Что такое состав числа в математике


Учим состав числа — Kid-mama

Для успешного обучения в начальной школе будет очень полезно, если ребенок еще до поступления в первый класс выучит состав чисел до десяти. Однако дети обычно не любят его заучивать. Другое дело, если превратить процесс обучения в красочную, увлекательную онлайн игру!

 В данном разделе мы предлагаем вам развивающие онлайн игры, в которые можно играть совершенно бесплатно и без регистрации на нашем сайте. С ними вы легко выучите состав числа до 10.

Мы предлагаем вам 3 серии онлайн игр, которые последовательно и логично дополняют друг друга, а также серию игр, включающих разные задания.

Прежде всего — это серия онлайн игр «Лампочки», в которых состав числа показывается наглядно, кроме того, ребенок в конце игры сам может позажигать и посчитать лампочки.

Вы не знаете, как объяснить ребенку, что такое состав числа? Идите скорее к нам! Представляем вам уникальную серию развивающих онлайн игр «Лампочки», в которые можно играть совершенно бесплатно и без регистрации на нашем сайте. В этих играх наглядно представлен состав числа 5, 6, 7, 8, 9 и 10. Как же учить состав числа? Возьмем, например,  онлайн игру «Состав числа 5». На первом слайде мы видим ряд лампочек, которые не горят. Пересчитываем лампочки, и в этом нам помогает игра. Их 5.  Затем, на следующем слайде — одна лампочка загорается, и ребенку предлагается посчитать, сколько лампочек из 5 горит, а сколько еще нет, и вставить соответствующие цифры в окошечки . Кнопки с цифрами расположены прямо на экране, что особенно удобно при работе на планшете. Если ребенок ввел цифры правильно, справа появляется ряд примеров, составленных из соответствующих цифр. На каждом последующем слайде загорается на одну лампочку больше. На последнем слайде учить состав числа еще интересней: ребенок сам может зажигать и гасить любые лампочки, просто кликая по ним левой кнопкой мыши.  Таким образом скучное заучивание состава чисел до 10 можно превратить в увлекательную игру.

Состав числа 5 — считаем лампочки

Состав числа 6 — считаем лампочки

Состав числа 7 — считаем лампочки

Состав числа 8 — считаем лампочки

Состав числа 9 — считаем лампочки

Состав числа 10 — считаем лампочки

Далее — развивающие онлайн игры «Числовые домики».  Идея не нова, числовые домики давно используются для изучения состава числа. Но в отличие от числовых домиков, напечатанных на бумаге, используемых в садах и в школах, наши числовые домики интерактивные, в них можно играть снова и снова и тем самым закрепить состав чисел до 10.

Cостав числа 5 – числовые домики

Состав числа 6 — числовые домики

Состав числа 7 — числовые домики

Состав числа 8 — числовые домики

Состав числа 9 — числовые домики

Состав числа 10 — числовые домики

И, наконец, третья серия развивающих онлайн игр, направленных на закрепление и автоматизацию состава числа — это математические тренажеры, которые включают примеры и уравнения, помогут довести знание состава числа до автоматизма.

Онлайн игры, включающие разные задания:  числовые домики, примеры, уравнения, задачи.  Эти игры работают и на мобильных устройствах. 

Однако, не забывайте и о других способах заучивания состава числа, так как долгое время находиться перед экраном компьютера ребенку вредно.

Предлагаем вам также серию тренажеров для заучивания состава чисел до 20.

kid-mama.ru

Как быстро выучить состав числа 🚩 плакат состав числа в картинках 🚩 Школы

Автор КакПросто!

От учеников начальной школы требуется отлично уметь считать устно. Родителям приходится задаваться вопросом — как объяснить, что, к примеру, 8 — это 5 и 3? Для успешного освоения курса математики надо постараться еще до школы выучить с ребенком состав чисел.

Статьи по теме:

Вам понадобится

  • - счетные палочки;
  • - простые бытовые предметы для счета (яблоки, конфеты)
  • - самодельные учебные пособия - числовые домики или карточки.

Инструкция

Постарайтесь объяснить ребенку разность между числами и цифрой. Цифра обозначает числа на письме, а числа являются обозначением количества предметов. Например, если у вас есть семнадцать яблок, объясните, что 17 — это число, количество, а его составляют цифры — 1 и 7. Уберите десять яблок, у вас останется семь. Поясните ребенку, что количество яблок стало семь и это выражает цифра 7. Семь можно разложить и на другие цифры — 1, 2, 3 и так далее.

