Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах


Картотека (младшая группа) на тему: Артикуляционная гимнастика в стихах

Артикуляционная гимнастика в стихах.

«Часики»

Артикуляционная гимнастика в стихах - часики        

Тик – так, тик – так –

Ходят часики – вот так!

Влево тик,

Вправо так.

Ходят часики – вот так!

Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

«Лопатка»

Артикуляционная гимнастика в стихах — лопатка        

Пусть язык наш отдыхает,

Пусть немножко подремает.

Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Окошко»

Артикуляционная гимнастика в стихах — окошко        

Рот приоткрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Описание: широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно"

«Варенье»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Варенье        

Нашей Маше очень смело,

На губу варенье село,

Нужно ей язык поднять,

Чтобы капельку слизать.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу и спрятать в рот

«Лошадка»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Лошадка        

Я лошадка – серый бок (цок, цок),

Я копытцем постучу (цок, цок),

Если хочешь, прокачу (цок, цок).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).

«Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».

«Чистим зубки»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Чистим зубки        

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

«Заборчик»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Заборчик        

Широка Нева – река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краёв и до десны.

Описание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Дудочка»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Дудочка        

На дудочку губы положим,

И даже сыграть на ней сможем.

Ду-Ду-Ду.

Описание: С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

«Грибок»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Грибок        

На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка,

Шляпа на макушке.

Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

«Орешки»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Орешки        

Словно белки мы без спешки,

Ловко щёлкаем орешки.

Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — "орешки".

«Качели»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Качели        

На качелях

Я качаюсь

Вверх – вниз,

Вверх – вниз,

И все выше поднимаюсь,

А потом вниз.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

«Лесенка»

Раз ступенька – язык обнимает верхнюю губу.

Два ступенька — язык обнимает верхние зубы.

Три ступенька – язык прыгает за зубки.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.

«Гармошка»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Гармошка        

Присосу язык на нёбо,

А теперь смотрите в оба:

Ходит челюсть вверх и вниз –

У неё такой круиз.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

«Иголочка»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Иголочка        

Улыбаюсь: вот шутник –

Узким-узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Пароход»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Пароход        

Вывожу язык вперёд,

Закушу его – и вот:

«Ы» — так гудит пароход.

Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит).

«Маляр»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Маляр        

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка.

«Бульдог»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Бульдог        

За верхнюю губку заложен язык –

Бульдог уступать никому не привык.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.

«Печём блинчики»

Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.

«Заводим мотор»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Заводим мотор        

Описание: Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в верхние зубы, многократно и отчетливо произнося: [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп.

nsportal.ru

Картотека по развитию речи на тему: АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В СТИХАХ

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В СТИХАХ

Для всех детей дошкольного возраста полезны артикуляционные упражнения, которые способствуют формированию точных, четких, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика.

«Часики»

 Тик – так, тик – так –

 Ходят часики – вот так!

 Влево тик, Вправо так.

Ходят часики – вот так!

Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

«Лопатка»

Пусть язык наш отдыхает,

 Пусть немножко подремает.

Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Окошко»

 Рот приоткрою я немножко,

 Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Описание: широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно"

«Варенье»

Нашей Маше очень смело,

На губу варенье село,

Нужно ей язык поднять,

 Чтобы капельку слизать.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу и спрятать в рот

«Лошадка»

 Я лошадка – серый бок (цок, цок),

Я копытцем постучу (цок, цок), Если хочешь, прокачу (цок, цок).

 Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).

«Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».

«Чистим зубки»

 Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

 Ведь они у нас не лишние.

Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

«Заборчик»

 

Широка Нева – река,

И улыбка широка.

 Зубки все мои видны –

От краёв и до десны.

 Описание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Дудочка»

 На дудочку губы положим,

И даже сыграть на ней сможем.

Ду-Ду-Ду.

Описание: С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

«Грибок»

 

На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка,

Шляпа на макушке.

 Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

«Орешки»

Словно белки мы без спешки,

Ловко щёлкаем орешки.

Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — "орешки".

«Качели»

 На качелях

Я качаюсь

 Вверх – вниз,

 Вверх – вниз,

И все выше поднимаюсь,

А потом вниз.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

«Лесенка»

 Раз ступенька – язык обнимает верхнюю губу.

Два ступенька — язык обнимает верхние зубы.

Три ступенька – язык прыгает за зубки.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.

«Гармошка»

Присосу язык на нёбо,

А теперь смотрите в оба:

Ходит челюсть вверх и вниз –

У неё такой круиз.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

«Иголочка»

 

Улыбаюсь: вот шутник –

Узким-узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

 Вылез длинный язычок.

Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Пароход»

Вывожу язык вперёд,

Закушу его – и вот:

«Ы» — так гудит пароход.

Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит).

«Маляр»

 Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

 Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка.

nsportal.ru

Материал по логопедии: картотека Артикуляционная гимнастика с стихах

                                     Картотека

             Артикуляционная гимнастика в стихах

                    Общий комплекс упражнений                                     
                                           
 1.  «Улыбка», «Заборчик»                 Наши губки улыбнулись,
                                                                 Прямо к ушкам потянулись.
                                                                 Ты попробуй «И-и-и» скажи,
                                                                 Свой заборчик покажи.

 2.  «Трубочка                                       В гости к нам пришел слоненок,
                                                                 Удивительный ребенок.
                                                                 На слоненка посмотри,
                                                                 Губки хоботком тяни.

 3.   «Улыбка» /  «Трубочка»              Если наши губки улыбаются,
                                                                 Посмотри – заборчик появляется.
                                                                 Ну, а если губки узкой трубочкой,
                                                                Значит, можем мы  играть на дудочке

4.  «Часики»                                         Друг за другом, друг за другом
                                                                 Ходят стрелочки по кругу.
                                                                 Ты обе губки оближи,
                                                                 Как стрелки ходят, покажи.

5.   «Маятник»                                      Ходит мятник в часах:
                                                                 Влево - тик, а вправо – так.
                                                                 Ты сумеешь сделать так:
                                                                 Тик и так, тик и так?
     

6.   «Качели»                                         На веселые качели 
                                                                 Таня и Никита сели.
                                                                 Опустились вниз качели,
                                                                 А потом наверх  взлетели. 
                                                                 Вместе с птицами, наверно,
                                                                 Улететь они  хотели.

 II. Комплекс упражнений для свистящих звуков                          

1.  « Накажи  непослушный язычок»         Язычок твой – озорник,
                                                                            Он не слушает тебя.
                                                                            Накажи его скорее:
                                                                            «Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»

2.    «Блинчик»                                             Утром рано мы встаем,
                                                                         Вкусные блины печем.
                                                                         Ручейком по сковородке
                                                                         Тесто растекается…
                                                                         Посмотри, какой красивый
                                                                         Блинчик получается.

         

3.  «Чистим зубки                                         Мягкой щеткою с утра
                                                                         Чистит зубки детвора.
                                                                          Будут зубки сильные,
                                                                          Белые, красивые!

4.  «Киска сердится»                                    Рассердилась наша киска:
                                                                          Ей забыли вымыть миску.
                                                                          Ты не подходи к ней близко-
                                                                          Поцарапать может киска!

5.   «Горка»                                               Язычок за зубки опускается, 
                                                                    Его кончик  к зубкам прижимается.
                                                                    Спинка сильно-сильно выгибается-
                                                                    Вот какая горка получается!


                                 
 6.  «Загони мяч в ворота»                            Мы в футбол с тобой играем,
                                                                           Мяч в ворота загоняем.
                                                                           Дуй на ватку сильней,
                                                                           Гол забей поскорей!

          

       III. Комплекс для шипящих звуков


                                        
1.   «Чашечка»                                                Будешь пить с друзьями чай
                                                                          Ты из  чашки новой.
                                                                          Эту чашку показать
                                                                          Ты сейчас пробуй!

                                    

2.  «Вкусное варенье»                                  Каждый раз по  воскресеньям                        
                                                                          Мы едим с тобой варенье.
                                                                          Верхнюю губу вареньем
                                                                          Мы намажем, а потом
                                                                          Язычком широким сразу
                                                                          Мы варенье облизнем.

3.   «Лесенка»                            Раз ступенька – язык обнимает верхнюю губу.

                                                    Два ступенька — язык обнимает верхние зубы.

                                                     Три ступенька – язык прыгает за зубки.

                IV. Комплекс для сонорных звуков
                                            

 1.   «Грибок»                                                 Под высокою сосной
                                                                         Мы грибок нашли с тобой.
                                                                         Чтобы рос боровичок,
                                                                         Подними вверх язычок.

 

2.    «Маляр»                                                 Стал язычок твой маляром,
                                                                         Он будет красить старый дом:
                                                                         Вперед-назад, вперед-назад…
                                                                         Ремонту каждый будет рад.

3.  «Назойливая муха»                                Вот назойливая муха
                                                                         Все жужжит, жужжит над ухом.
                                                                         Попробуй муху напугать
                                                                         И точно так же пожужжать!

4.   «Лошадка»                                              Цок-цок-цок по мостовой-
                                                                         Идет лошадка к нам  с тобой.
                                                                         Щелкай язычком быстрее, 
                                                                         Чтоб она пришла скорее.

