиннее. Облегчить решение поставленной головоломки можно наводящими вопросами. Например, показать две палочки и спросить, разные они или одинаковые. Усложнить можно вопросом, чем они отличаются друг от друга (цветом, длиной) или в чем их сходство.

2. В раннем возрасте дети начинают интересоваться и изучать свойства пластилина. Поэтому лепка из пластилина для ребятишек может стать и занятием, и игрой с счетными палочками. Палочки в данном случае являются вспомогательным материалом: выполнить роль стебелька для цветка, ножки для грибка или ствола для дерева; послужить ножками-ручками для пластилинового человечка или дымоходной трубой для домика.

3. Аналогично можно организовать нестандартное рисование палочками для малышей. Например, выкладывая на полу или столе различные предметы (дорогу, машинки, домики, цветы, человечков и животных) можно создавать целые картины и игрушечные города. Такое занятие обязательно вызовет интерес у любознательного малыша, будет развивать воображение, позволит почувствовать себя не только членом, но и создателем увлекательной игры.

Дидактические игры от 2 до 4 лет

В этот период дошколята делают значительный прорыв в области самопознания и развития интеллекта. Происходит становление речи, легко налаживается контакт со сверстниками, малыш действует целенаправленно. Его интересуют рисование, конструирование, в основе которых все чаще лежит детская фантазия. Самое время направить эти способности в нужное русло и углубить знания о назначении счетных палочек. Подходящими для этого станут следующие игры с палочками, которые широко используются в детском саду.

Где меньше?

Счетные палочки нужно разложить друг напротив друга в два ряда, в одном из которых их будет на одну меньше. Дошкольник должен показать, в каком ряду элементов меньше, а в каком больше. Усложняют головоломку вопросом: «Что нужно сделать, чтобы количество палочек стало одинаковым?».

Задание со звездочкой: попросить малыша самостоятельно выложить два ряда с одинаковым количеством элементов, и так, чтобы в одном ряду их было на один или два меньше.

Повторить рисунок

Понадобится лист бумаги с изображением какого-либо понятного ребенку предмета (домика, конфеты, бабочки, елочки и т.п.), выполненного в двух-трех цветах. Малыш должен выложить этот рисунок палочками, повторяя цвета на бумаге. В завершении попросить дошкольника назвать цвета, с помощью которых он создал свою картину.

Такое упражнение помогает изучать цвета, развивать мелкую моторику детских пальчиков, а также творческое воображение.

Строим и считаем

Взрослый выкладывает из дидактического материала какую-нибудь простую фигуру, например, треугольник и просит ученика повторить. После того, как малыш справится с задачей, нужно озвучить название фигуры и спросить у него, сколько элементов понадобилось для строительства этого треугольника.

Далее можно построить квадрат, ромб, прямоугольник, а также любые другие предметы с теми же условиями задачи. Для более глубоких познаний можно спросить, на какую геометрическую фигуру похожа крыша дома, окно, кузов грузовика и т.п.

Заданием со звездочкой станет просьба взрослого разделить прямоугольник из 6 палочек на два равных квадрата с помощью одной. Или одной палочкой превратить квадрат в два треугольника.

Цель такого игрового упражнения - развивать у детей пространственное, логическое и творческое мышление.

Игры для старших дошкольников

Занятия с детьми 5-7 лет предполагают более тщательную подготовку их к обучению в школе. Для этого понадобится не только усидчивость, но и базовые знания в области чтения и математики, умение обобщать, выделять, сравнивать. Конечно же, можно не напрягать чадо какими бы то ни было заданиями, ведь всему необходимому его в свое время научат в школе. Но если у дошкольника есть интерес к познанию, не стоит ему отказывать в саморазвитии. Используя палочки для счета, можно предложить ему выполнить следующие упражнения по готовым схемам. Именно так проводят игры со счетными палочками в детском саду.

Дострой картинку

Необходимо показать ребенку схему-рисунок половины какого-либо предмета, изображенного на бумаге. Задание – симметрично достроить картинку, используя те же цвета и пропорции.

Изобрази цифры и буквы

При помощи палочек выкладывать названия букв (если дается легко, то и простых слов), а также цифр в пределах десяти. При хороших успехах, можно делать это на скорость с кем-нибудь из сверстников.