Показывайте ребенку состав числа на наглядных примерах. Возьмите, например, три конфеты. Попросите посчитать ребенка, сколько у вас есть конфет. Теперь разделите конфетки — две положите на стол, а одну держите в руках. Спросите ребенка, сколько их теперь. Ответ будет тем же. Поясните, что две конфеты с одной и наоборот, одна с двумя, составляют три. Теперь положите одну конфету дальше от второй, а третью держите в руках. Покажите ребенку — вот одна конфета, вот еще одна и еще. Значит тройка — это повторенная три раза единица. Закрепите знание на счетных палочках.

Нарисуйте с ребенком на бумаге числовые домики. Эти домики — многоэтажные дома, на каждом этаже которого расположено по две квартиры. Напишите в треугольнике-крыше число от 2 до 18. Объясните, что на одном этаже живет столько жильцов, сколько обозначает хозяин-число. Используйте счетные палочки, кубики или иные материалы, что помочь ребенку «расселить» жильцов.

К примеру, пусть хозяином будет число 6. Выберите 6 палочек. На первом этаже в одной из квартир пусть живет один человек — отодвиньте палочку. Следовательно, в другой квартире пять жильцов. Значит, шесть — это пять и один. Таким образом, заселяя числовой домик, получите пары 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3, 4 и 2, 5 и 1 — итого в числовом домике пять этажей. Для большей эффективности развесьте плакаты с такими домиками в квартире и периодически спрашивайте ребенка.

Вовлекайте ребенка в решение обычных бытовых задач. Например, если в вашей семье — трое человек, предложите ребенку задачку следующего типа. Поставьте на стол одну тарелку. Задайте ребенку вопрос, сколько еще тарелок нужно поставить, если всего в семье трое человек. Он должен ответить вам, что нужно поставить еще две тарелки. Следовательно, одна и две тарелки составляют три тарелки. Изготовьте карточки с составами разных чисел и просматривайте их с ребенком.

Обратите внимание

Не занимайтесь с ребенком слишком долго. Оптимальное время занятия — 10-15 минут. А иначе малыш просто утомится и пользы от такой учебы не будет.

Источники:

  • Состав числа до 10 в картинках
  • состав числа в картинках

Совет полезен?

Статьи по теме:

www.kakprosto.ru

Картотека по математике на тему: УЧИМ СОСТАВ ЧИСЛА

Вам понадобится
- карточки на состав числа;
- много одинаковых игрушек и других мелких предметов;
- шашки или пуговицы одинаковой формы, но разного цвета.

Инструкция:

 1. / На первом занятии используйте игрушки или предметы домашнего обихода. Это могут быть кубики, карандаши, чашки, ложки. Вид и размер роли не играют, предметы должны быть просто одинаковыми.
Начните с числа 2. Попросите ребенка положить на стол 1 ложку и спросите, что нужно сделать, чтобы ложек стало 2.
Старший дошкольник обычно знает ответ, более младшему ребенку можно подсказать. Из каких чисел можно сложить число 2?
Если ребенок сразу не сообразит, задайте наводящий вопрос.

 2. / Повторите задание с другими предметами.
Ребенок должен понять, что число 2 в любом случае состоит из двух единиц, вне зависимости от того, выкладывает он на стол ложки, камешки или кубики.

 3./ Когда ребенок станет отвечать уверенно, переходите к изучению числа 3. Его состав можно представить в трех вариантах.
Можно выложить 3 ложки по одной, к двум прибавить одну или к одной — две. Раскладывать предметы можно по-разному.
Если вы представляете число 3 состоящим из трех единиц, то камешки или ложки можно положить на разном расстоянии друг от друга и даже один камешек на другой. Представляя это же число как состоящие из пары предметов и одного, два положите вместе, а один — на некотором расстоянии.

 4./ Используйте для занятий шашки. Предложите своему ученику поставить на доску 4 одинаковых шашки. А если поставить 3 красных и 1 черную? Тоже получится 4 шашки. И если взять по две разного цвета, то их все равно будет четыре. То есть это число можно представить несколькими способами.

 5./ Обзаведитесь карточками на состав числа. Их можно купить или сделать. Они бывают нескольких типов, и лучше, чтобы они были двух видов. Разрезная карточка состоит из двух половинок. На одной изображен 1 предмет, на другой — 1, 2, 3 и больше точно таких же предметов. Половинки могут быть соединены знаком «+», но «плюс» можно сделать и отдельно. Второй комплект представляет собой набор картинок, на которых изображены эти же предметы одним множеством, без всякого разделения. Когда ребенок хорошо научится сопоставлять число и цифру, можно сделать такие же карточки с цифрами. Их может быть несколько комплектов, чтобы представлять каждое число в разных вариантах.