                                       
5.   «Барабанщик»                                        В руки барабан возьмем
                                                                         И играть на нем начнем.
                                                                         Язычок наверх подняли,
                                                                         «Д-д-д-д» застучали.

 

6.    «Пароход»                                               Пароходик небольшой,
                                                                          Зато смелый какой:
                                                                          Ему волны не страшны,
                                                                          Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы»!

7.  «Дятел»                                                       Я по дереву стучу

                                                                     Червяка добыть хочу

                                                                      Хоть и скрылся под корой

                                                                      Всё равно он будет мой.

nsportal.ru

Материал (логопедия, старшая группа) по теме: Артикуляционная гимнастика в стихах

                                               

                                                    (авторские стихи)

      Не подлежит сомнению тот факт, что неправильное звукопроизношение является одним из самых частых проявлений речевой патологии. Дефекты произношения звуков в различных вариантах и степени выраженности встречаются почти при любом нарушении речи. К тому же они наиболее слышимы, их нередко в состоянии заметить

даже не специалисты. Следовательно, формирование правильного произношения – одна из важнейших целей коррекционной работы учителя-логопеда.

       Система логопедической работы над правильным произношением включает в себя два этапа.

       Задачей первого (подготовительного) этапа наряду с развитием слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия является устранение неточности развития речевой моторики, проведение подготовительных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.

      Для выработки полноценных движений губ, языка,  нижней челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Ее целесообразно проводить пред зеркалом, повторяя каждое упражнение 5-6 раз. Общая продолжительность выполнения должна составлять 7-10 минут. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны ему.

       Как показывает опыт, дети старшего дошкольного возраста выполняют артикуляционную гимнастику с большим желанием и интересом, если данные упражнения предваряют небольшие стихотворные заставки.

       Основные упражнения, необходимые для выработки правильных артикуляционных укладов, способствующие развитию подвижности губ, языка, объединены одним героем – Дениской и представлены в виде «Денискиной зарядки».

      Примечание. Описание способа выполнения упражнений можно найти в литературе по логопедии.

                                                 «Денискина зарядка»

                                           

1. « Улыбка»                    Наш  Дениска – озорник

  Тянет губки к ушкам.

                                           - Посмотрите, - говорит,

    - Я теперь - лягушка!

2. «Трубочка»                 Кто играет на гитаре,

                                           А Денис на дудочке,

                                           Губы вытянул вперед

 Узкой-узкой трубочкой

                                                             

   3. «Горка»                    Кончик языка в зубки упирается,

                                          Спинку выгибаем - горка получается.

                                          Быстро- быстро с горки вниз

                                          На санках катится Денис.        

 4. «Часики»                   У Дениса есть часы –

                                          Удивительной красы!

                                          Ходят стрелочки по кругу

                                          И хотят догнать друг друга.

   

5. «Вкусное варенье»       Если у Дениса плохое настроение,

                                             Ест Дениска наш вкусное варенье.

                                             Надо верхнюю губу вареньицем намазать,

                                             И широким язычком облизнуть все сразу.

6. «Качели»                       Язычок – вверх и вниз –

                                             На качели сел Денис.

                                             Вот качели высоко,

                                             Вот качели низко.

                                            До чего же хорошо,

                                                        Весело Дениске!

7. «Грибок»                       Наш Дениска в лес пошел,

                                            Под сосною гриб нашел.

                                            Подними вверх язычок-

                                            Покажи, как рос грибок.

8. «Барабанщик»              Недавно бабушка Анфиса

                                             Купила барабан Денису.

                                             И теперь он делом занят:

                                             Громко – громко барабанит.                                                            

                                                                 

9. «Пароход гудит»           Вот Денискин пароход

                                             Смело по морю плывёт.

                                             Не боясь крутой волны,

                                             Весело гудит он: «ы – ы –ы» .

     

        Стихотворные тексты «Денискиной зарядки» можно использовать с детьми подготовительной  к школе группы. Для проведения артикуляционной гимнастики с детьми старшей группы и более младшими дошкольниками предлагаем следующие тексты.

 I. Общий комплекс упражнений                                    

                                           

 1.  «Улыбка», «Заборчик»                 Наши губки улыбнулись,
                                                                Прямо к ушкам потянулись.

                                                                 Ты попробуй «И-и-и» скажи,

                                                                 Свой заборчик покажи.

 2.  «Трубочка»                                     В гости к нам пришел слоненок,

                                                                 Удивительный ребенок.

                                                                 На слоненка посмотри,

                                                                 Губки хоботком тяни.

 3.   «Улыбка» /  «Трубочка»              Если наши губки улыбаются,

                                                                 Посмотри – заборчик появляется.