Из чего состоят числа

Когда дошкольник уже знает, как выглядят цифры, можно предложить ему выкладывать каждую с помощью палочек двух цветов, тем самым давая понятие состава числа. Так, цифру 5 можно выложить из двух красных и трех зеленых палочек или из одной желтой и четырех красных.

Сосчитай-ка!

Простой вариант: с помощью палочек выложить пример (как вариант, две палочки + три палочки). Ребенка нужно попросить сосчитать и дать правильный ответ, выложив нужное количество элементов после знака равенства. Если малыш знает цифры, то можно выкладывать выражение с их помощью.

Психологи рекомендуют

  1. Возраст, с которого стоит вовлекать детей в занятия с набором счетных палочек, родители определяют сами. Но специалисты все же рекомендуют не нагружать мозг малютки слишком рано. Оптимально начинать занятия приблизительно с трехлетнего возраста.
  2. Вначале стоит дать малышу ознакомиться с дидактическим материалом – позволить поиграть, поскладывать фигурки, пирамидки. Так маленькому ученику проще будет изучить форму и цвет деталей, попробовать на ощупь материал, из которого они сделаны. Только так дети смогут сделать умозаключение относительно того, что одни палочки короче других, уловить их цветовые отличия.
  3. Начало занятий необходимо сделать игровым – ребенок не должен чувствовать давления со стороны взрослых, иначе в дальнейшем у него сформируется отвращение к математике. Ко всем выводам и ответам малыш должен прийти сам – именно самостоятельное мышление сделает его знания прочными и долговечными. Так утверждают специалисты в области педагогики.

Наукой доказано, что развитие речи и мыслительной деятельности ребенка напрямую зависит от мелкой моторики рук. С тренировкой пальчиков рука будущего школьника готовится к письму. Поэтому крайне важно помогать ему в этом с помощью развивающих игр, к числу которых относятся и игры с счетными палочками. Они являются простым и в то же время универсальным пособием для разработки кистей рук и стимулирования интеллектуальных способностей одновременно.

Палочки для счета просты в эксплуатации. Чтобы проявить заботу о развитии умственных способностей дошкольника, родителям не нужно изобретать велосипед. Ведь все гениальное - просто.

myintelligentkids.com

Игры, в которые играют дети и Я

Сегодня я расскажу о ВОЛШЕБНЫХ ПАЛОЧКАХ ))))

Ну да, можно, конечно, их назвать СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ, но это ведь не интересно! 

В моей творческой мастерской все вещи ВОЛШЕБНЫЕ ))) 

Кстати, я намереваюсь (надеюсь, хватит сил и времени) вам рассказать о 100!!! моих ВОЛШЕБНЫХ ВЕЩАХ... вещах, которые выручают меня на занятиях, и которые позволяют занятия делать веселыми, интересными иииии волшебными))))

Итааак  герои сегодняшнего поста - СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ... Да, те самые палочки, которые были и в нашем детстве, и, подозреваю, в детстве наших бабушек-дедушек... такие себе вечно-молодые палочки...

Мне нравится использовать на занятиях ПРОСТЫЕ ВЕЩИ, вещи, с которыми можно придумывать игры, которые можно использовать "и так и сяк", к таким простым вещам я отношу счетные палочки.

Что развивают счетные палочки?

  • концентрацию внимания (сосредоточенность)
  • пространственное мышление
  • логику
  • воображение
  • мелкую моторику

Как я использую ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛОЧКИ

  • считаем
  • сортируем по цветам
  • выкладываем буквы - слова - цифры - примеры
  • строим схемы предложений
  • строим геометрические фигуры
  • строим длинные - короткие дорожки
  • строим лестницы, колодцы, железные дороги
  • строим дорожки, соблюдая ритм
  • самое любимое - устраиваем цветной салют! А потом с радостью собираем палочки по всем уголкам )))) 
  • и еще устраиваем превращения - это когда переложив одну-две палочки получаем другую фигуру.
  • со старшенькими выкладываем различные картинки

Для занятий я сделала карточки-подсказки со схемами.

Выложить картинку малышу не так просто, даже с подсказкой. Этому нехитрому делу тоже нужно учить и направлять. Поэтому первые пару раз я обязательно подсказываю-помогаю, чтобы результат все-таки получился.   