 6./ Проводите занятия регулярно. Покажите ребенку карточку, на которой изображено, скажем, 5 предметов. Предложите подобрать картинки так, чтобы на всех вместе тоже было столько же яблок или кружочков. Периодически меняйтесь ролями. Пусть ребенок тоже дает вам задания, а вы его старательно выполняйте. Иногда делайте ошибки, ваш ученик должен научиться контролировать ваши действия.

 7./ Аналогичные задания поводите и с цифрами. Покажите, например, число 9 и точно так же, как в предыдущем случае, предложите найти несколько вариантов его состава. Объясните ребенку, что чем больше число — тем больше возможностей его составить.

nsportal.ru

Состав числа до 20 - Распечатать числовую таблицу

Здесь вы можете состав числа до 20 распечатать в виде числовой таблицы и дать ребенку для заполнения. Такое занятие прекрасно тренирует навыки счета дошкольников, а также приучает решать примеры до 20. Родители (или педагоги) могут самостоятельно чертить такие таблицы для заполнения, только с другими числами. Таким образом эти задания можно превратить в регулярную дошкольную тренировку математических навыков. 

Состав числа до 20 - Распечатать и заполнить таблицу

Чтобы распечатать состав числа до 20 в виде числовой таблицы, скачайте файл задания во вложениях (если занятие проводится с группой детей, то распечатайте каждому ребенку по одному экземпляру). Объясните детям, по какому принципу нужно заполнять каждую таблицу:

  • В первой таблице ты должен к единичке прибавить число из правого столбика (по порядку), а ответ вписать в пустую клетку слева. И так в каждой строке, пока не дойдешь до самого низа. 
  • Во второй таблице нужно прибавлять числа к двоечке.
  • В третьей таблице нужно от каждого числа слева отнять единичку, а ответы записать в пустые клетки справа.
  • В четвертой таблице от каждого из чисел слева нужно отнимать двоечку.
  • В пятой таблице - к тройке прибавлять числа справа.
  • И наконец, в шестой таблице тебе нужно от каждого числа слева отнять троечку.

Скачать упражнение "Состав числа до 20 - Распечатать числовую таблицу" вы можете во вложениях внизу страницы.

2. Заполни числовую таблицу от 4 до 6

Заполни числовую таблицу от 4 до 6 по такому же принципу, как и в первом задании, только теперь с числами 4, 5 и 6. К числу, расположенному слева в ячейке таблицы, необходимо прибавить числа, размещенные в столбике справа, а на вычитание наоборот: от чисел, расположенных в столбике слева, отнять число, находящееся в ячейке таблицы справа.

Например: в первой таблице мы к 4 прибавляем 3, затем 5, 6 и так далее, а в третьей - от 20 отнимаем 4, от 18 отнимаем 4, ну и дальше...

Ответы нужно записать в пустые клеточки, рядом с числами, с которыми мы выполняли действие.

3. Задания на счет в пределах 20 - допиши числовую таблицу от 7 до 9

Задания на счет в пределах 20 - это те же самые числовые таблицы, что и в первых двух материалах. Но, как вы видите, сложение и вычитание мы будем выполнять уже с числами 7, 8 и 9. Распечатайте и заполните таблицы по принципу предыдущих заданий.

Если ребенку довольно сложно решать подобные примеры, вероятно, что он плохо усвоил тему о составе чисел, поэтому вам необходимо, прежде всего, заново повторить с малышом пройденный материал, используя при этом и числовые таблицы, которые вы можете скачать ниже во вложениях. Только после того, как вы убедитесь, что ребенок закрепил знания по теме, можете снова вернуться к данному материалу.

 

4. Интересные задания для детей "Счет до 20" в картинках

Здесь ребенок должен помочь близнецам решить и дописать две таблицы (на сложение и вычитание) с числом 10, а ткаже выполнить интересные задания для детей "Счет до 20".

  • В первом задании малышу нужно обвести домик по точкам, и вписать в пустые клеточки окошек числа таким образом, чтобы получить состав числа 20, после чего раскрасить домик.
  • Во втором задании: обвести цветочек по точкам и решить примеры, расположенные на его лепестках. После чего раскрасить цветок, используя цвета, соответствующие ответам примеров. Каждый ответ примера обозначен на поле определенным цветом.

5. Состав чисел от 2 до 10 таблица для распечатки

Если вы начали изучать и разбирать с ребенком состав чисел от 2 до 10 - таблица для распечатки от нашего Лисёнка будет вам хорошим помощником. Распечатайте бланк с таблицей и разместите его в таком месте, где он будет всегда на виду у ребенка. Малыш в любой момент сможет воспользоваться подсказками, постепенно запоминая состав каждого числа.

Желательно, обучение ребенка разбавить полезными играми, чтобы малыш не просто зубрил материал, а пытался понять его.