                                                                 Ну, а если губки узкой трубочкой,

                                                                 Значит, можем мы играть на дудочке.                                                 

4.  «Часики»                                          Друг за другом, друг за другом

                                                                 Ходят стрелочки по кругу.

                                                                 Ты обе губки оближи,

                                                                 Как стрелки ходят, покажи.

5.   «Маятник»                                      Ходит мятник в часах:

                                                                 Влево - тик, а вправо – так.
                                                                Ты сумеешь сделать так:

                                                                 Тик и так, тик и так?

     

6.   «Качели»                                          На веселые качели

                                                                 Таня и Никита сели.

                                                                 Опустились вниз качели,

                                                                 А потом наверх  взлетели.

                                                                 Вместе с птицами, наверно,

                                                                 Улететь они  хотели.

II. Комплекс упражнений для свистящих звуков

                             

1.  « Накажи  непослушный язычок»      Язычок твой – озорник,

                                                                         Он не слушает тебя.

                                                                         Накажи его скорее:

                                                                        «Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»

2.    «Блинчик»                                             Утром рано мы встаем,

                                                                         Вкусные блины печем.

                                                                         Ручейком по сковородке

                                                                         Тесто растекается…

                                                                         Посмотри, какой красивый

                                                                         Блинчик получается.

3.  «Чистим зубки»                                        Мягкой щеткою с утра

                                                                          Чистит зубки детвора.

                                                                          Будут зубки сильные,

                                                                          Белые, красивые!

4.  «Киска сердится»                                     Рассердилась наша киска:

                                                                          Ей забыли вымыть миску.

                                                                          Ты не подходи к ней близко-

                                                                          Поцарапать может киска!

5.   «Горка»                                                     Язычок за зубки опускается,

                                                                          Его кончик  к зубкам прижимается.

                                                                          Спинка сильно-сильно выгибается-

                                                                          Вот какая горка получается!

                                 

 6.  «Загони мяч в ворота»                            Мы в футбол с тобой играем,

                                                                           Мяч в ворота загоняем.

                                                                           Дуй на ватку сильней,

                                                                           Гол забей поскорей!

                           

III. Комплекс для шипящих звуков

                                       

1.   «Чашечка»                                                Будешь пить с друзьями чай

                                                                          Ты из  чашки новой.

                                                                          Эту чашку показать

                                                                          Ты сейчас пробуй!

                                   

2.  «Вкусное варенье»                                   Каждый раз по  воскресеньям

                                                                          Мы едим с тобой варенье.

                                                                          Верхнюю губу вареньем

                                                                          Мы намажем, а потом

                                                                          Язычком широким сразу

                                                                          Мы варенье облизнем.

IV. Комплекс для сонорных звуков

                                           

 1.   «Грибок»                                                 Под высокою сосной

                                                                         Мы грибок нашли с тобой.

                                                                         Чтобы рос боровичок,

                                                                         Подними вверх язычок.

2.    «Маляр»                                                 Стал язычок твой маляром,

                                                                         Он будет красить старый дом:

                                                                         Вперед-назад, вперед-назад…
                                                                        Ремонту каждый будет рад.

3.   «Назойливая муха»                               Вот назойливая муха

                                                                         Все жужжит, жужжит над ухом.

                                                                         Попробуй муху напугать

                                                                         И точно также пожужжать!

4.   «Лошадка»                                              Цок-цок-цок по мостовой-

                                                                         Идет лошадка к нам  с тобой.

                                                                         Щелкай язычком быстрее,

                                                                         Чтоб она пришла скорее.

                                       

5.   «Барабанщик»                                        В руки барабан возьмем

                                                                         И играть на нем начнем.

                                                                         Язычок наверх подняли,

                                                                         «Д-д-д-д» застучали.

6.     «Пароход»                                             Пароходик небольшой,

                                                                        Зато смелый какой:

                                                                        Ему волны не страшны,

                                                                        Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы»!

                                         

                                                     

                                       

                                   

                                 

                                         

                                   

                                           

                                           

                                       

                               

                           

                                     

nsportal.ru

Конспекты артикуляционных гимнастик в стихах

Комплексы артикуляционных гимнастик в стихах для детей с ОВЗ

Комплекс артикуляционной гимнастики №1

«Часики»

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так: тик-так, тик-так.

«Почистим зубы»

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

«Гармошка»

На гармошке чтоб сыграть,

Нужно челюсть опускать,

Язычок не отрываем,

Очень здорово играем.