Вот такие черно-белые карточки сделала я 

А можете воспользоваться ЧЕРНО-БЕЛОЙ версией для печати, которую сделала я 

5 листов формата А4, по 4 карточки на листе







Давайте ребенку ПРОСТЫЕ ИГРУШКИ - РАЗВИВАЙТЕ ЕГО ФАНТАЗИЮ!

Если вам интересны игры, развивающие МЕЛКУЮ МОТОРИКУ, то вам еще и сюда:

ИГРАЙТЕ С РАДОСТЬЮ

НАТАЛЬЯ ЧИСТОКЛЕТОВА

nataliigromaster.blogspot.com

Игры для ребенка со счетными палочками

Счетные палочки — одна из универсальных игрушек, которая пригодится вам в раннем возрасте для развития ребенка. Хотя палочки и предназначены для счета, однако их можно использовать в возрасте от 1 года в разных играх с малышом. Палочки активно используют в методиках раннего развития. Сегодня мы познакомим вас с некоторыми играми.

«Гибкие пальчики»

Примерно в возрасте 9-10 месяцев у ребенка начинает развиваться пинцетный захват. Малыш захватывает предметы указательным и большим пальцами. Уже в этом возрасте ребенку можно предложить счетные палочки. Нашим любимым занятием в этот период было высыпание счетных палочек из коробки на пол. Постепенно кроха начинал помогать складывать палочки в коробку и снова рассыпал их. Разбросанные палочки предлагайте собирать, просовывая в специально сделанное отверстие. Для большего интереса приклейте картинку с изображением животного, например, и кормите собачку вашими «косточками». Игра помогает развивать мелкую моторику малыша. Только следует учесть, что в этом возрасте ребенка еще рано самостоятельно оставлять со счетными палочками, он может играть с ними только под присмотром взрослых.

«Сортировка счетных палочек по цвету»

Примерно с года ребенка можно уже знакомить с цветами и в этом нам будут помогать счетные палочки. Очень часто в коробке находится несколько цветов палочек. Покажите малышу, как можно сортировать палочки по цвету. Можно также раздавать игрушкам палочки своего цвета. Например, машинка любит желтые «цветочки», мишка — синие, а зайчик зеленые. Каждой игрушке раскладываем палочки, которые он любит. Эта игра поможет развить сенсорное восприятие, находить отличия и сходства по цвету.

«Геометрия»

При помощи счетных палочек можно познакомить ребенка с геометрическими фигурами, такими как квадрат, треугольник, ромб, прямоугольник. А также наглядно показать прямой, тупой и острый угол, понять, где сторона фигуры и продемонстрировать преобразование одной фигуры в другую. Простые игры для знакомства с геометрий:

  • выкладывание полосочек (дорожек) из счетных палочек
  • построение геометрических фигур. Выкладываем треугольник, квадрат, прямоугольник, трапецию, куб (это одна из сложнейших фигур для ребенка)
  • выкладывание геометрических фигур по контуру. Можно рисовать контуры, например, как маленьких треугольников из 3 палочек, так и побольше из 6 счетных палочек
  • преобразование одной геометрической фигуры в другую

Игра со счетными палочками может быть построена по-разному. Сначала ребенок может просто наблюдать за вами, как вы будете строить геометрические фигуры. Далее дайте ему попробовать самостоятельно или вместе с вами сложить очередной квадрат.

Можно играть в игру «Что изменилось». Вместе стройте геометрическую фигуру, затем ребенок отворачивается, вы меняете немного фигуру, а ребенок должен сказать вам, что же изменилось. Для начала можно строить две фигуры — одну менять, а вторую оставлять без изменений. Постепенно усложняйте фигуры для этой игры.

«Пластилин + счетные палочки»

Примерно в полтора года ребенку уже начинают предлагать тесто для лепки или пластилин. Если вы уже познакомили ребенка с пластилином или его аналогами, то вам следует подключить счетные палочки. Ведь палочки с пластилином превращаются в прекрасные поделки и даже игрушки. Палочки в пластилиновом мире легко превращаются в забор, который ребенок может легко построить самостоятельно, колючки у ежика. Более сложные фигурки можно построить вместе с ребенком. Например, человечка, где руки-ножки будут из счетных палочек и т. д. Тут все зависит только от вашей фантазии. Можно создавать деревья или кустарники из счетных палочек.