При желании, можно разрезать числовые таблички по контуру, используя их, как отдельные карточки. Так вам будет удобней поочередно разбирать состав каждого числа.

 

6. Таблица сложения до 10 распечатать шаблон

Таблица сложения до 10, распечатать которую вы также можете во вложениях под ознакомительными материалами, станет для малыша палочкой - выручалочкой, если вы научите ребенка правильно ею пользоваться. На время обучения поместите таблицу в поле зрения малыша - постепенно она отложится в памяти ребенка, а спустя время, он без труда сможет вспомнить ее и использовать при решении различных задач и примеров по памяти.

 

7. Таблица сложения чисел в картинках

После распечатки таблица сложения чисел может быть использована, как настенный плакат, а можно разместить ее под стеклом на рабочем столике ребенка, как памятку. Также вы можете вырезать каждую табличку с числом отдельно, получив при этом 10 ярких и красочных карточек с картинками для обучения ребенка счету до 20.

Надеемся, что в комплексе, все подготовленные нами материалы, помогут вам сделать обучение ребенка счету разносторонним и интересным. А перейдя по данной ссылке, вы можете дополнительно скачать для занятий с малышом по математике карточки с цифрами и математическими заданиями.

8. Таблица сложения и вычитания скачать бесплатно

Во время обучения ребенка счету до 20 вам однозначно понадобится и такая таблица сложения и вычитания, скачать которую вы можете во вложениях внизу страницы. Пользоваться ей очень просто: на таблице мы отметили стрелочками, какие действия необходимо совершить, чтобы прибавить два числа, а также, каким образом, с помощью этой же таблицы, можно от одного числа отнять другое.

Сложение: проводим мысленно от чисел в серых прямоугольниках, которые мы хотим сложить, линии, перпендикулярно друг другу, до пересечения. Цифра, которая находится на месте пересечения и будет являться нашим ответом.

Вычитание: проводим действие в обратном порядке. От выбранного числа, находящегося в середине таблицы, проводим линии, перпендикулярные друг другу, к числам в серых прямоугольниках. Одно число будет являться вычитаемым, а другое разницей.

Вам могут быть полезны и другие материалы по обучению счету для распечатки:

Считаем до 20 - Карточки с числами и предметами

Здесь мы считаем до 20, используя карточки с числами. На каждом листе-карточке расположено число от 1 до 20 и различные предметы, количество которых равняется данному числу.

 

Учимся считать до 20 с героями мультфильмов

В этих занимательных задачках мы учимся считать до 20 вместе с героями мультиков и сказок. Дети дошкольного возраста совершенно не любят однообразие и скуку.

 

Четные и нечетные числа от 1 до 20 - Задания в картинках

В этом материале дети узнают, что такое четные и нечетные числа от 1 до 20 и научатся различать их, выполняя различные задания в картинках.

 

Устный счет в пределах 10 - Картинки с заданиями

Здесь мы подготовили для вас устный счет в пределах 10 в виде математических заданий в картинках. Данные задания формируют у детей навыки счета и способствуют более эффективному обучению простых математических действий.

Раскраски с заданиями на счет в пределах 10

Чтобы дети могли быстро и с интересом освоить счет в пределах 10, мы подготовили для вас веселые раскраски с заданиями. Каждое задание содержит в себе картинки для раскрашивания - это стимулирует ребенка правильно выполнить задание.

 

Прописи-цифры от 1 до 10 для распечатки - Скачай и обводи

Здесь вы можете скачать прописи цифры, распечатать их на принтере и использовать в домашнем обучении для подготовки детей к школе

 

А также вы можете поиграть в математические игры от лисенка Бибуши:

Игра "Счет от 1 до 10 - Посчитай картинки и выбери число"

В этой игре малыш должен посчитать количество предметов на игровом экране и нажать на соответствующее число. После этого он увидит и услышит порядковый счет до данного числа.

 

Игра "Найди числа на картинке" для малышей от 4 лет

Здесь ребенку нужно быть внимательным, чтобы найти все спрятанные числа на картинке. В игре также используется порядковый счет.

  

Математическая игра "Найди наибольшее и наименьшее число"

В этой игре ребенку необходимо выбрать среди предложенных чисел самое большое или самое маленькое. 

 

Игра "Сложение и вычитание до 10" - Задачки в картинках

Представляем вашему вниманию еще одну развивающую математическую игру "Сложение и вычитание до 10" для детей раннего возраста от Лисенка Бибуши

 

Задачи-примеры для малышей в картинках

Математическая онлайн игра "Задачи-примеры для малышей в картинках" состоит из восьми задачек и подойдет детям, которые учатся считать до 10. 