Комплекс артикуляционной гимнастики №2

«Показать язык»

Язык наш нужно показать, сначала зубкам волю дать. Та-Та-Та

(покусать кончить языка)

Заморились уже зубы, пусть язык покажут губы. Пя-Пя-Пя

(пошлепать кончик языка).

«Лопатка»

Пусть язык наш отдыхает, пусть немножко подремает.

(счет до 10, язык расслаблен)

«Футбол»

Кончилось уже безделье, Будет языку веселье, Будем с ним сейчас играть, мяч в ворота забивать. Носик глубоко вдыхает, Язык на губке притихает, Ф-Ф-Ф – тихонько выдыхаем, мяч в ворота забиваем.

Комплекс артикуляционной гимнастики №3

«Побелим потолок»

Будем наводить порядок, маляров возьмем бригаду,

Язычок вверх поднимаем и побелке помогаем.

«Вкусное варенье»

Нашей Маше очень смело, на губу варенье село,

Нужно ей язык поднять, чтобы капельку слизать.

«Лошадка»

Будто в цирке выступает, конь подковами играет,

Ты не бойся и смелей, запрягай его скорей.

Комплекс артикуляционной гимнастики №4

«Индюк» 

Ходят по двору подружки – две болтливые индюшки.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад. Сначала производить медленные движения, затем ускорить темп и добавлять голос, пока не послышится: "бл – бл – бл".

«Гармошка»

Эй, дружок, Антошка! Сыграй нам на гармошке!

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу. Не опуская язык, открывать и закрывать рот. Губы в положении улыбки. При повторении упражнения надо открывать рот всё шире все дольше удерживать язык в верхнем положении.

 « Лопатка»

Как волшебник, наш Николка - лопатку превратил в иголку.

Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка - острым. Чередовать движения 6 раз.

Комплекс артикуляционной гимнастики №5

«Маляр»

Потолок покрасил гномик, приглашает нас в свой домик.

Улыбнуться, открыть рот, "погладить" кончиком языка твёрдое нёбо, совершая движения вперед и назад. Проделать 10 раз, меняя направления.

 «Шарик»

Шарик лопнул у Танюшки – плачет бедная девчушка.

Предложить ребенку длительно произнести звук "Ш. Передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.

 «Пароход»

Быстро по реке плывёт и гудит наш пароход – "ыыыы"!

Приоткрыть рот и длительно произносить звук "ыыыы" – имитация гудка парохода. Обратить внимание ребёнка, что широкий кончик языка прижат к нёбу и не двигается.

 

Комплекс артикуляционной гимнастики №6

«Грибок»

Вот грибок на тонкой ножке – ты клади его в лукошко.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Удерживать язык в таком положении до 10 сек.

 «Дудочка»

Смастерим мы дудочку, дудочку – погудочку.

Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от 3 до 5

 «Орешки»

Собираем мы без спешки, словно белочка, орешки.

Рот приоткрыть. Поочередно упираться языком в щеки, имитируя выдавливание шариков. Упражнение выполнять медленно, четко .

Комплекс артикуляционной гимнастики №7

«Рыбка»

Не нужны сейчас улыбки – делай ротик, как у рыбки.

Губы сжаты, щёки втянуты. Упражнение выполнять медленно, чётко.

«Блинчик» 

Мы печём, печём блиночки и для сына, и для дочки.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звукосочетание "пя – пя – пя". Упражнение выполнять в течение 10 – 15 сек.

 «Барабан»

Петя встал сегодня рано и стучит по барабану.

Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом чётко произносить звук "д – д – д…" – сначала медленно, затем темп увеличить. Упражнение выполнить в течение 10 – 15 сек.

 

Комплекс артикуляционной гимнастики №8

«Лошадка»

На лошадках по дорожке скачут Аня и Серёжа.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать.

 «Часики»

Тик – так, тик – так – ходят часики – вот так!

Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта.

 «Качели»

На качелях мы качались, и друг другу улыбались.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5, затем поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 до 5. поочередно менять положение языка 4 – 5 раз.

 «Окошко»

Широко открыть рот - "жарко", закрыть рот - "холодно".

Комплекс артикуляционной гимнастики №9

«Трубочка»

Сосёт апельсиновый сок из трубочки мамин сынок.

Имитировать высасывание сока через тоненькую трубочку. Выполнять упр. 10 – 15 сек.

«Бублик»

Юля бублик быстро съела, земляничку захотела.

Округлить губы как при произнесении звука «о». Затем имитировать захват губами ягоды земляники.

 «Насос»

С братом мы возьмём насос – будет праздник для колёс:

Подкачаем шины папиной машины.

Предложить ребёнку длительно произнести звук "сссссс…" Обратить внимание, что при произнесении звука язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя холодная.