«Счет»

С двух лет ребенок уже может оперировать понятием один или много. Постепенно подключаем счетные палочки, показываем, где одна палочка и где много. Увеличиваем число палочек, которые мы считаем. К трем-четырем годам ребенок уже может самостоятельно посчитать до 10 (правда, может еще путать некоторые последовательности цифр). Палочки помогут вам легко визуально продемонстрировать простые математические действиями. Например, к 1 палочке добавляем еще 1. Сколько у нас получилось? От 3 палочек убрали 1 палочку. Сколько осталось? Примеры можно постоянно усложнять по мера взросления ребенка и развития его математических способностей.

Значительно позже, примерно к школе, ребенку можно предложить решить логические задания со счетными палочкам https://nattik.ru/razvivauschie-igri/spichki/reshi-ravenstvo-logicheskie-zadani.html

nattik.ru

Занимательные факты на тему: "Счетные палочки"

Счетные  палочки  - развивающая игрушка

 

Счетные палочки - это замечательная  развивающая игрушка.

Это незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза, развития мелкой моторики руки.

Со счетными палочками можно играть в разные игры.

Познакомьтесь с ними.

 Основные особенности данного дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Чтобы ребёнок успешно освоил начальную программу предматематического образования, он должен логически мыслить, уметь зрительно соотносить один предмет с другим, сравнивать предметы между собой.

Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчётливое представление о понятии, отработать навык счёта, измерения, вычисления.

Итак, как можно использовать счетные палочки в качестве развивающей игрушки?

1. В мире пластилина  Счетные палочки прекрасно сочетаются с пластилином. Они могут стать: колючками у ежика, стебельком у цветка, забором в пластилиновом мире, трубой у пластилинового домика. И еще множеством разных предметов, которые вам подскажет ваша фантазия.

2. Играем в геометрию. Можно: выкладывать геометрические фигуры из счетных палочек, играть в превращения: из одних геометрических фигур делать другие.

3. "Познавательные дорожки". Можно знакомить детей  с понятиями "широкий"/ "узкий", "длинный"/ "короткий". Это можно сделать, выкладывая дорожки из счетных палочек. Покажите, как можно из палочек сложить широкую или длинную дорожку. Кладем палочки рядом — одна к другой — дорожка получается широкой, но короткой. А если приставлять одну палочку к кончику другой — дорожка получится длинной-предлинной, но узкой. Берем одну палочку — это короткая дорожка. Приставляем к ней другую палочку — дорожка стала длиннее. Еще одну — дорожка стала еще длиннее.

4. Учимся считать. Конечно, счетные палочки — прекрасный материал для обучения счету. С помощью счетных палочек можно наглядно продемонстрировать состав числа, познакомиться с простейшими

математическими операциями сложения и вычитания,  изучить понятия числа и количества.

Для изучения соотношения числа и количества возьмите карточки от 0 до 10. Выложите карточки по вертикали, а рядом с каждой карточкой положите соответствующее число палочек. Обратите внимание ребенка, что количество палочек все время увеличивается на одну.

Дайте ребенку карточки с цифрами. Он должен взять соответствующее количество палочек.

Изучаем состав числа. Как можно разложить число 5? Берите для наглядности палочки двух разных цветов и выкладывайте из них число 5: например, две синие и три желтые. Или одна синяя и четыре желтые и т.д.

Предложите ребенку самому догадаться, сколько палочек ему нужно доложить до определенного числа. Например, вы выкладываете четыре палочки. Сколько еще палочек нужно положить, чтоб стало десять?

С помощью палочек и карточек с цифрами можно объяснить ребенку, чем цифра отличается от числа и от количества. Для этого потребуются палочки и карточки с цифрами от нуля до девяти. Объясните ребенку, что цифр всего 10. Когда цифра обозначает какое-то количество, она становится числом. Из цифр складываются все числа.

Если ваш ребенок уже свободно считает и выполняет простые операции в пределах 10, вы можете переходить к знакомству с двухзначными числами.

Чтобы продемонстрировать, что такое десяток, выкладывайте его одним цветом, а числа второго порядка — другим. Одиннадцать — это десять синих палочек и одна желтая, двенадцать — десять синих и две желтые и так далее.