 

bibusha.ru

Урок математики в 1-м классе "Число 6. Состав числа 6"

ТИП УРОКА: «открытие» нового знания

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Мультимедийный комплект (ноутбук, проектор).
  2. Интерактивная доска.
  3. Презентация к уроку (см. прил. 1).

ЦЕЛИ:

  1. Сформировать представление о числе 6, его составе, умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 6.
  2. Тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.
  3. Определить уровень обучаемости детей используя диагностику.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ: данный урок разработан и проведен в 1А классе по программе математики для начальной школы 1-4 «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон образовательной системы «Школа 2000…» (см. приложение № 2)

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности

(организационный момент, слайд 1).

На этом этапе у учащихся должен возникнуть положительный эмоциональный настрой.

Дорогие мои ученики, начинаем урок математики. У нас в гостях, наш старый знакомый почтальон Печкин, который принёс письмо, а здесь послание:

Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Вы будете сейчас опять
решать, отгадывать, смекать.
Пожелаю вам удачи,
за работу в добрый час.

Мудрая Сова

А ещё здесь задания от Мудрой Совы, которые мы обязательно выполним. Девизом нашего урока будут слова: «С малой удачи начинается большой успех» (слайд 2).

II. Актуализация знаний.

На данном этапе организуется повторение изученного материала, не обходимого для «открытия» нового знания.

Учитель читает задания, ученики записывают только ответы в рабочих тетрадях.

Задание 1 от Мудрой Совы.

1. Математический диктант:

  1. запишите число, которое состоит на первом месте в натуральном ряду чисел;
  2. число предыдущее для числа 3;
  3. число, которое стоит между 2 и 4;
  4. число следующее за числом 3;
  5. первая часть 2, вторая – 3, запиши целое;
  6. 6+1;
  7. 9-1;
  8. самое большое однозначное число;
  9. следующее за числом 5;
  10. наименьшее, двузначное число.

2. Проверка (слайд 3а). Ученики сравнивают свой числовой ряд с числовым рядом на экране. Выясняется что все справились без ошибок и это позволяет задать вопрос: Внимательно посмотрите, какое число «заблудилось»? (6) Почему? Докажите? (число 6 должно стоять между числами 5 и 7)

3. Что можете рассказать о числе 6? (слайд 3б):

  • обозначается цифрой 6;
  • однозначное;
  • между 5 и 7;
  • если 5+1=6 и 7-1=6;
  • 6>5, 6<7;
  • соседи 5 и 7.

III. Постановка учебной задачи

На этом этапе выясняется, какими знаниями мы еще не владеем для успешного решения примеров и задач.

Тема урока: «Состав числа 6»

Что ещё о числе 6 мы не сказали (состав)?

Это мы узнаем, выполнив следующее задание. (Слайд 5)

Задание 2 от Мудрой Совы (на доске): дети в течение 15 секунд запоминают геометрические фигуры, воспроизводят их по памяти в тетради и разбивают на части по разным признакам.

  • запомнить,
  • нарисовать,
  • разбить на части.

IV. Открытие нового знания

В результате выполнения предыдущего задания дети делают вывод, что число 6 состоит из частей, которые надо запомнить. Это надо запомнить (слайд 6)!

На основе сделанного вывода о составе числа 6, дети записывают равенство в рабочих тетрадях. 

1+5=6 2+4=6 3+3=6
5+1=6 4+2=6 6-3=3
6-1=5 6-2=4  
6-5=1 6-4=2  

V. Первичное закрепление

Задание 3 от Мудрой Совы. Тетрадь Петерсон стр. 53, № 4

см. приложение 3

Выполняя данное задание дети применяют полученные знания о составе числа 6.

физкультминутка

VI. Самостоятельная работа.

Диагностика на определение уровня обучаемости проведена по методике доктора наук, профессора П.И. Третьякова (слайд 10, 11 ) и результаты диагностики (см. приложение 4 ).

Задание 4 от Мудрой Совы.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторений.

На этом этапе ученики решают задачи на сложение и вычитание с использованием полученных знаний о составе числа 6.

Задание 5 от Мудрой Совы (слайд 12).

ЗАДАЧИ

  1. 2 кубика у Маши, 4 – у Наташи. Вы кубики все эти скорее сосчитайте, дети! 2+4=6 кубиков.
  2. На кусте перед забором 6 ярко-красных помидоров. Потом 4 оторвались, а сколько на кусте осталось? 6-4=2 помидора.
  3. В коробке было 3 красных и 3 зелёных шариков. Мальчик взял 4 шарика . Сколько осталось? 3+3-4=2 шарика. Сколько шариков разного цвета мог взять мальчик? (2 красных и 2 зелёных, 3 красных и 1 зелёный, 1 красны и 3 зелёных).
  4. Дополнительно. Записать числа, состоящие только из цифры 6, которые сможете прочитать.