Комплекс артикуляционной гимнастики №10

«Бегемот»

Широко разинув рот, зевает толстый бегемот.

А весёлая мартышка, губы сжав, читает книжку.

Рот широко раскрыть. Вдох через рот: имитация зевоты. Затем плотно сжать губы. Чередовать упражнения.

«Хоботок»

Кашку манную мы ели и добавки захотели.

Хобот вытянул слонёнок, плачет великан – ребёнок.

Растянуть губы в улыбке. Произносить "ням – ням – ням" затем вытянуть губы вперед, длительно произнести "ууууууууууу" чередовать упр. 4 – 6 раз.

«Лопатка»

На нижней губке язычок

Расстелем, как половичок.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счёт от 1 до 5.

infourok.ru

Учебно-методический материал по логопедии на тему: Артикуляционная гимнастика в стихах: поэтичное развитие артикуляции

Артикуляционная гимнастика в стихах: поэтичное развитие артикуляции

Мы произносим правильно и четко звуки родного языка благодаря хорошей работе артикуляционного аппарата, его подвижности и дифференцированной работе различных органов. В нашей речи звуки быстро сменяют друг друга, поэтому нужно уметь быстро менять положение органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика в стихах — артикуляционные упражнения, которые способствуют формированию точных и четких движений органов артикуляционного аппарата. Упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука. Артикуляционная гимнастика в стихах, так же, как и в картинках помогает сформировать правильное произношение звуков или исправить имеющиеся нарушения звукопроизношения интересными способами. Как показывает опыт, дети выполняют ее с большим желанием и интересом, если данные упражнения предваряют небольшие стихотворные заставки.

 

Как оценивать выполнение упражнений ребенком и взрослым?

 

Артикуляционная гимнастика дает результат только в том случае, если упражнения выполняются правильно, точно, с плавными переходами. Если делать ее не отслеживая технику выполнения упражнений, «для галочки», то она не достигает своей цели.

 

При выполнении ребенком и взрослым артикуляционной гимнастики, нужно оценивать:

 

  1. Плавность движений – движение выполняется без перерывов и толчков, легко, плавно, без подёргиваний.
  2. Дифференцированность движений – движение выполяется только языком без сопутствующих движений других органов (губ, нижней челюсти).
  3. Равномерность и симметричность движений – движения выполняется симметрично влево и вправо.
  4. Четкость – знание того, как правильно выполнять  это упражнение, как в упражнении должны быть расположены губы, зубы, как действует язык, стремление выполнить движения четко, точно, в полном объеме.
  5. Точность – достижение результата упражнения. Достигнуто необходимое положение языка, губ.
  6. Устойчивость – вы можете удержать достигнутое положение губ и языка под счет. Сначала считаем от одного до пяти. Затем длительность удерживания положения постепенно увеличивается до десяти.
  7. Переключаемость – умение быстро, плавно, легко многократно переходить от одного движения к другому при сохранении высокого качества выполнения упражнения.

 

Если говорить о выполнении упражнений детьми, то обязательно говорите ребенку о его достижениях, сравнивая выполнение упражнений раньше и сейчас: что у него уже лучше стало получаться, что пока не получается и над чем дальше будем работать, к чему стремиться.

артикуляционная гимнастика в стихах — прекрасные упражнения для детей

 

 

 

Базовый комплекс — «Денискина зарядка»

 

Для начала следует начать с базовых упражнений, необходимых для выработки правильных артикуляционных укладов, способствующие развитию подвижности губ, языка. Ниже вы увидите этот начальный комплекс, который назван в честь одного героя.

 

1. «Улыбка»

 

Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.   

 

Наш  Дениска – озорник
Тянет губки к ушкам.
-Посмотрите, — говорит,
-Я теперь — лягушка!

 

 

2. «Трубочка»

 

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

 

Кто играет на гитаре,

А Денис на дудочке,

Губы вытянул вперед

Узкой-узкой трубочкой.

 

 

3. «Горка»

 

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.

 

Кончик языка в зубки упирается,
Спинку выгибаем — горка получается.
Быстро- быстро с горки вниз
На санках катится Денис.

 

 

4. «Часики»

 

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.  

 

У Дениса есть часы –

Удивительной красы!

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга.

 

 

5. «Вкусное варенье»

 

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).  

 

Если у Дениса плохое настроение,
Ест Дениска наш вкусное варенье.
Надо верхнюю губу вареньицем намазать,
И широким язычком облизнуть все сразу.

 

 

6. «Качели»

 

Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.    

 

Язычок – вверх и вниз –
На качели сел Денис.
Вот качели высоко,
Вот качели низко.
До чего же хорошо

Весело Дениске!