5. Рисуем палочками. Из палочек можно выложить на плоскости все, что угодно. С помощью палочек можно посадить на полу разноцветные цветы, нарисовать дома, машины, угловатых кошек или собак,птиц и рыб, человечков — все, что угодно. Чем больше палочек — тем интереснее. Такая игра прекрасно развивает воображение ребенка.

        6 Палочки — конструктор. Для игры потребуются счетные палочки и пластилиновые шарики. Соединяя палочки с помощью пластилина, можно строить самые разные трехмерные фигуры. Развиваем не только воображение, творческое мышление и пространственное восприятие,

    7.С помощью палочек можно писать:  буквы - слова - цифры – примеры

nsportal.ru

Картотека по математике (старшая группа) на тему: ИГРЫ СО СЧЁТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

Счетные палочки. Многие родители дошколят и не задумываются о их приобретении, так как "официально" они предназначена вовсе не для игр, а для школьных занятий. А ведь ведь именно палочки способствуют развитию мелкой моторики рук, упражнения со счётными палочками развивают подвижность кисти руки, внимание, воображение, ловкость, координацию, мышление и сообразительность. Позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, овладеть конструктивными навыками, знакомит ребёнка с понятием «симметрия».

Сегодня я хочу предложить игры с счетными палочками .

• Складывание и выкладывание палочек из коробки по одной, по две, три.

• Перекладывание из одной коробки в другую. выкладывание предметов из заданного количества палочек.

• Составление геометрических форм (по образцу). квадрат, треугольник, прямоугольник, а также изображения несложных предметов: дорожка, окно и т. д.

• «Забор», «Ёжик» - втыкание палочек в пластилин.

• Помочь ребёнку сложить домик или дерево из палочек, затем предложить придумать самому и выложить любую фигурку из палочек. Показ хорошо сопровождать стихами, загадками или потешками, это необходимо для поддержания интереса к таким играм и для создания не только зрительного, но и слухового образа.

• Игра «Рисуем палочками»Выложите из палочек дорогу, и ребенок с удовольствием будет катать по ней машинки. Сделайте пешеходный переход и учите правила дорожного движения

•. Чем больше палочек — тем интереснее. :можно «посадить «разноцветные цветы, нарисовать машины и т. д. Такая игра прекрасно развивает воображение ребенка.

Для выкладывания из палочек можно использовать картинки-образцы.

nsportal.ru

Конспект занятия "Выкладывание геометрических фигур и цифр из счётных палочек"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН

Технологическая карта учебного занятия

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программе «Знайка»

Уровень программы: ознакомительный

Раздел программы: «Геометрические фигуры»

Тема: «Выкладывание геометрических

фигур и цифр из счётных палочек»

Группа № 4, первого года обучения

Подготовила и провела

Тихонова Раиса Григорьевна

педагог дополнительного образования

Тимашевск

февраль,2018г

Дата проведения: 20.02.2018г.

Время проведения: 17.00 – 17.25

Возраст учащихся: 5лет.

Тема занятия: «Выкладывание геометрических фигур и цифр из счётных палочек».

Цель занятия: закрепить навыки и умения выкладывания цифр из счётных палочек, опираясь на знания геометрических фигур.

Задачи: 1.Личностные:

-воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе;

-формировать навыки сотрудничества и взаимопомощи.

2.Предметные:

- упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке; - продолжить учить составлять цифры от 1до 5 из счётных палочек; - закрепить знания детей о геометрических фигурах; - закрепить умение работать в тетради и у доски.

3. Метапредметные:

-развивать память, внимание, логическое мышление, воображение.

Оборудование:

1.Мультимедийная установка с презентацией.

2.Индивидуальные тетради, геометрические фигуры.

Раздаточный материал: цифры, счетные полочки, цветные карандаши.

Форма занятия: практическая работа.

Методические приёмы:

- Игровой. - Наглядный. - Частично – поисковый.

- Словесный.

Предполагаемый результат:

В процессе занятия учащиеся научатся:

-составлять цифры от 1 до 5 из счётных палочек;

-будут знать цифры от 1 до 5;

- будут знать понятия квадрата, круга, прямоугольника, треугольника. Используемые технологии: игровая, развивающее обучение, здоровьесберегающие.