VIII. Итог

Задание 6 от Мудрой Совы (на листочках):

Ученики решают примеры, записывают ответы в порядке возрастания и расшифровывают слово (слайд 14)

6 – 1 = 5 Д 6 – 3 = 3 Л
6 – 5 = 1 М 3 + 3 = 6 Ц
6 + 1 = 7 Ы 6 – 4 = 2 О
6 – 1 = 4 О  

IX. Рефлексия

В конце урока дети рисуют флажки и раскрашивают их: 

Красным – если все получилось отлично

Желтым – все получилось хорошо

Зеленым – только часть заданий выполнено так, как хотелось

Синим – не получилось так, как хотелось.

Из 24 учеников, присутствующих на уроке, красным цветом флажок раскрасили 15 человек, желтым – 7 человек и 2 человека зеленым.

urok.1sept.ru

Урок математики "Число 7. Состав числа 7". 1-й класс

Практическая значимость работы.

  • Урок разработан в свете требований новых ФГОС. Рассмотрены вопросы развития универсальных учебных действий на уроке математике в 1 классе.

Цель: создание условий учащимся для успешного усвоения состава числа 7 через включение их в учебное исследование.

Учебно-воспитательные задачи:

  • формировать универсальные учебные действия учащихся;
  • познакомить учащихся с составом числа 7 его особенностями;
  • отрабатывать навыки счета с числами 1–7;
  • формировать навыки первичной исследовательской деятельности;
  • познакомиться с интересными сведениями об объектах окружающего мира;
  • пробуждать фантазию учащихся, вырабатывать умение проводить ассоциативные связи между изучаемыми понятиями и окружающим миром. – развивать математическую речь, произвольное внимание, оперативную память, навыки контроля и самоконтроля.
  • способствовать воспитанию и развитию у учащихся коммуникативных связей, навыков сотрудничества при работе в паре, в группе; привитию интереса к учебному предмету.

Прогнозируемые результаты:

  • Учащиеся повторят порядок чисел в ряду от 1 до 7, состав числа 6.
  • Познакомятся с составом числа 7, научатся его использовать при составлении числовых выражений.

Место данного урока в системе уроков по избранной теме. Второй урок по теме «Число 7».

Форма проведения: урок-исследование с мультимедийным сопровождением.

Авторский медиапродукт: презентация

Учебные материалы:

  • Мультимедийная установка
  • Выставка книг: Энциклопедия, «Семь чудес света», «Волк и семеро козлят»,
  • «Белоснежка и семь гномов», «Семь Семионов» и т.д.
  • Плакат «Праздник числа 7»», стенгазеты 1А класса «Число семь в жизни», «Магия числа 7», выставка творческих работ, исследовательских работ, проектов учащихся 1-го «А» класса.

Индивидуально:

  • Рабочая тетрадь к учебнику «Математика» 1 класс,
  • Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких,
  • карточки «Засели домик»
  • бланк оценивания
  • карточки «Где встречали такую запись чисел?»
  • карточки «Домино»,
  • карточки «Цветик-семицветик»
  • сигналы

На группы:

  • Счетный материал – яблоки, тарелочки
  • «Домик числа 7»
  • фломастеры, карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Слайд 1 (Презентацию можно посмотреть, связавшись с автором статьи.)

Ученик читает стихотворение.

В темном небе звездной ночью
Я нашел семь ярких точек
Семь горящих глаз нашел
Называется ковшом.
И медведицей зовут
Не пойму в чем дело тут?
И ответил мне отец:
– Ты, сыночек, молодец!
Незаметно год промчится,
И исполнится семь лет-
Будешь в школе ты учиться
И на все найдешь ответ.

– Действительно, в школе мы учимся находить ответы на многие вопросы. Очень интересно узнавать про что-то самое-самое.

– Расскажите, про что вы узнали, какими источниками пользовались.

Учащиеся: Мы узнавали, где в жизни встречается число 7, работали группами. Изучали дополнительную литературу в библиотеке, рисовали.

– Что мы получили в результате совместной работы? (Газета «Число 7 в жизни»)

– Чего в мире по 7? (7 дней – неделя, 7 цветов – радуга, Сказки: «Белоснежка и 7 гномов», « Волк и семеро козлят» «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)

Историческая справка:

– Знаете, ребята, число 7 издавна считается магическим числом. Большим почётом ещё в древности была окружена семёрка. Отголоски почитания этого числа дошли до наших дней. Мы часто слышим поговорки и пословицы: «Семь бед – один ответ», «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «На седьмом небе от счастья», «Семеро одного не ждут», «Лук от семи недуг»…и т.д.