 

 

7. «Грибок»       

    

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.    

 

Наш Дениска в лес пошел,
Под сосною гриб нашел.
Подними вверх язычок-
Покажи, как рос грибок.

 

 

8. «Барабанщик»

 

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.       

    

Недавно бабушка Анфиса
Купила барабан Денису.
И теперь он делом занят:
Громко – громко барабанит.

9. «Пароход гудит»     

 

Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).     

 

Вот Денискин пароход
Смело по морю плывёт.
Не боясь крутой волны,
Весело гудит он: «ы – ы –ы»

 

 

Общий комплекс упражнений

 

1.  «Заборчик»

 

Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.        

    

Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.

 

Подъезжает шофёр,
Ну, а впереди – забор.
Тормозит и назад.
И так восемь раз подряд.

 

 

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

А сейчас раздвинем губы,

Посчитаем наши зубы.

 

 

2.  «Трубочка»    

   

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.             

               

В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри,
Губки хоботком тяни.

 

 

3.   «Улыбка» /  «Трубочка»

 

Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Вытягивание сомкнутых губ вперёд. И еще раз.

 

Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.

 

Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!

                              

 

4.  «Часики»/ «Маятник»

 

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

 

Друг за другом, друг за другом
Ходят стрелочки по кругу.
Ты обе губки оближи,
Как стрелки ходят, покажи.

 

Маятник туда, сюда
Делает вот так: «Раз – два»

                              

Ходит мятник в часах:
Влево — тик, а вправо – так.
Ты сумеешь сделать так:
Тик и так, тик и так?

 

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так: тик-так, тик-так.

 

 

5.   «Качели»

 

Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.

 

А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.       

                              

На веселые качели
Таня и Никита сели.
Опустились вниз качели,
А потом наверх  взлетели.
Вместе с птицами, наверно,
Улететь они  хотели.

 

Комплекс для свистящих звуков

 

1.  « Накажи  непослушный язычок»

 

Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5—10 секунд.

 

Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»

 

 

2.   «Блинчик»

 

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.

 

Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.

 

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке,

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

 

 

3.  «Чистим зубки»  

 

Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.

 

Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.      

                            

Мягкой щеткою с утра
Чистит зубки детвора.
Будут зубки сильные,
Белые, красивые!

 

 

4.  «Киска сердится»

 

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.

 

Выгляни в окошко,

Там увидишь кошку.

Кошка спинку выгнула,

Зашипела, прыгнула.

Рассердилась киска –

Не подходите близко!

 

Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко-
Поцарапать может киска!

 

 

5.   «Горка»

 

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.

 

Санки привезли ребятки
Горка есть и – всё в порядке!

 

Язычок за зубки опускается,
Его кончик  к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается-
Вот какая горка получается!

 

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго:

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху поднимаются.

 

 

6.  «Загони мяч в ворота»/ «Футбол»

 

Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг. Выполнять по 5-6 кругов в каждую сторону.

 

 

Во дворе народ толпится,

Там идет футбольный матч.

И вратарь наш, Генка Спицын,

Пропустить не должен мяч.

 

 

Кончилось уже безделье,

Будет языку веселье,

Будем с ним сейчас играть,

Мяч в ворота забивать.

Носик глубоко вдыхает,

Язык на губке притихает,

Ф-Ф-Ф – тихонько выдыхаем,

Мяч в ворота забиваем.            

         

Мы в футбол с тобой играем,
Мяч в ворота загоняем.
Дуй на ватку сильней,
Гол забей поскорей!

 

Комплекс упражнений для шипящих звуков

 

1.   «Чашечка»

 

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.

 

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

 

Будешь пить с друзьями чай
Ты из  чашки новой.
Эту чашку показать
Ты сейчас пробуй!

 

 

2.  «Вкусное варенье»

 

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

 

Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.           

       

Каждый раз по  воскресеньям
Мы едим с тобой варенье.
Верхнюю губу вареньем
Мы намажем, а потом
Язычком широким сразу
Мы варенье облизнем.

 

 

Комплекс для сонорных звуков

 

1.   «Грибок»

 

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

 

Под высокою сосной
Мы грибок нашли с тобой.
Чтобы рос боровичок,
Подними вверх язычок.

 

На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок!
Несколько секунд – молчок!

 

 

2.    «Маляр»

 

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.

 

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.

 

Стал язычок твой маляром,
Он будет красить старый дом:
Вперед-назад, вперед-назад…
Ремонту каждый будет рад.

 

 

3.   «Лошадка»   

 

Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

 

Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем – привет!                      

                     

Цок-цок-цок по мостовой —
Идет лошадка к нам  с тобой.
Щелкай язычком быстрее,
Чтоб она пришла скорее.