Список литературы:

1.Волина В.В. «Праздник числа»- М.:АСТ-ПРЕСС, 1996.

2.К.В.Шевелёв «Логика. Сравнение. Счет». - М.: Ювента,2016.

Структура проведения занятия:

I. Самоопределение к деятельности.

II. 1.Актуализация знаний.

2.Устный счёт.

3.Сообщение темы занятия.

4.Практическая работа.

5.Физкультминутка.

6.Постановка проблемы.

7.Включение в систему знаний и повторение

III.Рефлексия – самооценка, подведение итогов.

Основные этапы занятия

Содержание занятия

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I.Самоопределение к деятельности.

II.

1.Актуализация знаний.

2.Устный счёт.

Педагог: - Сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Давайте немножко расскажем о себе, каковы мы.

-Все дети любят приходить в ЦТ!

-Когда я говорю: «Начинается занятие», то все дети стоят у парты!

-Прячутся под парты?

-Когда вы хотите ответить, то поднимаете руки!

-На занятиях шумите?

-Сегодня у вас хорошее настроение?

-К занятию все готовы?

Педагог:

-К нам на занятие прибыл «Математический паровозик». Что же случилось с его вагончиками? Слайд №2.

Педагог: Давайте повторим счёт до 10 и обратно и восстановим последовательность расположения вагончиков. Педагог: А сейчас посчитаем предметы, будьте внимательны. Слайды № 3-14

Игра: «Да – нет!»

Вагончики стоят не по порядку, у некоторых нет нумерации. Счёт до10 и обратно с хлопками.

Дети считают предметы на слайдах и обозначают их количество соответствующей цифрой.

Создать положительный настрой, мотивировать детей к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Развитие мыслительных операций: сравнение, анализ.

Развитие познавательных интересов.

Принятие познавательной цели.

3.Сообщение темы занятия.

4.Практическая работа.

5.Физкультминутка.

Педагог: Вот мы и повторили все цифры. Мы ещё писать цифры не умеем, но сегодня научимся выкладывать их из счётных палочек, а помогут нам в этом геометрические фигуры, которые мы хорошо знаем.

Педагог:

1.Возьмите 2 палочки и выложите острый угол. Возьмите ещё 1 палочку, продлите лучик так, чтоб получилась цифра 1.

2.Переложите 1палочку, чтобы получился треугольник.

3.Преобразуйте треугольник в квадрат.

4.Выложите каждый себе квадрат. Переложив 2 палочки по образцу, получили цифру 2.

5. Выложите цифру 3 самостоятельно.

Педагог:

А сейчас немножко отдохнём, выполнив движения игры «Ладошка, локоток, парта, рука».

Дети выкладывают острый угол, а затем, цифру 1.

Получился треугольник.

Работа в парах.

Цифра 2.

Дети работают самостоятельно и два человека у доски.

Поиск и выделение необходимой информации.

Развитие познавательных интересов.

Умение строить диалог, выслушивать других уч-ся, работать в парах, осуществлять контроль.

6.Постановка проблемы.

7.Включение в систему знаний и повторение.

Педагог:

-Какая это фигура?

-Переложите 1 палочку, чтобы получилась цифра 4.

-Возьмите 5 палочек и выложите цифру5.

-Какие это буквы?

Г Б Ш

Надо переложить по 1 палочке, чтобы получились цифры.

Педагог: Сейчас мы будем работать письменно, сделаем упражнения для пальчиков:

Стоит в поле теремок,

На двери его замок,

Кто замок открыть готов,

1,2,3,4,5-

Замок будем открывать.

Педагог: Мы повторили цифры, геометрические фигуры, а теперь выполните задание в тетрадях по образцу.

Квадрат.

Дети выкладывают цифры 4и 5.

Получились цифры 1,5, 4.

Дети выполняют движения пальчиками.

Самостоятельная работа.

Развитие мыслительных операций.

Развитие мыслительных операций

III.Рефлексия – самооценка, подведение итогов.

Педагог:

Чему научились на занятии?

-Что понравилось?

-О чём расскажите дома?

На листике у вас смайлик, дорисуйте ему улыбку, если вам на занятии было интересно, а если вы грустили, то и смайлику нарисуйте грустное лицо. Педагог:

На этом наше занятие закончилось. Спасибо всем за работу!