Все вы знаете знаменитые сказки «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»…

Число 7 играло большую роль в древней мифологии: 7 римских богов, 7 чудес света в Древней Греции, 7 цветов радуги…

Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств, настоянных на семи травах, и советовали пить их семь дней.

– На уроках, в жизни все ваши исследования пригодятся.

– Давайте, определим тему урока. (Состав числа 7)

– Определим цели урока. (Изучить состав числа 7, повторить пройденный материал)

– Сегодня мы будем продолжать исследовать число 7,

– На праздник к семерки пришли гости, назовите их. (Числа 1–6, сказочные герои, все, что связано с числом 7.)

– Сказочные герои – гномы будут давать нам задания и, конечно, помогут нам с ними справиться

Слайд 2

Созвездие «Большая медведица», на звездах числа от 1–7.

– Какое задание можно выполнить? (Записать числа в порядке возрастания, убывания, сравнить, составлять числовые равенства.)

– Назовите числа в порядке возрастания.

– Назовите в порядке убывания.

– Сделаем записи в тетради. Откроем рабочую тетрадь с.38, задание №1.

– Писать цифры будем красиво, правильно. Вспомним, как мы вчера учились писать цифру 7.

– Обведите в кружок число, которое стоит между числами 3 и 5. (Хором – это число 4.)

– Возьмите в квадратик число, которое на 1 больше числа 4. (5)

– Наибольшее число в этом ряду подчеркните черточкой, наименьшее – волной. (7, 1)

– Возьмите в треугольник число, которое находится между числами 1 и 5, но не является их соседом (3)

III. Постановка проблемы

Слайд

Домики чисел 6 и 7

– Заглянем в домик числа 6.

– Какое задание нам предстоит выполнить? (Заполнить состав числа 6)

(На столах у каждого распечатки «домиков», заполняют состав числа 6)

СЛАЙД

– Проверка (по слайду читаем хором)

– Оцените себя. Поднимите руки, кто не ошибся. Молодцы!

– Мы можем назвать жильцов домика числа 7? (нет)

– В чем проблема? (Мы не изучали состав числа 7.

– Значит, какую проблему мы должны сегодня решить. (Из каких чисел состоит число 7)

– Мы будем исследовать состав числа 7.

IV Открытие «новых» знаний

Слайд 4

– Осень богата урожаем. Гном-садовод трудился «До седьмого пота» «Пролил семь потов» – Что означает? (Много и хорошо потрудился)

– Он вырастил яблоки и принес вам. Сколько яблок посчитаем?

– Гном предлагает вам разложить для угощения 7 яблок в две тарелочки разными способами. Результат записывать.

Групповая работа.

(На группы даны яблоки, «тарелочки» – листы, листы с домиком числа 7)

– Результат записывайте на листах.

Слайд

Проверка. Сравниваем с эталоном, исправляем ошибки. Оцените работу в группах, поставьте +, если правильно выполнили, исправьте ошибки

Покажите 1 группа, 2, 3,…

Всем аплодисменты.

– Покажите, как дружно вы работали? (Руки вверх и в замочек)

– Молодцы, ребята, садитесь.

– Запишите свои результаты в домик 7

Вывод: Что мы исследовали? (Состав числа 7)

– Для чего нам нужно знать состав числа 7?

Физкультминутка

Совет гномов: Здоровье в порядке – спасибо зарядке!

На носок, потом на пятку
Все мы делаем зарядку
1–2 – выше голова,
3–4 – руки шире, руки шире
5–6 – встать, присесть
7–8 – лень отбросим,
9–10 – счет ведем мы дружно вместе.
Вверх потянемся, прогнемся
И за парты мы вернемся.

IV. Первичное закрепление

Слайд 5

– Назовите одно из самых прекрасных и уникальных чудес природы Бурятии. (Байкал)

– Какой наказ дает Гном? (Беречь природу)

– Что это значит?

– А как вы думаете, какое задание просит выполнить Гном? (Найти значение выражений, в результате которых 7, сравнить числовые выражения, разделить их на группы.)

– Зная состав числа 7, какие числовые выражения можно записать?

– В тетрадях, задание №2 –запишем числовые выражения, значение которых 7,

(Запись в тетрадях, один ученик у доски.)

– Найдем значения всех выражений.

(Ответ показывают на «веере», называют хором.)

Физкультминутка «Пальчиковая гимнастика»

Братцев этих ровно 7 (показать 7 пальцев)
Вам они известны всем (зажимы)
Каждую неделю кругом (замочек)
Ходят братцы друг за другом (от себя)
Попрощается последний (машем)
Появляется передний. (1 палец)
Пальчики в кулачок, разгибаем по одному: понедельник, вторник…
Вверх потянемся, прогнемся
И к работе мы вернемся.