             

              

4.   «Барабанщик»/ «Дятел»

 

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.

 

В руки барабан возьмем
И играть на нем начнем.
Язычок наверх подняли,
«Д-д-д-д» застучали.

 

Дятел, дятел тук-тук-тук.
Д-Д-Д-Д
Ты чего стучишь, мой друг!
Д-Д-Д-Д
-Я не зря во рту стучу
Д-Д-Д-Д
Звукам правильным учу.
Д-Д-Д-Д                                      

 

 

5.  «Пароход»        

 

Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).

 

Отплывает пароход
Ы-Ы-Ы-Ы
Набирает он свой ход.
Ы-Ы-Ы-Ы
Он в гудок гудит, гудит
Ы-Ы-Ы-Ы
«Путь счастливый говорит»
Ы-Ы-Ы-Ы

 

Пароходик небольшой,
Зато смелый какой:
Ему волны не страшны,
Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы»!

nsportal.ru

Картотека по логопедии на тему: Артикуляционная гимнастика для дошкольников.

Артикуляционная гимнастика для дошкольников.

Цель: артикуляционная гимнастика является выработкой правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.

            Артикуляционную гимнастику целесообразно проводить с детьми начиная с трехлетнего возраста. Желательно отводить на артикуляционные упражнения от 3-5 минут ежедневно в младшем дошкольном возрасте, до 10-12 минут ежедневно для детей старшего дошкольного возраста. Каждый комплекс должен включать от четырех до восьми упражнений (соответственно возрасту детей), но не должен превышать рекомендованной продолжительности.

«Буратино» 

зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.

«Большой калач»

 рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.

 «Лопаточка» 

широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение

«Наказать непослушный язычок» 

постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.

Артикуляционная гимнастика в стихах - часики

Тик – так, тик – так –

Ходят часики – вот так! Влево тик,

Вправо так. Ходят часики – вот так!

Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Артикуляционная гимнастика в стихах — Лошадка

Я лошадка – серый бок (цок, цок), Я копытцем постучу (цок, цок),

Если хочешь, прокачу (цок, цок).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).

«Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».

Артикуляционная гимнастика в стихах — Чистим зубки

Рот откройте, улыбнитесь, Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние, Ведь они у нас не лишние.

Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

Артикуляционная гимнастика в стихах — Грибок

На лесной опушке, Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка, Шляпа на макушке.

Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

Артикуляционная гимнастика в стихах — Орешки

Словно белки мы без спешки,

Ловко щёлкаем орешки.

Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — "орешки".

«Качели»

На качелях Я качаюсь

Вверх – вниз,

Вверх – вниз,

И все выше поднимаюсь,

А потом вниз.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

«Улыбка»

Удерживают губы в улыбке, не показывая зубов. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке.

«Улыбка – трубочка»

Чередуют положение губ. Упражнение развивает подвижность губ.

«Орешек»

Язык поочередно упирают то в оддну, то в другую щеку, задерживаясь в каждом положении на 3 – 5 секунд. Упражнение развивает произвольные движения языка, укрепляет мускулатуру языка и щек.

«Конфетка»

Рот закрыт, Напряженным языком упираются то в одну, то в другую щеку. Упражнение укрепляет мускулатуру языка и щек.

«Ветерок»

Упражнение для формирования ровного продолжительного выдоха. Дети округляют губы, как для произнесения звука у, и спокойно выдыхают воздух на свою ладошку.

«Болтушка – индюк»

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. 
Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

По двору индюк ходил
Бл-Бл-Бл
Хвост, как веер, распустил.
Бл-Бл-Бл
Вот какой красивый я,
Бл-Бл-Бл
Полюбуйтесь на меня!

 «Теленок пьет молоко»

Дети открывают рот, губы в улыбке. Широким передним краем облизывают верхнюю губу сверху вниз, а затем втягивают язык в рот до середины неба. Упражнение укрепляет мышцы языка, развивает его подвижность, способствует растяжке подъязычной связки.

«Барабанщики - дятел»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.

Дятел, дятел тук-тук-тук.
Д-Д-Д-Д
Ты чего стучишь, мой друг!
Д-Д-Д-Д
-Я не зря во рту стучу
Д-Д-Д-Д
Звукам правильным учу.
Д-Д-Д-Д

«Пароход»

Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).

Отплывает пароход
Ы-Ы-Ы-Ы
Набирает он свой ход.
Ы-Ы-Ы-Ы
Он в гудок гудит, гудит
Ы-Ы-Ы-Ы
«Путь счастливый говорит»
Ы-Ы-Ы-Ы

nsportal.ru


Смотрите также

АСТОК