Осуществление контроля и самоконтроля.

kopilkaurokov.ru

Математика дошкольникам на палочках Кюизенера. С чего начать знакомство с палочками?

Предлагаем Вам обзор упражнений, записанных на вебинаре автора развивающих игр Беллы Борисовны Финкельштейн.

Хотите верьте, хотите нет, но все математические представления, которые ребенок получает, начиная со второй младшей до подготовительной группы, можно проиллюстрировать с помощью цветных счетных палочек.

Покажем это на основных игровых упражнениях.

Простые математические понятия:

1. Один и много. Много и один.

 Где один? Где много?

Сравнение множеств. Больше, меньше; длиннее короче.

Понятие равенство показываем на палочках.

 

2. Понятие цифры.

Каждая палочка имеет имя, оно записывается цифрой. (Картонные цифры и знаки входят в состав игры).

Давай подпишем синюю палочку, и розовую… Как называется красная палочка, давай подберем к ней цифру!

 

3. Состав числа из единиц. Сколько единиц в числе, таково и число.

Исследовательская деятельность детей: определить сколько единиц в палочке розового цвета, в палочке черного цвета. Длину каждой палочки можно обозначить цифрой, а при сравнении использовать знаки ><=

 

4. Формируем представление больше, меньше. На сколько больше (меньше). Уравнивание.
3  больше 2 на 16 меньше 7 на 1
  
5. Натуральный ряд. Построение натурального ряда.

Первый этап: строим ряд  до 5 , второй этап — от 5 до 10. Ряды строим в двух плоскостях — вертикальной и горизонтальной.

  

Давай построим лесенку! (Какая следующая ступенька? Давай посчитаем! (один, два, три ….)

 Еще одна исследовательская работа — доказать, что каждое последующее число на 1 больше или на 1 меньше предыдущего.

6. Палочки можно объединить в семейки:
 7. Состав числа из двух меньших.

Очень эффективно упражнение на закрепление состава числа из двух меньших.

 

Дети не просто запомнят состав, а еще сами подберут число и прочувствуют состав тактильно.

 

Пример упражнений:

Соткем коврики.

Давайте будем ткать ковер. Сложим ковер числа 7:

Или соберем взлетную полосу для самолета..

Полезно записать (закодировать) свой коврик с помощью цифр. Интересно и раскодирование.

8. Решение примеров:

Дополняем решение примеров цифрами и знаками.

Сложение.Вычитание:
  
9. Составление задач по моделям.

Дети с удовольствием придумывают задачи по предложенным моделям на сложение и вычитание.

На ветке сидели 7 воробьёв, прилетели еще 2 воробья, сколько воробьев сидит на ветке? На парковке было 7 машин, припарковались ещё 2…. и т.д. Фантазия детей безгранична. Про что у тебя будет задача?

  
10. Подготовка к пониманию действий  умножения и деления.
Умножение: Сколько рядов? Сколько в одном ряду? Сколько всего?Деление: Двойка является меркой предмета.
  
11. Переход через десяток.

На многих языках числа второго десятка звучат одинаково: пять  на дцать. Берем Десять (дцать) и кладем на него пять. Получается пятнадцать.

Давай сложим из палочек тринадцать, семнадцать!

12. Название чисел кратных десяти. Пятьдесят — пять десятков.

Как выглядит тридцать? или восемьдесят?

 

 

Мы увидели возможности использования палочек для решения арифметических задач.

Рассмотрим использование палочек в геометрии.

Квадрат.

Исследовательская работа: доказать, что все стороны квадрата равны. (Берем мерку и прикладываем к каждой стороне).

 

Прямоугольник.   Доказываем равенство противоположных сторон.

Треугольник. Считаем количество углов и сторон.

Многоугольники, углы: прямой, острый, тупой.

 

Все эти упражнения могут постепенно вводиться как часть занятия (НОД).

Для использования на занятиях понадобится одна коробка цветных счетных палочек Кюизенера на 2-3 человек.

И, конечно, в образовательном процессе используем игры и пособия, которые позволяют системно работать  с цветными счетными палочками Кюизенера.

Младший возрастСредний возрастСтарший возраст
   

corvet-igra.ru


Смотрите также

АСТОК