V. Контроль – игра в парах «Шепталочка»

Слайд 6–7

(У учащихся бланки для ответа. Класс разбивается на варианты, первая группа шепчет ответы своим соседям, а те записывают в бланк ответа «+» или «-», затем меняются ролями.)

– Сегодня на «Шепталочке» будем продолжать учиться шептаться и внимательно выполнять задания. Напоминаю условие игры. На экране появляется задание, я его говорю. Все выполняют его в уме, молча. Учащиеся 1ё варианта шепотом сообщают результат соседу. Сосед записывает в бланк ответа +, если ответ правильный, – неправильный.

На следующем варианте меняетесь ролями. Это игра, в том числе и на внимание.

– Когда нужно хорошо подумать, прежде чем решить, как говорят? (Семь раз отмерь, один раз отрежь).

Начали!

Задания.

  1. Сколько элементов в пирамидке?
  2. Как называется геометрическая фигура?
  3. Сравните числа
  4. Посчитайте сколько получится?

– Оцените работу своего друга. (Встают, показывают, всем аплодисменты)

– Вы отлично поработали, дружно, отнеслись друг к другу с уважением и добротой.

Физкультминутка. Гимнастика для глаз

Слайд 8

– Гномик дарит вам песенку о добре, наши глазки будут следить за фигурками – так они снимут напряжение, ручками, головкой можно выполнять танцевальные движения

«Дорога добра»

VI. Рефлексия. Итог урока

– Вам понравилась эта песенка? О чем в ней поется?

– А еще что понравилось на уроке?

– Какая была цель урока?-

– Удалось вам ее решить? Каким способом? (Ответы детей.)

– Для самопроверки выполните задание Гнома-цветовода.

– Вспомните, в какой сказке есть необыкновенный цветок с числом 7?

– Этот цветок встречался нам в физкультминутке

Слайд 9

(Цветик-семицветик)

– У вас на столах эти цветики. Какое задание?

– Соедините лепестки, чтобы при сложении чисел результат был равен 7. (Соединяют фломастером)

Проверка. Покажите друг другу.

– Оценим нашу общую работу на уроке. Выберите, какого цвета будет серединка цветка: красная – отличная работа, синяя – хорошая. Зеленая – удовлетворительная. Изобразите пиктограммой настроение (улыбка)

– Что значит выражение «На седьмом небе» – означает высшую степень радости, счастья. Вы подарили радость и тепло хорошей работой.

– Гномики за отличную и дружную работу дарят вам эти цветы.

Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудут.
Пусть будет добрым ум у вас
И сердце добрым будет

– Спасибо всем за работу! Урок окончен.

urok.1sept.ru

Состав чисел от 1 до 5

В возрасте от 5 лет познакомьте ребенка с составом чисел первой пятерки. Изучение состава числа способствует пониманию детьми понятия «сумма» как объединение двух слагаемых.

 

Состав числа из единиц

Вначале объясните ребенку состав чисел из единиц. 2 – это 1 и 1. 5 – это 1 и 1 и 1 и 1 и 1. Для наглядности используйте однородные предметы. Можно отсчитывать и распределять по группам  карандаши, игрушки и даже конфеты.

Состав числа из двух чисел

 

Следующим этапом будет знакомство ребенка с составом числа из двух меньших чисел. Ребенку показывают все варианты состава чисел в пределах пяти.

Число 1 – это 0 и 1

               2 - это 0 и 2, 1 и 1

               3 -  это 0 и 3, 1 и 2, 2 и 1, 3 и 0

               4  - это 0 и 4, 1 и 3, 2 и 2, 3 и 1, 4 и 0

               5 – это 0 и 5, 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1, 5 и 0.

Сначала покажите ребенку на предметах или на пальцах одной руки, как получается эти группы. Группируйте фломастеры, веточки, пуговицы. На данном этапе важно, чтобы ребенок определял состав числа с помощью любого наглядного материала.

 

Затем переходите к цифрам. Наряжайте елочки, рисуйте паровозики с вагончиками или заселяйте домики. Числовой домик - это многоэтажный дом, на каждом этаже которого две квартиры. Крыша – это число от 1 до 5. На одном этаже может жить только жильцов, сколько обозначает это число на крыше. Вместе с ребенком расселите цифры по этажам. Вначале покажите ребенку, что если в первом столбике написать цифры в прямом порядке, во втором – их же в обратном порядке, то сразу найдется верный ответ. Можно использовать числовую прямую. Разрежьте отрезок в разных местах для получения разных комбинаций частей. Пусть ребенок запомнит, что: Число = 0 + Это же число.

Использование всевозможных графических помощников является переходным этапом от счета на пальцах к счету в уме.

iqsha.ru


Смотрите также

АСТОК